Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2020. № 40
УДК 323.11 (574)
DOI: 10.17223/22220836/40/26
О.Н. Шелегина, С.К. Жетпысбаев
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»
Впервые в соответствии с авторским концептом О.Н. Шелегиной «освоение наследие» рассматривается реализация (с 2004 г. по настоящее время) государственной программы Республики Казахстан (РК) «Культурное наследие». Выделяются актуальные исследования и крупные научные и социокультурные мероприятия национального и мирового уровня. Международное значение беспрецедентной программы определяется ее комплексным многоуровневым характером выявления, введения в научно-информационный оборот, образовательную практику, сферу туризма репрезентативного массива всех видов историко-культурного наследия; активным сотрудничеством с ЮНЕСКО. Показана целесообразность и перспективность распространения эффективного опыта программной деятельности в сфере наследия РК. Ключевые слова: Республика Казахстан, программа «Культурное наследие», международный опыт, освоение наследия.
Проблемы культурного наследия в условиях динамики процессов глобализации и глокализации являются в настоящее время актуальным междисциплинарным научно-исследовательским и социокультурным направлением на национальном и международном уровне [1. С. 33-39]. Обращение к имеющемуся историографическому и источниковому ресурсу, относящемуся к разным странам, будет способствовать постановке и решению новационных научных задач, связанных с формированием общей теории наследия; созданию алгоритмов реализации эффективных программ, обеспечивающих освоение наследия; развитию тренда корреляции наследия и национальной идентичности.
Современные социокультурные и научные обстоятельства определяют целесообразность систематизации и комплексного анализа культурологами, музеологами, историками опыта деятельности, представления успешных проектов в сфере наследия на международном, национальном и региональном уровнях, разработки теоретико-методологической основы для организации междисциплинарных и компаративных исследований в странах Евразии, в том числе России и Казахстана.
Российские ученые постоянно изучают составляющие наследия, позволяющие осуществлять реконструкции системы и культуры жизнеобеспечения казахов в Х1Х в. Так, участники международной научной конференции «Изучение историко-культурного наследия Центральной Евразии: Маргуланские чтения» (РК, Караганда, 2009) А.А. Плешаков, О.И. Мартынюк, Н.С. Ковшова акцентировали внимание на том, что важно «...гордиться ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, ис-
кусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной» [2. С. 122].
Культурное наследие любого народа - это не только его прошлое, это будущее его новых поколений. За свою многовековую историю казахи, ведя кочевой образ жизни, создали в мире много уникального. Казахстан - огромная страна с богатым культурным наследием, на ее территории находятся тысячи памятников. По заключению ученых, «...в древности здесь существовала самобытная культура, в течение тысячелетий создаваемая упорным трудом местного населения в тесном контакте с окружающими народами.» [3. С. 209]. Традиции и достижения этой культуры бережно хранились и передавались из поколения в поколение и вошли в духовную и материальную сокровищницу современных народов Казахстана. Лидер нации Н.А. Назарбаев подчеркивает: «.Казахи - наследники великих цивилизаций сумели пронести свое национальное „Я" над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [4. С. 25]. Историко-культурное наследие Казахстана позиционируется как важная составная часть общечеловеческой культуры. Оно, по определению Е. Байда-рова, является «...действенным рычагом формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшим хранилищем исторической памяти...» [5. С. 45].
До настоящего времени не разработано универсальное, удовлетворяющее культурологов, историков, музеологов понятие «культурное наследие». Интерес представляет позиция Д.Н. Замятина. Он рассматривает наследие как образ, «... выполняющий не только специфические защитные культурные функции или же функции идеологического подкрепления в ходе формирования новой традиции», но и явно связывающий «.разные культуры, чаще всего разновременные, разделенные в историческом времени веками и тысячелетиями, а иногда разделенные и в географическом пространстве» [6. С. 78]. Наследие, по существу, может пониматься и как определенный медиативный ментально-материальный культурный слой, необходимый культуре для органичной жизни, воспроизводства и развития. Вместе с развитием самой культуры происходит развитие и наследия, его образа, который меняется вместе с культурой, будучи ее неотъемлемой составляющей. Смысл дефиниции «историко-культурное наследие» включает в себя и памятники археологии, архитектуры, и письменные памятники, и национальные традиции, являясь неотъемлемой частью культурной идентичности любого народа, так как в своеобразии культуры наиболее ярко отражена историческая судьба любого этноса, и только на его основе возможно построение настоящего и будущего страны [5. С. 45].
Опыт и достижения культур и цивилизации «без наследия» и «вне наследия» может говорить лишь о том, что образ наследия в культуре, с одной стороны, является историко- и культурно-географическим феноменом, типологически не обязательным для человеческих культур вообще, а с другой стороны, он может восприниматься и пониматься как необходимое когнитивное условие для выхода культуры или цивилизации в онтологическое пространство потенциально возможного «культурного бессмертия» [6. С. 82]. Культурное наследие является и философской проблемой: что мы наследуем, какова истина наследия - это вопросы, связанные с онтологией наследия.
Именно поэтому необходимо выработать методологическую позицию по отношению к наследию, требующую рассмотрения ее не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения настоящего и будущего.
