публикации членов российской академии образования
Дубровина И.В.
гуманитарный потенциал преподавания психологии в вузе
Одна из важных задач системы образования - сохранение и воспроизводство культурного потенциала страны. А это в большой степени зависит от профессиональной подготовки специалистов для различных сфер общественной практики и жизни. Профессионализм - это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, интеллектуальных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств. Поэтому развитие профессиональной компетентности выпускника вуза как показателя его профессионализма является в настоящее время одной из важнейших задач высшего образования.
Профессиональная компетентность специалиста - воспитуемое интегратив-ное личностное качество. Воспитание профессионала в высшем учебном заведении - это формирование человека труда, обладающего совокупностью социальных, личностных, деловых, интеллектуальных и нравственных качеств. Полноценное высшее образование в принципе предполагает приобщение человека не только к знаниям, но и духовным ценностям, представленным в культуре. Потому сама личность молодого человека, и определение им сути своего профессионального пути в значительной степени являются продуктом профессионального образования и той общей и психологической культуры личности, в которую вводит его это образование.
Ослабление гуманитарной составляющей среднего образования обедняет область духовной культуры выпускников школ и ставит перед высшим образованием сложную задачу ее обогащения, с чем высшая школа не всегда справляется. Поэтому в современном обществе все больше становится так называемых образованных людей (получивших высшее и выше высшего образование) и все меньше -социально ответственных и культурных. Не случайно, много нареканий вызывают современные специалисты - врачи, юристы, учителя, политики, строители и др., не говоря уже о чиновниках всех уровней, среди которых - разлитое отсутствие совести. Содержание феномена «совесть» составляет комплекс эмоциональных переживаний человека, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и перед самим собой за свои действия, отношения, деяния, за свое поведение и общение. В словаре В. Даля понятие «совесть» толкуется как нравственное сознание, нравственное чувство человека, которое отзывается одобрением или осуждением каждого своего поступка.
Очевидно, утрата «профессиональной совести» происходит потому, что во многих высших учебных заведениях, как и в средней общеобразовательной школе, распалась связь и взаимообусловленность образования и культуры. «Образование без культуры, - считал И. Ильин, - есть дело ложное и опасное, ибо оно создает людей самомнительных и заносчивых, напористых и беззастенчивых карьеристов» (4, с. 194).
Сам процесс образования должен быть в большей степени нацелен на воспитательную задачу формирования личности будущего специалиста.
Конечно, воспитание студентов - спорная проблема. Надо ли и корректно ли воспитывать взрослых людей? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. В современной педагогике (и еще более явно в психологии) преобладает подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с заданным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности. Разработка и реализация таких условий в системе профессиональной подготовки человека - актуальная задача вузовской педагогики и психологии. Таких условий много, обозначу только два из них, которые могут активизировать потенциальные образовательные возможности учебного предмета «психология» в вузе.
Первое условие - укрепление намечающихся тенденций к гуманитаризации современного высшего образования. «Гуманитарное образование оберегает человека от технократического снобизма и примитивного прагматизма, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности» [3, с. 249]. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой реальности. такое знание, по определению М.Б. Пиотровского, «есть база и критерий для принятия и стиля жизни в быту, экономике, политике» [6, с.102].
Сущность гуманитаризации раскрывается как гуманистическая ориентация образования на развитие личности молодого человека, какую бы конкретную специальность он не приобретал. А процесс освоения знаний должен пониматься как средство «вхождения» молодого человека в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке и обществе. Для Ю.М. Лотмана процесс обучения вообще является «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни [8, с. 167].
Поэтому не случайно, что почти во всех вузах введено психологическое образование как часть общего образования. Гуманитарный потенциал учебного предмета «Психология» можно рассматривать как часть культурного процесса, направленного на развитие внутреннего мира, нравственного потенциала, гуманистического мировоззрения студентов. Это особенно актуально в настоящее время, когда выпускники школ после сдачи ЕГЭ рассылают свои аттестаты в разные вузы, куда-то поступают, нередко не отдавая себе отчета - куда и зачем.
Многие негативные моменты в самостоятельной работе выпускников вузов происходят не столько из-за их слабой подготовки в области научных знаний или владения умениями и навыками практико-ориентированной деятельности, сколько
из-за непонимания ими сути и смысла своей профессии, отсутствия у них лич-ностно-профессиональной позиции в избранной специальности, нравственной ответственности за свою профессиональную деятельность.
У выпускников вузов нередко отмечается:
- отсутствие психологической готовности к действиям в нестандартных ситуациях;
- страх за последствие своих действий, за возможность ошибки, неумение психологически взять ответственность на себя;
- слабо развитая способность предугадать ход развития еще не развернувшихся событий;
- неготовность противостоять негативным социальным явлениям;
- недостаток культуры межличностного, делового, межнационального и другого общения;
- весьма низкий уровень нравственного развития личности.
