Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL CLASSES / STUDYING / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов О.Г.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью реализации основного принципа государственной политики в сфере образования, предоставляющей каждому свободу выбора для получения образования «согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека». Это положение рассматривается как государственный заказ педагогической науке и практике на создание оптимальных условий для профессионального самоопределения обучающихся, что является предметом научного исследования. Таким условием является создание культурно-образовательной среды обучающихся. Цель статьи заключается в научном обосновании структурно-содержательных основ культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов, как фактора их профессионального самоопределения. Автором на основе анализа научной литературы, посвященной проблеме организации культурно-образовательной среды в общеобразовательной школе, выделены ее целевые и содержательные ориентиры и технологическая обеспеченность: социокультурная направленность и культуроемкость учебных дисциплин, культуросообразность воспитательного процесса. Определены и раскрыты основные параметры культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов: компонентный состав, свойства, содержательные характеристики, педагогические эффекты. Статья предназначена для педагогов системы общего образования, разрабатывающих и реализующих программы профессиональной ориентации учащихся старших классов, а также для исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимов О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEACHERS' CLASSES

The topicality of the article is conditioned by the need to implement the basic principle of public policy in education, which gives everyone the freedom to choose to receive education "according to the inclinations and needs of the person, creating conditions for the self-fulfillment of each person". This provision is seen as a state order for pedagogical science and practice to create optimal conditions for the professional self-determination of students, which is the subject of scientific research. This condition is the creation of a cultural and educational environment for students. The purpose of the article is to scientifically substantiate the structural and meaningful foundations of the cultural and educational environment of the teaching classes as a factor of their professional self-determination. The author, based on the analysis of scientific literature on the problem of organizing the cultural and educational environment in the secondary school, highlighted its target and meaningful orientation and technological security: sociocultural orientation and cultural intensity of educational disciplines, cultural-like educational process. The basic parameters of the cultural and educational environment of the students of pedagogical classes are defined and disclosed: component composition, properties, pithy characteristics, pedagogical effects. The article is intended for teachers of the general education system, who develop and implement programs of professional orientation of high school students, as well as for researchers.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

УДК 373.66

Культурно-образовательная среда как фактор профессионального самоопределения обучающихся педагогических классов

Cultural and educational environment as a factor of professional self-determination of teachers' classes

Якимов О.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, olegyakimov@mail.ru

Yakimov O., Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva, olegyakimov@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.028

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, фактор профессионального самоопределения, педагогические классы, обучающиеся, формирование.

Keywords: Cultural and educational environment, factor of professional self-determination, pedagogical classes, studying, formation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью реализации основного принципа государственной политики в сфере образования, предоставляющей каждому свободу выбора для получения образования «согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека». Это положение рассматривается как государственный заказ педагогической науке и практике на создание оптимальных условий для профессионального самоопределения обучающихся, что является предметом научного исследования. Таким условием является создание культурно-образовательной среды обучающихся. Цель статьи заключается в научном обосновании структурно-содержательных основ культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов, как фактора их профессионального самоопределения. Автором на основе анализа научной литературы, посвященной проблеме организации культурно-образовательной среды в общеобразовательной школе, выделены ее целевые и содержательные ориентиры и технологическая обеспеченность: социокультурная направленность и культуроемкость учебных дисциплин, культуросообразность воспитательного процесса. Определены и раскрыты основные параметры культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов: компонентный состав, свойства, содержательные характеристики, педагогические эффекты. Статья предназначена для педагогов системы общего образования, разрабатывающих и реализующих программы профессиональной ориентации учащихся старших классов, а также для исследователей.

Abstract. The topicality of the article is conditioned by the need to implement the basic principle ofpublic policy in education, which gives everyone the freedom to choose to receive education "according to the inclinations and needs of the person, creating conditions for the self-fulfillment of each person". This provision is seen as a state order for pedagogical science and practice to create optimal conditions for the professional self-determination of students, which is the subject of scientific research. This condition is the creation of a cultural and educational environment for students. The purpose of the article is to scientifically substantiate the structural and meaningful foundations of the cultural and educational environment of the teaching classes as a factor of their professional self-determination. The author, based on the analysis of scientific literature on the problem of organizing the cultural and educational environment in the secondary school, highlighted its target and meaningful orientation and technological security: sociocultural orientation and cultural intensity of educational disciplines, cultural-like educational process. The basic parameters of the cultural and educational environment of the students of pedagogical classes are defined and disclosed: component composition, properties, pithy characteristics, pedagogical effects. The article is intended for teachers of the general education system, who develop and implement programs of professional orientation of high school students, as well as for researchers.