Мировой опыт показывает, что обращение к своим историческим и культурным корням, наследию ушедших поколений не является чем-то исключительным. Немало государств в ХХ в. по мере укрепления независимости и экономического потенциала ставило перед собой комплексную задачу возрождения культурно-исторического наследия. К примеру, Китайская Народная Республика, несмотря на коммунистическую идеологию «с китайской спецификой», пережив трагедию радикальной культурной революции, в конечном итоге сохранила свое культурно-историческое наследие с его первоосновой - конфуцианством. В условиях глобализации практически все страны мира решают задачи, направленные на возрождение наследия, включение его в международное социокультурное пространство. Наиболее продуктивным является подход, при котором культурное наследие нации понимается всеобъемлюще, во всем своем историческом многообразии. В Российской Федерации реализуется государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., включающая подпрограмму «Наследие», направленную на сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям. В ее контексте формируются и реализуются соответствующие региональные программы и проекты. На постсоветском пространстве Казахстан впервые на государственном и международном уровне осуществляет программу по сбору и систематизации документов, касающихся его истории и культуры. М.С. Кара-мановой были охарактеризованы структура, ход и значение первых этапов реализации государственной программы «Культурное наследие» [7].
Программа «Культурное наследие», не имеющая аналогов в других странах по масштабу и историческому диапазону, названная Н.А. Назарбаевым «стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре» [8. С. 287], представляет для мирового сообщества значительный теоретический и научно-практический интерес.
В данной статье впервые осуществляется систематизация, анализ и определение международного значения государственной программы Республики Казахстан «Культурное наследие» на основе предложенного О.Н. Шелегиной концепта «освоение наследия». Освоение наследия может рассматривать как совокупность процессов выявления, сохранения, изучения, реставрации и реконструкции, дегитализации материального и нематериального наследия, создание законодательной и информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей эффективное применение объектов наследия в национальных и интернациональных социокультурных практиках.
Для изучения актуального опыта Республики Казахстан по освоению наследия имеется существенный научный задел и научно-организационный потенциал. Широкий общественный резонанс получил первый трансграничный многоэтапный (общее число участников более 700) социокультурный и научно-образовательный проект Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона «Актуализация культурного наследия в странах Азии» (апрель, 2014 г.), активно поддержанный Ассамблеей народа Казахстана Павлодарской области. На базе Павлодарского государственного педагогическо-
го института, Павлодарского областного художественного музея и общественного объединения «Славянский культурный центр» г. Павлодара была проведена Международная музеологическая школа «Роль музеев в сохранении и интерпретации историко-культурного и природного наследия». Это позволило специалистам музеев, туристических фирм, студентам из России, Монголии, Китая, РК познакомиться с богатым историко-культурным и природным наследием Казахстана. По завершении проекта именно в Казахстане впервые была издана коллективная монография «Cultural heritage in Asian countries: from theory to practice» («Культурное наследие в странах Азии: от теории к практике»). В ней ученые из 11 стран мира представили результаты исследований по проблемам теории и практики изучения и трансляции природного, научного, историко-культурного наследия, включения его в сферу туризма [9]. Значительная часть статей из этого коллективного труда была опубликована в «Вестнике Алтайской государственной педагогической академии». Обращаясь к читателям журнала, известные сибирские ученые
B.А. Ламин, Б.В. Базаров, О.Н. Труевцева подчеркивают: «В связи с тем, что Российская Федерация отстает от многих стран мира в вопросах актуализации наследия, одной из насущных задач отечественной теории и практики становится преодоление этого отставания через широкое включение наследия в концепции устойчивого развития как отдельно взятых регионов, так и страны в целом, совершенствование механизмов сохранения и использования объектов культурного наследия» [10. С. 9-10].
В апреле 2019 г. в Республике Казахстан (г. Нур-Султан) Министерством образования и науки, Министерством культуры, информации и спорта РК, Акиматом г. Нур-Султан, Дирекцией по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия» акимата г. Нур-Султан, Национальным комитетом «Всемирного наследия» Казахстана, Международным советом музеев РК под эгидой Международного совета по музеям (ИКОМ) при ЮНЕСКО, Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона (ИКОМ / ИКОФОМ/ АСПАК) при участии Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, Алтайского государственного педагогического университета была проведена международная научная конференция «Музей, музеология, культурное наследие». Этот форум явился впечатляющим свидетельством успешной реализации казахстанской программы «Мэдени м^ра» - «Культурное наследие», ее перспективного характера, целесообразности интеграции деятельности в сфере наследия учреждений науки, культуры, образования, неправительственных музейных организаций на международном уровне.
В сборнике материалов конференции, включающем статьи на трех языках - казахском, русском, английском, обобщены инициативы лидера нации -Елбасы Н.А. Назарбаева в изучении и сохранении культурного наследия Казахстана (Г.М. Атабаева) [11], результаты изучения политики актуализации культурного наследия в РК на государственном уровне (О.Н. Шелегина,
C.К. Жетпысбаев) [12]. Казахстанскими музеологами и IT-специалистами проанализированы процессы создания образовательной среды национального музея на основе демократизации общественного потребления историко-культурного наследия (Т.Т. Адильбекова) [13], а также использования современных идей и технологий Смарт-туризма с целью представления миру музе-
ев Казахстана с новых позиций как центров культуры и просвещения и повышения привлекательности для иностранных туристов культурного наследия страны (Е.Б. Оспанов) [14]. На примере деятельности Карагандинского областного историко-краеведческого музея могут быть определены особенности региональных социокультурных практик в рамках программы «Культурное наследие» (Л. Канжанова) [15].
