Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2187
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виситаева Ирсана Зайндыевна, Мусханова Исита Вахидовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностью и содержанием культурно-просветительской деятельности. Отмечается актуальность компетенций культурно-просветительской деятельности, направленных на способность дифференциации широкого поля информации в современной цифровой реальности. Выделяются принципы (гуманизм; научность; связь культурно-просветительской деятельности с жизнью и практикой; комплексность в решении воспитательных задач), обуславливающие единство просвещения и духовно-нравственного воспитания личности. Дается определение рассматриваемого феномена как совокупности мер и действий, направленных на сохранение, трансляцию и приобщение подрастающего поколения к этническому, историческому опыту предшествующих поколений средствами семьи, школы, среды, образовательных проектов в учреждениях культуры. Показано, что приобщение учащихся к ценностям этнической и мировой культур, а также развитие мировоззрения осуществляется посредством освоения школьных предметов (история, география, литература).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES: THE ESSENCE, CONTENT, STRUCTURE

The article discusses issues related to the essence and content of cultural and educational activities. The relevance of the competences of cultural and educational activities aimed at the ability to differentiate a wide field of information in modern digital reality is noted. The principles (humanism; scientific nature; the connection of cultural and educational activities with life and practice; complexity in solving educational problems), which determine the unity of enlightenment and spiritual and moral education of the individual, are highlighted. The definition of the phenomenon under consideration is given as a set of measures and actions aimed at preserving, transmitting and introducing the younger generation to the ethnic, historical experience of previous generations by means of the family, school, environment, educational projects in cultural institutions. It is shown that the introduction of students to the values of ethnic and world cultures, as well as the development of the worldview is carried out through the development of school subjects (history, geography, literature).

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА»

Культурно-просветительская деятельность: сущность, содержание, структура

Виситаева Ирсана Зайндыевна,

аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: vinter_65@mail.ru

Мусханова Исита Вахидовна,

доктор педагогических наук, профессор, директор института филологии, истории и права, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: vinter_65@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностью и содержанием культурно-просветительской деятельности. Отмечается актуальность компетенций культурно-просветительской деятельности, направленных на способность дифференциации широкого поля информации в современной цифровой реальности. Выделяются принципы (гуманизм; научность; связь культурно-просветительской деятельности с жизнью и практикой; комплексность в решении воспитательных задач), обуславливающие единство просвещения и духовно-нравственного воспитания личности. Дается определение рассматриваемого феномена как совокупности мер и действий, направленных на сохранение, трансляцию и приобщение подрастающего поколения к этническому, историческому опыту предшествующих поколений средствами семьи, школы, среды, образовательных проектов в учреждениях культуры. Показано, что приобщение учащихся к ценностям этнической и мировой культур, а также развитие мировоззрения осуществляется посредством освоения школьных предметов (история, география, литература).

Ключевые слова: культура, просвещение, деятельность, образование, личность, формирование, развитие, нравственность, воспитание.

о с

U

см о см со

Профессионально-личностное развитие современного человека непосредственно связано с компетентностью в области культурно-просветительской деятельности. В настоящее время в связи с быстротечными изменениями, происходящими в окружающей нас реальности значимыми становятся умения, связанные со способностью дифференцировать широкий поток информации, получаемой человеком. Культурно-просветительская деятельность основывается на принципах гуманизма; научности; связи культурно-просветительской деятельности с практикой; комплексности в решении воспитательных задач; дифференцированного подхода; коллективизма; систематичности и последовательности; единства просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Гуманистический принцип предполагает организацию культурно-просветительской деятельности в соответствии с общечеловеческими, духовно-нравственными ценностями. Научность как принцип организации культурно-просветительской деятельности обуславливается междисциплинарным взаимодействием (педагогики, социологии, психологии, теории управления и других наук) в вопросах определения целей, содержания и методики ее реализации. Практикоориентиро-ванность культурно-просветительской деятельности находит выражение в самых разных сторонах деятельности клубов, домов культуры, библиотек, спортивных клубов, парков, музеев и других учреждений. В тесной взаимосвязи находятся принципы комплексного и дифференцированного подходов. Единство основных направлений воспитания в контексте базового формирования личности предполагает комплексное воздействие. В соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями аудитории дифференцируются способы подачи культурно-просветительского материала. Надо отметить и принцип коллективизма, который помогает закрепить и развить коллективистские навыки личности, выражающиеся в трудовой активности, ответственности, взаимопонимании с окружающими, формируемые в процессе культурно-просветительской деятельности. В массовой, кружковой и индивидуальной формах культурно-просветительской деятельности проявляется принцип систематичности и последовательности, означающий строгое логического порядка как в изложении материала в лекциях, докладах, беседах, на страницах устных журналов, в экспозициях музеев и др., так и в построении любого мероприятия.

