Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ'

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-речевые аспекты / устная и письменная речь / языковые нормы / стилистика / обучение русскому языку / cultural and speech aspects / oral and written speech / language norms / stylistics / teaching the Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазуркаева Социта Саидамиевна, Омарова Заира Шарухановна, Магомадова Алиса Иналовна

В статье раскрыта специфика изучения русского языка учащимися старших классов образовательной организации, ее отличие от обучения языку в предыдущих классах. Разъясняется процесс нормализации правописания, а также приводятся педагогические методы для достижения информационно-коммуникативной компетенции. Рассматриваются культурно-речевые аспекты на примере разбора спорных ситуаций в текстовых материалах образовательной направленности. Исследуются психологические особенности учащихся в процессе их работы с текстом и освоение ими языковых норм. Раскрыта роль педагога при формировании учащимися собственного понятийного аппарата и лексических норм для последующего применения в повседневной и будущей профессиональной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тазуркаева Социта Саидамиевна, Омарова Заира Шарухановна, Магомадова Алиса Иналовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the specifics of learning Russian by high school students of an educational organization, its difference from language teaching in previous classes. The process of spelling normalization is explained, as well as pedagogical methods for achieving information and communication competence are given. Cultural and speech aspects are considered by the example of the analysis of controversial situations in educational text materials. The psychological characteristics of students in the process of their work with the text and their mastering of language norms are investigated. The role of the teacher in the formation of students' own conceptual apparatus and lexical norms for subsequent application in everyday and future professional life is revealed.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ»

многих академических и личных ситуациях. Факты показали, что мягкие навыки способствуют ряду ощутимых преимуществ для здоровья, благосостояния, отношений, образования и работы.

Учитывая разнообразие мягких навыков, мы обратились к систематическим обзорам в этой области, чтобы определить, какие из них наиболее часто упоминаются в образовании и профессиональной сфере. Таким образом, мы заметили, что наиболее ценными для работодателей являются такие мягкие навыки как честность, коммуникабельность, вежливость, ответственность, социальные навыки, позитивное отношение, профессионализм, гибкость, умение работать в команде, креативность и трудовая этика.

Наконец, важно отметить, что исследования, направленные на изучение навыков совместной работы, должны учитывать социальный и культурный контекст страны, поскольку социокультурные особенности могут определять поведение и отношение людей к командной работе. Например, было продемонстрировано, что одно из измерений культуры, коллективизм против индивидуализма, влияет на командную работу, поскольку эти две позиции по-разному подходят к групповой работе.

Предыдущие исследования выявили взаимосвязь между отношением обучающихся к навыкам работы в команде и конкретными характеристиками обучающихся, такими как пол, академический опыт или успеваемость. Однако важно отметить, что исследований по последним двум упомянутым переменным мало. Следует также отметить, что существуют некоторые разногласия в отношении результатов проведенных исследований, особенно в отношении академического опыта и академической успеваемости, вероятно, из-за различных культурных и образовательных контекстов и различных используемых мер, как указывалось ранее.

Что касается отношения обучающихся к командной работе, важно учитывать, что разные культурные и образовательные контексты могут по-разному организовывать и оценивать командную работу. Соответственно, отношение обучающихся может варьироваться в зависимости от восприятия того, как командная работа влияет на их оценки. Точно так же на это может повлиять внимание образовательных организаций к обучению навыкам работы в команде. Было подчеркнуто, что недостаточно назначать командную работу без руководства. Чтобы добиться успеха, требуется специальное обучение навыкам построения команды.

В школах нашего региона мы обнаружили значительную, но небольшую корреляцию между отношением обучающихся к командной работе и средним баллом. Обучающиеся с более высоким средним баллом менее позитивно относятся к командной работе. Единичные случаи, когда отношение обучающихся к командной работе, получение опыта совместной работы, привело к более высокой успеваемости. Соответственно, эмпирические исследования показывают, что командная работа оказывает благотворное влияние на успеваемость обучающихся.