Весьма примечательно, что в ходе конференции «Музей, музеология, культурное наследие», знаменующей очередной этап в претворении программы РК «Мэдени м^ра», существенное внимание (доклад Виерегг Хиль-дегард К. [16], выставка «Искусство традиционной китайской цветочной композиции «2019», мастер-классы по чайной церемонии) было уделено международному проекту «Великий Шелковый путь». В его развитии Казахстан активно участвует с 1998 г. на основе государственной программы «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» [12. С. 60-61].
Рассматривая в исторической динамике государственную культурную политику Казахстана, следует отметить, что на этапе строительства суверенной республики актуализировалась необходимость консолидации общества вокруг идеи национального развития с учетом исторического и культурного наследия как символа единства народа и целостности страны, укрепления ее международных позиций. В начале 1990-х гг. Казахстан начал участвовать в деятельности ЮНЕСКО по сохранению историко-культурного наследия человечества. С того времени охрана историко-культурного наследия возведена в основополагающий принцип государственной политики в области культуры. Являясь членом ЮНЕСКО, Казахстан стремится следовать всем международным актам, выработанным этой и другими организациями - партнерами ЮНЕСКО в области защиты историко-культурного наследия. Сотрудничество с ЮНЕСКО основано на сохранении и развитии культурного наследия Казахстана: петроглифы археологического ландшафта Тамгалы обозначены в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, народный праздник «Наурыз» и состязание акынов «Айтыс» включены в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества [5. С. 46].
Интерес к изучению истоков культурного наследия в годы независимости стал насущной потребностью общества. В апреле 2003 г. в Послании народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев предложил реализовать специальную среднесрочную программу «Культурное наследие» [17. С. 65]. В 2004 г. она была разработана с целью создания целостной системы изучения огромного культурного наследия народа и воссоздания значительных историко-культурных памятников. Появление данной программы было обусловлено тем, что путь казахов к национально-культурной консолидации был весьма долгим и сложным. В традиционных культурах народов Евразии в ХХ столетии наблюдались явления, связанные с деформацией этнических ориентиров, разрывом в восприятии культурного наследия, что имело негативное влияние на судьбы людей. В Казахстане почти половина казахов отучились говорить на родном языке, что было сопряжено с изменениями в духовном мире этноса, которые грозили привести к размыванию и утрате
национальной идентичности даже в условиях приобщения к лучшим достижениям цивилизации.
Сегодня народы мира говорят на шести тысячах языков и имеют культурное наследие своих предков. Программа «Культурное наследие» стала широко известна за рубежом. В апреле 2006 г. прошла ее успешная презентация в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Влиятельная международная организация признала этот документ уникальным и рекомендовала использование такого программного подхода к национальному историко-культурному наследию для других стран. При этом имелось в виду, что транспоколенная передача культурного наследия возможна при наличии целого ряда объективных и субъективных факторов. К наиболее значимым относятся этническая территория, государственная политика, создающая условия для преемственности в восприятии обществом культурного наследия различных исторических эпох.
Сохранение культурных достижений казахов и других этносов, обеспечение исторической преемственности развития национальных культур стало одним из приоритетных направлений государственных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений, каждого казахстанца. Показательно, что программа отнюдь не ограничивалась сугубо утилитарными целями восстановления историко-культурного достояния прошлого. Одним из главных предназначений программы стало достижение позитивных сдвигов в общественном сознании, что определило ее важное идеологическое общегосударственное значение, создало условия для влияния Казахстана в мировом культурном пространстве. Известный общественный деятель Мурат Ауэзов так охарактеризовал программу: «...Это государствообразующий проект огромной важности, программа поистине патриотической направленности и великого созидательного смысла.» [18. С. 703].
В соответствии с планом мероприятий по реализации государственной программы «Культурное наследие» на 2004-2006 гг. были организованы научно-поисковые экспедиции в библиотеки городов Казани, Уфы, Урумчи. Задачей научно-поисковых экспедиций стало составление библиографии казахской книги, выявление и копирование раритетных и ценных печатных материалов, изданных за пределами республики, содержащих страноведческие материалы, отсутствующие в фондах библиотек Казахстана. Итоговый список включал 155 наименований книг на казахском и 179 - на русском языке. Результатом экспедиции в Татарстан, Башкирию и Китай 2005 г. стало приобретение собрания казахской литературы, включающего 478 названий книг, исторических летописных источников, мемуаров [19. С. 459].
Благодаря реализации проекта «Культурное наследие» открылась возможность современной аксиологической интерпретации философской мысли казахов. В рамках программы изданы 20 томов, охватывающих философское наследие казахского народа начиная с древнейших времен до сегодняшних дней, 10 томов собрания сочинений аль-Фараби, 20 томов мирового философского наследия с переведенными трудами выдающихся русских философов Н. Бердяева, В. Соловьева, Л. Шестова. По возможности воссозданы значительные философские труды евразийских ученых и мыслителей с учетом их индивидуальности и национальной неповторимости. Возрождение русской философии на государственном языке открывает возможность ее изуче-
ния в контексте национальной идеи, идеи евразийства, идеи диалога научных философских, исторических и культурных традиций Казахстана и России. Это способствует репрезентации культурного наследия, стимулирует развитие человека, способного к подлинной культурной коммуникации.
