Научная статья на тему 'Преподаватели чечено-ингушского государственного педагогического / учительского института из числа чеченцев и ингушей в годы выселения (1944-1957)'

Преподаватели чечено-ингушского государственного педагогического / учительского института из числа чеченцев и ингушей в годы выселения (1944-1957) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
521
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСЕЛЕНИЕ / EVICTION / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / ЧЕЧЕНЦЫ / CHECHENS / ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / CHECHEN-INGUSH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНА / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAKHSTAN / КИРГИЗИИ / KYRGYZSTAN / UNIVERSITY PROFESSORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матагова Хатмат Абуевна

Прослеживается история жизни преподавателей Чечено-Ингушского государственного педагогического/учительского института из числа чеченцев и ингушей во время выселения в 1944-1957 гг. Их судьбы сложились по-разному, но ни один из них не оставил воспоминаний об этих трагических страницах своей жизни. Сегодня необходимо восстановить и изучить биографии научной элиты чеченского и ингушского народов в выселении, так как, несмотря на сложившиеся обстоятельства, они продолжали жить и творить во благо народа и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers of the Chechen-Ingush State Pedagogical / Teachers Training Institute from among the Chechens and Ingush during the Eviction in 1944-1957

The article attempts to trace the fate of the teachers of the Chechen-Ingush state pedagogical / teachers training Institute from among the Chechens and Ingush during the eviction in 1944-1957. Their fates developed in different ways, but none of them left evidences of their lives’ tragic pages. Today it is necessary to restore and study the biographies of the scientific elite of the Chechen and Ingush peoples in eviction, as, despite the circumstances, they continued to live and work for the good of the people and the state.

Текст научной работы на тему «Преподаватели чечено-ингушского государственного педагогического / учительского института из числа чеченцев и ингушей в годы выселения (1944-1957)»

УДК 378

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-52-55

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО / УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИЗ ЧИСЛА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В ГОДЫ ВЫСЕЛЕНИЯ (1944-1957)

© 2016 г. Х.А. Матагова

Матагова Хатмат Абуевна -

кандидат исторических наук, доцент,

кафедра истории России, исторический факультет,

Чеченский государственный университет,

ул. А. Шерипова, 32, г. Грозный, ЧР, 364000.

E-mail: hatmat73@mail.ru

Matagova Khatmat Abuevna -

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the History of Russia, Faculty of History, Chechen State University,

A. Sheripova St., 32, Grozny, Chechen Republic, 364000, Russia. E-mail: hatmat73@mail.ru

Прослеживается история жизни преподавателей Чечено-Ингушского государственного педагогического/учительского института из числа чеченцев и ингушей во время выселения в 1944-1957 гг. Их судьбы сложились по-разному, но ни один из них не оставил воспоминаний об этих трагических страницах своей жизни. Сегодня необходимо восстановить и изучить биографии научной элиты чеченского и ингушского народов в выселении, так как, несмотря на сложившиеся обстоятельства, они продолжали жить и творить во благо народа и государства.

Ключевые слова: выселение, преподаватели вузов, чеченцы, Чечено-Ингушский государственный педагогический институт, высшие учебные заведения Казахстана, Киргизии.

The article attempts to trace the fate of the teachers of the Chechen-Ingush state pedagogical / teachers training Institute from among the Chechens and Ingush during the eviction in 1944-1957. Their fates developed in different ways, but none of them left evidences of their lives ' tragic pages. Today it is necessary to restore and study the biographies of the scientific elite of the Chechen and Ingush peoples in eviction, as, despite the circumstances, they continued to live and work for the good of the people and the state.

Keywords: eviction, university professors, Chechens, Chechen-Ingush State Pedagogical Institute, higher educational institutions of Kazakhstan, Kyrgyzstan.

Выселение отдельных народов - трагическая страница в истории нашего Отечества. Объективное, всестороннее исследование истории депортации, а также ее последствий является одной из важнейших задач современной исторической науки. Полная реабилитация репрессированных народов требует объективного изучения последствий депортации, в том числе и в сфере высшего образования.