Введение. Социальная ситуация развития как Л.И. Божович [1], Е.А. Климов [2], Д.И.

старшеклассников является центральным моментом Фельдштейн [3] и др.

возникновения у них потребности в В качестве ключевого понятия исследования

самоопределении, что отмечено такими учеными, «самоопределение» нами используется данное в

Педагогическом словаре: «процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни» [4]. Такое толкование самоопределения актуализирует проблему подготовки обучающихся к жизни на основе создания для них условий, способствующих реализации как

профессиональных, так и жизненных планов.

В соответствии с этим в образовании идет активный инновационный процесс,

ориентированный на внедрение традиций и культурного опыта в современную педагогическую систему, в которой личность может развиваться, утверждаться в активной культурно-образовательной деятельности.

Школа как культурно-образовательная среда, направленная на формирование у обучающихся профессионального самоопределения,

содержательно отражает:

1) целевые ориентиры, из которых исходят задачи, определяющие содержание образовательного процесса. Такими ориентирами выступают: выраженная социокультурная направленность и культуроемкость учебных дисциплин, в первую очередь, гуманитарных, культуросообразность воспитания (А. Дистервег);

2) профессионально-ориентированную учебно-материальную и ИКТ-базу, обеспечивающую решение культурно-образовательных задач. Здесь на первый план выступает регулятивная функция отбора содержания учебно-предметного, социально-коммуникативного, культурно-просветительского компонентов культурно-образовательной среды обучающихся, способствующих их профессиональному самоопределению;

3) собственно образовательный процесс во всем разнообразии организационных форм учебной и внеурочной творческой деятельности обучающихся. Этот процесс характеризуется культуросозидательной направленностью, здесь задействован творческий потенциал каждого ученика, его природные задатки и учебные достижения, организуются предпрофессиональные, прежде всего, педагогические пробы.

Такой профессионально ориентированной средой обучающегося в педагогическом классе может стать специально спроектированная школьная культурно-образовательная среда, в которой личность ученика рассматривается не только с точки зрения социализации для возможности вписаться в общий образовательный контекст, а как цель и результат становления духовно-нравственного индивида, способного оценивать жизнь, делать профессиональный выбор самостоятельно.

По мнению А.К. Шленёва [4], именно для обучающихся в педагогическом классе важна активная субъектная позиция в воспитательной системе школы.

Востребованность и принятие обучающимися ценностей культурно-образовательной среды школы имеет результатом включение культурного опыта каждого обучающегося в образовательную среду. При этом происходят взаимообогащение и взаимовлияние: ценности культуры в образовательной среде оказывают влияние на профессиональное самоопределение обучающихся с ценностно-смысловой позиции будущей профессии, а культурный опыт обучающихся вносит определенный вклад в образовательную среду школы, обогащая ее своими творческими инициативами. Такая стратегия позволяет получать реальный педагогический эффект, включающий комплекс сформированности у обучающихся устойчивой потребности в общении с культурными ценностями, понимания и принятия ценностей образования как основополагающего компонента культуры личности, в частности, культурного облика будущего педагога. Функционально такая культурно-образовательная среда направлена на культурное обогащение обучающихся педагогических классов, развитие у них способностей в сфере искусства, гуманитарных наук, технического творчества, наконец, педагогического творчества, путем накопления багажа впечатлений, знаний и представлений, умений организовывать свое культурно-образовательное пространство как составляющих профессионального самоопределения.

Цель статьи заключается в научном обосновании структурно-содержательных основ культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов как фактора их профессионального самоопределения с авторских позиций.

Материалы и методы исследования. Проблемное поле проведенного исследования вызвало необходимость анализа разнообразной научной литературы: психолого-педагогической, философской, программно-методической, а также документов в сфере общего и дополнительного образования. Исходные позиции работы были определены положениями ФГОС общего среднего образования, которые нами рассматривались в качестве целевых ориентиров организации и функционирования школьной культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов, способствующих их профессиональному самоопределению. Прежде всего, это положение о том, что обучающимся

должны быть созданы условия для развития и самореализации [5].

