®
www.volsu.ru
УДК 316.722 ББК 60.5
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАЗАХОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Узакова Салима Андромасовна
Преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук, Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет, Аспирант кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина Salima1966@mail.ru
ул. Ихсанова, 44/1, 090006 г Уральск, Казахстан
Аннотация. В статье анализируются особенности социокультурного капитала и семейных ценностей казахов, выделяются условия и основные факторы их формирования. Выделены основные вехи социокультурной трансформации казахского общества. Делается вывод о том, что в современных условиях глобализации в Казахстане идет процесс изменения традиционных культурных и семейных ценностей, который, по мнению автора статьи, необходимо контролировать с помощью тщательно продуманной культурной политики.
Ключевые слова: культура, ценности, семья, глобализация, трансформация.
Начиная со второй половины XX в. для характеристики современного мира все чаще используется такое понятие, как «глобализация», под которой, как правило, понимают «процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации» [10, с. 12].
Отношения к этому процессу, как в науке, так и в обществе, сильно разнятся, порой представляя собою прямо противоположные мнения. Однако, вне зависимости от оценок происходящего, все больше исследователей признают, что конкретное государство в современных условиях не может активно развиваться без связи с остальной частью мирового сообщества. Немногочисленные примеры существования так называемых «закрытых» государств (яркий пример здесь -•< КНДР) лишь подтверждают то, что подобно-
^ го рода «обособленность» не идет на пользу (0
§ населению этой страны.
^ Одной из значимых тенденций всемир-© ной глобализации в настоящее время являет-
ся глобализация культурная, под которой понимают процессы сближения деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Данные процессы влияют на все институты человеческого социума, в том числе и на семью. Оценке этих процессов в применении к конкретному примеру -обществу современного Казахстана - посвящена настоящая статья.
Вне зависимости от конкретного этапа развития человеческого общежития, семья и ее наследие почитались как большая ценность, особенно в тех условиях, когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование. В современных условиях роль семьи несколько снизилась,
однако своего первоочередного значения этот институт не потерял, заслуженно считаясь той основой, без которой немыслимо любое общество. Исходя из этих соображений, тема семьи была, есть и будет всегда теоретически и практически значимой для понимания особенностей развития социальных отношений в обществе, заслуженно оставаясь объектом изучения многих дисциплин.
Еще одной причиной обращения к сформулированной нами теме стало понимание того факта, что семья является особым транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций. Соответственно, изучение и сбережение этнонационального своеобразия семьи и соблюдение семейных традиций представляет собой важнейшую основу для сохранения национальной самобытности конкретного народа и общества в современных условиях глобализации.
Это особенно важно в свете того факта, что социальные последствия экономической и культурной глобализации, в которую постепенно вовлекается и Казахстан и другие страны СНГ, неизбежно отражаются и на частной сфере жизни женщин и мужчин, на их семейных отношениях, причем не всегда в позитивном контексте. Ученые уже давно отмечали факты уменьшения значения традиционных семейных ценностей в западных странах [2, с. 69-70].
Для постсоветских стран это тоже характерно, хотя и не в такой степени - возможно, население здесь еще не в полной мере ощущает «симптомы» глобализации, так как эти процессы в большей мере происходят в развивающихся и постиндустриальных странах [9, с. 159]. Однако это не отменяет того, что учет этих тенденций все-таки необходим. Обращение к концепции социокультурного капитала семьи обусловлено и тем фактом, что дает возможность выявить механизмы стабилизации социальной структуры в условиях радикальных перемен, которые происходили в казахстанском обществе в связи с обретением его независимости.
Обратимся к теоретическим основам концепции социокультурного капитала. Большинство ученых под «культурным капиталом» подразумевают совокупность знаний, ценностных установок, культурных традиций и со-
циальных связей, характерных для той или иной этнокультурной семьи и предоставляемых по наследству как основа их воспитания и обучения [8, с. 65]. Наиболее важным в данном контексте представляется вопрос о том, каким образом культурные традиции семьи позволяют различным поколениям создавать и накапливать культурный капитал, какую роль он играет в формировании и сохранении семейных ценностей.
Исходя из данной концепции, современные нации не могли бы возникнуть без наследия прошлых этнических связей, а точнее, без памяти о прошлом, закрепленной в мифах, традициях, ритуалах, символах и языке. Специфические черты культуры складываются исторически в ходе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования. Они передаются от поколения к поколению благодаря традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей. В реальной жизни функционирование национальных культур во многом обусловлено наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их «притяжением - отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разновекторнос-тью ценностных ориентаций» [4, с. 16].
