Научная статья на тему 'Культурно-ценностные системы как основание формирующейся экономической действительности. Часть первая'

Культурно-ценностные системы как основание формирующейся экономической действительности. Часть первая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косьмина Е. А.

Статья посвящена выявлению роли и значения культурно-ценностных систем, изначально базирующихся и формирующихся главным образом на тех ценностях и идеалах, которые имеют религиозное происхождение, в прогрессивном социальном и экономическом развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-valued systems as a basement of economical reality

The article reveals the role and cultural value of systems initially basing and formed mainly on those values and ideals, which have a religious origin, in progressive social and economic development of a society.

Текст научной работы на тему «Культурно-ценностные системы как основание формирующейся экономической действительности. Часть первая»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 008:33 Е. А. КОСЬМИНА

Омский филиал Академии бюджета и казначейства

КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена выявлению роли и значения культурно-ценностных систем, изначально базирующихся и формирующихся главным образом на тех ценностях и идеалах, которые имеют религиозное происхождение, в прогрессивном социальном и экономическом развитии общества.

ся) главным образом на тех ценностях и идеалах, ко-

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Культурно-ценностные системы выступают уникальным фактором, формирующим неординарные особенности хозяйственной деятельности людей, самобытностью хозяйственного строя и путей цивилизованного развития.

Напомним, что, например, разработка экономической программы развития страны Г. Грефа в 2000 году начиналась с обсуждения системы ценностей. Инициативу проявил «Клуб 2015» и персонально В. Лопухин, опубликовавший статью, из которой следовало, что для экономического роста нужна продуктивная система [1].

Среди авторитетов, занимающихся проблемами влияния национальных и религиозных ценностей и традиций на поведение экономических агентов, на развитие экономики, явственно выражено двоякое отношение относительно неизменности и изменчивости культурных ценностей. Теоретическому спору был положен конец эмпирическими доказательствами их изменчивости.

Заметим, что поведение, общее для членов общества, как элемент культуры базируется (формирует-

торые имеют религиозное происхождение. Конечно же, по мере секуляризации культуры, то есть отделения ее от церкви, возникают ценности и идеалы нерелигиозного происхождения. Последнее не исключает присутствия в этих неземных ценностях и идеалах «родимых пятен» религии.

После работ М. Вебера утвердилось представление о продуктивности протестантских ценностей и их чрезвычайно важной роли в успехах экономического развития стран Западной Европы и Северной Америки. Протестантские ценности, когда это было актуально, способствовали первоначальному накоплению капитала, а пуританская бережливость востребована и сегодня. Налицо очевидная связь ценностей с объективными и изменяющимися требованиями экономики. Как замечает Р. Инглхарт: «Экономическое развитие, как представляется, действительно связано с синдромом предсказуемого отхода от абсолютных социальных норм в пользу все более рациональных, гибких, пользующихся доверием постмодернистских ценностей» [2]. Его исследования всемирного обзора ценностей, которые проводятся уже более 25 лет и

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

I (сшкхти ородуЕпвио! ■ ВгарОДГЕПВВОІ культур ы [3)

Преи тетив ви: х\льттра Нещюдуставная культура

1 2 3

Богатство ?=і>іьгн лнчнен инншаїнЕИ «усилий Существующий рес\рс. который подлеж ИТ расгтрЕДЕЛЕНЕОс правильно нажить богатство и ель ¿л

Конкуренция Положительная сипа. развивающая стрелтекие к севера е-нсгб у и рс:ту оаіц есть енного богатства Форма агрессии, угрожающая 1та5илъности к сслцдарЕюсти общества. источник завЕети

Экономическая цепесооораіЕЕзгть Бе£бо: ИВОСТЪ Н ИНВЕСТИЦИИ б %Д\ТЦЄЄ Уравнительное распределение сегодня

Трлн Общественный долг и главная форы самовыражения. наиболее достойный |С IС ЧН И К УДОЕЛ егвор енюї потребЕвктей Брелгя. неизбежное ¡по; настоящее ТДСЕСЛЬСТБИеот жиз нил ниь вне работы

Инакомыслие Важне е узговие поиска истины и ге :тся ни : Г-7 сЗмзл енил общества Пр есту пл ение. у грежающ ее стабильности и единодушно

Жизнь _с. что я д =лам- са.ч Игралш^е н=гтреодслншызссил («бог или дьявол, трансиациональньге компании; мировой заговор ЛЕартсистовм»); люди ж ивуг в страхе юг и пессимизме

охватывают более 65 обществ, показывают, что страны с преобладающими ценностями консерватизма, иерархии и гармонии — большей частью бедные, их развитие сталкивается с трудностями. К последним относится Россия. Таким образом, связь между ценностями нации и развитием экономики по итогам данного и иных исследований можно считать доказанной. По мнению Е. Ясина: «В целом ценности традиционной русской культуры наряду с антиценностями, к которым она проявляет терпимость, в современных условиях непродуктивны».