Системно-деятельностный подход,

предусматривающий проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, как методологическая основа ФГОС, является определяющим для нашего исследования. Данный подход отражает процессуально-содержательные параметры исследования, акцентируя построение образовательной среды с учётом индивидуальных, возрастных и других особенностей, а также предпочтений в выборе старшеклассниками будущей профессии на основе формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [6].

Аксиологический подход отражает ценностные основы культурно-образовательной среды, доминирующие с точки зрения

профессионального самоопределения

обучающихся: личностно, социально и профессионально значимые [7].

Средовой подход, с точки зрения Ю.С. Мануйлова, обусловливает принципы восприятия педагогических действий и стратегию опосредованного управления процессами развития и формирования человеческой личности [8]. Одним из таких принципов является принцип регионализации, определяющий территориальную принадлежность общеобразовательной школы и этнокультурную специфику контингента обучающихся, социально-экономические,

историко-культурные особенности региона, ориентируя все это на гармонизацию образовательной среды обучающихся, а также, что немаловажно, определяющий потребности региона в профессионально подготовленных

педагогических кадрах, деятельность которых направлена на становление гражданина своего отчества, малой родины. Важную роль в исследовании сыграли принципы принципы гуманизации и культуросозидания

образовательной среды обучающихся.

Методами исследования определены:

- теоретические (анализ психолого-педагогической, философской литературы, законодательных актов в сфере образования);

- эмпирические - изучение и анализ образовательной деятельности учреждения общего школьного образования.

Результаты исследования. Автором раскрываются в качестве ключевых такие понятия, как «среда», «культурно-образовательная среда», «профессиональное самоопределение обучающихся педагогических классов».

Среда представляет собой окружающие человека обстановку и условия жизни, а также окружающих его людей, которые связаны общностью всех этих условий. Более конкретизированную трактовку образовательной среды дает В.А. Ясвин, представляя ее как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении», называя ее «зоной развивающихся возможностей» [9, с.14].

Рассмотрение среды с педагогической точки зрения позволяет установить, что среда - это предметы, явления, постоянно окружающие ребенка люди, все это находится во взаимосвязанности, и тем самым обусловливает развитие ребенка и формирование его как личности. Таким образом, являясь средством педагогического процесса, среда выступает важнейшим условием развития личности.

Относительно понятия «культурно-образовательная среда» отметим, что в науке нет однозначного его толкования. Так, в определении Е.П. Белозерцева, культурно-образовательная среда представляется как «носитель богатой, разнообразной информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит, обеспечивающей возможность его выхода в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован процессом формирования личности» [10]. Сложность структуры культурно-образовательной среды определяется интегративной природой двух феноменов: «культура» и «образование». Культура как цель, как средство, как способ и канал коммуникации, наконец, как источник нового знания является действенным механизмом, который определяет поле деятельности человека. Образование

представляется как совокупность воспитания и обучения, направленная на формирование и развитие личности - ее образа как просвещенного человека. На этой основе заключается единство культуры и образования: культура (в переводе с латинского означает возделывание, образование, воспитание, развитие). Как видим, относительно культурно-образовательной среды такое единство обусловливает как ее содержание, так и функциональные качества.

В центре культурно-образовательной среды находится обучающийся, наделённый опытом и багажом (пусть пока небольшим, но потенциально востребованным) воспринятых и присвоенных им для себя культурных ценностей,

которые уже потом на ступени профессионально-педагогического обучения и реальной практики будут основой культуросозидательной деятельности педагога, школьного учителя. Не случайно в программах педагогических училищ и институтов, начиная с XIX века до середины XX века, были уроки игры на музыкальном инструменте, обычно на гитаре, домре, или мандолине. Вспомним опыт Симбирской чувашской учительской школы, школы чувашского просветителя И.Я. Яковлева, где обязательными для будущего учителя были уроки игры на скрипке, преследующие цель обеспечения готовности будущего народного учителя к организации культурно-досуговой деятельности учащихся. Относительно современной системы предпрофессиональной подготовки будущего педагога отметим, что для достижения такого качества личности руководящим принципом педагога должен быть принцип гуманизации и культуросозидания среды, окружающей ученика, только тогда воздействие школьной и внешкольной образовательной среды будет средством совершенствования желательных для будущего педагога личностных, социальных и профессиональных качеств.

