Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона'

Культурно-образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнева Лариса Владимировна

Статья посвящена просветительной и образовательной деятельности дальневосточных музеев в формате исторического развития региона. Автор анализирует опыт участия дальневосточных музеев в историческом образовании школьников и студентов, в привитии им интереса к культурным ценностям коренных народов Приамурья, развитие различных видов музейных коммуникаций, способствующих формированию регионального самосознания, воспитанию патриотизма, гражданственности и политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона»

Л.В. Корнева

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ МУЗЕЕВ В ФОРМАТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Статья посвящена просветительной и образовательной деятельности дальневосточных музеев в формате исторического развития региона. Автор анализирует опыт участия дальневосточных музеев в историческом образовании школьников и студентов, в привитии им интереса к культурным ценностям коренных народов Приамурья, развитие различных видов музейных коммуникаций, способствующих формированию регионального самосознания, воспитанию патриотизма, гражданственности и политической культуры. Ключевые слова: музейные коммуникации, культурные ценности, региональное самосознание, воспитание, патриотизм, гражданственность.

Статья посвящена просветительной и образовательной деятельности дальневосточных музеев в формате исторического развития региона. Автор анализирует опыт участия дальневосточных музеев в историческом образовании школьников и студентов, в привитии им интереса к культурным ценностям коренных народов Приамурья, развитие различных видов музейных коммуникаций, способствующих формированию регионального самосознания, воспитанию патриотизма, гражданственности и политической культуры.

Первые музеи российского Дальнего Востока, созданные при научных обществах, сначала играли в системе отдела и отделений ИРГО важную роль своеобразных хранилищ и лабораторий для исследователей края. Они были доступны лишь ограниченному кругу посетителей. Однако со временем «кунстка-мерное» удовлетворение человеческого любопытства к диковинным предметам сменилось желанием познать окружающий человека мир, его разнообразие.

К 80-90 годам XIX века на территории Дальнего Востока России была сформирована основная сеть комплексных (краеведческих) музеев, в количестве восьми единиц. Музеи, открывшиеся в Нерчинске (1886), Владивостоке (1890), Благовещенске (1891), Хабаровске (1894), Кяхте (1894), Чите (1895), Александровске-на-Сахалине (1896), Петропавловске-Камчатском (1910), заявили о себе как о существенном фак-

торе общественного развития, средстве сохранения историко-культурного наследия, без которых уже не мыслилось развитие науки, культуры, просвещения (14, с. 112).

Если степень изученности территории европейской России в исследуемый период позволяла открывать там при специализированных научных обществах профильные музеи - исторические, археологические, этнографические и другие, то на Дальнем Востоке, где процессы освоения и изучения шли параллельно, ведущим типом стал музей местного края (комплексный). Эти музеи были представлены отделами, отражавшими природу, экономику и культуру молодого осваиваемого края и сопредельных территорий. К 1917 году сеть музеев распространилась на все областные и ряд уездных городов российского Дальнего Востока: в крае функционировало восемь музеев, составивших девятую часть от общего числа местных музеев комплексного типа, действовавших в это время в России. По численности музеев и богатству их коллекций российский Дальний Восток не уступал многим центральным регионам (14, с. 151).

Спецификой музейного дела Дальнего Востока России было использование музеев в целях оказания практической помощи переселенцам в хозяйственном освоении края, ведении научно-просветительной и образовательной работы среди населения. Из учреждений,

занимавшихся сначала собиранием предметов и образцов, учетом и хранением экспонатов, музеи постепенно превратились в организации, смысл деятельности которых состоял в передаче исторической, научной и культурной информации (14, с. 151). К началу XX века музеи Приамурского края, в которых уже было собрано немало разнообразных коллекций, имели такую возможность. Они начали шире применяться как культурно-образовательные центры. Изучение опыта экспозиционной деятельности, разносторонней культурно-просветительной работы музеев, их роли в историческом просвещении и образовании дает возможность объективно оценить действия музейных деятелей российского Дальнего Востока, творчески применить его сегодня.

Использование собранного в музеях материала в образовательных и воспитательных целях привлекло в них местную интеллигенцию, особенно учительство. Преподаватели народных и городских училищ, гимназий и прогимназий Приамурского края рассматривали музеи как научные и культурно-просветительные учреждения, несущие знания о вновь присоединенных территориях в народные массы, воспитывающие у учащихся любовь к родине, влияющие на развитие местной экономики.