Важнейшую педагогическую закономерность культурно-просветительской деятельности, заключающуюся в просвещении и воспитании, при котором знания преобразовываются в убеждения, а убеждения в поступки, в поведение, активную жизненную позицию человека, выражает принцип единства просвещения и духовно-нравственного воспитания. Наряду с вышеперечисленными важное значение в ходе культурно-просветительской деятельности имеют и такие принципы как интерес и добровольность участия человека в мероприятиях, принцип демократизмах, представляющий записанные в конституции РФ права на отдых, образование, творческую деятельность, свободу слова; принцип всемерного развития инициативы и самодеятельности, а также принцип соответствия содержания и форм интересам и уровню духовного развития личности.

Роль и значение культурно-просветительской деятельности в формировании личности специалиста рассматриваются в работах современных ученых Н.А. Войлоковой [3], К.Ф. Исмаиловой [4], Ю.П. Блаженковой [2], Э.В. Старовойтовой [8], анализирующих актуальность и перспективы внедрения интерактивных технологий в реализацию культурно-просветительской деятельности, а также медиа и радиовещание как аспекты рассматриваемого феномена. Само понятие культурно-просветительская деятельность как объект научного исследования изучалось Ю.Д. Красильнико-вым, В.Е. Триодиным, Т.А. Савченко, П.П. Петренко, Н.В. Поликутиной, С.Т. Щацким и др [5].

Культурно-просветительская деятельность в нашем понимании представляет собой совокупность мер и действий, направленных на сохранение, трансляцию и приобщение подрастающего поколения к этническому, историческому опыту предшествующих поколений. Структуру культурно-просветительской деятельности можно представить следующим образом: семья, школа, среда, образовательные проекты в учреждениях культуры (музеи), библиотеки, электронно-библиотечные ресурсы. В работах [6,9] отмечается, что именно семья определяет главную траекторию ю развития личности, которая совершенствуется на новом уровне в образовательных учреждениях, дополняясь необходимыми компетенциями, подготавливающими человека к жизни в современном мире.

В контексте рассматриваемой нами проблемы культурно-просветительская деятельность значимость которой не вызывает сомнений носит и этнический характер. Каждый регион России имеет уникальный исторический опыт и располагает богатейшим наследием. В этом смысле историко-культурное наследие Чеченской Республики, на наш взгляд, недостаточно популяризовано, в связи с чем в данной статье предпринята попытка обзора рассматриваемой проблематики. Основной вопрос вокруг которого строится наша рефлексия заключается в том, какие механизмы направлены на популяризацию историко-

культурного наследия чеченского общества и в каком формате она осуществляется?

Доминирующие позиции в осуществлении культурно-просветительской деятельности принадлежат образовательным учреждениям среднего и высшего образования. Дисциплины естественно-гуманитарного направления позволяют активно реализовывать культурно-просветительскую деятельность. Такие предметы как литература, история, география ориентируют обучающихся на знакомство с ценностями этнической и мировой культур, расширяют кругозор и способствуют развитию их мировоззрения и восприятия мира. При этом огромную роль играет внеаудиторная деятельность в вузах и внеурочная работа в школах. Преимущество внеаудиторной деятельности, на наш взгляд, заключается в возможности без ограничений во времени изучать темы и рассматривать вопросы, не включённые в программу для обязательного изучения.

Организация внеаудиторной работы в вузе проявляется в возможности ощутить значимость гуманитарного знания в контексте будущей профессиональной деятельности. Культурно-просветительское пространство, как справедливо отмечено в работах [1,7] способствует «глубокому переосмыслению роли и значения человека, признание его в качестве важнейшей общественной ценности». Культурно-просветительская деятельность в современном цифровом пространстве представляет собой процесс, направленный на просвещение общественного сознания. Формы реализации культурно-просветительской деятельности, осуществляемые в образовательных, культурных и иных учреждениях направлены как на трансляцию информации, представленную в художественных образах, впечатлениях, исторических артефактах, так и к привлечению большего числа посетителей в учреждения культуры.

В контексте рассматриваемой проблемы в Чеченском государственном педагогическом университете проводится работа, направленная на популяризацию культурно-исторического наследия чеченского народа. На первом этапе нами была организован и проведен мониторинг, позволяющий констатировать недостаточное владение студентами первых курсов (в количестве 400 человек) информации о наличии в республике музеев, связанных с литературной деятельностью классиков русской и чеченской литературы. Так из орошенных 400 студентов первых курсов 250 человек знают о том, что есть музеи Л.Н. Толстого, А. Су-лейманова, М. Мамакаева, М-С. Гадаева, А. Ма-макаева. При этом только 110 человек имели возможность посетить данные музеи в период обучения в школе. Исходя из этого, нами совместно с волонтерским движением студентов ЧГПУ «Грамотность. Образованность. Профессионализм», литературным клубом «Стихия» были организованы мероприятия по привлечению обучающихся к культурно-историческому наследию чеченского народа. Так, для студентов первого курса профиль

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

«Чеченский язык и литература» в музее А. Су-лейманова в с. Алхазурова была организована литературно-музыкальная композиция «Сан деган илли» (Песня моего сердца»). Данное мероприятие носило не только просветительский характер, но и воспитывающий, так как старшекурсниками был представлен анализ произведений поэта, развивающих духовно-нравственный мир читателя. Кроме того, подобные мероприятия были организованы и в музеях А. Мамакаева, М. Мамакаева, М-С. Гадаева, а также в этноисторическом музее «Донди-юрт».

