Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ /PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.922.4 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/38
КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОСЕТИНСКОГО ЭТНОСА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
©Дударева А. В., ORCID 0000-0002-9905-7140, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия, [email protected]
CULTURAL AND ETHNIC FEATURES OF THE EXPERIENCE OF THE OSSETIAN ETHNIC GROUP IN EXTREME SITUATIONS
©Dudareva A., ORCID 0000-0002-9905-7140, Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье приводится теоретическое исследование культурно-этнических особенностей осетинского этноса. Изучены нравственно-этические основы взаимодействия внутри осетинского этноса, гендерные нормы в национальной культуре, особенности процесса воспитания и детско-родительских взаимоотношений, специфика переживания потери и национально-психологические особенности осетин. На основе изученного материала были выдвинуты предположения касательно специфики переживания и поведения в экстремальных ситуациях.
Abstract. This article describes the cultural and ethnic characteristics of the representatives of the Ossetian ethnic group. Moral-ethical foundations of interaction within the Ossetian ethnic group, gender norms in ethnic culture, features of parent-child relationships, specifics of experiencing death and psychological characteristics of representatives of a given people were described. Based on the material studied, assumptions were made regarding possible options for experiencing extreme situations.
Ключевые слова: осетины, осетинский этнос, этническая культура, психология этноса, переживания в экстремальной ситуации.
Keywords: Ossetians, Ossetian ethnic group, ethnic culture, psychology of ethnos, experiences in extreme situations.
Введение
Экстремальная ситуация — это ситуация, которая выходит за пределы обычного, «нормального человеческого опыта», где источником травматизации выступает человек или общество [1]. На особенности переживания и поведения в экстремальной ситуации влияет не только интенсивность, внезапность стрессогенных факторов и индивидуальные психофизиологические особенности человека и жизненный опыт, но и психологические характеристики. К ним относятся личностные особенности, характер и поведение человека, которые могут быть обусловлены культурно-этнической принадлежностью. Шойгу Ю. С. и Пыжьянова Л. Г. в статье «Прогнозирование и управление социальнопсихологическими рисками во время чрезвычайной ситуации» в 24 фактора наиболее существенно влияющих на социально-психологическую обстановку в зоне чрезвычайной ситуации включили
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
этнокультурный фактор [2]. Поэтому для повышения эффективности выполнения профессиональной деятельности специалистов-психологов в экстремальных условиях, необходимо производить учет культурно-этнических особенностей участников экстремальной ситуации.
В даннной статье приводится литературный анализ культурно-этнических оссобенностей осетинского этноса. Исследование специфики нравственно-этических осов взаимодействия в культуре, гендерных норм, традиций детско-родительских отношений, психологии этноса и особенности горевания могут позволить дать обоснованное предположение о поведении и переживаниях этноса в экстремальной ситуации. Знание особенностей этнопсихологических аспектов культуры осетинского народа и предположение о поведении помогут позволить выстроить эффективную стратегию оказания первой психологической помощи людям осетинской национальности в условиях чрезвычайной ситуации.
Многие из психологических, социально-нормативных и поведенческих характеристик осетин сформировались исторически, сложив их своеобразную основу этнического образа жизни. Поэтому особенности данного этноса соответствуют не нынешнему, скорее прежнему укладу жизни - их самих и их далеких предков. Специфику взаимоотношений, устоявшихся в прошлом, но актуальных и в настоящий момент, можно отчетливо проследить во время массовых событий, таких как похороны, свадьбы, народные праздники и т. д. Общение с людьми, нормы поведения, осетинский образ жизни, духовные ценности описывается феноменом «ирондзинад». «Ирондзинад» является своеобразным кодом, но одновременно и «дешифратором» культуры и ментальности осетин, в нем отражается не только этническое мировоззрение этноса, но и вполне конкретные аспекты этнической самоорганизации. Частью «ирондзинада» является социальный институт «жгъдау», который воплощает в себе программу поведения, отточенную столетиями, а именно конкретные правовые, моральные каноны и поведенческие стереотипы, регулирующие нормы общественной морали и этикета, реализующиеся в основных принципах контроля общества над личностью [3].
