© 2008 г. А.Б. Багдасарова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОЛИЭТНИЧНОМ МАКРОРЕГИОНЕ
Начало XXI столетия в России характеризуется масштабными политическими, экономическими и социокультурными преобразованиями, что актуализирует проведение научного анализа ценностных ориентиров в культуре, процесса взаимодействия культуры и образования; факторов, влияющих на становление и функционирование культурно-образовательного пространства как социокультурного явления.
Потребность углубленного исследования специфики формирования и функционирования культурно-образовательного пространства в полиэтничном макрорегионе связана с модернизационными процессами в сфере культуры и образования, изменением содержания, принципов и подходов к системе воспитания и образования, привнесением в теоретическую педагогику и социально-гуманитарное знание понятия «культурно-образовательное пространство», гуманизацией образования, переходом к образованию личностно ориентированного типа, поиском путей достижения локальной устойчивости в условиях глобализации в полиэтническом пространстве Российской Федерации.
Знания о культурно-образовательном пространстве, накопленные в различных областях, актуализируют философский анализ процесса формирования и функционирования такого пространства России и экспликацию самой категории «культурно-образовательное пространство».
В научных публикациях последних лет данной проблеме уделяется все больше внимания. Это объясняется, во-первых, поиском системообразующих, стабилизирующих факторов общественного развития в полиэтническом пространстве Российской Федерации; во-вторых, необходимостью консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этносоциальной напряженности и социальных конфликтов, обеспечения равноправия национальных культур и различных конфессий [1].
В настоящее время в отечественной педагогике, психологии и философии идет активный поиск инновационной методологии, способствующей приобщению современного человека к миру культуры. Но философский аспект формирования и функционирования культурно-образовательного пространства рассмотрен недостаточно. В то же время именно философия образования во взаимодействии с педагогической наукой призваны создать новую модель образования, ориентированную на всестороннее развитие личности.
Междисциплинарность исследуемой проблемы, возникшей на стыке педагогики, культурологии, психологии, социальной философии, философской
антропологии, философии культуры, обязывает рассмотреть и проанализировать существующие в этих науках позиции и подходы по данной проблеме.
Большинство авторов сходится во мнении, что культурно-образовательное пространство представляет собой сложную структуру, включающую три составляющие - культуру, образование и пространство (культурное и образовательное пространства), которые могут быть объектами самостоятельного изучения. Своеобразная структура и многофункциональность культурно-образовательного пространства создает определенные сложности и вместе с тем преимущества в рассмотрении тех или иных аспектов его формирования и функционирования. С одной стороны, каждая из составляющих исследована наукой, с другой - целостное явление с позиции философского знания изучено недостаточно.
Авторы отдельных работ выделяют полиэтнический, поликультурный и региональный аспекты функционирования современного образовательного и культурного пространства Российской Федерации. В поликультурном обществе оно должно строиться с учетом специфики современной социокультурной среды. Причем в процессе становления и функционирования поликультурного образовательного пространства необходимо учитывать мировые и региональные тенденции развития современного образования.
В отечественной науке рассмотрены различные аспекты формирования и функционирования культурного и образовательного пространств, среди которых превалируют педагогический, психологический и культурологический.
Так, например, О.И. Артеменко и М.Н. Кузьмин определяют общеобразовательное учреждение как важнейший социальный институт в условиях поли-этничности, который призван выполнять «дополнительную функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэтничного общества, его сплочения в единую политическую нацию» [2].
Культурное пространство, по мнению Ю.В. Аленьковой, это «прежде всего антропологическое пространство, способ существования человека в культуре» [3] (культурологический аспект).
Многие психологи и педагоги под образовательным пространством понимают систему, включающую в себя совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебную работу, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Образовательным пространством, по выражению Е.С. Купреевой, можно назвать «всю ту сово-
купность воспитывающих средовых явлении, характерных для современного социума, которые определяют возможности для саморазвития личности на разных этапах ее биографии» [4] (педагогический аспект).
