Ирина Дубровина
КУЛЬТУРНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Ставится вопрос о том, что при разработке программ психологического образования для профильных и непрофильных вузов и факультетов следует использовать в большей мере гуманитарный, гуманистический потенциал научной и практической психологии, учитывать, что одним из основных компонентов профессиональной компетентности является психологическая культура личности специалиста.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, гуманитаризация образования, психологическое образование, психологическая культура личности, личность преподавателя вуза.
Abstract. It is stated that developing programs for psychological education for core and non-core universities and departments we should use increasingly humanitarian, humanistic potential of scientific and practical psychology, take into consideration that psychological culture of specialist's personality is one of the main components of professional competence.
Keywords: professionalism, professional competence, humanitarization of educa-tion, psychological education, psychological culture of a person, personality of university lecturer.
Воспитание — дело совести, образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.
В. Гюго
Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза — одна из важнейших задач высшего образования. Основная роль в ее решении принадлежит преподавателям вузов. Взаимодействие молодого поколения с более старшими поколениями в процессе обучения служит источником развития внутренней культуры студентов, развивает их духовно, воспитывает достойное поведение.
«Университет, — замечал Д. С. Лихачев, — это не столько здание, библиотека, компьютеры, и даже не столько преподаватели и студенты, сколько человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности — такова общность» [1, с. 293].
Университет — это человеческая сущность, базирующаяся на ценностях
Увеличение трудностей в условиях постоянных изменений и реформ
Размышление о современной системе образования
Суть российского высшего образования сохраняется лишь благодаря вузовским педагогам
Преподаватель должен ориентироваться в социальной ситуации развития студента
Сотрудничество студентов и преподавателей можно рассматривать как условие освоения культуры человеческих (творческих и нравственных!) отношений к профессиональной деятельности; как условие преемственности некоторой непрерывности нравственно-интеллектуальной жизни человека, общества, человечества.
Работа преподавателя вуза всегда была ответственной и сложной. А сейчас трудности увеличиваются в связи с постоянными изменениями, которые происходят в системе образования.
Складывается впечатление, что наше министерство образования — самое продвинутое из всех министерств страны. Наверное, никто так часто, легко и безоглядно не реформирует, не модернизирует и не инновациирует ту профессиональную сферу, которую оно (министерство) возглавляет.
На сегодняшний день в России выстраивается такая система образования:
• среднее образование в школе (ну очень среднее);
• высокое образование в бакалавриате (чуть выше среднего школьного);
• повышенное (в сравнении с бакалаврами) образование в магистратуре.
А вот привычного высшего образования, предполагающего высокую профессиональную и общекультурную подготовку специалиста в той или иной области, фактически нет. Само понятие «специалист» уходит в прошлое; остаются лишь «бакалавр» и «магистр». Названия эти «звучат» и вроде бы приближают нас к зарубежным странам, за которыми мы, как великая держава, гоняемся на протяжении всей своей истории. Поневоле вспомним, что «в Париже даже кучер говорит по-французски»...
Да, меняются формы образования. Но суть его, благодаря труженикам российского «образовательного фронта», пока еще остается неизменной. Ведь эффективность высшего образования в большой степени зависит от уровня общей, профессиональной и психологической культуры преподавателей, от понимания ими смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой они готовят своих воспитанников. Иными словами, несмотря на все инновации и новейшие стандарты, высшее образование сейчас, как и всегда, в руках тех, кто учит, и тех, кто учится.
В.А. Пономаренко справедливо обратил внимание на то, что преподаватели должны хорошо ориентироваться не только в учебных дисциплинах, которые они преподают, но и в социальной ситуации развития нынешнего
Дефекты
современных
выпускников
молодого поколения [2]. Готовя молодежь к встрече с трудовой деятельностью, надо учитывать некие общие черты нашей действительности, которые предъявляют повышенные требования к психике и организму человека, к нравственной направленности личности.
Среди этих требований, конечно, быстрое изменение окружающей предметной среды, в которой протекает жизнь человека и с которой он взаимодействует; быстрое изменение социальной, политической и производственной обстановки; глубокие изменения общественного сознания, касающиеся психологических деформаций (таких, как духовная глухота, социальная пассивность, девальвация нравственных устремлений); несоответствие реальной практической работы ожиданиям выпускников или их профессиональной подготовки уровню сложности выполняемых задач.
У современных выпускников нередко отмечаются следующие дефекты:
• Отсутствие психологической готовности к действиям в нестандартных ситуациях. Между тем молодость в науке, да и в практике, — это, прежде всего, смелость в постановке новых задач, смелость исканий, смелость в методах их осуществления.
• Неумение психологически взять на себя ответственность, страх за последствия своих действий, за возможность ошибиться.
• Слаборазвитая способность предугадать ход развития еще не развернувшихся событий.
• Привычка к опеке и, как ее следствие, — слабохарактерность.
• Неготовность противостоять негативным социальным явлениям.
• Недостаток культуры межличностных отношений, являющихся основой культуры любого общения (межличностного, делового, межнационального и др.).
• Низкий уровень нравственного развития. Все это требует от высшего образования выработки
новых принципов в системе подготовки молодого человека к профессиональной деятельности.
Каждый день учебных занятий — это не только ста-это развитие новление индивидуального стиля профессиональной
личности
деятельности студента, но и развитие его личности, его нравственных ориентиров, то есть превращение моральных норм во внутренние убеждения человека, нравственный регулятор его поведения и отношений.
