Научная статья на тему 'Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте'

Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / PEDAGOGICAL CLASSES / SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON / HISTORICAL PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Геннадиевич

В статье рассматривается проблема функционирования педагогических классов в современной образовательной практике сквозь призму перспективы и исторической ретроспективы, т. е. в контексте истории развития педагогического образования в России. Цель исследования научное обоснование педагогических классов как социокультурного и социально-экономического феноменов на основе рассмотрения их в историческом аспекте. Для реализации данной цели автором проводится анализ истории российской практики создания педагогических классов как прообраза современной системы предпрофессиональной подготовки педагогических кадров в системе среднего образования, выявляются социокультурные доминанты и социально-экономические предпосылки организации педагогических классов. Определены этапы становления системы педагогических классов в России. Дана сущностная характеристика педагогических классов, обозначены целевые ориентиры их создания и функционирования в системе профильного обучения в общеобразовательной школе, критериальные особенности, что позволяет рассматривать их как социокультурный и социально-экономический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимов Олег Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CLASSES AS SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON IN HISTORICAL PERSPECTIVE

The article examines the problem of functioning of pedagogical classes in modern educational practice through in historical perspective in the context of the history of the development of pedagogical education in Russia. The author aims to scientifically justify pedagogical classes as socio-cultural and socio-economic phenomena in historical perspective. To achieve this goal, the author analyzes the history of the Russian practice of creating pedagogical classes, as a prototype of the modern system of pre-professional training of teachers in secondary education; reveals the socio-cultural dominants and socio-economic prerequisites of the organization of pedagogical classes; identifies the stages of formation of the system of pedagogical classes in Russia; provides the essential characteristics of the pedagogical classes, the targets of their creation and functioning in the subject-oriented system in the secondary school, which allows to consider them as socio-cultural and socio-economic phenomenon.

Текст научной работы на тему «Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте»

УДК 373.66(470)(091) DOI 10.37972/chgpu.2020.107.2.029

О. Г. Якимов12

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

1Чувашский государственный педагогический университет мм. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема функционирования педагогических классов в современной образовательной практике сквозь призму перспективы и исторической ретроспективы, т. е. в контексте истории развития педагогического образования в России. Цель исследования - научное обоснование педагогических классов как социокультурного и социально-экономического феноменов на основе рассмотрения их в историческом аспекте. Для реализации данной цели автором проводится анализ истории российской практики создания педагогических классов как прообраза современной системы предпрофессиональной подготовки педагогических кадров в системе среднего образования, выявляются социокультурные доминанты и социально-экономические предпосылки организации педагогических классов. Определены этапы становления системы педагогических классов в России. Дана сущностная характеристика педагогических классов, обозначены целевые ориентиры их создания и функционирования в системе профильного обучения в общеобразовательной школе, критериальные особенности, что позволяет рассматривать их как социокультурный и социально-экономический феномен.

Ключевые слова: педагогический класс, социокультурный и социально-экономический феномен, исторический аспект.

О. G. Yatimov

PEDAGOGICAL CLASSES AS SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON IN HISTORICAL PERSPECTIVE

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

N. Nikolsky Cheboksary Vocational Education Institution, Cheboksary, Russia

Annotation. The article examines the problem of functioning of pedagogical classes in modern educational practice through in historical perspective in the context of the history of the development of pedagogical education in Russia. The author aims to scientifically justify pedagogical classes as socio-cultural and socio-economic phenomena in historical perspective. To achieve this goal, the author analyzes the history of the Russian practice of creating pedagogical classes, as a prototype of the modern system of pre-professional training of teachers in secondary education; reveals the socio-cultural dominants and socio-economic prerequisites of the organization of pedagogical classes; identifies the stages of formation of the system of pedagogical classes in Russia; provides the essential characteristics of the pedagogical classes, the targets of their creation and functioning in the subject-oriented system in the secondary school, which allows to consider them as socio-cultural and socio-economic phenomenon.

Keywords: pedagogical classes, socio-cultural and socio-economic phenomenon, historical perspective.

