Научная статья на тему 'КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ (90-Е ГОДЫ XX В.)'

КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ (90-Е ГОДЫ XX В.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / INTERETHNIC STABILITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HUMANITARIAN COOPERATION / ЭТНОС / ETHNOS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рысбекова С.Т., Шинтимирова Б.Г.

В статье расмотрены участие Казахстана в международном гуманитарном сотрудничестве и ее приоритетные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ (90-Е ГОДЫ XX В.)»

17.Население и хозяйство Кубано-Черноморской области за 1922-23 гг./ Под ред. Смирнского В.И. Краснодар, 1924. С.647.

18. Там же. С.225-226.

19. ГАКК. Ф.Р-220. Оп.1. Д.287.

20. Красное Знамя. 29 июля, 1921. №381.

21. ЦДНИКК. Ф.9. Оп.1. Д.256. Л.48.

22. Там же.

23. www k2x2.info /obshestvoznanie/sociologija_kratkii kurs/p5.php.

24. ГАКК. Ф.Р-226. Оп.1. Д.287. Л.50.

25. ЦДНИКК.Ф.9. Оп.1. Д.182. Л.32

26^о^. tarefer.ru/74/100562/index/htm/

27. Вся история российского алкоголизма в цифрах и фактах./www/pitportal.ru/new.artikle/8593.htm

28. Бордюжа Т.В. История питейного дела на Кубани и Черномории (конец ХУШ-1917 г. )/www. kubsu. ги/ sciense/disertation/ aftoref/BORUZAT V.doc

29. Вся история российского алкоголизма в цифрах и фактах. /www/pitportal.ru/new.artikle/8593.htm

С.Т. Рысбекова

доцент кафедры истории Казахстана,д.и.н., Казахский Национальный университет им. аль-Фараби

S.T. Rysbekova docent of the history of Kazakhstan department Kazakh National University named after al - Farabi (saltanat.rysbekova@mail.ru, 87015719677) Б.Г. Шинтимирова профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Западно-Казахстанская гуманитарная академия

B.G. Shintimirova professor of social and humanities department of West Kazakhstan Academy of the Humanities (ansar_2004@mail. ru)

КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ (90-Е ГОДЫ XX В.)

Аннотация. В статье расмотрены участие Казахстана в международном гуманитарном сотрудничестве и ее приоритетные цели.

Annotation. The paper considers the participation of Kazakhstan in international humanitarian coopération, and its priorities.

Ключевые слова: культура, межнациональная стабильность, глобализация, гуманитарное сотрудничество, этнос.

Key words: culture, interethnic stability, globalization, humanitarian cooperation, ethnos.

Современная ситуация в обществе обуславливает острую необходимость усиления внимания к культуре как фактору развития.

Культуру в настоящее время нельзя рассматривать в стороне от технологической и предпринимательской областей и перспективных тенденций развития цивилизации, как и от антропологического критерия самой цивилизации и культуры, сводящего воедино различные стороны человеческой деятельности, направленные на развитие самого человека и человеческих сообществ. Гуманитаризация международной жизни, усиление взаимозависимости стран и народов, возрастание роли и значения культуры в жизни общества, усиление контактов между людьми выдвинули гуманитарное сотрудничество в число приоритетных проблем.

Основные принципы решения гуманитарных задач изложены, как известно, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Важные предпосылки для расширения связей в области образования, культуры, информации, налаживания контактов между людьми в советский период истории Казахстана создал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июля - 1 августа 1975 г.). Особо значимым в новых условиях является осмысленное регулирование социальной дифференцированности культуры, соответствующей сложной общественной структуре, построенной на началах рыночной экономики общества. Специализация отдельных пластов культуры производится с учетом потребностей различных слоев населения, социальной многослойности самой культуры, при возможности взаимного

обмена социально актуальными формами и новациями.

