Научная статья на тему 'Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетентности'

Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1826
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РROFESSIONAL COMPETENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина И. В.

В статье речь идет о том, что психологическое образование в вузе должно в большей степени использовать культурно-нравственный потенциал научной и практической психологии, учитывать, что одним из основных компонентов профессиональной компетентности является психологическая культура личности специалиста любого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PERSONALITY CULTURE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article focuses on the fact that psychological education at the university has to use more cultural and moral potential scientific and practical psychology to consider that one of the main components of professional competence is a psychological culture of the personality expert of any profile

Текст научной работы на тему «Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетентности»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Дубровина И.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза как показателя его профессионализма является в настоящее время одной из важнейших задач высшего образования (4). Профессиональная компетентность или профессионализм специалиста - воспитуемое интегративное личностное качество. Воспитание профессионализма в высшем учебном заведении - это формирование человека труда, обладающего совокупностью специальных, личностных, деловых, интеллектуальных и нравственных качеств. И сама личность молодого человека, и определение им сути своего профессионального пути в значительной степени являются продуктом профессионального образования и той общей и психологической культуры, в которую вводит его это образование.

Известно, что культура - понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. В самом общем виде культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Материальную культуру связывают с понятием «цивилизация», духовную - с общечеловеческими ценностями, с идеями, представлениями, эмоциями. Только позитивное взаимодействие материальной и духовной культуры, гармония «материального» и «духовного» характеризуют определенный уровень развития общества.

Ю.М. Лотман рассматривает культуру как своеобразную экологию человеческого общества, как ту атмосферу, которую создает вокруг себя само человечество для того, чтобы существовать дальше, для того, чтобы выжить. В этом смысле, утверждает ученый, культура - понятие, прежде всего, духовное ( 8). Психология как наука и как практика является существенным компонентом этой культуры. Она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового, его жизни, его внутреннего мира. Отечественные философы, психологи, педагоги, культурологи - М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, и др. утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. При этом они подчеркивали психологический контекст этого постижения, поскольку духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека.

Духовная культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Общечеловеческие ценности, которые составляют ее содержание и смысл, формируются веками в ходе истории человечества. «Существуют глубинные фундаментальные основы культуры, на которых и зиждутся меняющиеся экономические формации, и культурные традиции, которые проходят через столетия» (12, с. 371). За 20 веков

40

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

нашей эры и много веков до нашей эры люди поняли: чтобы человеческому роду выжить, нужны понимание и поддержка человека человеком. Культура выступает для последующих поколений ориентиром в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия всегда рассматривалось как условие выживания человечества.

Очевидно, в современном образовании ослаблена ориентация на развитие личности молодого человека. Многие проблемы современной общественной жизни обусловлены отсутствием культуры и, на что хотелось бы обратить особое внимание, психологической культуры граждан. И это несмотря на то, что все современные принципы общественных отношений - гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество основаны на психологических законах общения людей, их взаимодействий и взаимоотношений. Это естественно, так как «... все происходящее в обществе должно осуществляться более или менее сознательно, разумно, умело и, следовательно, не без участия такой науки о сознании, разуме, умелости, как психология» (7, с. 417).

Должно, но не осуществляется. Малая психологическая культура общества тормозит реализацию этих принципов во всех сферах общественной жизни. В чем это проявляется?

Общественное сознание стало терять главное - понимание ценности человека. Люди стали эмоционально более глухими, циничными. Происходит девальвация нравственных идеалов, обесценивание нравственных устоев, ослабление культуры речи, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к преступлению как явлению обычному и пр. Утрачена очень важная вещь - ощущение таких категорий, как добро и зло, стыд и бесстыдство. «Люди исключили любовь из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики, из воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис» (5, с.11). Низкая общая и психологическая культура взрослых усугубляет проблемы культурного развития детей на всех этапах онтогенеза.