Результативность программы «Культурное наследие» на каждом этапе ее выполнения и финансирования (2004-2006 гг. - 2,7 млрд тенге; 20072008 гг. - более 4 млрд тенге, 2009-2011 гг. - более 5 млрд тенге) [7] обеспечивалась системой эффективного многоуровневого менеджмента, постоянного внимания и контроля со стороны руководства страны. Ход выполнения государственной программы «Культурное наследие» постоянно рассматривается на заседаниях депутатов Мажилиса Парламента, правительства страны, Ассамблеи народов Казахстана. В 2008 г. заседание Общественного совета прошло при участии президента Н.А. Назарбаева с приглашением представителя ЮНЕСКО, зарубежных ученых. Подводя итоги выполнения программы за 2004-2006 гг. и определяя дальнейшие задачи. Н.А. Назарбаев акцентировал внимание на том, что первый этап программы предполагал работы по поиску, обследованию и сбору исторического материала, а второй должен стать новой ступенью, на которой накопленный материал поистине станет достоянием народа, будет повышен международный статус программы. Как отрадный факт было отмечено расширение сферы сотрудничества Казахстана и авторитетной международной организации в изучении культурного наследия ЮНЕСКО. Казахстанские ученые совместно с зарубежными коллегами должны изучать национальное достояние, преобразуя его в достояние общечеловеческое [20]. Присутствующий на названном мероприятии известный российский и сибирский археолог А.И. Мартынов выразил свое восхищение глобальностью замысла и целеустремленностью воплощения программы «Культурное наследие». По его словам, «это повышает имидж государства в глазах мирового сообщества. Казахстан и Россию роднит многое: общее степное евразийское пространство, скифо-сибирское культурное историческое единство и тюркская культура. Впереди у двух стран немало общих проектов: совместные научные исследования, подготовка кадров.» [20].
Ярким событием стала открывшаяся в г. Астана во Дворце мира и согласия выставка, посвященная первым результатам реализации государственной программы «Культурное наследие». В четырех основных экспозициях были собраны документы и фотографии, полученные во время полевых работ и зарубежных научно-поисковых экспедиций, материалы, рассказывающие о ходе реставрации памятников, а также серии изданных книг. Особое внимание посетителей вызвали уникальные экспонаты: предметы быта, оружие, ювелирные изделия, найденные во время археологических раскопок. Демонстрировались комплекс предметов «Золотого воина» и ювелирные украшения из курганов Иссык и Береля - наиболее аттрактивные и самые древние из найденных на тот период времени. Щит и седло с аппликациями в виде рогатых и крылатых сфинксов давали посетителям выставки представление об особенностях скифо-сибирского стиля и жизни кочевников.
Функции координатора программы «Культурное наследие» выполняет Республиканский общественный совет. Он организует деятельность по изучению и воссозданию памятников культуры и истории казахов, находящихся в странах дальнего и ближнего зарубежья. В реализации программы прини-
мают участие отечественные меценаты. Благодаря поддержке «Казкомерц-банка», Благотворительного фонда «Кдо Жолы» и корпорации IBM Global Services впервые не только в Казахстане, но и в Центрально-Азиатском регионе открыта студия изображений в Национальной библиотеке, появилась возможность дигитализации памятников письменности. В фондах библиотеки хранятся рукописи, старопечатные издания, письменные памятники истории и культуры Казахстана и другие раритеты. В их числе: первые казахские газеты, журналы «Казак», «Садак», «Айкап», письменное наследие Ходжи Ахмета Яссауи, включенное в Международный реестр ЮНЕСКО «Память мира». Весьма значительными оказались результаты научно-поисковых экспедиций, организованных Национальной библиотекой в Британскую библиотеку, Национальные библиотеки Парижа, Мадрида, Севильи, Флоренции, Берлина, Еревана, дипломатический архив Министерства иностранных дел Франции, секретный архив Ватикана. В зарубежных книгохранилищах и архивах было выявлено и приобретено 77 копий рукописей и около 200 печатных изданий [19. С. 463].
В соответствии с программой «Культурное наследие» исследования памятников древней культуры развернулись практически по всему Казахстану, регионы которого располагают уникальным наследием прошлого. Так, на земле Мангистау сосредоточены более 80% памятников истории и культуры Казахстана, ряд из них достоен войти в мировую сокровищницу. Неоценимую помощь в археологических исследованиях и реставрационных работах оказывают Институт археологии им. А. Маргулана, Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева, Карагандинский, Павлодарский, Кокшетауский и Коста-найский университеты. Эти научно-образовательные организации ежегодно проводят экспедиции по изучению тридцати городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана.
В программе «Культурное наследие» большое внимание уделяется возрождению исторических городов и других этнокультурных центров Казахстана, развитию туристической инфраструктуры. К примеру, в Актюбинской области в с. Жиренкопа на месте захоронения легендарного Кобланды-батыра был возведен уникальный мемориальный комплекс. Осуществление программы позволило провести многочисленные археологические раскопки, обновить и возродить многие памятные места, на основе которых создается новая казахская история. Так, при раскопке кургана Шилик на юге Казахстана найдено четыре тысячи золотых украшений Ш—V вв. Всемирную известность получил Берельский курган, в котором обнаружены штандарты, символы, знамя одного из вождей. Тем самым подтверждается предположение ученых-историков о том, что 25 веков назад на территории Казахстана существовала государственность. Система возрождения древней культуры казахов, а также программа «Культурное наследие» вызывают пристальный интерес в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Исследования в Казахстане стали привлекательными для ученых из Японии, Монголии, Турции, Азербайджана, России, Украины, Финляндии, Болгарии, Венгрии и Великобритании. Геополитическое и социокультурное значение имеет демонстрация памятников культуры казахской степи в качестве эталонов культур кочевников. Названия памятников «Алтын Адам» -
«Золотой человек», мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, города Отрар и Туркестан являются историческими и культурными брендами Казахстана.
