Научная статья на тему 'Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел'

Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ДИСФУНКЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинченко Виктор Михайлович

Статья посвящена феномену правовой культуры; рассмотрения ее не столько в контексте деформации и дисфункции правового сознания, как: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой реализм, правовой инфантилизм, поскольку в позитивном измерении «качественное состояние бытия общества» и качественное состояние правовой жизни. Отдельное внимание посвящено совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека в контексте перспективного развития правовой культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-ethnic requirements to the behavior of organs of internal affairs employees

Article is devoted to the phenomenon of legal culture, it is not so much consideration in the context of deformation and dysfunction of consciousness, such as: legal nihilism, idealism law, legal realism, legal infantilism, as in positive terms as «a state of being a quality society» legal status and quality of life. Special attention is devoted to the improvement of the rights, freedoms and legitimate interests of rights in the context of future development of legal culture of our society.

Текст научной работы на тему «Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел»

2.5. КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Зинченко Виктор Михайлович, соискатель. Место учебы: Классический частный университет г. Запорожья, Украина. Должность: заместитель начальника института. Место работы: Институт специальной связи и защиты информаций Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт». E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена феномену правовой культуры; рассмотрения ее не столько в контексте деформации и дисфункции правового сознания, как: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой реализм, правовой инфантилизм, поскольку в позитивном измерении «качественное состояние бытия общества» и качественное состояние правовой жизни. Отдельное внимание посвящено совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека в контексте перспективного развития правовой культуры общества.

Ключевые слова: правовая культура, правовая субкультура, культура гражданского общества, деформация правового сознания, дисфункции правового сознания, правовая система.

CULTURAL-ETHNIC REQUIREMENTS TO THE BEHAVIOR OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES

Zinchenko Viktor Michajlovych, competitor. Place of study: Classical private University of Zaporozhye, Ukraine. Position: Deputy Head of Institute. Place of employment: Institute of Special Communication and Information Security of the National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute". E-mail: [email protected].

Annotation: Article is devoted to the phenomenon of legal culture, it is not so much consideration in the context of deformation and dysfunction of consciousness, such as: legal nihilism, idealism law, legal realism, legal infantilism, as in positive terms as «a state of being a quality society» legal status and quality of life . Special attention is devoted to the improvement of the rights, freedoms and legitimate interests of rights in the context of future development of legal culture of our society.

Keywords: legal culture, legal subculture, culture, civil society, the deformation of consciousness, dysfunction of legal consciousness, legal system.

Влияние права на культуру, а культуры на право традиционно рассматривается через категорию «правовая культура». Можно ли считать ее в действительности исследованной и полностью проанализированной? Пожалуй, нет. И этому есть, как минимум, несколько объяснений. Так, современные представления о праве, не дают однозначный ответ на вопрос, что же такое категория «право». Предложенные типы и подходы к трактовке этого понятия не дали четкого осознания того, что представляет собой этот термин-понятие. Поиск оптимального или универсального определения права, единого или абсолютного, такого определения, которое в конце концов уравновесило бы споры между сторонниками естественно-правового, позитивного, социологического и философского подходов к праву не достигли своей цели. Таким же нечетко определенным является и само понятие «культура». Так, в научной литературе встречается упоминание о том, что существует до 1000 различных определений «культуры»! Возможно, это объясняет тот факт, что в последние годы все исследования, посвященные проблеме правовой культуры, проводились в «негативном ракурсе», а именно: посвящались деформациям и дисфункциям правового сознания (правовому нигилизму, правовому идеализму, правовому романтизму, правовому инфантилизму, правовой демагогии и т.п.). Не отрицая необходимости и важности анализа этих категорий, все же следует отметить, что под правовой культурой, в широком смысле этого слова, следует понимать все позитивное, что создано человечеством в правовой сфере. Кроме этого, если культура - это качественное состояние бытия общества, то правовая культура - это качественное состояние правовой жизни.

