2.5. КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Зинченко Виктор Михайлович, соискатель. Место учебы: Классический частный университет г. Запорожья, Украина. Должность: заместитель начальника института. Место работы: Институт специальной связи и защиты информаций Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт». E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена феномену правовой культуры; рассмотрения ее не столько в контексте деформации и дисфункции правового сознания, как: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой реализм, правовой инфантилизм, поскольку в позитивном измерении «качественное состояние бытия общества» и качественное состояние правовой жизни. Отдельное внимание посвящено совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека в контексте перспективного развития правовой культуры общества.
Ключевые слова: правовая культура, правовая субкультура, культура гражданского общества, деформация правового сознания, дисфункции правового сознания, правовая система.
CULTURAL-ETHNIC REQUIREMENTS TO THE BEHAVIOR OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES
Zinchenko Viktor Michajlovych, competitor. Place of study: Classical private University of Zaporozhye, Ukraine. Position: Deputy Head of Institute. Place of employment: Institute of Special Communication and Information Security of the National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute". E-mail: [email protected].
Annotation: Article is devoted to the phenomenon of legal culture, it is not so much consideration in the context of deformation and dysfunction of consciousness, such as: legal nihilism, idealism law, legal realism, legal infantilism, as in positive terms as «a state of being a quality society» legal status and quality of life . Special attention is devoted to the improvement of the rights, freedoms and legitimate interests of rights in the context of future development of legal culture of our society.
Keywords: legal culture, legal subculture, culture, civil society, the deformation of consciousness, dysfunction of legal consciousness, legal system.
Влияние права на культуру, а культуры на право традиционно рассматривается через категорию «правовая культура». Можно ли считать ее в действительности исследованной и полностью проанализированной? Пожалуй, нет. И этому есть, как минимум, несколько объяснений. Так, современные представления о праве, не дают однозначный ответ на вопрос, что же такое категория «право». Предложенные типы и подходы к трактовке этого понятия не дали четкого осознания того, что представляет собой этот термин-понятие. Поиск оптимального или универсального определения права, единого или абсолютного, такого определения, которое в конце концов уравновесило бы споры между сторонниками естественно-правового, позитивного, социологического и философского подходов к праву не достигли своей цели. Таким же нечетко определенным является и само понятие «культура». Так, в научной литературе встречается упоминание о том, что существует до 1000 различных определений «культуры»! Возможно, это объясняет тот факт, что в последние годы все исследования, посвященные проблеме правовой культуры, проводились в «негативном ракурсе», а именно: посвящались деформациям и дисфункциям правового сознания (правовому нигилизму, правовому идеализму, правовому романтизму, правовому инфантилизму, правовой демагогии и т.п.). Не отрицая необходимости и важности анализа этих категорий, все же следует отметить, что под правовой культурой, в широком смысле этого слова, следует понимать все позитивное, что создано человечеством в правовой сфере. Кроме этого, если культура - это качественное состояние бытия общества, то правовая культура - это качественное состояние правовой жизни.
Академик НАН Украины Ю.С. Шемшученко подчеркивает: «Право и культура являются взаимосвязанными, взаимодействующими категориями, поскольку право - это элемент культуры общества, его социальна ценность»1. Таким образом, культура и правовая культура связаны с социальным прогрессом и с системой социальных ценностей, среди которых приоритетными являются права, свободы и законные интересы человека.
Аксиомой является то, что история человечества - это борьба за определенный уровень достигнутых прав человека, который не может быть выше соответствующего уровня правовой культуры. Это отражено в наивысшем уровне иерархического развития формы права - Конституции государства.
Конституцию Украины 1996 года следует воспринимать как результат общей правовой культуры, которая сформирована и продолжает изменяться под влиянием различных экономических, социальных, политических, моральных и других факторов. В ней отражены ценности Европейской конституционной культуры, которые выразились в универсальных принципах гуманизма и справедливости, идеи народовластия, равноправия и неотъемлемости прав и свобод личности, идеологическом и политическом плюрализме.
