В. ШАПОВАЛОВ, профессор, ректор
Ставропольский государственный университет
Классический университет в поликультурном обществе
Меня как человека, посвятившего большую часть жизни организации классического университетского образования на Ставрополье, находящемся в этно- и геополитическом центре такого сложного поли-этничного и поликультурного макрорегиона, каким является Северный Кавказ, во всём спектре социологической проблематики1 интересуют прежде всего проблемы высшего образования.
Уже в обозримом будущем образование станет определяющим фактором достижения как индивидуального, так и национального успеха, а глобализация всех сфер общественной жизни неизбежно потребует не только соответствующих специалистов, но и широко образованных, творчески мыслящих, социально активных граждан. Без преувеличения можно сказать, что человечество вступает в эру знаний. Об этом говорил Президент России В.В. Путин на заседании саммита «Большой восьмёрки ». Им было отмечено, что «в постиндустриальном обществе образование становится необходимым фактором жизненного успеха и значимым ресурсом экономического развития. Образование -один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии». Именно возможности образования сохранять специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия национальной безопасности российского общества, поскольку без духовной самобытности народ не сможет существовать в общемировой семье культур и цивилизаций, и в ко-
1 Основные идеи статьи изложены на Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 3 октября 2006 г.).
нечном счете его экономические и геополитические позиции существенно ослабнут.
Именно в образовании развернутся главные битвы между культурой солидарности, компетентности людей и массовой социальной и культурной деградацией. Образование переводится из модуса традиционного института социализации и трансляции опыта в модус социокультурного конструирования. В этом процессе особая роль на всех уровнях - глобальном, государственном, региональном и местном - принадлежит университетам.
В современном обществе университеты превратились в крупномасштабные учреждения, влияющие на весь окружающий социум, особенностью которого является все более усложняющаяся структура. Ведущей функцией образования становится социализация молодежи, понимаемая как формирование определённым образом сконструированной социокультурной среды, позволяющей включить молодых людей в различные сферы социального взаимодействия и тем самым задать и скорректировать направление социального развития личности в соответствии с потребностями современного общества.
Российская система образования имеет дело со сложным, этнически многообразным в языковом, культурном и ментальном отношении контингентом учащихся. Следовательно, в русле своих основных образовательных функций она должна решать двоякую задачу. С одной стороны, для обслуживания этого разноязычного и разнокультурного контингента учащихся необходима организация учебных заведений с опорой на конкретную национальную культуру. С другой стороны, необходимо обес-
печение организационного и содержательного единства образования и целостности государственной образовательной системы в масштабах всей страны.
В этом заложено определенное противоречие организации единой образовательной системы и единого образовательного пространства при полиэтничности, многоязычии и поликультурности общества. Во-первых, потребности в более высоком уровне специализации и профориентации приводят к увеличению количества универсальных элементов в культуре, образовании. В их усвоении проявляется общечеловеческая миссия образования. Во-вторых, процесс этнического возрождения повышает интерес к этнокультурным ценностям, родному языку, литературе, искусству. Эта тенденция, безусловно, носит прогрессивный характер, когда она не ведет к этнокультурной изоляции и росту чувства национальной исключительности.
Каким образом оптимизировать эти тенденции в развитии образования? Образование связано с информационным и научным прогрессом, мировой культурой, с духовной общностью, которая сложилась на территории страны за последние несколько сот лет, и поэтому в его основу должны быть положены два принципа. Первый заключается в свободе выбора национально-этнической и религиозно-мировоззренческой идентичности. Второй исходит из того положения, что образование только тогда подлинно национально, когда оно - хорошее образование, то есть когда оно соответствует принципам научности, гражданственности и нравственности.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, система образования на современном этапе призвана обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Формируемый образовательный и на-
учный потенциал каждого региона должен войти в научное пространство России и в мировое научно-образовательное пространство.
Нормальное самосознание гражданина новой России представляется как единство трех начал, трех компонентов:
• чувство принадлежности к своему народу, своему этносу, любовь и уважение к своим традициям, истории, культуре, языку;
• чувство принадлежности к многонациональному российскому сообществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от представлений о своей этнической исключительности;
• чувство принадлежности к мировому (европейскому) сообществу, ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и всего мира.
Важнейшим социальным институтом, обеспечивающим устойчивость социума в странах с полиэтничным составом населения, являются классические университеты, которые получают в «социальном заказе» от государства дополнительную функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэтничного общества, его сплочения в единую социально-политическую общность. Государство заинтересовано, чтобы университеты были инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения.
С момента своего возникновения классические университеты представляли собой космополитические сообщества. Здесь закладывались основы диалога по разным направлениям: естественно-научной и гуманитарной культур, различных этнических культур, научных концепций. В какой мере мы сегодня готовы и можем сохранить эту традицию классического университетского образования и что нового необходимо внести в эти традиции?
Во-первых, классические университеты в России должны остаться основой единого образовательного пространства стра-
ны. Нередко задается вопрос: каковы пределы этнизации образования, ведь образование должно сочетать как локальные, региональные, так и всеобщие моменты. Представляется, что ответ может быть только таким: классический университет находится над планкой этнизации, это инструмент универсализации образования. Но это не значит, что классические университеты могут существовать вне этнокультурного пространства, а означает определенную расстановку акцентов в формировании образовательного пространства страны.