Введение. Современный этап развития отечественного образования характеризуется процессами модернизации целостной системы на всех ее уровнях. Это вызвано требованиями общества и государства, самой жизни, в которой личность должна адаптироваться к изменяющимся социально-культурным и социально-экономическим условиям. Последнее высвечивает проблему перестройки традиционной системы профессиональной подготовки с целью формирования специалистов, которые смогут адаптироваться к новым условиям работы. Данное положение обусловливается государственными и отраслевыми документами, которые регламентируют политику в сфере образования. В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации провозглашен приоритет образования в государственной политике. В соответствии с этим определены стратегические ориентиры и основные направления развития образования на всех его уровнях, в связи с чем приобретает актуальность проблема начального, то есть школьного уровня образования, которое может и должно стать стартовой площадкой в системе профессиональной ориентации старшеклассников. Это соотносится с гуманитарной парадигмой образования, его культуро-творческой ориентированностью, когда педагог - школьный учитель, воспитатель, преподаватель в учреждении профессионального образования и в вузе - своей деятельностью приращивает гуманитарное наследие России, традиционную культуру, в лоне которой родились великие мыслители и поэты, музыканты и художники, педагоги-просветители.

Благодаря отечественным культурно-образовательным традициям российская педагогическая школа стоит на позиции расширения образовательного пространства обучающихся актуализацией в нем культуры, именно в этом заключается социокультурная миссия педагога. На основании этого посыла возникла необходимость и возможность организации педагогических классов, которые в наше время стали педагогическим резервом.

Проведенный автором экскурс в историю возникновения педагогических классов позволяет выявить одну, но важную закономерность: как в прежние времена, так и сегодня развитие российской системы образования зиждется на профессиональной подготовке педагога, который должен отображать интересы государства и общества [9]. Насущная потребность государства и общества в профессионально подготовленных педагогических кадрах, деятельность которых направлена на становление гражданина своего Отечества, будущего работника в разных сферах трудовой и общественной деятельности, как раз и является выполнением социально-экономического заказа на качественную подготовку современного педагога, начиная со школьной скамьи - с педагогических классов.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретают тенденции к ранней профессионализации, нашедшие воплощение в содержании общего школьного образования, когда с 9 класса начинается предпрофильное обучение, которое как бы удлиняет период выбора и согласования будущей профессии ученика с самим собой, с родителями, педагогами.

Сегодня одной из важнейших задач школы является создание оптимальных условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассника еще до окончания школы, и это необходимо для того, чтобы, продолжив свое образование уже на профессиональном уровне, быть способным к плодотворной деятельности, преобразовывать свою жизнь, самостоятельно принимать решения, наконец, самореализовываться в избранных сферах жизни и профессии. Одним из таких условий, а одновременно действенным фактором профессионального самоопределения старшеклассников является создание педагогических классов в общеобразовательной школе.

Социальная ситуация развития профессионального самоопределения старшеклассников является центральным моментом возникновения у них потребности в самоопределении, что отмечено такими учеными, как Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев [1],[2],[3], [5] и др.

Профессиональное самоопределение рассматривается Е. А. Климовым в качестве основного системообразующего фактора личностного самоопределения, которое понимается как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде [3]. С неизбежностью встает вопрос согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и ожиданий. В этом процессе важно педагогическое сопровождение, включающее комплекс условий для самостоятельного, осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии.

Профессиональное самоопределение личности старшеклассника происходит результативно посредством обучения в педагогическом классе, когда у него формируются мотивация и интерес к педагогический профессии во всем ее многообразии. Затем на ступени профессионального педагогического образования мотивация к трудовой деятельности [3] становится устойчивым качеством, обеспечивающим переход на личност-но-волевой уровень профессионального самоопределения, далее - на деятельностно-практический. Тем самым мы уже может говорить о социально-экономической обусловленности педагогических классов.

Рассматривая педагогический класс с позиций социокультурной обусловленности, отметим, что он является важным компонентом в системе образования, направленность которого выражается в социальной миссии [8], в обеспечении культурного уровня выпускников школы, обучающихся в педагогических классах, - будущих педагогов, чья профессиональная практика направлена на осуществление культуротворческой деятельности.

