Научная статья на тему 'Культурно-этнические особенности переживаний даргинцев в экстремальных ситуациях'

Культурно-этнические особенности переживаний даргинцев в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДАРГИНЦЫ / EXTREME SITUATION / ETHNICITY / CULTURAL CHARACTERISTICS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DARGIN PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цынгунов Сергей Батоевич

Данная статья посвящена изучению культурных и этнических особенностей даргинского этноса в экстремальных ситуациях. Рассмотрено понятие экстремальной ситуации и влияние ее на психическую деятельность человека, на поведенческий, когнитивный и эмоциональный уровни. Данные изменения происходят не только под действием индивидуально-личностных особенностей, но и культурно-этнических особенностей. Были рассмотрены и описаны нравственно-этнические основы взаимодействия представителей даргинского этноса между собой, особенности взглядов на гендерные роли, особенности быта и детско-родительских отношений. На основе данных аспектов культурно-этнических ценностей даргинцев делается предположение о возможном поведении данного этноса в условиях экстремальных ситуаций.This article is devoted to the study of cultural and ethnic features of the Dargin ethnic group in extreme situations. The concept of an extreme situation and its impact on human mental activity, on behavioral, cognitive and emotional levels is considered. This influence occurs not only under the influence of individual and personal characteristics, but also cultural and ethnic characteristics. The moral and ethnic bases of interaction between representatives of the Dargin ethnic group, the peculiarities of views on gender roles, the peculiarities of everyday life and child-parent relations were considered and described. Based on these aspects of cultural and ethnic values of the, an assumption is made about the possible behavior of this ethnic group in extreme situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-этнические особенности переживаний даргинцев в экстремальных ситуациях»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

УДК 159.99 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/60

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДАРГИНЦЕВ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

©Цынгунов С. Б., ORCID: 0000-0002-4594-4780, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия, [email protected]

CULTURAL AND ETHNIC FEATURES OF DARGIN PEOPLE'S EXPERIENCES

IN EXTREME SITUATIONS

©Tsyngunov S., ORCID: 0000-0002-5537-577X, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia, [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена изучению культурных и этнических особенностей даргинского этноса в экстремальных ситуациях. Рассмотрено понятие экстремальной ситуации и влияние ее на психическую деятельность человека, на поведенческий, когнитивный и эмоциональный уровни. Данные изменения происходят не только под действием индивидуально-личностных особенностей, но и культурно-этнических особенностей. Были рассмотрены и описаны нравственно-этнические основы взаимодействия представителей даргинского этноса между собой, особенности взглядов на гендерные роли, особенности быта и детско-родительских отношений. На основе данных аспектов культурно-этнических ценностей даргинцев делается предположение о возможном поведении данного этноса в условиях экстремальных ситуаций.

Abstract. This article is devoted to the study of cultural and ethnic features of the Dargin ethnic group in extreme situations. The concept of an extreme situation and its impact on human mental activity, on behavioral, cognitive and emotional levels is considered. This influence occurs not only under the influence of individual and personal characteristics, but also cultural and ethnic characteristics. The moral and ethnic bases of interaction between representatives of the Dargin ethnic group, the peculiarities of views on gender roles, the peculiarities of everyday life and child-parent relations were considered and described. Based on these aspects of cultural and ethnic values of the, an assumption is made about the possible behavior of this ethnic group in extreme situations.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, этническая принадлежность, культурные особенности, социально-психологическая адаптация, даргинцы.

Keywords: extreme situation, ethnicity, cultural characteristics, socio-psychological adaptation, Dargin people.

Введение

Экстремальная ситуация подразумевает под собой такие условиях, возникающие в следствие сложных ситуаций, для разрешения которых от человека требуется максимальное приложение психических и физических сил [1]. Экстремальная ситуация отличается интенсивностью воздействия, временем воздействия, сложностью возникшей ситуации и характером воздействия. Экстремальная ситуация провоцирует изменения в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах человека. В каждой из этих сфер могут происходить

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

специфические изменения, например, в поведенческой сфере может наблюдаться бесцельная активность или пассивность, агрессивные реакции. На когнитивном уровне могут наблюдаться изменения мышления, памяти, восприятия. На уровне эмоциональных проявлений так же могут присутствовать реакции гнева, тревоги, страха.

