Научная статья на тему 'Роль классических университетов в развитии образования и науки'

Роль классических университетов в развитии образования и науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль классических университетов в развитии образования и науки»

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

В.А. Шаповалов

1

гимн мгу

Музыка В.И. Мартынова Слова В.Д. Федорова, Редакция В.А. Садовничего

Восславим Университет Во дни торжеств, во дни побед, Сумевший миру показать, «Что может собственны' Платонов И быстрых разумом)Ьютонов Российская земля рождать».

Восславим дар Елизаветы, Исполнившей Петра заветы, Ее Величества ука#,| В веках возвысивШий Державу, Чтоб Ломоносов иШувалов В|деяньях|жили|среди|нас,|

В|деяньях|жили|среди|нас.| |

Он-Наш! Он-Первый!

Он — МосковсКий! . 1 "" Недаром возле стен Кремлевских Он|был|рожден,|чтоб|с|давних|пор| Стяжать немеркнущую славу, \ Принадлежащую по праву

Питомцам Воробьевых гор. |

|

И, доказав, что Знанье - сила, ■ ■ ■ - |. 11 „

; -¡На.век в истории России

истательный|оставил|след| ук,£вершений и открытий, | ^ ^ мов|талантливых|обитель| Московский|университет,| Ч Мьсковскийуниверситет.^

: ■ I г -

В 2005 году Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова отмечает свой 250-летний юбилей. Эта дата крупное событие в жизни университета и всей страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал «Указ о праздновании 250-летия Московского университета».

Без преувеличения можно сказать, что юбилей Московского университета всё наше общество встречает с особым трепетом и надеждой на то, что это событие кардинально повлияет на дальнейшую судьбу науки и образования в нашей стране, сделает её и более предсказуемой, и более востребованной. И оснований для таких ожиданий, на мой взгляд, более чем достаточно.

Как отмечает ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий, государь российский Петр Великий, объездив Европу, беседуя с выдающимися философами, убеждал, что необходимо учредить университет в Москве, а затем и в других городах России. Мечту Петра I осуществила только его любимая дочь Императрица Елизавета, подписав 17 января (по старому стилю) 1755 года указ об учреждении Московского университета. Она поддержала проект великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова и выдающегося государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова об учреждении университета в Москве и гимназии при нём.

13233062

Величайшим рационализмом, оптимизмом и необычной любовью к задуманному великому делу пронизаны слова проекта учреждения Московского университета, где было сказано, что Москва выбрана для него местом по «великости своего народонаселения, по своему положению в сердце государства Российского. В средоточении народной жизни, под сенью древней святыни Кремля, наука глубже могла пустить корни свои в Русскую жизнь».

Так был учрежден Московский университет. Сполна оправдались надежды и замыслы его создателей. Сегодня МГУ по оснащенности не уступает ведущим вузам мира, а по интеллектуальному потенциалу превосходит их.

Московский университет - ведущий научный центр страны, в составе которого сформировались крупные научные школы, работали и работают Нобелевские лауреаты, лауреаты Ленинской премии и Государственных премий СССР и России. Среди ученых, деятелей культуры, искусства, составляющих два с половиной века гордость России, десятки и сотни блистательных имен, сынов и дочерей нашей великой страны.

Специально хочу подчеркнуть, что Московский университет и его ректор академик РАН В.А. Садовничий являются принципиальными сторонниками сохранения научных традиций российского образования и науки.

Все это и вселяет надежды на то, что праздник по случаю 250-летнего юбилея МГУ даст повод всем нам еще раз задуматься над судьбой образования и науки, их непосредственной связи с судьбой самой России и не только на словах, но и конкретными делами поддержать мнение Совета Российского Союза ректоров о том, что «устойчивое и эффективное функционирование системы образования Российской Федерации является стратегической государственной задачей, от решения которой непосредственно зависят социальная стабильность и результативность проводимых реформ во всех отраслях национальной экономики».

МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации,

особо ценным объектом культурного наследия народов России. Однако и в его прошлом, и в настоящем, как и в других вузах, немало проблем. Они имеют разную природу: в вузе могут возникнуть противоречия, связанные, например, с поиском наиболее эффективных путей развития; а с другой стороны, что бывает особо ощутимо, университет не может быть свободен от обстоятельств идущих извне, некоторым из которых надо противостоять, а другие, безусловно, учитывать и принимать, «чтобы, - как считает В.А. Садовничий с коллегами, - не закиснуть в академической скорлупе абстрактных рассуждений и чтобы наращивать свои материальные ресурсы, без которых не воплотить даже самые скромные планы».

В данной статье я позволил себе лишь в нескольких строках выразить свое восхищение Московским университетом. Чтобы сложить целостное восприятие университета, понять глубинную суть происходящих в нем событий, осмыслить то, какими своими личными действиями его студенты, преподаватели, сотрудники способствуют воплощению главного предназначения университета, для этого необходимы постоянные глубокие специальные исследования многих поколений ученых, прежде всего российских. Мне очень приятно, что и в стенах нашего Ставропольского государственного университета защищаются диссертации, в которых изучается история его становления, возникновения некоторых направлений подготовки кадров, исследуются традиции классического университетского образования, а главное, мы предпринимаем попытку следовать этим традициям.

В.А. Садовничий подчеркивает, что «одной из самых важных традиций является постановка вопроса об университете, о его месте и роли в обществе, об университетском образовании». Попытаюсь воспользоваться этим мудрым советом, рассмотрев роль университета, с учетом полиэтничного характера нашего региона.

Один из самых главных вопросов российской системы высшего образования -роль и место классического университета в

социокультурном контексте полиэтничного региона.

Для меня и моих коллег по университету важнее этой проблемы просто не существует. Мы убеждены, что точное определение места госуниверситета в системе образовательных координат со стороны государства, органов управления образованием и самого общества является одной из важных задач модернизации российского образования.

Все мы являемся свидетелями масштабной модернизации российского общества, государственных органов власти, экономики и т.д. По нашему мнению модернизация образования должна происходить приоритетно, т.к. она составляет социокультурную основу, более того, является предусловием модернизации современного российского общества. Участники заседания Совета российского Союза ректоров, проходившего 06.12.2004 г., справедливо отмечали, что «процесс модернизации образования должен отвечать стратегической государственной задаче преобразования данной сферы общественной деятельности в реальную производительную силу, содействующую формированию научно-ориентированной модели экономики - экономики, основанной на знаниях, - как одного из условий обеспечения качественного экономического роста».

Под модернизацией образования мы понимаем не только и даже не столько ЕГЭ, или ГИФО. Это, безусловно, серьезные, организационно-правовые и финансовые механизмы, но к ним не сводится вся модернизация образования. С нашей точки зрения, в ходе модернизации необходимо: во-первых, понять систему образования и науки в целом и определить оптимальные пути ее функционирования; во-вторых, осуществить меры, позволяющие реализовать новое наполнение содержания образования, в том числе обеспечить профилизацию школы; в-третьих, разработать и освоить новые способы получения знаний, умений, убеждений, идеалов; в-четвертых, отработать новые механизмы взаимодействия образования и науки как одной из подсистем общества с

другими структурными уровнями общества; и, наконец, в-пятых, важно выявить новые функции образования, в том числе инновационные, в обществе, ставящем перед собой задачу модернизации, формирование экономики знаний.

Только в таком случае мы получим не насильственную, сопровождаемую многочисленными социальными коллизиями, модернизацию, а органичную, в которой экономическое развитие гармонично сочетается с развитием других сторон жизни общества и человека, а университеты становятся ядром социума. По своим функциям университеты становятся не просто учебными заведениями, но социо- и культуро-твор-ческими организациями, одними из несущих опор современной социальной конструкции.

При этом, по-нашему мнению, особую роль должны играть университеты.