Не следует забывать, что образование (не только среднее, но и высшее!) представляет собой единство обу-
Каждый день учебы
чения и воспитания. Оно в значительной степени формирует культуру и нравственный уровень будущих специалистов. Профессиональная компетентность, или профессионализм специалиста, — тоже воспитуемое интегративное личностное качество. Не случайно в процессе профессионализации все более востребованными становятся научная и практическая психология и педагогика. Воспитание профессионализма в высшем учебном заведении — это формирование человека труда, обладающего совокупностью социальных, личностных, деловых, интеллектуальных, мировоззренческих и нравственных качеств.
Надо ли воспитывать Воспитание студентов в вузе — спорная проблема.
уже взрослых Возникают вопросы: надо ли воспитывать уже взрослых
людей. людей? корректно ли это делать? Ответы на них, оче-
видно, зависят от того, как понимать воспитание. С гуманистических позиций у нас нет права решать за человека, каким ему быть. Каждый человек имеет право сам прожить свою жизнь, не перекладывая ответственность на других за те выборы и решения, которые ему приходится принимать. В этом суть развития самосознания и самоопределения человека.
Но, конечно, преподавателям не может быть безразлично, каким является студент. По справедливому замечанию Н.И. Исаевой, в «объективно существующее профессиональное пространство выпускник привносит себя не только как специалиста. Но и себя со своими законами и закономерностями, как личность и индивидуальность» [3, с. 47].
Личность педагога - Именно личность педагога является одним из важ-
важнейший фактор нейших факторов личностного роста студентов и его
личностного роста
морального воспитания. Ведь нравственные нормы - это
студентов
неписаный свод правил, и усваиваются они спонтанно, в живом общении поколений, в совместной деятельности. «Специфика нравственности в том, что нет специальной нравственной деятельности, а нравственный аспект заключается в отношении к любой деятельности: трудовой, художественной, эстетической, политической и т. д. К примеру, политической деятельностью можно заниматься для удовлетворения своих амбиций или для того, чтобы принести как можно больше пользы людям, или из-за жажды властвовать над другими. В зависимости от нравственных установок та или иная деятельность может претерпевать существенные изменения, иногда превращаться в свою противоположность: политическая — в политиканство, трудовая - в стяжательство, альтруистическая — в самолюбование и т.д.» [4, с. 589—590].
Открывать для дела своей жизни новых людей...
С. Я. Маршак умел открывать новых талантливых людей
Сформировать условия, в которых вырастает личность профессионала
Как же важна для молодого человека встреча на тропе профессиональной подготовки с незаурядной личностью, с человеком, хорошо образованным в той области знаний, которой он занимается, увлеченным своей наукой, своей деятельностью, заинтересованным в дальнейшем развитии и этой науки, и связанной с нею деятельностью! Общение с такими преподавателями влияет не только на формирование характеров, взглядов, убеждений будущих специалистов, но и на развитие их духовной жизни.
Литературные деятели, хорошо знавшие С.Я. Маршака, вспоминают, с каким уважением и верой в их способности относился он к начинающим писателям: «Помимо своих других великолепных талантов, Маршак обладал еще и удивительной особенностью: он не мог не очаровывать всех, решительно всех, с кем доводилось ему общаться. Это было столь же свойственно ему, как ходить в очках, писать стихи. Делал он это, сам того не замечая, но неизменно открывая и, главным образом, для дела своей жизни новых и новых людей. Они уходили от него очарованные, влюбленные. С сознанием, что нет ничего важнее, чем творить великую литературу для самых маленьких. Как он говорил с ними об искусстве! Какие привлекал имена! Как в его разговорах раскрывалось прекрасное и вечное, в постоянном и близком соседстве с которыми он жил! <...> Его собственный ум, отточенный во встречах с множеством замечательных людей, никогда не противостоял «недозрелому уму» новичка. Здесь было другое: интеллект опускался до тебя, чтобы вместе с тобой взойти на горные высоты, где самый воздух так прекрасен, так сладостен, что дышать им легко и весело, потому что садиться за письменный стол надо в отличном настроении» [5, с. 13].
Поэтому надо не воздействовать на личность с целью формирования нужных обществу качеств, а создавать в ходе вузовского обучения необходимые условия для интеллектуального и нравственного развития, для формирования индивидуального стиля деятельности, для расширения культурного, социального и профессионального горизонта студента.
И общая, и профессиональная, и психологическая культура личности не формируется. Формируются, организуются психолого-педагогические и социальные условия, при которых студент просто не сможет не стать профессионально и личностно культурным.
Полноценное высшее образование в принципе предполагает приобщение человека не только к знаниям, но
Гуманитаризация — ведущая тенденция развития высшего образования
Сущность гуманитаризации
Для чего
специалисту
психология?
Смысл феномена «психологическая культура специалиста»
и к духовным ценностям, представленным в культуре. Для Ю.М. Лотмана процесс обучения вообще являлся «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни [6, с. 167].
В годы учебы закладываются основы не только профессионального умения, но и прежде всего профессионального сознания — духовного содержания профессии.
В русле этих представлений с предельной ясностью проявляется одна из ведущих тенденций развития современного высшего образования — его гуманитаризация. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой реальности. Как подчеркивал А.С. Запесоцкий, «... центральной идеей философии образования сегодня является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Гуманитарное образование оберегает человека от технократического снобизма и примитивного прагматизма, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности» [7, с. 249].
Сущность гуманитаризации раскрывается как гуманистическая ориентация образования на развитие личности молодого человека, какую бы специальность он не приобретал. А посему процесс освоения знаний должен пониматься как средство вхождения молодого человека в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке и обществе.
Не случайно в большинстве вузов введено психологическое образование как часть общего образования, как часть культурного процесса, направленного на развитие внутреннего мира, нравственного потенциала, гуманистического мировоззрения студентов.