Специалистами-психологами выделяется понимание важности культурно-этнической принадлежности и роль данного фактора при рассмотрении рисков возникновения негативных социально-психологических явлений [2-3], поэтому, при оказании помощи в экстремальных условиях специалистам для повышения эффективности собственной профессиональной деятельности необходимо учитывать, что на поведение человека под воздействием данных условий, могут оказывать влияние не только индивидуально-личностные особенности, но и особенности его культурно-этнической принадлежности.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что при работе с поведенческими реакциями в ЧС необходимо и важно учитывать особенности культурной и этнической принадлежности, для возможности оказания высококвалифицированной помощи. В данной работе проводится теоретический анализ психологический особенностей даргинцев, их нравственно-этических основ взаимодействия, особенностей быта, семейных ценностей, на основе чего делается предположение об их поведенческих реакциях в экстремальной ситуации.

Даргинцы являются коренными жителями Дагестана, которые входят в дагестанскую группу северокавказской семьи народов [4]. Этнический состав Дагестана довольно разнообразен и даргинцы являются одной из крупных этнических групп - их численность 80 тыс. человек, что составляет 16,5% населения Дагестана [5]. Стоит упомянуть о том, что коренные народы Дагестана входят в группу народов, лучше других сохранивших свою национальную и культурную идентичность [6]. Что свидетельствует о высоком уровне верности своим этническим ценностям и стремлении их сохранить.

Особенности нравственно-этических основ взаимодействия тесно связаны с ролью религии в этническом самосознании даргинцев. Поэтому для даргинцев характерна в ситуации конфликта модель поведения, берущая за основу религиозно-правовые аспекты (ислам и маслаат). Кроме этого, для них значимо будет примирение с помощью третей стороны, при этом ориентированы они будут на привлечение старшего брата или уважаемого человека, чем родителя [7]. Общественный уклад даргинцев регулировался обычным правом, традициями, обычаями, установлениями морально-этического кодекса. Следование традициям кровной мести являлось нормой кодекса чести у даргинцев. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв [8]. Важными человеческими качествами для даргинцев являются мужество, бесстрашие и решительность. Многие из даргинских нравственно-этических норм сконцентрировались в обычае гостеприимства. Традиция гостеприимства у даргинцев заключалась в обязанности принимать гостя в независимости от того какой конфессиональной или этнической он принадлежности. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев. Любой гость имел право на ночлег, стол, неприкосновенность, охрану жизни, чести, достоинства, которые обеспечивали принимающие гостя.

В следствии того, что для даргинцев важно сохранят традиционность, то выбор брачного партнера по-прежнему регулируется родителями, распределение ролей в семье отражает мускулинный характер свойственный всей культуре Кавказа. Мужчина является главой семьи и его основная функция — это ее обеспечение, женщина же ответственна за уют и воспитание потомства. Данное гендерное разделение отчетливо начинает проявляться еще в детских играх, многие из которых олицетворяют трудовые или хозяйственные

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

процессы, при этом детей уже с раннего возраста приучают к тому, что есть четкое разделение обязанностей на женские и мужские. И в случае, если, например, мальчик начинал выполнять «женскую» работу» — подметать веником или стирать, то это возбранялось и объяснялось тем, что для него это не подобающее поведение, за которое в обществе он может быт высмеян. Как отмечает Н. Л. Пушкарева, в традиционном обществе с его жесткими гендерными стереотипами детям с раннего возраста внушалось, что недопустимо «смешивать или замещать» существующее распределение ролей между полами [5].

В современных реалиях, такой семейный уклад претерпел некоторые изменения, связанные с возросшей экономической самостоятельностью женщин, которая повысила их авторитет в семье, дала возможность участвовать в решении тех или иных семейных вопросов [9]. Соответственно изменились отношения между мужем и женой. Помощь мужа жене в домашнем хозяйстве, в уходе за детьми ни у кого не вызывает удивления. В то же время развитие демократических форм взаимоотношений в семье не означает еще коренного изменения в распределении домашнего труда между мужчиной и женщиной. По результатам исследования П. А. Нурудиновой 60% семей сохраняют традиционное разделение работ на мужские и женские [10].

Если говорить об особенностях детско-родительских отношений даргинского этноса, то необходимо упомянуть, что дети являются важнейшей ценностью и залогом счастья, по этой причине особое значение придавалось воспитанию детей — как мальчиков, так и девочек. С точки зрения социальных и психологических аспектов, для воспитания «настоящего» даргинца предполагалось всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое обучение [11]. Во время такого традиционного воспитания обязательно закреплялись нормы и принципы взаимоотношений между людьми, прививались общественные и семейные ценности. Подобная система воспитания имела своей целью сформировать у подрастающего поколения необходимых в жизни навыков и способностей. В детях воспитывали трудовые и нравственные качества, послушание и уважение к старшим, понимание и соблюдение не только собственных, семейных, но родовых ценностей и интересов. Следует отметить, что у всех кавказских народов трудолюбие считалось одним из критериев определения воспитанности девушки или юноши, поэтому это качество прививалось ребенку с самого раннего возраста. Труд был не только целью, но и средством воспитания, а трудолюбие, умение работать хорошо и в свое удовольствие было итогом и результатом трудового воспитания.