Можно выделить следующие особенности нравственно-этических основ взаимодействия в культуре осетин:
Гостеприимство. Один из священных обычаев осетин, который был официально узаконен адатами — сводом традиций и обычаев у народов Кавказа. Для осетина не позволительно было нарушить этот закон, им мог воспользоваться любой путник, любой человек, будь он другом или незнакомцем, был принят осетином с одинаковым радушием. Путешественник по Кавказу Л. Л. Штедер в «Дневнике путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году» писал «Гостя, осетин защищает, как самого себя, и погибнет скорее сам, чем уступит врагу его тело...» [4]. Гость находился под защитой не только семьи, в которой остановился, но и всего рода, аула. Каждый житель села должен был обеспечить его безопасность, дать приют и пищу. Даже убийца мог не боятся за свою жизнь, находясь в доме кровника. Убийство гостя являлось поводом для кровной мести, осуществление которой было долгом чести хозяина. Нарушение закона гостеприимства сурово порицалось обществом, вплоть до убийства нарушителя, а само пребывание гостя в доме осетина считалось значительным событием [5].
Исследователь К. Кох еще в начале XIX в. писал, что «гостеприимство сильно развито у осетин. Пока гость находится в доме ничего нельзя делать. Каждый интересуется его желанием, и торопиться исполнить его. В честь гостя закалывается последняя овца. Осетин предпочитает прожить в нищете долгое время, нежели даст упрекнуть себя в том, что он
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
плохо принял своего гостя» [6]. В настоящее время гостеприимство потеряло былое общественное значение, тем не менее, оно сохранило свои основные элементы.
Почитай предков и старших. Основой семейного быта осетинского этноса является уважение к людям пожилых лет. Священной у осетин считалась клятва предками, оскорбление или осквернение их могло спровоцировать кровную месть. Уважение к старшим нашло отражение в этикете осетин, так например, при входе пожилого человека, приветствовать его непременно нужно было стоя. Это правило соблюдалось с особой строгостью в семье и никогда не нарушалось. Почтительное отношение к старшим, безусловное им подчинение прививалось детям в качестве этнического идеала.
Старшинство имеет большой вес в культуре осетин и пользуется большим почетом. Младший брат должен во всем слушаться старшего, служить ему. Главой семьи становился самый старший ее член.
Уважение к женщине. Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина. Оскорбить ее считается не позволительным. Мужчине полагалось оберегать женщину, выполнять ее просьбы о помощи. В творчестве есть множество примеров уважительного и почтительного отношения к осетинкам, в нем женщина — побудительная сила осуществления мужских подвигов. Считается отвратительным бить женщину. Этикетный статус женщины, зафиксированный в стереотипах общественного этикета, был несравнимо выше, чем в семейных нормах [7].
Традиционно для осетинского этноса характерна патриархальная структура общества. В семейной иерархии мужчина стоял выше женщины. Функции четко разделялись, за мужем закреплялось представление интересов семьи на уровне общества, деятельность жены ограничивалась семейными заботами.
Воинские культурные приоритеты в значительной степени характеризуют суть образцов мужского поведения. Управленческие функции брали на себя глава рода и совета фамилии, состоявшие из старших по возрасту мужчин. В обязанности мужчины входил тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Женщина «ничем так не гордилась, как умение услужить мужу», она никогда не смела перечить мужу, особенно перед людьми, это расценивалось как унижение его, себя и всей семьи. Большим позором считалось лезть осетину в «женские дела», поэтому при гостях и старших он не мог даже приласкать детей и взять ребенка на руки.
Старшая женщина являлась главой женской части семьи, распределяла домашние обязанности, обеспечивала психологический комфорт, контролировала правильное поведением женщин, девушек, юношей, подростков, детей в семье. Осетинка должна была следить за порядком в доме, готовить еду, шить, ткать и смотреть за детьми. Женщина не должна была вмешиваться в разговор мужчин. Один из обычаев, согласно которому невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа, сохранился и в наши дни. Но при всем это, женщина, как хранительница семейного очага, была уважаема и почитаема. На особое место в структуре осетинского общества указывают старые осетинские традиции, одна из которых давала девушки право прекратить поединок, если та бросает платок между двумя дерущимися. Непочтительное отношение к женщине осуждалось. Осетинский этикет предписывал мужчине оберегать женщину, не возлагать на нее тяжелый труд [3; 8].
Забота о продолжении рода была у осетин основной целью брака. В осетинской культуре принято заботливое отношение к детям, с момента рождения семья создает ребенку все условия для полноценного роста и развития. Все члены семьи следят за здоровьем ребенка, оберегают от опасностей. Подтверждение этому можно найти в обязательных
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
традиционных обрядах осетин, направленных на защиты от дурного глаза, например обряды-постриги и «развязывание языка, ног». Профилактический характер носил обряд катания на полотенце в святилище «Мады Майржм», считалось, что это давало ребенку крепость, он становился спокойнее, здоровее.
