Научная статья на тему 'Роль центров политического и культурного просвещения в сплочении крестьянских масс на территории Курской губернии в 1920-1927 гг. : особенности и первые результаты'

Роль центров политического и культурного просвещения в сплочении крестьянских масс на территории Курской губернии в 1920-1927 гг. : особенности и первые результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЦЕНТРЫ МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ЦЕНТРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / АГИТАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / KURSK PROVINCE / CENTRES OF MASS POLITICAL WORK / CENTRES OF POLITICAL AND CULTURAL CONSTRUCTION / CULTURAL INSTITUTIONS / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / PROPAGANDA AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рядных Александр Юрьевич

Изучена одна из наиболее специфических форм работы по внедрению центров политического и культурного просвещения для сплочения крестьянских масс, не связанная напрямую с методами администрирования и командования. Проанализированы этапы, организация и средства по осуществлению советской кампании по усилению центров политического просвещения и культурного уровня в сплочении крестьянских масс, проводившейся в 1920-1927-е гг. Сопоставлена просветительская работа в центрах политического просвещения с идеологическими аспектами, что позволяет проследить динамику взаимодействия советской власти с населением губернии в формировании и сплочении крестьянских масс вокруг советской власти. Изложено правовое становление центров политического просвещения на территории Курской губернии. В годы социалистического строительства Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О проведении культурно-просветительной работы в деревне», главной целью которого было привлечение как можно большего числа трудящегося населения страны, которое было наделено избирательным правом. Молодому только образованному Советскому государству требовались подкованные люди в сфере культурно-политического просвещения, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же возникала необходимость в квалифицированных кадрах на производстве, которые могли донести информацию до масс. Данный материал разъясняет основные предпосылки центров культурного и политического строительства, определяет основные задачи пролетариата в области культурного и политического воспитания в поднятии культурного уровня масс. Рассмотрено, какова роль центров массово-политической работы в улучшении деятельности политического просвещения, что способствовало в управлении государством, приобщая к политической жизни страны в решении важнейших социальных вопросов жизни деревни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE POLITICAL AND CULTURAL educational CENTRES IN THE PEASANT MASSES UNIFICATION ON THE TERRITORY OF KURSK PROVINCE IN 1920-1927s: PECULiARITIES AND FIRST RESULTS

We study one of the most specific forms of work to build political and cultural educational centres in the peasant masses unification. That work was not directly connected with administrative and command methods. We analyze the stages, organization and means for the implementation of the Soviet campaign to strengthen the political education and cultural level centers in the cohesion of the peasant masses held in 1920-1927s. We make a comparison of educational work in the centers of political education with ideological aspects that allows us to trace the dynamics of the Soviet power interaction with the population of the province in the peasant masses formation and consolidation around the Soviet government. We describe the legal formation of the political education centers on the Kursk province territory. During the socialist construction the Council of People’s Commissars adopted a Decree “On cultural and educational work in the village”. The main purpose was to attract as many peasant workers as possible in the country, who were given the right to vote. The young Soviet state needed specialists of the cultural and political education to create a new management structure. In addition, there was a need for qualified personnel in the workplace, who could convey information to the masses. This material explains the basic prerequisites of the cultural and political construction centers, defines the main tasks of the proletariat in the cultural and political education in raising the cultural level of the masses. We consider the role of the mass political work centers in improving the activity of political education, which contributed to the governance of the state, introducing to the political life of the country in addressing the most important social issues of the village.

Текст научной работы на тему «Роль центров политического и культурного просвещения в сплочении крестьянских масс на территории Курской губернии в 1920-1927 гг. : особенности и первые результаты»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-165-172 УДК 902

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СПЛОЧЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ МАСС НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1920-1927 гг.: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Александр Юрьевич РЯДНЫХ

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33 E-mail: [email protected]