Это требует выработки новых принципов в системе подготовки человека к профессиональной деятельности. Преподавание психологии в вузе должно содействовать развитию той стороны профессионализма, которая закладывает основы, прежде всего, профессионального сознания - духовного содержания профессии. В.А. Пономаренко замечает, что духовная культура входит в структуру психологического образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития, самосовершенствования [9].
Нравственный потенциал учебного предмета «психология» позволяет определить центральную задачу психологического образования в вузе - воспитание психологической культуры личности будущего специалиста. Смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает глубокую потребность не только в психологическом знании и в осознании психологических свойств собственной личности, но и в умении использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций в контексте общечеловеческих ценностей и ответственности [2].
Психологическое образование в вузе предполагает получение определенных научных знаний по психологии. И прежде всего тех, которые раскрывают наиболее существенные закономерности становления личности самого студента и создают условия для его осознанного личностного и профессионального самоопределения.
Однако психологические знания не способны автоматически ввести человека в пространство психологической культуры личности. Надо помочь студенту «войти» в психологическую культуру, пробудить его желание жить по совести, то есть отвечать перед людьми и самим собой за свои поступки, действия и их последствия. По мысли В.А. Пономаренко, познание себя как психологический процесс есть работа чувств, ума, эмоций с переходом на высший уровень, когда совесть просветлеет душу [9]. Такому познанию и призвана помогать психология.
Известно, что профессиональное самоопределение - длительный и многоаспектный процесс. Оно происходит на протяжении всего жизненного пути человека, фактически является частью личностного самоопределения, связанного
с ценностными представлениями человека, с потребностью определения смысла жизни, с поисками и утверждением своего пути в мире, с ориентацией на будущее, в котором значительное место занимает будущая профессия. Сущность самоопределения и состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.
Психологическое образование в вузах любого профессионального профиля отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения, которое включает:
• осознание будущими специалистами того, почему они выбрали этот вуз, эту науку, эту профессию, эту специальность;
• развитие у студентов потребности познать ту сферу науки и деятельности, которую выбрали, внести в нее что-то новое, продвигающее ее вперед;
• формирование их готовности к личным усилиям для удовлетворения этой потребности, для углубленного погружения в науку, для овладения профессией;
• воспитание у студентов необходимых для выполнения выбранной профессии личностных качеств;
• расширение научного, культурного и мировоззренческого горизонта;
• готовность противостоять негативным социальным явлениям;
• понимание студентами того, что в профессиональную компетентность непременно входит этическое осмысление каждого шага своей профессиональной деятельности, каждого момента общения с коллегами и другими людьми.
Профессиональное самоопределение вне контекста выше указанных феноменов таит в себе много профессиональных рисков. Неправильный выбор профессии, неадекватная оценка своих возможностей могут усложнить всю жизнь человека, усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно ведя его к ухудшению. Г. Селье, известный автор теории стрессов, замечает, что большинство людей страдает от того, что не может найти удовлетворения в своей профессии, не имеет вкуса к этим занятиям, не может добиться успеха в избранной деятельности.
Сегодня в психологии интенсивно изучается синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром коснулся уже самых разных специалистов - учителей, врачей, психологов, юристов, строителей, полицейских и пр. А «выгорают» в основном те, кто не сумел сам и кому ни в школе, ни в вузе не помогли понять его собственные потребности, интересы, способности, намерения. Кто не сумел соотнести свои личностные качества с качествами, требуемыми для работы по избранной специальности, кто не осознал, ради чего он эту деятельность осуществляет.
то есть, «выгорают» те специалисты, кто выбрал не «свою» профессию. И работа, связанная с ней, их раздражает, угнетает. Свою нелюбовь к профессии человек часто объясняет тем, что в ней нет ничего творческого. А между тем, нет творческих и нетворческих специальностей. творческим или нетворческим может быть только отношение к данному делу. Причем, творческим не может быть занятие, которое не любимо.
Второе, а, по значимости, быть может, и первое условие воспитания сту-
дентов в вузе - нравственное влияние преподавателей, которое зависит от их подготовленности как педагога, их зрелости как личности, от понимания ими смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой они готовят своих воспитанников.
Личность педагога важна на всех ступенях взросления и непрерывного образования человека: от детского сада до вуза. В вузе это, быть может, наиболее значимо. Взаимодействие молодого поколения со старшим поколением в процессе постижения науки служит источником развития внутренней культуры студентов. Сотрудничество студентов с преподавателями можно рассматривать как механизм освоения культуры человеческих отношений, творческих и нравственных отношений к профессиональной деятельности, как механизм преемственности некоторой непрерывности нравственно-интеллектуальной жизни человека, общества, человечества.
Д.С. Лихачев обращал внимание на то, что «университет - это не столько здание, библиотека, компьютеры, и даже не столько преподаватели и студенты, сколько человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности - такова общность» [7, с. 293].
Каждый день учебных занятий в вузе - это условие не только усвоения знаний и становления индивидуального стиля профессиональной деятельности студента, но и нравственного развития личности, которое заключается в интерио-ризации моральных норм, то есть в постепенном превращении их во внутренние убеждения человека, регулятор его поведения и отношений.