Общей в воспитании детей была ориентация на положительное отношение к окружающему миру, следование нравственной идеологии народа, жизненно важных традиций предков. Осетины с малых лет обучали своих детей этикету взаимоотношений.
Воспитание мальчиков проходило под руководством взрослых мужчин. Постоянно пребывая с ними, юноши усваивали осетинский этикет, обычаи народа, правила приема гостей. Особо показательно являлось постоянное нахождение в кунацкой - специальном помещение для приема гостей. «Сын всякого горца, - писал по этому поводу И. Кануков, - а в особенности сын лица высокопоставленного в народе, проводил свое детство в кунацкой. Тут вращаясь среди гостей, он научался народным обычаям, научался уважать гостей и стариков, каковые качества характерными вполне благовоспитанного юношу» [9]. Каждый мальчик, прежде всего, рассматривался как будущий воин, с раннего детства их воспитывали без баловства, в труде и готовности к защите.
Воспитание девочки было строгим и ложилось на женщин. Девушка должна была быть скромной, сдержанной, целомудренной и женственной, Главным ее достоинством считалось умение держаться в обществе, поэтому ее приобщали к ценностям и нормам, которыми должна владеть хорошая дочь, жена, сноха, мать и хозяйка. Ключевым было знание правил приличия и этикета [10; 11].
Туаева К. Г. в статье «Некоторые факторы формирования национально психологических особенностей осетин» выявила следующие национально-психологические особенности представителей осетинского этноса, легших в основу их психологии: устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам, высокий уровень стабильности традиционных моделей поведения и внутригрупповых взаимоотношений, определенность и консерватизм культурной жизни [12].
Маргиева К. Р., в статье «Особенности этнического характера осетин», рассматривая природу этнопсихологических особенностей осетинского народа, выявила черты характера свойственные предкам осетин, сохранившие свою устойчивость в этнических чертах характера современниках. К ним относятся: воинственность, храбрость, жестокость, сдержанность, упорство, мстительность, уважение к силе, традиционность, самолюбие, ценность дружбы, гостеприимство, уважение к женщине и гордость [13]. Стоит уточнить, что данные характеристики в большинстве характеризуют мужскую часть этноса.
По представлениям осетин, смерть человека является лишь переходом в другой мир — Страну мертвых или, как ее еще называют — истинный мир. Корни культа мертвых у осетин уходят в глубокую древность и основываются на уважительном отношении младших к старшим и к родителям. Со временем он трансформировался в культ родовых предков, почитаемый особенно пышно и торжественно [14; 15].
Главной отличительной особенностью осетинских похорон является их широкий общественный характер, что выводит их из категории обрядов семейного цикла. Случилось горе — умер член семьи, и на помощь ей приходят близкие, родственники, соседи, односельчане. Традиционно в Осетии не принято, чтобы семья умершего занималась организацией похорон. Поручалось это наиболее ответственному и уважаемому старику или уважаемому человеку, который хорошо знал законы и обычаи. Именно он помогал близким почившего назначить день похорон, распределял обязанности, определял могильщиков, человека, который зарежет жертвенное животное, людей, отвечающих за поминальные столы
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
и так называемых печальных вестников. В обязанности последних входили оповещение как можно большего числа родственников и односельчан.
Похороны обычно назначались на второй или третий день. В день похорон у гроба покойного собирается много народа, поэтому его выносили во двор. В то время, пока покойник находился дома, у ворот стояли мужчины его семьи, близкие умершего, они принимали соболезнования. К ним группами из двух или четырех человек приходили мужчины, которые выражали соболезнования. Женщины из семьи покойного, а так же ближайшие родственницы, в это время, стояли или сидели у гроба и плакали — причитали. Плачущие голоса сливались в единый протяжный плач, по которому издалека узнавали о случившемся.
Причитания очень важный этап похоронного обряда. Изначально в причитания закладывалась магическая функция, заключавшаяся в ублажении покойника слезами, в создании для него благоприятной обстановки на том свете. Но такое значение постепенно ушло. Со временем на первый план выступила воспитательная функция, согласно которой причитания стали своеобразной художественной характеристикой усопшего.
В день похорон обязательно проводилась поминальная трапеза, необходимо было устроить хороший обед, так как все, что съедалось за упокой умершего, съедалось не для собственного насыщения, а чтобы утолить голод покойника. Во время поминок, перед тем как попасть на столы, угощения должны быть посвящены покойнику — старшими произносится посвятительная речь, в которой они желали умершему попасть в рай, и чтобы угощения оказались перед ним [16].