Пребывание гражданина на государственной должности означает, что субъективно этот гражданин имеет моральное право занимать данную должность, то есть он не только обладает профессиональными качествами, но и положительно характеризуется с моральной стороны, обладает развитым чувством
1 Шемшученко Ю.С. Теоретичн засади взаемодп права и культури. // Право и культура: теорiя и практика: Матерiали мiжнародноí науково-практично'Т конференцп, г. КиТ'в, 15-16 травня 1997 г. / За ред.Ю. Шемшученко, В. Кампо, М. Поплавського. - К., 1997. - С. 4-6. 79
честности, долга, совести и ответственности. Поэтому требование о соблюдении госслужащим норм служебной этики и установленного в государственном органе служебного порядка является важным, своевременным и актуальным.
В процессе становления государственной службы в органах внутренних дел одной из первоочередных задач является разработка культурно-этических норм и требований к поведению сотрудников этих органов. Актуальность исследования морально-этических требований к поведению сотрудников органов внутренних дел обусловлена тем, что вопросы этики норм и правил поведения госслужащих органов внутренних дел продолжительное время оставались не урегулированными нормативно-правовыми актами.
В науке смысл термина «культурно-этические требования» к той или иной категории работников, как правило, связано с понятиями этические требования, профессиональная культура, нравственная культура. Отмечается, что этика государственной службы, как одна из разновидностей профессиональной этики, представляет собой кодекс поведения, определяющий тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения выполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское толкование культурно-гуманистического назначения этой профессии. Кодекс поведения охватывает основные принципы и нормы, в общей форме выражающие требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством и его гражданами. Подчеркивается, что понятие «профессиональная культура» тесно связано с понятием «культура труда». Профессиональная культура неотделима от культуры личности, которую характеризует, прежде всего, труд, деятельность, выполнение служебных обязанностей.2 Только трудом, его качеством человек преобразует мир и материализует свои силы и способности. Кроме этого, культура личности - это философская категория, отражающая уровень социализации человека, его пригодность к тому или иному виду профессиональной деятельности. Следовательно, познание сущности социального явления «культурно-этические требования к поведению сотрудников органов внутренних дел» предполагает выяснение теоретически-методологических основ содержательности и определения нравственной культуры, профессиональной культуры и морально-этических норм самой профессиональной культуры.
При исследовании нравственной культуры следует исходить из базового понятия морали как элемента общественного сознания, отражение общественного бытия в форме моральных норм, правил, принципов и идеалов, которые выполняют в обществе определенные функции и формируются в системе культуры общества. Поэтому, базой для данного исследования является выявление объективной современной взаимосвязи морали и культуры, что позволит понять сущность и структуру нравственной культуры. Культура, как и мораль, связана со всеми сторонами общественной жизнедеятельности и придает им смысл и направленность .
Следовательно, основным и определяющим в нравственной культуре государственных служащих органов внутренних дел является ее профессиональная направленность, определяющая специфику и обуславливающая необходимость, исходя из выбранной специализации, рассмотрение нравственной культуры как основной проблематики. Проблемы административной этики, которые в прошлом веке многие на Западе считали временными, в наше время становятся стратегическими для государственных и частных организаций, в том числе - и в нашем государстве. Этика, как фактор социальных изменений в связи с усложнением социальных отношений и профессиональной дифференциацией, в современный период приобретает необходимую практическую конкретность. В последние десятилетия интенсивно разрабатываются разделы прикладной этики, в основу которых положена профессиональная этика.
В связи с ростом социальных потребностей в этике она дифференцируется, в ней образуется система особых отраслей, основной из которых является профессиональная этика.
Профессиональная культура вообще и профессиональная культура государственных служащих органов внутренних дел Украины, в частности, - это составляющие более широкого по объему и содержанию понятия «культуры». Под культурой ученые понимают материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, а также признанные формы поведения. Культуру личности характеризуют, прежде всего, труд, деятельность, выполнение служебных обязанностей и, особенно, их мера, поскольку трудом, его качеством человек реализует свои силы и способности. Конечно, продуктивная деятельность, которую можно назвать творческой деятельностью, связана с определением новой цели и соответствующих ей средств. Решить эту задачу может только тот, кто расширяет свои знания, обусловленные общечеловеческими ценностями, национально-региональными традициями, обычаями, идет в ногу с жизнью, видит перспективу дальнейшего развития общества. Любая деятельность должна базироваться на глубоких и прочных теоретических специальных знаниях, практических навыках, которые составляют основу профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональная деятельность базируется на профессиональном самоутверждении и профессиональном мастерстве.
