Научная статья на тему 'Учреждение и деятельность Кубанского областного Комитета Попечительства о народной трезвости на первоначальном этапе'

Учреждение и деятельность Кубанского областного Комитета Попечительства о народной трезвости на первоначальном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ / ЕКАТЕРИНОДАР / КУБАНЬ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / ПЬЯНСТВО / ТРЕЗВОСТЬ / WINE MONOPOLY / EKATERINODAR / KUBAN / MINISTRY OF FINANCE / DRUNKENNESS / SOBRIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмина Алевтина Викторовна

В статье рассматриваются проблемы организационно-правового и финансового регулирования деятельности Кубанского областного Комитета Попечительства о народной трезвости, осуществлявшего комплекс антиалкогольных мероприятий, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом, в связи с введением винной монополии в Кубанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузьмина Алевтина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment and activity of the Kuban regional Committee Guardianship about national sobriety at an initial stage

In the article the problems of organizational, legal and financial regulation of the activity of the Kuban regional Committee Guardianship about national sobriety to carry out a range of antialcoholic measures to combat drunkenness and alcoholism in connection with the introduction of wine monopoly in the Kuban region.

Текст научной работы на тему «Учреждение и деятельность Кубанского областного Комитета Попечительства о народной трезвости на первоначальном этапе»

Кузьмина Алевтина Викторовна

Кубанский государственный аграрный университет

им. И.Т. Трубилина (e-mail: mail@kubsau.ru)

Учреждение и деятельность Кубанского областного Комитета Попечительства

о народной трезвости на первоначальном этапе

В статье рассматриваются проблемы организационно-правового и финансового регулирования деятельности Кубанского областного Комитета Попечительства о народной трезвости, осуществлявшего комплекс антиалкогольных мероприятий, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом, в связи с введением винной монополии в Кубанской области.

Ключевые слова: винная монополия, Екатеринодар, Кубань, Министерство финансов, пьянство, трезвость.

A.V. Kuzmina, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@kubsau.ru

Establishment and activity of the Kuban regional Committee Guardianship about national sobriety at an initial stage

In the article the problems of organizational, legal and financial regulation of the activity of the Kuban regional Committee Guardianship about national sobriety to carry out a range of antialcoholic measures to combat drunkenness and alcoholism in connection with the introduction of wine monopoly in the Kuban region.

Key words: wine monopoly, Ekaterinodar, Kuban, Ministry of Finance, drunkenness, sobriety.

Во второй половине XIX в. в России полным ходом шли великие реформы, открывающие возможность догнать передовые страны и эволюционным путем изменить социально-экономический уклад страны [1, с. 48]. Данные реформы затронули все сферы жизнедеятельности общества. Не обошли они стороной и проблему «питейного дела». Так, в конце Х1Х в. в Российской империи вместо акцизной системы взимания питейных сборов на алкогольную продукцию была введена монопольная система. 6 июня 1894 г. Александр III утвердил «Положение о казенной продаже питей», которое предполагалось ввести с 1 января 1895 г. «в виде опыта» на территориях Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерний [2, т. 14, № 10766]. Реформа предполагала повышение качества алкогольных напитков, модернизацию винокуренных заводов для ректификации спирта, открытие новых заводов и увеличение выпуска продукции на старых предприятиях только с разрешения министра финансов и т.д. Таким образом, торговля алкогольными напитками становилась крупнейшей статьей дохода государственной казны.

С другой стороны, «для ограждения населений от злоупотребления крепкими напитками» власти вводили комплекс организационно-правовых мер, направленных на борьбу с пьян-ствомиалкоголизмом. 20 декабря 1894 г. Николай II, продолжая начатые отцом реформы, утвердил

«Устав попечительств о народной трезвости», который регламентировал деятельность вновь учреждаемых губернских и уездных комитетов Попечительств о народной трезвости (ПОНТ), переданных в ведение Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей (ГУН-СиКПП) Министерства финансов. В сферу задач комитетов ПОНТ входили: надзор за правилами торговли алкогольной продукцией; организация антиалкогольной пропаганды и культурного досуга среди населения; открытие и содержание лечебных заведений для лиц, страдающих алкоголизмом; содействие общественным учреждениям, «деятельность которых направлена к достижению тех же целей, с коими учреждаются Попечительства» [2, т. 14, № 11152]. С 1 января 1895 г. Устав вводился в действие на территории указанных выше губерний с одновременным введением монопольной системы, причем на нужды комитетов ПОНТ ассигновались денежные «пособия» из казны.

