Научная статья на тему 'Культурно-этнические особенности переживаний удэгейцев в экстремальных ситуациях'

Культурно-этнические особенности переживаний удэгейцев в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УДЭГЕЙЦЫ / EXTREME SITUATION / ETHNICITY / CULTURAL CHARACTERISTICS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / UDEGE PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабанова Полина Викторовна

В данной статье рассматривается определение экстремальной ситуации, ее параметры и особенности, а также влияние на психоэмоциональное состояние человека. Описаны изменения, которые могут происходить в психической деятельности человека, в частности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях под влиянием не только личностных факторов, но и культурных особенностей, а также индивидуального жизненного опыта. На примере удэгейского этноса рассмотрена этническая принадлежность как фактор влияния на поведение человека в экстремальной ситуации. Подробное рассмотрение данного вопроса позволяет определить степень влияния этнической принадлежности на поведение в экстремальной ситуации и обратить внимание на необходимость учета культурно-этнических особенностей при выполнении профессиональной деятельности специалистами-психологами в условиях экстремальной ситуации. Проведен анализ исследований, который позволяет выявить в целом психологические особенности удэгейского народа, которые были сформированы под влиянием культурнои нравственно-этнических норм и ценностей, характерных для данных представителей тунгусо-манчжурской этнической общности. В частности были рассмотрены особенности ритуальных действий и обрядов, как характеристика религиозных воззрений, нравственно-этнические основы взаимодействия представителей этноса между собой. Особенности быта, особенности гендерного распределения ролей, основы брачных отношений, основы детско-родительских отношений и характеристики воспитания. Данные особенности культурно-этнических ценностей рассматриваются как условия, влияющие на поведенческую реакцию человека в условиях экстремальной ситуации и позволяют составить общий психологический портрет удэгейского этноса, на основе которого становится возможным сделать предположения о возможных реакциях удэгейцев в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Ethnic Features of Udege People’s Experiences in Extreme Situations

This article discusses the definition of an extreme situation, its parameters and features, as well as the impact on the psychoemotional state of a person. The changes that can occur in a person's mental activity, in particular at the cognitive, emotional and behavioral levels, are described under the influence of not only personal factors, but also cultural characteristics, as well as individual life experience. On the example of the Udege ethnic group, ethnicity is considered as a factor of influence on human behavior in an extreme situation. Detailed consideration of this issue allows us to determine the degree of influence of ethnicity on behavior in an extreme situation and pay attention to the need to take into account cultural and ethnic characteristics when performing professional activities by psychologists in an extreme situation. The analysis of research is carried out, which allows us to identify the overall psychological characteristics of the Udege people, which were formed under the influence of cultural and moral ethnic norms and values characteristic of these representatives of the Tungus-Manchu ethnic group. In particular, the features of ritual actions and rites were considered, as a characteristic of religious beliefs, moral and ethnic bases of interaction between representatives of the ethnic group. Features of everyday life features of gender distribution of roles, bases of marriage relations, bases of child-parent relations and characteristics of education. These features of cultural and ethnic values are considered as conditions that affect a person's behavioral response in an extreme situation and allow us to create a General psychological portrait of the Udege ethnic group, on the basis of which it becomes possible to make assumptions about the possible reactions of Udege people in an extreme situation.

Текст научной работы на тему «Культурно-этнические особенности переживаний удэгейцев в экстремальных ситуациях»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

УДК 159.99 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/58

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ УДЭГЕЙЦЕВ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

©Кабанова П. В., ORCID: 0000-0002-5537-577X, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия, [email protected]