Научная литература по рассматриваемой теме обширна и многопланова. Одним из первых попытку исследования депортированных народов в СССР предпринял А.М. Некрич [1]. Богатый архивный материал о депортации народов в 19301940-х гг. содержится в работах Н.Ф. Бугая [2-4].

Издано значительное количество научных работ, где освещаются различные аспекты депортации [5-11]. Во втором томе «Истории Чечни» [12] в 8-й главе, посвященной депортации чеченского народа в 1944-1957 гг., приводятся лишь сведения о подготовке кадров из числа спецпереселенцев для промышленности и сельского хозяйства через сеть школ фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Данные о состоянии высшего образования среди чеченцев отсутствуют.

К сожалению, научных работ по изучению положения представителей вузовской элиты бывшей Чечено-Ингушетии в выселении не создано. Можно надеяться, что историография истории депортации народов еще может быть дополнена отечественными учеными в результате новых исследований.

23 февраля 1944 г. чеченский и ингушский народы подверглись принудительному выселению в Казахстан и Среднюю Азию. 7 марта 1944 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование.

Высшая школа республики лишь в некоторой степени ощутила трагические последствия выселения в связи с тем, что национальное представительство чеченцев и ингушей среди профессорско-преподавательского состава и студенчества в вузах республики было незначительным. К примеру, профессорско-преподавательский состав Чечено-Ингушского педагогического / учительского института (ЧИГПИ) в осеннем семестре 1943/44 учебного года составлял 38 человек, среди которых было только 4 преподавателя из числа чеченцев и ингушей [13, л. 62]. Ликвидация национальной государственности чеченцев и ингушей привела лишь к переименованию ЧИГПИ в Грозненский государственный педагогический/учительский институт в 1944 г.

Однако решение национального вопроса таким путем негативно отразилось на исторической традиции подготовки национальных кадров высокой квалификации, преступно прерванной на 13 лет.

Студенты и преподаватели высшей школы республики чеченской и ингушской национальностей последовали в сталинскую ссылку вместе со своим народом. Так начиналась трагическая страница в истории чеченцев и ингушей, в том числе и в истории подготовки национальных кадров. Традиция подготовки квалифицированных специалистов из числа чеченцев и ингушей, прошедшая долгий путь становления за годы советской власти, была прервана насильственным выселением.

Высшие учебные заведения республики, в которых обучались студенты и работали преподаватели, подлежащие выселению, находились в г. Грозном. В исторической литературе мало документальных свидетельств и публикаций с описанием этого трагического события в судьбе чеченских и ингушских студентов и преподавателей. Поэтому можно лишь догадываться о тех трудностях, которые им пришлось переносить. Чеченское и ингушское студенчество, а также вузовская элита были рассеяны по всему Казахстану и Средней Азии в 1944-1957 гг. Сложившиеся обстоятельства не оставляли надежды на нормальную жизнь, тем более на завершение учебы и продолжение преподавательской деятельности в местных учебных заведениях.

В числе репрессированных преподавателей из чеченцев был Магомед Абазатович Абазатов, работавший на кафедре истории народов СССР и временно исполнявший обязанности заведующего этой кафедрой. Он родился в 1913 г., в 1937 г. закончил аспирантуру при Горском научно-исследовательском институте в г. Пятигорске и к 1940-1941 гг. имел четырехлетний стаж работы в высшей школе [14, л. 35]. Был принят на работу в ЧИГПИ старшим преподавателем в первый же год его открытия в 1938 г. Читал лекции по дисциплине «История народов СССР», занимался научно-исследовательской работой. Еще в 1943 г. им была написана одна из первых работ о ратном и трудовом подвиге народов Чечено-Ингушетии в период Великой Отечественной войны [15]. После восстановления ЧИАССР М.А. Абазатов более комплексно исследовал эту проблему и в 1973 г. вышла в свет его монография [16], которая до сих пор является настольной книгой для исследователей, занимающихся изучением этой темы.

