Научная статья на тему 'Классический университет и развитие единого образовательного пространства России'

Классический университет и развитие единого образовательного пространства России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Шаповалов, О. В. Терещенко

В статье рассматриваются актуальные проблемы модернизации высшего образования в контексте формирования единого образовательного пространства России. Подчеркивается роль классического университета как инициатора и центра интеграции региональной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL UNIVERSITY AND THE DEVELOPMENT OF UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA

The article views urgent problems of higher education modernization in the context of Russia unified educational space formation. Classical University is considered as the initiator and the center of the regional educational environment integration.

Текст научной работы на тему «Классический университет и развитие единого образовательного пространства России»

, ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

В.А. Шаповалов, О.В. Терещенко

CLASSICAL UNIVERSITY AND THE DEVELOPMENT OF UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA

Shapovalov V.A. Tereshenko O.V.

The article views urgent problems of hlghier education modernization in the context of Russia unified educational space formation. Classical Universtty is considered as the initiator and the center of the regional educational environment integration.

В статье рассматриваются актуальные проблемы модернизации высшего образования в контексте формирования единого образовательного пространства России. Подчеркивается роль классического университета как инициатора и центра интеграции региональной образовательной среды/.

Почти сто лет назад великий российский ученый В.И. Вернадский, говоря о современной форме высшего образования, отмечал, что она будет определена быстрой и полной передачей знаний, демократизацией общественной и государственной жизни и распространением единой культуры на весь земной шар (1). Сегодня его слова стали реальностью, заставляющей пересмотреть господствующие представления о роли и месте образования в системе культурных институтов общества. Вузам на пороге третьего тысячелетия приходится принимать ответственные решения, которые кардинально меняют само понятие образовательного пространства. Эти изменения отчасти носят констатирующий характер, отражая реальный процесс складывания развитой учебно-методической, научно-исследовательской и социально-культурной интеллектуальной среды, способной обеспечить формирование высококвалифицированных специалистов -профессионалов, ориентированных на решение проблем России.

Современное «единое образовательное пространство» предполагает не столько территориальную общность, сколько единые тенденции развития системы образования, обусловленные образовательными потребностями и запросами населения региона, единой для региона образовательной политикой. Необходимыми условиями такого единства выступают общие требования к содержанию образования и технологиям их реализации, опирающимся на принципы

личностно-ориентированного образования. На территории Российской Федерации возможность интеграции обеспечивается единством базисных программ обучения.

К факторам, определяющим интегра-тивный потенциал на глобальном уровне, относятся взаимное признание дипломов и согласование принципов присвоения ученых степеней и званий. В настоящее время для России наиболее остро стоит вопрос о сохранении единого образовательного пространства на территории СНГ, решением которого с 1992 г. занимается Евразийская ассоциация университетов, включающая ведущие классические университеты России и стран СНГ.

На съездах Ассоциации поднимались важнейшие вопросы о формах сохранения единого образовательного пространства, мобильности студентов, качестве учебной литературы, роли классических университетов как центров образования, науки и культуры и т.д. Совместная деятельность 70 крупных вузовских центров позволила сохранить постсоветское пространство как единое «образовательное поле». Основой этой работы послужили принятые Советом глав правительств государств-участников СНГ концепции и соглашения о формировании единого образовательного пространства. Определенные успехи, достигнутые и в развитии образовательных связей России с государствами СНГ и Балтии, в большей степени следует отнести к инициативе Министерства образования Российской Федерации, субъектов Федерации, высших учебных заведений. Однако проблема идентичности в трактовке национальных образовательных систем как предмета правового регулирования по-прежнему существует. По-разному определяются и обеспечиваются гарантии прав граждан на образование. Есть и другие положения законов, которые требуют установления понятийной, категориальной и методологической унификации. Симметричные права на образование и государственные образовательные стандарты определяют в своей совокупности возможность академической мобильности, что можно обозначить

как наличие и сохранение общего образовательного пространства.

Образование - это особая держава, границы которой не способно установить ни одно национальное правительство. Оно охватывает самый мобильный возраст. И от того, воспримет ли молодое поколение идеи интеграции, во многом зависит будущее содружество. Это еще более актуализирует интегративные инициативы вузов.