Аннотация. Изучена одна из наиболее специфических форм работы по внедрению центров политического и культурного просвещения для сплочения крестьянских масс, не связанная напрямую с методами администрирования и командования. Проанализированы этапы, организация и средства по осуществлению советской кампании по усилению центров политического просвещения и культурного уровня в сплочении крестьянских масс, проводившейся в 1920-1927-е гг. Сопоставлена просветительская работа в центрах политического просвещения с идеологическими аспектами, что позволяет проследить динамику взаимодействия советской власти с населением губернии в формировании и сплочении крестьянских масс вокруг советской власти. Изложено правовое становление центров политического просвещения на территории Курской губернии. В годы социалистического строительства Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О проведении культурно-просветительной работы в деревне», главной целью которого было привлечение как можно большего числа трудящегося населения страны, которое было наделено избирательным правом. Молодому только образованному Советскому государству требовались подкованные люди в сфере культурно-политического просвещения, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же возникала необходимость в квалифицированных кадрах на производстве, которые могли донести информацию до масс. Данный материал разъясняет основные предпосылки центров культурного и политического строительства, определяет основные задачи пролетариата в области культурного и политического воспитания в поднятии культурного уровня масс. Рассмотрено, какова роль центров массово-политической работы в улучшении деятельности политического просвещения, что способствовало в управлении государством, приобщая к политической жизни страны в решении важнейших социальных вопросов жизни деревни.

Ключевые слова: Курская губерния; центры массово-политической работы; центры политического и культурного строительства; учреждения культуры; культурно-просветительская работа; агитационно-просветительская работа

Действительное политическое просвещение рабочих не может идти иначе, как в выдержанной, последовательной, до конца доводимой борьбе пролетарских влияний, стремлений, направлений против буржуазных.

В.И. Ленин

В своих высказываниях В.И. Ленин по вопросам культурно-просветительской работы в Советском государстве говорил, что она имеет непреходящее значение.

В своих суждениях о культурно-просветительной работе государственных органов В.И. Ленин обращал внимание на следующее: прежде всего, это были борьба с буржуазией и стремление к повышению культуры, сознательности, организованности трудящихся [1, т. 41, с. 400-401].

После Октябрьской революции 1917 г. возникла необходимость в создании центров культурно-просветительской работы среди населения страны, создавались центры про-

свещения, где пропагандировалась «пролетарская культура».

Составной частью ленинского плана построения социализма в новой стране являлась программа культурных преобразований. На первом этапе культурной революции, прежде всего, предстояло ликвидировать неграмотность подавляющей части населения, осуществить революционную перестройку всей системы народного образования.

В крайних трудных и сложных условиях притворялись в жизнь эти задачи в Курской губернии, ведь до революции она была одной из отсталых провинций царской России, трудовые массы которой были так «ограблены в смысле образования, света и знания» [1, т. 23, с. 127], как ни в одной стране Европы.

В.И. Ленин жестко подверг критике позиции Пролеткульта и поддерживающих его работников культуры, в частности, А.В. Луначарского [1, т. 44, с. 325-326].

© Рядных А.Ю., 2018

165

Главной целью большевистского правления было насаждение марксисткой идеологии, целью которой был контроль со стороны государства в воспитании людей в духе господствующей идеологии [2, ^ 3-4].

Усугубившаяся в годы Первой мировой войны отсталость экономики губернии и огромные разрушения, нанесенные хозяйству немецко-гайдамацкими войсками и деникин-скими полчищами в ходе Гражданской войны, создали немалые дополнительные трудности в становлении новой социальной культуры.

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции все центры культуры содержались за счет государства. Поэтому их численность, особенно изб-читален, постоянно возрастала.

С первых дней советской власти работа центров политического и культурного просвещения стала строиться на основе научного коммунистического мировоззрения. Особое место в программе занятий занимали вопросы истории Советского государства и трудового воспитания [3, с. 224-225].

В годы новой экономической политики советская власть сделала многое для повышения политического и культурного уровня сельского населения. Центрами массово-политической работы в городе были клубы, в деревне - избы-читальни.

Перед советской властью стала грандиозная задача, сформулированная В.И. Лениным: «После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные ...Надо этот политический переворот переварить, сделать доступным массам населения, добиться, чтобы этот политический поворот остался не только декларацией. .. .Задача подъема культуры - одна из самых очередных» [1, т. 44, с. 168-169].