Международным направлением программы стало сохранение и восстановление всемирно значимых объектов наследия в странах дальнего и ближнего зарубежья: Мавзолея Султана аз-Захира Бейбарса, музейного комплекса аль-Фараби в Сирии и Египте. Единственный в мире культурно-исторический мегаполис - г. Алматы, в черте которого сохранился огромный царский некрополь (47 курганов сакской элиты и вождей усуньских племен), являвшийся сакральным центром для всего скифо-сибирского мира, превращен в знаменитый археологический парк под открытым небом «Боралдайские сак-ские курганы», самый крупный в странах СНГ.
В июне 2008 г. на расширенном заседании Общественного совета, сопровождавшемся выставкой в Казахстанской национальной электронной библиотеке, Н.А. Назарбаев с учетом достижений и корректировки программы «Культурное наследие» назвал приоритетные направления на следующий период. Среди них: формирование национальных символов; развитие культурного туризма; международная пропаганда национального исторического наследия; комплексное изучение документального историко-культурного наследия; внедрение систематизированных результатов программы в образовательную практику, подготовка специалистов (переводчиков, историков, этнографов, реставраторов) для деятельности в сфере наследия [20].
В концепции культурной политики Казахстана 2014 г. основное внимание также уделено историко-культурному наследию. По результатам полной инвентаризации памятников культуры в стране насчитывается свыше 35 тыс. недвижимых памятников. В государственный список охраняемых памятников истории и культуры вошли 218 объектов республиканского значения и 11,5 тыс. объектов местного значения, археологии, архитектуры и монументального искусства. В концептуальном документе национальное историко-культурное наследие рассматривается не только в контексте его сохранения, но и как основа для воспитания нового казахстанского патриотизма, который станет одной из составляющих конкурентоспособной ментальности страны, базирующейся на результатах и перспективах выполнения программы «Культурное наследие».
К настоящему времени уже осуществлены реставрационные работы на 73 археологических и архитектурных памятниках, проведены более 40 археологических, 26 научно-прикладных исследований. Из стран Западной Европы, США, Турции, Египта, Китая, России, Японии, Узбекистана, Монголии, Армении в Республику Казахстан возвращены 5 тыс. уникальных, не известных ранее документов, касающихся ее истории и культуры. В ходе экспедиции только в Китае было обнаружено около трех с половиной тысяч не изученных источников по истории и культуре Казахстана. В рамках реализации государственной программы «Культурное наследие» была выпущена серия книг «Алтын кор - Золотой фонд». В нее входят выдающиеся произведения казахской литературы от ХУ в. и до сегодняшних дней.
По инициативе Н.А. Назарбаева для повышения имиджа страны ведется активная презентация исторического и культурного наследия Казахстана за рубежом. Казахский «Золотой воин» - один из ценнейших экспонатов Национального музея РК, имеющий мировую значимость, экспонировался в госу-
дарствах постсоветского пространства. В настоящее время его копия размещена в здании ООН в Нью-Йорке. Одежда воина содержит около четырех тысяч украшений, выполненных в так называемом «зверинном стиле» в виде фигур барсов, лосей, горных архаров, лошадей и птиц. Возможно, в ближайшем будущем он станет всемирно известным казахстанским брендом. Приведенные варианты презентации наследия способствуют международному признанию земли казахов Великой степи и увеличению потока туристов в Казахстан.
Реализация программы имеет огромное историческое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре. Современное состояние культурного наследия Казахстана характеризуется обеспечением комплекса мер по сохранению и дальнейшему развитию многовековых традиций, открытием новых памятников истории и культуры, активизацией работ по консервации, реставрации мавзолеев, старинных мечетей, древних городищ, созданием на их базе новых историко-культурных музеев-заповедников.
Восстановление историко-культурного наследия рассматривается в Казахстане как воссоздание связи времен, обладающей четкой проекцией в будущее [21. С. 233].
В результате реализации программы «Культурное наследие» в Республике Казахстан в настоящее время работают 64 театра, 44 концертные организации, 4 168 библиотек, 234 музея, 124 парка и парка развлечений, 5 зоопарков, 114 кинотеатров и 3 180 клубов. Эта целая система, которая служит культурной и духовной жизни Казахстана, способствует миру и национальному согласию, воплощает лучшие традиции мировой культуры, обеспечивает образовательный уровень для нового поколения казахстанцев [11. С. 47].
Пролонгированная программа «Культурное наследие» предусматривает модернизацию музеев Казахстана, превращение их в ближайшей перспективе в опорные центры взаимодействия и сотрудничества с научными учреждениями, университетами, библиотеками, архивами. Это будет способствовать широкой популяризации, интерпретации историко-культурного наследия в современном формате с учетом опыта зарубежных музеев - Лувра, Ватикана, Эрмитажа.
За 15 лет реализации государственная программа «Культурное наследие» стала одним из главных приоритетов национального развития, стала программой для будущих поколений казахстанцев. Выявление, сохранение, изучение и представление с использованием современных технологий на национальном и мировом уровне историко-культурного наследия Казахстана, всемерно поддерживаемое государством, общественными организациями, гражданами, направлено на удовлетворение всевозрастающего интереса населения к духовно-культурным ценностям.