Преподавание психологии в вузе должно содействовать развитию той стороны профессионализма, которая формирует у будущего специалиста стремление к расширению своих творческих возможностей и гуманистической направленности их реализации. Д. И. Менделеев считал, что университетское образование должно стараться возбудить у студентов желание внести свою лепту в сокровищницу науки, которая бесконечна и в которой с каждым днем появляются все новые и новые задачи.
Центральная задача психологического образования в вузе — воспитание психологической культуры личности будущего специалиста. Смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает глубокую потребность не только в психологическом знании и осознании психологических
Значение психологического образования в вузе
Гуманистический потенциал психологии — основа позитивного отношения участников образова тельного процесса
Как избежать
бюрократизации
сознания?
свойств собственной личности, но и в умении использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций в контексте общечеловеческих ценностей. Испытывать ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, отношения, быть ответственным за них.
Познание себя как психологический процесс есть работа чувств, ума, эмоций с переходом на высший уровень, когда совесть просветлеет душу [2]. Этому-то познанию и призвана помогать психология.
Психологическое образование в вузе предполагает получение определенных научных знаний по психологии. И прежде всего тех, которые раскрывают наиболее существенные закономерности и условия становления личности самого студента, создают условия для его осознанного личностного и профессионального самоопределения. Психология позволяет лучше понимать себя, выстраивать отношения с другими людьми и окружающим миром в целом. Активное владение психологическими знаниями способствует развитию умения управлять собственной жизнью: своим поведением, отношениями, гражданским самоопределением, приобщением к миру культурных ценностей. Не случайно Е.А. Климов рассматривал психологическую грамотность как минимально необходимый уровень развития психологической культуры [8].
Конечно, психологические знания не способны автоматически ввести человека в пространство психологической культуры. Сам по себе интерес человека к вопросам психологии, подкрепленный особым вниманием к его собственному внутреннему миру, еще не гарантирует ни интереса к «живой» личности стороннего человека, ни желания понять и принять ее своеобразие. Надо помочь обучаемому «войти» в психологическую культуру, пробудить у него желание жить по совести, то есть отвечать перед людьми и самим собой за свои поступки, действия и их последствия.
Культурно-нравственный, гуманистический потенциал психологии способен стать основой уникальной атмосферы позитивного взаимодействия субъектов образовательного процесса и гарантом их личностного развития.
Многие негативные моменты в самостоятельной работе выпускников вузов происходят не столько из-за их слабой подготовки в области научных знаний или владения умениями и навыками практико-ориентиро-ванной деятельности, сколько из-за непонимания ими
Безразличие и отключение гражданских чувств
Средство эффективной организации работы
Приверженность ко всему устаревшему, отжившему
Чтобы разорвать порочный круг, надо решать задачу нравственного и психологического выздоровления общества
сути и смысла своей профессии, из-за отсутствия у них личностно-профессиональной позиции в избранной специальности, нравственной ответственности за свою профессиональную деятельность. Это создает благоприятную почву для развития так называемого бюрократического сознания, которому присущи следующие общие установки:
• безразличие к социальному назначению и последствиям своей служебной деятельности, что проявляется в преувеличенном внимании к форме дела за счет недооценки его существа;
• отключение гражданских чувств и нравственных принципов при выполнении служебных обязанностей, подмена (чаще всего непроизвольная, но от этого не менее опасная) общих — государственных — интересов частными — ведомственными или корпоративными, порой даже личными;
• отношение к служебной иерархии не как к средству эффективной организации работы, а как к самоцели, что зачастую влияет не только на действия работника, руководствующегося принципом «что понравится начальнику», но и на сам образ его мыслей, когда он вольно или невольно старается думать и рассуждать, имитируя логику своего начальника;
• консерватизм — ориентация на неизменность, устойчивость положения, на максимальную подконтрольность каждого нижестоящего на лестнице должностей вышестоящему (бюрократический принцип «начальству виднее»); на исключение всякого риска и неопределенности, что объективно способствует застою, ибо сегодня прогресс невозможен без инициативы, творчества и, следовательно, без элементов рассчитанного риска [9, с. 190].
Господство этих установок со временем привело к искажению критериев оценки работников: стали цениться не ищущие и самостоятельные люди, от которых, как известно, можно ждать всяческого «беспокойства», а прилежные и послушные исполнители, умеющие подладиться к любому начальнику.
Высшему образованию необходимо решать задачу нравственного и психологического выздоровления общества, чтобы разорвать порочный круг воспроизводства бюрократизма, серости и бескультурья. Усиление внимания к вопросам нравственного воспитания и психологической культуры студентов должно помочь им не попасть в круг бюрократических отношений в их будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение — процесс многотрудный
Ценность
психологического
образования
Уважение к личности каждого обучающегося, внимание к нему педагогов и сотрудников госструктур
Конечно, профессиональное самоопределение — длительный и многоаспектный процесс. Оно происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Главное в нем то, что профессиональное самоопределение обусловлено личностными свойствами человека. Фактически оно является частью личностного самоопределения, связанного с ценностными представлениями человека, с потребностью определения смысла жизни, с поисками и утверждением своего пути в мире, с ориентацией на будущее, в котором значительное место занимает будущая профессия. Сущность самоопределения человека и состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.