CULTURAL AND ETHNIC FEATURES OF UDEGE PEOPLE'S EXPERIENCES

IN EXTREME SITUATIONS

©Kabanova P., ORCID: 0000-0002-5537-577X, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia, [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается определение экстремальной ситуации, ее параметры и особенности, а также влияние на психоэмоциональное состояние человека. Описаны изменения, которые могут происходить в психической деятельности человека, в частности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях под влиянием не только личностных факторов, но и культурных особенностей, а также индивидуального жизненного опыта. На примере удэгейского этноса рассмотрена этническая принадлежность как фактор влияния на поведение человека в экстремальной ситуации. Подробное рассмотрение данного вопроса позволяет определить степень влияния этнической принадлежности на поведение в экстремальной ситуации и обратить внимание на необходимость учета культурно-этнических особенностей при выполнении профессиональной деятельности специалистами-психологами в условиях экстремальной ситуации. Проведен анализ исследований, который позволяет выявить в целом психологические особенности удэгейского народа, которые были сформированы под влиянием культурно- и нравственно-этнических норм и ценностей, характерных для данных представителей тунгусо-манчжурской этнической общности. В частности были рассмотрены особенности ритуальных действий и обрядов, как характеристика религиозных воззрений, нравственно-этнические основы взаимодействия представителей этноса между собой. Особенности быта, особенности гендерного распределения ролей, основы брачных отношений, основы детско-родительских отношений и характеристики воспитания. Данные особенности культурно-этнических ценностей рассматриваются как условия, влияющие на поведенческую реакцию человека в условиях экстремальной ситуации и позволяют составить общий психологический портрет удэгейского этноса, на основе которого становится возможным сделать предположения о возможных реакциях удэгейцев в экстремальной ситуации.

Abstract. This article discusses the definition of an extreme situation, its parameters and features, as well as the impact on the psychoemotional state of a person. The changes that can occur in a person's mental activity, in particular at the cognitive, emotional and behavioral levels, are described under the influence of not only personal factors, but also cultural characteristics, as well as individual life experience. On the example of the Udege ethnic group, ethnicity is considered as a factor of influence on human behavior in an extreme situation. Detailed consideration of this issue allows us to determine the degree of influence of ethnicity on behavior in an extreme situation and pay attention to the need to take into account cultural and ethnic characteristics when performing professional activities by psychologists in an extreme situation. The analysis of research is carried out, which allows us to identify the overall psychological characteristics of the Udege people, which

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

were formed under the influence of cultural and moral - ethnic norms and values characteristic of these representatives of the Tungus-Manchu ethnic group. In particular, the features of ritual actions and rites were considered, as a characteristic of religious beliefs, moral and ethnic bases of interaction between representatives of the ethnic group. Features of everyday life features of gender distribution of roles, bases of marriage relations, bases of child-parent relations and characteristics of education. These features of cultural and ethnic values are considered as conditions that affect a person's behavioral response in an extreme situation and allow us to create a General psychological portrait of the Udege ethnic group, on the basis of which it becomes possible to make assumptions about the possible reactions of Udege people in an extreme situation.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, этническая принадлежность, культурные особенности, социально-психологическая адаптация, удэгейцы.

Keywords: extreme situation, ethnicity, cultural characteristics, socio-psychological adaptation, Udege people.

Введение

Под экстремальной ситуацией понимаются крайние проявления сложных ситуаций, которые требуют от человека максимального напряжения психических и физических сил для их разрешения [1]. На характер реагирования при воздействии экстремальной ситуации могут оказывать влияние личностные особенности, жизненный опыт и другие параметры, в частности культурная и этническая принадлежность. Поэтому для повышения эффективности выполнения профессиональной деятельности специалистов-психологов в экстремальных условиях, необходимо производить учет культурно-этнических особенностей участников экстремальной ситуации.

Для экстремальной ситуации характерна интенсивность воздействия на человека, характером воздействия и объективной сложностью самой ситуации и время воздействия. В параметры качественных своеобразий среды входят температура, изменение давления, нехватка кислорода или ограниченность движений. Экстремальная ситуация оказывает влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы психики человека. В поведенческой сфере могут происходить такие изменения, как потеря контроля, в виде бесцельной активности или наоборот пассивность, агрессивные проявления и возникновение конфликтных ситуаций. В когнитивной сфере могут происходить изменения психических процессов - ощущения, внимания, мышления, памяти и восприятия. В эмоциональной сфере возможны такие проявления как тревога, страх, гнев, агрессия, подавленность, апатия.

Психологами, которым в связи со спецификой профессиональной деятельности часто приходится взаимодействовать с лицами, пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), отмечается важность культурно-этнической принадлежности как регулятора поведения пострадавших и влияющей на особенности работы в конкретной ЧС [2]. Ю. С Шойгу и Л. Г. Пыжьянова подчеркивают роль этнокультурного фактора в прогнозировании рисков возникновения негативных социально-психологических явлений в зоне ЧС [3].