Международный успех стратегической программы «Культурное наследие» РК, являющейся важной составной частью процессов модернизации страны, базируется на совокупности факторов, обеспечивающих ее эффективную реализацию в национальном масштабе. Среди них поэтапность и последовательность в реализации и финансировании программы для целесообразного управления ресурсами и оценки достигнутых результатов; высокий уровень работы по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия, активная включенность научных учреждений, музеев, библиотек; социокультурный характер программы: одобрение и участие
казахстанцев, продвижение в средствах массовой информации, в том числе электронных, поддержка Ассамблеи народа Казахстана.
В настоящее время происходит процесс выделения и корреляции в рамках программы «Культурное наследие» специализированных проектов международного («Великий Шелковый путь», «Алматы - свободная культурная зона Казахстана»), национального («Сакральная география Казахстана», «Астана (с 2019 г. - Нур-Султан) - сердце Евразии») и регионально-локального («Туган жер» - «Земля рождения», «Туган ел» - «Страна рождения») уровней. Такое расширение спектра программной деятельности РК в сфере освоения наследия направлено на укрепление идентичности, обеспечение устойчивого гармоничного развития, интеграции Казахстана в мировое культурное пространство, создание теоретической и научно-практической базы для выполнения новационного проекта международного значения «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
В заключение подчеркнем, что мировой магистральной тенденцией современного социокультурного развития становится переход от декларировавшегося ранее использования наследия к его освоению [22. С. 9]. Проведенный нами анализ историографического ресурса и репрезентативной эмпирической базы позволяет считать государственную программу Республики Казахстан «Культурное наследие» соответствующей новационному социокультурному тренду освоения наследия, что определяет ее актуальное и перспективное международное значение. В комплексе на основе законодательной и информационно-коммуникационной системы осуществляются процессы выявления, сохранения, изучения, реставрации и реконструкции, дигитализации материального и нематериального наследия. Заслуживает внимания опыт решения задач по выявлению и представлению нации и миру уникальнейших образцов уходящей в глубь веков культуры народа, вовлечению граждан в процесс познания и охраны памятников материального и нематериального наследия. Как алгоритм может внедряться в социокультурную практику других стран поэтапная реализация мероприятий по консолидации, дигитализации, введению в научно-информационный оборот национального книжного и рукописного наследия, находящегося в других странах мира. Весьма значима для международной интеграции масштабная работа с участием зарубежных ученых по выявлению, исследованию, реставрации, реконструкции и музеефикации объектов всемирного археологического наследия. Популяризация результатов выполнения и перспектив программы «Культурное наследие», являющихся информативной и аттрактивной частью международных проектов и форумов, играет важную роль в распространении успешного опыта освоения наследия и внедрения его в национальные и интернациональные социокультурные практики.
Литература
1. Труевцева О.Н. Музеология и изучение наследия: необходимость интеграции // Музей, музеология жэне мэдени мура: Fылыми-тэжiрибелiк конференцияньщ баяндамалар жинагы, 1718 сэуiр, 2019, Нур-Султан / Fылыми. бас. ред. Б.Б. МажаFулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдули-на. Нур-султан, 2019. С. 33-39.
2. Плешаков А.А., Мартынюк О.И., Ковшова Н.С. Государственная программа «Культурное наследие»: опыт музеефикации и организация туризма на археологических памятниках северной ветви Великого Шелкового пути // Материалы международной научной конференции:
«Изучение историко-культурного наследия Центральной Евразии»: Маргуланские чтения. Караганда, 2009. C. 122-133.
3. Байпакое К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. Алма-Ата : Наука, 1971.
211 с.
4. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы : Атамура, 2003. 288 с.
5. Байдаров Е. Защита историко-культурного наследия - нравственный долг каждого из нас // МИРАС. 2016. № 4 (40). С. 44-49.
6. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // СОЦИС. 2010. № 2. С. 75-82.
7. КарамановаМ.С. Государственная программа «Культурное наследие» Казахстана: этапы ее реализации и значение // Портал National Digital History оf Kazakhstan. 01.10.2013. URL: http://e-istory.kz/ru/contents/view/1568 (дата обращения: 20.08.2019).
8. Назарбаев Н.А. Выступление на расширенном заседании Общественного совета по реализации программы «Мэдени мура - Культурное наследие» // Избранные речи. Астана : Изд-во Сарыарка, 2011. Т. 5, кн. 1. 528 с.
9. Cultural heritage in Asian countries: from theory to practice. Pavlodar : Edition of Pavlodar State Pedagogical Institute, 2015. 227 р.
10. Вестник Алтайской государственной педагогической академии. Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. 2014. № 18. 192 с.
11. Атабаева Г.М. Инициативы Елбасы Н.А. Назарбаева в изучении и сохранении культурного наследия Казахстана // Музей, музеология жэне мэдени мура: гылыми-тэ:тарибелж конференцияньщ баяндамалар жинагы, 17-18 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нур-султан, 2019. C. 40-53. (Казах.)
12. Шелегина О.Н., Жетпысбаев С.К. Государственные программы Республики Казахстан по актуализации культурного наследия // Музей, музеология жэне мэдени мура: гылыми-тэжiрибелiк конференцияныц баяндамалар жинагы, 17-18 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нур-султан, 2019. C. 54-63.