Академик НАН Украины Ю.С. Шемшученко подчеркивает: «Право и культура являются взаимосвязанными, взаимодействующими категориями, поскольку право - это элемент культуры общества, его социальна ценность»1. Таким образом, культура и правовая культура связаны с социальным прогрессом и с системой социальных ценностей, среди которых приоритетными являются права, свободы и законные интересы человека.

Аксиомой является то, что история человечества - это борьба за определенный уровень достигнутых прав человека, который не может быть выше соответствующего уровня правовой культуры. Это отражено в наивысшем уровне иерархического развития формы права - Конституции государства.

Конституцию Украины 1996 года следует воспринимать как результат общей правовой культуры, которая сформирована и продолжает изменяться под влиянием различных экономических, социальных, политических, моральных и других факторов. В ней отражены ценности Европейской конституционной культуры, которые выразились в универсальных принципах гуманизма и справедливости, идеи народовластия, равноправия и неотъемлемости прав и свобод личности, идеологическом и политическом плюрализме.

Пребывание гражданина на государственной должности означает, что субъективно этот гражданин имеет моральное право занимать данную должность, то есть он не только обладает профессиональными качествами, но и положительно характеризуется с моральной стороны, обладает развитым чувством

1 Шемшученко Ю.С. Теоретичн засади взаемодп права и культури. // Право и культура: теорiя и практика: Матерiали мiжнародноí науково-практично'Т конференцп, г. КиТ'в, 15-16 травня 1997 г. / За ред.Ю. Шемшученко, В. Кампо, М. Поплавського. - К., 1997. - С. 4-6. 79

честности, долга, совести и ответственности. Поэтому требование о соблюдении госслужащим норм служебной этики и установленного в государственном органе служебного порядка является важным, своевременным и актуальным.

В процессе становления государственной службы в органах внутренних дел одной из первоочередных задач является разработка культурно-этических норм и требований к поведению сотрудников этих органов. Актуальность исследования морально-этических требований к поведению сотрудников органов внутренних дел обусловлена тем, что вопросы этики норм и правил поведения госслужащих органов внутренних дел продолжительное время оставались не урегулированными нормативно-правовыми актами.

В науке смысл термина «культурно-этические требования» к той или иной категории работников, как правило, связано с понятиями этические требования, профессиональная культура, нравственная культура. Отмечается, что этика государственной службы, как одна из разновидностей профессиональной этики, представляет собой кодекс поведения, определяющий тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения выполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское толкование культурно-гуманистического назначения этой профессии. Кодекс поведения охватывает основные принципы и нормы, в общей форме выражающие требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством и его гражданами. Подчеркивается, что понятие «профессиональная культура» тесно связано с понятием «культура труда». Профессиональная культура неотделима от культуры личности, которую характеризует, прежде всего, труд, деятельность, выполнение служебных обязанностей.2 Только трудом, его качеством человек преобразует мир и материализует свои силы и способности. Кроме этого, культура личности - это философская категория, отражающая уровень социализации человека, его пригодность к тому или иному виду профессиональной деятельности. Следовательно, познание сущности социального явления «культурно-этические требования к поведению сотрудников органов внутренних дел» предполагает выяснение теоретически-методологических основ содержательности и определения нравственной культуры, профессиональной культуры и морально-этических норм самой профессиональной культуры.

При исследовании нравственной культуры следует исходить из базового понятия морали как элемента общественного сознания, отражение общественного бытия в форме моральных норм, правил, принципов и идеалов, которые выполняют в обществе определенные функции и формируются в системе культуры общества. Поэтому, базой для данного исследования является выявление объективной современной взаимосвязи морали и культуры, что позволит понять сущность и структуру нравственной культуры. Культура, как и мораль, связана со всеми сторонами общественной жизнедеятельности и придает им смысл и направленность .