Эвристически ценной, на наш взгляд, является концепция Н.В. Щиголевой, в которой культурно-образовательное пространство рассматривается как развивающаяся целостность, «структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей» [5]. По ее мнению, культурно-образовательное пространство следует рассматривать как условие обучения и воспитания школьников. Она считает, что модель культурно -образовательного пространства включает в себя три компонента: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный. Причем первый представлен архитектурно-эстетической организацией жизненного пространства школьников и символическим пространством школы; второй включает концепцию обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники, формы и методы организации образования; третий представлен особенностями субъектов образовательной среды - распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы. Коммуникационная среда включает в себя стиль общения и преподавания, пространственную и социальную плотность среды субъектов образования, степень скученности, а организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей. Особого внимания (с точки зрения этничности) заслуживает коммуникационно-организационный компонент модели.
Культура и образование представляют собой важнейшие системообразующие «компоненты цивилиза-ционного развития» [6, с. 11]. В этой связи процесс духовного становления и развития общества предусматривает особое отношение к культуре, образованию и их взаимодействию, так как взаимодействие культуры и образования является важнейшим условием развития личности, ее способностей адаптироваться к противоречивым, сложным социально-политическим, экономическим и иным условиям, определяющим современную реальность.
Стратегия социально-политического развития России как полиэтничного государства ставит перед культурой и образованием качественно новые задачи: формирование навыков самообразования и самореализации личности, формирование толерантного отношения к традициям и культуре других народов, осознание национальной системы ценностей посредством исторической преемственности поколений, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и развитие языков и культур всех народов Российской Федерации, подготовка специалистов к работе в условиях полиэтничности и поликультурности.
Роль культурно-образовательного пространства в преодолении отчужденности образования от культуры и науки, переходе от традиционных образовательных систем к созданию инновационных, в формировании личности, ориентированной на удовлетворение потребностей современности, свободное саморазвитие, творческую самореализацию, индивидуальное самоопределение в культуре значительно возрастает в современных условиях. Это актуализирует необходимость целостного и системного анализа современного культурно-образовательного пространства вообще и культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона в частности.
Следует отметить, что для современного развития России региональный фактор стал особо значимым. Причем «в максимальной степени требование учета региональной специфики относится к сфере образования, тем более что образование активно смыкается с повседневностью, где как раз задействованы альтернативные способы познания мира (религия, искусство, иррациональные представления)» [7]. Противоречия в межэтнической сфере имеют под собой не только социально-политические, экономические, но и духовные основания, в первую очередь - различия в культурных, ценностных и иных установках. Одним из методов предупреждения конфликтных ситуаций в регионе является формирование навыков межкультурного взаимодействия. Как показывает практика межэтнических отношений в современном культурно-образовательном пространстве, необходимо учитывать этнокультурное многообразие конкретного региона.
Специфической чертой культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона является его вовлеченность в этнические процессы. Оно характеризуется взаимодействием, диалогом, интеграцией этнических культур. По выражению И.С. Карабулатовой, в условиях «полиэтничных контактов приграничья индивид, обретая этническую идентичность, также обретает культурно-историческую память, глубокие исторические и культурные корни, связь с традицией, ощущение исторической и межпоколенной преемственности, непрерывности и устойчивости» [8].
Культурно-образовательное пространство поли-этничного макрорегиона - это часть единого культурно-образовательного пространства России, специфически организованная с учетом национально-регионального компонента социокультурная и педагогическая среда, способствующая развитию и саморазвитию индивида. В его рамках в пределах по-лиэтничного макрорегиона происходит взаимодействие и формирование навыков межэтнического, межкультурного диалога, представляющего собой процесс обмена между представителями различных этнических групп элементами материальной и духовной культуры. Оно выполняет ряд функций: научно-образовательную, культурную, ценностную,
гуманистическую, коммуникативно-интегративную, адаптивную, когнитивную, воспитательную, этнокультурную. Научно-образовательная функция определяет степень профессиональной и в целом социальной востребованности индивида, способствует овладению необходимой суммой знаний о мире и о человеке, соответствующих требованиям современной цивилизации. Ценностная - определяет совокупность идейных установок, убеждений, принципов. Гуманистическая - способствует приобщению индивида к общечеловеческим ценностям и формирует соответствующее этим ценностям поведение. Ком-муникативно-интегративная - определяет предпосылки культурного, образовательного и этнического взаимодействия, формирует навыки межэтнического и межкультурного диалога. Адаптивная - отражает степень приспособленности индивида к современным социально-политическим, экономическим, этническим условиям. Рефлексивная - выступает в форме самопознания. Сущность ее заключается в осознании своего «я» и своего отличия от других. Воспитательная - способствует формированию ценностного отношения к миру, к культуре, осознанию своего места в этом мире, развитию своего «я». Этнокультурная - формирует позитивное отношение к этнической культуре собственного этноса и иноэт-ничных общностей (образы «мы» и «они»).