13. Адильбекова Т.Т. Создание образовательной среды национального музея на основе демократизации общественного потребления историко-культурного наследия // Музей, музеоло-гия жэне мэдени мура: гылыми-тэж1рибелж конференцияныц баяндамалар жинагы, 17-18 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нурсултан, 2019. C. 54-63.
14. Оспанов Е.Б. Музеи РК в Интернете. Цифровизация. Аудиогиды // Музей, музеология жэне мэдени мура: гылыми-тэж1рибелж конференцияныц баяндамалар жинагы, 17-18 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нурсултан, 2019. C. 523-527.
15. Канжанова Л. Деятельность Карагандинского областного историко-краеведческого музея в реализации государственной программы «Культурное наследие» // Музей, музеология жэне мэдени мура: Fылыми-тэжiрибелiк конференцияныц баяндамалар жинагы, 17-18 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нурсултан, 2019. C. 473-481. (Казах.)
16. Хильдегард К. Виерегг. Культурное наследие древнего Шелкового пути: «чай и цветы» - чайный дом, чайный сад, чайная церемония, артефакты, цветочные композиции // Музей, музеология жэне мэдени мура: Fылыми-тэжiрибелiк конференцияныц баяндамалар жинагы, 1718 сэуiр, 2019, Нур-Султан / гылыми. бас. ред. Б.Б. Мажагулов, О.Н. Труевцева, М.К. Хабдулина. Нур-султан, 2019. C. 19-32. (Англ.)
17. Назарбаев Н.А. Избранные речи и статьи. Т. 4: 2003-2005 гг. Астана : Сарыарка, 2011.
640 с.
18. АуэзовМ.М. Времен связывающая нить. Алматы : Жибек жолы, 2017. 760 с.
19. Харченко С. Казахстан: от суверенитета к мировой конкурентоспособности. М. : Зебра Е, 2010. 592 с.
20. Программа «Культурное наследие». Н. Назарбаев поставил задачу ускорить сбор исторических данных о древних казахах // Казахстанская правда. 14.06.2008. URL: http://www. centrasia.ru/newsA.php?st=1213427220 (дата обращения: 25.08.2019).
21. История независимого Казахстана / под общ. ред. Х.М. Абжанова, Л.Н. Нурсул-тановой. Алматы : Казак энциклопедиясы, 2011. 400 с.
22. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М. : Этерна, 2012.
432 с.
Olga N. Shelegina, Institute of History SB RAS (Novosibirsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Seysembay K. Zhetpisbaev, Akimat of the city Ekibastuz (The Republic of Kazakhstan).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2020, 40, pp. 279-292.
DOI: 10.17223/2220836/40/26
INTERNATIONAL SIGNIFICANCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN STATE PROGRAM "CULTURAL HERITAGE"
Keywords: The Republic of Kazakhstan; "Cultural Heritage" Program, international experience; heritage assimilation.
This article concerns theoretical and academic and research issue of assimilation of cultural heritage in the context of globalization, which is nowadays topical at the world and national level. The paper provides a complex analysis of the Republic of Kazakhstan (RK) state program "Cultural Heritage", which is aimed at determining its international significance. The work is based on a substantial historiographic resource that includes articles written by the first president of RK N.A. Nazarbaev, famous Kazakhstan and Russian scientists. Historic-cultural heritage of Kazakhstan is positioned as an important integrant of the universal human culture. The "heritage assimilation" concept proposed by O.N. Shelegina has been evaluated with the use of representative empirical base. During this research the authors defined that the international success of the RK strategic program "Cultural Heritage" is due to the legislative and financial support provided by the state, the integration of cultural, scientific and educational institutions and public organizations. The researches held in Kazakhstan began to draw attention of scientists from Japan, Mongolia, Turkey, Azerbaijan, Russia and several other countries. Heritage objects such as "Altyn Adam" - "Golden Man", Mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi, the cities of Otrar and Turkestan, are historical and cultural brands of Kazakhstan of the world level. The participation of Kazakhstan in the UNESCO Silk Roads Project and the transboundary project "Asian Countries Cultural Heritage Update" possesses high geopolitical and socio-cultural value. The International Scientific Conference "Museum, Museology, Cultural Heritage" (Nur-Sultan, April 2019) became a significant event that reflected the results and prospects of the Program. In general, the RK Cultural Heritage Program belongs to the innovative research and socio-cultural trend space related to heritage assimilation. Step-by-step implementation of actions aimed at consolidation, digitalization and introduction of national heritage of other countries to the scientific and informational turnaround may prove to be an effective algorithm. The international significance of a novel Cultural Heritage Program is determined by its complex multi-level character of heritage assimilation, introduction of assimilated historic and cultural heritage to the educational practice and the sphere of tourism, as well as active cooperation with UNESCO. The authors find it appropriate and promising, accounting the productive international experience of the Republic of Kazakhstan, to perform interdisciplinary research of the issues of heritage assimilation in the context of globalization.
References
1. Truevtseva, O.N. (2019) Muzeologiya i izuchenie naslediya: neobkhodimost' integratsii [Museology and the study of heritage: the need for integration]. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds) Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 33-39.
2. Pleshakov, A.A., Martynyuk O.I. & Kovshova, N.S. (2009) Gosudarstvennaya programma "Kul'turnoe nasledie": opyt muzeefikatsii i organizatsiya turizma na arkheologicheskikh pamyatnikakh severnoy vetvi Velikogo Shelkovogo puti [State program "Cultural heritage": museification and organization of tourism at archaeological sites of the northern branch of the Great Silk Road]. In: Varfolomeev, V.V. (ed.) Izuchenie istoriko-kul'turnogo naslediya Tsentral'noy Evrazii [The Study of the Historical and Cultural Heritage of Central Eurasia]. Karaganda: [s.n.]. pp. 122-133.