Таким образом, на реакцию в ЧС могут оказывать влияние не только различного рода личностные особенности, но и культурно-этническая принадлежность, требующая учета и внимания при выполнении профессиональной деятельности специалистом в экстремальных ситуациях. В данном исследовании проводится теоретический обзор исследований, посвященных психологическим особенностям удэгейцев, также их религиозным воззрениям, нравственно-этическим принципам, гендерным особенностям для составления

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

предположений об особенностях поведения и переживаний удэгейцев в экстремальной ситуации.

Удэгейцы — народ тунгусо-манчжурской языковой группы. До конца XIX века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С. Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ, который к 30-м гг. ХХ века стал самоназаванием народа [4].

В советские годы в связи с усилением межэтнических контактов, совместным проживанием с русскими и другими народами, а также ростом численности этнически-смешанных браков этнокультурный облик народа претерпел существенные изменения. Но этническое самосознание удэгейцев сохраняется. В условиях демократизации общественной жизни у удэгейцев ярко проявляется стремление к этнической консолидации и борьбе за свои права [5].

Термином «Удэ», в переводе с языков тунгусо-маньчжурских этносов означает «местность, покрытая лесом». По этой причине удэгейцев зачастую в различной литературе называют «лесные люди», что определяет их взаимоотношения с природой. Удэгейцы преимущественно занимаются охотой на пушных и копытных животных, рыболовством и другими традиционными промыслами. Охотничий промысел урегулировался обрядами и обычаями, которые носили морально-нравственный оттенок и приучали охотников относиться к окружающей природе бережно и заботиться о размножении диких животных [6]. Согласно законам охотникам было запрещено убивать больше того количества животных, которое одна семья могла употребит в пищу за ближайшее время. За нарушение данных законов следовало наказание от сил природы и духов леса: человека могли ожидать болезни, потеря удачи в промыслах и даже смерть.

Огромное разнообразие примет и запретов, которые связаны с бытом и различными промыслами, уходят своим происхождением глубоко в историю, и, отражая анимистические взгляды, указывают на неразрывную связь человека с природой, где человек не является отдельным видом, а составляет единое целое вместе с растительным и животным мирами. Сформированная традицией народная этика, признающая единство человека и природы, сопротивлялась повсеместно распространенной практике разрушения экологии. До сих пор некоторые представители аборигенной культуры, имеющиеся экологические проблемы, возникшие в результате загрязнения воды в реках и морях, браконьерства, массовой вырубки тайги, объясняют человеческим безверием и несоблюдением сакральных правил уважительного отношения к природе. А сегодня почитание бога для них есть синоним совести [7].

Таким образом, для религиозных верований характерны культы сил природы, анимизм, шаманизм. Весь окружающий мир для них населен бесчисленным количеством добрых и злых духов [7-8]. Поэтому для удэгейцев характерно возлагать ответственность за успех того или иного дела на божественные силы, соблюдая традиции и обряды, таким образом прося помощи у высших сил.

Ритуальность проявляется и в поминальных обычаях удэгейцев. Специальный термин, обозначающий похороны, существовал у удэгейцев — чалипи ханя, который переводится как «Душа человека». Данный термин связывается с понятием о третьем дне поминок, в этот душу покойного шаман отправлял в загробный мир. Удэгейцы полагали, что душа человека обладает бессмертием и ее движение совершается в трех измерениях — это земля, небо и подземелье. Начало своего пути она берет на небе, затем проживает человеческую жизнь на земле, после чего уходит в мир мертвых и затем возвращается снова на небо, для того чтобы спуститься на землю и дать новое потомство в теле женщины [9].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

Таким образом, перемещаясь по трем измерениям, душа поочередно меняла свой облик, возвращаясь то в мужчину, то в женщину и так до бесконечности.

Со временем поминальный цикл похоронных обрядов претерпел некоторые изменения, изначально удэгейцы предавали забвению могилы умерших, но под влиянием русской культуры у них возник культ предков, которые проявлялся в посещении могил и уходе за ними, исполнении поминальных ритуалов, согласно православному календарю. Сегодня по причине отсутствия у тунгусо-маньчжурских народов шаманов, шаманские обряды проводов души умершего в загробный мир не осуществляются. В настоящее время ритуалы погребения и поминания покойных исполняются старейшими представителями семьи, бережно сохраняющими родовые традиции народа [10]. Таким образом, традиционная похоронно-поминальная обрядность не была наделена траурно-скорбным оттенком и не отличалась светскостью, но сохраняла магический смысл, который удэгейцы обозначали выражением: «Так поступали наши предки, и так надо вести себя, чтобы не допустить несчастья».