Существенная ответственность за данную социальную действительность ложится на учреждения образования всех уровней - от детского сада до университета и института, так как полноценное образование на любой своей ступени в принципе предполагает приобщение растущего и взрослеющего человека не только к знаниям - общеобразовательным и профессиональным, но и духовным ценностям, представленным в культуре.

Ослабление гуманитарной составляющей как общего среднего, так и высшего образования обедняет область духовной культуры выпускников. Поэтому в современном обществе все больше становится так называемых образованных людей ( получивших высшее и выше высшего образование) и все меньше - порядочных и культурных. Известно, что характеристики «образованный человек» и «культурный человек» не совпадают в полной мере ни по объему, ни по содержанию. Не случайно, много нареканий вызывают современные специалисты - учителя, юристы, врачи, политики, строители и др., не говоря уже о чиновниках всех уровней, имеющих высшее образование. Нередко их непрофессионализм сочетается с девальвацией нравственных идеалов, душевной глухотой, карьеризмом, суперамбициозностью, цинизмом. Происходит какой-то порочный круг воспроизводства общего и психологического бескультурья.

41

ISNN 1029-3388

Очевидно, это происходит потому, что во многих высших учебных заведениях, как и в средней общеобразовательной школе, распалась связь и взаимообусловленность образования и культуры: культура перестала определять смысл и ценность образования.

Подобно тому, как в начале прошлого века в России была актуальна задача ликвидации общей безграмотности, в начале нашего, XXI, века важной и актуальной становится задача по возрождению и повышению культурного уровня всех слоев населения страны.

Психологическая культура личности - существенная часть общей культуры человека. По существу она является ее основанием, так как предполагает развитие психологических феноменов, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, эмоциональной и волевой психической деятельностью. Это язык, знания, мастерство, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей, мировоззрение. Эти феномены составляют базу для освоения культурных ценностей. Без этой базы никакая культура -культура искусств, литературы, науки, религии, культура общения, поведения и пр. не может стать личностным достоянием человека, что ведет к ущербности развития личности.

Сегодня мы наблюдаем весьма странное явление. С одной стороны, психология активно входит в систему образования и жизнь общества. Предмет «психология» включен в учебные планы большинства вузов, вне зависимости от их профессиональной специализации. Предполагается, и это совершенно справедливо, что знание психологии нужно любому образованному человеку, в какой бы практической сфере он ни работал. Многие вузы готовят практических психологов, которых становится все больше. Во всех регионах проводятся всевозможные психологические школы, курсы, тренинги. Издается весьма большое количество психологической литературы - научной, учебной, популярной; психологические проблемы и вопросы обсуждаются на страницах газет и журналов, в радио- и телепередачах.

С другой стороны, психологическая культура общества в целом остается на весьма низком уровне. Внедряемая в общество психологическая грамотность не только не приближает граждан к психологической культуре, но нередко отдаляет их от нее. Почему же это происходит?

В настоящее время психология вносит в учебные программы вузов и, соответственно, в общественную практику в наибольшей степени различные техники, методические приемы работы с людьми, опросники, вопросники, многочисленные диагностики, всевозможные тренинги и пр. Диагностике сейчас постоянно подвергается все население страны - от детского сада до дома ветеранов. Измеряют то одно психическое качество, то другое, то настроение, то предпочтение и пр. Это порождает иллюзию того, что очень просто познать психическую сущность человека, а, следовательно, и иметь возможности воздействия на него. Быть может, именно это объясняет тот факт, что сегодня в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура. Такая ситуация создает благоприятную почву для всевозможного манипулирования людьми. Большую популярность приобретают методы управления человеческим поведением и мышлением, чувствами и настроениями, основанные на знании психоло-

42

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

гии человека (политика, реклама, средства массовой информации, различные предсказатели, экстрасенсы и пр.). Но эти знания чаще всего применяют вне контекста психологической культуры. Между тем, еще С.Л. Рубинштейн отмечал, что «основным нарушением этической, нравственной жизни применительно к человеку в условиях общества является использование его в качестве средства для достижения какой-либо цели» (11, с. 360).