Они отражают отношения и институты архаичного общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой.

Е. Ясин подводит некоторый итог результатов обсуждения проблемы ценностей и их роли в модернизации экономики России и всего российского общества, опираясь на мировой опыт развития культуры и экономики [4].

Он заключает, что, безусловно, система ценностей, культура в широком смысле этого слова играют огромную роль в развитии и нельзя все сводить к чисто экономическим факторам [5]. Видимо, в одном все-таки К. Маркс был прав: в конечном счете бытие определяет сознание. Изменения в экономическом строе рано или поздно меняют ценности. Если этого не происходит, данная цивилизация, данная культура приходит в упадок.

Тем не менее некая основа, например, западной системы либеральных ценностей остается неизменной. Л. Харрисон выделяет четыре фактора культуры, от характера которых зависит общественное развитие: а) «радиус» доверия или чувство общности (в России велико недоверие к власти и государству, и только президент пока еще удерживает высокий рейтинг доверия, все остальные легальные институты — нет. Власти продолжают противостоять вольность, нежелание подчиниться закону, поскольку все убеждены, что власть первая не желает ему подчиняться, сама стремится лишь к тому, чтобы использовать закон в своих интересах), б) строгость этической системы, в) способ реализации власти (в России стилистика распоряжения властью, ее реализация до сих пор являют собой точную копию ЦК КПСС в облике администрации президента), г) отношение к труду, инновациям, бережливости и прибыли. Продуктивны высокий уровень доверия, этическая система, обычно связываемая с религией (предпочтительно с протестантской, чем с католической), демократия, как способ реализации влас-

ти, трудолюбие, образование, склонность к инновациям, сбережениям, одобрение прибыли как выражения успеха.

В. Лопухин выделяет доверие, ответственность и личность [6]. Личность особенно важна, поскольку в западной системе ценностей поощряются индивидуализм, свободы и права человека, тогда как в других этических системах, в том числе в православной, антропоцентризм осуждается как противоречащий религиозному мировосприятию. Индивидуализм ассоциируется также с эгоизмом, жесткостью в отношении других, с изоляцией, с одиночеством в толпе. Хотя опыт показывает, что независимая личность неплохо совмещается с гуманизмом и высокой степенью солидарности, свобода предполагает социальную ответственность и возможно лишь в сфере людей, уважающих права себе подобных.

Примером, опровергающим принципиальную неизменность системы ценностей, может служить Испания, прогресс в развитии которой - это в основном результат изменения институтов и культуры. Косвенным показателем высокой культуры этой страны является равномерное распределение доходов (де-цильный коэффициент дифференциации населения по уровню получаемых доходов равен трем), что, несомненно, стимулирует чувство общности и доверия.

Система ценностей в этой стране менялась главным образом под воздействием сильных интеллектуальных и православных лидеров. Еще в начале XX в. влиятельные испанские писатели и философы, патриоты своей страны — Ортега-и-Гассет, де Мадарьяга, Диас Плаха подвергли глубокому критическому анализу состояние испанского общества, возглавив «крестовый поход» за перемены в национальной культуре. А настоящим лидером нации стал король Хуан Карлос, сыгравший огромную роль в становлении испанской демократии, в существенном ограничении роли военных.

Другим примером, подтверждающим связь между ценностями и развитием экономики, является Восточная Азия, и прежде всего Япония, с ее так называемой «рисовой культурой», для которой характерны напряженность, систематичность и тщательность труда как условие выживания. Отсюда укорененность высокой трудовой морали, привычка отдавать все время труду, конфуцианское трудолюбие.

