УДК 340.01
КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Усманова Елена Фанильевна
канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск, РФ
e-mail: usmanowa ef@rambler.ru
CULTURAL AND COMMUNICATIVE RATIONALITY AS A FACTOR IN IMPROVING THE LEGAL TECHNIQUE
Elena Usmanova
PhD in Law, Assistant Professor , Head of the Department of Theory and History of State and Law
Mordovian humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется понятие и значение коммуникативной рациональности как фактора совершенствования юридической техники. Подчеркивается, что чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно-правового акта.
ABSTRACT
The article analyzes the concept and importance of communicative rationality as a factor in improving the legal technique. It is emphasized that the more accurate will be used techniques of legal technique, the better the information will be presented in the text of the legal normative act.
Ключевые слова: правовая коммуникация, юридическая техника, юридический текст, эффективность законодательства.
Keywords: legal communication, legal advice, legal text, the effectiveness of the legislation.
В современных научных исследованиях особое внимание уделяется рациональности как философской установке, согласно которой истинными основаниями поведения людей являются принципы разума. «Обращение к рациональному осмыслению происходящих событий перед лицом «глобального кризиса» и «глобальной депрессии», необходимости синтеза полученных знаний актуализирует фундаментальную тему рациональности». [7].
Принцип рациональности важен и для понимания специфики коммуникативной деятельности в правовой сфере, требуя сочетания правовых норм, знания смыслов и значений, правил юридической техники, описаний и объяснений в контексте культурно-исторической статики, с одной стороны, и динамики коммуникативных практик и процессов, вплетенных в конкретно-исторические условия и реальный процесс правовой коммуникации, с другой.
Правовая коммуникация с этой точки зрения представляет собой процесс взаимодействия, осуществляемый индивидами на основе правовых текстов, получающих интерпретацию, институционализацию, социальную легитимацию и «рождающих» через взаимодействие субъектов правовые нормы [1, с. 217]. При этом обязательным условием правовой коммуникации выступает ее легитимация. Она предполагает не только уяснение смысла правового текста, так и признание его действительности с точки зрения правомерности и возникающей отсюда необходимости ему следовать. Важно иметь в виду, что процесс правовой коммуникации предполагает, что посредством слов, обмена значениями выражений некоторого языка вызываются необходимые действия. Причем, как правило, субъект, передающий сообщение обладает некоторой властью над субъектами, принимающими это сообщение, а в рамках коммуникативного пространства работают соответствующие правила коммуникации. Исходя из этого, правовая коммуникация считается рациональной, если она подчинена определенным критериям, разумность которых признается и принимается субъектами коммуникации; если участники коммуникации признают разумными конкретные приемы и процессы обмена смыслами, влекущими за собой определенные действия; если она позволяет достичь целей на основе общих ценностей - рационального принятия управленческих решений, взаимопонимания и консенсуса в переговорном процессе, в случае разрешения различного рода конфликтов и др.
Искусство законодателя в техническом аспекте как раз и заключается в том, чтобы перевести на «язык права» (код правовой коммуникации) то, что
призвано служить делу упорядочения человеческих отношений. Достигается это при помощи юридической техники. Получается, что правовая коммуникация теснейшим образом связана с вопросами юридической техники. Так, чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно-правового акта, от всего этого зависит правильность понимания правовой информации всеми участниками правовой коммуникации. [5, с. 192] От качества юридической техники во многом зависит состояние упорядоченности общественных отношений, уровень правосознания и правовой культуры личности. [4, с. 10]
В настоящее время наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой юридическая техника рассматривается как некая совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов. Анализируя различные подходы, можно резюмировать, что юридическая техника представляет собой область познаний о правилах видения юридической деятельности и формирования в её процессе разного рода юридических документов. Соблюдение требований юридической техники является значимым фактором увеличения эффективности принимаемых законов. Необходимость улучшения качества законов существенно повышает требования к технике подготовки проектов законов и иных нормативных актов. Точность и ясность юридических формулировок, четкое их языковое воплощение грамотное использование юридических конструкций во многом определяют эффективность воздействия законодателя на социально-политические процессы, способствуют укреплению законности, охране и обеспечению прав личности.