Итак, национально-психологические особенности осетин достаточно устойчивы, высокий уровень стабильности традиционного поведения и внутригрупповых взаимоотношений поддерживается следованием этическим нормам осетинского этноса, воинскими культурными приоритетами и особенностями воспитания девочек и мальчиков.
Заключение
Таким образом, на основании изученных этнопсихологических особенностей осетинского этноса, можно рассмотреть культурно-этнические особенности их поведение и переживания в экстремальной ситуации, которая характеризуется воздействием экстремальных угрожающих факторов во времени и пространстве на субъекта, для которого они имеют определенное значение, и оцениваются им как необычные и выходящие за пределы «нормального человеческого опыта» [4].
Строго разделение полоролевых функций в обществе между мужчиной и женщиной, различия в воспитании и транслируемых установках позволяет предположить расхождение в поведении и переживании в экстремальной ситуации у представителей разных гендеров, изучаемого этноса.
Осетинский этикет предписывает быть девушке сдержанной, скромной и строго следовать правилам поведения, с целью сохранения чести и достоинства семьи. Поэтому с детства девочек учат вести себя степенно без проявления темперамента, особенно в обществе. Вероятно, в ситуации, выходящей за рамки «нормального человеческого опыта», для осетинки будут более характерны реакции, не предполагающие проявления ярких эмоций и чрезмерного возбуждения, например, такие как страх, нервная дрожь, апатия, ступор. В случае смерти близких, членов семьи, особенно ребенка, может наблюдаться реакция плача, менее вероятна истерика. Осетинка не будет мешать спасательным работам, пытаясь помочь самостоятельно пострадавшим, зная, что лучше с этим справятся мужчины или специально обученные люди. Важнее для нее будет как можно быстрее связаться с мужем, если такового
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
нет, то с родственниками, старшим в семье. Эти особенности продиктованы патриархальной структурой общества, в которой присутствует однозначное разделение функций между женщиной и мужчиной, где в обязанности последнего входит забота о безопасности и нуждах семьи, оберегание женщин и детей.
Воинская направленность в воспитании мальчиков в Осетии, предполагает взращивание в них таких качеств как спокойствие, храбрость, отвага и готовность защищать. Поэтому, можно предположить, что в экстремальной ситуации для осетина будет характерно контроль эмоциональных реакций, стремление к активным рассудительным действиям, излишний героизм и попытки помощи пострадавшим, особенно если в их числе оказались пожилые люди, женщины и дети, так как культурно заложено особое отношение к старшим и женщинам. Так, в случае землетрясения возможны попытки самостоятельного разбора завалов с целью освобождения людей. При террористическом акте возможны самостоятельно организованные действия по освобождению заложников. Это может осложнить деятельность специалистов и привести к дополнительным жертвам. С другой стороны, при необходимости мужчина может активно оказать помощь в ликвидации последствий экстремальной ситуации сотрудникам МЧС. Если среди пострадавших оказались близкие люди, члены семьи, то невозможность их защитить, выполнить свои основные мужские обязанности и как следствие ощущения бессилия и беспомощности в экстремальной ситуации сможет спровоцировать у осетина реакции агрессии и двигательной расторможенности.
Можно сделать выводы, что для осетинского этноса в экстремальной ситуации свойственно контроль эмоциональных реакций, Важно защитить свою семью и близких, убедится, что они находятся в безопасности. Имеет значение помощь пострадавшим, проявления храбрости и смелости. Главным для них будет честь и достоинство семьи.
Список литературы:
1. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. Владивосток, 2010. 294 с.
2. Шойгу Ю. С., Пыжъянова Л. Г. Прогнозирование и управление социальнопсихологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 76-83.
3. Хадикова А. X. Этнические образы и традиционные модели поведения осетин. Владикавказ, 2015. 441 с.
4. Бежаева Ф. Г. Этикет гостеприимства в поэме К. Хетагурова «Фатима»: статусные роли гостя (уазжг) и принимающей стороны («фысым») // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. №12-3. С. 20-23.
5. Чеджемова Т. С. Гостеприимство как публично-правовой механизм осетинского общества в XIX веке // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: мат. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. М. 2017. С. 300-306.
6. Кох К. Путешествие через Россию к кавказскому перешейку в 1837 и 1838 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе. 1967.
7. Челехсаты К. С. Осетия и осетины. Владикавказ, 1994. 576 с.
8. Дауева Т. Т. Положение осетинской женщины в обществе по нормам обычного права // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. №12-2 (90). С. 50-52.