Во-вторых, общепринятая в этих странах конфуцианская этика предполагает специфические отношения в рамках социальной иерархии, отношения взаимной ответственности. Система Конфуция строится на пяти типах взаимоотношений: отца (учителя)

и сына, уважение к отцу — главное достоинство; начальника и подопечного: покровительство и покорность; мужа и жены; старшего брата и младшего брата; друг к другу. Четыре из пяти взаимоотношений предполагают подчинение. Семья — ячейка доверия подобно фамилизму в других частях света, но здесь и община, и фирма — тоже семья. В первых четырех из приведенных взаимоотношений старший имеет обязательства перед младшим и только при их исполнении подчинение легитимно. Конфуцианская этика не допускает произвола, и уже одно это увеличивает «радиус» доверия. Она также поощрят образование. Правда, традиционно образование было направлено на укрепление ортодоксальности и обучение наиважнейшему делу — властвованию, отбору в правящую касту. Вместе с тем продвижение по ступеням иерархии обусловливалось прежде всего ученостью и заслугами, а не происхождением, что способствовало определенной социальной модальности. В иерархии занятий торговля ставилась на последнее место, ниже сельского хозяйства и ремесла из-за своей связи с наживой, которая оценивалась отрицательно.

М.Вебер в свое время полагал, что конфуцианство будет препятствовать развитию. Любая инновация, по его мнению, может угрожать «левым» доходам конкретного чиновника. В то же время его оценки не столь однозначны: несмотря на формальное предубеждение против торговли, мотив зарабатывания денег очень силен, материальное благосостояние в Китае ценится выше, чем где бы то ни было, возможно, в противовес принятой идеологии.

Успехи Японии в развитии промышленности и торговли, завоевании внешних рынков были достигнуты не вопреки, а благодаря архаичной культуре, адаптированной к условиям массового индустриального производства. То, что в этой культуре мешало развитию, препятствовало целям правительства и бизнеса, шаг за шагом устранялось или отмирало само. Здесь стоит упомянуть и о дополнительных благоприятных факторах — американской оккупации, обеспечившей финансовую стабилизацию по плану Доджа, крупных американских военных заказов во время корейской войны. Соседи видели плоды японских усилий. Сосуществовали два варианта развития — советский, по которому пошел Китай, и японский. «Маоистская смесь» советского марксизма с конфуцианством оказалась столь продуктивной, что пришлось отказаться от ее применения даже внутри страны. Все повернулись в сторону японцев. Каждый придумывал что-то свое: Ю. Корея — чеболи; Тайвань — малый бизнес при протекции государства; Гонконг — британское судопроизводство с китайским духом. Китай обязан Дэн Сяопину «снятием удавки» с крестьянства и с ремесла. Здесь огромную роль сыграла энергия аграрноиндустриального перехода, который еще не завершен.

К началу 1991-х модель догоняющего развития на основе индустриализации и традиционных ценностей исчерпала себя. Дальше для постиндустриального развития требовались свобода, индивидуализм, которых в восточноазиатской культуре не было. Традиции, славно прослужившие «японскому чуду» прежде, теперь стали тормозом. Самый известный из живущих ныне японских писателей Харуки Му-раками пишет: «Японская экономика достигла в своем развитии потолка — и резко провалилась сама в себя... поколение отцов проиграло, проиграли его экономические приоритеты. Но что особенно грустно — проиграли все японские общественные ценности... Еще десять лет назад «Мицубиси» или другие фирмы-гиганты были непоколебимы. Теперь это не

так. Особенно в самое последнее время. Молодые люди не доверяют вообще ничему. Они хотят быть свободными. Нынешняя система, общество не принимают таких людей» [7].

Восточная Европа также иллюстрирует изменение системы ценностей под «напором» сильных интеллектуальных и нравственных лидеров. Один из самых значимых и знаковых лидеров постсоциалис-тических стран и самых глубоко нравственных политиков современности — это чешский экс-президент Вацлав Гавел (при коммунистах за свои взгляды сидел в тюрьме). После «бархатной» революции тысячные толпы скандировали «Нех жие Гавел», что напоминало поклонение Сталину. Но Гавел — это полная противоположность нашему «отцу народов». В Прагу первым он пригласил Далай-ламу, этого живого символа согласия, терпимости, доброты. Каждую субботу Гавел выступал со своими обращениями к нации, напоминая людям о морали. Чешский президент постоянно повторял: «Политика и нравственность совместимы. Кто считает, что политика — грязное дело, тот из политики должен уйти».