Психологическое образование на факультетах любого профессионального профиля отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения. Истинное высшее образование предполагает:
• осознание будущими специалистами того, почему они выбрали этот вуз, эту науку, эту профессию, эту специальность;
• развитие у студентов потребности познать выбранную сферу науки и деятельности, внести в нее что-то новое, продвигающее ее вперед;
• формирование готовности к личным усилиям для удовлетворения этой потребности, для углубленного погружения в науку, для овладения профессией. Ученые подчеркивают, что воспитательное значение науки состоит столько же в самом открытии, сколько в усилии, благодаря которому оно достигается;
• воспитание у студентов необходимых для выполнения выбранной профессии личностных качеств;
• расширение научного и мировоззренческого горизонта;
• понимание студентами того, что в профессиональную компетентность непременно входит этическое осмысление каждого шага своей профессиональной деятельности, каждого момента общения с коллегами и другими людьми.
Молодые люди, получающие высшее образование, нуждаются в уважении к личности каждого человека, внимании к нему со стороны педагогов вуза и всех государственных структур, в востребованности его обществом как специалиста и гражданина.
Один из аспектов этического смысла психологического образования в вузе — «открыть глаза человеку на
Только уважая свой труд, можно уважать труд других
Риск
«эмоционального выгорания»
«Выгорают» те, кто выбрал не «свою» профессию
«Выгорают», если нет интересов помимо работы
богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые еще не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь» [2, с. 347]. Только так можно сформировать чувство ответственности за процесс и результат профессиональной деятельности. Без этого невозможно психологическое благополучие деятеля.
Психологическое образование вне контекста воспитания психологической культуры личности таит в себе много профессиональных рисков.
Культурный уровень и порядочность человека находятся в прямой зависимости от любви к труду, от уважения труда и своей профессии. Непорядочный человек подозрителен: он в каждом видит жулика («Так уж ничего он с этого не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, больше всех надо?!», а любую удачу другого объясняет либо тем, что «кто-то его толкает, кто-то стоит за ним», либо тем, что тот действует недозволенными средствами (хитростью, лестью, обманом).
Скажем больше: только уважающий свой труд человек может ценить и уважать труд другого, с пониманием относиться к чужой усталости, творческому азарту, бескорыстию, профессиональному интересу, сочувствовать его переживаниям и сомнениям другого человека.
Неправильный выбор профессии может усложнить всю жизнь человека, усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно ведя его к ухудшению. Г. Селье, которому принадлежит открытие всемирно признанной теории стрессов, замечает, что большинство людей страдают от того, что не могут найти удовлетворения в своей профессии, не имеют вкуса к занятиям ею, не могут добиться успеха в избранной деятельности.
Сегодня в психологии интенсивно изучается синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром уже коснулся самых разных специалистов — учителей, врачей, психологов, юристов, полицейских.
А ведь «выгорают» в основном те, кто не сумел вовремя понять собственные потребности, интересы, разглядеть свои способности и соотнести свои личностные качества с качествами, требуемыми для работы по избранной специальности.
«Выгорают» те, кто выбрал не «свою» профессию.
«Выгорают» и те, кто не имеет значимых для себя интересов помимо работы. Б.М. Теплов считал, что узкая направленность личности страшна, что интерес к «свое-
с честностью в жизни
му делу»... делает человека «глухим ко всем другим впечатлениям жизни... душевно мертвым» [10, с. 307]. Честность в науке Одной из наиболее значимых ценностей в ходе про-
неразлучна фессиональной подготовки специалиста является цен-
ность добросовестного труда. Однако важную роль в осуществлении профессиональной деятельности играют побуждения, намерения человека, то, ради чего он эту деятельность осуществляет*.
Именно ценностные ориентации выражают направленность личности, формируют общий подход человека к миру, людям, к своей профессии, к самому себе, определяют, какие средства допустимы для достижения того, к чему он стремится. Академик Ф.И. Иноземцев отмечал, что честность в науке неразлучна с честностью в жизни и кто в науке видит одну только «дойную корову» для себя, тот не честный слуга, а промышленник, обращающий светлое имя науки в торговый промысел.
Действительно, существует взаимосвязь между целью и средствами ее достижения. Нравственно оправданная цель не может достигаться безнравственными средствами. К благородной цели всегда можно прийти честным путем. А если нельзя, значит, цель недостойная.
Нередко одним из эмоционально острых моментов для человека является его неудовлетворенность своим профессиональным ростом.
Как известно, профессиональной карьерой принято называть путь становления человека как профессионала. Согласно Вл. Далю, карьера — это «путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижения чего» [11, с. 95].
Е. А. Климов справедливо обращал внимание на то, что «профессиональный жизненный путь — это. путь не по " должностям" и "постам", а по ступеням профессионализма» [8]. А профессиональный рост — это интеллектуальное, духовное, нравственное развитие, это широта интересов и социальная активность. Верх, вершина в профессиональном развитии — это, прежде всего, вершина профессионального мастерства, это признание и уважение специалистов в данной профессиональной области, а не занятие «начальствующих должностей».
Путь не по должностям, а по ступеням профессионализма
* Языковед И.Б. Левонтина отмечает: «...предлог "ради" имеет очень высокий "личностный накал": для него чрезвычайно существенны индивидуальные побуждения субъекта, его предпочтения и представления о ценностях, его личный выбор» [Цит. по: 8, с. 180].
Движение человека к вершине своего профессионального пути
Переосмыслим понятие
«профессионализм»
Утверждать гуманистические ориентиры человечества
Движение человека, для которого значима его работа, к вершине своего профессионального пути приводит к тому, что жизнь его наполняется позитивным смыслом. Профессия тем и отличается от увлечения, хобби, что требует от человека затраты всех сил, безраздельного служения ей. И возможности творческого роста в профессии прямо пропорциональны духовному росту личности, требуют широты интересов, социальной активности и ответственности.