20 мая 1902 г. последовало законоположение об установлении казенной продажи питей в Кубанской области с 1 июля 1902 г. с образованием областного Комитета ПОНТ в Екатеринодаре «под председательством Наказного Атамана» (он же - начальник Кубанской области). Примечательно, что в соответствии с административно-территориальным делением Кубанской области «взамен уездных комитетов Попечительств

131

о народной трезвости» учреждались комитеты отделов «под председательством Атаманов отделов» [2, т. 22, № 21483]. Впрочем, архивные документы свидетельствуют о том, что в официальном делопроизводстве на Кубани устоялось название «уездный Комитет Попечительства о народной трезвости». В рассматриваемое время Кубанская область включала семь отделов: Ека-теринодарский, Ейский, Темрюкский (с 1910 г. -Таманский), Кавказский, Лабинский, Майкопский и Баталпашинский [3, с. 35-36].

С установлением точной даты учреждения Кубанского областного Комитета ПОНТ возникли некоторые трудности. Дело в том, что в период немецко-фашистской оккупации Краснодарского края (1942-1943), а также эвакуации и реэвакуации Государственного архива Краснодарского края в Среднюю Азию архивные фонды понесли большие потери (из 600 тысяч единиц хранения сохранилось лишь 280 тысяч) [4, с. 6]. И все-таки нам удалось обнаружить данные, свидетельствующие об образовании Кубанского областного Комитета ПОНТ именно 1 июля 1902 г.: по просьбе председателя Новороссийского Комитета ПОНТ 13 августа 1903 г. товарищ председателя Кубанского Комитета ПОНТ генерал-майор М.П. Бабыч отправил «Отчет о деятельности Кубанского Областного Комитета Попечительства о народной трезвости с 1 июля 1902 года по 1 января 1903 года» [5, ф. 727, оп. 1, д. 50, л. 30]. Полагаем, что этот официальный документ о функционировании Комитета за первые полгода, является достаточным основанием для датировки события. В связи с этим является ошибочным утверждение А.В. Бабича, что «формально Кубанский областной комитет Попечительства о народной трезвости был открыт осенью 1902 года, но практически осуществление его деятельности началось в следующем 1903 году» [6]. И совсем неверным выглядит высказывание А.В. Сулиевой, что Кубанский областной Комитет ПОНТ был образован в 1901 году [7, с. 24].

В первый состав Кубанского областного Комитета ПОНТ под председательством начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-лейтенанта Я.Д. Малама вошли: старший помощник начальника Кубанской области генерал-майор М.П. Ба-быч; младший помощник начальника Кубанской области полковник И.Г. Лебедев; управляющий акцизными сборами Кубанской области Ю.А. Дома-рацкий; прокурор Екатеринодарского окружного суда Н.М. Енишерлов; директор народных училищ Кубанской области Д.Д. Орлов; представитель от Кубанского казачьего войска генерал-майор Г.О. Богданович; председатель Екатеринодар-ского городского Комитета ПОНТ генерал-майор В.П. Савицкий; заместитель председателя Екатеринодарского городского Комитета ПОНТ Г.М. Шкиль; Екатеринодарский городской голова

Г.С. Чистяков; Екатеринодарский уездный воинский начальник полковник И.Г. Добровский; начальник Хозяйственного отделения Кубанского областного Правления В.В. Скидан; начальник Кубанского областного жандармского управления полковник М.И. Воронин; управляющий Екатеринодарским отделением Государственного банка Ф.Э. Гульбинский; управляющий Кавказским отделением Крестьянского поземельного банка В.И. Куницын; директор Екатеринодарского реального училища С.Д. Дивари; за управляющего государственными имуществами Кубанской области Д.И. Пирумов; за управляющего Казенной Палатой К.К. Федяевский; за областного врача В.С. Клименко и непременный член Комитета ПОНТ Я.В. Борисов [5, ф. 465, оп. 1, д. 51, л. 1-1 об.].

