Научная статья на тему 'Общие принципы популяризационной деятельности дальневосточного художественного музея'

Общие принципы популяризационной деятельности дальневосточного художественного музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / АРТИЗАЦИЯ / "НОВЫЙ СИНКРЕТИЗМ" / СИНКРЕТИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ / "NEW SYNCRETISM" / THE FAR EASTERN ART MUSEUM / ARTIZATION / SYNCRETICAL METHODS OF MUSEUM WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шейко Анна Николаевна

Автор прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции мирового художественного наследия и способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона. Изложен местный опыт проведения «Музейной ночи», подчеркивающий усиление роли артизации, синкретичного характера работы музея: постмодернистских тенденций, характеризующих явление «нового синкретизма» в культуре XX столетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Principles of Popularization Activities of the Far Eastern art Museum

The author describes the evolution of popularization activities of the Far Eastern Art museum and methods of its inclusion into the specific culture of the Far Eastern region. The article considers local experience in realization of the «Museum Night», underlining the role of artization and syncretical character of museum work, in particular, postmodernism tendencies which characterize the culture of the «new syncretism» of the XXth century

Текст научной работы на тему «Общие принципы популяризационной деятельности дальневосточного художественного музея»

Искусствоведение

УДК 008

Шейко Анна Николаевна Anna Sheiko

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

GENERAL PRINCIPLES OF POPULARIZATION ACTIVITIES OF THE FAR EASTERN ART MUSEUM

Автор прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции мирового художественного наследия и способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона. Изложен местный опыт проведения «Музейной ночи», подчеркивающий усиление роли артизации, синкретичного характера работы музея: постмодернистских тенденций, характеризующих явление «нового синкретизма» в культуре XX столетия

Ключевые слова: Дальневосточный художественный музей, артизация, «новый синкретизм», синкретичные методы просветительной работы музея

The author describes the evolution of popularization activities of the Far Eastern Art museum and methods of its inclusion into the specific culture of the Far Eastern region. The article considers local experience in realization of the «Museum Night», underlining the role of artization and syncretical character of museum work, in particular, postmodernism tendencies which characterize the culture of the «new syncretism» of the XXth century

Key words: the Far Eastern Art museum, artization, «new syncretism», syncretical methods of museum work

Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития музея в пространстве современной культуры.

С одной стороны, сама необходимость существования традиционных принципов музейного просвещения на протяжении XX столетия ставилась под сомнение. Музей подвергался критике как представителями всевозможных авангардных течений в искусстве, так и политическими движениями, обвиняющими его в элитарности. С другой стороны, в последние десятилетия ушедшего века резко возрос интерес к музею у широкой публики, получивший название

«музейного бума», во многом спровоцированного введением новых принципов популяризации в повседневную практику музея.

В настоящей статье на основе материалов Государственного архива Хабаровского края автор прослеживает эволюцию принципов популяризационной деятельности Дальневосточного художественного музея, регламентированных с 1930-х по 1990-е гг. директивными указаниями руководящих органов и постановлениями ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964) и «О повышении идейно-воспитательной работы музеев» (1982). Представляется практический опыт вариаций форматов

просветительной работы, соответствующих действующему Уставу ГУК «Дальневосточный художественный музей», принятому в 1994 г. (новая редакция 2002 г.) и ежегодной отчетной типовой форме 8-НК «Сведения о деятельности музея» (постановление Росстата от 20.06.2006 г. №22) [1].

Образ музея в контексте культурной жизни провинциального города интересует теоретиков и практиков музейного дела с конца XIX в. и по сей день. Среди них М.Б. Гнедовский, Н.М. Инюшкин, Л.Г. Ионин, И.М. Коссова, Д.С. Лихачев, О.С. Сапан-жа и др. В последние десятилетия вопросами музеологии на Дальнем Востоке занимаются местные специалисты-музееведы: С.Ю Жук, Л.В. Корнева, Н.В. Кочешков,

Н.И. Рубан и другие.