Старшим преподавателем на кафедре русского языка ЧИГПИ работал ингуш Дошлуко Дохович Мальсагов, который после окончания Северо-Кавказского пединститута в 1929 г. сначала трудился в

том же институте. Будучи ассистентом кафедры языкознания, совмещал обязанности ученого секретаря Ингушского научно-исследовательского института краеведения. С 1934 по 1937 г. руководил аспирантурой по ингушскому языку в СКНИИ г. Ростова-на-Дону. В эти годы печатаются его научные статьи о едином чечено-ингушском литературном языке, о проблеме изучения чечено-ингушского фольклора и ингушской литературы. К 1940/41 учебному году Д.Д. Мальсагов имел 8-летний стаж работы в высшей школе [17, л. 36], а в ЧИГПИ был принят на работу 24 апреля 1940 г. [17, л. 35]. В объяснительной записке к годовому отчету ЧИГПИ сообщается, что из четырех предусмотренных к выполнению по тематическому плану научно-исследовательской работы в 1940 г. кандидатских диссертаций фактически выполнена и направлена к защите только одна диссертация Д.Д. Мальсагова [17, л. 22] по теме «Чечено-Ингушская диалектология и пути развития чечено-ингушского литературного (письменного) языка». С 1940 по 1944 г. Д. Д. Мальсагов заведовал лингвистическим сектором ЧИНИИ истории, языка и литературы, вел научную и организационную работу; параллельно читал лекции по языкознанию, диалектологии русского и ингушского языков в ЧИГПИ.

Ассистентом на кафедре математики работал чеченец Мусса Магомадович Шамсадов, закончивший в 1938 г. МГУ [14, л. 38]. В списке профессорско-преподавательского состава ЧИГПИ за 1940/41 учебный год сообщается о трехгодичном стаже М.М. Шамсадова [18, л. 60]. В 1940 г. им были сданы кандидатские испытания по всем дисциплинам [17, л. 22]. Он стал первым чеченцем, получившим диплом о высшем математическом образовании. В 1926-1929 гг. учился в чеченском педагогическом техникуме и получил диплом учителя «чеченской аульной школы». До поступления в 1933 г. в МГУ М.М. Шамсадов работал учителем [19].

В отчетных документах ЧИГПИ за 1943/44 учебный год сообщается, что за истекший год по кафедре математики произошло только одно изменение - уехал старший преподаватель М.М. Шамсадов и его дисциплина передана И.М. Пробст [13, л. 66]. Сегодня мы понимаем, что слово «уехал» обозначает 13-летнюю ссылку.

Доцент кафедры всеобщей истории Тамара Тон-товна Мальсагова была приглашена на почасовую оплату из Орджоникидзевского пединститута в начале 1943/44 учебного года [17, л. 35]. Она преподавала историю средних веков, а также была деканом исторического факультета до февраля 1944 г. [13, л. 65].

Судьба каждого из этих преподавателей трагична и сложна. Как свидетельствуют официальные документы, с первых дней переселения предусматривалось хозяйственное трудовое устройство, обязательное вовлечение всех трудоспособных переселенцев в общественно-полезный труд. В правилах их хозяйственного и трудового устройства, утвержденных ГУЛАГом НКВД СССР 8 марта 1944 г., отмечалось, что все трудоспособные спецпереселенцы, водворяемые на новые места расселения, в целях создания им нормальных условий существования должны быть в самые короткие сроки устроены на работу [10, с. 359]. Предусматривалось первоочередное предоставление возможности устройства на работу по своей производственной квалификации или специальности.

На начало 1946 г. практически все спецпереселенцы из Чечено-Ингушетии были хозяйственно обустроены, а трудоспособные получили работу. Из 151 924 трудоспособных чеченцев и ингушей, поселенных в Казахской ССР, на работах было занято 151 349 чел. Не работающих в силу различных причин осталось всего 575 чел. Подавляющее большинство чеченцев и ингушей было занято в сельском хозяйстве, остальные - в угледобывающей промышленности, строительстве, промышленности, государственных и советских учреждениях, в просвещении, НКВД [12, с. 560-570].