В образовательном процессе важно учитывать общекультурный контекст обучения, формирование социально-культурного опыта, который формируется в активной учебно-творческой деятельности. Об этом в далеком начале XIX века писал немецкий философ, теоретик социального воспитания Наторп Пауль: «деятельность, включающая в свой состав знания, сам способ деятельности, мотивы, то есть эмоционально-волевую сферу» [11, с.43]. Отметим, что развитие эмоционально-волевой сферы личности в полной мере отвечает задаче профессионального самоопределения старшеклассника, перед которым стоит выбор из множества профессий одной, или нескольких, нужных для него. При этом отправной точкой в реализации этого выбора является интерес, эмоциональное восприятие и волевое начало.

Таблица 1. -

Исходя из концепции профессионального самоопределения в процессе профильного обучения, разработанной А.Э. Поповичем, в которой выделены такие средства его формирования, как «профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей; профессиональные пробы; профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация» [12], нами эти средства рассматриваются в качестве содержательно-логической основы

функционирования культурно-образовательной среды обучающихся.

Например, профессиональная информация и просвещение позволяют воочию представлять основные контуры и специфику будущей профессии, и поэтому для развития интересов и способностей, реализации профессиональных предпочтений старшеклассников в культурно-образовательной среде школы предоставляются широкие возможности в виде профессиональных проб во время проведения самими обучающимися практических уроков, внеурочных занятий в Дни школьного самоуправления, кружковой работы (в качестве руководителя кружка) на базе своей школы.

В этой связи возникает необходимость разработки такого содержания культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов, которая направляет их активность на «культурное самостроительство» и профессиональное самоопределение.

Карта культурно-образовательной среды обучающихся (компоненты - по В.А. Ясвину) приведена в таблице 1.

Изложенные в таблице параметры культурно-образовательной среды позволяют расширять сферу профессионально ориентированной деятельности старшеклассников, отвечающей их интересам и запросам, а также стимулирующей пробу сил в будущей профессии.

Основные параметры культурно-образовательной среды обучающихся педагогических классов

Компоненты культурно-образовательной среды обучающихся Свойства Содержательная характеристика Педагогический эффект

Пространственно-учебный Модальность (обеспечение культуроемкости учебных дисциплин, формирование знаний, умений в культуре реализации обучающимися художественно-творческой активности Художественно-эстетическое оформление обстановки (в классных помещениях, рекреациях, коридорах и т.д.), в которой обучающиеся получают информацию о культурных ценностях, определяются в выборе культурных пристрастий Формирование культурного художественно-эстетического багажа как компонента общей культуры личности, необходимой для ее профессионального самоопределения; устойчивая мотивация к своему культурному росту

Продолжение таблицы 1

Компоненты культурно-образовательной среды обучающихся Свойства Содержательная характеристика Педагогический эффект

Социальный Коммуникативность (расширение школьной среды обучающихся, выход в широкий социум, в том числе в профессиональную среду) Позитивный и продуктивный характер общения, возможность реализации потребности в социальных и профессиональных связях Формирование у обучающихся культуры общения в разных социальных группах

Организационно -технологический Развивающие возможности (освоение обучающимися способов приобщения к культурным ценностям; комплексное обеспечение их профессионального выбора) Образовательный процесс, направленный на удовлетворение потребности обучающихся в самостоятельном культурном и профессиональном выборе (проведение «круглых столов», дискуссий); создание в школе профильных площадок «предпрофессиональных проб» (для обучающихся педагогических классов - в соответствии со школьными дисциплинами) Повышение у обучающихся уровня профессионального самоопределения, культуры личности

Заключение. Проведенное исследование позволило выделить в качестве доминирующих признаков культурно-образовательной среды, способствующих профессиональному

самоопределению обучающихся педагогических классов, такие, которые отражают более всего организационно-практические аспекты

функционирования данной среды:

- органичное единство культуры и образования на платформе понимания педагогики не только как науки, но педагогики как искусства, что актуализирует эмоциональные аспекты функционирования культурно-образовательной среды (культуросообразность и культуроемкость предметно-материального и учебно-предметного содержания);

- профессионально-педагогическая направленность (совокупность содержания и форм образования, актуализация педагогических предпрофессиональных проб на базе своей школы) отражающая педагогический профиль обучения в педагогическом классе);

- актуализация регионального исторического опыта создания культуросообразного пространства для профессионального самоопределения, обучения и воспитания будущих педагогов в системе общего образования (экскурсии, в том числе виртуальные, презентации, выставки и др.).