В начале XXI столетия Дальневосточный художественный музей — крупнейшее региональное хранилище коллекции численностью более 12 тыс. произведений мирового искусства, переданной в 1931 г. из ведущих музеев страны Советской властью. Учреждение явилось правопреемником Дальневосточного художественного музея II категории, организованного в Хабаровске решением Дальсовнаркома № 741 от 5 июля 1931 г.

ДВХМ курирует работу сети художественных музейных учреждений региона. Помимо хранительской, экспозиционной и практической направленности деятель -ности музей занимается научно-исследовательской работой, руководствуясь Законом о культуре, Гражданским Кодексом РФ, внутренним уставом и другими нормативными актами РФ и Хабаровского края. Это формирование научно-информационного банка данных о музейном фонде ДВХМ, научные изыскания по вопросам атрибуции предметов искусства, реставрация станковой живописи, участие в культурных проектах российского и международного масштабов и подобное.

Дальний Восток — регион с особым культурным пространством, мощнейшую основу которого составляет пласт традиционного искусства аборигенов Амура. Потому подавляющее большинство ученых

(П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, А.П. Окладников, В.Е. Медведев, О.Г. Кусакин, А.В Жирмунский, А.И. Крушанов и др.) посвящали свои труды именно краеведению: истории, этнографии, антропологии, археологии. Организация музейного хранилища классического европейского и русского искусства явилась следствием появления переселенцев из центра России. Научные изыскания за 79 лет существования коснулись коллекции и деятельности ДВХМ, в основном, в приложении к истории региона: становление музея, формирование коллекции работ аборигенов и местных художников, патронат подопечных музеев.

Уникальная культура, начавшая формироваться полтора века назад во время мощных организованных переселенческих потоков на российском Дальнем Востоке, охарактеризована Л.Е. Бляхером как «проточная культура» [2], особый тип социальной организации в условиях постоянной миграции населения. Вследствие краха централизованной системы организации переселенческих потоков «проточность» исчезла, но культурное целое, объединяющее аборигенные традиции и жизненные уклады поселившихся в окраинном дальневосточном регионе, не сформировалось. В таких условиях развитие социальной и досуговой сфер не стимулировалось, а подавляющее большинство предприятий были созданы и курировались не местной, а центральной властью.

Постоянная «проточность» стала традицией, которая адаптировала к себе официальные нормы. ДВКХМ, как все крупные учреждения культуры, ставил задачей поднятие духовного уровня населения, поиск и культивирование местных художественных талантов:

«... Художественных мастерских в ДВК нет. Специальных домов художника, творческих командировок и так далее — нет. В ДВК имеется один ДВ краевой Художественный музей в г. Хабаровск. Организован в 1931 г. С момента организации музея количество экспонатов возросло до 2052 штук. Посещаемость в среднем до 10 тыс. чело-

век, с выставками — 15.18 тыс. человек...» [3].

Эти первые музейно-социологические данные значительны, учитывая, что количество населения Хабаровска на тот момент, по данным дальневосточного историка, архитектора Н.В. Кочешкова, составляло более 52 тыс. человек [4].

Пассивная демонстрация части общероссийской художественной коллекции, переданной на Дальний Восток, изначально не входила в планы деятельной Советской власти. Принцип коллективизма был взят за абсолют: музей ориентировался не на одиночного посетителя, а на сложившиеся коллективы. В числе постоянной аудитории ДВХМ, по данным Государственного архива Хабаровского края от 1936 г., значились части ОКДВА, Краевой дом Пионера и Школьника, комсомольский актив города, рабочие трех ведущих городских заводов и др. Постановление президиума Далькрайсовпрофа «О краевых художественных выставках» от 17 мая 1936 г. в п. 3...4 гласило, что на выставке работ художников-самоучек профсоюзов стимулировать организованное массовое посещение рабочими-служащими и членами их семей необходимо при помощи «специалистов-групповодов», которых готовы выделить сами ДКСПС, а также систематически популяризировать работу выставки — «рецензии о творчестве отдельных художников-самоучек, отзывы зрителей и т.д.» — было предложено крупнейшей дальневосточной газете «Тихоокеанская звезда» [5]. Нарастающее привлечение в практику работы ДВХМ экскурсоводов и СМИ позволяло сделать походы в музей не только плановым культурным мероприятием, но и рождало личный интерес экскурсантов к искусству. Тем более, что к концу 1930-х гг. количество идеологически малонасыщенных искусствоведческих лекций увеличилось: в плане работы ДВХМ на последний квартал 1936 г. из двенадцати проведенных занятий по «освоению трудящимися культурного наследия прошлого» только пять имели выраженное политически-современное звучание: «Пути развития советского искусства», «Западно-