Что касается семейного уклада и семейных ценностей, то для удэгейцев характерно строгое разделение обязанностей, при котором ответственностью женщины полностью становится забота о быте и воспитание детей, мужчина в свою очередь является основным добытчиком необходимых для жизни семьи ресурсов. Женщина находится в подчинении сначала своей семьи, отца или брата, затем у мужа [11]. Защита ее прав могла быть только в случае жесткого обращения с нею ее мужа, тогда ее семья могла отомстить семье другого рода. В случае смерти мужа женщину выдавали замуж за младшего брата мужа. По традициям женщина не могла сидеть за одним столом с мужчинами, кроме тех, женщин, у которых уже были взрослые дети и в подчинении у них находились младшие по возрасту женщины, например, жены сыновей. Необходимо упомянуть о том, что проявлять свою силу и чувственность для женщины считалось неприличным, культивировалась сдержанность и строгость, что находит свое выражение в особенностях удэгейских традиционных танцев, которые считаются одним из обычаев тунгусо-манчжурских народов [12].

Воспитание детей в семьях удэгейцев до конца ХХ столетия происходило традиционным образом. Представителями старшего поколения дети обучались трудовым навыкам, этнокультурным обычаям и ритуалам, народному искусству. Такой традиционный уклад в сфере образования направлен на стремление сохранить у детей способность к этнической идентичности.

Для удэгейцев характерно выражение уважения и почтительное отношение к людям старшего возраста. До сих пор большая забота проявляется о пожилых и нетрудоспособных людях, а также о сиротах. Последних часто берут на воспитание; старики также живут в семьях своих родственников и находятся на их иждивении. Так как удэгейцам свойственна сильная семейная преемственность, передача опыта из поколения в поколение, а ослушаться старшего могло стоить жизни, то советы и наставления считаются уместными в любых ситуациях [13]. По этой причине в деятельности для удэгейцев характерно следовать авторитету, и роль главенствующего всегда отдается самому уважаемому, опытному и знающему человеку, они хорошо знают способности каждого в роду, поэтому выбор на роль такого лидера совершается без трудностей.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

Заключение

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие характеристики удэгейцев, обусловленные их культурными и этническими особенностями -это мифологическое мышление, коллективизм, стремление к поиску авторитета, семейная преемственность, стремление к сохранению этнических ценностей, традиционные гендерные роли, ритуальность, сдержанность и строгость в проявлении эмоций.

Можно предположить, что в случае экстремальной ситуации удэгейцы не будут открыто выражать свои эмоции, проявляя сдержанность. Будут стремиться ориентироваться на инструкции старших по возрасту или имеющих более обширный опыт в поведения в экстремальных ситуациях. Сотрудники МЧС или других служб будут занимать для них авторитетную позицию. Возможно прибегание к ритуальным действиям, особенно в случае ЧС природного характера, что связано с культом сил природы. Кроме этого, в экстремальной ситуации, вероятно, женщины будут занимать более пассивную позицию, и действовать согласно инструкциям мужского пола, так как для удэгейских семей роль главы занимает мужчина. В экстремальной ситуации, вероятно, мужчины будут проявлять инициативность, и стремиться оказать посильную помощь, в связи с исторически сложившейся необходимостью регулировать свои действия для выживания и приспособления.

Список литературы:

1. Аристова Л. В. Психологические подходы к пониманию экстремальной ситуации // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2006. №5. С. 167-171.

2. Филиппова М. В. Культурная и этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №5. С. 128-132.

3. Шойгу Ю. С., Пыжъянова Л. Г. Прогнозирование и управление социальнопсихологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 76-83.

4. Старцев А. Ф. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев: (сер. Х1Х-ХХ вв.). Владивосток, 2000. 192 с.

5. Старцев А. Ф. Исторические и современные реалии социально-экономического развития аборигенов Приморского края и их будущее // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. №1 (20). С. 92-99.