Исследование имеет определенную степень новизны, которая заключается в следующем: на

основе компонентного состава образовательной среды, разработанного В.А. Ясвиным, нами применительно к культурно-образовательной среде обучающихся педагогических классов предложены и раскрыты в соответствии с ее компонентами свойства и содержательные характеристики; а также определены педагогические эффекты, получаемые в результате внедрения структурно-

содержательных основ культурно-

образовательной среды обучающихся педагогических классов в школьную практику.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет представления педагогической науки о процессе профессионального самоопределения

обучающихся педагогических классов на основе организации культурно-образовательной среды. Автором раскрыта сущность культурно-образовательной среды учащихся

педагогических классов общеобразовательной школы как образовательного феномена, отражающего культуротворческую миссию образования, в частности, педагогического образования.

Материалы исследования, имеющего прикладной характер, могут быть использованы в процессе профессионального самоопределения обучающихся, прежде всего, педагогических классов, а также при разработке школьных программ профильного обучения на основе создания культурно-образовательной среды профильно-педагогического образования.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды; под ред. Д.И. Фельдштейна. -Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО ««МОДЭК», 1997. - 351 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е.А. Климов. - 2 изд-е. - М., 2005. - 304 с.

3. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. -335 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

5. Шленёв А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шленёв А.К. - Ярославль, 2000. - 220 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями на 29 июня 2017 года).

7. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения /

A.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

8. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - 9-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

9. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Ун-т Рос. акад. образования. - 2-е изд., перераб. - М.; Н. Новгород: Ун-т Рос. акад. образования, 2002. - 155 с.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

11. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е.П. Белозерцев. -СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 602.

12. Наторп Пауль. Социальная педагогика: Теория воспитания. - СПб., 1911. - XXVI. - 360 с.

13. Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы / А.Э. Попович. - автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.Э. Попович. - М., 2012. - 47 с.

14. Ясвин В.А. Проектирование развития школы /

B.А. Ясвин. - М.: Чистые пруды, 2011. - 32 с.

References:

1. Bozhovich L.I. Problems of personality formation / L.I. Bozhovich // Selected psychological works; ed. D.I. Feldstein. - Ed. 2nd, stereotyped. - M.: Publishing house "Institute of Practical Psychology". - Voronezh: NPO MODEK, 1997. - 351 p.

2. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: a tutorial / E.A. Klimov. - 2nd ed. - M., 2005. - 304 p.

3. Feldstein D.I. The World of Childhood in the Modern World (Problems and Research Tasks) / D.I. Feldstein. - M.: Voronezh: MPSU: Modek, 2013. - 335 p.

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kojaspirov. - M.: Academy, 2003. - 176 p.

5. Shlenev A.K. Pedagogical class as a subject of the educational system of the school: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Shlenev A.K. - Yaroslavl, 2000. - 220 p.

6. Federal state educational standard of secondary general education (as amended on June 29, 2017).

7. Asmolov A.G. System-activity approach in the development of new generation standards / A.G. Asmolov // Pedagogy. - 2009. - № 4. - P. 18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Pedagogy: a textbook for students of higher educational institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. V.A. Sweetheart. - 9th ed., Erased. - M.: Publishing Center "Academy", 2008. - 576 p.

9. Manuilov Yu.S. Environmental approach in education / Yu.S. Manuilov // Univ Ros. acad. education. -2nd ed., Rev. - M.; N. Novgorod: Univ Ros. acad. Education, 2002. - 155 p.

10. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - M.: Smysl, 2001. - 365 p.

11. Belozertsev E.P. Education: historical and cultural phenomenon. Course of lectures / E.P. Belozertsev. - SPb.: Publishing house of R. Aslanov "Legal Center Press", 2004. - P. 602.

12. Natorp Paul. Social Pedagogy: Theory of Education. - SPb., 1911. - XXVI. - 360 p.

13. Popovich A.E. Professional self-determination of senior pupils in the pedagogical process of a comprehensive school / A.E. Popovich. - author. diss. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / A.E. Popovich. - M., 2012. - 47 p.

14. Yasvin V.A. School development design / V.A. Yasvin. - M. : Chistye Prudy, 2011. - 32 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.