УДК 37
Д. Е. Пельков
ПЕРВЫЕ НАРОДНЫЕ ДОМА В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (1895-1897 гг.)
Рассматривается процесс формирования сети народных домов в Уфимской губернии, проблема общей периодизации истории культурно-просветительных учреждений в конце XIX - начале XX в., особое внимание уделено динамике развития народных домов на начальном этапе их становления.
Ключевые слова: народный дом, чайная-читальня, культурно-просветительские учреждения, попечительства о народной трезвости, народное просвещение
The article shows the process offorming the net ofpeople’s houses in the Ufa guberniya, the problem of general periodization of history of cultural-educative institutions in the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries, special attention is attended to the dynamics of development of the people’s houses at the initial stage of their establishing.
Keywords: people’s house, tea parlour-reading room, cultural-educative institutions, patronages ofpeople sobriety, people education
К середине 90-х гг. XIX в. Уфимская губерния была одним из крупнейших регионов страны, ее население составляло 2 220 497 человек [10] и стремительно увеличивалось (к 1912 г. до 3 096 837 человек [1, с. 4-5]). Губерния занимала площадь 107 209,7 кв. верст '[6, с. 2]. Довольно быстрыми темпами развивалась промышленность, особенно в Уфимском и Златоустовском уездах. Губерния с XVIII в. являлась транзитной для грузов из Зауралья и Сибири, сплавлявшихся по р. Белой. В период с 1885 по 1890 г. была построена Самаро-Златоустовская железная дорога [14], связавшая губернию с Центральной Россией, способствовавшая не только экономическому подъему и росту населения за счет внутренней миграции, но и подъему его культурного уровня.
Заметную роль в этом отношении сыграла система образования, развитие школьной сети. Если в 1875 г. она насчитывала всего 69 школ, то в 1894 г. - 436, в 1899 г. их количество составляло уже 802, в них обучалось 47 424 человека [13]. Но несмотря на некоторые успехи в этой области, доля грамотных оставалась небольшой, особенно среди взрослых. Тем не менее ход экономического развития страны требовал все большего количества квалифицированных кадров, в этой связи проблема организации школьного и внешкольного просвещения становится все более актуальной. В обществе при содействии местных органов управления и самоуправления велась компания по открытию библиотек, вечерних классов, чтений, различных кружков и объединений. Но этот процесс шел медленно не только из-за небольшого процента грамотных, но и из-за бюрократических и законодательных преград.
Особенностью Уфимской губернии являлось наличие большого процента (более 50 %) коренного населения [6, с. 2], или, как его было принято тогда называть, инородческого, по большей части
1 1 кв. верста = 1,3802 кв. км [15, с. 278].
башкир и татар, чья традиционная культура значительно отличалась от русской.
Возникновение сети народных домов на Южном Урале, в том числе и в Уфимской губернии, было продиктовано общероссийскими модерниза-ционными процессами. В свете этих процессов в 1894 г. правительством Российской империи предпринимается крупная реформа в области продажи алкоголя. Инициатором ее проведения стал министр финансов Сергей Юльевич Витте. Эта реформа была вызвана необходимостью изыскания новых источников пополнения казны, а также борьбы с растущим пьянством, которое серьезно затрудняло развитие страны, отнимая трудовые ресурсы. Вероятно, именно по этой причине пилотными регионами для новой реформы стали уральские губернии, являвшиеся крупным промышленным регионом с большой долей рабочего населения.
Важнейшим моментом для формирования сети народных домов губернии стало учреждение попечительств о народной трезвости в 1895 г. [4], на которые и возлагалась основная нагрузка по борьбе с пьянством. Общедоступные учреждения, синтезировавшие различные направления культурно-просветительной деятельности, т. е. народные дома, в Уфимской губернии начали появляться как раз в это время.
Конечно, и до 1895 г. в губернии существовали условия для появления учреждений, являвшихся их предшественниками. В Уфе, Златоусте, в целом по губернии осуществляли деятельность Дворянское собрание, немецкий и железнодорожный клубы, общественные чайные и библиотеки [2; 5; 11]. Но библиотеки в основном не синтезировали различные формы просветительной работы, клубы имели сословный и классовый характер и не могли именоваться «народными», частные чайные не вели просветительную работу.