Следует отметить, что «единое образовательное пространство» - понятие многомерное, и интеграция на межвузовском, межрегиональном и международном уровнях лишь одна из его составляющих. Немаловажное значение имеет и так называемая «вертикальная интеграция», подразумевающая взаимодействие образовательных учреждений различных ступеней. В данном случае речь идет не просто об укрупнении по принципу суммирования, а об организации качественно новых систем. В российских регионах существуют разнообразные формы интеграции образовательных учреждений, наиболее распространенными из них являются «школа- вуз», «колледж- университет», «гимназия - университет». Формирование таких объединений позволяет преодолеть разрыв содержания общего образования и требований вузов на вступительных испытаниях, способствует гуманизации образования, повышению уровня культуры в молодежной среде. Так, на базе Ставропольского государственного университета создан и успешно действует Центр довузовской подготовки, включающий в себя учебно-педагогический комплекс «Школа - вуз», специализированные школы при факультетах СГУ и ряд других подразделений. Его создание стало возможным в результате тесного сотрудничества Малой академии наук городского Дворца детского творчества, Краевой школы для одаренных детей «Поиск» и университета.

Утверждение классических университетов в качестве центров подобных образовательных объединений позволяет системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования и науки, более полно и

эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. И, что чрезвычайно важно, опыт такого сотрудничества позволил Ставропольскому государственному университету создать объединение более высокого уровня - Университет -Краевое училище искусств, которое может стать основой университетского комплекса или ассоциации, что предусмотрено Постановлением правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г. Обнадеживающие ассоциативные связи госуниверситет имеет и с рядом подразделений Специальной Астрофизической Обсерватории РАН.

Однако решение множества задач, возникающих в процессе формирования регионального образовательного комплекса, ядром которого выступает классический университет, может быть найдено только при условии пересмотра содержания и повышения качества образования на основе фундаментальной науки (2). Ориентация на выпуск специалиста с высокой профессиональной и фундаментальной подготовкой традиционна для отечественного классического образования. Соединение фундаментальных исследований с учебным процессом, с одной стороны, повышает расходы на проведение исследований. Однако, с другой стороны, факт привлечения молодежи способствует образованию нового «качества» в самой исследовательской работе и процессе обучения. С этой точки зрения плодотворной и взаимовыгодной является интеграция вузовского и академического секторов науки. Классический университет, где преобладают исследования в области фундаментальной науки, способен оказать существенное влияние на разработку наукоемких проблем социально-экономического развития. Направление на интеграцию в научной и образовательной сферах было задано еще Указом президента Российской Федерации о «Государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997- 2000 гг.» от 5 декабря 1996 г. Оно получило новый импульс и в «Национальной доктрине образования в

Российской Федерации», и в Федеральной программе развития образования, утвержденных в 2000 г.

Сейчас, когда не только сформирована, но и реализуется Федеральная программа, положение дел в этой области медленно, но все же изменяется. Современная концепция интеграции базируется на качественно новой системе взглядов по поводу места, роли, статуса и технологии преобразования научно-образовательного комплекса России и в полной мере учитывает достижения и опыт работы последних лет.

Особая роль вузовской науки обусловлена необходимостью усиления ее влияния на процессы в регионах, ибо здесь она составляет основу их научного потенциала. Главная цель состоит в том, чтобы превратить вузовский сектор российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-образовательного комплекса, одновременно сохранив лучшую часть научно-педагогического потенциала высшей школы. Исходя из этого необходимо в первую очередь завершить формирование приоритетов научной деятельности высшей школы, то есть сориентировать вузы и их научные учреждения на содержательную сторону их деятельности, определить области продвижения и на этой основе выработать тематику исследований на перспективу.

Задача состоит здесь не столько в укрупнении программ, сколько в концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на наиболее важных направлениях научных исследований, определяющих лицо высшей школы и ее стратегические интересы.

