Научная статья на тему 'Психологические особенности евреев, проживающих на территории России'

Психологические особенности евреев, проживающих на территории России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3503
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ЕВРЕИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИИ / ФАКТОРЫ / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТЬ / RUSSIAN JEWS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / CHARACTERISTICS OF THE NATION / FACTORS AFFECTING THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбатова Виктория Александровна

В статье рассматриваются основные психологические характеристики личности и характера, свойственные представителям еврейской национальности, жизнь и профессиональная судьба которых сложилась в России. Сохраняя свои национальные особенности, они были вынуждены взаимодействовать с новой для них культурой и менталитетом, видоизменив некоторые свои личностные черты.The article discusses the basic psychological characteristics of a person and character, characteristic of representatives of Jewish nationality, whose life and professional fate has developed in Russia. Preserving their national characteristics, they were forced to interact with a new culture and mentality, modifying some of their personality traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности евреев, проживающих на территории России»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

УДК 159.922.4 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/41

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

©Курбатова В. А., Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия. ratsss9791@gmail.com

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JEWISH PEOPLE LIVING ON THE TERRITORY OF RUSSIA

©Kurbatova V, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia. ratsss9791@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются основные психологические характеристики личности и характера, свойственные представителям еврейской национальности, жизнь и профессиональная судьба которых сложилась в России. Сохраняя свои национальные особенности, они были вынуждены взаимодействовать с новой для них культурой и менталитетом, видоизменив некоторые свои личностные черты.

Abstract. The article discusses the basic psychological characteristics of a person and character, characteristic of representatives of Jewish nationality, whose life and professional fate has developed in Russia. Preserving their national characteristics, they were forced to interact with a new culture and mentality, modifying some of their personality traits.

Ключевые слова: русские евреи, психологические особенности, характеристика нации, факторы, воздействующие на личность.

Keywords. Russian Jews, psychological characteristics, characteristics of the nation, factors affecting the personality.

Особенности нравственно-этических основ взаимодействия в культуре этноса. Каждая нация обладает определенным набором качеств, психологических характеристик, сложившихся в результате исторического развития и свойственным большинству ее представителей. Также абсолютно любая этническая группа обладает своим только им свойственным групповым самосознанием, которое фиксирует ее специфические черты, действительные или воображаемые. Конкретная нация даже интуитивно ассоциируется у других наций с тем или иным образом. Еще труднее оценивать с точки зрения психологии национальные обычаи и нравы. Нациям, которые живут на чужой земле, приходится очень нелегко, так как в обществе о них сформировывается определенное мнение, которое на самом деле может сильно отличаться от действительности. Предубеждения против так называемых «чужаков», укоренившиеся в обществе, которые превратились уже в норму общественного поведения, разделяют людей, и часто отвлекают их внимание от коренных социальных проблем и тем самым помогают господствующим классам удерживать свою власть над людьми [1, с. 187-189].

Следует отметить, что этнокультурные особенности русских евреев стали формироваться примерно в начале ХХ в. Основной особенностью формирования

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №4. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

самосознания евреев, которые жили в Советской России является тот факт, что советские евреи несколько раз меняли свою идентичность [2, с. 216].

В процессе этнической самоидентификации выделяются такие составляющие, как отверженность, самоотождественность и «поиск лучшей жизни» [2, с. 217]. Эти составляющие очень отчетливо видны на примере жизни евреев в России.

Гендерные нормы в этнической культуре. Как известно, в иудейском законодательстве и также в традиционном иудаизме женщина представлена как подчиненный объект, который требует постоянного контроля. Эти представления связаны с женской сексуальностью, которая воспринимается в этнической культуре еврейского народа как «иная». Положение женщины-иудейки в религиозной общине зависит сегодня не только от религиозных норм и правил, установленных в ней, но и также от разнообразных внешних факторов, например, таких как тендерная система общества, в котором существует община. Следует отметить, что в современную эпоху положение женщины сильно отличается от общины к общине. Наибольшие изменения в положении женщины произошли в реформистском и консервативном направлениях иудаизма, где она официально занимает равную позицию с мужчиной. Официальный ортодоксальный иудаизм занимает консервативная патриархальную позицию. Однако отношения между гендерной системой общества и также гендерным режимом общины влияют на ортодоксальный иудаизм и постепенно изменяют его как религиозный институт.

Важным является тот факт, что множественность противоречий, которые демонстрирует российская гендерная система, делает процесс интеграции и сопротивления идеям равенства полов в России достаточно трудным и болезненным [3].

