УДК 740
Шадитва Г.А., к.филoc.н.
дoцeнт
кафедра «Общественных наук» Мeждунаpoдный казахcкo-туpeцкий унивepcитeт им. Х.А. Яcави
Казах^ан, г. Туpкecтан КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА В
КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннстация: В этой cra^e pаccматpиваютcя культурно-цивилизационные системы Казахстана в контексте глобализации. Проанализированы особенности национальной идеи Казахстана. Выявлена и обоснована необходимость дальнейшего развития национального единства Казахстана.
Ключевые слова: Казахстан, единство, глобализация, суверенитет, культурная идентичность, нация, политика.
UDC 740
Shadinova G. A.,Ph.D., Associate Professor Associate Professor of the Department of Social Sciences International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi
Kazakhstan, Turkestan CULTURAL-CIVILIZATION SYSTEMS OF KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Annotation: This article examines the cultural and civilizational systems of Kazakhstan in the context of globalization. The features of the national idea of Kazakhstan are analyzed. The necessity of further development of the national unity of Kazakhstan was revealed and justified.
Key words: Kazakhstan, unity, globalization, sovereignty, cultural identity, nation, politics.
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях, когда общечеловеческие интересы становятся доминантой международной жизни, над которой, однако, все еще довлеют и противоречия классового, национально-этнического, группового уровней. Парадоксальность ситуации заключается в том, что глобализация общественных процессов, общечеловеческие интересы сочетаются с цивилизационным кризисом. В более широком контексте данная ситуация - проявление глобального системного цивилизационного кризиса, нараставшего с конца ХХ века [1].
Культурно-цивилизационный аспект процессов глобализации, является сегодня наиболее спорной и непредсказуемой темой. Разброс мнений чрезвычайно широк, некоторые из них взаимоисключают друг друга. Именно поэтому подобный вопрос представляет интерес как для казахстанского общества в целом, так и для научного изучения, иначе
говоря, представляет социальную и научную актуальность одновременно [2].
По своему статусу Казахстан является евразийской страной, частью евразийской цивилизации. На первый взгляд может показаться, что естественным путем развития современного Казахстана оказывается его вхождение в тюркско-исламский мир, с которым нас связывает многовековая общность национальных корней, языков, традиций, обычаев. Именно она позволила казахскому народу определить для себя конкретные пути для широкой интеграции в мировое сообщество как равный с равными.
Памятуя о том, что цивилизация в современную эпоху представляет собой общий для всех народов путь социального, культурного и научно-технического прогресса, в республике осуществляются меры, направленные на углубление процесса демократизации, коренного реформирования всех сторон жизни, утверждения гражданских свобод и соблюдения прав человека.
Многосторонность и открытость внешней политики Казахстана являются гарантией к установлению прочных взаимовыгодных отношений с этими государствами, открывают дорогу к современным технологиям, привлечению инвестиций и комплексному использованию природного сырья.
[3]. В последние десятилетия в связи с обретением Казахстаном государственной независимости особенно актуальным стал поиск цивилизационных истоков и основ казахской государственности, культурно-цивилизационной идентичности. Особенностью казахской
государственности является то, что в историческом прошлом она относилась по своим сущностным характеристикам к казахской цивилизации. «Казахи, — отмечает Президент Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории», — наследники великих цивилизаций сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [4]. В этом контексте национальная идея способна мобилизовать общество и указать направление данного пути, задать вектор цивилизационного развития Казахстана. Национальная идея выступает духовной основой казахской цивилизации, формирования национальной идентичности и подъема национального самосознания.
Современная казахстанская цивилизация представляет собой, прежде всего, локальную межэтническую общность, формирующуюся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих на широких просторах страны, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего сложился высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции, правовых и политических системах, специализированных компонентах и формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования и т.п., «при сохранении большого или меньшего разнообразия в чертах этнографических культур нароуникальность казахстанской
цивилизации основана на синкретизме сознания - способности не только органически совмещать в себе элементы разных религиозных систем, разных культурных традиций, но и «переваривать» их в себе - это адаптационные качества, присущие казахам, казахстанцам и всему Казахстану как стране. Именно поэтому у Казахстана есть способность быстро проводить реформы и внедрять инновации, которые помогут нам развиваться дальше, так как в основе цивилизационной самоидентификации казахстанского социума лежат его единство, целостность и непрерывность [5].