Что касается психологии этноса, то для даргинского народа важным считается уважение и беспрекословное послушание старцев, почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие, честность, верность данному слову, презрение к трудностям и малодушию, гостеприимность [12]. В ситуации конфликта, даргинцы будут стремится принимать те цели и средства, которые одобряются в обществе, можно предположить, что в ситуации масштабных политических вопросов и инновационных процессов они будут занимать более пассивную позицию. Для даргинского этноса не характерно публичное проявление чувств между мужчиной и женщиной, несмотря на то, что представители даргинского народа обладают энергичным характером. Что отчетливо прослеживается в традиционных танцах, где в качестве доминирующего выразительного средства выступают ритм и темп, которые придают танцу темпераментный характер. А жесткие, резко очерченные движения северно-дагестанской лезгинки органичны с дробной мелодической основой [13]. В социальном же взаимодействии, несмотря на стремление к сохранению крепких родственных и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

межпоколенных связей, также нацелены и на взаимодействие с окружающими, не принадлежащими к своей этнической среде.

Особенности горевания даргинского этноса также связаны с религиозными воззрениями. Так по каноническим воззрениям ислама — жизнь лишь временное пребывание души на этом свете [14]. И считается, что душа человека бессмертна и в случае смерти физической она стремительно направляется к богу. Поэтому необходимо отметить, что для даргинского этноса характерно жить, думая, что человек смертен и готовиться к ней. И поскольку в позапрошлом веке продолжительность жизни была невысокой, предписывалось обязательно после 40 лет иметь завещание. А если человек в преклонном возрасте заранее не подготовился: не отложил еще при жизни деньги для своих похорон, не приобрел необходимые принадлежности погребального ритуала, то его и его близкую родню осуждали окружающие [15]. Сильная вера в жизнь после смерти, позволила даргинцам воспринимать ее философски, как то, от чего нельзя уйти и то, что предопределено судьбой, а наступление смерти объясняли действием внешней силы. Кроме этого духовенство стало регулировать момент оплакивания умершего, так как полагало, что громкий плач - это своего рода сопротивление силам свыше. Тем не менее, в отличие от мужчин женщины дают выход всем своим эмоциям [16].

Заключение

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно выделить следующие культурные и этнические характеристики даргинского этноса - это внутрисемейная сплоченность, родовая общность, характеристики гендерных ролей, взаимодействие между людьми различных возрастов, такие культурно-этнические особенности этноса как тесная внутрисемейная сплоченность, родовая общность, гендерные характеристики мужчин и женщин, презрение к трудностям, трудолюбие и приверженность религиозных взглядов будут оказывать положительное влияние на переживание экстремальных ситуаций представителями данного этноса.

Если брать во внимание особенности даргинских мужчин, то можно предположить, что в экстремальной ситуации они будут проявлять ответственность и предприимчивость, стремясь обезопасить свой род и свою семью. Кроме этого можно предположить, что сотрудники МЧС или других служб будут занимать авторитетную позицию, на инструкции которых они будут ориентироваться. А сильная сплоченность внутри группы, религия и трудолюбие, позволят действовать эффективно в случае возникновения экстремальной ситуации и справиться с ее последствиями.

Список литературы:

1. Арестова Л. В. Психологические подходы к пониманию экстремальной ситуации // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2006. №5. С. 167-171.

2. Филиппова М. В. Культурная и этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №5. С. 128-132.

3. Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 76-83.

4. Османов М. 3. Даргинцы // Возрождение. Даргинцы. 1998. №4. С. 90-94.

5. Гурбанов О., Поломошнов А. Ф. Северный Кавказ в российском социокультурном пространстве. Персиановский, 2013. 198 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

6. Муртузалиев С. И. Восприятие «своего» и «чужого» в обыденном сознании дагестанцев // Дагестанский государственный университет: Вестник Евразии. 2005. №3. С. 89-106.

7. Хухлаев О. Е. Гаврюшина М. К., Эбралидзе А. П., Гукова Р. И. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (Сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) // Вестник восстановительной юстиции. 2015. №12. С. 63-68.

8. Магомедов Р. М. Легенды и факты о Дагестане: из записных книжек историка. Махачкала, 1969. 204 с.

9. Гимбатова М. Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала: Эпоха, 2014. 392 с.

10. Нурудинова П. А. Современная семья и семейный быт даргинцев - переселенцев. Махачкала, 2010. С. 30.