В последние годы Министерством образования была введена практика организации научных исследований на основе межведомственных соглашений. За 2000 г. были заключены соглашения с 21 министерством и ведомством. Подобные соглашения актуализируют тематику научных работ вузов и привлекают в систему образования дополнительные средства. Сложилась практика аналогичных соглашений образовательных учреждений с субъектами Российской Федерации, направленных на решение регио-

нальных проблем (3, с. 9). Ставропольский госуниверситет уже имеет опыт такого сотрудничества. На основе договора между правительством Ставропольского края и СГУ в рамках краевой программы гармонизации межэтнических отношений на 2000 -2005 гг. учеными университета были проведены исследования этносоциальной и этноконфликтной напряженности в крае. Этот опыт, несомненно, можно расценивать как позитивный, способствующий долговременному сотрудничеству.

В настоящее время создается правовая основа для более активной интеграции вузов, НИИ и промышленных предприятий с целью создания на базе вузов учебно-научно-инновационных комплексов. Важно взаимодействие не только университета и академической науки, но и прикладного института. Интеграция такого рода проводится в Южно-Российском Учебно-Научном Центре, созданном на базе РГУ. Опыт деятельности в данном направлении имеется и в нашем университете, где уже заключен и реализуется ряд договоров о сотрудничестве, в частности, с НПО «Аллерген», Ставропольским научно-исследовательским противочумным институтом, НИИ «Люминофор» и др. Особенность этого сотрудничества, во-первых, - в совместном использовании, а точнее, в получении университетом возможности использовать оборудование отраслевых вузов и привлечении к работе в университете сотрудников этих учреждений и, во-вторых, в том, что научные разработки, выполненные силами ученых университета и НИИ, находят более быстрый путь к внедрению на производственных мощностях этих же исследовательских организаций.

Современный российский университет представляет собой крупный научно-образовательно-технологический мегаполис, сложную систему, которая включает в себя мощную научную сеть в виде НИИ и исследовательских центров. Он имеет свои предприятия, технопарки, свою разветвленную информационную инфраструктуру.

Трансформация университета стала результатом изменения полярности в системе «государство - общество - университет».

Изменение взаимоотношений между государством и обществом повлекло за собой изменение требований к университету. От ориентации исключительно на интересы государства современный вуз перестраивается на преимущественное обслуживание интересов личности, потребителя образовательной услуги. И процессы интеграции - прямое следствие произошедших перемен. Новые структура и содержание образовательного процесса предполагают и новый подход к управлению образованием, переход от администрирования к управлению развитием. Современное государство имеет возможность представлять интересы общества в образовательной сфере совершенно иным образом: через требования к государственному стандарту; через нормативные акты, регулирующие динамику на рынке образовательных услуг; через участие в формировании этого рынка. Непосредственная ориентация на потребителя дает возможность вузам более гибко отвечать на образовательные запросы, что еще больше повышает требования к качеству образования. Поэтому вопрос о качестве образования приобретает особую актуальность в условиях формирования единого образовательного пространства.

Качество образования определяется не только объемом знаний, но и спецификой личностного, мировоззренческого, гражданского развития. То есть проблема качества должна рассматриваться с позиций общечеловеческой и социальной ценности образования. Именно это обстоятельство актуализирует проблему контроля качества университетского образования в условиях формирования единого образовательного пространства, ставит его в центр образовательной политики.

Сегодня невозможно свести качество образования лишь к простым формулам или баллам. На повестке дня стоит вопрос об объективной оценке результатов образовательного процесса, причем в сравнении с качеством образования в университетах Европы и мира в целом. Именно поэтому в университетах активно ведется разработка

теоретического обоснования четких критериев и методов оценки собственной работы.

Понятие качества образования в современных условиях охватывает все ведущие функции и направления деятельности университета. Но, в первую очередь, данное понятие включает в себя три важнейших составляющих университетской жизни: качество подготовки студентов; качество персонала и учебных программ; качество инфраструктуры и учебной среды.

При анализе качества студенческих знаний нужно учитывать две стороны этого явления. Обучение можно рассматривать, во-первых, как трансляцию идей и понятий, во-вторых, как совершенствование интеллектуальных способностей, развитие навыков мыслительной деятельности, умение работать с полученной информацией. Очевидно, что в современных университетах преобладает первое, хотя ударение должно быть поставлено на втором. Путем к повышению качества образования может стать принципиальная смена ориентации: качество преподавания должно породить новое качество обучения. Подобная трансформация возможна лишь в результате усилий преподавателя по организации самостоятельной работы студента, в которой преподаватель выступает как наставник, консультант и эксперт. Студент при этом должен научиться решать творческие задачи, самостоятельно мыслить и главное - ставить собственные образовательные цели и достигать их.