Психологические знания необходимы для приобщения человека к миру культурных ценностей. Однако психологическая грамотность - это необходимый, но лишь первый уровень психологического образования. Известно, что любое образование, в том числе и психологическое, аккумулирует в себе два педагогических процесса - обучение и воспитание. Только вместе они способствуют развитию личности. В настоящее время к неиспользуемым или малоиспользуемым ресурсам психологического образования относится культурно-нравственный потенциал научной и практической психологии, который имеет непосредственное отношение к воспитанию личности. Ведь психологические знания сами по себе автоматически не вводят человека в пространство психологической культуры. По словам Е.А. Климова, если «грамотность» - это начальная ориентировка в той или иной области, то «культура» предполагает более сложные виды осведомленности, а также умелости и воспитанности» (6, с. 188). Процесс освоения психологических знаний следует понимать как средство «вхождения» в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке.

Психологическая культура личности - очень ёмкое и многоаспектное понятие. Суть феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек, владея знаниями научной психологии, испытывает потребность и приобретает умение использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей. Центральным моментом этого феномена является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека, его жизни, его внутреннего мира. Психологическая культура личности не только проявляется во всех областях человеческих отношений - общественных, политических, служебных, семейных, личных, но и обуславливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия - стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни, неприемлемость манипулирования их сознанием, чувствами, отношениями.

Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им, испытывать чувства совести, стыда, благодарности. Л.С. Выготский подчеркивал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля», что «эмоция не менее важный агент, чем мысль» (1, с. 237). Именно в переживаниях отражается суть человека, его отношение к другим людям, к своим профессиональным обязанностям, к значимым явлениям общественной жизни, к тем культурным и социальным ценностям, которые существуют в обществе. По словам И.А. Ильина, люди постепенно приходят к таким переживаниям, как сочувствие, совесть, достоинство, честь, право, любовь к Родине.

43

ISNN 1029-3388

Можно предположить, что дефиниция психологической культуры личности - это совесть - комплекс эмоциональных переживаний, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и самим собой за свои отношения, действия, деяния, поступки, за свое поведение в обществе. Ю.М. Лотман задавал вопрос: «Чему же учатся люди?» И отвечал: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести». Он подчеркивал, что «как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести» и отмечал, что совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор, а выбор есть всегда (8, с. 187).

Именно сообразуясь с собственной совестью, человек делает выбор во всех случаях жизни. Иногда, оправдывая свое поведение или тот или иной поступок, люди склонны винить обстоятельства: они-де нас вынудили сделать или поступить так. В свое время М.М. Пришвин тонко подметил, что, если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Любое насилие - над человеком любого возраста, законом, обществом, культурой - реализуют люди без совести. Совестливый строитель не допустит брака, он знает, что в доме будут жить люди; совестливый чиновник не возьмет взятку; совестливый родитель не оставит свое дитя без любви, заботы; совестливый техник не выпустит в полет неисправный самолет; совестливый педагог не обидит, не унизит ребенка и пр. В.А. Пономаренко замечает, что «мотивом к нравственной организации профессиональной деятельности выступают не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потеря работы, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе» (9, с. 93), то есть совесть.

Бытие - и в жизни, и в профессии - по совести позволяет человеку поддерживать на должном уровне уважение к самому себе. Если человек поступает, живет, трудится «по совести», он психологически здоров. Ему не надо внутренне «казнить» себя, ожидать и бояться последствий своего неблаговидного поступка, предвзятого отношения, чувства зависти, недоброжелательности. Ему не надо пытаться оправдываться перед самим собой, возлагая мысленно вину за создание неприятной ситуации на другого. Все это усугубляет психологическое напряжение, ведет к постепенному распаду личности, а, следовательно, к утрате и психологического, и психического здоровья. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» - восклицал А.С. Пушкин. Ориентация на общечеловеческие ценности создает опору в противостоянии жизненным - профессиональным и личностным трудностям, позволяет достойно переносить неприятности, переживания.