Социокультурный капитал - это основа общественных отношений, и не только потому, что он передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с представителями иных культур, но также и потому, что формирует у людей чувство идентичности. Нельзя себе представить человека вне определенной культуры, и нет культуры, которая была бы «ничьей» (общечеловеческой), не была бы порождением тех или иных народов. Казахский народ, как и многие народы, прошел определенную эволюционную трансформацию во временном пространстве, прежде чем сформироваться как нация. Формирование социокультурного капитала казахов происходило под мощным влиянием четырех основных факторов: природных условий; особенностей социального устройства; тенг-рианско-мусульманской религии; специфических особенностей национального воспитания [3]. Кочевой образ жизни, который вели племена, составившие затем этнонациональное
образование под именем «казахи», - это не только специфический быт или особый способ ведения хозяйства, но и уникальная способность духовного освоения мира.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. Сплочение и социализация в казахском обществе не были стихийными, они не были произвольными и спонтанными процессами, а основывались на кровно-родственной связи и родовом сознании. В этом проявляется генетическое единство казахов, происхождение из единого генеалогического древа. Казахи-кочевники всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей. Это было возведено до единого для всей нации морально-этического критерия. Ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства», «Пока живы знавшие отца - жива и память о нем».
Основой казахской картины мира называет родоплеменные связи президент Республики Казахстан Н. Назарбаев: «Уникальное родо-племенное, кланово-жузовое единое тело казахского народа веками органично разрасталось по принципу: все казахи - птенцы одного "Гнезда", ветви одного дерева, одного корня. Вот откуда сознание единства народа, которое по европейским канонам должно было бы отсутствовать у разрозненных кочевников, разделенных на три основные части - жузы, к тому же отстоящих друг от друга на большие расстояния. И это единство воспринималось именно через родословную. В этом проявляется генетическое единство казахов, происхождение из единого генеалогического древа. Казахи-кочевники всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей. Это было возведено до единого для всей нации морально-этического критерия. Так было всегда в нашей истории» [5, с. 35-36]. Однако векторы самобытного развития казахского народа были существенно изменены в XX веке.
В этот период казахстанское общество претерпело два глобальных преобразования,
которые коренным образом изменили характер отношений в обществе и семье, оказав большое влияние как на современников, так и потомков, привели к всеобъемлющей социально-экономической и культурной перестройке общества.
Первую из этих трансформаций можно привязать к периоду коллективизации. Важнейшее его значение для казахстанского общества проявилось в том, что население перешло от кочевого к оседлому образу жизни.
Вторая трансформация тесно связана с обретением независимости в процессе развала социалистического строя. В результате в среднеазиатском регионе образовалось многонациональное государство. Однако это еще не стало основой для смены социальных приоритетов. В 1990-е и 2000-е гг. для них фактически не было места: на пути становления независимости Казахстанского государства, целым группам людей, независимо от образования и социальной принадлежности, приходилось выживать в условиях болезненного становления рыночной экономики, обеспечивать условия для образования и воспитания детей. Именно сохранение культурного капитала позволило спасти социальное общество от деградации. Очень хорошо этот процесс охарактеризовала А.В. Очкина: «В основе этой самоидентификации лежал созданный в прежней экономической системе культурный капитал, а механизмом социального самосохранения стало воспроизводство моделей поведения в сфере образования и культуры в соответствии с социальным, а не экономическим статусом» [6, с. 69]. Однако когда социально-экономическая обстановка изменилась и вопросы выживания для народа уже не стали столь критичными, сказалось влияние глобализации. Ярким отражением этого можно считать происходящее в современном Казахстане обесценивание культурного капитала в глазах людей, имеющих высшее образование, целевые и ценностные ориентации на труд, образование и карьеру. Культурный капитал, созданный несколькими поколениями, оставаясь еще востребованным, для целого ряда индивидов перестал быть капиталом в подлинном смысле этого слова.
По нашему мнению, в этих условиях сохранение и накопление культурного капи-
тала, поддержка семейных ценностей должны стать основой социальной и культурной политики современного Казахстана. Ведь культурная самоидентификация - это не просто «защитная оболочка», а постоянно пересматриваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Казахстанское общество, как и любое цивилизованное общество, должно стремиться сохранить и защитить свое культурное достояние и наследие для будущих поколений. При этом, по нашему мнению, это должно делаться отнюдь не с помощью самоизоляции - ведь культурная глобализация - это многогранный процесс, имеющий не только негативные, но и множество позитивных следствий, среди которых можно, например, отметить все расширяющийся культурный обмен между странами.
Поддержка национальной культуры, национальных ценностей, в том числе и семейных, в этих условиях должна вестись корректно, но очень настойчиво - ведь эти составляющие, по сути, непосредственным образом влияют на процесс сохранения самобытности Казахстана, влияют на векторы самоидентификации населения. Именно поэтому государство должно сформулировать собственное видение культурного развития государства. На наш взгляд, это видение удачно сформулировано в проекте «Концепция культурной политики в Республике Казахстан» [7], которая была разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» [1]. Данную Концепцию, на наш взгляд, необходимо принять к реализации.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее : послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 г., г. Астана, 17 января 2014 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/K1400002014 (дата обращения: 25.10.2014). -Загл. с экрана.