3. Baypakov, K.M. & Erzakovich, L.B. (1971) Drevnie goroda Kazakhstana [Ancient Cities of Kazakhstan]. Alma-Ata: Nauka.
4. Nazarbaev, N.A. (2003) V potoke istorii [In the flow of history]. Almaty: Atamyr.
5. Baydarov, E. (2016) Zashchita istoriko-kul'turnogo naslediya - nravstvennyy dolg kazhdogo iz nas [Protection of historical and cultural heritage is the moral duty of each of us]. MIRAS. 4(40). pp. 44-49.
6. Zamyatin, D.N. (2010) Obraz naslediya v kul'ture. Metodologicheskie podkhody k izucheniyu ponyatiya naslediya [The image of heritage in culture. Methodological approaches to the study of the concept of heritage]. SOTsIS - Sociological Studies. 2. pp. 75-82.
7. Karamanova, M.S. (2013) Gosudarstvennaya programma "Kul'turnoe nasledie" Kazakhsta-na: etapy ee realizatsii i znachenie [State program "Cultural heritage" of Kazakhstan: stages of implementation and significance]. National Digital History of Kazakhstan Portal. 1st Octobe. [Online] Available from: http://e-istory.kz/ru/contents/view/1568 (Accessed: 20.08.2019).
8. Nazarbaev, N.A. (2011) Izbrannye rech [Selected Speeches]. Vol. 5(1). Astana: Saryarka.
9. Truevtseva, O.N. & Vieregg, H.K. (eds) (2015) Cultural Heritage in Asian Countries: From Theory to Practice. Pavlodar : Edition of Pavlodar State Pedagogical Institute.
10. Lazarenko, I.R. (ed.) (2014) Muzeevedenie i sokhranenie istoriko-kul'turnogo naslediya [Museology and preservation of historical and cultural heritage]. Vestnik Altayskoy gosudarstvennoy pedagogicheskoy akademii. 18.
11. Atabaeva, G.M. (2019) Initsiativy Elbasy N.A. Nazarbaeva v izuchenii i sokhranenii kul'-turnogo naslediya Kazakhstana [The initiatives of Elbasy N.A. Nazarbayev in the study and preservation of the cultural heritage of Kazakhstan]. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds)Muzey, muzeologiyazhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 40-53.
12. Shelegina, O.N. & Zhetpysbaev, S.K. (2019) Gosudarstvennye programmy Respubliki Kazakhstan po aktualizatsii kul'turnogo naslediya [State programs of the Republic of Kazakhstan on updating the cultural heritage]. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds) Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 54-63.
13. Adilbekova, T.T. (2019) Sozdanie obrazovatel'noy sredy natsional'nogo muzeya na osnove demokratizatsii obshchestvennogo potrebleniya istoriko-kul'turnogo naslediya [Creation of the educational environment of the national museum on the basis of de-mocratization of public consumption of historical and cultural heritage]. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds) Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 54-63.
14. Ospanov, E.B. (2019) Muzei RK v Internete. Tsifrovizatsiya. Audiogidy [Kazakhstan museums on the Internet. Digitalization. Audio guides]. In: Mazharylov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds)Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 523-527.
15. Kanzhanova, L. (2019) Deyatel'nost' Karagandinskogo oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya v realizatsii gosudarstvennoy programmy "Kul'turnoe nasledie" [Activity of the Karaganda Regional Museum of History and Local Lore in the implementation of the state program "Cultural Heritage"]. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds) Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 473-481.
16. Vieregg, H.K. (2019) Cultural heritage along the ancient Silk Roads: "tea and flowers" - teahouse, tea-garden, tea-ceremony, artifacts, flower arrangements. In: Mazhagulov, B.B., Truevtseva, O.N. & Khabdulina, M.K. (eds) Muzey, muzeologiya zhane madeni myra. Nur-Sultan: [s.n.]. pp. 19-32.
17. Nazarbaev, N.A. (2011) Izbrannye rechi i stat'i [Selected speeches and articles]. Vol. 4. Astana: Saryarka.
18. Auezov, M.M. (2017) Vremen svyazyvayushchaya nit' [A Time Connecting Thread]. Almaty: Zhibek zholy.
19. Kharchenko, S. (2010) Kazakhstan: ot suvereniteta k mirovoy konkurentosposobnosti [Kazakhstan: from sovereignty to global compet]. Moscow: Zebra E.
20. Kazakhstanskaya Pravda. (2008) Programma "Kul'turnoe nasledie". N. Nazarbaev postavil zadachu uskorit' sbor istoricheskikh dannykh o drevnikh kazakhakh [Program "Cultural Heritage". N. Nazarbayev set the task to accelerate the collection of historical data on ancient Kazakhs]. 14th June. [Online] Available from: http://www. centrasia.ru/newsA.php?st=1213427220 (Accessed: 25th August 2019).
21. Abzhanov, Kh.M. & Nursultanova, L.N. (2011) Istoriya nezavisimogo Kazakhstana [History of Independent Kazakhstan]. Almaty: KazaK entsiklopediyasy.
22. Kaulen, M.E. (2012) Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii [Museumification of the Historical and Cultural Heritage of Russia]. Moscow: Eterna, 2012. 432 s.