Следовательно, основным и определяющим в нравственной культуре государственных служащих органов внутренних дел является ее профессиональная направленность, определяющая специфику и обуславливающая необходимость, исходя из выбранной специализации, рассмотрение нравственной культуры как основной проблематики. Проблемы административной этики, которые в прошлом веке многие на Западе считали временными, в наше время становятся стратегическими для государственных и частных организаций, в том числе - и в нашем государстве. Этика, как фактор социальных изменений в связи с усложнением социальных отношений и профессиональной дифференциацией, в современный период приобретает необходимую практическую конкретность. В последние десятилетия интенсивно разрабатываются разделы прикладной этики, в основу которых положена профессиональная этика.

В связи с ростом социальных потребностей в этике она дифференцируется, в ней образуется система особых отраслей, основной из которых является профессиональная этика.

Профессиональная культура вообще и профессиональная культура государственных служащих органов внутренних дел Украины, в частности, - это составляющие более широкого по объему и содержанию понятия «культуры». Под культурой ученые понимают материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, а также признанные формы поведения. Культуру личности характеризуют, прежде всего, труд, деятельность, выполнение служебных обязанностей и, особенно, их мера, поскольку трудом, его качеством человек реализует свои силы и способности. Конечно, продуктивная деятельность, которую можно назвать творческой деятельностью, связана с определением новой цели и соответствующих ей средств. Решить эту задачу может только тот, кто расширяет свои знания, обусловленные общечеловеческими ценностями, национально-региональными традициями, обычаями, идет в ногу с жизнью, видит перспективу дальнейшего развития общества. Любая деятельность должна базироваться на глубоких и прочных теоретических специальных знаниях, практических навыках, которые составляют основу профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональная деятельность базируется на профессиональном самоутверждении и профессиональном мастерстве.

Профессиональная культура работников органов внутренних дел немыслима без их личных моральных качеств. Нравственный смысл труда (деятельности) - основа профессиональной культуры. Поскольку на государственной службе в этих органах, структурах и подразделениях действует много норм поведения, которые характерны и для неслужебной деятельности, т.е. в быту: приличие, общительность, доброжелательность, внимательность. Задача профессиональной морали - помочь работнику сделать правильный выбор при исполнении служебных обязанностей, наиболее оптимально реализовать принятое решение в практической деятельности. Профессиональная мораль имеет свои специфические особенности

2 Горбунова Л.М., Онищенко Н.М., Коглевська О.Р. Методика правовоТ освгги: навч.-метод. поабник. - К.: Атка-К, 2005. - С. 41-48. 79

регулирования, диктующие установление некоторых правил - определенного поведения, функциональных обязанностей, реализации своих прав. Так, у истоков профессиональной культуры государственного служащего органов внутренних дел стоит деятельность, мораль и общая культура. В этом аспекте профессиональная культура работников органов внутренних дел - это результат их служебно-трудовой деятельности, которые обусловлены высокой степенью профессиональной морали и общепринятыми нормами культуры поведения личности. Подытоживая изложенное, отметим, что профессиональная культура работников органов внутренних дел, хоть и объединяет другие виды культуры (субкультуры) их личности, сама является субкультурой относительно профессиональной культуры вообще. Т.е. профессиональная культура государственных служащих органов и подразделений системы МВД Украины -не только один из видов профессиональной культуры.

Моральная и профессиональная культура работников органов, служб, структур и подразделений внутренних дел основывается на морально-этических и правовых нормах. По этому поводу Т. Москалькова, исходя из теории права, рассматривает соотношение между нормами права и нормами морали с позиции единства, различия, взаимодействия и противодействия. Конечно, эти предложения актуальны в том случае, когда за основу норм права берутся нормы естественного права. Между нормами естественного права и нормами морали существенных различий нет. Как справедливо отмечают