1. Университеты классического типа по своим институциональным основаниям занимают особое место в системе образования, так как, во-первых, абсолютное большинство из них и по назначению, и «по происхождению» тесно связаны с общеобразовательной школой, со всеми другими звеньями образования, оказывают (должны оказывать) на них интегрирующее влияние; во-вторых, развитие фундаментальных научных исследований в университетах (прежде всего в наиболее крупных из них) создает научную базу (задел) для НИОКР в них самих и в других вузах; в-третьих, именно в их деятельности наиболее развита культуро-творческая составляющая и, наконец, в-четвертых, (и это я хочу особо подчеркнуть) именно классические университеты должны готовить кадры высшей квалификации по всем фундаментальным специальностям для преподавательской работы в системе профессионального образования, что, к сожалению, в последнее десятилетие игнорировалось. Совсем не редкостью стали факты, когда, например, биологию или математику в вузах преподают люди, никогда не учившиеся на биологических или математических факультетах классических университетов.

2. Регионализация образования - это

необходимое в современных условиях направление реформирования образовательной системы. Но в процессе реализации этого направления кроме плюсов в этом деле выявляются и минусы. В 90-е годы была снижена роль федеральных органов управления образованием в регулировании образовательной инфраструктуры в регионах. Это приводило к местничеству, созданию дублирующих друг друга учебных заведений, увеличению затратности образования из федерального бюджета, размыванию научно-кадрового потенциала, резкому снижению качества подготовки специалистов.

Делегирование полномочий регионам вещь нужная, но она должна, по нашему мнению, иметь определенные цели, задачи, да и границы. Каждый регион (даже самый небольшой) в 90-е годы стремился к самодостаточности в структуре высшего образования. Вряд ли это правильно. Еще недавно мы говорили, что образование помимо своей непосредственной функции выполняет и важную политическую задачу - объединяет Россию. При этом единое образовательное пространство России понималось не только как территория, на которой реализуются общие образовательные стандарты, но и как потребность и возможность у молодежи учиться в крупных научных центрах: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и т.д. Считаю, линию федеральных органов управления образованием на наведение порядка прежде всего в филиалах вузов, в негосударственных вузах абсолютно верной. Для экспертной оценки надо привлекать госуниверситеты того региона, где планируется открыть новый вуз или филиал. В настоящее время дело дошло до абсурда: в небольших городах районного подчинения уже открыто по 5-7 филиалов. Подозреваю, что некоторые существуют подпольно, без ведома прежнего Минобразования России. Причем если бы филиалы открывались по основным профилям вузов. Так нет же этого в абсолютном большинстве случаев. Как правило, это филиалы по подготовке юристов, социальных работников, экономистов. Такое положение тревожит нас по многим причинам. И прежде всего потому, что чаще всего в

таких филиалах молодежь получает очень усредненное образование, а госуниверситеты поставлены в сложное положение с набором студентов. В Ставропольском крае на 7 федеральных госвузов создано и действуют десятки негосударственных вузов, филиалов госвузов и негосударственных вузов! Они уводят часть доверившихся им абитуриентов.

Нужна специальная экспертная оценка, осуществляемая госуниверситетами и при рассмотрении вопросов открытия региональных высших учебных заведений. Они нередко открываются не под потребности в кадрах, а под амбиции чиновников. Очень основательную проверку положения дел в сфере экономического и юридического образования в Ставропольском крае провела в конце 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. По итогам проверки приняты очень конкретные и принципиальные решения по каждому из проверенных вузов.

3. Мы считаем, что У МО по классическому университетскому образованию и Министерство должны проводить линию на то, чтобы специальности по фундаментальным направлениям науки, а так же гуманитарного цикла получали прописку, прежде всего, в классических университетах.

4. На сегодняшний день роль и возможности госуниверситетов недооцениваются. Не учитывается тот факт, что классические университеты сегодня имеются в большинстве субъектов Российской Федерации и по указанным выше причинам могут реализовать одну из важнейших своих функций - стать региональными центрами образования, культуры и науки. Конечно, классические университеты своими делами должны доказывать свою способность быть связующим звеном региональных систем образования.