В историю своей страны и в историю человечества люди входят не как должностные лица, а как активные и прогрессивные деятели в той или иной области научной, культурной, общественной жизни. Как ученые, поэты, архитекторы, педагоги, психологи, строители, полководцы, инженеры, врачи, певцы, печатники, кулинары и пр. И в памяти своих близких каждый из нас остается как человек со своими личностными особенностями, проявлявшимися в его отношениях к людям и делу, которым он занимался. Одну из своих работ В.В. Давыдов заканчивал такими словами: «Наверное, смысл человеческой жизни и заключается в том, что смерть наступает лишь как печальный итог развития организма. А личность, воплощенная в результаты ее деятельности, может жить многие годы, а иногда и вечно».
Профессионализм — это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств. В. А. Пономаренко писал о том, что духовная культура входит в структуру психического образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития и самосовершенствования [2].
Конкурентная способность специалиста в любой области, весьма актуальная в наше время, должна основываться на его профессиональной компетентности, общей и психологической культуре личности, а не на стремлении любыми способами занять престижную должность.
Высшее профессиональное образование должно более последовательно утверждать гуманистические, культурные ориентиры человеческого существования, воспитывать психологическую культуру личности специалистов, которых оно выпускает в жизнь, тем самым постепенно восстанавливая культурный потенциал современного общества.
Высшее образование потому и считается высшим, что оно приобщает молодых людей не только к знаниям, науке, но и к мировой и отечественной культуре, к современной общественной жизни, учит их руководствовать-
Разработка новых
образовательных
стандартов
Значение
нравственной
позиции
Специфика психологии
Теоретическая психология
ся в общении и взаимодействии с людьми высокими критериями справедливости, совести, достоинства, сочувствия. Развивает у них желание и умение не только отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим, но и противостоять агрессивным, антигуманным явлениям и пр. В противном случае это образование не высшее, а не поймешь какое.
При разработке для вузов новых образовательных стандартов по психологии следует в большей мере учитывать высокую значимость духовно-нравственной составляющей профессионализма и психологической культуры личности специалиста. В. А. Пономаренко писал, что душа — это страсть, а дух — самосознание себя и отношение к миру, себе, людям, которое всегда мучает мыслью, что не все еще познал, не все сделал должное, не достиг вершин профессионализма. Истинный профессионализм — в самооценке, самопознании, в нравственной ответственности» [2].
Сегодня заметно возрастают роль и значимость не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности, совести за исполнение и результат своей деятельности. Именно в таких специалистах остро нуждается общество.
Практический психолог весьма востребован обществом. Его работа интересна, сложна, ответственна и представляет собой глубочайшее взаимодействие науки и практики.
Психолог в какой-то степени задает «зону ближайшего развития личности» окружающих его людей. Диапазон и содержательная наполненность этой зоны могут сильно различаться и в значительной мере определяются психологической культурой личности психолога.
Уточним, в чем состоит специфика практической психологии и чем она отличается от психологии фундаментальной (теоретической) и прикладной.
Психология как наука изучает психику человека (или животного), закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. По существу, психология человека — наука о сути человека, о том, что позволяет человеку существовать, жить, действовать в этом мире.
Теоретическая психология человека изучает общие законы развития психики, выявляет и исследует психологические механизмы этого развития, проявления личности, решает задачу познания закономерностей психической жизни человека.
Прикладная психология (ее еще называют отраслевой) непосредственно связана с общей психологией и изучает специфические законы, механизмы и закономерности психической деятельности человека в конкретных социальных, профессиональных и иных условиях его жизни, деятельности, отношений. А поскольку человек есть везде, то прикладная психология представлена во всех сферах общественной жизни общества.
Практическая психология основана на применении психологических знаний для решения на научной основе проблем, возникающих в реальной жизни и деятельности конкретных людей. При этом она опирается на знания фундаментальной и прикладной науки.
Практическая психология, по сути, соединила в себе фундаментальную науку о закономерностях психического и личностного развития человека и практику реализации возможностей этого развития в определенных социальных и психолого-педагогических условиях его жизни и деятельности.
Можно говорить о набирающем силы новом, научно-практическом направлении психологии развития. Отличие исследований этого направления от академи-
психологии развития
ческих исследований заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности развития, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и закономерностей в контексте целостного становления личности конкретного человека.
Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснить психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально иное отношение практические дисциплины во всем строе науки по сравнению с прежней психологией. Там практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько, практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки. Теперь положение обратное; практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач [12].
Необходимость Чтобы психологические знания могли широко при-
ориентации на меняться в реальной работе, психологическое исследо-
практику
вание с самого начала необходимо ориентировать на практику. Характер этих исследований в значительной степени зависит от теоретических взглядов и позиций ученого.
Прикладная психология
Практическая психология
Научно-
практическое
направление
Ориентация на теоретическую концепцию
Возможное мнение конвенциональных психологов
К. Роджерс интересно и весьма убедительно проанализировал зависимость форм, методов и содержания научной и практической работы психолога от его ориентации на ту или иную теоретическую концепцию. Позволю себе привести довольно обширную выдержку из его работы «На пути создания более гуманистической науки о человеке». Во-первых, потому, что в ней наглядно показана принципиальная разница двух подходов к изучению психического развития ребенка — конвенционального и гуманистического, а во-вторых, представлены чрезвычайно тонкие суждения гуманистически ориентированных психологов о взаимодействии взрослого и ребенка: «Давайте пофантазируем и представим себе, что лет 10 тому назад Пиаже приходит поступать в аспирантуру и говорит приемной комиссии, члены которой конвенциональные психологи, следующее: "Я хочу написать диссертацию. Надеюсь, что она внесет определенный вклад в науку. Вот мой план работы. Оцените его с точки зрения, насколько он пригоден для присуждения степени после того, как будет выполнен. Я буду проводить глубокое и внимательное наблюдение за детьми, особенно за своими двумя дочерьми, в течение ряда лет. В результате тщательных наблюдений и анализа данных я смогу получить полезные сведения о природе умственного развития. Я ожидаю, что получу интересные данные по поводу детских логических рассуждений, увижу пути развития детских суждений и развитие умственного процесса. Думаю, такое исследование принесет пользу науке".