Совесть - не врожденное качество, она определяется условиями жизни человека, его воспитанием, культурной средой и пр. Одной из центральных задач психологии в системе высшего профессионального образования является задача реализации в процессе работы со студентами малоиспользуемого в настоящее время культурнонравственного потенциала научной и практической психологии, привнесения в этот процесс идеи психологической культуры личности. Многие негативные моменты в самостоятельной работе выпускников вузов происходят не столько из-за их слабой подготовки в области научных знаний или владения ими умениями и навыками практико-ориентированной деятельности, сколько из-за непонимания ими сути и смысла

44

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

своей профессии, отсутствия у них личностно-профессиональной позиции в избранной специальности, нравственной ответственности за свою профессиональную деятельность.

Конечно, профессиональное самоопределение - длительный и многоаспектный процесс. Он происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Тем не менее, именно вузовское образование отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения. Истинное высшее образование предполагает осознание будущими специалистами того, почему они выбрали этот вуз, эту профессию, эту специальность. Оно ответственно за развитие у студентов потребности познать ту сферу деятельности, которую выбрали, за формирование их готовности к личным усилиям для удовлетворения этой потребности, за воспитание у них необходимых для выполнения выбранной профессии личностных качеств.

Один из аспектов этического смысла психологического образования в вузе - « ... открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые еще не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь» ( 11, с.347). Помочь студенту понять, что в профессиональную компетентность специалиста обязательно входит этическое осмысление каждого шага своей профессиональной деятельности, каждого момента общения с самыми разными людьми. Личностно ориентированное психологическое образование создает основу для позитивного осуществления профессиональной деятельности.

Психологическое образование вне контекста воспитания психологической культуры личности таит в себе много профессиональных рисков. В связи с этим обратим внимание на несколько моментов.

Известно, что работа - главное занятие взрослых людей. Поэтому разумный, правильный для данного человека выбор профессии очень важен. Необходима уверенность в правильности избранного профессионального пути. Уверенность рождает целеустремленность, которая позволяет видеть не только отдаленную перспективу, но и дает возможность четко ее планировать, намечать очередность этапов профессиональной деятельности. От удовлетворенности своей работой в значительной степени зависит эмоциональное состояние человека, эмоциональный тон его мироощущения, общее и психологическое здоровье и пр. Счастье, когда трудовая деятельность не только дает человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, но и доставляет удовольствие, приносит ощущение полноты жизни и осмысленности своего труда. Академик К.И. Скрябин пишет: «Я убежден, что человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда любит свою специальность, увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу и его труд приносит пользу людям» (13, с. 421 ).

Неправильный выбор профессии может усложнить всю жизнь человека, усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно вести его к ухудшению. Неслучайно в настоящее время интенсивно изучается синдром эмоционального «выгорания» самых разных специалистов - учителей, врачей, психологов, юристов, строителей, полицейских и пр. А ведь «выгорают» в основном те, кто не сумел сам и кому ни в школе, ни в вузе не помогли вовремя понять собственные потребности, интересы,

45

ISNN 1029-3388

способности, кто не соотнес свои личностные качества с качествами, требуемыми или желательными для выполнения профессии. То есть «выгорают» те специалисты, кто выбрал не «свою» профессию, и она их раздражает, угнетает, кто не имеет значимых для себя интересов помимо работы.

Свою нелюбовь к профессии человек часто объясняет тем, что в ней нет ничего творческого. А между тем, нет творческих и нетворческих специальностей. Творческим или нетворческим может быть только отношение к любому делу. Причем творческим не может быть занятие, которое нелюбимо. А.П. Чехов замечал, что если кто приписывается к делу, ему чуждому, то неминуемо становится чиновником.

Осложняют профессиональную деятельность и нереальные, завышенные притязания человека, которые неизбежно приводят к разочарованиям, иногда очень болезненным не только для самого человека, но и для окружающих. Признаться себе в своей профессиональной несостоятельности под силу только очень мужественному человеку.

