ББК 87.3(2)
К. Т. Утельбаев
Атырауский институт нефти и газа Республика Казахстан
ЭТНОСЫ И КОНФЕССИИ НА ПУТИ К ДИАЛОГУ
Отличительной особенностью Казахстана в социальном ракурсе является его полиэтнический состав. Полиэтничность населения подразумевает его многоконфессиональность. В Казахстане в настоящее время проживают более 100 наций, среди которых представители 40 конфессий. В этих условиях этнокультурная политика является основным фактором, влияющим на сохранение государственной целостности и унитарной формы государства. Этнокультурная политика в полиэтничных государствах в основном проявляется в ассимиляции, межэтнической интеграции, межэтнической консолидации, национальной консолидации. Модели этнокультурной политики сводятся к двум основным типам - ассимиляторской и мультикультурной. Казахстанская модель этнокультурной политики должна, по нашему мнению, базироваться на этническом многообразии, самобытности всех этносов, при одновременном укреплении гражданской идентичности, казахстанского патриотизма. Следует отметить, что на первом месте должна быть гражданская идентичность, а затем этническая, т. к. они в условиях полиэтнического Казахстана не противоречат друг другу. По мнению казахстанских исследователей, на данном этапе для республики оптимальный вариант - адаптация и межэтническая интеграция. Адаптация наиболее актуальна в отношении оралманов, а также той части населения, у которой еще не сформировалась казахстанская гражданская идентичность. Межэтническая интеграция остается актуальной для основной части населения Казахстана. Актуальна также консолидация на основе гражданской, а не этнической идентичности. Этническая и гражданская идентичность могут существовать как взаимодополняющие друг друга. Важную роль при реализации этнокультурной политики играют демографические и миграционные процессы. Неравномерное демографическое воспроизводство ведет к изменению соотношения численности этнических групп в различных регионах страны. Такую же роль играет приток миграции. С целью не допустить негативных явлений в этих областях в августе 2002 г. принята «Концепция государственной демографической и миграционной политики Республики Казахстан».
Характерным для полиэтнического Казахстана в настоящее время является сохранение межнационального согласия, толерантности в межэтнических отношениях. В то же время имеется ряд проблем, которые необходимо решить в первую очередь.
1. Недостаточно высокий уровень сформированности гражданской идентичности в республике.
2. Преодоление миграционного настроения части казахстанцев, ориентированных на возвращение на историческую родину.
3. Относительно низкая востребованность казахского языка в различных сферах.
4. Влияние низкой эффективности борьбы с нелегальной иммиграцией на рынок труда, социальную сферу и межэтнические отношения и т. д.
Из вышеуказанного следует, что казахстанской модели этнокультурной политики наиболее соответствует концепция этнического многообразия, которая включает в себя учет собственных этнических интересов, таких как сохранение этнической самобытности, языка и культуры, интеграция в казахстанское общество, относительно пропорциональная представленность во всех ветвях власти, самореализация в бизнесе.
Основная задача этнокультурной политики в республике состоит, по общему мнению, в том, чтобы создать такие формы и механизмы отношений между гражданами, которые обеспечивали бы высокий уровень духовной и культурной консолидации общества вокруг общих норм и ценностей, свободных от этнической окраски.
В основу этнокультурной политики республики в интересах сохранения и развития казахстанского общества должен быть положен принцип культурного плюрализма. Этнокультурный фактор в духовной жизни Казахстана должен быть представлен не механическим набором национальных культур, а оригинальным сплавом взаимосвязанных, взаимозависимых культурных комплексов, образующих единую общеказахстанскую культуру. При этом принцип культурного
плюрализма должен реализовываться через дилемму «единство и многообразие». В современных условиях это означает сохранение и автономное существование различных этнических общностей, их культур до того момента, когда будет создана устойчивая сеть взаимоотношений, обеспечивающая единство и стабильное развитие казахстанского общества.
При благоприятных условиях все участвующие в развитии социума этнокультуры смогут сохранить свою самобытность и образовать новую общность на государственной основе.
Основным социокультурным механизмом воздействия на духовную жизнь общества в современных условиях является расширение спектра общечеловеческих норм и ценностей, на которые ориентируется мировая цивилизация. Именно эта ценностная ориентация является реальной основой межнационального согласия и единения народов Казахстана. Долговременное урегулирование и стабилизация межнациональных отношений могут быть обеспечены в ходе длительного формирования основополагающих наднациональных принципов и приоритетов на государственной основе. «Задача плюралистической культурной политики, по мнению Э. Хобе-баума и Т. Рэндэнера, заключается в изобретении традиции» [1, с. 7]. Это своего рода социальная инженерия. Государство занимается ею, чтобы консолидировать своих граждан.