В целях объединения всей политико-просветительной работы Политбюро ЦК РКП(б) 28 октября 1920 г. по инициативе В.И. Ленина приняло постановление о создании Главного политико-просветительского комитета Республики. Председателем Глав-политпросвета назначили Н.К. Крупскую.

12 ноября 1920 г. Совнаркомом был принят декрет «О Главном политико-просветительском комитете Республики (Главпо-литпросвете)». В декабре были детально оп-

ределены организационные взаимоотношения агитационных и пропагандистских учреждений РКП(б) и подчиняемых их руководству просветительных учреждений Нарком-проса.

Повсеместно на местах стали создаваться губернские, уездные, волостные полит-просветы как органы Главпросвета.

В Курской губернии губполитпросвет как один из отделов ГубОно начал функционировать с ноября 1920 г. Создание этого органа способствовало партийным и советским организациям усилить развертывание политико-просветительской работы среди населения.

На 1 апреля 1920 г. в Курской губернии функционировало 535 изб-читален с 189 платными работниками, а на 2 октября 1921 г. соответственно - 1519 и 1385. Как видим, за полтора года количество изб-читален увеличилось почти в 5, а число платных работников в них - в 7,3 раза1. Кроме того, на начало 1922 г. на территории губернии работало 118 клубов и 117 народных домов2.

Партия и советское правительство оказывали немалую помощь местным органам власти в организации политической работы среди трудящихся.

Однако в связи с переходом к нэпу, переводом предприятий, многих учреждений культуры на хозрасчет число последних начинает резко сокращаться. В 1922/1923 хозяйственном году в губернии на 173 волости насчитывалось 146 изб-читален с 115 работ-никами3, 228 библиотек, которые находились в 173 волостях4. В избы-читальни была прекращена бесплатная доставка газет, брошюр, книг. Большинство крестьян лишилось возможности их читать.

В постановлении президиума губкома РКП(б) об улучшении деятельности губпо-литпросвета от 31 января 1922 г. рекомендовалось повсеместно устраивать воскресные и вечерние чтения политической и художественной литературы для населения в помеще-

1 Из истории культурного строительства в Курской губернии, 1917-1928: сб. док. Курск: б. и., 1979. С. 155.

2 Курская правда. 1922. 18 февр.

3 Из истории культурного строительства в Курской губернии, 1917-1928. С. 159.

4 ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории Курской области). Ф. П-65. Оп. 1. Д. 359. Л. 44.

ниях школ, на предприятиях, по месту жительства населения. Президиуму губкома РКП(б) было необходимо контролировать партийные ячейки, следить за работой культ-комиссии, постоянно наблюдать за их работой и оказывать им практическую помощь.

Клубная работа на промышленных предприятиях приобрела довольно широкий размах. При 38 фабрично-заводских клубах действовали 48 политических, 30 драматургических, 34 музыкальных, 28 литературных кружков, 23 физкультурных коллектива.

Уже XI съезд РКП(б) обратил внимание местных коммунистов на факт упразднения, по существу, почти всех изб-читален в деревне и указал на необходимость возрождения и поставил их в центр всей политико-просветительской работы на селе. Съезд рекомендовал найти возможность для финансирования сельских очагов культуры из губернских исполнительных комитетов [4, с. 96].

Поскольку решения XI съезда РКП(б) не были реализованы в жизнь, XII партийный съезд потребовал от местных партийных комитетов найти возможность учредить в каждой губернии твердую сеть изб-читален, в расчете не менее одной на волость с финансированием из местного бюджета. Съезд рекомендовал сосредоточить работу вокруг изб-читален всем культурным учреждениям сельской местности: создавать пункты по проведению ликбезов, школы для малограмотных, места начального политического просвещения крестьян и т. д. Культурно-просветительская работа на селе была направлена на восстановление сельского хозяйства, увязывая ее с повседневными нуждами крестьянства, как работу клубов в городе - с вопросами роста производства и повсеместными нуждами рабочего класса5.