Обретение Республикой Казахстан 16 декабря 1991 года независимости, безусловно, стало поворотным моментом в ее истории, открыв ей путь для широкой интеграции в мировое сообщество как полноправного субъекта международных отношений. Сегодня в условиях глобализации особое место приобретает проблема осмысления сущности дальнейшего развития человечества. В этой связи Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что: «В условиях глобализации и быстро меняющейся экономической обстановки, а также соседства с большими, конкурентоспособными странами Казахстану необходимо быть гибким и мобильным, только таким образом страна сможет оперативно отвечать на вызовы глобализации» [6].
В условиях современной глобализации правы те исследователи, которые высказывают суждения, созвучные духу интернационализации: плодотворное взаимодействие национальных культур и культурных ценностей, которые имманентно присущи всем культурам; ценность человеческой жизни, его прав, моральные нормы, ценности равенства, семьи, труда, коллективности, науки и знаний и т.д. Именно они способны аккумулировать ценности демократии, гражданского общества, общечеловеческой солидарности и т.д., и дать новую, в духе социокультурной глобальности, основу идентичности человека, т.е. его поведения в соответствии с принципами гражданского общества. Стало быть, идентификация не на основе западных ценностей, а базовых, которые есть в глубинных основах всех национальных культур, главных внутренних источников их саморазвития. Идентификация не на основе вестернизации и унификации культур, а их плюрализма, сохранения ценностей индивидуализма Запада и коллективизма Востока [7].
При этом Казахстан не должен отказывается от своей собственной идентичности. Для нас европейские ценности являются достижениями мировой цивилизации, имеющими универсальную значимость и притягательность. Европа прошла долгий и сложный путь, прежде чем смогла стать регионом мира и процветания и благотворно влиять на соседей. Поэтому решение проблем новой цивилизационной модернизации лежит в сфере культуры и ее ориентации на социальный прогресс. Таким образом, Казахстанская цивилизация в контексте глобализации и проблемы поиски путей культурной индентификации направленная на возрождение многовековой духовной культуры Казахстана. Она несомненно внесет
весомый вклад в науку, культуру и литературу.
Использованные источники:
1. Проблемы культуры мира в контексте глобализации http://old.nasledie.m/global/17_1/artide.php?art=n
2. Байдаров Е.У. Культурно-цивилизационное развитие Казахстана в контексте трансформации казахстанского социума в эпоху глобализации: философско-политологический анализ. - Алматы: «TST Company», 2011. -53 с.
3. Казахстан в системе мировой цивилизации//http://sribook.net/obschaya-filosofiya/kazahstan-sisteme-mirovoy-26973.html
4. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. - 296 с.
5. Масалимова А. К проблеме идентификации цивилизационных ценностей // Казахстанская цивилизация в контексте глобализации и поиски путей культурной идентификации: Материалы международной научной конференции. - Алматы: Казак университет^ 2003 - С. 83-87.
6. Назарбаев Н.А. Инновационная индустрия науки и знаний -стратегический ресурс Казахстана в XXI веке // Казахстанская правда. -2010. - 8 декабря.
7. Косиченко А.Г. Влияние глобализации на духовные основы, ценности и идеалы казахстанского общества // Казахстан в условиях глобализации: философско-политологический анализ. - Алматы: К-ИЦ ИФП МОН РК, 2006. - 363 с. - С. 184-227.
УДК 316.346.32 - 053.6
Янкина И.А., доктор социологических наук доцент, зав.кафедрой управления ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»
Россия, г. Таганрог УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ МОЛОДЁЖИ Аннотация. Статья основана на результатах социологического исследования социальных оценок молодёжи г. Таганрога в 2015, 2017 г.г. Выделяются и характеризуются основные тенденции в динамике социальных оценок уровня жизни молодёжи. Анализ данных показал, что негативные оценки уровня жизни молодежи связаны с повышением цен на услуги и товары.
Ключевые слова: социальные оценки, молодёжь, уровень удовлетворенности, уровень жизни.