Как сказал Петр Войль — ведущий Московской студии «Радио Свободы», - после смерти академика Сахарова в мире осталось, пожалуй, всего два человека, которых принято считать моральными авторитетами — Папа Римский Иоанн Павел Второй и Вацлав Гавел [8]. Сравнение двух авторитетов — само по себе знаково. Папа Римский — глава церкви, ему и положено заниматься, прежде всего, только и единственно, моралью. Вацлав Гавел, как драматург и публицист, но не апостол, не учитель нравственности, став президентом десятимиллионной страны, стал относиться к ней как к своей большой семье, наставником и отцом которой он должен быть, и которая должна была его, как отца и наставника, если не слушаться, то прислушиваться к нему. И секрет успеха первых лет чешских реформ не только в экономическом профессионализме Вацлава Клауса — премьер-министра, но и в нравственном императиве Вацлова Гавела. Премьер отвечал за экономику, президент — за моральное состояние общества, и со своей задачей он справился. Гавелу удалось, в отличие от других «участников» диссидентского движения, не прилагая к этому, кстати, особых усилий, стать настоящим символом нравственности в политике, символом личностного самосохранения в наиболее трудные времена общественных изменений, символом самой возможности идеализма в политике. Он отличается значительной моральной ин-тегральностью. Гавел уникален потому, что он писатель, потому, что он интеллектуал-президент, а не администратор-президент. Подтверждением тому мировая тенденция — великих лидеров больше нет. Есть администраторы.

Глубоко символично то, что культура, культурный капитал — мощнейший движитель морали и нравственности общества. Культурный капитал в своей объективированный форме представлен специфическими символами и знаками, символизирующими состояние благополучия общества. Культурный капитал обладает колоссальным обобщающим потенциалом. «Рамка» культурный капитал маркирует положение общества в системе координат общечеловеческих ценностей.

Яркий и зримый пример воплощения, материализации культурного капитала — это эстетизация производства, которая выполняет одновременно три функции: экономическую, техническую и социальную. Она связана с удовлетворением определенных экономических потребностей, созданием условий для роста про-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

изводительности труда и повышения эффективности производства. Эти функции эстетизации определяются особенностями развития вещественно-энергетических факторов производства, оказывающих большое влияние на нервную систему, зрение и быстроту реакции человека. Эстетизация рабочей среды способствует элиминированию определенных вредных факторов и поддержанию высокой работоспособности у человека в течение длительного времени. Эстетизация олицетворяет высокий технический уровень производства, охватывая широкий круг вопросов: цветовое оформление средств труда, зданий, рабочих мест; свет, использование музыки; художественное конструирование оборудования, рабочей мебели, удобной, добротной и красивой рабочей одежды.

Материальный мир, окружающий человека и постоянно им преображаемый, порождает потребность в красоте. Под ней, по А. Горькому, понимается такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностями к творчеству. Когда были созданы орудия труда, то к ним и к производимым с их помощью предметам у их создателей возникло эстетическое отношение. Затем пришло понимание красоты человеческих отношений.

Потребность в красоте уходит корнями к истокам антропогенеза, к тому периоду, когда формирующийся человек, создавая и применяя первые орудия труда, обнаружил значение ритма, пропорций, симметрии, формы и т. д., не догадываясь еще о существовании законов красоты. Человек испытывает наслаждение от красивых орудий его труда, от красоты производственного процесса. Он стремится к познанию культурных ценностей, законов красоты, чтобы воплотить ее (красоту) в плодах своего труда, чтобы самому быть красивым в труде.

В эстетизации производства существуют три основных направления: эстетизация самого процесса труда, непосредственно связанная с содержательной стороной труда, эстетизация рабочей среды и продукта труда и эстетизация социально-психологических условий труда.

Первое направление связано с мероприятиями производственной (организация производства на началах целесообразности и привлекательности) и технической (технологическая и эксплуатационная целесообразность и культура производства) эстетики, реализация которых должна дать человеку максимальное удовлетворение от самого процесса труда. Второе направление призвано приспособить окружающую среду и технику к анатомическим и психофизиологическим требованиям человека, а также к его эстетическим запросам. Красота применяемых орудий труда долж-

на обязательно сочетаться с целесообразностью в назначении, применении и использовании. Если человек будет работать на неудобных рабочих местах, если используемые орудия труда будут обусловливать некоторое неудобство и перегрузки, то как бы ни были они красивы, привлекать они не будут, а по возможности и пользоваться ими тоже не будут. Такой же эмоциональный настрой вызывается и эстетически невыразительными и угнетающими орудиями и продуктами труда, исполненными без достаточного учета инженерной психологии, достижений эргономики и художественного конструирования.