Традиции детско-родительских отношений в этнической культуре. Согласно Торе, никакого особого отношения родителей к детям нет, есть только отношение людей к людям — причем как к своим, так и к чужим. Свои для родителей отличаются от чужих только лишь степенью ответственностью за их судьбы и также врожденной привычкой их любить, что немаловажно. Ребенок - это тот же взрослый. Просто он еще не вырос. И потому относиться к нему надо, как к взрослому человеку, который еще не вырос. Никакого пренебрежения ребенком со стороны взрослого, построенного только на том, что он маленький. Также никакого взгляда сверху вниз. Мы с ним ежедневно общаемся так, будто вся хроника событий уже давно записана на пленку, и эта пленка проигрывается в будущем, причем зрителями являемся мы и еще наш выросший ребенок. Пусть нам тогда не будет стыдно за свое поведение перед этими взрослыми людьми. Ведь они, возможно, будут потом опытнее нас, умнее и выше в духовном плане [4].

Психология этноса. Выделять особенности еврейской нации всегда очень сложно. Это связано с тем, что на протяжении многих столетий и даже тысячелетий евреи, в силу исторических причин, были разбросаны практически по всем уголкам земли, также включая и Россию. Сразу же после провозглашения в 1948 г. независимости Израиля евреи со всего мира естественно, стали иммигрировать в Израиль, как в свою исторически родную страну, так как они искали спокойную, стабильную жизнь. Следовательно, они неизбежно привозили с собой те традиции, обычаи, а также привычки, которые сформировались у них в странах их прежнего долгого проживания, в результате постоянного взаимодействия с разными культурами и народами [5, с. 126].

Психологические особенности еврейской нации складывались на протяжении всей истории их существования в России, и именно с ними теснейшим образом связано то, каким именно образом выражались специфические черты нации на русской земле. В России, как известно, к евреям преимущественно относились достаточно лояльно и с их мнением даже

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

часто считались, хотя нельзя забывать, что у российской аристократии было достаточно пренебрежительное отношение и к еврейской нации в целом, и также к отдельным ее представителям, потому и факт наличия антисемитизма отрицать никак нельзя.

В начале ХХ в. отношение к евреям в России отличалось полярностью. С одной стороны, можно вспомнить знаменитые еврейские погромы, которые очень часто доводили до полной нищеты даже богатых представителей этой национальности в России, с другой же стороны, во многих городах России еврейское население составляло чуть ли не большинство порой даже по сравнению с коренным этносом, а потому евреев не только уважали за их денежные взносы в фонд города, но и с их мнением считались [6, с. 81]. Все эти факты оказывали довольно сильное влияние на формирование еврейских качеств и особенностей характера, психологических характеристик.

Национальный характер евреев часто характеризуется следующими важными особенностями:

-повышенной приспособляемостью евреев,

-резким противопоставлением своего народа другим народам,

-способностью к мобилизации всех своих сил для достижения и реализации своих целей,

-широко развитой взаимной выручкой друг друга, -повышенной устойчивостью к конфликтам, -сильное жизнелюбие, -самоуверенность,

-в некоторых ситуациях даже наглость [5, с. 128].

Известный советский и позднее российский журналист А. Е. Бовин к хорошим, положительным чертам еврейского народа относит такие, как патриотизм, неименная любовь к своей стране, а также любовь к своей истории и культуре еврейского народа. Многие авторитетные русские авторы также считают, что главной основной еврейской чертой является чувство собственного достоинства и еще всякое отсутствие робости и стеснительности у представителей еврейской нации [5, с. 128].

Русские евреи по многочисленным наблюдениям обладают самым высоким культурным потенциалом во всей России. Так, согласно исследованиям авторитетного русского ученого Б. Миронова, среди русских евреев преобладают лица с высшим образованием, они составляют целых 59,5% (у русских этот процент составляет всего 18,9%), евреем с неполным высшим и средним образованием в России (так называемым профессиональным и общим) мы наблюдаем 24,6%, а с образованием ниже среднего — всего 15,8% [7, с. 16].

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что евреи в России были поставлены в такие условия, что они видели необходимость хорошо учиться, получать знания, чтобы в дальнейшем занять хорошее, выгодное место в обществе, иметь средства и уважение в обществе.

Еврейская диаспора, проживающая в России, является также самой активной, по сравнению с другими диаспорами. Евреи в России создали достаточно много разных общественных организаций, которые призваны помогать русским евреям преодолевать многочисленные трудности современной жизни [7, с. 18]. Этот факт, несомненно, свидетельствует о сплоченности этой нации, которая на чужой для них земле старается объединиться, сделав жизнь друг друга лучше. Естественно, что этому способствовала ситуация, когда евреи были вынуждены защищаться, когда они должны были справиться с тем противостоянием, которое оказывало им русское общество. В связи с этим они и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

создавали условия, в которых их жизни стала бы значительно легче, они приспосабливались к ситуации, проявляя при этом свои определенные качества и черты.