6. Отаина Г. А. Воспитание экологического сознания у народов Дальнего Востока // Культура Дальнего Востока Х1Х-ХХ вв. 1992. С. 103-112.

7. Березницкий С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуросахалинского региона. Владивосток: Дальнаука, 2003. 486 с.

8. Звиденная О. О., Новикова Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (Этнологическая экспертиза 2010 года). М., 2010.

9. Фадеева Е. В. Современные социально-демографические процессы у эвенков Хабаровского края // Этнос и культура в условиях общественных трансформаций. 2004. С. 56-69.

10. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

11. Скоринов С. Н. Семейно-бытовая обрядность 30-80-х годов XX века коренных малочисленных этносов юга Дальнего Востока России // Ученые записки Комсомольского -на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2. №2. С. 64-70.

12. Канчуга Ю. В. Особенности пластики в обрядовых праздниках удэгейцев. Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Хабаровск. 2014. С 115-119.

13. Позина Н. С. Трансляция национальных форм культуры удэгейцев в литературном творчестве (на материале трилогии А. А. Канчуги) // Власть и управление на Востоке России. 2008. №2.

References:

1. Aristova, L. V. (2006). Psikhologicheskie podkhody k ponimaniyu ekstremal'noi situatsii. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, (5), 167-171. (in Russian).

2. Filippova, M. V. (2015). Kul'turnaya i etnicheskaya prinadlezhnost' kak faktor regulyatsii povedeniya postradavshikh v chrezvychainykh situatsiyakh. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (5), 128-132. (in Russian).

3. Shoigu, Yu. S., & Pyzhyanova, L. G. (2011). Prognozirovanie i upravlenie sotsial'nopsikhologicheskimi riskami vo vremya chrezvychainoi situatsii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (4), 76-83. (in Russian).

4. Startsev, A. F. (2000). Istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i kul'turnogo razvitiya udegeitsev: (ser. XIX -XX vv.). Vladivostok. (in Russian).

5. Startsev, A. F. (2012). Istoricheskie i sovremennye realii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya aborigenov Primorskogo kraya i ikh budushchee. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya, (2), 92-99. (in Russian).

6. Otaina, G. A. (1992). Vospitanie ekologicheskogo soznaniya u narodov Dal'nego Vostoka. Kul'turaDal'nego VostokaXIX-XXvv., 103-112. (in Russian).

7. Bereznitskii, S. V. (2003). Etnicheskie komponenty verovanii i ritualov korennykh narodov amurosakhalinskogo regiona. Vladivostok. (in Russian).

8. Zvidennaya, O. O., & Novikova, N. I. (2010). Udegeitsy: okhotniki i sobirateli reki Bikin (Etnologicheskaya ekspertiza 2010 goda). Moscow. (in Russian).

9. Fadeeva, E. V. (2004). Sovremennye sotsial'no-demograficheskie protsessy u evenkov Khabarovskogo kraya. In Etnos i kul'tura v usloviyakh obshchestvennykh transformatsii, 56-69. (in Russian).

10. Sulyandziga, R. V., Kudryashova, D. A., & Sulyandziga, P. V. (2003). Korennye malochislennye narody Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii. Obzor sovremennogo polozheniya. Moscow. (in Russian).

11. Skorinov, S. N. (2014). Semeino-bytovaya obryadnost' 30-80-kh godov XX veka korennykh malochislennykh etnosov yuga Dal'nego Vostoka Rossii. Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2(2), 64-70. (in Russian).

12. Kanchuga, Yu. V. (2014). Osobennosti plastiki v obryadovykh prazdnikakh udegeitsev. In Khabarovskii gosudarstvennyi institut iskusstv i kul'tury. Khabarovsk, 115-119. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №3. 2020 DOI: 10.33619/2414-2948/52

13. Pozina, N. S. (2008). Translyatsiya natsional'nykh form kul'tury udegeitsev v literaturnom tvorchestve (na materiale trilogii A. A. Kanchugi). Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, (2). (in Russian).

Работа поступила в редакцию 14.02.2020 г.

Принята к публикации 19.02.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Кабанова П. В. Культурно-этнические особенности переживаний удэгейцев в экстремальных ситуациях // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 484-490. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/58

Cite as (APA):

Kabanova, P. (2020). Cultural and Ethnic Features of Udege People's Experiences in Extreme Situations. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 484-490. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/58 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.