Материал и методы исследования. В качестве основных подходов в решении проблемы социокультурной и социально-экономической обусловленности деятельности педагогических классов в данной статье определены следующие:

- аксиологический подход, который позволяет раскрыть социокультурную обусловленность педагогического образования, его направленность на формирование и развитие культуры личности обучающегося;

- эволюционный подход, с помощью которого возможно исследовать педагогические факты с культурно-исторической позиции;

- компетентностый подход как условие формирования у обучающихся педагогических классов ценностно-смысловой компетентности [7].

В рамках исследования были применены следующие методы: аналитический обзор общепедагогической, историко-педагогической, философской литературы, законодательных актов в сфере образования; сравнительно-сопоставительный анализ историко-педагогического опыта, синтез; изучение результатов образовательной деятельности учреждений общего и профессионально-педагогического образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрение педагогических классов с социально-экономический точки зрения позволяет увидеть, что они были созданы в контексте насущной потребности государства в профессионально подготовленных педагогических кадрах. Тем самым профессионально-педагогическая составляющая личности ученика педагогического класса, а в дальнейшем - педагога, является фактором обеспечения социально-экономического роста государства. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятом 24 декабря 1958 года Верховным Советом СССР, главной задачей школы была определена подготовка к общественно полезному труду, в связи с чем десятилетняя школа была реорганизована в одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу с производственным обучением.

Рассматривая педагогический класс как социокультурный феномен, отметим, что он является «действующим лицом» истории образования, отражающим вехи становления и развития профессионального педагогического образования, его культурообразу-ющую направленность. С момента открытия педагогических классов в программу была

включена педагогическая практика, в которой яркое отражение получила направленность обучения на формирование культуры воспитания детей [6].

Исследование истории создания и функционирования педагогических классов в России позволяет установить следующую периодизацию.

Становление: конец XVIII в. - изучение педагогики в духовных семинариях, педагогических классах Смольного института благородных девиц, с 1848 г. - в Александровском училище; с 1859 г. великим русским педагогом К. Д. Ушинским определена профессиональная ориентация образования на учительские профессии и преподавание педагогики как науки и искусства воспитания человека по авторской программе, внедренной в педагогические классы российских учебных заведений.

Распространение: после отмены крепостного права с 1868 г. - культурно-просветительская деятельность И. Я. Яковлева, открытие в Симбирской чувашской учительской школе педагогических классов [4].

Развитие: с начала 20-х гг. XX в. педагогические классы создаются в опытных школах при Институтах народного образования; с 1923 г. взамен закрытых опытных школ открываются школы-десятилетки с педагогическим уклоном; в 1940-е гг. создаются педагогические классы в женских школах с целью подготовки учительских кадров, а также будущих матерей.

Профессиональная ориентация: с 60-х гг. XX века - предпрофильная подготовка учащихся общеобразовательных школ с ориентацией на педагогические профессии и для поступления в педагогические вузы; в 70-х гг. МГПИ им. В. И. Ленина открывает педклассы в школах, в которых студенты проходили педагогическую практику с целью педагогической профориентации; создана правовая основа для открытия в школах педагогических классов (инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии» - 1979 г.); в 80-е гг. отмечается широкое распространение педагогических классов.

Исследование феномена «педагогический класс», несмотря на довольно продолжительную историю существования в общеобразовательных школах педагогических классов, системно началось в 50-60-х гг. XX века. Активное научное изучение проблемы, связанной с реальной практикой организации и деятельности педагогических классов, наблюдалось в 1970-1990-е гг. Материалы исследований нашли отражение в диссертациях, научно-методических статьях в педагогических журналах «Советская педагогика», «Педагогика», «Народное образование», «Вестник высшей школы» и др. В них проблемы педагогических классов рассматривались чаще всего с точки зрения профессионально-педагогической ориентации. Подтверждением этого стало научное исследование В. Б. Успенского, отражающее направленность на решение разнообразных проблем теории и практики профессиональной ориентации старшеклассников в педагогической сфере.

