Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
УДК 159.99 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/39
КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ ТАТАР В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
©Пармеева В. И., ORCID: 0000-0002-6960-7252, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия, [email protected]
CULTURAL AND ETHNIC FEATURES OF TATARS PEOPLE'S EXPERIENCES
IN EXTREME SITUATIONS
©Parmeeva V., ORCID: 0000-0002-6960-7252, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Аннотация. В данной статье проведен теоретический анализ культурно-этнических особенностей татарского этноса. Рассмотрены такие аспекты как: особенности нравственно-этических основ взаимодействия в культуре, гендерные нормы, традиции детско-родительских отношений, психология этноса, особенности горевания. На основе данного анализа выдвинуто предположение о поведении татарского этноса и переживаниях в экстремальных ситуациях.
Abstract. In this article a theoretical analysis of the cultural and ethnic characteristics of the Tatar ethnic group was carried out. Such aspects as: peculiarities of moral and ethical foundations of interaction in culture, gender norms, traditions of child-parental relations, psychology of ethnos, features of grief are considered. Based on this analysis an assumption was made about the behavior of the Tatar ethnic group and experiences in extreme situations.
Ключевые слова: татары, национальные особенности, этническая принадлежность, экстремальная ситуация, адаптация.
Keywords: Tatars, national peculiarities, ethnic predestination, extreme situation, adaptation.
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на территории Российской Федерации проживает огромное количество этносов обладающих своими особенностями, традициями, котрые важно учитывать при оказании помощи в экстремальной ситуации. Экстренная психологическая помощь не предусматривает глубинной психотерапии, а имеет только две задачи: регуляция актуального психофизиологического состояния; профилактика отсроченных последствий травматического стресса [1].
Не смотря на это, понимание культурно-этнических особенностей позволяет оказывать более эффективную помощь и предотвращает возникновение конфликтов. Экстремальная ситуация эта та ситуации, которая выходит за пределы человеческого опыта. На поведение при воздействии экстремальной ситуации могут оказывать влияние личностные особенности, жизненный опыт и другие составляющие, в частности культурная и этническая принадлежность. Экстремальная ситуация оказывает влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы психики человека. В поведенческой сфере могут происходить такие изменения, как потеря контроля, в виде бесцельной активности или наоборот пассивность, агрессивные проявления и возникновение конфликтных ситуаций. В
Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
когнитивной сфере могут происходить изменения психических процессов — ощущения, внимания, мышления, памяти и восприятия. В эмоциональной сфере возможны такие проявления как тревога, страх, гнев, агрессия, подавленность, апатия [2].
Татарский этнос является одним из самых много численных на территории Российской Федерации. Культура татарского этноса имеет глубокие корни, в ней присутствует смесь языческой и исламской культуры. Рассмотрение таких теоретических аспектов как: особенности нравственно-этических основ взаимодействия в культуре, гендерные нормы, традиции детско-родительских отношений, психология этноса, особенности горевания, позволят сделать предположения об особенностях переживания данного этноса в экстремальных ситуациях.
Можно выделить следующие особенности нравственно-этических основ Татарского этноса. Взаимопомощь-данная ценность обусловлена патриархально-родовым укладом, когда несколько семей вели одно хозяйство и было единое экономическое пространство. Также это прослеживается в традиции разделения труда между семьями во время уборки урожая, строительства, сенокоса [3].
Многие авторы указывают на то, что татары устойчивы в своих традициях. Культурная устойчивость проявляется во всех сферах жизни. В том числе это обусловлено влиянием мусульманской религии формирующей образовательное и социокультурное пространство, в котором действует закон «один за всех и все за одного». В исследованиях первой половины XIX в. преобладают положительные оценки нравственности татарского народа: в глазах ученых татары представали как мирный народ, любящий покой и всеми силами стремящийся к нему [3]. Большинство исследователей утверждают, что толерантность является ключевой чертой татарского этноса.
Гостеприимство является неотъемлемой чертой татар. Чай — это излюбленный национальный напиток, от которого никто не может отказаться. Существует даже пословица подтверждающая этот факт «После чая-на душе лето». Чай сопровождает все события которые происходят в жизни татар. Широкие гулянья на праздниках таких как Сабантуй, Ураза байрам, является неотемлемой частью татар [4].
С раннего детства татарам прививают любовь к ближнему, уважение к старшим по возрасту. Просьбы старших необходимо всегда выполнять, не принято выражать недовольство. Старшим по возрасту уступают место, в их присутствии молодой человек должен больше слушать, а не говорить [5].
Касательно семейных отношений, наблюдаются следующие особенности. Строго соблюдалось отсутствие взаимодействия между юношами и девушками для сохранения нравственности. С детства девочек учили покорности мужу. Женщина не имела права называть мужа по имени и других старших мужчин. Семья являлась всегда ценностью для татар. Главой семейства являлся муж, а женщина занималась хозяйством и воспитанием детей. Особенность патриархальной семьи накладывает отпечаток и на сегодняшние дни. В татарской семье авторитет родителей непоколебим. Родители традиционно живут с младшим сыном [5].
Традиционная система воспитания татар определялась историческими и социально-экономическими условиями, жизненным укладом, а также традиционными представлениями о роли и значимости детей в структуре общества. В целом она обеспечивала межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей, этих ценностей способствовала существованию семьи как социального организма. Главным образом весь процесс воспитания сводится к формированию и развитию трудолюбия. Трудовое воспитание — исторически сложившаяся, передающаяся в поколениях форма трудовой
Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
деятельности этноса, где традиции служат механизмомнакопления духовных ценностей. Еще важным аспектом воспитания в татарском этносе было хозяйственно-экономическое воспитание. Сюда относится разделение труда между мужчиной и женщиной. Для татар издавна существовал обычай хвастаться силой и ловкостью во время праздников. Проводились общественные смотры физической подготовки во время праздника Сабантуй. В связи с этим, физической подготовке уделялось особое внимание с раннего детства [6].