В. Букреев и И. Римская: «Есть разница между действующими естественными законами человеческого общества и законами искусственными - юридическими и моральными. В соотношении с позитивным правом отражается неконтролируемое творчество законодателя. Самым необходимым является использование именно морально-этических норм. Они повышают уровень профессиональной культуры личного состава органов внутренних дел, создавая тем самым нормативную этику, предметом которой являются закономерности нормативной регуляции поведения проблемы кодификации и систематизации норм и правил морали, и которая изучает содержание понятий добра и зла, долга, совести, ответственности, чести и достоинства, определяет границу поступков, мотивы поведения людей».3

Исследование основных принципов содержательности и определения нравственной культуры, профессиональной культуры работников служб, структур и подразделений органов внутренних дел актуализирует рассмотрение вопроса о служебном этикете в правоохранительной деятельности последних. Право отражается в юридическом этикете, который имеет законодательное закрепление и правовое регулирование. Служебный этикет призван способствовать реализации современных законов. Другими словами, юридический этикет является внешней стороной профессиональной деятельности работников правоохранительных органов, своеобразным дополнением к специальному правовому статусу. Содержание служебного этикета государственных служащих органов внутренних дел заключается в том, что он является правовым инструментарием, определяет систему взаимных юридических прав и обязанностей государства и работника органов и подразделений системы МВД Украины, регулирует поведение последнего, функционирует как его внутренняя потребность, таким образом утверждая уважение к праву и государству. Служебный этикет в данном ракурсе проблематики является средством эффективного правового регулирования служебно-трудовых отношений личного состава структур, служб и подразделений органов внутренних дел, интенсификации управления процессом правоохранительной деятельности. Служебный этикет государственных служащих органов внутренних дел - составляющая духовной культуры, система законодательно закрепленных, исторически и естественно установленных правил поведения и общения в служебно-трудовой и внеслужебной деятельности, которые соответствуют моральным требованиям общества и национальной духовности. Специфика данного вида служебного этикета состоит в том, что он имеет не только моральное значение, но и правовое закрепление и должен регламентироваться приказами, инструкциями, а также другими нормативно-правовыми актами. Итак, служебный этикет сотрудника органов внутренних дел - это традиционно установленная и документально подтвержденная форма соблюдения служебных норм и правил, правомерности поведения во взаимоотношениях между коллегами и любыми участниками правоохранительных отношений.

Исследование культурно-этических требований к поведению государственных служащих органов внутренних дел позволяет сделать следующие выводы.

1. Культурно-этические основы деятельности личного состава органов внутренних дел имеют внешнюю и внутреннюю сферы применения. К внешней относятся те, которые влияют на отношения государственных служащих с населением. Внешняя культура сотрудника органов внутренних дел проявляется в его поведении, в том числе в быту и в семье, в умственной и письменной речи, манере держаться, внешнем виде, ношении форменной одежды. Внутренняя сфера применения культурно-нравственных основ государственных служащих органов внутренних дел - это взаимоотношения коллег, товарищей, друг с другом, начальников с подчиненными, т.е. морально-психологический климат и культура поведения в служебно-трудовом коллективе.

2. Составной частью духовной культуры государственных служащих органов внутренних дел является служебный этикет - система законодательно закрепленных, исторически и естественно установленных правил поведения и общения в служебно-трудовой и внеслужебной деятельности, которые соответствуют моральным требованиям общества и национальной духовности.

3. Усовершенствование культурно-этического обеспечения поведения работников органов внутренних дел должно происходит по следующим направлениям: правовому, организационному, кадровому.

3 Концептуальн засади забезпечення правовоТ культури населення в Укра'шк Наукова доповщь. - К.: 1н-т держави i права iM. В.М. Корецького НАН УкраТни, 2011. - 69 с. 79

Таким образом, хотелось бы обратить внимание на такие важные направления и направленности научной деятельности в сфере правовой культуры:

1. Формирование гражданской культуры. В обществе не может быть соответствующего уровня культуры (в том числе правовой), если нет гражданской, которую С.Л.Соловьев характеризовал как «явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также другие ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества,

4

личности и государства».