Выводы. Академический опыт положительно влияет на развитие навыков работы в команде, подчеркивая, что обучающиеся старших классов с большей вероятностью обладают необходимыми компетенциями для работы в команде. В процессе наблюдений мы зафиксировали значительное повышение компетентности в командной работе у обучающихся старших классов. Обучающиеся считали, что улучшить навыки командной работы важно в процессе высшего образования на протяжения всего периода обучения.

Кроме того, мы обнаружили связь между возрастом обучающихся и некоторыми аспектами их отношения к навыкам работы в команде; в частности, обучающиеся старшего возраста рассматривали возможность внести свой вклад в обучение других членов группы. Нечто подобное происходит с готовностью старшеклассников взять на себя роль лидера. Вопросы изучения зависимости навыков командной работы от культурного контекста могут стать перспективой дальнейших исследований.

Литература:

1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2012. - 846 с.

2. Колесов, К.И. Командообразование и командная работа / К.Н. Колесов, Е.Л. Незнахина, Т.В. Болоничева. - Нижний Новгород: НГТУ, 2021. - 126 с.

3. Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.

4. Дедовская, М.Е. Командная работа и лидерство: учебное пособие / М.Е. Дедовская. - Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019. - 174 с.

5. Hare, R.D. Psychopathy and the DSM-IV criteria for antisocial personality disorder / R.D. Hare, S.D.Hart, T.J. Harpur II Journal of Abnormal Psychology. - 1991. - Vol. 100 (3).-P. 391-398

6. Rigaud, Diana-Yamila. De qué modo somos inteligentes? Resultados para pensar la educación / Diana-Yamila Rigaud H Culture and education. -2012. - T. 24, Release 1. -P. 5-15

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Тазуркаева Социта Саидамиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

обучения русскому языку и литературе Омарова Заира Шарухановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Магомадова Алиса Иналовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье раскрыта специфика изучения русского языка учащимися старших классов образовательной организации, ее отличие от обучения языку в предыдущих классах. Разъясняется процесс нормализации правописания, а также приводятся педагогические методы для достижения информационно-коммуникативной компетенции. Рассматриваются культурно-речевые аспекты на примере разбора спорных ситуаций в текстовых материалах образовательной направленности. Исследуются психологические особенности учащихся в процессе их работы с текстом и освоение ими языковых норм. Раскрыта роль педагога при формировании учащимися собственного понятийного аппарата и лексических норм для последующего применения в повседневной и будущей профессиональной жизни.

Ключевые слова: культурно-речевые аспекты, устная и письменная речь, языковые нормы, стилистика, обучение русскому языку.

Annotation. The article reveals the specifics of learning Russian by high school students of an educational organization, its difference from language teaching in previous classes. The process of spelling normalization is explained, as well as pedagogical methods for achieving information and communication competence are given. Cultural and speech aspects are considered by the example of the analysis of controversial situations in educational text materials. The psychological characteristics of students in the process of their work with the text and their mastering of language norms are investigated. The role of the teacher in the formation of students' own conceptual apparatus and lexical norms for subsequent application in everyday and future professional life is revealed.

Key words: cultural and speech aspects, oral and written speech, language norms, stylistics, teaching the Russian language.

Введение. Развитие образовательной системы неразрывно связано с меняющимися компонентами действительности. Данный аспект наглядно виден на примере обучения учащихся старших классов русскому языку, который постоянно развивается, обогащается новыми языковыми нормами. Помимо новых языковых норм, русский язык претерпевает изменения с учетом средств массовой коммуникации. Обозначенные особенности развития русского языка существенно влияют на педагогическую деятельность, в особенности на образовательную программу для старших классов.