Под степенью образованности современного студента зачастую подразумевается его общекультурная, профессиональная и коммуникативная компетентность, высокий уровень которой напрямую зависит от использования в его подготовке новейших образовательных технологий.

Современные технологии образования предполагают качественное изменение всех составляющих учебного процесса: новую организацию процесса обучения, иные виды учебно-методических пособий, более гибкие и многокритериальные формы контроля т.д. Это достижимо путем использования активных и интерактивных методов во всех видах учебы - от лекции до работы с групповыми

и индивидуальными проектами, то есть качество обучения должно быть организовано и оценено принципиально новыми методами.

Уровень профессорско-преподавательского состава и учебных программ - это еще один аспект проблемы, заслуживающий внимания. Качество образования в университете напрямую связано с уровнем университетской науки. П.П. Блонский писал: «...Нельзя рассматривать проблему образования отдельно от проблемы науки» (4, с. 43). Научное образование является основой подлинного классического университетского образования. Преподавательский корпус вуза одновременно выполняет две взаимодополняющих функции: исследовательскую и педагогическую. Дисбаланс этих двух функций проявляется, в первую очередь, в чрезмерной преподавательской нагрузке, что объективно препятствует повышению качества образования. В век информационных технологий слишком высокая учебная нагрузка представляется анахронизмом. Она, безусловно, мешает осуществлению исследовательских и прикладных задач, профессиональному росту, сдерживает формирование и развитие научных школ. Соответственно повышение качества научной деятельности преподавателей зависит от динамики преподавательской и исследовательской нагрузки. Разрешение этой проблемы во многом зависит от готовности к сотрудничеству на всех уровнях системы образования. Ведь учебная работа по каждой дисциплине — это постоянный элемент педагогической политики вуза, а состояние этой работы — фактор, влияющий на все этапы подготовки специалиста. Необходима сильная, научно обоснованная политика «протекционизма» в этой сфере образования со стороны административных и методических органов вуза, а также государства и общества в целом (5, с. 7). Иначе создание эффективных педагогических систем, способных стать ускорителями прогресса высшей школы, немыслимо.

Образовательная среда- понятие, которое включает в себя всю совокупность непосредственных и опосредованных усло-

вий процесса образования. Сюда относится и качество учебных аудиторий, оборудования, среда обитания. Еще более важную роль играет общая культура университета как особого института, атмосфера, царящая в отношениях между преподавателями и студентами, и организация содержательного быта и досуга студентов.

Многие проблемы, возникающие в процессе образовательной деятельности и негативно влияющие на качество образования, непосредственно связаны с информационной инфраструктурой, поскольку именно информационная инфраструктура выступает основой образования. Дефицит учебной литературы и программных средств обучения, ограниченность доступа к глобальным сетевым ресурсам сдерживают развитие самостоятельности студентов, провоцируют аудиторную перегрузку учащихся и преподавателей. Учебный процесс должен быть насыщен достаточным количеством доступной информации. Вопрос о необходимости создания новых поколений учебников, пособий, учебно-методических комплексов и программных средств, которые бы сами по себе несли наставническую функцию, по возможности максимально обеспечивали управление познавательной деятельностью студентов и воспитывали культуру научного и профессионального мышления, а также отвечали требованиям государственного образовательного стандарта, стоит сегодня особенно остро. Не случайно вопрос о содержании учебной литературы для образовательных учреждений был поднят на заседании Правительства РФ 30 августа 2001 г. Работа по пересмотру фонда учебной литературы только начинается. Предполагается активное участие в ней членов университетской корпорации, представителей общественности и государственных деятелей, что лишний раз подчеркивает важность поставленной задачи.