Профессиональная культура работников органов внутренних дел немыслима без их личных моральных качеств. Нравственный смысл труда (деятельности) - основа профессиональной культуры. Поскольку на государственной службе в этих органах, структурах и подразделениях действует много норм поведения, которые характерны и для неслужебной деятельности, т.е. в быту: приличие, общительность, доброжелательность, внимательность. Задача профессиональной морали - помочь работнику сделать правильный выбор при исполнении служебных обязанностей, наиболее оптимально реализовать принятое решение в практической деятельности. Профессиональная мораль имеет свои специфические особенности
2 Горбунова Л.М., Онищенко Н.М., Коглевська О.Р. Методика правовоТ освгги: навч.-метод. поабник. - К.: Атка-К, 2005. - С. 41-48. 79
регулирования, диктующие установление некоторых правил - определенного поведения, функциональных обязанностей, реализации своих прав. Так, у истоков профессиональной культуры государственного служащего органов внутренних дел стоит деятельность, мораль и общая культура. В этом аспекте профессиональная культура работников органов внутренних дел - это результат их служебно-трудовой деятельности, которые обусловлены высокой степенью профессиональной морали и общепринятыми нормами культуры поведения личности. Подытоживая изложенное, отметим, что профессиональная культура работников органов внутренних дел, хоть и объединяет другие виды культуры (субкультуры) их личности, сама является субкультурой относительно профессиональной культуры вообще. Т.е. профессиональная культура государственных служащих органов и подразделений системы МВД Украины -не только один из видов профессиональной культуры.
Моральная и профессиональная культура работников органов, служб, структур и подразделений внутренних дел основывается на морально-этических и правовых нормах. По этому поводу Т. Москалькова, исходя из теории права, рассматривает соотношение между нормами права и нормами морали с позиции единства, различия, взаимодействия и противодействия. Конечно, эти предложения актуальны в том случае, когда за основу норм права берутся нормы естественного права. Между нормами естественного права и нормами морали существенных различий нет. Как справедливо отмечают
В. Букреев и И. Римская: «Есть разница между действующими естественными законами человеческого общества и законами искусственными - юридическими и моральными. В соотношении с позитивным правом отражается неконтролируемое творчество законодателя. Самым необходимым является использование именно морально-этических норм. Они повышают уровень профессиональной культуры личного состава органов внутренних дел, создавая тем самым нормативную этику, предметом которой являются закономерности нормативной регуляции поведения проблемы кодификации и систематизации норм и правил морали, и которая изучает содержание понятий добра и зла, долга, совести, ответственности, чести и достоинства, определяет границу поступков, мотивы поведения людей».3
Исследование основных принципов содержательности и определения нравственной культуры, профессиональной культуры работников служб, структур и подразделений органов внутренних дел актуализирует рассмотрение вопроса о служебном этикете в правоохранительной деятельности последних. Право отражается в юридическом этикете, который имеет законодательное закрепление и правовое регулирование. Служебный этикет призван способствовать реализации современных законов. Другими словами, юридический этикет является внешней стороной профессиональной деятельности работников правоохранительных органов, своеобразным дополнением к специальному правовому статусу. Содержание служебного этикета государственных служащих органов внутренних дел заключается в том, что он является правовым инструментарием, определяет систему взаимных юридических прав и обязанностей государства и работника органов и подразделений системы МВД Украины, регулирует поведение последнего, функционирует как его внутренняя потребность, таким образом утверждая уважение к праву и государству. Служебный этикет в данном ракурсе проблематики является средством эффективного правового регулирования служебно-трудовых отношений личного состава структур, служб и подразделений органов внутренних дел, интенсификации управления процессом правоохранительной деятельности. Служебный этикет государственных служащих органов внутренних дел - составляющая духовной культуры, система законодательно закрепленных, исторически и естественно установленных правил поведения и общения в служебно-трудовой и внеслужебной деятельности, которые соответствуют моральным требованиям общества и национальной духовности. Специфика данного вида служебного этикета состоит в том, что он имеет не только моральное значение, но и правовое закрепление и должен регламентироваться приказами, инструкциями, а также другими нормативно-правовыми актами. Итак, служебный этикет сотрудника органов внутренних дел - это традиционно установленная и документально подтвержденная форма соблюдения служебных норм и правил, правомерности поведения во взаимоотношениях между коллегами и любыми участниками правоохранительных отношений.