Для евреев, проживающих в современной России, часто характерно ощущение себя национальным меньшинством и, следовательно, складывается соответствующий тип отношений к происходящим в ней процессам. Отмечается, что в 93,5% еврейских семьях общение между членами семьи происходит исключительно на русском языке, этот язык признается у русских евреев родным, и только лишь около 13% старших членов еврейских семей вообще владеют ивритом [8, с. 134].

Вышеприведенный факт является вполне естественным, так как долгое время проживая на территории России, нация, само собой, усваивает культуру и язык той страны, в которой она живет. И проявляет себя определенным образом. Евреи чувствуют себя в России достаточно хорошо, они заняли прочное положение, укрепились в обществе, завоевали уважение и авторитет.

Однако, на сегодняшний день мы имеет ситуацию, что в большинстве своем евреи, которые имели возможности и желание, эмигрировали в поисках лучшей жизни, покинув Россию навсегда. В России преимущественно остались старые, бездетные, небогатые евреи, также инвалиды. Например, среди евреев гораздо больше инвалидов, чем среди русских, если судить по числу лиц, получающих пенсию по инвалидности. Евреям в России сегодня предстоит обычный выбор между ассимиляцией среди большинства русских и статусом национального меньшинства [7, с. 19].

Эта ситуация сложилась потому, что в 1948 г. наконец образовалось еврейское государство, в котором они чувствуют себя более уверенно и защищенно.

Согласно наблюдениям за евреями, проживающими долгое время в России, такие исследователи, как О. М. Жукова, Л. Кноринг, В. Шалак и друге выделяли основные доминантные черты еврейского национального характера. Так, выделяют такие качества русских евреев, как религиозность, патриотичность, способность адаптироваться к условиям другой страны, культуры (повышенная приспособляемость), интеллектуальность (а именно высокий уровень умственных способностей), порой даже храбрость во многих ситуациях (мужество), коллективизм, дружелюбие, гостеприимство, трудолюбие, самоуверенность, нетерпеливость, развязность, необязательность, хитрость [5, с. 129-130].

Особенности горевания (ритуалы, поведение и психические реакции). Пребывающему в трауре еврею, но еще не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, нельзя участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он также не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьет вина, даже не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжелой работы. Он освобождается от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей. Однако ему нельзя нарушать запреты. Также есть обычай не выходить из дома в течение всех дней траура, кроме субботы. В доме скорбящего покрывают накидками все зеркала и картины, а также зажигают свечу в память по умершему, что делают для возвышения его души. На седьмой день утром, после молитвы утешают скорбящего и он завершает семь траурных дней

[9].

Обоснованные предположения о поведении и переживаниях этноса в экстремальных ситуациях. Как мы понимаем, приведенные выше черты нации являются общими и весьма субъективными. Однако, они были разработаны исходя из длительного наблюдения, совпадения отдельных случаев, типов личности и многих других факторов. Между человеком, также как и между всей нацией в целом, и между условиями жизни существует

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

очень тесная и неразрывная связь. Исходя их той ситуации, в которой складывалась судьба народа, они формировали свои определенные черты и качества.

В психологической науке можно выделить три основных подхода к пониманию ситуации как таковой:

-ситуация как обстановка (представляющая собой совокупность объективных условий, в которых функционирует какая-либо система, а также обстоятельств, которые часто определяют тот или иной характер деятельности субъектов);

-ситуация как перцептивный конструкт личности (человек вовсе не отражает бытие, он создает определенную ситуацию в своем сознании);

-ситуация как объективно-субъективная реальность (в этом случае ситуация понимается как результат активного взаимодействия личности и среды) [10, с. 10].

Поэтому, как мы понимаем, именно ситуация, в которой существует и развивается определенная общность, и определяет их качества и характеристики. Представители нации взаимодействуют с окружающей их средой. С определенными условиями и, следовательно, формируют определенные специфические качества, выражают себя определенным образом.

Исследования национальной идентичности еврейской нации, поэтому, весьма сложны и многогранны, они имеют множество особенностей и задач. Тема национальной идентичности является в определенной степени даже новаторской для нашей российской науки, а тема же особенностей формирования еврейской идентичности в России представляет собой особый интереснейший случай в отечественной научной практике [8, с. 107].

К исследованию еврейской идентичности применяют несколько основных подходов, среди которых мы можем выделить следующие:

-изучение еврейской идентичности непосредственно через развитие (а именно анализ природы еврейской идентичности как таковой на протяжении всего ее жизненного цикла);

-функциональный подход (предполагает анализ роли еврейской идентичности в сложной ситуации разрешения противоречивых фундаментальных человеческих переживаний);

-структурный подход (имеется в виду анализ места еврейской идентичности в сложной иерархии сугубо индивидуальной идентичности);

-психодинамический подход (предполагает анализ становления индивидуальной еврейской идентичности) [8, с. 110].