К основным принципам формирования и функционирования культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона можно отнести:
- взаимодействие культуры и образования;
- этнокультурность в образовании;
- общность ценностей и интересов.
В рамках культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона формируются этнические особенности, ценностные ориентации, принципы и стереотипы поведения людей, представителей различных этнических общностей. «Подлинный универсализм проявляет себя через плюрализм подходов к нуждам местного и регионального развития; учет их жизненных потребностей - необходимое условие консолидации общества на началах взаимозависимости и взаимообусловленности» [6, с. 7]. В этой связи культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона представляет собой условие формирования и развития этноспеци-фических черт и качеств человека как представителя конкретной этнической группы. В его границах осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики.
Целенаправленная реорганизация и функционирование культурно-образовательного пространства полиэтничного макрорегиона предполагают:
- создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента; авторских инновационных программ, учитывающих государственную (общероссийскую),
национально-региональную, конфессиональную специфику;
- создание необходимых условий для выработки индивидом собственной гражданской, жизненной и этнонациональной позиции;
- формирование навыков культуры межэтнического общения;
- формирование гражданской, этнической и этнокультурной идентичностей;
- формирование этнического самосознания, способности к самоопределению в этнической культуре.
Особое внимание хочется обратить на некоторые позиции. Так, на формирование навыков культуры межэтнического общения оказывают влияние особенности духовной жизни этноса, прежде всего - особенности этнической культуры, традиции, обычаи, нравы, нормы поведения и общения, особенности психологического склада и этикет. Культура межэтнического общения возникает на основе обмена опытом социального и культурного творчества. Подобная система отношений формируется в условиях, когда процесс взаимодействия одной этнической группы с иноэтничными общностями строится на основе ряда принципов: равноправия, учета интересов другой стороны, взаимообмена результатами материальной и духовной деятельности. Формирование навыков межэтнического общения во многом зависит от этнического самосознания, влияющего на уровень межэтнического взаимодействия. В этническом самосознании сосредоточены представления этноса о себе и взаимоотношении с другими этносами.
Полиэтничность, поликультурность и полимен-тальность населения Российской Федерации ставят перед отечественной системой образования целый комплекс задач, от решения которых во многом зависит культурно-ценностное и языковое единство общества, культурная и духовная консолидация этносов и отдельных людей, подготовка личности к жизни и культурное обеспечение полноценной самореализации личности. Как отмечает Ю.Г. Волков, формирование целостной творческой личности возможно лишь в том случае, если в процессе обучения индивид будет творчески осваивать профессиональные, общекультурные и идеологические знания [9]. В условиях полиэтничного макрорегиона образовательные учреждения выполняют функцию этнокультурной консолидации социума и обеспечения его устойчивости. В этой ситуации на университет возлагается ответственная задача по формированию знаний и навыков в области поликультурного образования, социального проектирования и межкультурной коммуникации. По мнению В.А. Шаповалова, в условиях полиэтничности учебные заведения, и в первую очередь классический университет, становятся инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения [10]. Университет в полиэтничном макрорегионе должен
способствовать координации взаимодействия всех культурных общностей, представленных в регионе, вести работу по сохранению культурной самоидентичности и поиску путей взаимодействия между представителями различных этнических групп.
Обращение в процессе обучения к этническим и этнокультурным особенностям народов, представляющих полиэтничный макрорегион, актуализируется по ряду причин: в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт того или иного народа, сохраняются и передаются от поколения к поколению достижения и устои нравственности; культурные особенности этноса позволяют обратиться к истокам, во многом объясняющим поведение людей в разных средовых ситуациях; знание истории, традиций и особенностей психологического склада живущих вместе народов способствует снятию межэтнической напряженности и развитию межкультурных связей, сохранения и развития этнических культур в современных условиях.