2. Келле, В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры / В. Ж. Келле // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 69-70.
3. Кукубаева, А. Х. Национальное самосознание казахского народа / А. Х. Кукубаева. - Кок-шетау : Изд. центр Кокшетауского ун-та, 2006. -244 с.
4. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Мурзина Ирина Яковлевна. -Екатеринбург, 2003. - 47 с.
5. Назарбаев, Н. А. В потоке истории / Н. А. Назарбаев. - Алматы : Атамура, 1999. - 296 с.
6. Очкина, А. В. Культурный капитал семьи как фактор социального поведения и социальной мобильности / А. В. Очкина // Мир России. - 2010.-№ 1. - С. 67-88.
7. Проект «Концепция культурной политики Республики Казахстан». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://gako.kz/widgetkit/komitet-po-kultшe/87-proekt-kontseptsiya-kultumoj-poHtiki-respubliki-kazakhstan (дата обращения: 04.11.2014). -Загл. с экрана.
8. Рзаева, В. О. Многообразие культур и философия диалога в современном мире / В. О. Рзае-ва // Век глобализации. - 2011. - № 2. - С. 181-187.
9. Семья и женщина в современном мире: социальные и культурные аспекты. - Минск : Право и экономика, 2012. - 490 с.
10. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира / А. Н. Чумаков. - М. : Проспект, 2014. - 512 с.
REFERENCES
1. Kazakhstanskiy put-2050: Edinaya tsel, edinye interesy, edinoe budushchee: poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 17 yanvarya 2014 g., g. Astana [Kazakhstan's Way-2050: One Goal, Common Interests, Common Future. Message of the President of the Kazakhstan Republic of January 17, 2014, Astana]. Available at: http:adilet.zan.kz/rus/docs/ K1400002014 (accessed October 25, 2014).
2. Kelle V.Zh. Protsessy globalizatsii i dinamika kultury [The Processes of Globalization and the Dynamics of Culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2005, no. 1, pp. 69-70.
3. Kukubaeva A.N. Natsionalnoe samosoznanie kazakhskogo naroda [National Consciousness of the Kazakh People]. Kokshetau, Izdatelskiy tsentr Kokshetauskogo universiteta, 2006. 244 p.
4. Murzina I.Ya. Fenomen regionalnoy kultury: bytie i samosoznanie: avtoref. dis. ... d-rafilos. nauk [The Phenomenon of Regional Culture: the Existence and Identity. Dr. philos. sci. abs. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 47 p.
5. Nazarbaev N.A. V potoke istorii [In the Stream of History]. Almaty, Atamura Publ., 1999. 296 p.
6. Ochkina A.V. Kulturnyy kapital semyi kak faktor sotsialnogo povedeniya i sotsialnoy mobilnosti [Cultural Capital of the Family as a Factor of Social Behavior and Social Mobility]. MirRossii, 2010, no. 1, pp. 67-88.
7. Proekt "Kontseptsiya kulturnoy politiki Respubliki Kazakhstan " [The "Conception of Cultural Policy of the Republic of Kazakhstan"]. Available at: http://gako.kz/widgetkit/komitet-po-kulture/87-proekt-kontseptsiya-kulturnoj-politiki-respubliki-kazakhstan. (accessed October 11, 2014).
8. Rzaeva V.O. Mnogoobrazie kultur i filosofiya dialoga v sovremennom mire [Multiculturalism and the Philosophy of Dialogue in the Modern World]. Vek globalizatsii, 2011, no. 2, pp. 181-187.
9. Semya i zhenshchina v sovremennom mire: sotsialnye i kulturnye aspekty [Family and Woman in the Modern World: Social and Cultural Aspects]. Minsk, Pravo i ekonomika Publ., 2012. 490 p.
10. Chumakov A.N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. The Contours of a Holistic World]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 512 p.
SOCIOCULTURAL CAPITAL OF THE KAZAKHS IN THE CONDITIONS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS
Uzakova Salima Andromasovna
Teacher, Department of Social and Humanitarian Disciplines, West Kazakhstan Engineering Humanitarian University,
Postgraduate Student, Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work,
Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarin
Salima1966@mail.ru
Ikhsanova St., 44/1, 090006 Uralsk, Kazakhstan
Abstract. In the present article the author analyzes the features of sociocultural capital of the Kazakhs as a factor of family values formation in the Kazakhstani society. The author educes that in modern conditions of globalization, the process of transformation in the sphere of traditional cultural, and family values has been going on in Kazakhstan, which, according to the author's opinion, should be thoroughly controlled by means of elaborated cultural policy. In the given issue the author refers to the theses contained in the draft of the "Conception of cultural policy in the Republic of Kazakhstan", which was developed in order to implement the Message of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbaev to the people of Kazakhstan of January 17, 2014.
Key words: culture, values, family, globalization, transformation.