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования учитывает необходимость формирования имеющихся индивидуальных особенностей среди учащихся, что затрагивает процесс обучения русскому языку в 10-11 классах [8]. Актуальность в рамках обновленной версии приведенного стандарта для настоящей статьи состоит в том, что культурно-речевые навыки также претерпевают изменения и подразумевают существенное совершенствование соответствующих образовательных программ. Таким образом, целью настоящего исследования является выявление приоритетных компонентов культурно-речевых аспектов обучения русскому языку учащихся старших классов образовательной организации.

Следует отметить, что под культурно-речевыми аспектами подразумевается нормализация правописания с учетом языковых норм, включая стилистические и синтаксические, на основе логических текстовых конструкций.

Большинство ученых, педагогов признают наблюдаемую трансформацию обучения русскому языку в старших классах, которая вызвана появлением новых языковых норм и способов распространения текстовых материалов. В частности, Е.А. Ивкина указывает на необходимость усиления отличий в педагогических подходах и образовательных программах по русскому языку, предусмотренных для учащихся старших классов [2, С. 287]. H.A. Судакова обращает внимание на необходимость системного подхода к анализу учащимися текста как культурной единицы [7, С.223]. Ученые, педагоги H.A. Белова и Е.А. Кашкарева считают, что в старших классах образовательных организаций необходимо предусмотреть возможности для совершенствования изучения русского языка на примере сетевых текстовых материалов [1, С. 210].

Таким образом, современные исследования подразумевают, комплексное освоение учащихся старших классов необходимого объема правил и предписаний русского языка для последующей учебной деятельности, углубляющей степень их познаний и восприятия языка в качестве культурного компонента.

Изложение основного материала статьи. После получения аттестата об окончании основной общей школы учащиеся преимущественно обладают комплексными знаниями по русскому языку. Объем их знаний позволяет применять нормы языка в повседневной жизни, а также при трудоустройстве на частичную занятость. Некоторые филологи утверждают, что объем знаний в отношении норм русского языка выпускником основной общей школы можно наблюдать на примере письменной документации, которую данный выпускник составляет при необходимости. Однако многие выпускники основной общей школы предпочитают продолжать образование либо в старших классах общеобразовательной организации, либо в организациях среднего профессионального образования. Вне зависимости от выбора уровня дальнейшего обучения учащиеся вновь сталкиваются с необходимостью продолжения изучения русского языка.

Отличием изучения русского языка в старших классах образовательной организации является стремление к нормализации грамматической, произносительной, акцентологической, стилистической и других норм языка. Данные аспекты соприкасаются с нормализацией правописания в целом.

Под нормализацией норм языка подразумевается глубокое понимание русского языка на уровне логического построения лексических и синтаксических конструкций предложений. В старших классах образовательной организации учащиеся преимущественно знакомятся с выявлением спорных языковых ситуаций, которые возникают в устной и письменной речи. Обозначенные спорные ситуации затрагивают уже известные учащимся элементы орфографии и пунктуации, однако правила русского языка в старших классах предполагают смысловую дополнительную нагрузку.

Учащиеся посредством языковых норм рассматривают употребление, к примеру, одних и тех же предлогов или наречий в контексте различных предложений. Данный подход позволяет им в наглядной форме убедиться в том, что от каждой лексической нормы зависит синтаксическая конструкция и, соответственно, смысловая нагрузка письменной речи.

Кроме того, на занятиях по русскому языку учащиеся разбирают случаи, при которых становятся очевидными несовершенства их собственных текстовых материалов, а также текстовых материалов других авторов. Занятия по русскому языку в старших классах также предполагает углубленное изучение способов выражения письменной речи и ее адаптации в устной речи говорящего.

Таким образом, педагог преследует цель правильного словоупотребления учащимися старших классов всех видов языковых норм. В задачу педагога входит привитие навыков корректного комбинирования фонетических, морфемных, морфологических, грамматических, стилистических и синтаксических норм языка. Обозначенные аспекты характеризуют степень выразительности русского языка в отношении каждого учащегося [3, С. 251].

