Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / УСЛОВИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / SCHOOL / STUDENT / DEVELOPMENT / FUNCTIONS / COMPETENCIES / CONDITIONS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габарова Хадижат Вахаевна, Мусханова Исита Вахидовна

В статье рассмотрены проблемы, существующие в школьной образовательной системе на примере Чеченской Республики. Сказано, что современный образованный человек в быстро меняющемся обществе должен быть компетентным во всех сферах социальной среды. Анализированы функции образования (социально-культурные, социально-экономические, социально-политические). Отмечено, что на разных этапах развития чеченского общества перед образованием стояли разные задачи. Сделан вывод о несостоятельности идеи создания национальной школы в Чеченской Республике, несмотря на определенные попытки ее претворения в жизнь. Указано, что современная чеченская система школьного образования развивается в соответствии с вызовами реальности. Особое внимание уделено историческим этапам становления школьного образования Чеченской Республике. В ходе исследования, подчеркнуто, что сегодня образование в Чеченской Республике осуществляется с применением современных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габарова Хадижат Вахаевна, Мусханова Исита Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCHOOL EDUCATION IN THE CHECHEN REPUBLIC: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article considers the problems that exist in the school educational system on the example of the Chechen Republic. It is said that a modern educated person in a rapidly changing society should be competent in all areas of the social environment. The functions of education (socio-cultural, socio-economic, socio-political) are analyzed. It is noted that at different stages of development of Chechen society, education faced different challenges. It is concluded that the idea of creating a national school in the Chechen Republic is invalid, despite certain attempts to implement it. It is indicated that the modern Chechen school system is developing in accordance with the challenges of reality. Special attention is paid to the historical stages of the formation of school education in the Chechen Republic. In the course of the study, it is emphasized that today education in the Chechen Republic is carried out using modern forms of education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Современное школьное образование в Чеченской Республике: проблемы и перспективы

Габарова Хадижат Вахаевна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

Мусханова Исита Вахидовна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: vinter_65@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы, существующие в школьной образовательной системе на примере Чеченской Республики. Сказано, что современный образованный человек в быстро меняющемся обществе должен быть компетентным во всех сферах социальной среды. Анализированы функции образования (социально-культурные, социально-экономические, социально-политические). Отмечено, что на разных этапах развития чеченского общества перед образованием стояли разные задачи. Сделан вывод о несостоятельности идеи создания национальной школы в Чеченской Республике, несмотря на определенные попытки ее претворения в жизнь. Указано, что современная чеченская система школьного образования развивается в соответствии с вызовами реальности. Особое внимание уделено историческим этапам становления школьного образования Чеченской Республике. В ходе исследования, подчеркнуто, что сегодня образование в Чеченской Республике осуществляется с применением современных форм обучения.

Ключевые слова: образование, школа, обучающийся, развитие, функции, компетенции, условия, технологии.

Современное общество находится на стадии перехода к информационному типу и является сложным, динамично развивающимся противоречием. Сегодня именно информация лежит в основе экономического развития и выполняет функции фундаментального социального фактора. В соответствии с изменениями, происходящими в обществе, меняются и подходы к пониманию образованности. Современный образованный человек, на наш взгляд, должен обладать компетенциями, позволяющими ему свободно ориентироваться в сложных проблемах современной культуры, осмысливать свое предназначение в жизни и умеющего развиваться вместе с быстро меняющимся миром.

Таким образом, образование должно создавать условия для всестороннего развития человека. Перед современным образованием стоят сложные задачи, связанные с тем, кого и как формировать?! Есть понимание того, насколько быстро меняется окружающая нас реальность, поэтому компетенции, формируемые сегодня должны совершенствоваться каждый год. Следует вывод, что современный человек должен учиться всю жизнь.

Теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы позволяет выделить следующие основные функции образования:

- социально-культурные, которые определяют решающую роль школы в развитии духовной жизни общества;

- социально-экономические, обосновывающие формирование и развитие интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;

- социально-политические, обеспечивающие безопасность общества и его устойчивое развитие.

Компетенции, необходимые современному человеку, независимо от рода деятельности - это способность работать в команде, быть инициативным и готовым к риску, принимать решения и нести за них ответственность. В соответствии с этим меняются и функции преподавателя, который должен выступать не просто источником информации, а быть проводником информации. Таким образом современная система образования призвана формировать компетенции, необходимые человеку в будущем.