Сведение понятия «юридическая техника» преимущественно к приемам и методам создания и систематизации законодательных и подзаконных нормативных правовых актов и тем самым совершенствования с ее помощью системы права страны было господствующим в советской, а позднее и российской
науке, хотя вопрос о роли юридической техники в ходе правоприменения и правореализации также время от времени поднимался отдельными исследователями. Юридическая техника - это совокупность способов и приемов, при помощи которых обеспечивается прямая и обратная связь между гражданами, социальными слоями населения, гражданским обществом в целом, с одной стороны, и государством в лице его правотворческих и правоприменительных органов - с другой.
В условиях постоянной динамики социально- экономических отношений и вызванного этим «законодательного бума» значение юридической техники чрезвычайно велико. Она обеспечивает стабильность российской правовой системы, надлежащее качество нормативных правовых актов и служит значимым направлением на пути построения иерархически сбалансированной и непротиворечивой системы правовых регуляторов в стране. В современном мире юридическая техника помогает достижению ясности, простоты и унифицированности юридических документов и рационализации юридической деятельности. Эти цели составляют прикладное значение юридической техники. Фундаментальное значение состоит в установлении и поддержании правопорядка, реализуемых посредством обеспечения стабильности, нерушимости права и его адаптации к меняющимся потребностям общества. Если законы несовершенны, правила и приемы их написания не соблюдаются, а язык изложения сложен, либо допускает некую двусмысленность, невозможно требовать их правильного и неукоснительного исполнения. Граждане, подчиняющиеся таким законам, с малой вероятностью будут обладать высоким уровнем культуры и правосознания. В этом и состоит социальное назначение юридической техники, с помощью которой устанавливается неразрывная связь законодательной стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться, в свою очередь, на познании социально-экономических процессов. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить эффективность законодательства.
Правила и требования юридической техники делят на общелингвистические (относятся к тексту законодательного акта в целом); терминологические (регулируют порядок конструирования юридических терминов, использования их, а также иных терминов в тексте законодательного акта); синтаксические (регулируют порядок построения структурных единиц текста); стилистические. При этом именно последние являются одной из важнейших групп языковых правил юридической техники. Ключевыми здесь выступают понятия стиля и стилистики. Законодательный стиль является составляющей официально-документального стиля. При создании текста нормативного правового акта из всего словарного состава литературного языка, как правило, отбираются те формы, при помощи которых возможно достичь наиболее точной формулировки предложений и сверхфразовых единств, выражающих нормы права. Бесспорно суждение о том, что правотворческая техника играет ключевую роль в процессе принятия и действия норм права и поэтому представляет зону особого внимания. Важно стремиться к точности и определенности использования правил юридической техники в процессе формулирования законодательного текста, в силу того, что это повышает достоверность правовых норм и доступность их восприятия.
В современном демократическом обществе важно чтобы коммуникативная рациональность была ориентирована на выбор ценностей компромисса, консенсуса и тем самым способствовала взаимному согласованию деятельности социальных субъектов, наработке и вписыванию в общественное развитие наиболее прогрессивных локально-коммуникационных практик, что приводит к реализации принципа социальной справедливости.
Список литературы:
1. Антонов М.В., Поляков А.В. Правовая коммуникация и современное государство // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 6. С. 214-220.
2. Архипов С.И. Понятие правовой коммуникации // Российский юридический журнал. 2008. № 6. С. 7-17.
3. Емелькина И.В., Сяткина Н.А. Роль невербальных средств в профессиональной деятельности юриста // XI Державинские чтения в Республике Мордовия Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) ; Редколлегия: Г.П. Кулешова, Н.Н. Азисова, Н.А. Подольный . 2015. С. 182-184.
4. Скуднов С.М., Усманова Е.Ф. Юридическая техника в правовой коммуникации // Огарёв-Online. 2014. № 2 (16). С. 10.
5. Усманова Е.Ф. Речевой коммуникативный процесс в профессиональной юридической деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2-1. С. 201-203.
6. Федосеев Р.В., Качалов П.Н., Баршова О.А., Курлевский И.В. Европейское право: Учебно-методическое пособие. Саранск, 2016.
7. Шигуров А.В. Об отдельных проблемах юридической техники при совершенствовании уголовно-процессуального института заключения под стражу // В сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности. Саранск, 2014. С. 91-99.
8. Шигурова Е.И., Шигуров А.В. Нарушения при формировании коллегии присяжных заседателей как основания для отмены приговора в апелляционной инстанции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (53). С. 203-205.
9. Яскевич Я.С. Коммуникативная рациональность // Свободная мысль. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svom.mfo/entry/493-kommunikativnaya-racionalnost/