европейское искусство в эпоху капитализма» и др. Был разработан «Особый годовой план по проведению лекций для учащейся, рабочей и красноармейской молодежи» [6], что подтверждает ориентацию просветительной работы именно на воспитание художественного вкуса у юного поколения.

К началу 1940-х гг. задачами Дальневосточного краевого художественного музея явились «широкое ознакомление трудящихся с лучшими образцами материальной культуры; изучение национального искусства; сплочение вокруг музея местных художественных сил для непосредственного внедрения искусства в быт трудящихся» [7]. ДВКХМ применял только регламентированные профильной деятельностью формы работы с посетителем: экскурсия и лекция.

Великая отечественная война и восстановление народного хозяйства сузили выставочную тематику ДВХМ до единственно важной темы. Пропаганда через изобразительные произведения велась в русле укрепления духа патриотизма. Пополнение коллекции и развитие художественных талантов детей и аборигенов края было отложено. Актуальными стали именно выездные формы работы, позволяющие максимально охватить взрослую аудиторию.

В период с 1941 по 1945 гг. Дальневосточным художественным музеем было организовано около 30 выставок в духе времени: «Выставка батальной живописи», «Били, бьем и будем бить!», «Великая отечественная война советского народа против фашистских разбойников» и др. Музей принимал активное участие в выпуске оконных плакатов «Удар по врагу», проводил большую работу по организации передвижных выставок и лекций для бойцов Второго Дальневосточного фронта, в Северной Манчжурии для местного населения [1].

В 1950-1970-е гг. на Дальнем Востоке было организовано большинство музеев на общественных началах. По профилю преобладали музеи историко-краеведческие, т.к. создавались они при общественных организациях: заводах, школах, разных предприятиях. Музейное дело стало доступным

и казалось понятным каждому. Это повысило его популярность, но нивелировало ценность и самобытность. Требованием дальневосточного социума к ДВХМ стало оказание патроната музеям на общественных началах: обучение заводских рабочих навыкам экскурсоведения, реставрация и атрибуция портретов политиков, передовиков производства, написанных местными профессионалами и художниками-самоуч-ками.

Процесс инкультурации дальневосточников силами регионального художественного музея опирался на госзаказ: воспитание всесторонне развитой личности на благо Советской стране. Выездная форма работы оставалась востребованной и легкой в воплощении, т.к. лекции музееведов об актуальном искусстве подкреплялись демонстрацией известных репродукций и обширным передвижным фондом современных художественных произведений, недавно переданных в музей авторами. Основными категориями посетителей оставались организованные группы учащихся, рабочей молодежи и воины срочной службы.

1980-е гг. — время активизации образовательной деятельности ДВХМ в краевом масштабе для трех подопечных зональных музеев:

1) Приморской картинной галереи;

2) Якутского республиканского музея изобразительного искусства им. М.Ф. Га-бышева;

3) Музея советского изобразительного искусства Комсомольска-на Амуре.

В это десятилетие анализируются недостатки работы художественного музея в регионе. Проведены 3 конференции и 5 ученых советов по формам и методам научной пропаганды в художественных музеях ДВ, принципам построения экспозиции, вопросам развития профессионального и народного искусства региона. Осуществлены 34 выезда ДВХМ с методической помощью в «музеи Зоны», систематически рассылаются материалы по каталогизации, храни -тельской документации, методике ведения экскурсий, экспозиционной деятельности, оперативно публикуются директивные до-

кументы и материалы МК СССР и Государственного Русского музея. Цель акций

— поднятие профессионального уровня музейных сотрудников региона, не имеющих возможности совершенствования в ведущих музеях Москвы и Санкт-Петербурга [1].