Во-вторых, образовательная программа университета должна не только отражать интернационализацию информации, но и включать различные направления национально-регионального обучения, связанные с определенной этнокультурной спецификой. Университетское образование должно способствовать социализации и универсализации этнических групп, включению их в общий контекст российской и мировой культуры.
В-третьих, именно классические университеты должны стать центрами выработки и трансляции единой объединительной общероссийской идеи.
В последние десять лет истории нашей страны заметно усилился интерес ко всему, что составляет основу национального единства. В современной России актуализируется проблема использования общероссийской национальной идеи как механизма, консолидирующего общество для разрешения назревших проблем. Однако в современной социокультурной реальности довольно сложно определить национальную идею в одной всепокрывающей формуле, как это было со знаменитым афоризмом монаха Филофея о «Москве - Третьем Риме » или даже с известным тезисом, приписываемым министру народного просвещения Уварову: «православие, самодержавие, народность». Представление о национальной идее как феномене в «новой России» актуализировалось после целой
череды «вызовов », предъявленных стране в новейший период ее истории. Прежде всего попытки сформулировать национальную идею предприняли отечественные политики. С начала 90-х гг. ХХ в. приверженность всему «национальному» стала непременной составляющей успешной политической карьеры.
Президент В.В. Путин неоднократно высказывался относительно необходимости продолжения поиска национальной идеи. Летом 2005 г., выступая перед молодежью, Президент России основным компонентом национальной идеи назвал конкурентоспособность. И это краткое определение, по нашему мнению, достаточно емко очерчивает стоящие перед Российской Федерацией задачи на современном историческом этапе ее развития, оно может быть раскрыто применительно ко всем сферам жизни общества, в том числе и к образованию. В русле темы данной статьи могут быть выделены три параметра национальной идеи в соответствии с ее функциями:
■ осознание гражданами страны своей общенациональной идентификации;
■ обоснование предназначения и смысла существования нации;
■ конструирование обществом своего национального идеала, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее нации.
Актуальной представляется задача аккумулировать в этом направлении усилия всех участников национального процесса, отвечающих за духовное производство, -представителей политики, науки, образования, искусства. Определенные черты национальной идеи имманентно присутствуют в сознании россиян, а задача науки и образования в целом заключается в объективировании ее основ с целью принятия идеи каждым членом общества.
Современная национальная доктрина предполагает формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу и преемственность российской государственности. Национальная идея современной
России - это, с одной стороны, реальность, которая вырастает из мироощущения разных людей, транслируется политической и интеллектуальной элитой; с другой стороны, - это в какой-то мере сознательно конструируемая реальность, и роль высшего образования в этом «конструировании» является одной из наиболее значимых.
Наряду с решением технологических задач образовательная и воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование востребованных обществом гражданских качеств. Классический университет - это основа государственности в интеллектуальной сфере. Гражданская, патриотическая идея должна стать в нем стержнем всего образовательного процесса. Мы - разные в своем этнокультурном фоне, но нас свела история вопреки этим различиям, и нам вместе жить и решать стоящие перед нами проблемы.
В-четвертых, для того чтобы межкуль-турный диалог состоялся, необходим определенный исходный уровень знания о разных народах и культурах, и образование должно давать этот минимум. Как известно, люди не любят то, чего они не знают. Если человек не получает знания о культуре, обычаях и традициях соседствующих с ним народов, то он воспринимает их как чуждые, зачастую даже враждебные себе. Классические университеты призваны быть не просто методическими, но шире - методологическими центрами в области поли-культурного образования, должны разработать принципы и пути реализации поликультурности в образовании.
Мы считаем, что нарастание неразрешенных проблем в духовной и образовательной сфере способствует появлению угрозы территориальной целостности и может иметь своим следствием усиление политической нестабильности, ослабление единого экономического и политического пространства России.
Система образования является одним из важнейших компонентов сохранения стабильности и единства на Юге России,
ответственным за воспроизводство его интеллектуального ресурса. Деятельность системы образования по обеспечению национальных интересов в регионе носит системный характер и связана не только с передачей знаний, но и с комплексным воспитанием. Особое место в национальных интересах занимает нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепара-тизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Система образования на Юге России имеет дело со сложным, этнически разнородным контингентом учащихся. В этих условиях государственным образовательным учреждениям объективно принадлежит роль связующего звена, объединяющего многообразие духовных проявлений народных традиций на почве фундаментальных ценностей современного человечества. Можно сказать, что высшее образование, так же как и наука, интернационально по своей сути. Государство заинтересовано, чтобы учебные заведения были инструментом не только образования, но и политической, духовной консолидации этнически разнородного населения.
В полиэтничном регионе школа и вуз принимают живое, самое непосредственное участие в формировании мировоззрения наиболее образованных представителей этнических групп и таким образом оказывают воздействие на мировоззренческие установки этноса в целом.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечено, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством от-
ветственности за судьбу страны». Поэтому одной из целей современного образования должно стать формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. Решение этой задачи возложено в значительной мере на университеты.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно:
• непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
• преодоление этноцентристских предубеждений;
• способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур.