Первыми в Уфимской губернии появляются народные дома малого типа - чайные-читальни.
160
Попечительства о народной трезвости на первых порах сосредоточились на открытии именно таких учреждений. Чайные-читальни могли давать временный приют простому люду, особенно в базарные и ярмарочные дни, отвлекая его от посещения питейных заведений (и в этом их несомненная польза). Один из деятелей попечительства о народной трезвости выражает такую точку зрения: «Чайные комитеты, заменившие трактир как место развлечения, не сохранили ни одной из его дурных сторон, а напротив, с присоединением к ним бесплатных библиотек-читален, явились учреждениями образовательными» [3]. Кроме этого уездные комитеты попечительств о народной трезвости при некоторых чайных создавали и содержали библиотеки, устраивали народные чтения, проводили культурно-массовые мероприятия (танцевальные и маскарадные вечера, народные гулянья, спектакли, музыкальные вечера), занимались распространением литературы о вреде алкоголя и здоровом образе жизни. Не оставались в стороне от этой работы и земства, которые учреждали библиотеки в некоторых попечительских народных домах. Положительное влияние учреждений попечительства отмечал в своих записках посещавший Уфимскую губернию в 1897 г. с целью инспекции барон
О. О. Буксгевден, рекомендуя в своем отчете Министерству финансов устраивать подобные учреждения в других провинциях [9].
Учитывая резкую динамику процесса создания и закрытия народных домов на территории Уфимской губернии, на наш взгляд, необходимо выделить несколько периодов: 1895-1904 гг., 19051912 гг., 1912-1917 гг. Рассматриваемый нами этап с 1895 г. по 1897 г. укладывается в рамки первого периода. Это время организации попечительств, открытия большого количества чайных-читален (ведущий тип народного дома в губернии до начала XX в.), появления первых народных домов других типов.
В конце 1895 г. в Уфимской губернии было открыто 16 чайных-читален, в начале 1897 г. насчитывалось уже 67 народных домов [7, с. 23] во всех шести уездах губернии. Это время активного роста числа культурно-просветительных учреждений. За два года на территории Уфимской губернии количество чайных-читален увеличилось почти в 5 раз. Но уже к концу 1897 г. число народных домов сократилось на 4, составив 63 учреждения. Тенденция к уменьшению общего количества народных домов в губернии имела место до начала XX в. Но качественно народные дома изменяются, именно с 1897 г. начинается быстрый процесс перехода от малых народных домов в виде чайных-читален, располагавшихся в основном в наемных помещениях [12], к специально построенным или приобретенным
зданиям, большего размера с большим набором функций. В то же время новые народные дома возводились исключительно там, где успешно функционировали чайные-читальни и население принимало активное участие в их работе.
Следует отметить, что положительную динамику в этом отношении имели три уезда. Так, в Бирском уезде за 1897 г. число чайных-читален возросло с 10 до 151. Количество посетителей составило 65 304 человека. Одним из первых 16 ноября
1897 г. получил новое специализированное помещение народный дом г. Бирска, ставший преемником чайной-читальни, открытой ранее [7, с. 31]. Работу по созданию народных домов в уезде активно поддерживали местные общества и частные лица: первые бесплатно выделяли участки под строительство, вторые жертвовали строительные материалы, деньги или целые здания (например, купец Имакеев в д. Калмыкова, и купец Кондорин в с. Березовка) [7, с. 35-36].
В Стерлитамакском уезде в начале 1897 г. было 10 чайных-читален, а к концу года их количество увеличилось до 162. Отдельное внимание стоит уделить чайной-читальне в г. Стерлитамаке. Она находилась на ул. Базарной, имела 3 этажа, кухню, чайную-читальню, библиотеку, зал для простых людей и зал для «более изысканной публики» [7, с. 41-42].
В Уфимском уезде в начале года действовало 9 чайных-читален, а к концу года - уже 143. Уфимский уезд стал лидером губернии по количеству посетителей чайных-читален - почти 130 тыс. человек. Кроме того, в 1897 г. в Симском заводе на средства владельцев Балашёвых был выстроен народный дом, где кроме чайной размещались библиотека и народный театр, что позволило увеличить посещаемость по сравнению с прошлым годом в 10 раз, до 20 203 человек [Там же, с. 59].