В течение первых полутора лет областной Комитет заложил основы всей дальнейшей деятельности структуры ПОНТ на Кубани. Все его решения фиксировались журналами заседаний Комитета (постановлениями). При непосредственном участии областного Комитета ПОНТ были учреждены отдельские (уездные) комитеты: Екатеринодарский, Ейский, Темрюкский, Кавказский, Лабинский, Майкопский и Баталпа-шинский; городские: в Екатеринодаре и Ейске; Армавирский особый отдел Лабинского уездного Комитета [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 12], Пла-стуновский особый отдел Екатеринодарско-го уездного Комитета [5, ф. 465, оп. 1, д. 31, л. 2-2об.], особый отдел ст. Мартанской Екатеринодарского уездного Комитета [5, ф. 465, оп. 1, д. 23, л. 7-11] и др. (отметим, что в официальных документах встречаются различные наименования указанных учреждений, например, Лабинский уездный Комитет Попечительства о народной трезвости [5, ф. 465, оп. 1, д. 10, л. 39], Комитет Ейского отдела Попечительства о народной трезвости [5, ф. 465, оп. 1, д. 8, л. 51], Ейский городской Комитет Попечительства о народной трезвости [5, ф. 465, оп. 1, д. 10, л. 41], Комитет Екатеринодарского отдела Кубанского Попечительства о народной трезвости [5, ф. 465, оп. 1, д. 8, л. 34], Екатеринодарский городской Комитет [5, ф. 465, оп. 1, д. 35, л. 22], Баталпашинское Попечительство о народной трезвости [5, ф. 465, оп. 1, д. 8, л. 38] и др.). Каждый из указанных комитетов также отражал свои решения в журналах заседаний [5, ф. 465, оп. 1, д. 9, л. 22]. Добавим, что Областной Комитет, приняв во внимание предложение товарища министра финансов «о передаче дел Попечительства о народной трезвости в города, в непосредственное ведение местных городских управлений, с выдачей субсидий от казны», выразил «полное согласие» с такой постановкой вопроса, оставив за собой право «лишь общего надзора за употреблением этих субсидий по назначению» [5, ф. 465, оп. 1, д. 51, л. 2-2об.].

132

Поскольку «ближайший надзор» за соблюдением правил торговли крепкими напитками в ночное время из буфетов железнодорожных станций возлагался на железнодорожную жандармскую полицию, областной Комитет принял решение ходатайствовать перед ее руководством «об усилении надзора за правильным отпуском крепких напитков из буфетов железнодорожных станций, чтобы отпуск их шел на удовлетворение потребностей пассажиров, а не служил бы поводом к пьянству и ночному разгулу вблизи населенных пунктов в ночное время» [5, ф. 465, оп. 1, д. 51, л. 1]. К слову, в этот период на территории Кубанской области дислоцировались Екатерино-дарское, Армавирское и Тихорецкое отделения Владикавказского жандармского полицейского управления железных дорог, которые осуществляли полицейские функции на соответствующих железнодорожных станциях [5, ф. 465, оп. 1, д. 10, л. 140-141 об.].

Непременному члену областного Комитета Я.В. Борисову было поручено инспектирование уездных и городских комитетов, в связи с этим согласно циркуляру ГУНСиКПП от 23 сентября 1900 г. № 617, регламентирующему порядок финансирования командировок непременных членов «для ближайшего ознакомления на месте с деятельностью местных уездных Комитетов и состоящих в их ведении учреждений», областной Комитет определил «норму» при командировках. Так, выдавались «прогоны» по расчету на три лошади, проезд по железной дороге по билету 1-го класса и суточные по 5 руб. «на все время командирования» [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 2]. Он же, Я.В. Борисов, был ответственен и за подготовку отчетов о деятельности ПОНТ в Кубанской области за год, которые он докладывал, как и отчеты об инспектировании конкретных комитетов, на заседаниях областного Комитета ПОНТ. Так, например, по результатам одной из первых инспекций по Темрюкскому отделу в период с 18 июня по 8 июля 1903 г. Я.В. Борисов сообщал, что «общее направление, усвоенное Попечительством в Темрюкском отделе, выражается в устройстве чайных преимущественно на коммерческих началах, с целью привлечения народа к потреблению чая и чтобы путем конкуренции заставить трактиры понизить плату на этот напиток. Что же касается просветительных мероприятий, то на них мало отражено внимания, вероятно, за краткостью времени существования чайных: открыты они были только в марте текущего года и поэтому не успели еще развить всех сторон своей деятельности». Вместе с тем, по мнению Я.В. Борисова, Темрюкский уездный Комитет ПОНТ «сумел экономно распорядиться ассигнованной ему в 1902 г. суммой на устройство различных предприятий попечительства» [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 26].