По принятым уставам дореволюционных музеев местного края, в круг их деятельности входило распространение экономических, географических и исторических знаний, ознакомление населения с памятниками истории и культуры, организация публичных лекций и бесед, временных и постоянных выставок, научно-образовательных экскурсий по достопримечательным местам края и т.д. (8, с. 203).

Видный музейный деятель, ученый и писатель Владимир Клавдиевич Арсень-ев стоял у истоков организации последовательного изучения региона в начале XX века. Он ставил качество работы с посетителями, их историческое просвещение и образование в прямую зависимость от уровня научного описания

музейных предметов, целостности и научности экспозиции. Во второй период работы В. К. Арсеньева в Хабаровском музее (1924-1926 годы) с целью лучшего усвоения исторического материала в экспозициях появились развернутые пояснительные тексты, плакаты, схемы, карты, модели, рисунки и фотографии. Именно он, пожалуй, больше, чем его славные предшественники, уделял внимание развитию музейно-экс-курсионной деятельности, понимал специфику музейной экскурсии в есте-ственноисторическом музее (12, с. 115).

Однако к концу 1920-х годов музеи, как и другие учреждения культуры, все чаще начинают рассматриваться как «проводники политического просвещения», «политико-просветительные комбинаты», «мощное орудие политической и просветительной работы». Произошла замена просветительной модели музея на политизированную.

Учитывая популярность среди населения музеев как средства досуга и одновременно формы получения новых знаний, агитпропотдел Далькрайкома ВКП(б) выдвинул идею превращения музейных учреждений в мощное идеологическое оружие, в своего рода политический инструмент, с помощью которого можно быстро перестроить мировоззрение людей.

Так, на заседании Ученого совета Владивостокского государственного музея 30 января 1929 года было утверждено положение о Владивостокском музее, где было высказано мнение о том, что музей «не есть собрание редкостей, он является пропагандистской школой для широких масс» (10, с. 118).

Тем не менее следует отметить, что дальневосточные музеи в 20-30-х годах XX века «были единственными учреждениями, которые вели систематическую научную работу, особенно по сбору образцов как естественно-исторического, так и культурно-исторического порядка» (10, с. 118).

Музеи, созданные в процессе освоения и изучения края, продолжали оставаться центрами культурной коммуни-

кации, повышая общеобразовательный и культурный уровень трудящихся, используя лекционные и выставочные формы работы, распространяя есте-ственноисторические знания, знакомя с уникальной природой территории. Вновь открывшиеся экспозиции рассказывали об историческом прошлом присоединенных к России территорий, героической борьбе дальневосточников в годы Гражданской войны, социалистических преобразованиях в крае.

Особенностью музейного строительства на Дальнем Востоке России в 1930-е годы было значительное расширение музейной и краеведческой сети в селах и поселках на базе уже существующих краеведческих пунктов и культ-баз. Деятельность дальневосточных музеев в этот период характеризуется, с одной стороны, подчинением их жизни, всех форм работы идеологии советской системы, ее жесткому контролю, а с другой стороны, - сохранением жизнеспособности музейного организма, следованию сложившимся просветительным традициям, дальнейшим формированием музейного собрания Дальневосточного края.

Великая Отечественная война 19411945 годов внесла существенные изменения в систему управления, организации и политико-просветительной деятельности государственных музеев, в том числе и дальневосточных. В связи с требованиями военного времени и в соответствии с распоряжениями Наркомп-роса РСФСР научно-исследовательская деятельность значительной части дальневосточных музеев была сосредоточена, в основном, на изучении местных ресурсов, истории своего края, а также истории Великой Отечественной войны. Наиболее распространенными темами научно-исследовательской деятельности дальневосточных краеведческих музеев были природоведческие. Большинство музеев занималось выявлением природных ресурсов и возможностью использования их как дополнительных источников сырья для промышленности, здравоохранения, обеспечения местно-

го населения продовольствием и т.д.

Уже с первых дней Великой Отечественной войны перед работниками дальневосточных музеев встала задача показа в экспозициях и на выставках текущих военных событий. Хабаровский краеведческий музей, подчинив свою деятельность, в том числе и образовательно-воспитательную, задачам военного времени, в основном занимался выставочной и политико-просветительной работой, направив все внимание на «усиление массовой работы вне стен музея».

На второй месяц войны, 17 июля 1941 года сотрудники краеведческого музея в специальном павильоне городского парка культуры и отдыха открыли выставку «Отечественная война 1941 года». Материалами для ее создания послужили копии и выписки из исторических документов, газет, картины, схемы, портреты, плакаты, фотографии, полученные при содействии отдела пропаганды и агитации Хабаровского крайкома ВКП(б) из фильмотеки конторы Главки-нопроката. Всего на выставке экспонировалось свыше 200 экспонатов, к 5 сентября ее посетило более 10 000 человек. Горком ВКП(б) выделил для обслуживания выставки группу опытных лекторов (11, с. 142).

