Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МИЛИЦИИ В 1920-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЧЕРНОЗЁМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МИЛИЦИИ В 1920-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЧЕРНОЗЁМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Милиция / советская рабоче-крестьянская милиция / культурнопросветительная работа / Чернозёмный центр России. / Militia / Soviet workers 'and peasants' militia / cultural and educational work / Chernozem center of Russia.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Токарева С. Н.

В статье рассмотрено одно из новых для начала прошлого столетия направлений деятельности со служащими органов правопорядка. В советской рабоче-крестьянской милиции значительное внимание с первых лет создания уделялось культурновоспитательной работе. Она являлась основой для поднятия уровня общего образования и политического развития сотрудников. Культурно-воспитательная работа в милиции в первую очередь осуществлялась через клубы, красные уголки. Процесс шел по нескольким направлениям: через организацию досуга и просвещение сотрудников, деятельность творческих и спортивных секций, средства массовой информации, участие в различных обществах. Однако отмечалась разница в уровне организации культурновоспитательной работы милиции в губернских центрах и уездах. Во время проведения новой экономической политики проявились финансовые трудности, возникали сложности с поиском подходящего помещения. Выход находили в сборе средств на организацию клубов и в их самоокупаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE POLICE IN THE 1920S: BASED ON THE MATERIALS OF THE CHERNOZEM CENTER OF RUSSIA

The article deals with one of the new areas of work with law enforcement officials at the beginning of the last century. In the Soviet workers 'and peasants' militia, considerable attention was paid to cultural and educational work from the first years of its creation. It was the basis for raising the level of General education and political development of employees. Cultural and educational work in the militia was primarily carried out through clubs, red corners. The process was carried out in several directions: through the organization of leisure and education of employees, the activities of creative and sports sections, the media, and participation in various societies. However, there was a difference in the level of organization of cultural and educational work of the police in the provincial centers and counties. During the implementation of the new economic policy, financial difficulties appeared, and there were difficulties in finding suitable premises. The solution was found in raising funds for the organization of clubs and in their selfsufficiency.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МИЛИЦИИ В 1920-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЧЕРНОЗЁМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ»

УДК 93/94

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МИЛИЦИИ В 1920-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЧЕРНОЗЁМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ

© 2021 С. Н. Токарева

канд. ист. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права e-mail: tokareva_sn@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрено одно из новых для начала прошлого столетия направлений деятельности со служащими органов правопорядка. В советской рабоче -крестьянской милиции значительное внимание с первых лет создания уделялось культурно -воспитательной работе. Она являлась основой для поднятия уровня общего образования и политического развития сотрудников. Культурно-воспитательная работа в милиции в первую очередь осуществлялась через клубы, красные уголки. Процесс шел по нескольким направлениям: через организацию досуга и просвещение сотрудников, деятельность творческих и спортивных секций, средства массовой информации, участие в различных обществах. Однако отмечалась разница в уровне организации культурно-воспитательной работы милиции в губернских центрах и уездах. Во время проведения новой экономической политики проявились финансовые трудности, возникали сложности с поиском подходящего помещения. Выход находили в сборе средств на организацию клубов и в их самоокупаемости.

Ключевые слова: милиция; советская рабоче-крестьянская милиция; культурно -просветительная работа, Чернозёмный центр России.

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE POLICE IN THE 1920S: BASED ON THE MATERIALS OF THE CHERNOZEM CENTER OF RUSSIA

© 2021 S. N. Tokareva

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Theory and History of State and Law e-mail: tokareva_sn@mail.ru

Kursk State University

The article deals with one of the new areas of work with law enforcement officials at the beginning of the last century. In the Soviet workers 'and peasants' militia, considerable attention was paid to cultural and educational work from the first years of its creation. It was the basis for raising the level of General education and political development of employees. Cultural and educational work in the militia was primarily carried out through clubs, red corners. The process was carried out in several directions: through the organization of leisure and education of employees, the activities of creative and sports sections, the media, and participation in various societies. However, there was a difference in the level of organization of cultural and educational work of the police in the provincial centers and counties. During the implementation of the new economic policy, financial difficulties appeared, and there were difficulties in finding suitable premises. The solution was found in raising funds for the organization of clubs and in their self-sufficiency.