Курская губернская партийная организация нацеливала культурно-просветительные учреждения на проведение антирелигиозной пропаганды среди населения. Большое внимание было уделено выпуску и распространению атеистической литературы. Большую работу провел губком партии по подготовке агитаторов-антирелигиозников, вооружая их естественнонаучными и политическими зна-

5 Коммунистическая партия Советского Союза в

резолюциях и решениях съездов, конференций и пле-

нумов ЦК (1898-1971). М.: б. и., 1970. Т. 2: 1917-1924.

С. 364-365, 475.

ниями. Атеистические кружки прикреплялись к партийным или пролетарским клубам. Такие кружки были созданы в каждом населенном пункте [5, с. 47].

После победы Великой Октябрьской социалистической революции для того чтобы вовлечь широчайшие массы трудящихся в активную борьбу за социалистическое переустройство жизни, необходимо было как можно быстрее освободить их сознание от груза религиозных пережитков, помочь им осознать себя хозяевами и творцами своей судьбы [6, с. 98].

В трудных условиях местные коммунисты многое делали, чтобы оставшиеся избы-читальни смогли на должном уровне продолжить свою работу. Так, члены Березовской ячейки получили индивидуальное задание для посещения сельских культурных учреждений, вели с крестьянством индивидуальные беседы по интересующим вопросам, устраивали громкие читки газет и брошюр, разъясняя законы советской власти .

Согласно воспоминаниям бывшего секретаря Щигровского волостного комитета партии С. Масолова, в 1924 г. в волости в населенном пункте с. Вязово существовала одна изба-читальня. Из-за отсутствия периодической печати, журналов, книг в избе-читальне не проводилось работы. Многократное обращение в уездный комитет не давали положительных результатов. Тогда С. Масалов совместно с заведующей женским отделом М.С. Шаталовой с открытым письмом обратились за помощью к Н.К. Крупской. Через две недели они получили посылки, в которых находились 2500 книг, портреты В.И. Ленина и М.И. Калинина, а также квитанции на годовую подписку для избы-читальни на «Бедноту» и «Крестьянскую газету». После такого поступления книг Вязовская изба-читальня стала центром всей культурно-массовой работы на селе. Ее стали посещать сотни людей: крестьяне, женщины, молодежь.

Неплохо работала Головчанская изба-читальня Грайворонского уезда, над которой шефствовала местная партийная ячейка. Ее члены выписывали газеты, устраивали громкую читку книг. Крестьянство вечерами охотно шло «на огонек». Только в январе 1923 г. избу-читальню посетили 1165 человек.

6 ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 389. Л. 49-50.

То же самое можно сказать и о Черно-олешенской избе-читальне Суджанского уезда, которая ежедневно собирала до 100 человек. Секретарь сельской ячейки, он же и заведующий, проводил с собравшимися людьми беседы на сельскохозяйственные темы, по экономической, кооперативной политике Советского государства и т. п.

Для сохранения изб-читален и активизации их работы коллегия Курского губернского комитета РКП(б) на заседании от 8 сентября 1923 г. рассмотрела вопрос о работе изб-читален, обращаясь к кооперации, сельским хозяйственным учреждениям с просьбой взять над ними свое шефство, распределив всю имеющуюся литературу по избам-читальням, при этом укрепив их рабочими кадрами. Там, где не было возможности, рекомендовалось совмещать работу в избе-читальне с работой секретаря ячейки7.

В целях оказания помощи сельским культурно-просветительским учреждениям Курский губернский агитационный просветительский отдел за период с 1 августа по 1 ноября 1923 г. направил на места около 50000 экземпляров литературы, а также издал 15000 экземпляров книг. В среднем на одну избу читальню проходилось до 300 экземпляров различных книг и брошюр8.