При рассмотрении специфики педагогических классов отмечается, что профессиональное самоопределение обучающихся в них проходит эффективно на основе образовательного кластера «школа - вуз». Здесь система работы ориентирована на достижение качества и позитивного результата профессионального самоопределения обучающихся. Поэтому такая работа требует координации действий всех вовлеченных субъектов: обучающихся и их семей, образовательных учреждений.

Педагогический класс сегодня - феномен профессионального самоопределения учащегося как будущего педагога, результатом деятельности которого должна стать его статусность (положение, значимость и престижность) в профессиональном сообществе и обществе в целом.

Выводы. Гуманизация и демократизация педагогического процесса, происходящие сегодня в системе образования, требуют профессиональной подготовки такого педагога, который должен не столько вписываться в реальный социокультурный контекст [10], сколько иметь перспективы профессионально-личностного развития и соответствовать ожиданиям от его деятельности со стороны общества, государства и, конечно, самой личности. Все это достижимо, если учащиеся старших классов действуют осознанно в выборе педагогической профессии, освоение которой начинается уже с учебы в педагогическом классе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М. : Ин-т практической психологии, 1995. - 352 с.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М, Садовникова П. О. Профориентология. Теория и практика : учеб. пособие для высш. шк. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 192 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

4. Краснов Н. Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд.-во, 1992.-413 с.

5. Леонтьев Д. А., Шалобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.

6. Успенский В. Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. - Ярославль : ЯГПУ, 1998. - 117 с.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Хуторской А. В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат//Педагогика и психология образования. -2018. -Т. 4, № 1. -С. 51-64.

9. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ярославль, 2000 - 220 с.

10. Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V, Talanova Т. V. Pedagogical Education in Conditions of National Region Ethnocultural and social dominants of pedagogical education in conditions of national region // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7, № 8. - P. 182-188.

Статья поступила в редакцию 15.05.2020

REFERENCES

1. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti. Izbrannye psihologicheskie trudy. - M. : In-t prak-ticheskoj psihologii, 1995. - 352 s.

2. Zeer E. F., Pavlova A. M, Sadovnikova N. O. Proforientologiya. Teoriya i praktika : ucheb. posobie dlya vyssh. shk. - M. : Akademicheskij proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2004. - 192 s.

3. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie. - M.: Akademiya, 2004. - 304 s.

4. Krasnov N. G. Vydayushchijsya chuvashskij pedagog-prosvetitel'. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd.-vo, 1992.-413 s.

5. Leont'ev D. A., Shalobanova E. V. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosy psihologii. - 2001. - № 1. - S. 57-66.

6. Uspenskij V B. Doprofessional'naya pedagogicheskaya podgotovka shkol'nikov: sushchnost', metodiche-skie rekomendacii. - Yaroslavl' : YaGPU, 1998. - 117 s.

7. Hutorskoj A. V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obra-zovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 58-64.

8. Hutorskoj A. V. Missiya uchenika kak osnovanie ego stremlenij i kompetentnostej. Nauchnyj rezul'tat // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. -2018. - T. 4, № 1. - S. 51-64.

9. Shlenev A. K. Pedagogicheskij klass kak sub"ekt vospitatel'noj sistemy shkoly : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Yaroslavl', 2000-220 c.

10. Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V., Talanova Т. V. Pedagogical Education in Conditions of National Region Ethnocultural and social dominants of pedagogical education in conditions of national region // Review of European Studies. -2015. - Vol. 7,№ 8. - P. 182-188.

The article was contributed on 15, May 2020

Сведения об авторе

Якимов Олег Геннадиевич - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева; директор Чебоксарского профессионального колледжа им. Н. В. Никольского, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olegyakimov@mail.ru

Author information

Yakimov, Oleg Gennadievich - Post-graduate Student at the Department of Education, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University; Director of N. Nikolsky Cheboksary Vocational Education Institution, Cheboksary, Russia; e-mail:

oleg}'akimov@mm\-. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.