Культурно-речевые аспекты затрагивают логический принцип применения лексических, стилистических или синтаксических приемов, так как от умения понимать речь и сопоставлять ее с действительностью во многом зависит субъективная оценка фактов, как говорящего, так и тех представителей общества, которые воспринимают речь данного говорящего.

Педагогические методы для нормализации словоупотребления учащимися затрагивают наблюдение, анализ, сопоставление и разбор несовершенных примеров письменной речи. Возрастной диапазон учащихся старших классов оптимально соответствует обозначенному подходу к изучению русского языка на занятиях, так как учащимся уже присущ критический подход к осмыслению общественных явлений. Психоэмоциональное состояние учащихся старших классов позволяет ускорять совершенствование информативно-коммуникативной компетенции, однако в меньшей степени педагогом преследуется рефлексивная компетенция. Причина состоит в том, что преимущественной задачей для педагога является логическое понимание языка учащимися старших классов, а не закрепление правил и предписаний в отношении грамматики, орфографии и пунктуации. Хотя разбор спорных языковых ситуаций на конкретных примерах не отменяет процесс закрепления учащимися отдельных правил русского языка.

Педагогу следует учитывать, что учащимся старших классов необходимо прививать элементы психической зрелости, которая необходима для полноценного применения русского языка во взрослой жизни. Учащимся необходимо осознавать, что конструирование письменной и устной речи определяет их общественное сознание и духовное развитие, в том числе в качестве гражданина. Соответственно, учебная деятельность должна комбинировать в себе требования педагога в отношении освоения логической конструкции языка, стремление учащихся к погружению в предмет, а также способности учащихся в силу возрастных особенностей осуществлять значительный объем самостоятельной работы.

В старших классах учащиеся понимают, что рассматриваемые ими языковые нормы носят практический и прикладной характер в их повседневной и будущей профессиональной жизни. Поэтому педагогическим ресурсом является готовность учащихся к основательному освоению стилистических норм русского языка, однако педагогу следует обратить внимание на стремление данной возрастной группы к избирательному подходу. Это значит, что если учащийся определил для себя филологическое направление в качестве профиля будущей жизни, то он с большим вниманием относится к культурно-речевым аспектам занятий русского языка. Отсутствие обозначенного интереса к предмету может представлять значительную сложность для педагога, даже в случае применения им соответствующих педагогических методик.

Положительным элементом культурно-речевых аспектов занятий является в основном идентичная способность учащихся старших классов к познавательному процессу. Педагог может прибегать к привитию культурно-речевых навыков посредством разбора письменной речи, которая относится к обсуждению отраслевых проблем. Таким образом, педагог в рамках занятий русского языка может объединить разбор текстовых материалов в таких сферах, как химия, биология или история, что в результате будет способствовать объединению интересов учащихся и источников их избирательного внимания.

Стоит отметить, что к культурно-речевым компонентам относятся способности учащихся отделять достоверные и ложные факты, которые приводятся в определенной письменной речи. Данный навык совершенствуется на занятиях посредством проведения аналитической работы, к которой учащиеся приучаются путем обобщения, абстрагирования и поиска лексических и синтаксических несоответствий. Педагогу следует учитывать, что формирование навыков культурно-речевого аспекта возможно исключительно при условии восприятия текстового материала как системы. В старших классах учащиеся должны уметь извлекать из текста дополнительную информацию. В частности, к какой исторической эпохе относится создание данного текста, какой тендерный аспект прослеживается в отношении авторства текста, насколько приведенные в тексте факты достоверны, в каких источниках может быть опубликован тот или иной текст, в каком объеме лингвистически обогащен анализируемый текстовый материал и др.