Подготовка специалиста к работе в поликультурной среде с этнически многообразным составом учащихся предполагает формирование, воспитание этнокультурной компетентности, навыков конструктивного межкультурного диалога посредством следующих методов (моделей) обучения и воспитания:
- кросс-культурного, позволяющего изучать, сопоставлять, выявлять и анализировать сходства и различия в тех или иных образцах этнических культур;
- тренингов этнокультурной сензитивности и компетентности, преодоления этнических предубеждений и негативных стереотипов, нацеленных на формирование этнической толерантности и позитивной общероссийской идентичности.
«Формирование единого социокультурного и образовательного пространства, - считает А.А. Фурсенко, - приобщение молодежи к национальной и русской культуре, профессиональное определение ... становятся важнейшими практическими задачами, решение которых имеет не только для Юга России, но и для всей страны геополитическое значение» [11]. Межкультурный диалог возможен на основе знаний об истории происхождения, особенностях культуры этносов, населяющих территорию региона. Формировать культуру межнационального общения и способствовать развитию этнокультурной компетентности - важнейшие задачи образовательной системы региона. По этой причине реализация основных направлений деятельности в университете связана с разработкой и апробацией ряда креативных курсов, составленных с учетом национально-регионального компонента и приоритетных научных направлений. Подобные курсы способствуют поддержанию интереса к общероссийским и региональным национально -культурным и духовным ценностям, традициям, культурному наследию в целом. Образовательный процесс в поликультурном вузе представлен этни-
ческой, межэтнической и общечеловеческой составляющими. В этой связи учебно-воспитательная деятельность преподавателя должна быть ориентирована на изучение региональных национально-культурных традиций в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями. Именно эти принципы должны составлять содержательную основу образования в поликультурном макрорегионе. Подобный подход продиктован необходимостью подготовить будущего специалиста к межкультурному диалогу и работе в поликультурном пространстве макрорегиона.
Современное культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона выступает как необходимое условие формирования этнического самосознания, сохранения и развития этнической культуры и совершенствования межэтнического, межкультурного взаимодействия в полиэтнич-ном макрорегионе. Характер межэтнического, межкультурного взаимодействия определяется рядом факторов, среди которых - этническое сознание, самосознание, представляющие собой конституирующие признаки этнической общности. Достижение межкультурного взаимопонимания, диалога возможно через тесное взаимодействие, постижение самобытности своей культуры и культуры других народов.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, во-первых, что в культурно-образовательном пространстве полиэтничного макрорегиона можно выделить этнический компонент; во-вторых, культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона служит своеобразной средой, оказывающей воздействие на формирование индивида как носителя этносоциальных качеств, способствующей адаптации его к условиям конкретного региона, приобщению к культурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса, воспитывающей этнокультурную компетентность, формирующей уважительное отношение к культурным ценностям и наследию иноэтничных общностей, навыки межэтнического, межкультурного общения, диалога (становление полиэтнического культурно-образовательного пространства), единую региональную, федеральную и цивилизационную составляющие образовательного процесса.
Литература
1. См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. С. 97-126.
2. Артеменко О.И., Кузьмин М.Н. Организация образовательного пространства Российской Федерации в условиях полиэтничности // Этнокультурные образовательные потребности народов России. М., 2004. С. 9.
3. Аленькова Ю.В. Человек в новом культурном пространстве (наброски современного душевного пейзажа, или философские этюды). http://netgorod. narod.ru/artids/ Alenkova chel.htm
4. Купреева Е.С. «Образовательное пространство» как педагогическая категория // Сб. тр. молодых ученых Владимирского гос. пед. ун-та. Вып. 4. Владимир, 2004. С. 186.
5. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. М.: oim.ru, 2003 - 04 - 10, http: //www.oim.ru
6. Карцев Е.А. Национальная доктрина образования и универсальные аспекты техногенного развития // Вестн. Моск. гос. индустриального ун-та (ГОУ МГИУ). Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 2(4).
7. Гожев К.М. Антропология образования и социальный конфликт. СПб., 2004. С. 218.
Ставропольский государственный университет
8. Карабулатова И.С. Трансформация ментальности современного российского полиэтничного региона как явление толерантности // Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Ч. 1. Тюмень, 2006. С. 31.
9. Волков Ю.Г. Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М., 2005. С. 33.
10. Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. Ставрополь, 2006. С. 6.
11. Фурсенко А.А. Инновационная деятельность - требование времени // «Сто наций». Межрегиональное обозрение. 2006. № 10-11 (40-41). С. 23.
6 марта 2007 г.