За первые полтора года функционирования ПОНТ на Кубани были достигнуты определенные

успехи в решении задач искоренения пьянства. Так, с 15 декабря 1902 г. в Екатеринодаре начал работу книжный склад для продажи книг, туманных картин и волшебных фонарей «с филиальными отделами, для содействия по устройству народных чтений». С момента открытия до конца 1903 г. поступило товара на сумму более чем 16 тыс. руб., продано со склада почти на 7 тыс. руб. и отпущено в филиалы более чем на 6 тыс. руб. Филиальные отделения были образованы при начальных училищах и при чайных ПОНТ; к концу 1903 г. был учрежден 101 филиал. Помимо этого, было приобретено 186 туманных картин для «систематических чтений по духовно-нравственному отделу», 315 - по русской истории, 8 - по географии и этнографии, 13 - по естествоведению, 64 -«по вопросу о трезвости». Это способствовало, например, проведению в Кавказском уездном Комитете народных чтений в 22 пунктах с посещением почти 50 тыс. человек, в Екатеринодаре в 9 аудиториях было организовано 193 чтения, на которых побывали более 23 тыс. человек [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 19-20]. В целях «вытеснения лубочной литературы в населенных пунктах области путем расширения хороших и полезных изданий по минимальной стоимости» 19 июля 1903 г. областной Комитет разрешил заведующему книжным складом Ф.П. Терентьеву открывать филиальные отделения «при тех школах и станичных правлениях Кубанской области, которыми будет заявлено согласие принять на себя продажу книг». На содержание конторы книжного склада был установлен «годовой расход» в сумме 1180 руб. [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 20].

Лучшей на Кубани в 1903 г. была признана чайно-читальня в ст. Отрадной Баталпашинского уездного Комитета, оборудованная трудами участкового попечителя И.Л. Гара, который привлек к работе 90 членов-соревнователей (лица, добровольно содействующие деятельности ПОНТ), из которых 60 оплачивали взнос, а 30 «приняли участие личным трудом». При чайно-читальне была устроена народная библиотека, «привлекшая к себе много абонентов из числа станичных читателей». Кроме того, И.Л. Гара оборудовал в той же станице временную чайно-харчевню, которая работала в период проведения ярмарки и приносила ощутимые доходы. В течение лета 1903 г. в ст. Отрадной было организовано 8 народных гуляний, устроен любительский хор при чайной и систематически проводились народные чтения [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 22-22об.].

К 1 января 1904 г. всего по Кубанской области насчитывалось 1579 членов-соревнователей комитетов всех уровней и 112 участковых попечителей, среди которых было 44 учителя и 24 священнослужителя [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 20об.]. В состав областного Комитета ПОНТ в 1904 г. входило 17 членов и 4 члена «на основании Высочайше утвержденного 7 января 1902 года Мне-

133

ния Государственного Совета» [8, с. 3], т.е. лица, принимаемые в состав губернских (областных), особых и уездных (окружных) комитетов по представлениям этих комитетов «сверх обязательных членов» [2, т. 22, № 20944].