Елена Хабенская попыталась синтезировать все, многообразие мнений о татар в единый портрет. «типичный» татарин предстанет перед нами как человек открытый, веселый, жизнерадостный, гостеприимный, религиозный и бережливый. Согласно этому портрету, большинству татар присущи такие качества как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, смекалка, находчивость, чувство взаимовыручки, преданность, обязательность и порядочность. Далее к этому списку добродетелей добавляются щедрость и простота, скромность и доброта, бескорыстная взаимовыручка и еще весьма длинный перечень лучших человеческих качеств, повествующий о народе гордом, честном и сплоченном [7]. Также описывается, что для представителей данного этноса характерна высокоразвитое и ярко выраженное чувство национального самосознания и собственного достоинства. Они склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку.
Похоронно-поминальный ритуал воспринимается как последняя почесть умершему и выполняет функцию взаимопомощи. Для похорон характерно участие большого количества родственников, соседий, сослуживцев. Умершего хоронят в материи — саване. Если умирающий не может произнести молитву, то родственникам необходимо сделать вместо него. Во время похорон запрещено оплакивать, причитать. Зеркала и другие поверхности необходимо завесить тканью. В похоронах принимают участие исключительно мужчины и все присутствующие занимают сидячие положение. Женщины во время похорон находятся дома молятся, промывают пол и готовят поминальную трапезу [8].
Заключение
Таким образом, можно выделить следующие характеристики татар, обусловленные их культурными и этническими особенностями - это строгое следование религиозним и культурным правилам, традиционные гендерные нормы, ценность семьи, уважение к старшим родственникам, воспитание трудолюбия, терпимость г другим народам. Большую роль также играет играет религия.
Можно предположить, что в случае экстремальной ситуации татары будут проявлять сдержанность в проявлении эмоций. Для оказания помощи будут привлечены все родственники, соседи, друзья. Процессом будет руководить старший в семье мужчина. Женщины, дети будут выполнять поручения мужчин и в основном задействованы в организации быта. Важно помнить, что татары исповедуют ислам, в связи с этим наблюдаются особенности во взаимодействии между мужчиной и женщиной. При обращении к женщине стоит избегать тактильных контактов, в случае если это не возможно, то стоит объяснять — какие действия вы хотите сейчас совершить и для чего.
Список литературы:
1. Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 76-83.
2. Арестова Л. В. Психологические подходы к пониманию экстремальной ситуации // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2006. №5. С. 167-171.
Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
3. Никитина Э. В. Этноменталитет как компонент гражданственности // Вестник Чувашского университета. 2012. №4. С. 112-118.
4. Галиева Р. Г. Роль этнорелигиозных традиций татар в сохранении духовного здоровья и этноса // Вятский медицинский вестник. 2009. №1. С. 121-122.
5. Сайфутдинова Г. Б. Институты социализации детей у татар: традиции и современность // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №4. С. 10-12.
6. Волкова Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. М., 2007. 155 с.
7. Хабенская Е. О. Этническая идентичность представителей татарских этнокультурных ассоциаций: дис. канд. ист. наук. М. 2003. 231 с.
8. Лепешкина Л. Ю. Похоронно-поминальный обряд татар Среднего Поволжья в XX веке: динамика традиции // Вопросы культурологии. 2011. №4. С. 57-61.
References:
1. Shoigu, Yu. S., & Pyzh'yanova, L. G. (2011). Prognozirovanie i upravlenie sotsial'no-psikhologicheskimi riskami vo vremya chrezvychainoi situatsii. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (4). 76-83. (in Russian).
2. Arestova, L. V. (2006). Psikhologicheskie podkhody k ponimaniyu ekstremal'noi situatsii. Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, (5). 167-171. (in Russian).
3. Nikitina, E. V. (2012). Etnomentalitet kak komponent grazhdanstvennosti. Vestnik Chuvashskogo universiteta, (4). 112-118. (in Russian).
4. Galieva, R. G. (2009). Rol' etnoreligioznykh traditsii tatar v sokhranenii dukhovnogo zdorov'ya i etnosa. Vyatskii meditsinskii vestnik, (1), 121-122. (in Russian).
5. Saifutdinova, G. B. (2009). Instituty sotsializatsii detei u tatar: traditsii i sovremennost'. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, (4). 10-12. (in Russian).
6. Volkova, T. N. (2007). Vospitanie cheloveka kul'tury sredstvami yazyka i iskusstva v protsesse gumanitarnogo obrazovaniya. Moscow. (in Russian).
7. Khabenskaya, E. O. (2003). Etnicheskaya identichnost' predstavitelei tatarskikh etnokul'turnykh assotsiatsii: dis. kand. ist. nauk. Moscow. (in Russian).
8. Lepeshkina, L. Yu. (2011). Pokhoronno-pominal'nyi obryad tatar Srednego Povolzh'ya v XX veke: dinamika traditsii. Voprosy kul'turologii, (4), 57-61. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 19.06.2020 г. 23.06.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Пармеева В. И. Культурно-этнические особенности переживаний татар в экстремальных ситуациях // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 323-326. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/39
Cite as (APA):
Parmeeva, V. (2020). Cultural and Ethnic Features of Tatars People's Experiences in Extreme Situations. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 323-326. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/39
Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)