Сознание удаленности и разобщенности с другими художественными музеями сходного масштаба заставляет ДВХМ стимулировать творческую деятельность сотрудников в области позиционирования учреждения: госзаказ остается главной доминантой в планировании работы, но ее принципы меняются в направлении интересов публики.

Политический и финансовый кризис конца 80-х гг. впервые заставляет ДВХМ, как и все музеи страны, задуматься о новых стратегиях привлечения посетителей в свои залы. Среди принципов информирования экскурсантов превалирует комплексный. Так, при выезде в военные части реализуется формат «лекция — выставка — экскурсия

— беседа по выставке» с вручением буклетов о коллекции ДВХМ, местных художниках и организованным сбором письменных отзывов о мероприятии.

Передвижные выставки подлинников дальневосточных художников составляют 1/8 от общего количества выставок музея. По данным текущего архива ДВХМ за 1985 г., посещаемость музея находится на высоком уровне (48325 чел.), но на втором месте среди зональных музеев по отношению к показателям музея советского изобразительного искусства г. Комсомольск-на-Амуре (50010 чел.).

В 90-х гг. Дальневосточный художественный музей размещается в историческом здании бывшего Офицерского собрания на «красной линии» Хабаровска. Расширяется поле для осуществления разнообразных культурных и образовательных программ для широкой публики и специалистов: появляются циклы занятий по патриотической тематике; Недели Школы и Мастерс -кой Снегурочки и др. В практику вводится проведение концертов с подбором экспонатов к теме и чтением лекций по искусству

на протяжении мероприятия. Усиливается обменная выставочная деятельность с Японией, Китаем, Кореей: в год проводится около 5...8 выставок.

Формы просветительной работы ДВХМ, традиционные и сформировавши -еся под влиянием «проточной культуры» в начале XХ в. на Дальнем Востоке, взаимодействуют по синкретичному принципу калейдоскопа.

Не перечисляя традиционные пути взаимодействия с культурной жизнью региона, автор статьи выборочно остановится на новых и обновленных форматах общения ДВХМ с посетителями.

К 2000 г. музей занял значимые позиции на международном культурном пространстве, — за период с 2001 по 2007 гг. в целях популяризации художественного наследия и укрепления культурных связей ДВХМ участвовал в организации и проведении 36 международных проектов со странами АТР, Германией, Америкой и др.

Для пропаганды своей лучшей в России художественной коллекции работ аборигенов Приамурья и севера Дальнего Востока ДВХМ, определяя полем своих исследований изучение художественных особенностей культурного наследия маочисленных народов Амура, использует принцип наглядности: издание продукции по традиционному искусству края: набор открыток «Рисуют дети Амура», альбом «Люди Амура» и подобное.

С 2006 г. деятельность ДВХМ строится как череда эффектных популяризаторских проектов: международных и российских; социальных и экологических; патронажных и образовательных. Так, широкий общественный резонанс получил социальный проект «Зона» О. Шагаутдиновой (Канада), затрагивающий проблему интерактивного общения в женских пенитенциарных учреждениях.

В 2006 г. начала свой ход по дальневосточному региону передвижная выставка 30 постеров картин знаменитых художников из коллекции ДВХМ (И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Е. Лансере, С. Щедрин, К.Коровин и др.) . После демонстрации в

Ванино, Советской Гавани, Комсомольске-на-Амуре и других населенных пунктах Хабаровского края коллекция постеров стала востребованным музейным ресурсом для осуществления бесплатных просветитель -ных выставок на центральных площадях Хабаровска в дни массовых гуляний.

В мае 2008 г. в день 150-летия Хабаровска экспозиция постеров, выставленная на площади им. В.И. Ленина, собрала огромное количество зрителей. Экскурсии велись безостановочно на протяжении 10 часов работы вернисажа, акция стала возрожденной средствами компьютерных технологий формой музейной просветительной работы, безопасной с позиции сохранения собрания подлинных картин.