Тяжелое материальное положение губернии, отсутствие волостного, сельского бюджета не давали кардинально улучшить работу изб-читален. К маю 1924 г. в 173 волостях губернии функционировали избы-читальни. XIII съезд РКП(б), который состоялся в мае 1924 г., обратил внимание коммунистов на необходимость сделать избу-читальню опорным пунктом, центром всей политической, просветительской работы в сельской местности, концентрируя вокруг нее существующие в волости библиотеки, ликбезные пункты и другие культурно-просветительские учреждения, привлекая к этому делу педагогические кадры. Съезд обратил внимание на необходимость дать твердую директиву об увеличении доли уездного бюджета на политическое просвещение деревни, обязав включить уездный бюджет, содержание волостных изб-читален и их заведующих, а также содержание волостного

7 ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 359. Л. 219-220.

8 Там же. Л. 44.

библиотекаря и волостного ликвидатора не-

9

грамотности .

«Широкая политико-просветительская работа в деревне должна стать на ближайший год важнейший ударной задачей»: было отмечено в решении съезда.

С учетом этих указаний 18 сентября 1924 г. ВЦИК РСФСР издает декрет «О проведении культурно-просветительной работы в деревне», в котором предлагалось советским органам включить в уездный бюджет расходы на содержание заведующего волостной избой-читальней, волостного библиотекаря и ликвидаторов неграмотности, а в волостной бюджет - содержание волостного политического просветительского организатора. Рекомендовалось также выделить для изб-читален особое помещение, средства для их снабжения литературой, отоплением, освещением и т. п.10

В Курской губернии укрепление материальной базы изб-читален проходило параллельно с реорганизацией административного деления губернии. В 1924 г. в результате очередной реорганизации в губернии было образовано 82 волости. С учетом этого деления из 224 изб-читален на бюджет было поставлено 82 волостные избы-читальни11. Однако уездные исполнительные комитеты исходя из своих возможностей не оставляли без внимания сельские избы-читальни и выделяли средства на их содержания. В отчете Льговского уездного комитета за октябрь-декабрь говорилось о том, что на 1924-1925 бюджетный год из 54 изб-читален и 49 красных уголков было принято на финансирование 9 волостных и 24 сельские избы-читальни. Остальные переводились на местное содержание. Как отмечалось в отчете, работа изб-читален значительно улучшилось, помещения были отремонтированы и снабжены литературой и наглядным пособием. Культурно-просветительские учреждения были укреплены кадрами, 405 их личного состава были заменены подготовленными людьми. На организаторских курсах избачей прошло

9 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). М.: б. и., 1970. Т. 3: 1924-1927. С. 86-90.

10 Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1924. № 83. С. 831.

11 ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 394. Л. 39.

обучение 46 человек. Вся деятельность строилась на плановой работе12.

В 1924 г. губернский политический просветительский отдел разослал на места 143 комплекта библиотек, в каждом из которых содержалось по 150 экземпляров книг13. С этого года в губернии устанавливается твердая сеть изб-читален, финансируемая за счет уездного и волостного бюджетов. С ростом политической активности крестьянства увеличивалось и количество изб-читален, которые содержались за счет кооперации, крестьянских комитетов, работземлеса, шефских обществ и даже отдельных крестьян. Так, в 1924/1925 г. из 249 изб-читален на бюджете состояло 170, в 1925/1926 г. соответственно -380 и 301, в 1926/1927 г. - 397 и 318. Остальные 79 изб-читален содержались на средства

„14

крестьян и организаций .

Для привлечения внимания партийных, советских и общественных организаций, всего населения к нуждам изб-читален в 1926 г. в губернии был проведен конкурс на лучшую избу-читальню. Так, в апреле 1926 г. «Курская правда» в одном из своих выпусков сообщала, что в конкурсе участвовало 40 изб-читален, в том числе 15 волостных, 23 сельских, 2 при сахарных заводах, а также 9 красных уголков. Жюри конкурса премировало первой премией Новостроевскую сельскую избу-читальню Грайворонского уезда, второй премией - Букреево-Бобриковскую волостную избу-читальню Льговского уезда и третьей премией - Макаровскую избу-читальню того же уезда. В результате проведенного конкурса значительно повысился интерес крестьянства к работе политического просветительских учреждений. Это выражалось в стремлении крестьян организовать в своих селах красные уголки, избы-читальни, материально поддерживать их вплоть до постройки новых зданий за счет выделенных средств (с. Новостройка, с. Макровка и т. п.)15.