Третье направление призвано обеспечить гармоничность организации межличностных отношений.

Эргономика и дизайн, синтезируя средства искусства и инженерного проектирования, вносят несомненно определяющий вклад в решение экономических и социальных задач.

В последнее время появился целый ряд работ, в которых делается попытка систематизировать традиционные русские и советские ценности, проследить динамику структурированных ценностей населения России [9]. Это очевидное свидетельство того, что в настоящее время пришло время ценностей, без учета которых современные проблемы модернизации (перманентно совершаемой по спирали) экономики (в данном случае в России) окажутся неразрешимыми.

В процессе анализа различных литературных источников (в том числе и отмеченных выше) Е. Ясин отобрал 10 наиболее значимых, на наш взгляд, для экономики ценностей традиционных русских и советских.

Одной из самых наиболее часто упоминаемых ценностей является духовность, понимаемая как превосходство духовных ценностей над материальными. Особенно ясно это понятие с точки зрения религиозной - стремление к стяжанию Духа Святого. Но духовность - не только религиозное понятие. Она отражает интерес к искусству, литературе, общественным делам, к переживанию эмоций.

Коллективизм понимается как стремление к совместной работе, способность к сотрудничеству. Это весьма продуктивная ценность и внеисторична по своей природе.

Самопожертвование - это принесение своих интересов или даже жизни в жертву ради интересов коллектива, общества, государства. Это подчинение частного общему.

Соборность - одна из самых почитаемых русских ценностей, наряду с духовностью чаще других упоминаемая как национальная особенность. Означает она свободное, братское, любовное соединение абсолютных личностей, личностей полноценных.

Личности, объединенные в некое сообщество себе подобных, в сообщества по интересам, уважают не

Т(ЦА1Ц»ПЕ№руиЖК|С1>БСП.»Г ЦСШККГТН [|Ц

Ла гг гг Ценности рккки= п-'п Ц=неюсти ижетже

1 ДЛКБКСЛЪ 1 КошежтнвкЕи. гстрда ничзстбс . Бзаткзпоммць

2 Кея ЛЕКГНБ изц 2 Прнщгтнсль

С1р ЕМЛ =НК= К СОВМЕСТНОЙ ра^от= К ООЩ=Л[у ДЕЛУ

3 Сллвшш: =ртьсБакн= 3 1Ьгтрия;нь к Быгксчкам к км^тцки

4 СоЗоргенмь 4 Тр\Д как уЦОВСПЬСТНИе

з С0Б5СП1КБ0СГЬ. ОЖИДаННЕ П]Г|£ НЗНИ.1 з Нестандартность.

:с стсрс нес других и^огрбтггЕльностъ

6 Б УДОБСЛЬСТБИЕ. ЕЛЯ раСОСТИ ТБСр ЧЕСТБа 6 Сюгсннссть к иасыта-Зньш прежние

1 Склонность к м ы ш I а ? ны ы “ зтам 1 СМфаздванне

3 Ц Есрс ль. эескорыннЕ. д тшеб ге; :ть 3 СкроигехпьБ ГГСТр&ЙПЕНКК. КЕ-Пр 1СШ¿аТЕТ^-НСль

9 С гтраБ^длиБссть 9 ЦЕдрспь. 5ескср1[:тит. д\1лебнс ль

10 НЕСгангаргность. оригинальность 10 ГЬт=рналн;ы

только свои права, но и права других. Они стараются добиваться поставленных целей в условиях толерантности, взаимной терпимости, не нарушая общепринятых нравственных и моральных норм.

Совестливость - очень продуктивная ценность. Она означает нежелание толкаться, рекламировать самого себя, ожидание признания со стороны других. Антиподом совестливости является самореклама, желание (стремление) выставить себя напоказ в любой сфере человеческих отношений. И делается это вполне осознанно по, что называется, жестокой необходимости. Очень метко сказал по этому поводу Ф. М. Достоевский: «танцоров ловких было немного, но неловкие так притопывали, что вполне могли сойти за ловких».

Совестливый человек - это человек глубоконравственный.

Труд - удовольствие, творчество, радость мастера. Труд ради извлечения прибыли, наживы - это нечто предосудительное.