Члены комиссии, конвенциональные психологи, сказали бы: "Это сплошная эмпирика. А где гипотеза исследования? Где план исследования? У вас нет контрольных групп. Число ваших испытуемых. двое, не годится для статистического анализа. Ваше так называемое исследование не тянет по замыслу на научную степень".
А теперь представим себе, что Пиаже обратился в гуманистически ориентированный университет с тем же самым планом своего исследования.
Члены приемной комиссии внимательно знакомятся с его предложениями и затем говорят ему: "У нас есть несколько серьезных вопросов к вам, постарайтесь их продумать и ответить на них. Можете ли вы подойти к этим двум детям как квалифицированный психолог, но с открытым умом? Под этим мы понимаем следующее: вы должны быть знакомы с новейшей литературой и последними данными в этой области. И в то же время должны
Максимум
профессиональной
подготовки
суметь работать так, чтобы все эти знания не сужали ваше восприятие ситуации, не делали его ригидным, зафиксированным на тех вещах, которые вам "хотелось бы увидеть" и которые вы "ожидаете получить".
Минимум предварительных гипотез! И максимум профессиональной подготовки! Сумеете? Сможете ли вы так внутренне погрузиться в жизнь ребенка, чтобы суметь ощутить и пережить то, что будет происходить в опыте наблюдаемых детей? Сможете ли вы при этом каждый момент оставаться взрослым наблюдателем, не теряя способности анализировать и продумывать все, что оказывается в этом вашем совместном с ребенком опыте? Вы способны совмещать в себе одновременно две точки переживания и оценки опыта — детскую и свою, исследовательскую?
Можете ли вы вести свою работу так, чтобы, накапливая опыт наблюдений, суммируя данные, классифицируя, продумывая их, вместе с тем не строить никаких предварительных выводов, концепций, паттернов о внутренних механизмах происходящих на ваших глазах событий и ваших собственных действий? И оставаться внутренне раскрепощенным исследователем до самого заключительного момента, когда действительно будет пройден большой этап работы? Иными словами, способны ли вы работать так, чтобы ваши предварительные умозаключения не подменяли данные в процессе их сбора и первичной классификации? Сможете ли вы затем представить гипотезу о фактах и данных, которые наиболее поразили вас в ходе наблюдений?
Если вы в состоянии положительно ответить на заданные вопросы, тогда мы поддержим работу и, с нашей точки зрения, она будет отвечать тем требованиям, которые мы предъявляем к научным трудам» [13, с. 12-14].
Практический психолог образования сочетает в себе ученого и практика: как ученый он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению достоверных знаний о ребенке, а как практик - применять эти знания к решению повседневных реальных проблем. Важно не только не путать эти позиции, но и отдавать себе отчет в практической работе, какими научными представлениями о развитии психолог руководствуется в работе с ребенком и какую цель при этом преследует.
Повседневная работа Психолог в своей повседневной работе проводит психолога обследование или изучает учащихся. Но его изучение
отличается от экспериментальной работы научного
Практический психолог сочетает в себе ученого и практика
Проблемы психологической службы образования
Практические психологи
образования должны ориентироваться в проблемах обучения и воспитания
Нарастающая востребованность психологов-практиков
сотрудника. Основная разница в цели: почему и для чего они начинают обследование и изучение. И дело здесь в специфике профессиональной деятельности. У научного работника есть плановая тема или проблема, его интересующая. Для решения этой проблемы он изучает историю вопроса, разрабатывает стратегию исследования, подбирает методики и контингент испытуемых, при работе с которым он и решает общенаучные проблемы.
У педагога-психолога тоже есть определенный контингент. Но это не испытуемые, а ученики со своими конкретными проблемами и индивидуальными особенностями. Для решения их проблем психолог ищет и подбирает методические средства.
Столь непростое взаимодействие науки и практики в деятельности психолога, где так или иначе взаимообусловлены психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования. С этим связана и сложность работы педагога-психолога. Отсюда проистекают трудности как в разработке программ профессионального образования кадров для практической психологии образования, так и в профессиональном самоопределении молодых людей, избравших эту специальность.
Практические психологи образования — специалисты, которые должны не только иметь глубокие знания по психологии и смежным с ней научным дисциплинам, но и грамотно ориентироваться в современной системе обучения и воспитания, в реальной жизни воспитанников дошкольных учреждений или учеников школ различного типа. Ведь надо понять истоки возникновения проблем и найти способы их решения.
Студенты должны усвоить не только науку психологию, но и возможные способы реализации научных знаний в конкретной работе с конкретными людьми разного возраста и с коллективами.
Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному расширению подготовки кадров в масштабах страны, с другой — таит в себе опасность снижения их профессионального уровня. Еще сравнительно недавно сурово и справедливо критиковали кратковременные курсы обучения практических психологов образования. Сейчас психологи обучаются в вузах на протяжении нескольких лет, а претензии и нарекания к их работе все равно возникают. Почему это происходит?
Проблемы состояния психологической службы в системе образования
Психология для абитуриентов — загадка, тайна за семью печатями
Готовность выпускников школ к высшему психологическому образованию
Можно, конечно, считать, что претензии вызваны непониманием сути работы педагога-психолога. Однако, думается, стоит критически осмыслить как содержание профессиональной деятельности, так и подготовку к ней.