12 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 16. Ед. хр. 527. Л. 137.

13 Курская правда. 1924. 22 нояб.

14 Доклад о работе Курского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1927. Курск: Изд. Губис-полкома, 1927. С. 64.

15 Отчет XIV губернскому съезду Советов. Курск: Изд. губисполкома, 1927. С. 181.

В то же время в годы нэпа духовную культуру населения губернии несли 4000 священнослужителей, работающие в 1179

церквях16.

Для улучшения работы губернские партийные и советские органы проводили работу в культурно-просветительских учреждениях. Регулярно проводились губернские и уездные курсы волостных и сельских избачей, библиотекарей, волостных совещаний и уездных конференций работников культурно-просветительских учреждений, на которых обсуждались актуальные задачи их ра-боты17.

Были приняты меры к насыщению их книгами и газетами, а также другой периодической печатью. В 1927 г. в избах-читальнях насчитывалось 220000 наименований книг, в 522 передвижных библиотеках числилось 46058 экземпляров. В течение года избам-читальням было выдано 156070 книг, передвижными библиотеками обслужено 58906

читателей18.

Вечерами избы-читальни и красные уголки собирали к себе «на огонек» значительную часть деревенских жителей [7, с. 119]. Только по Курскому уезду за 1926 г. волостные избы-читальни посетило 1279900 человек, в том числе 29648 женщин, сельских жителей -340196 и 62474, красные уголки - 228465 и 4384319.

Работа изб-читален и красных уголков велась в самых разнообразных формах: лекции, доклады, беседы, спектакли, агитационные суды, вечера вопросов и ответов, громкие читки, выдача справок и т. п. [8, с. 93]. За 1925/1926 г. сельские просветительские учреждения губернии провели 13975 громких читок и бесед, организовали 2180 докладов, 1047 лекций, 569 вечеров вопросов и ответов, поставили 1427 спектаклей и агитационных судов, выдали 12632 различные справки. 18 волостных изб-читален приобрели передвижные киноустановки. Избы-читальни объединяли вокруг себя селькоров, которые за указанный период выпустили 969 номеров стенных газет. Широкий размах приняла кружковая работа. При избах-читальнях ра-

16 Курская правда. 1924. 18 мая.

17 ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп. 1. Д. 571. Л. 267.

18 Там же. Д. 689. Л. 21.

19 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 2562. Л. 62.

ботало 976 различных кружков20: хоровые, драматические, по домоводству, столы справок и т. п. Наибольшей популярностью у крестьян пользовались сельскохозяйственные кружки. По данным за декабрь 1924 г., из 136 различных кружков, которые функционировали при 56 избах-читальнях, сельскохозяйственными были 36. Вторые по численности были драматические и хоровые21. Из 106 кружков в Льговском уезде при избах-читальнях функционировали 32 сельскохозяйственных кружка. Результатом их работы стал массовый переход крестьянского уезда на многополье и к улучшенным формам землепользования. В целом по губернии в 1924 г. при избах-читальнях работало 197 различных сельскохозяйственных кружков, в которых обучалось 25762 слушателя22.

В декабре 1925 г. только в 25 наиболее крупных клубах состоялись 434 массовых мероприятия, которыми были охвачены до 60 тыс. человек.

В 1925 г. работал 281 кружок, где обучалось 124148 слушателей. Клубы были расположены в городах и рабочих поселках. Так, при избах-читальнях работали различные кружки: политической грамоты, шахматные, библиотечные, драматические, марксистские, краеведческие и др. При 23 клубах сахарных заводов функционировало 174 кружка, а при 10 клубах г. Курск - 14323.

В январе 1927 г. было проведено 506 мероприятий, на них присутствовало 104 тыс. зрителей.

Особо важной составляющей частью политико-просветительской деятельностью являлась ликвидация неграмотности населения. Неграмотность среди рабочих и крестьян достигала поистине огромных размеров. По данным 1926 г., число неграмотных, подлежавших обучению, в Курской губернии составляло более 434 тыс. человек.