Поэтому оценка деятельности преподавателя включает критерии личностного развития студентов. Основным методом воспитания является метод личного примера в поведении, во взаимодействии и отношениях не только со студентами, но и с коллегами-преподавателями. Ведь нравственные нормы - это неписаный свод правил, и усваиваются они спонтанно, в живом общении поколений, в совместной деятельности. «Специфика нравственности в том, что нет специальной нравственной деятельности, а нравственный аспект заключается в отношении к любой деятельности: трудовой, художественной, эстетической, политической и т.д. К примеру, политической деятельностью можно заниматься с целью удовлетворить свои амбиции, или чтобы принести как можно больше пользы людям, или из-за жажды властвовать над другими. В зависимости от нравственных установок та или иная деятельность может претерпевать существенные изменения, иногда превращаться в свою противоположность: политическая - в политиканство, трудовая - в стяжательство, альтруистическая - в самолюбование и т.д.» [1, с. 589-590].
Для молодого человека так важна встреча на стезе профессиональной подготовки с незаурядной личностью, с человеком, хорошо образованным в той области знаний, которой он занимается, увлеченным своей наукой, своей деятельностью, заинтересованным в дальнейшем развитии и этой науки, и связанной с ней деятельностью. Общение студентов с такими преподавателями влияет не только на формирование характеров, взглядов, убеждений будущих специалистов, но и на развитие их духовной жизни. А «духовная культура входит в структуру психиче-
ского образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития и самосовершенствования» [9, с.92].
Не случайно, Ю.М. Лотман подчеркивал, что педагог призван к тому, чтобы создавать вокруг себя атмосферу культуры. Он писал: «Культура производит культуру. Когда существует ядро ученых высшего класса, бескорыстной преданности науке, широкой эрудиции, глубокой внутренней интеллигентности, ... то вокруг него складывается самовоспроизводящийся механизм науки. Но уберите этих нескольких человек и посадите на их место бюрократов с учеными степенями
- и пройдет немного времени, как наука исчезнет, заменившись ведомственной возней и склоками карьеристов, облеченных в одежды «научных проблем». Серость плодит серость не по злому умыслу, а по самой своей природе. Часто человек бюрократического типа даже не хочет плохого, он просто убежден, что его уровень - это и есть уровень науки, уровень культуры . и кадры подбирает соответственно себе. Это механизм самовоспроизведения серости» [8, с. 124].
Поэтому эффективность высшего образования и контекст интеллигентности высшего учебного заведения в большой степени зависит от уровня общей, профессиональной и психологической культуры преподавателей. От понимания ими не только смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой они готовят своих воспитанников, но и неких общих черт нашей действительности, которые предъявляют повышенные требования к психике и организму человека, к нравственной направленности его личности.
Представляется, что при подготовке специалиста любого профиля должны быть определены приоритеты в такой последовательности: сначала - человек культурный, социально ответственный, нравственно воспитанный; затем - человек компетентный; затем - конкурентно способный.
Ведь профессионал - это, прежде всего, человек, выполняющий ту или иную работу. Компетентности, конечно, необходимы, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями. «Без любви, созидательной добродетельности, совестливых качеств души реализацию высшего профессионализма не достичь»,
- доказывает В.А. Пономаренко [9, с. 60].
Конкурентная способность специалиста в любой области, весьма актуальная в наше время, должна основываться на его профессиональной компетентности, общей и психологической культуре личности, а не на стремлении любыми способами занять престижную должность. Профессиональный рост - это интеллектуальное, духовное, нравственное развитие, это широта интересов и социальная активность. Верх, вершина в профессиональном развитии - это, прежде всего, вершина профессионального мастерства, это признание и уважение специалистов в данной профессиональной области, а не занятие «начальствующих должностей» (Е.А. Климов).
Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к незаурядности личности специалиста в любой сфере деятельности, к уровню не только его профессиональной подготовки, но общей и психологической культуры личности. Именно в таких специалистах остро нуждается общество.
В этой связи увеличивается ответственность психологического образования в вузах, «выпускающих» студентов (бакалавров, магистров) как в научную, так и в практическую самостоятельную профессиональную деятельность любого профиля и направления. При разработке для вузов новых образовательных стандартов по психологии следует в большей мере реализовывать гуманитарный ресурс учебного предмета «психология», учитывать высокую значимость культурно-нравственных составляющих профессионализма и психологической культуры личности специалистов, тем самым создавая условия для постепенного восстановления культурного потенциала современного общества.
литература
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., изд-во УРАО, 2000. - 615 с.
2. Дубровина И.В. Культурно-личностный - контекст психологического образования в вузе /Развитие личности, № 3, 2014. - С. 53-77.
3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М., 2002.
4. Ильин И.А. Возвращение. - Минск, 2007. - 425 с.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.,1998.
6. Куда идет российская культура? Круглый стол, 27-28 июня 2009 г. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 152 с.
7. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 560 с.
8. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 680 с.
9. Пономаренко В.А. Профессия - психология труда . - М., 2007. - 304 с.