Вывод к сказанному может быть только один. Повышение качества образования должно рассматриваться как один из приоритетов политики по обеспечению безопасности страны, а это возможно только при наведении государством порядка в сфе-

ре образования. Каждый вуз должен заниматься подготовкой кадров в сфере, соответствующей его профилю, статусу и возможностям:

- технические вузы должны готовить инженерные кадры, способные к инновационной научно-технической деятельности, и как дополнение - экономистов и других специалистов социально-гуманитарного профиля для работы в соответствующей отрасли производства;

- вузы сельскохозяйственной направленности - специалистов, способных обеспечить прорывное развитие аграрного сектора; и т.д. в соответствии с профилем вуза;

- в то же время классические университеты с учетом своих институциональных признаков должны быть центрами фундаментального образования, хранителями и продолжателями научных и культурных российских традиций, базами подготовки кадров по фундаментальным отраслям знаний для системы профессионального образования и, естественно, для фундаментальной науки. Именно эти университеты несут основное бремя ответственности за воспроизводство фундаментального интеллектуального потенциала страны.

Представляется, что реализация наших предложений способствовала бы повышению роли университетов в развитии единого научного и образовательного пространства России, в реализации ими функций центров социокультурного развития полиэтничных регионов.

Что получилось у нас на сегодняшний день в результате реализации вышеизложенных подходов?

Ставропольский государственный университет создан постановлением Правительства Российской Федерации 28 февраля 1996 г. № 189 на базе Ставропольского государственного педагогического университета (образованного в 1930 г.) и филиала Московской государственной юридической академии. В его структуре 11 факультетов, 78 кафедр, филиалы в городах Буденновске, Георгиевске, Изобильном, Светлограде.

Вуз достаточно активно развивается. Наш университет - это 7 учебных корпусов, 4 спортивных зала, 4 общежития на 2000 мест, научная библиотека с книжным фондом более 1 миллиона экземпляров, ботанический сад, агробиостанция, спортивно-оздоровительный лагерь на побережье Черного моря. В феврале 2002 года начали реконструкцию старого, XIX века, 2-х этажного здания не только с целью увеличения полезной площади с 1100 до 4100 кв. м, т.е. практически в четыре раза, но, самое главное, с целью ее модернизации. В ее составе: электронная библиотека, медиатека, центр правовой и деловой информации.

В университете на начало 2005 г. в учебном процессе было занято 670 преподавателей, в том числе около 120 докторов наук, профессоров и более 500 кандидатов наук, доцентов. В результате реализации Программы подготовки кадров высшей квалификации за 8 лет количество докторов наук увеличилось более чем в 2 раза, специальностей в аспирантуре - с 22 до 63, открыта докторантура по 15 специальностям, функционируют 10 (8 докторских и 2 кандидатских) диссертационных советов по 29 специальностям.

Научно-исследовательская деятельность в университете осуществляется творческими коллективами семи научных школ и тридцати трех научных направлений. Наряду с развитием приоритетных научных направлений, связанных с решением фундаментальных и прикладных задач в различных областях науки и образования, большое внимание уделяется разработке социально-экономических, этнических, правовых, экологических и других проблем региона.

Ставропольский государственный университет делает ставку при решении современных проблем экономической и социальной сферы, на научно-образовательные центры и проблемные научно-исследовательские лаборатории. На базе этих подразделений ведутся исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, а также подготовка кандидатов и докторов наук, в их работе активное участие принимают аспиранты и

студенты. Особое место в научной инфраструктуре университета занимают научные структурные подразделения, созданные ещё Минобразования России и поддерживаемые Федеральным агентством по образованию.

Большинство научных исследований осуществляется в рамках выигранных на конкурсной основе грантов и научных проектов, финансируемых федеральными структурами (Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд) и другими отечественными и зарубежными фондами и организациями.

Стратегическим направлением развития университета является максимальное использование информационных и коммуникационных технологий в проведении научных исследований и управления учебным процессом. Корпоративная сеть университета объединяет около 30 учебных компьютерных классов, Научную библиотеку, Центр Интернет, Региональный центр информатизации, Северо-Кавказское кадастровое бюро, Ставропольский региональный Центр Интернет-образования и другие структурные подразделения, соединенные волоконно-оптическими линиями связи.

Одной из новых форм внедрения новых информационных технологий является использование теле- и видеоконференций. Ведущими специалистами Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН для студентов физиков с использованием телекоммуникационных технологий читаются лекции и проводятся практические занятия по астрофизике. На базе САО РАН создан филиал кафедры теоретической физики университета, совместно реализуется Федеральная целевая программа «Интеграция».