Размах, широта, склонность к масштабным делам предопределяют многие достижения российской экономики (со времени Петра I).

Щедрость, бескорыстие, душевность - составляющие нестяжательства - высоко ценятся, но подрывают стимулы к труду и бережливости, к предприимчивости.

Справедливость характерна в качестве ценности, похоже, для народов всего мира. Она планетарна, либо она важнее закона (вспомним М. Салтыкова-Щедрина: «Суровость законов российских смягчается необязательностью их исполнения»).

Очень продуктивной для России является ценность нестандартного мышления, изобретательность, «взрывы», порывы деятельности.

Сравнение ценностей традиционных русских и советских показывает их очевидную взаимосвязь и преемственность. Объясняется это главным образом характером нового строя, его сходством с предшествующим.

Вместе с тем заметны определенные расхождения. Меняется отношение к труду ради заработка: он уже не наказание, его низкая эффективность объясняется отсутствием действенных стимулов. Набирает силу жажда потребительства, а воровство у государства таковым не считается.

Принципиально новая и продуктивная ценность -образование. Содержание многих ценностей изменилось под воздействием колоссальных социальных изменений (имеется в виду прежде всего образ жизни - массовое перемещение людей из села в город, повышение уровня жизни и проч.).

Меняются ли ценности в ходе реформ? Безусловно, поскольку меняется весь уклад жизни. В свое время (в 2000 г.) именно с обсуждения системы ценностей, как уже отмечалось, начиналась разработка программы Г. Грефа. Пришло, наконец-то, понимание того, что для экономического роста нужна продуктивная система ценностей, какой мы по историческим причинам не обладаем. Модернизация немыслима без реальных изменений в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре.

Верно говорил К. Маркс о том, что бытие определяет сознание, но, как нам представляется, до той поры, пока общественное сознание не «перерастет» бытие, пока не будет осознана необходимость изменения этого бытия (более века тому назад К. Маркс в своих знаменитых тезисах о Фейербахе сказал об

этом: «До сих пор философы лишь объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его»).

Исходя из концепции информационной конструкции мира, можно предположить, что ряд общечеловеческих ценностей является внеисторичным (бессмертным), другой ряд - малоподвижный, но влияющий на многие стороны общественной жизни, и третий - исторически ограниченный, выполнивший свою историческую миссию и сошедший со сцены общественной жизни.

В этой связи мы не согласны с выводом Е. Ясина о том, что традиционные русские ценности в современных условиях непродуктивны, поскольку они отражают отношения и институты архаичного общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой*. Вряд ли плодотворно предавать забвению многие «вечные» общечеловеческие ценности, сформированные в «доисторические» времена. «Именно уважение к прошлому отличает цивилизацию от варварства» (А. Пушкин).

В качестве примера бессмертия ряда ценностей, правильно воспринимаемых в современной России, можно привести Заветы и Уроки потомкам основателя династии Курганских купцов Смолина Дмитрия Ивановича (1834 —1898 гг.), талантливейшего и неуемного человека, купца 3-й гильдии, имевшего за плечами полный курс Ялуторовского уездного училища**.

Его первый урок (завет) - для любого дела необходимо получить образование, знания и умения. Это - основа любых начинаний и совершений.

Второй урок (завет) - высокая организованность, деловитость, умение начать дело и довести его до конца.

Третий урок (завет) - безукоризненная честность в делах.

Четвертый урок (завет) - благотворительность, жить не ради богатства, а жить, чтобы богатство приносило общественную пользу. Особая благотворительность - в пользу образования и религиозно-нравственного воспитания.

Пятый урок (завет) - стремление и умение стать с веком наравне, внедрять передовое, помогать всему, что имело бы выход в будущее.

Шестой урок (завет) - забота о качестве всего, что производится, что вообще делается людьми.

Седьмой урок (завет) - забота о развитии сельского хозяйства как базовой отрасли из всех отраслей жизнеобеспечения.

Восьмой урок (завет) - стремление вывозить за границу не сырье, а продукцию (актуальнейший завет для реформируемой России).

Девятый урок (завет) - не распылять хозяйства, не дробить, не объявлять отдельные части внутри предприятия княжествами, минизаводами, фирмами, акционерными обществами и другими современными нововведениями, поскольку дробление смерти подобно, особенно в условиях конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Десятый урок (завет) - разумная кадровая политика. На предприятиях Смолина никогда не было уравниловки в оплате труда. Каждый получал ставку по своей квалификации, что обусловливало заинтересованность в профессиональном росте.