Тематика выставок раскрывала возможности местных сырьевых ресурсов, достижения местной промышленности и сельского хозяйства. Так, в 1943 году из 72 подготовленных ХККМ выставок только 12 работали в музее. Из 60 выставок, побывавших на 84 выставочных площадках края, наиболее значимыми стали «Местные сырьевые ресурсы Хабаровского края и использование их в промышленности», «Медная промышленность края», «Режим экономии -закон военного времени» (5).

Несмотря на все сложности военного времени, Приморский областной краеведческий музей поддерживал связь с научно-исследовательскими и опытными станциями края, участвовал в экспедициях ДВ Базы АН СССР. Научные сотрудники музея приняли непосред-

ственное участие в работе Краевого съезда врачей, подготовив тематическую выставку «Лекарственные растения Уссурийской тайги» (6, с. 54). В 1944 году при музее открываются для учащихся 9-ой и 28-ой средних школ города Владивостока зоологический и ботанический кружки, которые возглавляют научные сотрудники музея. Вместе с детьми они занимаются сбором и изучением материалов по истории заселения Приморской области, о ратных и трудовых подвигах земляков. Совместно с Институтом усовершенствования учителей подготовлен и размещен в журнале «Юный краевед Приморья» материал из истории края (6, с. 54).

Наиболее интенсивно и результативно выявление и изучение уникальных дальневосточных ресурсов проводилось музеями, где работали опытные специалисты, привлекались местные краеведы. Одной из важнейших задач дальневосточных музеев, позволявших своевременно развернуть стационарные и передвижные выставки военной направленности, а также политико-просветительную и патриотическую работу среди местного населения и военнослужащих, являлось комплектование материалов, отражавших героическое сопротивление народа и ударный труд в тылу, учет и выявление всех местных ресурсов, дикорастущих лекарственных и витаминных растений.

Основными документами, определившими государственную политику в области музейного дела на полтора-два послевоенных десятилетия, стали «Положение об охране памятников», утвержденное в октябре 1948 г. постановлением Совета Министров СССР и содержащее раздел, посвященный охране музейного имущества, «Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее и крупных районных краеведческих музеев», утвержденное в 1949 году Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров СССР, а также «Основные положения о научно-исследовательской, со-

бирательской, экспозиционной и массовой культурно-просветительной работе краеведческих музеев», разработанные в 1950 году. Начиная с 1950-х годов наметились тенденции децентрализации, деидеологизации во всех областях жизни страны - политической, экономической, культурной и т.д. Процесс этот, как известно, шел неровно, сопровождался периодическими возвратами к авторитарным принципам. Самосознание музейного дела - его теория - зафиксировала представления о музее, оставшиеся от 1930-40 годов: музей воспринимался как институт, подчиненный интересам государства. Это подход в музееведении был назван «институциональным».

В 1950 году Хабаровское бюро крайкома ВКП(б) отмечало, что «работа музеев края поставлена неудовлетворительно, имеются серьезные ошибки и недостатки. Экспозиции во многих музеях составлены непродуманно, не соответствуют требованиям марксистско-ленинской науки и не дают правильной оценки отдельным историческим событиям. В работе музеев имеет место кустарщина, многие экспонаты оформлены небрежно, безграмотно, не имеют пояснительных текстов» (3).

В связи с этим бюро крайкома ВКП(б) обязало «Нижне-Амурский, Камчатский обкомы и обком ВКП(б) ЕАО, Чукотский, Корякский окружко-мы ВКП(б), Комсомольский и Магаданские горкомы ВКП(б) усилить контроль за идейно-политическим содержанием работы музеев, утвердить тематико-экспозиционные планы музеев и принять меры к перестройке и коренному улучшению их работы, добиваясь большего активного участия музеев в деле коммунистического воспитания трудящихся» (2).

Тем не менее этот период в истории музейного дела нельзя оценивать только критически, поскольку он, несмотря на все издержки партийного руководства деятельностью музейных учреждений, характеризуется формированием разнообразных образовательно-воспи-

тательных форм работы с аудиторией с целью более глубокого изучения истории родного края. Государство по-прежнему оставалось одним из главных и заинтересованных инвесторов в развитии отечественной музейной сети.