В то же время отрицательная динамика наблюдалась в численности этих заведений в трех других уездах губернии. Например, в Белебеевском уезде в начале 1897 г. было 20 чайных-читален, а к концу года - 134. Народный дом д. Иткулово находился в
1 Они находились в городе Бирске, селах Аскино, Ельдя-ки, Курачево, Новотроицкое, Артакуль, Накаряково, Красный холм, Березовка, Анастасьино, Дюртюлли, деревнях Кизганбаш, Верхние Татышлы, Кызыл-Яровая, Калмыкова [5, с. 31].
2 Располагались в селах Петровское, Архангельское, Ирнык-ши, Дедово, Богоявленское, Воскресенское, Буруновка, Табынское, Верхотор, Татьянино, Дарьино, Бугульчан, Федоровка, Мелеуз, а также две чайные-читальни - в г. Стерлитамаке [5, с. 39-44].
3 Располагались в г. Уфе, селах Охлебинино, Ерал, Дува-ней, Емашевка, Сергеевка (Богородское), Федоровка, Надеждино, Языково, Топорнино; Симском, Миньярском, Благовещенском заводах, при Оренбургской переправе через реку Белую (в пригороде Никольском) [Там же, с. 44].
4Располагались в г. Белебее, селах Слак-Баш, Каменка, Ерлыково, Ново-Городецкое, деревнях Иткулово, Слаково, Чу-юнчах, Тюрюшево, Старо-Тураево, Чукадытамаково, Тюпкиль-ды, Мартыново [Там же, с. 26-30].
161
собственном здании, подаренном местным жителем [8, с. 25]. Вероятно, первый народный дом губернии, работавший в специально для него возведенном здании, располагался в д. Старо-Тураевой с 1896 г. [10, с. 26]. Общее количество посетителей по уезду за год составило 52 689 человек.
В Златоустовском уезде в начале 1897 г. насчитывалось 12 чайных-читален, из которых в течение года 8 было закрыто1. Сведений о количестве посетителей нет, но Губернский комитет отмечает, что Златоустовский уезд оказался самым слабым в плане устройства чайных-читален из всех уездов Уфимской губернии. Хотя в то же время началось строительство сразу двух крупных народных домов, впоследствии получивших наименование Демидовского и Ветлужского.
В Мензелинском уезде в начале 1897 г. действовало 10 чайных-читален, к концу года осталось 52, но были заложены здания двух народных домов в г. Мензелинске и пригороде Заинске, открытых уже в
1898 г. Общее количество посетителей составило 18 250 человек.
Отметим общие черты, характерные в большей или меньшей степени для всех уездных народных домов как с точки зрения их устройства, так и со стороны деятельности.
Они, как правило, располагались в съемных помещениях, плата за которые изменялась в зависимости от места их расположения. Но имелись и специально отведенные бесплатные помещения. Также некоторые находились в постройках, принадлежавших попечительству. Заведовали этими учреждениями наемные люди, контролируемые участковыми попечителями, которые несли ответственность перед уездным комитетом. В большинстве народных домов функционировали чайные и небольшие библиотеки. Таким образом, чайные служили и читальнями, где организовывались чтения, спектакли танцы и др. мероприятия. Хорошей традицией стало проведение в народных домах рождественских елок для детей с раздачей подарков и различных угощений. В чайных, кроме собственно чая, продавали белый хлеб, сушки и иные товары, соответствующие местным потребностям. Народные дома открывались между 6 и 8 часами утра и заканчивали работу в 8-10 часов вечера в зависимости от местности, времени года, рабочих или праздничных дней. Согласно отчету Уфимского попечительства о народной трезвости, посещало
чайные в основном местное русское и инородческое население (башкиры, татары), «последние обнаруживают более склонности проводить время за чаепитием, нежели первые» [7], что связано с особенностями традиций и вероисповедания. Надо отметить, что во всех уездах русским населением были активно востребованы библиотеки и читальни при народных домах. Их фонды состояли в основном из произведений религиозно-нравственного содержания, журналов и газет. В базарные дни и во время народных чтений, волостных сходов и судов в народных домах наблюдался большой наплыв посетителей (в основном мужчин, реже женщин и детей).