Особое внимание в университете уделяется формированию сегментов научной инфраструктуры, создаваемых совместно с Российской академией наук и другими государственными академиями на основе договоров о сотрудничестве.

Университет имеет договоры о научно-техническом сотрудничестве с 10 научными учреждениями РАН, а также Институтом возрастной физиологии РАО, Психоло-

гическим институтом РАО, НИИ экспериментальной медицины РАМН и др.

Совместная работа ведется с подразделениями Института географии РАН, Ботанического института РАН, Зоологического института РАН и др.

На основании договоров о сотрудничестве и учредительных договоров на базе университета созданы лаборатория биоресурсов, биологически активных веществ и новых материалов, а также отдела национально-политических проблем Кавказа Южного научного цента РАН и совместные научные структуры: Межведомственный научно-образовательный центр Истории науки и техники Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и Ставропольского государственного университета, 6 проблемных научно-исследовательских лабораторий совместно с Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом социологии РАН, Психологическим институтом РАО, Центром социальной педагогики РАО, НИИ природного и культурного наследия и др.

Каким образом учитывается в нашей работе полиэтничность региона?

На каких основаниях, по нашему мнению, может сейчас успешно развиваться диалог культур в России? Представляется, что он может быть продуктивным не только в том случае, если мы признаем то, что мы все разные (это мы уже «успешно» сделали), но и признаем то, что есть вещи, которые нас объединяют. Необходимо напомнить интересный факт, что в объединяющейся Европе активно возрождается миф о кельтском происхождении всех европейских или, по крайней мере, западноевропейских народов. Очевидно, что ни общие проблемы, ни общие геополитические и экономические задачи, ни просто схожесть современного образа жизни и культуры не являются самодостаточными для преодоления расколов в европейском теле. Нужна мощная объединительная идея, которая показала бы, если можно так выразиться, «природное» родство объединяющихся стран и народов, только на этой основе может идти, и то с большими

трудностями, подлинный объединительный процесс.

Не менее актуальна проблема поиска объединительной основы и для нашего общества. В последние несколько лет на страницах печати была проведена интересная дискуссия относительно «национальной идеи», но вот до объединительной российской идеи дело еще не дошло. В настоящее время перед российским обществом, перед российскими интеллектуалами стоит задача формирования нового позитивного образа, говоря научным языком, позитивного автостереотипа гражданского сообщества россиян. Образ «советского человека», в течение нескольких десятилетий работавшего на объединение людей, был одним из важнейших факторов стабилизации в этнических отношениях в бывшем СССР; это был по существу образ объединения людей различных культур. Сегодня, к сожалению, мы больше говорим о том, что нас разъединяет, а в средствах массовой информации само словосочетание «этнические отношения» стало синонимом этнических конфликтов. В российском общественном сознании достаточно прочно укоренился конфликтный образ этничности, и этот образ уже сам выступает в качестве вторичного конфликтоген-ного фактора.

Особое место в решении отмеченных проблем принадлежит высшим учебным заведениям, в том числе университетам. С момента своего возникновения классические университеты представляли собой космополитические сообщества; здесь закладывались основы диалога культур по разным направлениям: диалога естественнонаучной и гуманитарной культур, различных этнических культур, научных и теоретических концепций. В какой мере мы сегодня готовы и можем сохранить эту традицию университетского образования и что нового необходимо внести в эти традиции?

Во-первых, университеты в России должны остаться основой единого образовательного пространства страны. В постсоветский период стали широко распространяться идеи этнизации образования как элемент этнического возрождения, охватившего на-

шу и многие другие страны в 1980-1990-е годы. Нередко задается вопрос: каковы пределы этнизации образования, ведь образование должно сочетать как локальные, так региональные и всеобщие моменты. Представляется, что ответ может быть только таким: университет находится над планкой этнизации, это инструмент универсализации образования. Это не значит, что университеты могут как бы существовать вне этнокультурного пространства, это означает определенную расстановку акцентов в формировании образовательного пространства страны.