Keywords: militia; Soviet workers 'and peasants' militia; cultural and educational work, Chernozem center of Russia.

Совершенно новыми направлениями в просветительной деятельности среди милиционеров созданной советской рабоче-крестьянской милиции стали культурно-воспитательная работа и политическая подготовка, которые тесно переплетались с общим и профессиональным обучением. Культурно-воспитательная работа в милиции в первую очередь проводилась через клубы, где проходило поднятие общеобразовательного уровня милиционеров, а политическая - через красные уголки. Здесь изучали советское законодательство, структуру государственных органов, значение деятельности работников милиции и т.п. [1, с. 19-20]. Более того, начальник Орловской городской милиции еще в декабре 1918 г. отмечал, что клуб милиции - это не только место для культурно-просветительной агитации, но и семейный дом, в функции которого входило даже снабжение милиционеров пищей по более дешевым ценам [12, л. 71-71 об.].

В уездах также открывали рабоче-крестьянские клубы при участии коммунистов и милиционеров [32, с. 31]. Культурно-просветительные комиссии занимались оборудованием клубов милиции [11, л. 3]. В них имелись библиотеки, выписывались центральные и местные газеты («Известия», «Правда», «Беднота» и др.). Здесь устраивали собрания, читали лекции, проводили собеседования, ставили спектакли и концерты [35].

При уездных и городских управлениях милиции создавали кружки (хозяйственный, спортивный, общественно-политический, драматический, хоровой, литературный и даже балетную студию), действовали оркестры [34, с. 58].

К примеру, общим собранием курских милиционеров постановили отчислять 1 % от заработной платы на организацию клуба и создание библиотеки [9, л. 1]. В уездной милиции работали читальни [2, л. 1, 2-2 об.]. При клубе милиции организовали школу для ликвидации неграмотности и дальнейшего повышения образования милиционеров (читали лекции, изучали инструкции). Занятия проходили ежедневно с 18.00 до 20.00 со свободными от службы милиционерами [7, л. 15-16]. Организовывали спектакли, собрания культпросвета, где представляли доклады по секциям (школьная, театральная) [Там же, л. 5-5 об.].

Ценность этой работы подчеркивалась на съезде представителей милиции Дмитриевского уезда Курской губернии 21 июня 1920 г.: «...милиционер будет только тогда в состоянии удовлетворительно исполнять свои обязанности, когда будет иметь известный культурный уровень, когда умеет идейно разобраться в происходящих вокруг событиях» [3, л. 22].

Встречалось, что местный партком запрещал открытие клуба и библиотеки-читальни для милиционеров, основываясь на существовании большого количества других клубов [20, л. 47].

При клубах в губернских городах организовывали школы для борьбы с малограмотностью [4, л. 228-228 об.]. В уездных милициях имелись передвижные библиотеки, малограмотные милиционеры учились в школе грамчека (чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью), всех милиционеров и сотрудников прикрепляли к пролетарским клубам, где были кружки и секции [22, л. 1]. Клубы существовали на самоокупаемости. В некоторых был организован показ кинофильмов, при музыкальных секциях существовал духовой оркестр, устраивали спектакли с участием милиционеров [23, л. 17-18]. На летний сезон клубную работу переносили в городские сады, переданные милиционерам и пожарникам [Там же, л. 28 об.-29].

Существовали фундаментальные и передвижные библиотеки. Часть волостных милиционеров в обязательном порядке прикрепляли к волостным библиотекам. Также организовывали читальни, а в отделениях практиковали громкое чтение среди

Токарева С. Н. Культурно-просветительская работа в милиции в 1920-е гг.:

по материалам Чернозёмного центра России

милиционеров [23, л. 18-19]. Выпускали газеты, в которых обсуждались важнейшие задачи работы, условия улучшения службы и быта сотрудников [37, с. 149].