В современном Казахстане наблюдаются новые способы регуляции, и в частности предоставление равных прав доступа к социальным, культурным ресурсам общества для всех проживающих в нем этнических групп, а также равных прав для всех граждан, независимо от их этнической принадлежности. Одним из основных факторов, препятствующих политике мультикуль-турализма, характерной для всех полиэтнических государств на постсоветском пространстве, является тенденция к моноэтнизации социальной и культурной жизни общества. Она проявляется, как правило, в стремлении создать преимущества для государственного этноса в политической сфере. В результате этого ограничивается реальный доступ к ресурсам общества для других негосударственных этносов. Тем самым межэтнизация создает предпосылки для межэтнической конкуренции в социальной сфере на постсоветском пространстве СНГ. Важным фактором стабилизации и регулирования межэтнических отношений в Казахстане является институт президентства. Основным приоритетом в деятельности института президентства в обеспечении межнационального согласия является формирование надэтнической общности на основе гражданской идентичности. Важную роль в формировании гражданского общества, а значит, казахстанского народа, играют неправительственные организации. Однако усилий со стороны государства недостаточно, для того чтобы в стране сформировался казахстанский народ. Для этого необходимо, чтобы у представителей этнических групп сформировалось чувство идентичности со своим государством. Кризис социальной и гражданской идентичности порождает социальную солидарность. Для его преодоления необходимо развивать практику социального партнерства, где все участники выступают как равные стороны общественного договора и взаимоотношений. В социальном партнерстве социальные группы в лице представляющих их профсоюзов и неправительственных организаций выступают не как представители своих этносов, а как граждане республики.
Таким образом, формирование казахстанской нации с помощью деятельности государственных органов и институтов при помощи института социального партнерства создает предпосылки для реализации и совершенствования политики мультикультурализма в Казахстане. Отсутствие сформированного казахстанского народа создает разрыв между усилиями государства и общества по предоставлению этническим группам равного доступа к социальным и культурным ресурсам общества. Таким образом, этнокультурная политика в Казахстане должна строиться на научно-теоретическом фундаменте и учитывать достижения современной науки. Одновременно она не должна сводиться к набору социальных технологий государства и общества, имеющих этнокультурный характер этнокультурной политики, являющейся органической составляющей частью политики государства, направленной на демократические преобразования и создание гражданского общества.
После обретения суверенитета в постсоветских республиках сложились крайне разные ситуации в социально-экономической, демографической и языковой областях. Казахстан, по сравнению со своими центральноазиатскими соседями, занимает особое положение, т. к. в нем проживает более 100 этносов, среди которых представители 40 конфессий. Общеизвестным является тот факт, что в советский период русский язык служил языком межэтнического взаимодействия во всех республиках Советского Союза с населением более 260 миллионов человек. Казахстанская наука в это время активно разрабатывала вопросы функционирования русского языка
в Казахстане, однако в постсоветский период возникла некоторая неясность в определении места и роли русского языка в исследованиях социо- и этнолингвистического характера. Как отмечает О. Б. Алтынбекова, «большинство работ последних лет было посвящено в основном социологическим исследованиям определения построений различных социальных и этнических групп населения в связи с крупнейшими миграционными процессами, произошедшими в Казахстане, в том числе возвращением на свою историческую родину оралманов - этнических казахов, проживающих за пределами Казахстана» [2, с. 8].
После принятия в 1997 г. закона «О языках в Республике Казахстан» наметился качественно новый этап развития казахстанской самоидентификации. Перепись 1999 г. в республике показала, что изменилась ситуация в области владения языками различными этносами, проживающими в Казахстане. К 2001 г. увеличилась численность представителей титульной нации и изменилась демографическая ситуация по отношению к другим народам. Достаточно привести пример по данным Всесоюзной переписи 1989 г., когда титульная нация в республике составляла 40,1 % населения. В связи с изменением социально-экономической, демографической ситуации и реализацией Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 гг. изменилась языковая ситуация. Область применения казахского языка расширилась во всех сферах государственного управления и общественной жизни. В связи с этим большинство научных работ в области социолингвистики посвящено исследованию функционирования казахского языка и его социально-коммуникативных функций в системе государственного управления средств массмедиа, культуры, образования. В то же время уменьшилось внимание и научный интерес к проблемам функционирования русского языка в республике на фоне новой языковой политики, направленной в первую очередь на ренессанс государственного языка в условиях бурного экономического роста и связанной с этим миграцией извне.
За прошедшие 15 лет независимости в Казахстане выросло новое поколение молодежи, ориентированное на другие духовные ценности, иные, чем в советский период. В то же время, как признал президент Н. Назарбаев в выступлении на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана 25 октября 2006 г. (этот факт признает и большинство ученых), роль и сфера применения государственного языка увеличились крайне незначительно, что не отражает статус языка, за которым законодательно закреплены функции языка межнационального общения. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость всестороннего и комплексного исследования реального функционирования не только государственного, но и русского языка на современном этапе догоняющей модернизации казахстанского общества. Ясное представление этнокультурного фактора в духовной сфере невозможно без понимания лингвистической ситуации, основанной на этом языковом планировании с учетом фактической роли русского языка в культурном пространстве Казахстана.