28 июля 1955 года в городе Хабаровске состоялось межобластное совещание-семинар руководителей и научных музейных работников, в котором приняли участие 50 музейных специалистов из 22 музеев всех профилей Дальнего Востока, а также научные сотрудники Управления музеев МК РСФСР и Научно-исследовательского института музееведения. Речь шла об обновлении экспозиций, разработке новых форм научно-просветительной работы, обмене опытом между дальневосточными музеями по всем направлениям деятельности, о необходимости подготовки научных кадров для музеев в Москве (1).

На совещании рассматривались вопросы воздействия музейной экспозиции на посетителей различных социальных и возрастных групп, другие формы научно-просветительной деятельности. Идеологические мотивы имели доминирующую позицию, в качестве субъекта деятельности по-прежнему предполагалось государство и музей как его институт, посетители же неизменно рассматривались как объект воздействия.

В культурно-просветительной работе дальневосточных музеев в 1970-е годы, как и во всех отечественных музеях, преобладала ленинская и военно-патриотическая тематика. Основными формами музейной работы с посетителями были экскурсии, лекции, ленинские уроки, встречи с ветеранами войны и труда, массовые мероприятия (4).

Так, в связи с подготовкой к 50-летию ВЛКСМ и к 100-летию со дня рождения Ленина вся работа Комсомольского городского краеведческого музея «была направлена на выполнение взятых социалистических обязательств по достойной встрече двух юбилейных дат. В своей повседневной работе коллектив музея руководствовался постановлением ЦК КПСС «О повышении роли музе-

ев в коммунистическом воспитании трудящихся». Особое внимание уделялось пропагандистско-массовой работе, направленной на воспитание молодёжи в духе боевых и трудовых традиций, расширению пропаганды краеведческих знаний» (4).

Начало 1970-х - конец 1980-х годов - очень важный период в жизни отечественного музея. Эти годы характеризуются возросшим уровнем образованности посетителей, и перед музейными работниками встает проблема повышения информативности экспозиций, выставок, всей научно-просветительной работы музея.

В 1990-е годы с особой остротой музейными работниками, общественностью Дальнего Востока ставится вопрос о предназначении, цели и смысле деятельности, о социальных функциях музея. Приоритетной задачей становится не только умение показать прошлое территории как факт, вписывающийся в единый историко-культурный процесс развития страны, но и «как неповторимое, невоспроизводимое в других региональных условиях явление» (7). Экспозиции дальневосточных краеведческих музеев, посвященные истории хозяйственного освоения, изучения и заселения дальневосточного края, его самобытной культуре, требуют новых концептуальных замыслов и решений. Например, на протяжении более десяти лет Приморский государственный объединенный музей им. В. К. Арсеньева концептуально разрабатывает и практически осуществляет проект новой модели открытого музея, «широко распахнутого в Азиатско-Тихоокеанский регион». В его структуре создан и успешно развивается Международный музейно-выста-вочный центр. В музейном пространстве проходят основные события Бьеннале визуальных искусств стран АТР, проводятся международные конференции и выставки, собираются и публикуются материалы русских и российских диаспор за рубежом, отрабатывается модель экспозиций, построенных на основе современных технологий международного

уровня. Необходимо отметить, что дальневосточные музеи имеют сегодня значительный потенциал не только социально-культурного, но и стратегического ресурса Тихоокеанской России как фактор укрепления российских основ в АТР - регионе, в котором славянская цивилизация «не принимается как равная ни одной из местных традиций».

В связи с этим ежегодно в крупных культурных центрах Дальнего Востока России на базе старейших дальневосточных музеев проводятся уже ставшие значительным явлением в научной жизни региона зональные и всероссийские научные конференции (Арсеньевские, Гродековские, Кузнецовские, Новиков-ские и др. чтения) как форма привлечения к изучению культурного и исторического наследия дальневосточного региона.

Дальневосточные музеи, как и большинство музеев России, формируют новую политику взаимоотношений с публикой, ради которой они и были созданы при научных обществах и городских самоуправлениях в 1880-1900-е годы, изначально определившими их

специфическую образовательно-воспитательную миссию. Музейными педагогами вновь поднимаются вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, регионального самосознания, политической культуры средствами музейной коммуникации. Выставочная деятельность музеев региона по-прежнему является одной из самых значимых форм музейной коммуникации, традиционной формой образовательно-воспитательного процесса, сохранившего историческую устойчивость (13).