11. Абдулфатахова Д. К. Разнообразие материальной и духовной культуры даргинцев и ее влияние на образовательное пространство Дагестана // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №3-1 (57). C. 66-68.

12. Хасбулатова З. И., Соловьева Л. Т. Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа // Махачкала: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 422-429.

13. Абдулаева М. Ш. Этнокультурная идентичность народов Дагестана: Единство и многообразие: автореф. дисс. ... д-р культурологии. СПб., 2013. С. 32.

14. Винокурова А. В. Ценностные ориентации семей выходцев из Дагестана в Приморье // Вестник института социологии. 2017. №4 (23). С. 124-137. https://doi.Org/10.19181/vis.2017.23.4.486

15. Крысько В. Г. Этническая психология. М., 2011.

16. Косоева З. М. Некоторые элементы похоронно-поминальных обрядов народов центрального Дагестана (традиции и современность) // Научное обозрение: сб. ст. ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2007. С. 44-50.

References:

1. Arestova, L. V. (2006). Psikhologicheskie podkhody k ponimaniyu ekstremal'noi situatsii. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, (5), 167-171. (in Russian).

2. Filippova, M. V. (2015). Kul'turnaya i etnicheskaya prinadlezhnost' kak faktor regulyatsii povedeniya postradavshikh v chrezvychainykh situatsiyakh. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (5), 128-132. (in Russian).

3. Shoigu, Yu. S., & Pyzhyanova, L. G. (2011). Prognozirovanie i upravlenie sotsial'no-psikhologicheskimi riskami vo vremya chrezvychainoi situatsii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (4), 76-83. (in Russian).

4. Osmanov, M. 3. (1998). Dargintsy. In Vozrozhdenie. Dargintsy, (4), 90-94. (in Russian).

5. Gurbanov, O., & Polomoshnov, A. F. (2013). Severnyi Kavkaz v rossiiskom sotsiokul'turnom prostranstve. Persianovskii. (in Russian).

6. Murtuzaliev, S. I. (2005). Vospriyatie «svoego» i «chuzhogo» v obydennom soznanii dagestantsev. Dagestanskii gosudarstvennyi universitet: VestnikEvrazii, (3), 89-106. (in Russian).

7. Khukhlaev, O. E. Gavryushina, M. K., Ebralidze, A. P., & Gukova, R. I. (2015). Kross-kul'turnye osobennosti predstavlenii o primirenii (Sravnitel'noe issledovanie molodezhi, prozhivayushchei v Moskve i Makhachkale). Vestnik vosstanovitel'noi yustitsii, (12), 63-68. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

8. Magomedov, R. M. (1969). Legendy i fakty o Dagestane: iz zapisnykh knizhek istorika. Makhachkala. (in Russian).

9. Gimbatova, M. B. (2014). Muzhchina i zhenshchina v traditsionnoi kul'ture tyurkoyazychnykh narodov Dagestana (XIX - nachalo XX v.). Makhachkala. (in Russian).

10. Nurudinova, P. A. (2010). Sovremennaya sem'ya i semeinyi byt dargintsev - pereselentsev. Makhachkala. (in Russian).

11. Abdulfatakhova, D. K. (2016). Raznoobrazie material'noi i dukhovnoi kul'tury dargintsev i ee vliyanie na obrazovatel'noe prostranstvo Dagestana. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, (3-1), 66-68. (in Russian).

12. Khasbulatova, Z. I., & Soloveva, L. T. (2019). Aktual'nye problemy istorii narodov Severnogo Kavkaza. In Makhachkala: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 422-429. (in Russian).

13. Abdulaeva, M. Sh. (2013). Etnokul'turnaya identichnost' narodov Dagestana: Edinstvo i mnogoobrazie: autoref. Ph.D. diss. St. Petersburg, 32. (in Russian).

14. Vinokurova, A. V. (2017). Tsennostnye orientatsii semei vykhodtsev iz Dagestana v Primor'e. Vestnik Instituta sotsiologii, 5(4), 124-137. (in Russian). https://doi.org/10.19181/vis.2017.23A486

15. Krysko, V. G. (2011). Etnicheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

16. Kosoeva, Z. M. (2007). Nekotorye elementy pokhoronno-pominal'nykh obryadov narodov tsentral'nogo Dagestana (traditsii i sovremennost'). In Nauchnoe obozrenie: sb. st. assotsiatsii molodykh uchenykh Dagestana. Makhachkala, 44-50. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 18.04.2020 г. 23.04.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Цынгунов С. Б. Культурно-этнические особенности переживаний даргинцев в экстремальных ситуациях // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 451-456. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/60

Cite as (APA):

Tsyngunov, S. (2020). Cultural and Ethnic Features of Dargin People's Experiences in Extreme Situations. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 451-456. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.