Четкое представление о своеобразии этнокультурной ситуации республики и ее развитии под влиянием новой языковой политики поможет найти такую форму толерантного этнического взаимодействия, которое позволит народам Казахстана сохранить свой язык, культуру и конфессиональные особенности.
Русский язык в течение длительного исторического периода являлся доминирующим фактором не только межэтнического, но и внутриэтнического общения в Республике, что предопределялось не только советской национальной политикой, но и исторически сложившимся многонациональным составом населения республики. Необходимо отметить, что постсоветские республики после обретения независимости стали уделять особое внимание процессам этнической и культурной идентификации, тесно связанным с ренессансом и распространением титульных языков, что способствовало принятию законов, регулирующих языковую сферу. Принципиальным отличием закона 1997 г. «О языках в Республике Казахстан» от закона 1989 г. «О языках в Казахской ССР» является значительное повышение статуса государственного казахского языка и изменение статуса русского языка. Если в законе 1989 г. русский язык являлся языком межнационального общения и республика обеспечивала свободное функционирование русского языка наравне с государственным, то в законе «О языках в Казахской ССР» 1997 г. русскому языку придан статус официального языка, функционирующего наравне с государственным. В своем выступлении на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана Н. Назарбаев особо подчеркнул: «Вопрос государственной важности, тесно связанный с патриотизмом, - вопрос государственного языка, который выступает таким же символом, как флаг, герб, гимн, с которых начинается Родина. И он призван объединять всех граждан страны» [3].
После обретения независимости Казахстан на постсоветском пространстве проводил самую либеральную языковую политику. Но, как отмечает Президент Н. Назарбаев, «в настоящее время необходимо тщательным образом разъяснять в обществе ее сущность и задачи, т. к. она является стрежнем национальной политики любого государства. Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития государственного языка как важнейшего фактора единения всех казахстанцев, надо работать над созданием терминов науки и современных технологий, тем более рыночного казахского языка... . Что касается роли русского языка, в обозримом будущем он будет оставаться фактором нашей конкурентоспособности, и поэтому уровень его знания должен оставаться высоким. В нашем многонациональном обществе требуется понимание необходимости знания государственного языка и русского» [3]. Кроме того, в современных условиях глобализации актуальность приобретает знание английского языка. Новое поколение казахстанцев, считает глава государства, должно быть, по меньшей мере, трехъязычным, должно свободно владеть казахским, русским и английским языками. В Европе многоязычие стало нормой, к этому непременно должны прийти и казахстанцы, т. к. без знания английского языка сложно говорить о конкурентоспособности нации. Еще одна задача, поставленная Президентом, - переход на латиницу, т. к. она доминирует в информационном коммуникационном пространстве.
Дальнейшее исследование и разработка теоретической базы для практического внедрения и расширения функционирования в Казахстане различных типов би- и полилингвизма будут способствовать их распространению и в конечном итоге межэтническому согласию и единению казахстанского общества. Как отмечают казахстанские исследователи, для большинства казах-станцев язык остается основным этнодифференцирующим фактором. «Однако. статические данные об идентификации языка с национальностью могут лишь говорить о желании респондентов быть причисленными к тому или иному этносу. Наиболее же объективным фактическим приоритетом является степень владения родным языком и уровень распространения би- и полилин-гвизма» [4]. Не случайно, учитывая эту тенденцию, Н. Назарбаев отметил, что для казахов обязательное требование - знание государственного языка. Несмотря на то, что программа развития государственного языка оставляет желать лучшего, самое главное, что в казахстанском обществе есть понимание важности и необходимости его знания, а это - главное в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кадыржанов Р. К. Казахстанская модель этнополитики. - Алматы, 2002. - 80 с.
2. Алтынбекова О. Б. Этноязыковые процессы в Казахстане. - Алматы, 2006. - 416 с.
3. Казахстанская правда. - 2006. - 25 окт. - С. 12.
4. Абдыгалиев Б. Б. Политизация этничности: процессы, механизмы, последствия. - Алматы: Уш Киян, 2003. - 174 с.
Статья поступила в редакцию 3.11.2006
ETHNOSES AND CONFESSIONS ON A WAY TO DIALOGUE
K. T. Utelbayev
The principle of cultural pluralism should be put into the basis of an ethno cultural politics of the multinational states. Russian Federation and Kazakhstan are the most polyethnic and multiconfessional on the post soviet area. Therefore many problems in the sphere of a spiritual life of these countries in most cases are similar. Herewith the principle of cultural pluralism should be solved through dilemma - "unity" and "variety". In present conditions it means keeping and independent existence of various ethnic communities. The basic social and cultural mechanism of influence on a spiritual life of society in contemporary conditions is an expansion of a spectrum of universal norms and a basis of the interethnic consent and a unification of people. Stabilization of interethnic relations can be provided in a long process of basic supranational principles and priorities on the state basis.