В этой связи я хотел бы обратить внимание на один аспект. В ряде государственных университетов северокавказских республик в последнее время, в связи с обсуждением в обществе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации предпринимаются попытки обосновать особую роль этих вузов как проводников российской государственности, русской культуры и таким образом получить дополнительные аргументы в пользу сохранения за собой федерального статуса. В принципе, постановка вопроса верная, и я понимаю своих коллег. Действительно, университеты, находящиеся в республиках, как никакой другой социальный институт, безусловно, являются носителями общероссийской государственности в этих республиках и способствуют сохранению единого социокультурного пространства страны. С этой точки зрения всё верно. Но есть некоторые важные нюансы: особый статус в таком случае получат лишь университеты, находящиеся в республиках. Но, с нашей точки зрения, и другие государственные университеты, расположенные в краях и областях Южного федерального округа, не в меньшей, а, может быть, в гораздо большей мере выступают как центры интернационализма, культуры межнационального общения, качественного образования и формирования региональной интеллектуальной элиты. Края и области округа становятся все более полиэтничными, в их университетах обучается немало представителей из республик Северного Кавказа. Поэтому, на наш взгляд, необходимо говорить не об особой

роли университетов, находящихся только в республиках региона, а об исключительной социокультурной значимости для России государственных университетов всех субъектов Федерации Северокавказского региона с учетом задач и особенностей его развития.

Во-вторых, именно университеты должны стать центрами выработки единой объединительной общероссийской идеи, того образа гражданского единства россиян, о котором речь шла выше. Университет - это основа государственности в интеллектуальной сфере. Гражданская, патриотическая идея должна стать стержнем всего образовательного процесса в высшем учебном заведении. Мы разные в своем этнокультурном фоне, но нас свела история вопреки этим различиям, и нам вместе жить и решать стоящие перед нами проблемы. Выпускник российского университета должен чувствовать себя комфортно на всей территории страны, он должен быть прежде всего инновационно подготовлен, восприимчив к новому.

В-третьих, для того, чтобы межкультурный диалог состоялся, необходим определенный исходный уровень знания о разных народах и культурах, и образование должно давать этот минимум. Как известно, люди не любят то, чего они не знают. Если человек не получает знания о культуре, обычаях и традициях соседствующих с ним народов, то он воспринимает их как чуждые, зачастую даже враждебные себе. В образовательной доктрине Российской Федерации немало уделяется внимания этническим аспектам образования, и университеты должны быть не просто методическими, но и шире - методологическими центрами в области поликультурного образования, разработать идею, принципы и пути реализации мульти-культурализма в образовании.

В Ставропольском государственном университете на этапе его становления и развития этому вопросу уделяется особое внимание. Мы исходим из того, что нашим выпускникам жить и работать в нашем по-лиэтничном, поликультурном и поликонфессиональном регионе. Одними из первых в стране еще в начале 1990-х гг. мы начали

преподавание интегрированного курса «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения», сочетающего знания из истории, этнологии, социологии, политологии, а с 1995 года -курса «Этническая конфликтология», для студентов-журналистов читается курс «СМИ и этноконфликтология». Начата подготовка специалистов в области управления региональными процессами с глубокой этнологической подготовкой; этнологический минимум, если можно так выразиться, получает почти каждый студент, прошедший обучение в нашем университете. Кроме традиционных курсов этнологии, знакомящих студентов с народами Северного Кавказа и его современными этносоциальными и эт-нополитическими проблемами, в качестве курсов по выбору преподаются такие дисциплины, как «Культура народов Северного Кавказа и ислам», «Проблема русской идейности в художественной культуре XIX века», «Национальное сознание: сущность, содержание, пути формирования» и другие.

Развиваются научные исследования в области этносоциологии, этноконф-ликтологии, этнокультурологии. В качестве новых приоритетных направлений исследований в этой области мы выделяем проблемы межкультурной коммуникации: совершенно новую для нашей страны научную проблематику, а также проблемы мульти-культурализма и поликультурного образования.

Таково вкратце наше видение небольшой части проблем, связанных со спецификой функционирования российских университетов в полиэтничном регионе.

Об авторе

Шаповалов Владимир Александрович, ректор Ставропольского государственного университета, доктор социологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов -социологические, философские и исторические проблемы высшего образования; отечественная история. Научный редактор многих сборников, статей и других изданий. Автор более 90 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.