Более 20 лет Дальневосточный художественный музей выполняет функции концертного зала: только за период с 2006 по 2008 гг. было организовано более 60 концертов и 7 балов. Это популяризует не только экспозиции подлинного изобразительного искусства, но и качества старинного здания бывшего Офицерского собрания, где размещен музей: пространства, особенности интерьера, тонкая акустика; удобное расположение здания в центре Хабаровска.

Памятуя, что образовательная составляющая является важной частью институциональной роли музея, отношения музея с университетами, колледжами и школами всех уровней образуют еще одно важное измерение его институционального контекста, также требующее квалифицированного позиционирования.

По данным внутренней статистики, ДВХМ группы учащихся составляют 70 % посетителей музея. Поэтому использование ДВХМ в своей коммуникационной стратегии образовательных курсов является логической константой.

ДВХМ заключает договоры с руководствами региональных образовательных учреждений о реализации в течение года определенных курсов для групп учащихся за фиксированную плату [6].

В числе самых востребованных музейно-образовательных курсов ДВХМ:

1) курс для дошкольников «Здравствуй, музей!» (по образцу ГРМ (ГРМ — Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург));

2) художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз»;

3) художественно-литературный курс «У Кастальского ключа»;

4) арттерапевтический курс «Артте-рапия — творческий поиск» (по образцу ГРМ);

5) художественно-исторический курс «Арт-Ист» и др.

Цель курсов — изменение эмоционального отношения к музейному предмету, рост заинтересованности в нем. Образовательные проекты ДВХМ стремятся соответствовать интересам и возможностям аудитории: имеют довольно широкий диапазон (мастерские, учебные курсы, лекции, фильмы, концерты, семейные занятия, экскурсии, семинары, симпозиумы и работу художников непосредственно в музее).

В современной «цивилизации досуга» изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель сменяется «гедонистической» концепцией (Т.В. Абанкина) [8], согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать. Граница между «элитарной» и «массовой» культурой размывается. Современный ресурс художественного творчества очень динамичен

— то, что вчера было радикальным, сегодня становится классикой.

В этом отношении показательны ежегодные майские акции «Ночь в музее», за три года проведения, ставшие традицией в просветительной работе Дальневосточного художественного музея, имеющей положительный общественный резонанс.

В Международный день музеев акция объединяет музеи мира, способствует активному их общению и обмену информацией. Бюро Национального американского комитета ИКОМ в 1999 г. так определило характер одной из «Музейных ночей»: «Изучение мнений посетителей показало, что они приходят в музей, как ради удовольствия, так и для приобретения знаний, не отделяя

эти два аспекта один от другого. Сочетание мотивов и возможностей их одновременного удовлетворения делает посещение музея аналогичным другим культурным мероприятия. ... Позволяет нам лучше познать друг друга и пробудить наши чувства».

Опыт проведенных «Ночей в музее» в ДВХМ свидетельствует, что экспозиции посещает в сотни раз больше гостей, чем в обычные дни.

Если в 2007 г. с 21.00 до 2.00 ч ДВХМ посетило 470 человек, то в 2008 г. в «Ночи» участвовало более 5000 экскурсантов, а в 2009 г. количество музейных гостей по примерным подсчетам составило около 6 тыс., что явилось опасным с точки зрения сохранения коллекции и безопасности посетителей.

Главным акцентом мероприятия в ДВХМ всегда являются экскурсии по постоянной экспозиции в темноте. По идее «Ночи в музее» экскурсоводы работают с группами, освещая произведения фонарями.

Посетителям, кроме традиционных музейных зрелищ (вернисажи, экскурсии), предлагалось шоу от организаций, смежных по видам деятельности: инсценировка сражения рыцарей в облачении; абстрактный портрет от профессионального художника. Предоставлялась возможность позировать шаржисту; слушать декламацию нецензурных стихов, сочиненных хабаровскими поэтами группы «Альманах»; игра на музыкальных инструментах, мастер-класс по японской каллиграфии, знакомство с нанайскими танцами, китайским боевым стилем тай-цзи и тому подобное.