В начале лета 1921 г. организовывали губернские политсекретариаты при губмилиции, а позже - политсекретариаты при уездных управлениях милиции. Однако проведение новой экономической политики отразилось и на политпросветработе милиции. Все органы главполитпросвета на местах заявляли о неимении средств на снабжение милиции газетами и лекторами. В уездах были созданы тройки по политпросветработе из инструктора политпросвета, представителей Красной армии и милиции [25, л. 18-18 об.].

Вот несколько примеров работы клубов в Черноземном центре России в начале 1920-х гг. В клубе тамбовской милиции, который начал действовать с 1922 г., были созданы разные кружки (драматический, политический, общеобразовательный, хоровой, музыкальный и профессиональный) [30, с. 38-39]. Выпускали газеты (например, «Жизнь милиции»), организовали уголок Ленина, готовили вечера и концерты, работала библиотека, где проводили выставки и лекции [26, л. 7]).

В Воронеже 15 июня 1922 г. открыли объединенный клуб губернской, городской и уездной милиции. В клубе работали политическая, школьная и литературная секции. Был намечен выпуск журнала «Голос Красного милиционера». Средств на политическое просвещение выделяли мало, выписывали одну центральную и одну местную газету, на оставшиеся деньги приглашали лекторов [14, л. 2-3, 40].

Действовали общеобразовательный, драматический, музыкальный, библиотечный кружки и даже кружок кройки и шитья «Синяя блуза». Выпускали живую газету «Красный милиционер», которую перед выходом просматривал инструктор губкома. В клубе читали лекции, работу лекторов оплачивали из средств от спектаклей. Работала библиотека-читальня. Проводили коллективную подписку на газеты «Правда», «Известия ВЦИК», «Воронежская коммуна», «Беднота», «Красная газета», «Милиционер и пожарник» и журналы «Красная нива», «Прожектор», «Безбожник», «Работница», «Голос работника». На местах вводили институт уполномоченных клуба, которые имелись при каждом отделении милиции и при школе [18, л. 7 об.-8, 74]. В уездах личному составу читали лекции, милиционеры посещали театр, участвовали в драмкружке и кружке друзей печати, выпускали стенгазету «На страже революции». Работал уездный комитет Красного общества взаимопомощи рабоче-крестьянской милиции [31, с. 63].

Правовой основой организации просветительной и воспитательной работы стало постановление ВЦИК СНК от 11 ноября 1927 г. «О мерах улучшения быта и службы работников милиции» [36].

После проведения административно-территориальной реформы в конце 1920-х гг. красный уголок милиции иногда объединяли с уголком окрадмотдела. Политико-просветительную работу среди милицейского состава вел местком, литературу получали от ОкрАО. Милиционеры, находившиеся в резерве, в свободное время читали газеты и журналы, слушали радио. В красном уголке милиции проводили беседы, имелись клубные передвижки, газеты («Правда», «Беднота», «Рабочая газета», «Труд», «Красная звезда», «Наша газета», «На страже» и другие) и журналы («Крокодил», «Суд», «Красноармеец», «Экран», «Работница», «Хочу все знать», «Вокруг света» и «Активист»), шашки, шахматы, радио-громкоговоритель, вели тетрадь вопросов и ответов, также организовывали футбольный кружок, игры в городки [27, л. 15 об., 19 об .-20].

В это же время культурно-просветительная работа среди милиции некоторых районов проводилась слабо: мало организовывали постановок и вечеров для работников милиции, билеты на платные постановки выдавали только членам

клуба и в незначительном количестве, отдельных комнат для красных уголков не было, выписанные газеты и журналы часто уносили работники милиции. В других районах лучше - имелись красные уголки, установлено радио, выписывали газеты и журналы [6, л. 9 об.; 8, л. 1 об.], проводили вечера самодеятельности, где декламировали стихи, показывали музыкальные номера и танцы, организовывали игры и тир [5, л. 6].