Решение обозначенной задачи является реалистичным, так как на возрастной период учащихся приходится развитие такого психологического компонента, как формирование мировоззрения. Учащиеся в наиболее выраженной форме проявляют отношение к тем или иным явлениям, самостоятельно дополняют установками и убеждениями собственное нравственное сознание и осуществляют собственный вклад в аналитическую работу языкового характера. Культурно-речевые аспекты учащихся в результате проявляются в виде понятийного аппарата и лексического объема, которые данные учащиеся определили для себя как приемлемые в письменной и устной речи. Учитывая приведенные особенности восприятия информации и формирования устойчивых убеждений, влияющие на языковую наполненность учащегося, педагог может адаптировать данные особенности в учебном процессе. В этом случае понятийный аппарат и лексический объем учащихся будет с высокой вероятностью состоять из источников языкового материала, который исследуется на занятиях и в процессе самостоятельной работы над ним.

Интенсивное распространение текстовых материалов в сетевом пространстве формирует необходимость разработки методических руководств и указаний, которые могли бы помочь педагогам образовательных учреждений привить культурно-речевые навыки среди учащихся при взаимодействии с указанными видами текстов. В настоящее время методические руководства для педагогов содержат подробные предписания для работы с медиатизированными источниками информации, к примеру, книги, печатные журналы, газеты и другие средства массовой коммуникации на бумажных носителях.

Объем методических разработок для привития культурно-речевых навыков учащихся при взаимодействии с сетевыми текстовыми источниками в целом недостаточен для педагогической деятельности и достижения соответствующих компетенций. Данную задачу необходимо решить путем объединения усилий представителей профильных кафедр образовательных организаций: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ДГПУ) и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова») [4], [5], [6].

Результатом обозначенных усилий может стать учебное пособие для педагогов образовательных организаций или коллективная монография, в которых будут отражаться: психологические аспекты восприятия учащимися старших классов сетевых текстовых материалов; особенности формирования памяти и воспроизведения полученного из текстового материала объема информации спустя длительное время; результаты языковых исследований российских и зарубежных ученых в сфере лингвистики и культурологии; методы адаптации педагогических подходов при взаимодействии с современными видами текстов.

Структура учебного пособия может состоять из методической записки, в рамках которой педагогам даются рекомендации построения образовательной программы с учетом современных видов текста. Помимо методической записки, учебное пособие должно содержать необходимый объем предписаний для правописания, который можно адаптировать для анализа сетевых текстовых материалов. Кроме того, учебное пособие должно включать конкретные практические задания и примеры текстовых материалов, размещенных в общем доступе. Таким образом, педагог, реализуя основную образовательную программу, может беспрепятственно применять материалы учебного пособия в качестве дополнительного компонента.

В случае создания коллективной монографии представителями кафедр ФГБОУ ВО ЧГПУ, ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» необходимо включить результаты профильных исследований для различных исторических диапазонов, которые затрагивают момент появления первых текстов в общем сетевом доступе и аналитические аспекты в отношении современных текстовых материалов. Таким образом, появляется возможность проследить динамику изменения языковых норм в сетевых текстовых материалах, а также выявить характерные лексические приемы и синтаксические конструкции, отличающие сетевые тексты от идентичных материалов на бумажных носителях. Обозначенная коллективная монография будет полезна педагогам образовательных организаций для внесения изменений в образовательную программу с учетом современных особенностей текстовых материалов и их источников.

В целом культурно-речевые аспекты преподавания русского языка среди учащихся старших классов являются весомым компонентом культурологической подготовки личности. Занятия по русскому языку способствуют духовному развитию учащихся старших классов, которые в данный период времени формируют собственное представление о восприятии информации, распространяемой посредством письменной и устной речи. В рамках обозначенного аспекта педагогическая деятельность также обретает свою специфику, которая подразумевает изучение русского языка посредством текстов как отдельной системы письменной и устной коммуникации. Для текстовых материалов на бумажных носителях в настоящее время существует и создается значительное количество качественных методических руководств. Однако особое внимание следует уделить разработке методических руководств для педагогов образовательных организаций при работе с сетевыми текстами, которые необходимо добавить в образовательный процесс.