Анализ научных работ, посвященных изучению вопросов формирования системы школьного образования в Чеченской Республике позволяет

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

сэ см о см

констатировать, что основная задача российского правительства, начиная с ранних этапов просвещения и образования чеченцев заключалась в ассимиляции и слиянии его с русским народом. В советский период народное образование Чеченской Республики включало решение двух проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого населения и обеспечение обязательного начального образования детей.

В 20-е годы двадцатого столетия в Чеченской Республике функционировали начальные школы, в которых обучение велось на родном, чеченском языке. Кроме того, вплоть до 1927 года чеченская письменность основывалась на арабской графике. Следует отметить, что в 20-30-е годы двадцатого столетия советская власть уделяла достаточное внимание развитию национальной школы. В СССР было введено всеобщее начальное образование, к этому времени в Чеченской Республике насчитывалось 114 школ, что свидетельствовало об усилении культурного просвещения национальных районов страны. Данный период характеризуется развитием чеченского языка и литературы, формированием национальной интеллигенции. Выдающиеся просветители чеченского народа А. Авторханов, С. Бадуев, X. Яндаров, А. Мациев, А. Хумпаров, М. Исаева, Ш. Тазуев, Ш. Айсханов, X. Дукузов занимались разработкой учебной литературы на чеченском языке. В школьные учебники в переводе на чеченский язык включались произведения классиков русской литературы. Однако, уже к первой половине двадцатого столетия произошло отступление советской власти от первоначального плана национализации образования. Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 26 мая 1934 г. была определена структура чеченской общеобразовательной школы, в которой уменьшалось количество предметов на чеченском языке. Таким образом, с конца 30-х годов позиции родных языков и национальных культур в школьном образовании в СССР и, в частности, в Чеченской Республике, начинают ослабевать. [3].

Следует подчеркнуть вклад ученых лингвистов в развитие школьного образования Чеченской Республики. Так, в 1942 году был издан синтаксис чеченского языка, составленный З.Д. Джамалха-новым (1922-2014 гг.), известным филологом, поэтом, публицистом. Народный учитель, известный поэт и писатель А.А. Айдамиров (1929-2005 гг.) ратовал за возрождение национальной школы в Чеченской Республике, которая была упразднена в годы депортации чеченцев (1944-1957 гг.). Он, вслед за классиком российской педагогической мысли К.Д. Ушинским, считал, что обучение детей должно вестись на понятного ребенка родном материнском языке. Однако, вопрос обучения чеченских детей на чеченском языке до сих пор остается дискуссионным, а идея создания национальной школы не нашла поддержку у многих представителей национальной интеллигенции.

В статье Ш.Б. Ахмадова подчеркивается, что в годы депортации образование чеченских детей было сопряжено с трудностями материального и морального характера. При этом детям спецпереселенцев давали право посещать школы в местах их компактного расселения. Существовало специальное Распоряжение СНК СССР за № 13287 - рс от 20 июня 1944 г., регулирующее обучение детей чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и крымских татар на русском языке в действующих начальных школах по месту их жительства. В то же время многочисленные факты в различных областях Казахстана свидетельствовали о проблемах, связанных с учебой детей спецпереселенцев. Во многих областях республики посещаемость детей спецпереселенцев в школах была низкой. Это объяснялось нехваткой одежды и обуви, особенно в зимний период, а порой и прямым злоупотреблением некоторых работников отделов образования облисполкомов. Многие дети спецпереселенцев школьного возраста не знали ни русского, ни казахского языков, а в начальных школах в сельской местности, как правило, обучение вели только на одном из этих языков. Обучение же детей спецпереселенцев на их родном языке в начальных школах, к сожалению, невозможно было вести из-за отсутствия соответствующих кадров учителей со специальным педагогическим образованием из числа депортированных лиц. Многочисленные справки, отчеты и докладные записки местных органов свидетельствовали также о слабой работе отделов народного образования, которые не проводили на местах должной разъяснительной работы с родителями детей спецпереселенцев на предмет их полного охвата учебой, не принимали активного участия в проведении дополнительных уроков и занятий с учениками [1].

При этом следует отметить, что в 90-е годы двадцатого столетия в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране и актуализацией этнического самосознания представителей различных национальных общностей выдвинули в ряд актуальных проблемы возрождения полноценной национальной школы с преподаванием на родном языке и с содержанием образования на базе родной культуры. В этот период были предприняты определенные попытки возрождения полноценной национальной школы: разработка учебных планов национальной школы с 1 по 11 класс; введение в учебный процесс новых дисциплин (история ЧР, география Чеченской Республики, вайнахская традиционная культура и этика, основы религии и др.), преподавание которых планировалось на чеченском языке.