Ведь мудрость, как считал Ю.М. Лотман, состоит в том, чтобы критически относиться к себе и снисходительно к другим.
Очевидно, дело не только в продолжительности обучения, но и в продуманности как его качества, так и сути практической деятельности специалиста. За состояние психологической службы в системе образования, ответственность несут не столько сами педагоги-психологи, сколько ученые-психологи, разрабатывающие проблемы научно-практической психологии, вузы, готовящие практических психологов, органы управления образованием.
Определенные сложности в подготовке психологов заключаются в отсутствии этапа их довузовской подготовки, в содержание которой входит создание условий для знакомства учащихся с наукой психологией, для развития у них хотя бы элементарной психологической грамотности.
Поступая на другие факультеты (математический, биологический, филологический, химический и пр.), молодые люди имеют представление об основах этих наук и о той практике, которая с ними связана. Психология же остается загадкой, которую каждый пытается отгадать по-своему, на основе житейских представлений, отрывочных знаний, чьих-то мнений.
Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов 1—2 курса (бакалаврами) показывает, что выпускники зачастую идут туда по случайным основаниям: это модно, престижно, интересно и пр. При этом многие из них даже не представляют, в чем будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия и тренинги, которые проводят школьные психологи, разжигают интерес к психологии, но не дают целостного представления о ней как науке и практике. Не здесь ли истоки будущих разочарований?
Неподготовленность выпускников школ к получению высшего психологического образования оказывает негативное влияние и на процесс преподавания психологии в вузе. Об отсутствии психологических знаний у учащихся писал еще Г.И. Челпанов: «Я, начав свою академическую деятельность в 90-х гг., столкнулся с этим
вопросом. В те годы гимназисты поступали в университет с необыкновенно слабым знанием психологии, правильнее сказать, они ничего не знали. Поэтому приходилось преподавать психологию в очень популярной форме. <...> Но делать нечего: приходилось читать курс элементарный. Нужно было подумать о том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы: как предмет общеобразовательный психология должна иметь место в средней школе» [14, с. 373]. Георгий Иванович на собственной педагогической практике убедился, что преподавание психологии в средней школе благотворно влияет на уровень постижения студентами психологии в вузе.
У студентов должны Важно на первых же занятиях сформировать у сту-быть сФормированы дентов представление о специфике предстоящего обучения, настроить их не просто на обретение новых знаний, но и на изменение видения ими проблем, с которыми они уже имели дело, положить начало развитию нового для них типа мышления — мышления практического психолога. И нового типа эмоциональной отзывчивости. Развитие студентов не только в интеллектуальном плане, но и в эмоциональном и есть гуманистическая ориентация образования на развитие личности будущего специалиста и укрепление его психологического здоровья.
Какого человека хотят сегодня видеть на должности педагога-психолога в учреждениях образования? Прежде всего умного, умеющего думать, сомневаться, принимать решения. Он должен обладать культурой и самостоятельностью мышления. Самостоятельность мышления — одно из важнейших измерений личности. Ф.М. Достоевский противопоставлял личность и безличность, в первую очередь, по способности или неспособности самостоятельно мыслить, а режиссер Г.М. Козинцев говорил своим студентам: «Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом».
Развивать интеллект Система научных и практических занятий в вузе
психолога-практика призвана способствовать развитию интеллектуальных
способностей практического психолога. У психолога должна вырабатываться профессиональная способность немедленно припомнить то, что в данную минуту необходимо. Его личный запас знаний должен находиться в постоянной готовности к использованию в самых различных вариантах и комбинациях. Это очень важно, так как интеллектуальная деятельность практического
представления о специфике предстоящей деятельности
Какой педагог-психолог нужен школе?
Особенность «ума практика»
Предвидеть последствия своих действий
психолога заключается, прежде всего, в глубинном анализе всех полученных данных, фактов, сведений, в синтезе всего известного о ребенке или взрослом. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию — интерпретацию.
Выпускника факультета практической психологии образования можно считать подготовленным к самостоятельной профессиональной деятельности, если у него сформировалось особое мышление, оригинальность которого заключается в сочетании теоретического и практического ума [15].
Б.М. Теплов обосновал, что умственная деятельность в «практической» сфере отнюдь не является более простой или менее ценной, чем собственно теоретическая деятельность. «Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать. в том, что тут действуют "два разных интеллекта". Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека» [Там же, с. 224].
Исследователь подчеркивал, что теоретическое и практическое мышление по-разному связаны с практикой: «Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач. <...> Отсюда та своеобразная ответственность, которая присуща практическому мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их, иногда в течение очень длительного срока... У практика возможности пользоваться гипотезами несравненно более ограничены... практический работник далеко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жестокие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы ума» [15, с. 224—225].
Для практического ума характерна огромная работоспособность, соединенная с беспредельной любознательностью, живым интересом к самым разным областям жизни.
От уровня развития и глубины ума психолога зависит его умение предвидеть последствия своих действий, поступков, слов, отношений. Будущим педагогам-психологам очень важно развить у себя такой феномен, как предвидение.
Осознавать границы своей
компетентности
Ответственность за рекомендации
Сложность работы
практического
психолога
Предвидеть — значит быть способным по отдельным признакам предугадать ход развития еще не совершившихся событий. Б.М. Теплов писал: «Предвидеть — значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут». Предвидение — это «высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное. Предвидение — результат глубокого проникновения в обстановку и постижение главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий» [15, с. 274].