9. Кануков И. Заметки горца. Архив СОИГСИ (Фонд И. Канукова). 1883.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
10. Туаева Н. Ю., Лазарова Э. Т. Традиции семейного воспитания осетин: историко-культурологические аспекты вопроса // Бюллетень Владикавказского института управления. 2016. №49. С. 523-543.
11. Цаллагова З. Б. Этические особенности воспитания детей у осетин // Социокультурная коммуникация у народов Кавказа. М. 2017. С. 175-186.
12. Туаева К. Г. Некоторые факторы формирования национально психологических особенностей осетин // Инновационная наука. 2016. №10-3. С. 181-187.
13. Маргиева К. Р. Особенности этнического характера осетин // Современные тенденции развития науки в молодежной среде: сб. ст. 2016. С. 349-355.
14. Канукова З. В. Традиция в современной социальной культуре: о похоронном обряде осетин // Успехи современной науки. 2016. Т. 10. №12. С. 76-77.
15. Кокоева А. Б. Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Владикавказ, 2015.
16. Агнаев Г. Осетинские обычаи. Владикавказ, 1999. 172 с.
References:
1. Kadyrov, R. V. (2010). Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo (PTSD): sostoyanie problemy, psikhodiagnostika i psikhologicheskaya pomoshch'. Vladivostok. (in Russian).
2. Shoigu, Yu. S., & Pyzh"yanova, L. G. (2011). Prognozirovanie i upravlenie sotsial'nopsikhologicheskimi riskami vo vremya chrezvychainoi situatsii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, (4). 76-83. (in Russian).
3. Khadikova, A. Kh. (2015). Etnicheskie obrazy i traditsionnye modeli povedeniya osetin. Vladikavkaz. (in Russian).
4. Bezhaeva, F. G. (2016). Etiket gostepriimstva v poeme K. Khetagurova "Fatima": statusnye roli gostya (uaz^g) i prinimayushchei storony ("fysym"). Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya, (12-3). 20-23. (in Russian).
5. Chedzhemova, T. S. (2017). Gostepriimstvo kak publichno-pravovoi mekhanizm osetinskogo obshchestva v XIX veke. In Publichno-pravovye mekhanizmy v obespechenii obshchestvennogo razvitiya, Moscow. 300-306. (in Russian).
6. Kokh, K. (1967). Puteshestvie cherez Rossiyu k kavkazskomu peresheiku v 1837 i 1838 gg. In Osetiny glazami russkikh i inostrannykh puteshestvennikov, Ordzhonikidze. (in Russian).
7. Chelekhsaty, K. S. (1994). Osetiya i osetiny. Vladikavkaz. (in Russian).
8. Daueva, T. T. (2019). Polozhenie osetinskoi zhenshchiny v obshchestve po normam obychnogo prava. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, (12-2 (90)). 50-52. (in Russian).
9. Kanukov, I. (1883). Zametki gortsa. Arkhiv SOIGSI (Fond I. Kanukova). (in Russian).
10. Tuaeva, N. Yu., & Lazarova, E. T. (2016). Traditsii semeinogo vospitaniya osetin: istoriko-kul'turologicheskie aspekty voprosa. Byulleten' Vladikavkazskogo instituta upravleniya, (49). 523-543. (in Russian).
11. Tsallagova, Z. B. (2017). Eticheskie osobennosti vospitaniya detei u osetin. In Sotsiokul'turnaya kommunikatsiya u narodov Kavkaza, Moscow. 175-186. (in Russian).
12. Tuaeva, K. G. (2016). Nekotorye faktory formirovaniya natsional'no psikhologicheskikh osobennostei osetin. Innovatsionnaya nauka, (10-3). 181-187. (in Russian).
13. Margieva, K. R. (2016). Osobennosti etnicheskogo kharaktera osetin. In Sovremennye tendentsii razvitiya nauki v molodezhnoi srede, 349-355. (in Russian).
14. Kanukova, Z. V. (2016). Traditsiya v sovremennoi sotsial'noi kul'ture: o pokhoronnom obryade osetin. Uspekhi sovremennoi nauki, 10(12). 76-77. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
15. Kokoeva, A. B. (2015). Pogrebal'nyi obryad osetin kak etnokul'turnyi fenomen: avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Vladikavkaz. (in Russian).
16. Agnaev, G. (1999). Osetinskie obychai. Vladikavkaz. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 28.05.2020 г. 07.06.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Дударева А. В. Культурно-этнические особенности переживания осетинского этноса в экстремальной ситуации // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 315-322. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/38
Cite as (APA):
Dudareva, A. (2020). Cultural and Ethnic Features of the Experience of the Ossetian Ethnic Group in Extreme Situations. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 315-322. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/38