культурно-просветительная деятельность попечительства о народной трезвости в россии в конце XIX - начале хх вв.
Оксана Геннадьевна БУКРЕЕВА,
Рязанский институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, доцент кафедры библиотековедения и документоведения, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected]
Рассматривается культурно-просветительная деятельность попечительства о народной трезвости в России в конце XIX - начале XX века. Анализируется деятельность попечительства по внешкольному образованию населения. Определенно нравственное и воспитательное влияние на население, оказываемое культурно-просветительной деятельностью чайных-читален, библиотек, народных чтений, воскресных школ и классов, организованных попечительством.
Ключевые слова: попечительство, культурно-просветительная деятельность.
Cultural and instructive activity of national soberness patronage community in Russia in the end of 19th - the beginning of 20th century is a topic of the research. The activity of the patronage is analysed in terms of adult education. Moral and educative impact on population is defined, as well as cultural and instructive activity of reading halls, libraries, public reading, Sunday schools and classes, organised by the patronage.
Key words: guardianship, cultural and educational activities.
Попечительства о народной трезвости были основаны 20 декабря 1894 г. в связи с введением государственной монополии на продажу спиртных напитков. Согласно уставу от 20 декабря 1894 г., комитеты попечительства о народной трезвости были обязаны:
1. Производить в интересах народного здоровья и нравственности надзор за тем, чтобы торговля крепкими напитками производилась согласно установленным правилам.
2. Распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, а также изыскивать средства для предоставления возможности проводить свободное время вне питейных заведений, и с этой целью устраивать народные чтения и собеседования, составлять и распространять издания, разъясняющие вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные библиотеки и т.п.
3. Иметь попечение об открытии и содержании лечебных приютов для страдающих запоем.
Образование попечительств о народной трезвости в России было вызвано надеждой, что в деле искоренения пьянства наряду с правительственными органами пожелают принять участие и представители местного общества, которые, будучи хорошо знакомы с бытом, нравами и привычками населения, могут
оказать существенное содействие. «Несомненно громадную роль в борьбе с пьянством, - считал Н.Н. Шипов, - должно играть само общество в лучших его представителях, ведя энергичную проповедь трезвости» (7, с.42).
В состав попечительств были привлечены представители духовенства, административной и судебной власти, общественных учреждений и частные лица. Попечительствам выдавались от казны денежные пособия для осуществления ими задач по устройству полезных учреждений, противодействующих пьянству.
По действующему закону, главными распорядительными органами в системе попечительства о народной трезвости являлись губернские и уездные комитеты. Губернские комитеты образовывались «под председательством губернатора, из первенствующего члена - епархиального архиерея и членов: депутата от духовного ведомства, по назначению местного епархиального начальства, губернского предводителя дворянства, председателя и прокурора окружного суда, вице-губернатора, управляющих: казенной палатой, государственными имуществами, контрольною палатою, акцизными сборами и удельным округом, директора народных училищ и одного из директоров средних учебных заведений, по назначению попечителя учебного округа, председателя отделения крестьянского поземельного банка, начальника губернского жандармского управления, уездного воинского начальника, врачебного инспектора, председателя губернской земской управы, двух членов от губернского земского собрания, по его избранию, и городского головы губернского города» (3, с.119). По этому же типу были организованы и уездные комитеты, в составе соответственных представителей власти в уездах. Кроме того, в составе комитетов могли быть почетные члены - избираемые губернскими комитетами, а в составе уездных - и члены-соревнователи, избираемые ими и утверждаемые губернскими комитетами «из лиц, изъявивших желание принимать участие в делах попечительства». В роли этих членов-соревнователей и могли являться представители местного общества, местные жители, не принадлежащие к составу администрации (3, с.119).
Таким образом, в конце XIX - начале ХХ вв. благодаря попечительствам о народной трезвости в России: возникли учреждения, обеспечивающие население пищевым довольствием и приютом; были введены разного рода развлечения, направленные на ограждение населения от злоупотребления спиртными напитками; были открыты библиотеки, читальни, книжные склады и прочее в целях внешкольного образования.
До октября 1917 г. под внешкольным образованием понималась «совокупность учреждений, служащих для удовлетворения умственных и художественных потребностей населения, прошедшего ту или иную ступень школьного образования, а также населения, по какой-либо причине оставшегося за порогом школы» (6, с.85).
В конце XIX в. российским обществом отчетливо стали осознаваться причины и последствия неравенства в сфере образования. Доступ к образованию в рассматриваемый период был закрыт для отдельных групп населения, социальных низов. Существовали отличия и в качестве образования, проявлявшиеся в разнице педагогического и научного статуса преподавательского состава, содержания образовательных программ, методик преподавания и уровня материально-технического обеспечения образовательных учреждений. Как следствие,
Россия по многим показателям отставала от большинства европейских стран. По данным первой переписи населения (1897 г.) в Российской империи было зарегистрировано более 42 млн. неграмотного юношества и взрослого населения (15 лет и старше). Общее количество грамотных приравнивалось к 26 млн. человек (2, с.108).