Это подтверждается культурологическими и прикладными исследованиями, выявившими основные тенденции современных культурных процессов. С одной стороны, так называемая «высокая культура» развивает историческую традицию национальной элитарной культуры и крайне тяжело адаптируется к современным рыночным отношениям и меркантильным ценностям. Это находит отражение в своеобразном противоречии между содержанием лучших гуманитарных достижений общества и прагматическими установками молодого поколения, более успешно встраивающегося в современную систему культуры с учетом новых условий самореализации. С другой стороны, сохраняют свое влияние традиции советского периода, отличавшегося государственным патернализмом в отношении социокультурных запросов людей и их социальным иждивенчеством, приоритетом коллективного над индивидуальным, что наиболее отчетливо проявляется в поведении представителей старшего поколения, составляющих основной корпус в кадрах культуры в целом.

Таким образом, чрезвычайно ответственной представляется культурологическая, антропологическая миссия государства и общества в целом как решающего фактора функционирования гуманитарной сферы во внутреннем и международном развитии. Комплексные государственные программы, предусматривающие взаимосвязь культурной политики с социальными, научными и образовательными действиями общества, могут стать эффективным инструментом более полной социализации личности с учетом происходящего в современных условиях глобализации усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок. Одновременно такой подход обеспечивает полноценное, сбалансированное встраивание всего общества в мировую социокультурную систему с учетом гуманитарных аспектов глобализации.

Это относится, прежде всего, к процессу информатизации, который развертывается в масштабах всей цивилизации и активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социокультурный процесс. Важнейшей стороной развития информационно-телеком-

муникационных технологий и транспортных коммуникаций является процесс взаимного проникновения культур, который особенно в конце XX в., как раз когда началось становление новой государственности Казахстана, приобрел всеобщий характер.

Ядро каждой культуры обладает высоким иммунитетом, сопротивляющимся проникновению и воздействию других культур; напротив, унифицированные нормы, стандарты и правила, сформировавшиеся в рамках западной цивилизации, в глобальном масштабе распространяются относительно легко. Это объясняется тем, что общепризнанные западные структуры, институты, стандарты и правила вырастают на базе исторически сложившейся суммы технологий, всегда предполагающей наличие идентичных рациональных механизмов управления, рациональной деятельности и рациональных организационных форм. Таким образом, информационная революция несет в себе две тенденции: с одной стороны, изменяет традиционный уклад жизни человека, с другой - стимулирует адаптационные защитные механизмы культуры.

Традиционные общества и институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности не только устойчиво сосуществуют с современными институтами, но и приспосабливаются к их требованиям. При этом они видоизменяются как по существу, так и выступая в качестве проводников современности в условиях конкретной традиционной социальной организации. Благодаря традиции в обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация этнической культуры как системы, и она выступает как предохранительный механизм в структуре общества, а также является одним из механизмов его изменения. Для Казахстана этот процесс имеет весьма серьезное значение в силу полиэтнического состава общества и его культурного многообразия.

Анализ причин современного этнического возрождения во всемирном масштабе приводит к выводу, что развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации, и это, в свою очередь, актуализирует этническую идентичность. Народы реализуют свое стремление к

утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобытности, рассматривая этническую мобилизацию как средство расширения политических и экономических возможностей.

Казахстан смог достойно ответить на один из самых серьезных вызовов современности - сохранить межнациональную стабильность, консолидацию общества, не допустить конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на его территории. Для полиэтничного государства, каким является РК, задача укрепления межнационального согласия - одно из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ.

Однако парадоксальность этнического возрождения заключается в синхронном протекании двух современных и взаимосвязанных процессов, имеющих разнонаправленный характер: глобализация и индивидуализация. С одной стороны, происходит утверждение глобального менталитета за счет повсеместного, универсального распространения сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим стандартам мышления и поведения. С другой стороны, порой появляется тенденция к обособлению или даже изоляции. Процесс изменения традиционной культуры под воздействием глобальных ценностных ориентаций приводит к этнической мобилизации как средству расширения политических и экономических возможностей для укрепления идеологии, логики и психологии этнокультурной солидарности. То есть глобализация порождает обратную тенденцию - к индивидуализации, которая, в свою очередь, направляет народы на путь глобализации.