Одной из наиболее значимых ценностей в ходе профессиональной подготовки специалиста является ценность добросовестного труда. Однако, существенное значение в осуществлении профессиональной деятельности имеют побуждения, намерения человека, ради чего он эту деятельность осуществляет. Языковед И.Б. Левонтина отмечает: «... предлог ради имеет очень высокий «личностный накал»: для него чрезвычайно существенны индивидуальные побуждения субъекта, его предпочтения и представления о ценностях, его личный выбор» (6, с. 180). Именно ценностные ориентации выражают направленность личности, формируют общий подход человека к миру, к людям, к самому себе, определяют, какие средства допустимы для достижения того, к чему он стремится . Существует взаимосвязь между целью и средствами ее достижения. Нравственно оправданная цель не может достигаться безнравственными средствами. К благородной цели всегда можно прийти честным путем. А если нельзя, значит цель недостойная.

Нередко одним из эмоционально острых моментов для человека является его неудовлетворенность своим профессиональным ростом. Профессиональной карьерой принято называть путь становления человека как профессионала. Е.А. Климов справедливо обращает внимание на то, что профессиональный жизненный путь - это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням профессионализма. Верх, вершина в профессиональном развитии - это, прежде всего, вершина профессионального мастерства, а не занятие «начальствующих должностей». В историю люди входят не как должностные лица, а как ученые, поэты, архитекторы, педагоги, строители, мастера, певцы и пр. Движение человека, для которого значима его работа, к вершине своего профессионального пути приводит к тому, что его жизнь наполняется позитивным смыслом.

Таким образом, профессионализм - это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, мировоззренческих и нравственных качеств. «Духовная культура входит в структуру психического образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития и самосовершенствования» (9, с. 92). Высшее профессиональное образование любого профиля должно более последовательно утверждать гуманистические, культурные ориентиры человеческого существования, воспитывать психологическую культуру личности специалистов, которых оно

46

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

выпускает в жизнь, тем самым постепенно восстанавливая культурный потенциал современного общества.

Сам процесс образования должен быть в большей степени нацелен на воспитательную задачу формирования личности студента. «Образование без воспитания - считал И. Ильин, - есть дело ложное и опасное, ибо оно создает людей самомнительных и заносчивых, напористых и беззастенчивых карьеристов» (5, с. 194). Выпускник вуза тогда является профессионально готовым к той деятельности, ради которой он учился, когда является не только компетентным специалистом, конкурентоспособным на современном рынке труда, свободно владеющим профессией, но и культурным человеком, обладающим как общей, так и психологической культурой. В настоящее время «значительно возрастают роль и значение не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности за последствия своей деятельности» (3, с. 343).

Думается, должны быть определены приоритеты подготовки любого специалиста в такой последовательности: сначала - человек порядочный (обладающий психологической культурой личности), затем - человек компетентный, затем - человек конкурентоспособный. Ведь профессионал - это, прежде всего, человек, выполняющий ту или иную работу, быть человеком - главная составляющая любой профессии. Компетентности, конечно, необходимы, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями. «Без любви, созидательной добродетельности, совестливых качеств души реализации высшего профессионализма не достичь» (9, с. 60).

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.

2. Дубровина И.В. Психологическая культура личности /Развитие личности. № 4, 2011. С. 59-77.

3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.,2002. - 545 с.

4. Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности. - М. - Воронеж, 2011. - 580 с.

5 .Ильин И.А. Возвращение. - Минск, 2008. - 475 с .

6. Климов Е.А. Кратко о психике. - М., 2009. - 203 с.

7. Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999. - 510 с.

8. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 680 с.

9. Пономаренко В.А. Профессия - психолог труда. - М., 2007. - 304 с.

10. Розин В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения /Психология. Журнал высшей школы экономики. Т.: 6, № 4, 2009. С. 3-23.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - 415 с.

12. Скатов Н.О. О культуре. - СПб., 2010. - 415 с.

13. Скрябин К.И. Моя жизнь в науке. - М., 1969. - 462 с.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.