Официальная система образования в силу сословного начала и высокого имущественного ценза не могла решить проблему общей и функциональной неграмотности для всего населения страны. Эту миссию возложили на себя различные просветительные учреждения, связанные с внешкольным образованием, в том числе и попечительства о народной трезвости.
Основными направлениями в организации внешкольного образования, осуществляемыми попечительствами о народной трезвости, были:
1. Организация чайных-читален.
2. Устройство народных чтений.
3. Открытие воскресных школ и классов.
4. Устройство и содержание народных библиотек-читален.
Наряду с устройством чайных-читален, библиотек, книжных складов попечительства о народной трезвости открывают почти во всех губернских и даже во многих уездных городах Народные дома, которые своей архитектурой и грандиозными размерами становятся лучшим украшением российских городов. Народные дома занимают настолько значительную площадь, что в них помещаются чайные, столовые, библиотеки, читальни, аудитории, книжные склады, залы для танцев, театральные залы.
Казенная продажа питей была первоначально введена с 1 января 1895 г. лишь в виде опыта в четырех восточных губерниях - Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской. В виду обнаружившихся вскоре хороших результатов этого опыта уже в мае 1895 г. последовало Высочайшее повеление о немедленном приступе к подготовительным работам по введению казенной продажи вина в губерниях с еврейским населением. Вследствие этого новая система была введена: с 1 июля 1896 г. в 9 южных и юго-западных губерниях; с I июля 1897 г. в 6 северо-западных губерниях; с 1 января 1898 г. в губерниях Привислянских. С этого же срока была введена казенная продажа питей в С.-Петербургской, Псковской, Новгородской, Олонецкой и Харьковской губерниях. В остальных губерниях реформа была введена в течение 1900 г.
В результате деятельности комитетов попечительства о народной трезвости в 1898 - 1899 гг. в 25 губерниях было устроено 1715 чайных, 998 читален, организовано только за один 1898 г. около 5280 народных чтений, устраивались театральные представления, народные гулянья и т.п.
Министерство финансов в 1897 - 1898 гг. неоднократно обращалось к губернаторам, архиереям и другим представителям местных властей и общественности с просьбой дать отзыв о результатах проводимой реформы. Такие отзывы, отмечавшие некоторое улучшение санитарно-гигиенической ситуации, сокращение преступности на почве пьянства и даже улучшение поступления средств в казну и рост сбережений в сберегательных кассах, действительно поступали, и министерство, борясь с нападками на реформу, издало даже специальную книгу - «Отзывы о результатах введения казенной продажи питей, поступившие в министерство финансов от начальников губерний и других лиц».
В большинстве отзывов последствия реформы выставляются в очень благоприятном свете. Сущность их сводится к следующему: огульного пьянства, как прежде, не замечается; потребление водки сократилось, a, вместе с тем сократились буйства, ссоры, драки; происходившие прежде из-за пьянства семейные раздоры уменьшились; установился более правильный порядок в образе жизни и в занятиях.
Но рядом с такими отзывами, проникнутыми известным пристрастием и, во всяком случае, большим оптимизмом, встречались отзывы гораздо более сдержанные, осторожные, указывающие на то, что сокращения пьянства пока не усматривалось, что существенного влияния на нравственность пока не было заметно, что дурные стороны неумеренного потребления вина только изменились, a не исчезли, что судить о влиянии реформы на нравственность и экономическое положение населения еще было нельзя из-за кратковременности действия новой системы.
Е.Д. Максимов, считая, что типы учреждений попечительства о народной трезвости и постановка их работы нуждались в совершенствовании, утверждает, что «дела их идут вяло и неопределенно». В подтверждение этого им приводится такой факт. В 1899 г. более 300 городских комитетов имели на приходе свыше 2,5 млн. руб., а израсходовано было приблизительно 1,9 млн. руб., т.е. 600 тыс. руб. не нашли применения (4, с.37).
К 1903 г. в попечительствах о народной трезвости, организованных в 63 губерниях и 8 областях России, действовало 760 комитетов и отделов, в том числе губернских и областных - 71, особых комитетов, равноправных губернским,
- 8, уездных комитетов - 637, городских комитетов и отделов особых комитетов
- 33, отделов уездных комитетов - 11.
Общее количество членов попечительств о народной трезвости в Российской империи к 1903 г. составляло 15964 человека, из которых обязательных членов - 15132 человека (94,5%), 556 (3,48%) - назначались министром финансов, 276 (1,7%) - приглашались председателями комитетов. До 1906 г. наблюдалось постепенное увеличение числа членов попечительств, которое достигло 16370 человек. Затем происходит постепенное уменьшение количества членов попечительств, в 1910 г. их было 15621.