Традиционализм Востока, его «въедливость» позволяют тщательно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность того, что несет в себе информация. В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества. Применительно к Казахстану указанные тенденции следует рассматривать в контексте его евразийского геополитического и социокультурного положения, усложняющего и одновременно стимулирующего процессы и механизмы культурной адаптации к эффектам информационной революции и глобализации. Кроме того, эти тенденции объективно ставят гу-

манитарную сферу в число приоритетных, несмотря на степень осознания государством и обществом такой необходимости.

«Казахская степь и казахские города были перекрестком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада, - отмечает Н.А. Назарбаев. - Казахская культура как культура наших тюркских предков всегда была синкретичная, а не сводилась к одному, пусть и значительному влиянию. Казахская земля была территорией колоссальных культурных новаций евразийского масштаба - от военных технологий до способов конструирования жилья и разведения скота, от уникальных технологий в металлургии до выдающихся памятников творчества. Культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией» [1].

Современная культура РК представлена практически всем набором институтов культуры - от национальных и профессиональных школ до постмодернистских исканий во всех жанрах и видах искусства, а также науки и техники, образования и сферы досуга. Этот объективный итог исторического пути казахской культуры в XX в. основан на реальном содержании и результатах многолетних усилий по развитию национальных культур. Государственно-протекционистская политика советской власти по поддержке и развитию этнических культур дала свои результаты. У 9 этносов союзных республик СССР, в том числе и у казахов, доля работников умственного труда составила более 25% уже в 70-е гг. XX в. У казахов доля интеллигенции была в 1980-е гг. выше, чем у народов среднеазиатского региона. Достигнутый уровень образованности объективно вызвал стремление к умножению ценностей своей культуры, ко все большему осознанию своих этнических, культурных, гражданских интересов.

Сформировавшиеся институты динамичной национальной культуры способствуют формированию современной государственной, этнической и культурной идентичности суверенного Казахстана, не прерывая, а наращивая присущие ей интеграционные функции и огромный потенциал отечественной культуры. Н.А. Назарбаев, являясь сторонником построения новой идентичности не на принципах этнической исключительности, а на объединительных

началах, считает, что «возрождение культуры - это не поворот к национализму через возвышение национальной истории. Мы живем в многонациональном государстве и относимся с большим уважением к истории и культуре всех народов» [2].

Понимая ответственность за сохранение социально-политической стабильности в поликультурном обществе, власти с первых дней независимости объявили стержнем всей внутренней политики государства именно гармонизацию межэтнических отношений. Государство не стремилось к ассимиляции всего населения в некий унифицированный единый народ и отвергло любые формы искусственного выдавливания некоренного населения, в то время как многие республики бывшего СССР избрали другой путь, проводя даже политику натурализации. Оно выступает за то, чтобы каждая этническая общность жила полнокровной жизнью, возрождала свои традиции, культуру, язык, чтобы все казахстанцы имели равные права и возможности, независимо от национальности и языка, ощущали себя гражданами суверенного Казахстана и гордились этим. Именно поэтому в технологическом плане власть уделяет пристальное внимание выстраиванию оптимального баланса между интересами большинства и защитой прав меньшинств.

С учетом вышесказанного в рамках общей культурной политики в РК при развитии международного гуманитарного сотрудничества можно выделить ее приоритетные цели:

- всестороннее развитие социально-культурных ценностных ориентаций человека и общества, творческая интеграция мирового исторического опыта и национального культурного наследия;

- помощь гражданам в становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, форм духовного самоопределения и самовыражения, социокультурного сознания;

- всемерное развитие духовно-ценностного компонента как фундаментальной основы социального бытия;

- приобщение людей к знанию и интересу, ко всему многообразию культур человечества, воспитание толерантности;

- обеспечение высокопрофессионального качества деятельности специалистов всех отраслей, основанного на глубин-

ной взаимосвязи знаний и ценностей культуры.