Одиннадцатый урок (завет) - забота о жизни людей в старости. Он основал свой пенсионный фонд для обеспечения достойной жизни престарелых и служащих. Пенсия была пожизненной (после двадцати лет службы). Подумал он и о лечении больных работающих.

* «Экономическая мудрость бытия: все новое в нем шьется из старья» (В. Шекспир).

** В истории культуры России известен как попечитель (и меценат) по строительству храма во имя Святого князя Александра.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

Изложенные выше уроки (заветы) Смолина, долженствующие быть понятыми и признанными как руководство к действию - к новому этапу «самосо-чинения» (Достоевский), к преобразованию самих себя, без которого невозможна прогрессивная перестройка страны, ее процветание.

Представляется нам, что не академически выверенная (но виртуальная) система ценностей, а практически реализованная в действиях гуманистов или же созданная система ценностей должна стать основополагающей в процессе нравственного возрождения, гуманизации гражданского общества, государства.

Продолжение в следующем, номере.

Библиографический список

1. Лопухин В. Почему мы бедны? — Эксперт, 2000, № 1-2.

2. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Ekonomik and Politikal Change in Forti-Societis. Princeton University Press, 1997. P. 34-40.

3. Ясин Е. Модернизация экономики и системы ценностей// Вопросы экономики. 2003. № 4. C. 23.

4. Ясин Е. Ук. соч. С. 4-36.

5. Еще Милль Дж. Ст. в середине XIX века отмечал факт зависимости экономической жизни от культуры, понимаемой как система «нравов», «обычаев», «ориентаций», «установок», «ожиданий» и «знаний».

6. Лопухин В. Ук.соч. С. 35.

На современном этапе исследователи проявляют все больший интерес к экологической проблематике. Глобальный экологический кризис, сопровождаемый интенсификацией модернизационных процессов, повлиял прежде всего на сознание жителей нашей планеты. На второе место в ряду экологических кризисов ученые ставят кризис развития всей человеческой культуры, включая деградацию культурно-языковых традиций народов нашей планеты. Речь идет о возникновении системы «коммуникативных рисков», которая становится господствующим способом социокультурной системы.

В таких условиях ведущей детерминантой радикальных изменений становится уже не общеприня-

7. Мураками Х. Слушай песню ветра. М.: ЭКСМО Пресс, 2002, С. 291, 292.

8. Ше://АНа\тсоштд\ Роганян\[%20Радио%20 Сво-бода%20Темы %20дня%20].Мш

9. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994; Лебедева Н. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. — Психологический журнал, 200. № 3; Лапин Н. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России? Аналитический доклад. М.: 2002; Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998; Тойнби А. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002; Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей. — вопросы экономики, 2003, № 4, С. 3-36 и др.

10. Ясин Е. Ук. соч. С. 18-25.

11. Цит. по: Валовой Д. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА — М.: 1997. С. 382 - 383.

12. Межуев В.М. Российская цивилизация — утопия или реальность?// Постиндустриальный мир в России. — М.: 2001. С. 598.

13. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: 1993. С. 172.

КОСЬМИНА Елена Анатольевна, к.э.н., доцент Омского филиала Академии бюджета и казначейства.

Дата поступления статьи в редакцию: 06.07.2007 г.

© Косьмина Е.А.

тое - обыденное, а экологическое сознание, обуславливающее единство факторов внутренней и внешней среды [1]. Сам факт формирования экологического сознания свидетельствует об изменении мировоззрения людей, что способствует формированию новой стратегии поведения. То есть постепенно на смену социальной регуляции поведения приходит его экологическая регуляция (или экологическая стратегия поведения) [2]. А сами принципы экологической регуляции становятся доступными благодаря расширению пределов языковой реальности.

Использование современных концепций социологической теории позволяет корректно описать взаимодействие экологических и социокультурных фак-

УДК 316334:7 Л. П. БУХАРЕВА

Марийский государственный технический университет

ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Данная статья посвящена исследованию влияния лингво-экологических процессов на языковое поведение в сложных условиях полинационального общества Республики Марий Эл. Языковое поведение отражает некоторые культуротворческие процессы, определяемые лингвоэкологическими факторами. В статье представлены основные положения диссертационного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.