Информационная инфраструктура сегодня предлагает образованию новые возможности и ставит новые вопросы, связанные с возникновением международного информационного пространства, повышением роли информационных технологий как ин-

струмента управления, исследования и обучения. Развитие информационной инфраструктуры несет в себе колоссальный потенциал интеграции, формирования единого информационного пространства, а, следовательно, и единого образовательного пространства. Весьма высоко в этом смысле мы оцениваем открытие в феврале 2002 г. на базе нашего университета Ставропольского регионального Центра Интернет-образования, ставшего результатом реализации совместного проекта Федерации Интернет-образования, правительства Ставропольского края и Ставропольского государственного университета. В Центре ведется обучение учителей средних школ и других категорий работников органов образования основам пользования возможностями глобальной сети Интернет и их применению в образовательных целях. Конечной целью данного проекта является формирование нового поколения школьников, умеющих работать с Интернет-ресурсами.

Профессиональная компетентность современного выпускника университета немыслима без умения использовать новейшие информационные технологии и, что особенно важно, способности свободно владеть приемами работы с информацией, иностранными языками.

В нашем университете уже второй год осуществляется широкомасштабная программа изучения иностранных языков студентами всех факультетов на различных по длительности курсах интенсивного обучения языку; наибольший интерес студентов вызвало введение новой квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

За представлениями о качестве стоят новые представления о компетенции выпускника университета - интеллектуальной, информационной, коммуникативной, о способности адаптироваться к сложной, меняющейся обстановке.

Анализ мировых тенденций информатизации высшего образования указывает на необходимость решения целого ряда задач, связанных с технико-технологической оснащенностью университета и технологиче-

ски-педагогическим обеспечением процесса образования. Обе указанные задачи дополняют друг друга. Во главу угла ставится вопрос о построении личностно ориентированной дидактической информационной среды, что обеспечивает информатизации и компьютеризации учебного процесса особое место в деле повышения качества университетского образования. Развитие информационной инфраструктуры образования позволяет обеспечить студентам свободный доступ к учебной информации и сократить аудиторную учебную нагрузку как преподавателей, так и студентов.

Следует отметить, что работа по развитию информационной среды регионов Российской Федерации ведется с 1995 г., в ее ходе был создан ряд региональных центров информатизации Минобразования России (в СГУ такой центр создан и успешно работает с 1998 г.), в задачи которых входит научно-методическое обеспечение и координация различных центров информатизации образования в регионе, развитие дистанционного образования, участие в межрегиональных образовательных программах и т.д.

Подводя итог, можно выделить следующие условия существования единого образовательного пространства в современной России и странах СНГ: взаимное признание дипломов, установление симметричных прав на образование, единство базисных программ обучения, развитие информационной инфраструктуры, повышение качества образования на базе фундаментальных наук и разработка принципиально новых критериев его оценки.

Процессы интеграции и консолидации превращают современный университет не просто в учебное заведение, а в социально- и культуротворческую организацию, призванную сохранять и развивать высшие челове-

ческие качества. Университет сегодня становится местом, где формируется и распространяется современная культура. Та изменяющаяся культура, которая способна транслировать универсальные общечеловеческие ценности, та самая единая мировая культура, о которой писал В.И. Вернадский почти сто лет назад. По существу, сегодня речь идет о том, чтобы, не отменяя, не преодолевая разнообразия, возникающего и существующего в сфере общественной жизни, культуры и образования, сформировать новое единство, новый способ организации и осмысления жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В.И. Высшая школа России // Речь. 1914 г. -Пг., 1914. - С. 303 - 325.

2. Садовничий В.А. Будешь в университете? Сон свершится наяву // Российская газета. 2001. 12 марта.

3. Филиппов В.М. Доклад на расширенном заседании итоговой коллегии 21 февраля 2001 г. -М, 2001.-11 с.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -547 с.

5. Шаповалов В.А. Социокультурный потенциал университетского комплекса // Вестник СГУ. - 2001. - Вып. 27.-С. 3-9.

Об авторах

Шаповалов Владимир Александрович, ректор Ставропольского государственного университета, доктор социологических наук, профессор. Сфера научных интересов - социологические, философские и исторические проблемы высшего образования; отечественная история. Научный редактор многих сборников, статей и других изданий. Автор более 60 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

Терещенко Ольга Владимировна, аспирант третьего года обучения, ассистент кафедры политической истории, магистр истории. Область научных интересов - история высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.