В красных уголках кльтпросветработу проводили силами профактива месткомов, а в райадмотделениях, расположенных в сельской местности, - избами-читальнями [28, л. 9-9 об.].

Продолжали выпускать стенгазеты. Так, в одной из них в г. Орле в 1929 г. опубликовали заметку «Сынки и пасынки», где рассказывалось о занятии женщинами -милиционерами внутренних постов [13, л. 185 об.]. К памятным дням, таким как расстрел ленинских рабочих, Антипасха, Первое мая и т.д., выпускались «Ильичевки».

Аккумулировать работу на местах пытались в специализированных учреждениях. Так, по примеру Москвы начальник ЦЧОбладмотдела Мазуров 7 ноября 1928 г. приказал построить Дом красного милиционера за счет средств местного бюджета и специальных ассигнований СНК РСФСР [14, л. 98 об.].

Начальник политотдела Градков подписал и начальник ГИМ ОГПУ С.Н. Маркарьян 19 марта 1932 г. утвердил Положение о ленинских уголках в органах рабоче-крестьянской милиции. Они стали «опорной базой всей массовой общественно -политической, военной и культурной работы, организуемой в целях повышения культурно-политического уровня работников милиции, их классовой сознательности, боевой подготовки и укрепления политико-морального состояния состава» [23, л. 31]. Ленуголок организовывался в каждом органе и подразделении милиции, имеющем не меньше 25 человек. Заведующим ленуголка назначался «наиболее развитой, политически грамотный товарищ, имеющий опыт массовой работы» [Там же, л. 32].

В качестве основных форм работы ленуголка рекомендовались: громкая читка газет и журналов, коллективное радиослушание, беседы, вечера вопросов и ответов, политбой и политлотерея, кружки, агитхудожественная бригада, живая газета, художественно-политические вечера, слеты ударников [23, л. 33].

Каждое подразделение милиции должно было иметь свою стенгазету, которой руководила специально выделенная редколлегия и организовывались милкоры. Выпуск газеты должен был производиться 2-3 раза в месяц или в виде «Ильичевки» с непрерывным обновлением материала [Там же]. Но на практике эта работа затруднялась в связи с отсутствием помещений [16, л. 68].

Значительное внимание уделяли спортивной подготовке. Еще 18 апреля 1923 г. было учреждено Московское пролетарское спортивное общество «Динамо», а 25 октября того же года изданы директивы об организации спортивных обществ на местах [28, л. 69, 74]. Началось массовое развитие спорта (особенно стрелкового) в войсках и органах. Создавали стрелковые, конькобежные, лыжные, шахматно-шашечные и гимнастические секции. При школах милиции были организованы лыжные, стрелковые подсекции. Служащие сдавали нормативы на значок «Будь готов к обороне» [18, л. 25-30].

В начале 1920-1930-х гг. работники милиции вовлекались в различные общественные организации (МОПР, Осоавиахим, Автодор, Союз воинствующих безбожников, Общество «Долой неграмотность», Общество друзей радио, потребительская кооперация, шефство и прочие) [15, л. 107; 16, л. 70]. Один человек зачастую был членом сразу нескольких организаций.

Осуществлялись помощь колхозам, сборы МОПР, дополнительная подписка на заем «5-летка в 4 года», досрочная подписка на заем «3-й решающий год пятилетки» (некоторые РУМР отчисляли один дневной заработок), вклады в сберкассу милиции

Токарева С. Н. Культурно-просветительская работа в милиции в 1920-е гг.:

по материалам Чернозёмного центра России

и ОГПУ. Антипасхальная компания была отмечена коллективным вступлением в ячейки СВБ, отчислением средств на постройку танка «Безбожник» (Борисоглебский РУМР отчислил 65 руб.) и 100 % явкой на службу в дни Пасхи [15, л. 108; 16, л. 9; 32, с. 2].