Предметом постоянной заботы партийных организаций в этот период являлось проведение политико-массовых мероприятий в деревне. Особое внимание обращалось на воспитательную работу среди сельской молодежи и женщин. В избах-читальнях орга-

20 ГАОПИКО. Ф. П-65. Оп.1. Д. 689. Л. 21.

21 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 16. Ед. хр. 519. Л. 109.

22 Курская правда. 1925. 6 дек.

23 Из истории культурного строительства в Кур-

ской губернии, 1917-1928: сб. док. Курск: б. и., 1979. С. 97.

низовывались доклады, беседы на общеполитические темы, а также по другим интересующим темам [91, с. 114].

К 10-летию советской власти в губернии насчитывалось 79 волостных изб-читален с библиотеками при них, 316 сельских, 706 красных уголков, 6 клубов, 2 дома работников просвещения, 18 центральных и районных библиотек, 4 музея24. Таким образом, вся сеть политпросвета губернии насчитывала 1131 учреждение, не считая школ и пунктов по ликвидации неграмотности.

Таким образом, деятельность очагов культуры способствовала не только удовлетворению многочисленных запросов населения, улучшению культурно-просветительной работы, но и повышению его трудовой и политической активности населения в строительстве Советского государства в целом и Курского края в частности. Проведенные грандиозные преобразования на селе способствовали коренному улучшению в деле культурно-просветительской работы. Большое значение в развертывания культурно-просветительской работы в деревне сыграл беспартийно бедняцко-середняцкий актив.

Десять лет культурного строительства в Курской области свидетельствуют о том, что была успешно претворена в жизнь ленинская теория культурной революции, становления новой советской, социалистической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М., 1958.

2. Луначарский А.В. Ленин и искусство. Воспоминания // Художник и зритель. 1924. № 2-3.

3. Панфилов В.В. Школы Курской губернии накануне и впервые годы после Великой Октябрьской социалистической революции: дис. ... канд. пед. наук. М., 1955.

4. Логунов В.И. КПСС - организатор восстановления народного хозяйства Центрального Черноземья 1921-1927 гг. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1970. 294 с.

5. Чебураков Т.Я. Культработу на службу коллективизации. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. 62 с.

24 Первое десятилетие социалистического строительства: сборник статей по вопросам советского, хозяйственного и кооперативного строительства в Курской губернии. [Курск]: Курск. губ. комиссия по празднованию десятилетия Октябрьской революции, Тип. к-ва печ. при КБТ, 1927. С. 79.

6. Бройдо Г.И. В атаку против неграмотности и бескультурья: (Саратовский опыт). Москва: Центр. совет о-ва «Долой неграмотность»; Ленинград: Госуд. изд-во, 1929. 112 с.

7. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. М.: Высш. школа, 1971. 271 с.

8. Трифонов И.Я. Очерки истории классовой борьбы в СССР в годы нэпа. (1921-1937). М.: Госполитиздат, 1960. 279 с.

9. Фрид Л.С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР: (1917-1929 гг.). Л., 1941. 184 с.

Поступила в редакцию 01.08.2018 г. Отрецензирована 04.09.2018 г. Принята в печать 15.10.2018 г.

Информация об авторе

Рядных Александр Юрьевич, аспирант, кафедра истории России. Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Рядных А.Ю. Роль центров политического и культурного просвещения в сплочении крестьянских масс на территории Курской губернии в 1920-1927 гг.: особенности и первые результаты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 165-172. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-177-165-172.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-165-172

ROLE OF THE POLITICAL AND CULTURAL EDUCATIONAL CENTRES IN THE PEASANT MASSES UNIFICATION ON THE TERRITORY OF KURSK PROVINCE IN 1920-1927s: PECULIARITIES AND FIRST RESULTS