Попечительства о народной трезвости обладали значительными средствами, которые выделялись из казны и получались от эксплуатации чайных, столовых, а так же сбора от народных гуляний и театральных зрелищ. (1, с.239).
С момента организации и до 1905 г. из казны попечительства получали в среднем 4 млн. 137 тыс. руб. в год, что составляло 47,4 % от всех доходов попечительств, в 1905 г. эта цифра составляла 50,2 %. После 1905 г. поступления из казны уменьшились в 1,68 раза, но в пропорциональном соотношении составляли в среднем 46,4%, т.е. практически не изменились. Около 40% дохода попечительствам приносила работа чайных-читален и столовых, исключение составляло Санкт-Петербургское попечительство, получавшее значительную долю дохода от организации театральных представлений и народных гуляний.
В 1905 г. питейная монополия охватила всю страну. На ведении питейной монополии начали сказываться уход С.Ю. Витте с поста министра финансов, русско-японская война и революция. Главная цель питейной реформы - уменьшение народного пьянства - отошла на задний план. Казне нужны были деньги, и интересы фискала в питейной монополии стали доминирующими.
Годовой бюджет попечительств о народной трезвости уменьшился с 4 млн. руб. до 2,5 млн. руб. В связи с сокращением финансирования попечительства свели до минимума свою деятельность в области внешкольного образования. По политическим соображениям многие библиотеки и чайные попечительства были упразднены. Более того, в некоторых районах были упразднены и сами комитеты попечительства.
«За скудостью средств, получаемых в последние годы от казны, - говорится в отчете Рязанского попечительства о народной трезвости за 1909 г., - народные чтения, воскресные школы и вечерние классы, народные хоры и оркестры и другие просветительные учреждения постепенно прекращают свое существование» (5, с.44).
Постановлением Государственного Комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения в 1917 г. попечительства о народной трезвости были ликвидированы.
Таким образом, деятельность попечительств о народной трезвости в России в конце XIX - начале ХХ вв. охватывала три области - надзор за соблюдением правил торговли спиртными напитками; обеспечение населения пищевым довольствием и приютами; организацию внешкольного образования. При этом основными направлениями в организации внешкольного образования, осуществляемыми попечительствами, были: устройство и содержание народных библиотек-читален; организация чайных-читален; устройство народных чтений; открытие воскресных школ и классов.
Самым распространенным типом учреждений, организуемых попечитель-ствами о народной трезвости, являлись народные чайные. Выступая в роли народных клубов, чайные были призваны заменить кабаки и шинки, при этом они являлись орудиями воздействия на население в нравственном и воспитательном отношениях.
Народные чтения, устраиваемые попечительствами, приносили большую пользу, так как в селениях был высок процент неграмотных крестьян, которые не могли самостоятельно прочесть книгу. Следовательно, путем устройства народных чтений, иллюстрированных световыми картинами, появлялась возможность влиять развивающим образом даже на часть наиболее «темного», неграмотного населения, для которого книга и печатное слово были вообще недоступны.
Открывая свои библиотеки, попечительства оказывали на население большое образовательное и воспитательное влияние, заключавшееся в воспитании культурного и национального самосознания. Деятельность попечительств о народной трезвости по библиотечному обслуживанию оказывала влияние и на трезвость населения империи, отвлекая его от употребления алкоголя путем знакомства с сочинениями лучших писателей, тем самым поднимая его нравственный уровень, воспитывая его чувства и ум, развивая его вкусы.
Организуемые попечительствами воскресные школы и классы пришлись по душе рабочему и крестьянскому населению, так как давали возможность научиться грамоте тем, кто в свое время по разным причинам ей не обучился, а также отвлекали население в часы досуга от праздного препровождения времени.
Литература
1. Булгаковский, Д.Г. Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования (1895 - 1909 гг.): В 2 ч. / Д.Г. Булгаковский. - Санкт-Петербург, 1910.
2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. - Москва, 1997.
3. Законы и руководящие указания для деятельности попечительств о народной трезвости. - Санкт-Петербург, 1897.
4. Максимов Е.Д. Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения // Русское богатство. - 1896. - № 10. - С.33 - 39.
5. Отчет о деятельности Рязанского попечительства о народной трезвости за 1909 г. - Рязань,1910.
6. Чарнолуский В.И. Основные вопросы внешкольного образования в России / В.И. Чарнолуский // Русская школа. - 1908. - № 10. - С.18 - 24.
7. Шипов Н.Н. Алкоголизм и революция / Н.Н. Шипов. - Санкт-Петербург, 1908.