На 1 января 1904 г. по области работали 45 народных библиотек, выдававших бесплатно литературу для чтения на дому. В этом плане особо отличился Майкопский уездный Комитет ПОНТ, учредивший в отделе 20 народных библиотек и 5 библиотек-читален. В первый же год в каждой библиотеке в среднем имелось 85 абонентов, а в читальнях всего побывало более 18 тыс. жителей [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 23]. Такие успехи стали возможными благодаря пособию в сумме 2795 руб. от областного Комитета [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 27]. Что же касается театральных представлений, то не во всех станицах области местные жители привыкли к подобным зрелищам, а значит, посещаемость была невелика, однако, например, в ст. Усть-Лабинской театральные спектакли в среднем посещали до 800 станичников [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 23]. Здесь также сработал финансовый фактор: Усть-Лабинскому участковому попечителю А.А. Водопьянову, члену Екатерино-дарского уездного Комитета, было перечислено из областного Комитета 1800 руб. на устройство народного дома в станице [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 28об.], с чем он успешно и справился. А в самом конце 1903 г. областной Комитет направил Екатеринодарскому городскому Комитету 3 тыс. руб. на устройство и содержание чайно-читальни в ст. Пашковской и «на дальнейшее развитие этого Комитета» [5, ф. 465, оп. 1, д. 1, л. 39].

Подводя итоги деятельности ПОНТ на Кубани за первые полтора года, непременный член областного Комитета Я.В. Борисов констатировал, что «отношение как станичных жителей, так и городских обывателей к деятельности попечительства трезвости весьма сочувственное, что доказывается, во-первых, пожертвованиями в пользу разных учреждений, устраиваемых Комитетами, а во-вторых, количеством лиц, желающих участвовать в попечительствах, путем взноса денег или же непосредственной деятельностью по указанию Комитетов». И далее Я.В. Борисов заключал: «...есть полное основание надеяться, что в дальнейшем можно ожидать еще большего сплочения между попечительства-ми трезвости и общественными учреждениями для борьбы с распространяющимся пьянством в сельском населении» [5, ф. 465, оп. 1, д. 4, л. 24-24об.].

Таким образом, с момента учреждения Попечительства о народной трезвости на Кубани все его структурные звенья - от областного Комитета (высшее звено) до особых отделов уездных комитетов (низшее звено) - принимали деятельное участие в профилактике пьянства и борьбе с ним посредством пропаганды здорового образа жизни, проведения культурно-просветительных мероприятий и предоставления возможности всему населению Кубани проводить культурный досуг без употребления алкогольных напитков в полном соответствии с задачами, прописанными в «Уставе попечительств о народной трезвости».

1. Рассказов Л. П. Теория государства и права. 6-е изд. М, 2014.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3.

3. Кубанский календарь на 1902 год / под ред. С. В. Руденко. Екатеринодар, 1901.

4. Путеводитель по государственным архивам Краснодарского края/под ред. Г.Т. Чуч-май, А.С. Азаренковой. Краснодар, 1963.

5. Государственный архив Краснодарского края.

6. Бабич А. В. Кубанский областной комитет попечительства о народной трезвости. 1902-1917 гг. (Исторический очерк). URL: http://kubgosarhiv.ru/activity/statii/2011/Babich_ trezvost.pdf

7. Сулиева А. В. Становление и развитие библиотечного дела на Кубани и Ставрополье (30-е гг. XIXв. - 1917 г.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2012.

8. Отчет о деятельности Кубанского областного Попечительства о народной трезвости за 1904 год. Екатеринодар, 1906.

1. Rasskazov L.P. Theory of the state and law. 6th ed. Moscow, 2014.

2. Complete collection of laws of the Russian empire. Comp. 3.

3. The Kuban calendar for 1902 / ed. by S.V. Rudenko. Ekaterinodar, 1901.

4. The guide to the Public Records Offices of Krasnodar region / ed. by G.T. Chuchmay, A.S. Azarenkova. Krasnodar, 1963.

5. State archive of Krasnodar region.

6. Babich A.V. The Kuban regional committee of guardianship about national sobriety. 19021917. (Historical sketch). URL: http://kubgosarhiv. ru/activity/statii/2011/Babich_trezvost.pdf

7. Suliyeva A.V. Formation and development of library science in Kuban and Stavropol Territory (the 30th of the 19th century - 1917): auth. abstr. ... Candidate of History. Krasnodar, 2012.

8. Report on activity of the Kuban regional Guardianship on national sobriety 1904. Ekaterinodar, 1906.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.