Однако, ни в тот, ни в последующие периоды идеи создания национальной школы и перевода начальной школы на чеченский язык не получили государственной и общественной поддержки. Начиная с 90-х годов двадцатого столетия по 200-е годы в связи с войнами и изменившейся социально-экономической ситуацией в республике образование находилось в состоянии коллапса.

С 2000-ого по 20008 годы в Чеченской Республике проводились интенсивные восстановительные работы, многие школы проводили занятия в приспособленных помещениях. За указанный период были построены десятки новых школ в каждом населенном пункте республики. На следующем этапе был взят курс на укрепление материально-технической базы образовательной системы. В настоящее время образование в Чеченской Республике развивается в соответствии с мировыми процессами. Здесь уместно указать и современные технологии, используемые в школьном образовании. Так, проектные технологии и метод проектов, являющиеся одними из популярнейших в мире, поскольку позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников [2].

Цифровизация оказывает непосредственное воздействие на учебный процесс в школе. События 2020 - ого года, связанные с пандемией, внесли свои коррективы в образовательную деятельность школ. Педагогическое сообщество Чеченской Республики столкнулось с новыми трудностями организации учебного процесса в дистанционном формате. Опыт организации педагогической деятельности в дистанционной форме позволил выявить риски и угрозы, которые следует учитывать школам.

Современная система школьного образования Чеченской Республики ставит целью обеспечение достаточно высокого уровня образованности обучающихся. В республике школьное образование включает в себя подготовительную ступень, основную школу и старшую школу. В основном в Чеченской Республике школы государственные и обучение в них бесплатное. В последние годы появились частные школы, в большинстве своем начальные, в каждой из которых реализуются авторские методики обучения детей. Основная идея образовательной парадигмы, направлена на пробуждение в детях, еще на самых ранних стадиях обучения личного поиска знаний, желания задавать вопросы и искать на них ответы, что содействует развитию самостоятельного критического мышления.

Проведённый анализ развития школьного образования в Чеченской Республике позволяет сделать вывод о том, что цели и задачи образо-

вательнои системы на всех этапах ее развития зависят от идеологии государства. На состояние современного школьного образования Чеченской Республики непосредственное влияние оказывают вызовы настоящей реальности: глобализация, массовизация, цифровизация, пандемия.

Литература

1. Ахмадов Ш.Б. Вз истории школьного образования детей чеченцев и ингушей в Казахстане в годы депортации (1944-1957 гг.) // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 2 (18). С. 69-73.

2. Кочеткова У.Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании // Молодой ученый. 2018. № 26 (212). С.160-162

3. Мусханова, И.В. Становление и развитие системы образования в Чеченской Республике // Сибирский педагогический журнал, 2012.-№ 1.- С. 119-127

MODERN SCHOOL EDUCATION IN THE CHECHEN REPUBLIC: PROBLEMS AND PROSPECTS

Gabarova Kh.V., Muschanova I.V.

Chechen state pedagogical University

The article considers the problems that exist in the school educational system on the example of the Chechen Republic. It is said that a modern educated person in a rapidly changing society should be competent in all areas of the social environment. The functions of education (socio-cultural, socio-economic, socio-political) are analyzed. It is noted that at different stages of development of Chechen society, education faced different challenges. It is concluded that the idea of creating a national school in the Chechen Republic is invalid, despite certain attempts to implement it. It is indicated that the modern Chechen school system is developing in accordance with the challenges of reality. Special attention is paid to the historical stages of the formation of school education in the Chechen Republic. In the course of the study, it is emphasized that today education in the Chechen Republic is carried out using modern forms of education.

Keywords: education, school, student, development, functions, competencies, conditions, technologies.

References

1. Akhmadov Sh.B. In the History of school education of children of Chechens and Ingush in Kazakhstan during the years of deportation (1944-1957) // Bulletin of the Chechen state University. 2015. No. 2 (18). Pp. 69-73.

2. Kochetkova U. Yu. History of development of the problem of project method of teaching in school education // Young scientist. 2018. No. 26 (212). Pp. 160-162.

3. Muskhanova, I. V. formation and development of the education system in the Chechen Republic // Siberian Pedagogical journal, 2012. - no. 1. - Pp. 119-127

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.