Эти особенности мы учитываем в работе Ставропольского государственного университета. В текущем году наш университет отметил 75-летний юбилей. История нашего вуза неразрывно связана с историей отечественной системы образования, науки и культуры, жизнью нашего региона, в котором трудится подавляющее большинство его выпускников. Многолетний опыт нашей работы показывает, что низкая духовность, утрата культурных ценностей, незнание национальных традиций, исторических корней служат питательной средой для социальных, межэтнических и межконфессиональных проблем и напряжений. Именно образование должно воспитывать в людяхконсолидационное мышление, поведение и образ жизни, гуманизировать и объединять общество.
С каждым годом контингент наших студентов становится все более полиэтничным. Это происходит как вследствие миграционного прироста, так и в силу нарастающей потребности в качественном образовании. В последние два года возобновилась практика направления в наш университет абитуриентов из республик Северного Кавка-
за по разнарядке министерства, при этом во всех республиках есть собственные классические университеты, иногда имеющие более длительную историю, чем Ставропольский.
В университете, как высшем учебном заведении классического типа, особое внимание уделяется формированию у его выпускников набора компетенций для работы в по-лиэтничном регионе. Еще в начале 1990-х гг. одними из первых в стране мы начали преподавание интегрированного курса «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения», сочетающего знания из истории, этнологии, социологии, политологии, а также курсов «Этническая конфликтология» и «СМИ и этноконфликтология». Начата подготовка специалистов в области управления региональными процессами с глубокой этнологической подготовкой; «этнологический минимум», если можно так выразиться, получает почти каждый студент, прошедший обучение в нашем университете.
Комплексность преподавания дисциплин этнологического содержания - важный принцип в построении учебных программ университета, позволяющий достичь максимальной эффективности гуманитарного гражданского образования. Получаемые знания способствуют тому, чтобы у молодых людей формировалось свое личностное «Я» в контексте этнического «Мы» с положительной мотивацией к «Они». В качестве подтверждения успешности данного процесса можно сослаться на данные социологического исследования «Экстремизм в молодежной среде», проведенного лабораторией этно-конфликтологии Ставропольского государственного университета в 2002 г., согласно которому межнациональные отношения в университете оцениваются самими студентами как более толерантные, чем в г. Ставрополе или в крае в целом.
Важным направлением нашей работы является также воспитание и формирование в студенческой среде гражданственно-
сти, патриотизма, новой российской идентичности. Мы считаем, что именно это направление, а не явно исчерпавший свой потенциал концепт «толерантность », может стать стержневым в обеспечении неконфликтного развития полиэтничного социума.
Сами молодые люди считают одной из приоритетных задач молодежной политики в современной России гражданское становление, нравственное и патриотическое воспитание. 39% опрошенных студентов определяют патриотизм как «гордость за свою страну, за то, что тут живу». 42% считают, что патриотизм предполагает определенную активность; 23% выбрали вариант ответа «готовность служить на благо той страны, в которой живешь »; 18% - «готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов страны». Для 6% респондентов патриотизм «пустой звук».
Оценивая роль национальных традиций в обществе, 46% опрошенных определяют их как необходимый элемент культуры, то, что сплачивает общество, 25% не задумывались над этим вопросом, а 13% считают, что национальные традиции являются основой многочисленных конфликтов. 6% определяют их как безобидные пережитки.
Признавая значимость и нравственный потенциал религиозных представлений в сохранении национальной идентичности, в то же время нужно подчеркнуть, что в нашем не только полиэтничном, но и поли-конфессиональном регионе образование не должно утрачивать светский характер. В случае роста межэтнической напряжённости религиозный фактор зачастую выполняет этнодифференцирующую роль, усиливая противодействие.
Прошло время запретов, речь идет лишь
об определении приоритетов, расстановке акцентов, над которыми должны задуматься ученые наравне с политиками. На наш взгляд, науки и образования много не бывает, и ложными представляются утверждения о том, что в России избыточно много высших учебных заведений. Можно предположить, что подобные «идеи» появляются в результате роста негосударственных учебных заведений и филиальной сети государственных и негосударственных вузов, где молодые люди далеко не всегда полу-чаюткачественное образование.
Если же иметь в виду вузы, созданные указами от императорских до президентских, которые, что принципиально важно, являются частью регионогенеза и обеспечивают потребность в необходимых экономике и социальной сфере кадрах, то их количество не увеличилось. Для Российской Федерации существование на сегодняшний день примерно 650 государственных вузов не представляется избыточным, более того, настоящих университетов намне хватает!
Ошибки в системе образования трудно чем-либо исправить, поэтому решения в этой области должны быть продуманными. На смену эйфории от создания «национального образования» должно прийти осознание того непреложного факта, что образование должно отвечать не только и не столько локальным и региональным интересам, сколько интересам всего народа, государства и каждой отдельной личности. В связи с этим формирование ключевой фигуры современного гражданского общества - свободного и ответственного гражданина - представляет собой важнейшую цель образовательной политики государства.