Однако судьба тех немногих представителей профессорско-преподавательского состава из числа чеченцев и ингушей складывалась неоднозначно, учитывая недоверие и опасения власти в их использовании в сферах интеллектуального труда. Несмотря на принятые решения и усилия государственных органов, положение с трудоустройством спецпереселенцев на местах складывалось не совсем благоприятно, не все могли работать по своей специальности. Только после смерти И. Сталина к середине 1950-х гг. некоторые ограничения в правовом положении спецпереселенцев были сняты, их участие в общественной жизни значительно расширилось. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1954 г. лица, занимающиеся общественно-полезным трудом, могли свободно проживать в пределах данной области, края, республики и передвигаться, если есть командировочное удостоверение, по территории всей страны. В этом же постановлении особое внимание уделялось усилению политической работы среди спецпереселенцев, предлагалось вовлекать их в активную общественно-политическую жизнь и использовать в соответствии с их образованием и специальностью [12, с. 574-575].

Так, в середине 1955 г. М.А. Абазатов был назначен редактором республиканской газеты на чеченском языке «Къинхьегаманбайракх» («Знамя труда»). Она издавалась в целях усиления массово-политической и культурно-просветительской работы среди спецпереселенцев [10, с. 210].

Не сразу был трудоустроен Д.Д. Мальсагов. В первый период переселения он заведовал баней. Затем работал доцентом кафедры русского языка в Киргизском пединституте, потом - в университете. После возвращения на Родину в 1957 г. Д. Мальсагов руководил ЧИНИИ истории, языка и литературы, а с 1958 по 1964 г. - доцент, с 1964 г. - профессор кафедры родного языка и литературы ЧИГПИ. В своей основополагающей работе «О некоторых непонятных местах в "Слове о полку Игореве"» Д.Д. Мальсагов показал древнейшие связи восточных славян с чечено-ингушскими племенами [20].

О киргизском периоде жизни Т.Т. Мальсаговой пишет М. Яндиева-Албогачиева: «Тамара Тонтовна служила все годы переселения во Фрунзенском пединституте. И вместе с Дошлуко Доховичем Мальсаговым вырастила целое поколение вайнах-ских гуманитариев, имена которых до сих пор на слуху... Дом Тамары Тонтовны и ее мамы Евгении Матвеевны Укуровой был открыт во Фрунзе для каждого человека, который искал помощи, участия, просто общения» [21, с. 3].

М.М. Шамсадов в период выселения (19441957 гг.) работал в вузах Алма-Аты. К сожалению, более подробными сведениями о его трудовой деятельности мы не располагаем.

Итак, безусловно, судьба преподавателей из числа чеченцев и ингушей в годы выселения складывалась нелегко. Но возможность продолжить преподавательскую деятельность в вузах они все получили. К сожалению, сегодня мы не можем в полной мере понять цену этой возможности, поскольку ни один из них не оставил воспоминаний об этих трагических страницах в своей жизни. Вероятно, их деятельность была бы более продуктивной в родной республике, вузе, если бы не 13 лет, вырванные из их творческой и личной жизни. Прерванные традиции всегда имеют следствием негативные последствия, отбрасывание назад в развитии. Сегодня перед историками стоит задача восстановить и изучить конкретные биографические сведения об этих представителях вузовской научной элиты чеченского и ингушского народов в выселении. Это будет данью памяти их мужеству и желанию творить во благо народа и государства, несмотря на сложившиеся условия жизни.

Литература

1. Некрич А.М. Наказанные народы. Н.-Й., 1978.

2. Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-40-х годах // История СССР. 1986. № 6.

3. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы истории. 1990. № 7.

4. Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: Согласно Вашему указанию... М., 1995.

5. Уралов А. (Авторханов А.). Народоубийство — убийство чечено-ингушского народа. М., 1991.

6. Белая книга (Из истории выселения чеченцев-ингушей 1944-1957 гг.). Грозный; Алма-Ата, 1991.

7. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М., 1997.

8. Шахбиев З. Судьба чечено-ингушского народа. М., 1996.

9. Ахмадов Т.З. Первые чеченские врачи: Из истории становления здравоохранения в Чечне. Грозный, 2009.

10. ЕрмекбаевЖ.А. Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы. Алматы, 2009.

11. Ибрагимов М. Чеченцы: выселение, выживание, возвращение (1940-1950-е годы). Грозный, 2015.

12. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2008. Т. 2.

13. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 1730.

14. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 3863.

15. АбазатовМ.А. Чечено-ингушский народ в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1943.

16. АбазатовМ.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973.

17. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8985.

18. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 4. Д. 66.