Все сферы функционирования культуры в своей деятельности должны базироваться на базовых принципах культурной политики - органическая включенность в основное направление и содержание объективных процессов развития общества; активная роль культуропроизводящих институтов как объектов и субъектов культурной политики; учет самоорганизующейся и саморазвивающейся роли общества как субъекта культурной политики, где профессиональные структуры и учреждения служат регулятором, задают образы движения; постепенный характер воздействия на общество, что делает основные компоненты гуманитарного взаимодействия постсоветских стран важнейшим фактором формирования иерархии социокультурных запросов общества в целом; гетерогенный смысл отечественной культуры, делающий необходимым акцент на проблеме национального своеобразия как уникальном синтезе черт и форм, на «симфоническом» содержании поликультурного казахстанского социума, тесно связанного с бывшими советскими республиками; учет тенденций эволюции национального культурного наследия и выбор форм культурной модернизации, адекватных требованиям глобализации и информационной революции, в том числе в сфере подготовки кадров.

Для анализа интеграционных процессов в постсоветских странах и более широком масштабе данное положение имеет доктринальный смысл. Заложенные в исторических традициях и культуре основы конструктивного сожительства и взаимоотношений, несмотря на наличие в прошлом и настоящем разного рода противоречий, составляют мощный фундамент гуманитарного сотрудничества и противодействия негативным эффектам модернизации, глобализации и этнической мобилизации. Особенно важно в этом плане обратить внимание на неутихающие дискуссии по поводу идеи единства тюркских народов Центральной Азии или, наоборот, исключительной самобытности каждого из них в отдельности.

Сохранение этнических стереотипов вовсе не предполагает сохранности цельных форм этнического самосознания. В течение длительных исторических периодов, вплоть до нашего времени этническое самосознание было достаточно размытым,

замещаясь родоплеменной, локальной или конфессиональной идентификацией. Такое состояние, зачастую сопровождаемое двуязычием, характерно для многих крупных и политически неизолированных регионов, например, для Поволжья и Туркестана. Однако, этническая кристаллизация, в противовес этнической размытости прошлого, становится бурно протекающим процессом, парадоксально совмещается с прорастанием друг в друге этнически разных миров. Так, история тюрко-славянских отношений определялась не только драматическими коллизиями, но и исполненными жизненной силы процессами симбиоза, что сохраняется и поныне, остается одним из гражданского мира и политической стабильности в постсоветском пространстве. История и культура тюркских народов Евразии неотделимы в последние века от истории и культуры России, преодолевшей до известной степени порог собственного изоляционизма.

Ныне Центральная Азия - регион, заново открывающийся и открываемый внешним миром. Как считает М. Чешков, проблема выбора пути встраивания стран региона в мировую глобальную систему далеко не исчерпывается разработкой моделей, стратегий и прочими отдельными социальными агентами: речь идет о большем - становлении исторического самосознания в социумах ЦА. Эта задача неимоверно трудна с учетом не только исходной исторической традиции и ее последующих российско-советских метаморфоз, но и в контексте мирового сознания. Народам региона предстоит осознать и реализовать себя в качестве субъектов одновременно и своей истории, и истории человечества [3].

В рамках этих процессов для Казахстана принципиальное значение имеет то обстоятельство, что, являясь центром Евразии, он, как считает Президент РК Н.А. Назарбаев, призван «играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром. ... Мы - евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций» [4].