К содержанию каждой ситуации необходимо признать также объективный компонент, который необходимо рассматривать не как данность, а как преломленную через сознание личности данность, представленную в ее восприятии, оценке и переживании. Так, среди субъективных элементов ситуации, в которых развивается нация, выделяют следующие элементы: физиологический, мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный [11, с. 42]. Именно эти элементы и составляют преимущественно те условия, в которых формируются психологические характеристики нации, как ее отдельных представителей, так и групп людей.

Таким образом, исходя из исторической обстановки, личностных составляющих представителей нации, а также деятельностной составляющей, складывается определенная картина психической деятельности нации, ее определенные характеристики и качества, которые были перечислены выше. Евреи в России в достаточной мере проявили свои возможности и способности, таланты, сумели завоевать авторитет и уважение, и внесли значительный вклад в развитие культуры и искусства страны.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Список литературы:

1. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Россия реформирующаяся. М., 2014. С. 187-205ю

2. Каштанюк В. А. Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №74-1. С. 215-219.

3. Анистратенко С. В. Трансформация гендерных норм и практик в современном иудаизме: дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2008. 27 с.

4. Пятигорский Р. Р. Традиции еврейского воспитания // Иудаизм и евреи. https://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_106.html

5. Тетерлева Е. В., Готлиб Д. Л. Особенности еврейского национального характера // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. №10. С. 126-130.

6. Бернатоните А. В. Специфика еврейского национального характера в российском и советском кинематографе 1910-1940-х гг. // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2015. №2 (8). С. 80-90.

7. Миронов Б. Конец русской эры в истории евреев? // Родина. 2006. №7. С. 14-19.

8. Собкин В. С., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. С. 105-141.

9. Гринвальд З. Еврейские похороны и траур // Суббота. Праздники. Будни https://toldot.ru/traur.html

10. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. СПб.: Речь, 2012. 448 с.

11. Кадыров Р. В. Проблема экстремальности в современной психологической науке // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. ст. науч.-практ. конф. Владивосток. 2011. №1. С. 40-55.

References:

1. Kon, I. S. (2014). Psikhologiya predrassudka (o sotsial'no-psikhologicheskikh kornyakh etnicheskikh predubezhdenii). Rossiya reformiruyushchayasya, Moscow.

2. Kashtanyuk, V. A. (2008). Transformatsiya etnicheskoi samoidentifikatsii evreev EAO kak odna iz prichin ikh emigratsii. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, (74-1), 215-219.

3. Anistratenko, S. V. (2008). Transformatsiya gendernykh norm i praktik v sovremennom iudaizme: Ph.D. Diss. St. Petersburg.

4. Pyatigorskii, R. R. Traditsii evreiskogo vospitaniya. Iudaizm i evrei. https://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_106.html

5. Teterleva, E. V. (2014). Gotlib David Leonidovich Osobennosti evreiskogo natsional'nogo kharaktera. Problemy romano-germanskoi filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannykhyazykov, (10), 126-130.

6. Bernatonite, A. V. (2015). Spetsifika evreiskogo natsional'nogo kharaktera v rossiiskom i sovetskom kinematografe 1910-1940-kh gg. Tomskii zhurnal LING i ANTR, 2(8), 80-90.

7. Mironov, B. (2006). Konets russkoi ery v istorii evreev? Rodina, (7), 14-19.

8. Sobkin, V. S., & Gracheva, A. M. (1998). K psikhologii evreiskoi identichnosti. Etnos. Identichnost'. Obrazovanie. Trudy po sotsiologii obrazovaniya, Moscow.

9. Grinvald, Z. Evreiskie pokhorony i traur. Subbota. Prazdniki. Budni https://toldot.ru/traur.html

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №4. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

10. Kadyrov, R. V. (2012). Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo (PTSD): sostoyanie problemy, psikhodiagnostika i psikhologicheskaya pomoshch'. St. Petersburg.

11. Kadyrov, R. V. (2011). Problema ekstremal'nosti v sovremennoi psikhologicheskoi nauke. In Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti: sb. st. nauch.-prakt. konf. Vladivostok, (1), 40-55.

Работа поступила в редакцию 08.03.2020 г.

Принята к публикации 11.03.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Курбатова В. А. Психологические особенности евреев, проживающих на территории России // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 381-387. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/41

Cite as (APA):

Kurbatova, V. (2020). Psychological Characteristics of Jewish People Living on the Territory of Russia. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 381-387. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/41 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.