2. Выделение и развитие в контексте правовой культуры цивилизованного общества правовой субкультуры - явления правовой действительности, связанного с провозглашением и защитой прав человека в определенной сфере деятельности. Показателем такого состояния правовой жизни следует считать не только конституционное провозглашение человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства наивысшей социальной ценностью, но и, прежде всего, реальное обеспечение этого конституционного положения.

3. Развитие демократического, гуманистического, справедливого законодательства - совершенного по форме и соответствующего по содержанию международным правовым стандартам в области прав человека.

4. Совершенствование уровня правового сознания. Понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества связывает его с определенным уровнем правового сознания граждан и государственных служащих. Правовое сознание не только отражает правовую действительность, сложившуюся в конкретных исторических условиях в той или иной стране, но одновременно влияет на функционирование и развитие правовой системы, которая является активным элементом правового регулирования общественных отношений. Современное состояние правосознания украинского общества характеризуется внутренней противоречивостью, необходимым условием корректировки которой является искоренение явлений «теневой экономики» и «теневого права».

Список литературы:

Горбунова Л.М., Онищенко Н.Н., Копиевский О.Р. Методика правового образования: учеб.-метод. пособие. -К.: Атика-К, 2005. - 150 с.

Концептуальные основы обеспечения правовой культуры населения в Украине: Научный доклад. - К.: Ин-т государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, 2011. - 69 с.

Соловьев С.Л. Культура гражданственности. К новой парадигме // Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 61-71.

Шемшученко Ю.С. Теоретические основы взаимодействия права и культуры. // Право и культура: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции, г. Киев, 15-16 мая 1997 г. / Под ред. Ю. Шемшученко, В. Кампо, М. Поплавского. - К., 1997. - С. 4-6.

Literature list:

Gorbunov L.M., Onishchenko N.M., Kopiyevska O.R. Methods of Legal Education: educational handbook. - K.: Atika-N, 2005. - 150 p.

Conceptual principles of the legal culture of population in Ukraine: Research report. - K.: Institute of State and Law. V.M.Koretsky, National Academy of Sciences of Ukraine, 2011. - 69 p.

Soloviev SL Culture of citizenship. Towards a new paradigm / / Free Thought. - 1992. - № 7. - S. 61-71.

Shemshuchenko Y.S.The theoretical basis of the interaction of law and culture. / / Law and Culture: Theory and Practice: Proceedings of the International Scientific Conference, Kyiv, 15-16 May 1997 / edited .. Y.Shymshuchenko, V. Campo, M. Poplavskiy. - K., 1997. - P. 4-6.

Рецензия

на статью Зинченко Виктора Михайловича «Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел»

В современном правовом пространстве большая роль принадлежит правовой культуре, как явлению социальной действительности. Вопросы, связанные с внедрением норм правовой культуры во все сферы жизнедеятельности человека являются как никогда актуальными, а все публикации на эту тему как никогда своевременными. Одному из срезов данной проблематики принадлежит публикация В.М. Зинченко на тему: «Культурно-этнические нормы и поведение работников органов внутренних дел».

Автор подчеркивает, что вопросы влияние права на культуру, а культуры на право - не являются полностью исследованы и проанализированы. Так он предлагает свое научное видение многих проблем в заявленной сфере. Особое внимание посвящено не только феномену правовой культуры, деформациям и дисфункциям правового сознания таким как, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой реализм и т.д., но и качественному состоянию жизнедеятельности общества, то есть правовой культуре и ее значению в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека.

Отдельным вектором исследования означены направления в отношении совершенствования культурно-нравственного обеспечения поведения работников органов внутренних дел.

Статья представляет научный интерес, может быть полезна научным работникам, аспирантам, студентам, а также юристам практикам.

Заведующий отделом теории государства и права

Института государства и права

4Соловьев С.Л. Культура гражданственности. К новой парадигме / / Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 61-71 79

им. В.М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Украины,

член-корреспондент НАПрН Украины Н.Н. Онищенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.