В контексте данной доктринальной установки следует рассматривать междуна-

родную деятельность РК в сфере гуманитарного сотрудничества. Так, 18 октября 1992 г. в Алма-Ате состоялся первый Всемирный конгресс духовного согласия, на который прибыли представители мировых религиозных конфессий, известные духовные лидеры, деятели просвещения из США, Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Индии, государств СНГ. 29 июля 1993 г. в Алматы учрежден форум «К новому согласию», объединивший свыше 20 общественных организаций, имеющих статус международных. 27 февраля 1998 г. Указом Президента утверждена Государственная программа РК «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Немаловажное значение для активизации роли культуры в формировании гражданского общества и укреплении его духовно консолидирующих основ имеет реализация Государственной программы «Культурное наследие» на 2004-2006 гг. За два года состоялось более 30 зарубежных, археологических, культурологических экспедиций и командировок, найдено 29 памятников материальной культуры от палеолита до средневековья в 14 областях РК, отреставрированы мечеть и медресе Аккойлы, Туркестанский исторический музей, Музей народных музыкальных инструментов. Организована Востоковедная археографическая экспедиция, которая обнаружила новейшие материалы по истории и культуре РК в Историческом архиве КНР. Национальная библиотека РК выявила в своих хранилищах 500-летнюю рукопись великого персидского поэта Абдурахмана Джамия, в начале 2006 г. выставила копии переписок ханов Золотой орды с папами Ватикана, положивших начало его дипломатической переписке со степными правителями. Она содержат историю тюрков, монголов и ти-муридов. Копии рукописей дипломатических переписок казахских ханов с правителями Китая на чагатайском, ойратском и маньчжурском языках обнаружены специалистами Института востоковедения им. Су-лейменова. Фонд ЦГА РК пополнился личным архивом М. Чокая, Т. Рыскулова и других выдающихся деятелей из библиотек Франции и США. Копию грамоты царя Федора Иоанновича хану Тевекелю о принятии казахов в подданство Московского гос-

ударства 1595 г. предоставил Российский государственный архив древних актов. Опираясь на казахстанский опыт в деле межнационального и межконфессионального согласия, Н.А. Назарбаев инициировал проведение в 2006 г. в Астане международного форума под эгидой ОБСЕ по вопросам толерантности, терпимости, общественного и межнационального согласия [5]. Одновременно в соответствии с программной задачей государственного развития, не допускающей, чтобы различные этнические и религиозные группы имели разные права, где «толерантность и терпение казахстан-цев, их радушие и приветливость... - серьезный залог нашего успеха, консолидации общества, привлечения иностранных инвестиций и вовлечения международного сообщества в решение наших проблем», были предприняты меры по консолидации гражданского общества. В частности, 24 января 1997 г. был принят Закон «О языках в Республике Казахстан».

Не менее важным достижением стало динамичное встраивание РК в структуру международных организаций, содействующих цивилизованному диалогу культур и обмену новейшими достижениями в различных областях современной жизнедеятельности людей, обществ и государств. Так, 20 июня 1992 г. в Стамбуле в рамках встреч министров культуры Казахстан вступил в Объединенный Комитет по вопросам Тюркской культуры и Искусства. С октября 1993 г. РК является членом Всемирной Туристской Организации, объединяющей 82 международных организации по различным видам спорта. 19 мая 1999 г. учрежден Казахстанский туристский союз. С 1993 г. РК - член Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности, с 22 мая 1992 г. - ЮНЕСКО, с 26 августа 1995 г. Международного Института Центрально-Азиатских Исследований ЮНЕСКО, с 30 марта 1994 г. Международного Совета Архивов (МСА).

РК также является участником таких организаций, как Международная Организация Библиотечной Ассоциации ИФЛА - с марта 1992 г., Международный Союз Архитекторов МСА - с июля 1992 г., Международный Союз Армейского Спорта - с 1993 г., Международной Ассоциации Развития Сотрудничества с учеными из Независимых Государств ИНТАС и Фонда Гражданского Развития и Исследований (ФГРИ) - с 1995

г. Все это существенно расширяет возможности оптимизации вхождения страны в международное гуманитарное пространство, обеспечения наибольших выгод в научном, культурном, информационном и ином сотрудничестве на мировой арене. В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека; учрежден институт Уполномоченного по правам человека; Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Работает представительная и авторитетная по составу Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Проведенный в Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал убедительным свидетельством растущего миротворческого потенциала нашей страны.