Итак, в Уфимской губернии в конце 1897 г. насчитывалось 63 народных дома. Хотя общее число народных домов снизилось, 7 из них получили собственные здания, а 2 расположились в специально построенных помещениях. Так, несмотря на давление губернского комитета, акцент был перенесен на строительство собственных народных домов, которые были дешевле в содержании и более подходили для различных культурнопросветительных мероприятий. Такой подход в будущем себя оправдает на практике, чайные-читальни уступят свое место другим типам народных домов.
Общее число посетителей народных домов по губернии за год достигло почти 267 тыс. человек, что составило 9,7 % от общего числа населения. Лидером по посещаемости стал Уфимский уезд -около 130 тыс. человек. Наименьшее число посетителей в Мензелинском уезде - 18 250 человек. По населенным пунктам наивысший показатель посещаемости чайных-читален оказался в г. Белебее -23 000 человек и Симском заводе Уфимского уезда - 20 203 человека. Но нельзя не учесть, что в отчетах не представлены сведения о количестве посетителей чайных-читален Златоустовского и Стерлитамакского уездов.
Начальный период создания народных домов в губернии является очень важным для последующего хода развития просвещения в регионе, именно в это время закладывается основа будущей сети народных домов в губернии, проверяется потребность населения в просвещении на различных территориях, ведется борьба с пьянством, формируется представление об оптимальной форме народного дома в городах, районных центрах и селах.
1 Располагались в г. Златоусте, селах Мясогутово, Емаши, Ново-Белокатай [7, с. 36].
2 Находились чайные в г. Мензелинске, селах Новоспасское, Новониколаевское, Бережные Челны, Останково, Заинск, Афанасьево, Ново-Мазино, Александровка-Карамалаха, Ерсу-байкино, д. Кузембетово [7, с. 37-38].
162
1. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 г. - Уфа: Губерн. тип., 1914. - 194 с.
2. Бурлакова, Е. С. История библиотек Южного Урала: вторая половина XVIII - начало XX в.: дис. ... канд. ист. наук / Е. С. Бурлакова. - Челябинск, 2010. - 216 с.
3. ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 111. Л. 46.
4. ГАОО Ф. 164. Оп. 1. Д. 176-а. Л. 50.
5. Гильмиянова, Р. А. История библиотек Башкортостана: XVIII век - 1917 год (по материалам Оренбургской и
Уфимской губерний): дис. ... канд. ист. наук / Р. А. Гильмиянова. - Новосибирск, 2003. - 232 с.
6. Обзор Уфимской губернии за 1913 г. - Уфа: Губерн. тип., 1915. - 120 с.
7. Отчет о деятельности Уфимского попечительства о народной трезвости за 1897 г. - Уфа: Губерн. тип., 1898. - 140 с.
8. Отчет о деятельности Уфимского попечительства о народной трезвости за 1898 г. - Уфа: Губерн. тип., 1899. - 129 с.
9. РГИА. Ф. 727. Оп. 2. Д. 136. Л. 3-4.
10. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. I. Уфимский уезд. - Уфа: Тип. А. П. Зайкова, 1898. - 876 с.
11. ЦГИА РБ. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 1201.
12. Энциклопедический словарь: в 43 т. Т. XXIV / под ред. проф. К. К. Арсеньева и проф. Ф. Ф. Петрушевского. -СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1898. - С. 547-548.
13. Энциклопедический словарь: в 43 т. Т. XXXV / под ред. проф. К. К. Арсеньева и проф. Ф. Ф. Петрушевского. -СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1902. - С. 95.
14. Энциклопедический словарь: в 43 т. Т. XXXVа / под ред. проф. К. К. Арсеньева и проф. Ф. Ф. Петрушевского. -
СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1902. - [447-960 с.] Б/с.
15. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 9 / под ред. Ю. С. Гамбарова. -М.: Гос. тип. им. Ивана Фёдорова, [б/г]. - 320 с.
Сдано 17.08.2012
163