19. Шамсадов М. - первый чеченский математик с высшим образованием // Инфопортал «Чеченская энциклопедия». Чеченские хроники. URL: www.grozny-inform.ru (дата обращения: 15.12.2014).

20. Мальсагов Д.Д. О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве» // Изв. Чечено-Ингуш. НИИ истории и литературы. Грозный, 1959. Т. 1, вып. 2.

21. Сердало. 1998. 14 нояб.

References

1. Nekrich A.M. Nakazannye narody [Punished Nations]. New York, 1978.

2. Bugai N.F. K voprosu o deportatsii narodov SSSR v 30-40-kh godakh [To the Issue of USSR Peoples Deportation in 30-40th]. Istoriya SSSR, 1986, no 6.

3. Bugai N.F. Pravda o deportatsii chechenskogo i in-gushskogo narodov [Truth about Chechen and Ingush Peoples Deportation]. Voprosy istorii, 1990, no 7.

4. Bugai N.F. L. Beriya -1. Stalinu: Soglasno Vashemu ukazaniyu... [L. Beriya - J. Stalin: According to your Order...]. Moscow, 1995.

5. Uralov A. (Avtorkhanov A.). Narodoubiistvo -ubiistvo checheno-ingushskogo naroda [Manslaughter-Murder of Chechen and Ingush Peoples]. Moscow, 1991.

6. Belaya kniga (Iz istorii vyseleniya chechentsev-ingushei 1944-1957 gg.). [White Book (From History of Chechens and Ingush People Deportation)]. Grozny; Alma-Ata, 1991.

7. Sigauri I.M. Ocherki istorii i gosudarstvennogo ustroistva chechentsev s drevneishikh vremen [Essays on the History and State Organization of the Chechens from Ancient Times]. Moscow, 1997.

8. Shakhbiev Z. Sud'ba checheno-ingushskogo naroda [The Fate of the Chechen-Ingush People]. Moscow, 1996.

9. Akhmadov T.Z. Pervye chechenskie vrachi: Iz istorii stanovleniya zdravookhraneniya v Chechne [The First Chechen Doctors: From the History of the Healthcare Formation in Chechnya]. Grozny, 2009.

10. Ermekbaev Zh.A. Chechentsy i ingushi v Kazakh-stane. Istoriya i sud'by [Chechens and Ingush People in Kazakhstan. History and Fates]. Almaty, 2009.

11. Ibragimov M. Chechentsy: vyselenie, vyzhivanie, vozvrashchenie (1940-1950-e gody) [Chechens: Eviction, Survival, Return (1940-1950)]. Grozny, 2015.

12. Istoriya Chechni s drevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Chechnya from Ancient Times to the Present Days]. Grozny, 2008, vol. 2.

13. GARF [SARF]. Fund 8080. In. 1. File 1730.

14. GARF [SARF]. Fund 2306. In. 70. File 3863.

15. Abazatov M.A. Checheno-ingushskii narod v Velikoi Otechestvennoi voine Sovetskogo Soyuza [Chechen-Ingush People in the Great Patriotic War of the Soviet Union]. Grozny, 1943.

16. Abazatov M.A. Checheno-Ingushskaya ASSR v Ve-likoi Otechestvennoi voine Sovetskogo Soyuza [Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic in the Great Patriotic War of the Soviet Union]. Grozny, 1973.

17. GARF [SARF]. Fund 2306. In. 70. File 8985.

18. GARF [SARF]. Fund 8080. In. 4. File 66.

19. Shamsadov M. - pervyi chechenskii matematik s vys-shim obrazovaniem [Shamsadov M. - First Chechen Mathematician with Higher Education]. Infoportal «Chechenskaya entsiklopediya». Chechenskie khroniki [Info portal "Chechen Encyclopedia". Chechen Chronicles]. Available at: www.grozny-inform.ru (accessed 15.12.2014).

20. Mal'sagov D.D. O nekotorykh neponyatnykh mes-takh v «Slove o polku Igoreve» [About Some Confusing Places in the "Tale of Igor's Regiment"]. Izv. Checheno-In-gush. NII istorii i literatury. Grozny, 1959, vol. 1, iss. 2.

21. Serdalo, 1998, 14 Nov.

Поступила в редакцию 17 декабря 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.