Научная статья на тему 'Значение и роль правовой коммуникации в правотворческом процессе'

Значение и роль правовой коммуникации в правотворческом процессе Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
148
23
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Усманова Е.Ф.

В статье анализируется значение и роль правовой коммуникации в процессе принятия и действия норм права. Подчеркивается, что чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно-правового акта.

Текст научной работы на тему «Значение и роль правовой коммуникации в правотворческом процессе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 340.01

Е. Ф. Усманова

канд. юрид. наук, доцент, Мордовский гуманитарный институт г. Саранск, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье анализируется значение и роль правовой коммуникации в процессе принятия и действия норм права. Подчеркивается, что чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно-правового акта.

Ключевые слова

Правовая коммуникация, правотворчество, юридическая техника, юридический текст.

Уяснение содержания понятия «правовая коммуникация» выступает актуальным направлением современных исследований в зарубежной и отечественной юридической науке. По мнению С.И. Архипова, правовая коммуникация - это не простое общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, а особая форма социального взаимодействия, отличающаяся от других его форм всеобщим характером, тем, что она охватывает всех без исключения индивидов, а также производных от них социально-правовых субъектов; она есть деятельность по формированию общества как такового, то есть социоучреждающая деятельность [1, с. 7].

Правовая коммуникация предполагает как уяснение смысла правового текста, так и признание его действительности с точки зрения правомерности и возникающей отсюда необходимости ему следовать [2, с. 207].

Применительно к правотворчеству правовая коммуникация предстает как целенаправленная передача информации при помощи знаковых систем, при этом можно выделить два вида коммуникации: между правотворческими субъектами в процессе создания нормативного акта и между обществом и органами власти, в процессе реализации нормативного акта. В условиях постоянной динамики социально-экономических отношений и вызванного этим «законодательного бума» чрезвычайно велико значение юридической техники. Она обеспечивает стабильность российской правовой системы, надлежащее качество нормативно - правовых актов и служит значимым направлением на пути построения иерархически сбалансированной и непротиворечивой системы правовых регуляторов в стране. В этом и состоит социальное назначение юридической техники, с помощью которой устанавливается неразрывная связь правотворческого процесса с реализацией политических решений, которые должны базироваться, в свою очередь, на познании социально-экономических процессов. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить эффективность законодательства.

Искусство законодателя в техническом аспекте как раз и заключается в том, чтобы перевести на «язык права» (код правовой коммуникации) то, что призвано служить делу упорядочения человеческих отношений. Достигается это при помощи юридической техники. Получается, что правовая коммуникация теснейшим образом связана с вопросами юридической техники. Так, чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно -правового акта, от всего этого зависит правильность понимания правовой информации всеми участниками правовой коммуникации. [5, с. 192] От качества юридической техники во многом зависит состояние упорядоченности общественных отношений, уровень правосознания и правовой культуры личности. [4, с. 10]

Бесспорно суждение о том, что правотворческая техника играет ключевую роль в процессе принятия и действия норм права и поэтому представляет зону особого внимания. Важно стремиться к точности и определенности использования правил юридической техники в процессе формулирования законодательного текста, в силу того, что это повышает достоверность правовых норм и доступность их восприятия.

Список использованной литературы: 1. Архипов С.И. Понятие правовой коммуникации // Российский юридический журнал. 2008. №6. С.7-17.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

2. Поляков А.В. Что есть право? // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. №6. С.199-209.

3. Синдянкин Н.Н. Принцип культуросообразности в коммуникативных и образовательных сферах современного социума // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 189-191.

4. Скуднов С.М., Усманова Е.Ф. Юридическая техника в правовой коммуникации // Огарёв-Online. 2014. № 2 (16). С. 10.

5. Усманова Е.Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 191-193.

6. Федосеев Р.В. Основные тенденции экономического развития Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-1 (47). С. 24-28.

© Усманова Е.Ф., 2015

УДК 342.728

В.В. Утяганов

магистр второго года обучения НИ К(П)ФУ г. Наб. Челны, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА НА ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Современная общественная жизнь нашего государства характеризуется распространением значительного количества политических партий. Правовую основу для этого процесса составили положения Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ)[1], которая для этого признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч. 1 и 3 ст. 13), провозглашает равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Указанные нормативные правила свидетельствуют о роли политических партий как важной части политической системы Российской Федерации.

При этом политические партии представляют собой универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах. В качестве основных отличительных функций политических партий как вида общественного объединения выступают специфические цели их деятельности: легитимация политической деятельности, поиск согласия между различными группами общества и государством, интегрирование социальных процессов, участие в формировании на демократической основе органов публичной власти [2, с. 13].

При этом основными принципами создания и деятельности политических партий являются: свобода участия людей в политической жизни через политические партии; равноправие политических партий; конституционность программ партий и их деятельности; информационная открытость и демократизм работы политических партий [3, с. 13].

Положения ст. 2 Федерального закона 2001 г. «О политических партиях» [4] развивают предписания ст. 30 Основного закона. Их анализ позволяет говорить о комплексности права на объединение в политические партии, которое состоит из:

- права создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями;

- права вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии;

- права участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами;

- права беспрепятственно выходить из политических партий.