Таким образом сущность культурно-просветительской деятельности заключается в трансляции и популяризации знаний в различных сферах жизнедеятельности человека. В современном обществе функции культурно-просветительской деятельности расширяются и приобретают особую значимость в связи с необходимостью фильтрации информации, получаемой из социальных сетей. Поэтому роль учителя, педагога, взрослого, каждого, кто сопровождает развитие личности помогает ориентироваться в широком информативном поле. При этом, формы, методы, средства и контент культурно-просветительской деятельности определяются социокультурным контекстом.

Литература

1. Биттер М.В., Симбирцева Н.А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21) - С. 226-229.

2. Блаженкова Ю.П. Современные интерактивные технологии в культурно-просветительской деятельности художественного музея (на примере приморской государственной картинной галереи) // Искусство Евразии. 2020. № 3 (18). С.121-130.

3. Войлокова Н.А. Аксиологические риски в культурно - просветительской деятельности (на примере профессиональной деятельности библиотекаря) // В сборнике: Актуальные проблемы теории, методологии и практики научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 202-204.

4. Исмаилова К.Ф. Актуальные аспекты деятельности радиовещания Узбекистана по реализации культурно-просветительской миссии // Иностранные языки в Узбекистане. 2020. № 1 (30). С. 98-111.

5. Калайджян Т.В. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании // Российское общество

о «Знание». - М.: 2019.

££ 6. Мусханова И.В. Психолого-педагогические g условия формирования этнокультурной лич-~ ности в семье // Психология и психотехника. == 2011. № 5 (32). С. 81-84.

7. Попова В.И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 7980

8. Старовойтова Э.В. Особенности образования дошкольников в культурно-просветительской деятельности //В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч.. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. 2019. С. 271-273

9. Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V., Alieva S.A., Kasumova B.C.A., Gadaborsheva Z.I., Gunina E.V., Tumarov K.B. Organizational and pedagogical conditions development of general competences formation in the educational activities of the university // Journal of Sustainable Development. 2015. Т. 8. № 6. С. 45-50.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES: THE ESSENCE, CONTENT, STRUCTURE

Visitaeva I.Z., Muskhanova I.V.

Chechen State Pedagogical University

The article discusses issues related to the essence and content of cultural and educational activities. The relevance of the competences of cultural and educational activities aimed at the ability to differentiate a wide field of information in modern digital reality is noted. The principles (humanism; scientific nature; the connection of cultural and educational activities with life and practice; complexity in solving educational problems), which determine the unity of enlightenment and spiritual and moral education of the individual, are highlighted. The definition of the phenomenon under consideration is given as a set of measures and actions aimed at preserving, transmitting and introducing the younger generation to the ethnic, historical experience of previous generations by means of the family, school, environment, educational projects in cultural institutions. It is shown that the introduction of students to the values of ethnic and world cultures, as well as the development of the worldview is carried out through the development of school subjects (history, geography, literature).

Keywords: culture, education, activity, education, personality, formation, development, morality, upbringing.

References

1. Bitter M.V., Simbirtseva N.A. Cultural and educational activities (to the question of the content of the concept) // Man in the world of culture. Regional cultural studies. 2017.No. 2/3 (21) - S. 226229.

2. Blazhenkova Yu.P. Modern interactive technologies in the cultural and educational activities of an art museum (on the example of the seaside state art gallery) // Art of Eurasia. 2020. No. 3 (18). S. 121-130.

3. Voilokova N.A. Axiological risks in cultural and educational activities (on the example of the professional activity of a librarian) // In the collection: Actual problems of theory, methodology and practice of scientific activity. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2020.S. 202-204.

4. Ismailova K.F. Actual aspects of the activities of radio broadcasting in Uzbekistan for the implementation of the cultural and educational mission // Foreign languages in Uzbekistan. 2020. No. 1 (30). S. 98-111.

5. Kalaydzhyan T.V. The history of the development of cultural and educational activities in domestic education // Russian society "Knowledge". - M .: 2019.

6. Muskhanova I.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of an ethnocultural personality in the family // Psychology and psychotechnics. 2011. No. 5 (32). S. 81-84.

7. Popova V.I. Cultural and educational activities as the most important component of the student's extracurricular activities // World of science, culture, education. 2016. No. 1 (56). S. 79-80

8. Starovoitova E.V. Features of the education of preschoolers in cultural and educational activities // In the book: Youth of the XXI century: education, science, innovation. materials of the VIII All-

Russian student scientific and practical conference with international participation: at 4 o'clock. Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood. 2019.S. 271-273.

9. Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V., Alieva S.A., Kasumova B.C.A., Gadaborsheva Z.I., Gunina E.V., Tuma-rov K.B. Organizational and pedagogical conditions development of general competences formation in the educational activities of the university // Journal of Sustainable Development. 2015. T. 8. № 6. C. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.