В итоге, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что культурно-воспитательная работа шла по нескольким направлениям: через организацию просвещения и досуга сотрудников, деятельность творческих и спортивных секций, средства массовой информации, участие в различных обществах. При содействии профорганов в милиции организовывали красные и ленуголки, где были библиотеки, выписывали газеты и журналы, читали лекции. Профорганы и парторганы проводили общие собрания, где обсуждали вопросы милицейского и профессионального быта. Тем не менее по отчетным документам видна разница в уровне организации клубов милиции и направлений культурно-воспитательной работы в губернских и уездных (областных и районных) органах правопорядка. Финансовые трудности проявились во время проведения новой экономической политики, на местах заявляли о неимении средств на снабжение милиции газетами и лекторами. Возникали сложности с поиском подходящего помещения, что затрудняло эффективную контактную деятельность. Выход находили в сборе средств на организацию клубов и в их самоокупаемости.

1. Всегда на посту // Блокнот агитатора. 1981. 20 окт. С. 17-21.

2. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р-323. Оп. 1.

Д. 130.

3. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 326.

4. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 792.

5. ГАКО. Ф. Р-2638. Оп. 1. Д. 93.

6. ГАКО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 29.

7. ГАКО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 34.

8. ГАКО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 54.

9. ГАКО. Ф. Р-2644. Оп. 1. Д. 47.

10. Государственный архив Орловской области (далее ГАОО). Ф. П-392. Оп. 1.

Д. 4.

11. ГАОО. Ф. П-668. Оп. 1. Д. 2.

12. ГАОО. Ф. Р-468. Оп. 1. Д. 21.

13. ГАОО. Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 79.

14. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (далее ГАОПИВО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 566.

15. ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 126.

16. ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1479.

17. ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1952.

18. ГАОПИВО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 4.

19. ГАОПИВО. Ф. 390. Оп. 1. Д. 5.

20. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее ГАОПИКО). Ф. П-65. Оп. 1. Д. 95.

21. ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 247.

22. ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 2. Д. 1.

23. ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 2. Д. 5.

24. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9415. Оп. 1. Д. 4.

25. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (далее ГАСПИТО). Ф. П-7775. Оп. 1. Д. 6.

26. ГАСПИТО. Ф. П-7809. Оп. 1. Д. 6.

27. Государственный архив Тамбовской области (далее ГАТО). Ф. Р-396. Оп. 1.

Д. 43.

28. ГАТО. Ф. Р-396. Оп. 1. Д. 73.

29. История органов правопорядка России в точных датах: хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. 188 с.

30. Клубная работа Тамбовской милиции // Рабоче-крестьянская милиция. 1924. № 1. С. 38-39.

31. Креветкин И.М. Страницы истории Россошанской милиции. Воронеж: Черноземье, 1997. 552 с.

32. Люди долга и отваги: орловской милиции посвящается / под общ. ред. И.П. Савченко; сост. Пирогов В.А. Орел: Орелиздат, 1997. 256 с.

33. Милиционеры - активные участники соцстроительства // Тамбовская правда. 1932. 10 нояб. С. 2.

34. Орловская милиция (1917-1928 гг.): историко-правовой очерк / Е.Н. Щендригин, А.В. Булыжкин. Орел: Отпеч. в ОГУП «Орл. библ. тип «Труд», 2003. 199 с.

35. Орловская правда. 1923. 13 нояб.

36. СУ РСФСР. 1927. № 113. Ст. 761.

37. Федосова С.В. К вопросу о борьбе с преступностью в Курской губернии в 1920-е гг. // Правовое обеспечение АПК в России: состояние, проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов (материалы междунар. науч.-практ. конф.) КГСХА им. проф. И И. Иванова (28-29 марта 2007 г.). Курск: АлмазПлюс, 2007. С. 144-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.