Образовательные возможности дальневосточных музеев, благодаря их многогранности и уникальности, обеспечиваются спецификой музейных предметов - подлинных памятников материальной и духовной культуры, составляющих основу всей музейной деятельности и музейной среды (9). Изменения в образовательной и культурно-просветительской политике музеев дальневосточного региона стали результатом их возрастающей открытости обществу и новой роли музея как культурного центра и инструмента социальной адаптации.

Примечания

1. ГАХК, ф. Р. - 1690, Оп. 3, Д. 101, Л. 34-39.

2. ГАХК, ф. Р. - 1690, Оп. 3, Д. 134, Л. 56.

3. ГАХК, ф. Р. - 1690, Оп. 3, Д. 36, Л. 45-47, 63-65.

4. ГАХК, ф. Р. - 1689, Оп. 1, Д. 33, Л. 116.

5. ГАХК, Ф. 741. - Оп. 2, Д. 2, Л. 3.

6. Керчелаева Н. Б. Завещано: сохранить и преумножить / Н. Б. Керчелаева // Юбилейный альбом к 110-летию ПГОМ им. В.К.Арсеньева. - Владивосток, 2000.

7. Корнева Л. В. Выставочная деятельность - одна из основных форм музейной коммуникации / Л. В. Корнева // Музейная коммуникация : [материалы научно-практической конференции музейных работников, состоявшейся в (г. Самаре 24 - 28 сентября 2001 г.)]. - М., 2002. - С. 249-253.

8. Корнева Л. В. Из истории научно-просветительной деятельности музеев Дальнего Востока России (1890-1917 гг.) / Л. В. Корнева // Музеи на рубеже веков : [материалы научно-практических конференций, сост. в гг. Хабаровске и Москве в 2000 г.]. - М., 2001.

9. Корнева Л. В. Использование музейных коллекций в образовательной практике вузов / Л. В. Корнева // Современные технологии в высшем профессиональном образовании : [материалы межрегиональной научно-практической конференции]. - Хабаровск: ДВГУПС, 2004. - С. 105-108.

10. Корнева Л. В. Краеведческое движение на Дальнем Востоке России в 20-30-е гг. XX в. и роль музеев в нем / Л. В. Корнева // Духовная жизнь Дальнего Востока России : [материалы региональной научно-практической конференции (Хабаровск, 24-26 октября 2000 г.)] / ГАХК. - Хабаровск, 2000.

11. Корнева Л. В. Некоторые аспекты деятельности дальневосточных музеев в годы ВОВ 1941-1945 гг. / Л. В Корнева // Культурологические исследования в Сибири. - Омск: Наука, 2005. - Вып. 2 (16).

12. Корнева Л. В. Просветительная и образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона / Л. В. Корнева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке: Научно-теоретический журнал. - Хабаровск, 2005. - №3 (7).

13. Корнева Л. В. Роль региональных музеев в коммуникации исторических знаний / Л. В. Корнева // Историческая наука и проблемы современного образования : [сборник научных трудов Рег. науч. конференция]. - Хабаровск: ХГПУ, 2004. - С. 182-185.

14. Корнева Л. В. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России (1884-1917 гг.) / Л. В. Корнева. - Хабаровск: ХККМ им. Гродекова Н.И., 2002.

3

Библиотечно-информационная деятельность и музееведение Исследования молодых ученых

Р.Н. Исмагилова

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В статье рассматривается история централизации государственных детских библиотек в Республике Татарстан. Характеризуется нормативная база централизации. Рассматриваются количественные и качественные показатели деятельности детских библиотек Татарстана в условиях централизации. Ключевые слова: детская библиотека, детский читатель, централизованная библиотечная система, книжный фонд, кадры детских библиотек.

The article presents the history of centralization of children libraries in Tatarstan. The legal base ofcentralization is introduced. There are quantitative and qualitative facts ofactivity oflibraries during centralization in Tatarstan. Keywords: children library, young reader, centralized library system, book fund, staff of children libraries.

В 1974 году Коллегия Министерства культуры СССР принимает Постановление «О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся"». В документе было указано на необходимость дальнейшего улучшения библиотечного обслуживания детей и юношества. Согласно документу, в 1974-1976 годах предполагалось завершить создание республиканских, областных детских библиотек, а также детских библиотек в районных центрах (2, с. 17).

В ТАССР в 1975-1980-е годы начинается подготовительный период по переводу библиотек на централизованную систему обслуживания населения. В республике к этому времени была создана широкая сеть передвижек и филиалов, среди которых детские библиотеки насчитывали к концу 1970 года - 373. К 1975 году 541 800 детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.