«Ночь в музее» 2007 г. в Хабаровске стала началом нового формата просветительной работы. Опросные листы с акции вывели основной ряд пожеланий к проведению последующих «Ночей»: продление мероприятия до утра, ограничение количества посетителей для более детального их знакомства с представленными областями искусства, оповещение о программе праздника задолго до Дня музеев и подобное. Эти требования представляют музей в роли клуба с уникальным собственным культурным ресурсом.

В таких акциях, как «Музейная ночь», проявляется и развивается синкретичное начало музейной просветительной работы, характерное для развивающейся постмодернистской культуры (В.К. Крутоус, В.И. Самохвалова и др.) [11].

Означенный факт в контексте философии музея являет собой пример процесса артизации, формирующий у посетителя представление о художественном музее как об учреждении досуга. Если определить ар-тизацию как перемещение границы семантического поля эстетического явления, то, по мнению автора статьи, ДВХМ избрал этот путь коммуникации доминантой своей просветительной работы. Обилие интерактивных событий культурного искусства, (культурное искусство — разновидность концептуального творчества, использующего в своих композициях в качестве основного материала произведения художников различных эпох, что роднит его с постмодернистской традицией) реализуемых в ДВХМ в течение «Музейной ночи» в режиме «сеанса одновременной игры», атакует зрительное, слуховое, эмоционально-чувственное восприятия и сознание посетите-

ля. Становится логичным говорить о синкретизме музейных и пара-, квазимузейных принципов просветительной работы.

Ученые-музееведы опасаются, что переход в имидже музея от Храма Искусства к Дому Культуры смещает акценты восприятия зрителями в негативную сторону. Музейные педагоги В. Васильев, Е. Медведева и М. Юхневич [9 ] выделяют как опасную проблему дисбаланс движения и единовременного количества посетителей относительно правил хранения музейных фондов. Музеевед А.А. Никонова считает, что в подобных проведению «Музейной ночи» ситуациях музей теряет свою индивидуальность, примеряя на себя различные аспекты имиджа как других учреждений культуры, так и досугово-развлекательных направлений [12].

В духе общемировой тенденции ДВХМ позиционирует себя как учреждение с многоуровневой направленностью: инкультура-ция, досуг, образование, наука, арттерапия и тому подобное, что опасно опрощением института музея, и ДВХМ, в частности, в его стремлении к широкой артизации просветительной работы.

Литература

1. Материалы текущего АДВХМ.

2. Бляхер Л.Е. Потребность в национализме, или Национальное самосознание на Дальнем Востоке России // Политические исследования (ПОЛИС). — 2004. — № 3.

3. ГАХК. Р-1629. 11-х-36. 132/5.

4. Кочешков Н.В. Изобразительное искусство и архитектура советского Дальнего Востока в 1922-1937 гг. // История культуры ДВ СССР XVII-XX веков. Советский период. Сборник. — Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. — 200 с. — С. 93-103.

5. ГАХК. Ф. Р-1629. С. 35.

6. Там же. С. 37.

7. ГАХК. 7.20.11. 400 экз. Утверждено Зам. Наркома по просвещению РСФСР т. Крупской Н.К. 11/11 1936 г. С. 55.

8. Абанкина Т.В. Культура постиндустриального общества // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2007. — № 8.

9. Васильев В. Интерактивность и ее мифы // Музей. — 2008. — № 3.

10. Джордж Х. Хейн. Международный день музеев. Радость познания // ИКОМ НЬЮС. — 1999. - № 1-2. - С. 14-15.

11. Крутоус В.К. К истокам постмодернизма: философский бунт Льва Шестова // Искусствознание. 1-2/09 (XXXV). — М.: Наука, 2009.

12. Никонова А.А. Имидж как объект управления // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2007. — № 10.

Коротко об авторе__________________________________Briefly about the author

Шейко А.Н., аспирантка, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, методист по музейно-образовательной деятельности Дальневосточного художественного музея Телефон-факс: (4212) 32-83-38

A. Sheyko, Post-graduate student, Far Eastern State Humanitarian University; Methodist, Far Eastern Art Museum

Научные интересы: культурология, музеология, изобразительное искусство

Areas of expertise: culturology, museology, fine arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.