Еще более важную роль в переходе к демократии играет содействие международного сообщества вовлечению государств ЦА в систему цивилизованных международных отношений. Так, благодаря инициативе Швеции в 1992 г. страны региона, в т.ч. РК, были приняты полноправными членами ОБСЕ. Формирование единой казахстанской нации, построенной на принципах гражданского равенства и культурного многообразия, предполагает органическое соединение задач демократического участия в международном гуманитарном сотрудничестве и обретения консолидирующей национальной идеи, без которой немыслим никакой прогресс любого общества и государства. В содержании этой идеи должно преобладать гуманитарное начало. Только тогда она сможет служить подлинной идейно-духовной парадигмой общества, основываясь на ценностях либерализма и демократии, идеях государственности и гражданского общества, исторически сложившихся культурных традициях и нравственно-этических нормах казахстанского народа как надэтнической общности [6].

На протяжении многих десятилетий в Казахстане проживали представители разных этносов, и они выработали особый казахстанский менталитет, его особое духовное состояние. Оно выражается в неприятии обособленности, националистических крайностей. Казахстанцы дорожат сложившимся сообществом культур. Длительный опыт культурных контактов представителей различных этносов в Казахстане помог вы-

работать сходные культурные ориентации большинства населения страны. Вместе с тем, они способствовали созданию в Казахстане атмосферы межнациональной терпимости и взаимоуважения.

Коренному этносу - казахскому народу - в течение веков приходилось бороться за свою независимость и суверенитет. Но самое главное для него - стремление жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами. При этом одна из основных особенностей менталитета казахского народа - уважение к культуре, религиям, традициям и обычаям других народов. Сегодня в РК есть все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития. Все нации и народности осознают себя создателями новой культурной общности казахстанского народа. Сближение народов происходит в плоскости утверждения общих культурных ценностей, духовного единения нашего общества. Этническим диаспорам, проживающим в республике, отводится важная миссия -

быть мостами культурного диалога между Казахстаном и другими государствами. Независимость РК подкреплена едиными культурными и духовными ценностями всех народов, проживающих на территории страны. Достижения национальных культур, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения стали общенациональным достоянием всех казах-станцев.

Источники:

1.Назарбаев Н.Э. Тарих тол;ынында. Алматы: Атамщ>а,1999.-18-19 бб.

2.На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990. С. 369.

3. Казахстанская правда. 2003. 29 ноября

4.М.Чешков Постсоветская Центральная Азия в трех измерениях: традиционализация, периферизация, глобализация // Аналитика. 2005. 13 июня.

5.Барльщ к;азак;стандыктардьщ есш-еркендеу^ кдушаздщ жэне эл-ау;атыныц артуы. ^аза;стан Президентшщ ^аза;стан хал;ына жолдауы. Алматы: Юрист,2003.-7 б.

6.См.:Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. Национальная идея: предложение к обсуждению // Analytic. 2005. № 1. С. 7.

Р.Е. Суанова

к.и.н., научный сотрудник Центра этнокультурных

и социальных проблем, Северо-Осетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова R.E. Suanova

candidate of historical sciences, scientific officer of research Centre of ethno-cultural and social problems of the North-Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov (ra_ya55@mail.ru, 89280654185)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в. - 30-е гг. XX вв.)

Аннотация. Автор рассматривает вопросы формирования и развития музеев в Северной Осетии. Показывает влияние музеев на социально-культурные процессы, определяет особенности их проявления в Республике. Анализируются мероприятия и объекты, музеи как средство межкультурной коммуникации в региональных культурных процессов.

Annotation. The author considers the issues of formation and development of museums in North Ossetia. Shows the influence of museums on the socio-cultural processes, defined the features of their manifestation in the Republic. Analyzed are the activities and facilities, museums, as a means of intercultural communication in the regional cultural processes.

Ключевые слова: музейное дело, Музей Терской области, исторические экспозиции, экспонаты, краеведческий музей, коллекция, социокультурный институт, святилище Реком, Алагирский собор, Бабу Зангиев.

Key words: museums, Museum of the Terek region, historical expositions, exhibits, Museum of local lore, collection, socio-cultural Institute, the sanctuary of Recom, alagirsky Cathedral, Babu Zangiev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.