Aleksander Yuryevich RYADNYKH

Kursk State University 33 Radishchev St., Kursk 305000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. We study one of the most specific forms of work to build political and cultural educational centres in the peasant masses unification. That work was not directly connected with administrative and command methods. We analyze the stages, organization and means for the implementation of the Soviet campaign to strengthen the political education and cultural level centers in the cohesion of the peasant masses held in 1920-1927s. We make a comparison of educational work in the centers of political education with ideological aspects that allows us to trace the dynamics of the Soviet power interaction with the population of the province in the peasant masses formation and consolidation around the Soviet government. We describe the legal formation of the political education centers on the Kursk province territory. During the socialist construction the Council of People's Commissars adopted a Decree "On cultural and educational work in the village". The main purpose was to attract as many peasant workers as possible in the country, who were given the right to vote. The young Soviet state needed specialists of the cultural and political education to create a new management structure. In addition, there was a need for qualified personnel in the workplace, who could convey information to the masses. This material explains the basic prerequisites of the cultural and political construction centers, defines the main tasks of the proletariat in the cultural and political education in raising the cultural level of the masses. We consider the role of the mass political work centers in improving the activity of political education, which contributed to the governance of the state, introducing to the political life of the country in addressing the most important social issues of the village.

Keywords: Kursk province; centres of mass political work; centres of political and cultural construction; cultural institutions; cultural and educational work; propaganda and educational work

References

1. Lenin V.I. Polnoye sobraniye sochineniy: v 55 t. [Completed Works: in 55 vols.]. Moscow, 1958. (In Russian).

2. Lunacharskiy A.V. Lenin i iskusstvo. Vospominaniya [Lenin and art. Memories]. Khudozhnik i zritel' [Artist and Viewer], 1924, no. 2-3. (In Russian).

3. Panfilov V.V. Shkoly Kurskoy gubernii nakanune i vpervyye gody posle Velikoy Oktyabr'skoy sotsialisticheskoy revolyutsii: dis. ... kand. ped. nauk [Schools of Kursk Province on the Eve and for the First Years After the Great October Socialist Revolution. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1955. (In Russian).

4. Logunov V.I. KPSS - organizator vosstanovleniya narodnogo khozyaystva Tsentral'nogo Chernozem'ya 1921-1927gg. [CPSU - organizer of the National Economy Restoration of the Central Black Earth Region of 1921-1927]. Voronezh, Voronezh University Publ., 1970, 294 p. (In Russian).

5. Cheburakov T.Y. Kul'trabotu na sluzhbu kollektivizatsii [Cultural Work at the Collectivization Service]. Moscow, State Educational and Pedagogical Publ., 1931, 62 p. (In Russian).

6. Broydo G.I. Vatakuprotiv negramotnosti i beskul'tur'ya: (Saratovskiy opyt) [In Attack Against Illiteracy and Lack of Culture: (Saratov Experience)]. Moscow, Centre of Soviet Society "Doloy negramotnost" Publ., Leningrad, State Publ., 1929, 112 p. (In Russian).

7. Kabanov P.I. Istoriya kul'turnoy revolyutsii v SSSR [The History of the Cultural Revolution in the USSR]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1971, 271 p. (In Russian).

8. Trifonov I.Y. Ocherki istorii klassovoy bor'by v SSSR v gody nepa. (1921-1937) [Essays on the History of Class Struggle in the USSR During the NEP. (1921-1937)]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1960, 279 p. (In Russian).

9. Frid L.S. Ocherki po istorii razvitiya politiko-prosvetitel'noy raboty v RSFSR: (1917-1929 gg.) [Essays on the History of Political and Educational Work in the RSFSR: (1917-1929)]. Leningrad, 1941, 184 p. (In Russian).

Received 1 August 2018 Reviewed 4 September 2018 Accepted for press 15 October 2018

Information about the author

Ryadnykh Aleksandr Yurevich, Post-Graduate Student, Russian History Department. Kursk State University, Kursk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Ryadnykh A.Y. Rol' tsentrov politicheskogo i kul'turnogo prosveshcheniya v splochenii krest'yanskikh mass na territorii Kurskoy gubernii v 1920-1927 gg.: osobennosti i pervye rezul'taty [Role of the political and cultural educational centres in the peasant masses unification on the territory of Kursk province in 1920-1927s: peculiarities and first results]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 165-172. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-165-172. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.