Способность предвидеть дает специалисту возможность осознать границы своей профессиональной компетентности. В.М. Розин замечал: «.действия психолога-практика должны быть весьма осторожными и постоянно корректироваться, исходя из результатов психологической помощи и постоянного уяснения самого случая. В связи с этим формулу действий психолога можно определить так: максимум рефлексии и культуры мышления, максимум осторожности, максимум ответственности» [16, с. 22].
Такая ответственность особенно необходима при разработке рекомендаций, которые педагог-психолог предлагает учителям, учащимся, родителям. Эти рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначаются.
Этому студентов надо специально и серьезно учить. Недавно в Психологический институт пришла мама девятилетнего мальчика и попросила объяснить смысл написанного психологом в записке. А там было написано: «У мальчика наблюдается ослабление " Я-концепции", прошу обратить внимание». Что тут скажешь?
Студенты должны хорошо усвоить, что психолог всегда несет полную ответственность за рекомендации и конечный результат. Подчеркнем, что сделать выводы о возможных психолого-педагогических мероприятиях, стимулирующих развитие школьника, психолог имеет право только в том случае, если он не ограничивался лишь констатацией уровня развития ребенка, а получил и проанализировал достаточно полную психологическую информацию о нем.
Сложность работы практического психолога очевидна. Он осуществляет свою деятельность в системе психологической службы образования, реализует цели и решает задачи этой службы:
• цель — психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста;
Профессиональная
подготовка
психологов
Культурно-нравственный и гуманистический потенциал психологии
Психологическая грамотность и психологическая культура личности специалиста
• основная задача — содействие не только полноценному психическому развитию, но и духовному развитию детей на возрастных ступенях дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности;
• основное средство — создание вместе с педагогическим коллективом и родителями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания растущим человеком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития творческой индивидуальности.
В настоящее время сложные вопросы здоровья детей, школьников, молодежи приобретают особую актуальность. Психическое здоровье, психологическое здоровье и психологическая культура личности растущего и взрослеющего человека — это реальные взаимосвязанные проблемы, которые находятся в компетенции практического психолога.
Только высокий уровень профессиональной подготовки психологов — подготовки интеллектуально и эмоционально развитого, нравственно воспитанного и граждански ориентированного будущего специалиста — может помочь решению непростых задач полноценного образования.
Если учесть, что психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие ребенка, его душевный комфорт, то надо признать, что подготовка специалиста к такой деятельности требует особого внимания, особых программ и особых преподавателей.
В настоящее время при подготовке педагога-психолога нередко в учебном процессе больше внимания уделяется теориям, методикам, техникам, статистике и пр. (что, конечно, тоже необходимо) и в значительно меньшей степени раскрывается культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии. Осознание студентами этого потенциала позитивно влияет на развитие психологической культуры их собственной личности.
Сейчас в подготовке практического психолога четко не разведены и не обоснованы понятия «психологическая грамотность специалиста» и «психологическая культура личности специалиста». Это проявляется в неумении психологов культурно взаимодействовать с педагогами и родителями как с партнерами по решению вопросов развития, обучения и воспитания детей и школьников. А ведь характер использования психоло-
гических знаний в работе с людьми разного возраста и статуса определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и психологической культурой личности выпускника вуза.
Профессиональная культура и психологическая культура личности специалиста (любого специалиста, в том числе, конечно, и психолога) — это не синонимы, это два разных феномена. И важно, чтобы в профессиональной деятельности человека они взаимодействовали. Требования Современная жизнь предъявляет все более высокие
к незаурядности требования к незаурядности личности специалиста в
личности
любой сфере деятельности, к уровню не только профес-
специалиста
сиональной его подготовки, но общей и психологической культуры. Сейчас уже недостаточно усвоить содержание научного и практического знания и оказаться «много знающим» и «много умеющим» в своей профессии — необходимо овладеть содержанием культуры своей профессии и добиваться роста своей личности. Особое значение Сегодня следует иметь в виду значение внутренней
внутреннеи позиции позиции самого человека в отношении к самому себе как
человека
личности, к своему месту в жизни (вообще), к своей профессии и своему месту в профессии. В. С. Мухина настаивает на том, что внутренняя позиция укрепляет человека как личность [17, с. 537], развивает в человеке чувство личности и саму его личность. Она пишет: «Самосознание человека и его чувство личности побуждает его к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни, в экстремальных ситуациях и в творчестве» [Там же, с. 739].
Следует обратить особое внимание на значение формирования у человека внутренней позиции — особого ценностного отношения к себе как личности, к окружающим людям, к своему месту в профессии.
В этой связи возрастает ответственность человека в его профессии. Психологическое образование в вузе предполагает особый подход преподавателя вуза к преподаванию психологии, требует корректировки учебных программ в высших учебных заведениях, выпускающих специалистов как в научную, так и в практическую профессиональную деятельность любого профиля и направления.
1. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.
2. Пономаренко В.А. Нравственное небо. — М., 2010.
3. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. - М. ; Белгород, 2002.
4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. -М., 2000.
5. Лакшин В. Открытая дверь. - М., 1989.
6. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб., 2003.
7. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2002.
8. Климов Е.А. Кратко о психике. — М., 2009.
9. Мы живем среди людей: кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. - М., 1989.
10. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды: в 2 т. Т. 1. -М., 1985. - С. 306-312.
11. Даль В.И. Карьера // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. II. - М., 1981. - С. 95.
12. Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. - М., 1984.
13. Rogers K. Forward a more human science of the person // Journal of Humanistic Psychology. - 1985. -Vol. 45. - № 4. Spring. - P. 7-24.
14. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. - М. ; Воронеж, 1999.
15. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. - М., 1985. - С. 223-305.
16. Розин В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения / Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2009. - Т. 6. - № 4.
17. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 3-е изд., исправл. и доп. - М., 2013.