Выводы. Культурно-речевые аспекты обучения русскому языку в старших классах нуждаются в развитии исследовательской составляющей, которая в настоящее время актуальна для педагогов образовательных организаций. Современные занятия по русскому языку отличаются спецификой восприятия учащимися информации текстового характера из различных источников. Необходимость взаимодействия с текстовыми материалами, распространяемыми в информационном пространстве, побуждает объединить усилия представителей научного сообщества на примере профильных кафедр приведенных в настоящей статье региональных вузов.

Литература:

1. Белова, H.A. Лингводидактический потенциал вебсайтов для обучения русскому языку в старших классах / H.A. Белова,Е.А. Кашкарева//Наука и школа. -2023. -№1. - С. 207-219

2. Ивкина, Е.Л. Преподавание русского языка в старших классах на современном этапе / ЕЛ. Ивкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №4,- С. 287-291

3. Ожегов, С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: Учеб. Пособие для вузов / С.И. Ожегов. - Москва: Высшая школа, 1974. - 352 с.

4. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 10.06.2023)

5. Официальный сайт Чеченского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.06.2023)

6. Официальный сайт Чеченского государственного университета им. A.A. Кадырова:сайт,-2023. -URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4iqn471g7r978076229/ (дата обращения: 10.06.2023)

7. Судакова, H.A. Концептуальный анализ текста на уроке русского языка в старших классах / H.A. Судакова // Вестник ТГПУ. -2013. - №10 (138). - С. 222-228

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/fD9facf766fbeecl82d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 10.06.2023)

Педагогика

УДК 372.8

кандидат филологических наук, доцент Тамбиева Медина Данисламовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат филологических наук, доцент Биджиев Заур Алим-Джашарович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); ассистент Гочияева Диляра Али-Муратовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Человеческий язык, представляя собой социальное явление, являясь важнейшим средством человеческого общения, вполне закономерно несет на себе отпечаток духовной и материальной культуры определенной нации. Поэтому для каждого языка характерны национально-культурные особенности, обусловленные жизнью и развитием конкретного общества, то есть то, что составляет его национально-культурное содержание. При изучении иностранного языка, выполняя различного вида упражнения, необходимо обращать внимание на их содержание, так как они несут определенные «фоновые знания». Изучение иностранного языка занимает особое место в образовании. Через этот процесс обучающиеся не только приобретают знания о законах языка. Также они знакомятся с культурой страны изучаемого языка. Через познание иноязычной культуры приобретаются знания о собственной национальной культуре. В статье рассмотрено определение понятия «фоновые знания». Уделено внимание отбору и классификации фоновых знаний. Проанализирована взаимосвязь между языком, культурой и фоновыми знаниями.

Ключевые слова: фоновые знания, изучение иностранного языка, взаимосвязь культуры и языка.

Annotation. The human language, representing a social phenomenon, being the most important means of human communication, quite naturally bears the imprint of the spiritual and material culture of a certain nation. Therefore, each language is characterized by national and cultural characteristics due to the life and development of a particular society, that is, what constitutes its national and cultural content. When learning a foreign language, performing various types of exercises, it is necessary to pay attention to their content, since they carry certain "background knowledge". Learning a foreign language occupies a special place in education. Through this process, students not only acquire knowledge about the laws of the language. They also get acquainted with the culture of the country of the language being studied. Through the knowledge of a foreign language culture, knowledge about one's own national culture is acquired. The article discusses the definition of the concept of "background knowledge". Attention is paid to the selection and classification of background knowledge. The relationship between language, culture and background knowledge is analyzed.

Key words: background knowledge, learning a foreign language, the relationship of culture and language.

Введение. Для того чтобы процесс изучения и восприятия иностранного языка был результативным, преподавателям следует включить в образовательный план страноведческий и культурологический компоненты. На сегодняшний день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.