Исследование культурно-этических требований к поведению государственных служащих органов внутренних дел позволяет сделать следующие выводы.
1. Культурно-этические основы деятельности личного состава органов внутренних дел имеют внешнюю и внутреннюю сферы применения. К внешней относятся те, которые влияют на отношения государственных служащих с населением. Внешняя культура сотрудника органов внутренних дел проявляется в его поведении, в том числе в быту и в семье, в умственной и письменной речи, манере держаться, внешнем виде, ношении форменной одежды. Внутренняя сфера применения культурно-нравственных основ государственных служащих органов внутренних дел - это взаимоотношения коллег, товарищей, друг с другом, начальников с подчиненными, т.е. морально-психологический климат и культура поведения в служебно-трудовом коллективе.
2. Составной частью духовной культуры государственных служащих органов внутренних дел является служебный этикет - система законодательно закрепленных, исторически и естественно установленных правил поведения и общения в служебно-трудовой и внеслужебной деятельности, которые соответствуют моральным требованиям общества и национальной духовности.
3. Усовершенствование культурно-этического обеспечения поведения работников органов внутренних дел должно происходит по следующим направлениям: правовому, организационному, кадровому.
3 Концептуальн засади забезпечення правовоТ культури населення в Укра'шк Наукова доповщь. - К.: 1н-т держави i права iM. В.М. Корецького НАН УкраТни, 2011. - 69 с. 79
Таким образом, хотелось бы обратить внимание на такие важные направления и направленности научной деятельности в сфере правовой культуры:
1. Формирование гражданской культуры. В обществе не может быть соответствующего уровня культуры (в том числе правовой), если нет гражданской, которую С.Л.Соловьев характеризовал как «явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также другие ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества,
4
личности и государства».
2. Выделение и развитие в контексте правовой культуры цивилизованного общества правовой субкультуры - явления правовой действительности, связанного с провозглашением и защитой прав человека в определенной сфере деятельности. Показателем такого состояния правовой жизни следует считать не только конституционное провозглашение человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства наивысшей социальной ценностью, но и, прежде всего, реальное обеспечение этого конституционного положения.
3. Развитие демократического, гуманистического, справедливого законодательства - совершенного по форме и соответствующего по содержанию международным правовым стандартам в области прав человека.
4. Совершенствование уровня правового сознания. Понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества связывает его с определенным уровнем правового сознания граждан и государственных служащих. Правовое сознание не только отражает правовую действительность, сложившуюся в конкретных исторических условиях в той или иной стране, но одновременно влияет на функционирование и развитие правовой системы, которая является активным элементом правового регулирования общественных отношений. Современное состояние правосознания украинского общества характеризуется внутренней противоречивостью, необходимым условием корректировки которой является искоренение явлений «теневой экономики» и «теневого права».
Список литературы:
Горбунова Л.М., Онищенко Н.Н., Копиевский О.Р. Методика правового образования: учеб.-метод. пособие. -К.: Атика-К, 2005. - 150 с.
Концептуальные основы обеспечения правовой культуры населения в Украине: Научный доклад. - К.: Ин-т государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, 2011. - 69 с.
Соловьев С.Л. Культура гражданственности. К новой парадигме // Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 61-71.
Шемшученко Ю.С. Теоретические основы взаимодействия права и культуры. // Право и культура: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции, г. Киев, 15-16 мая 1997 г. / Под ред. Ю. Шемшученко, В. Кампо, М. Поплавского. - К., 1997. - С. 4-6.
Literature list:
Gorbunov L.M., Onishchenko N.M., Kopiyevska O.R. Methods of Legal Education: educational handbook. - K.: Atika-N, 2005. - 150 p.
Conceptual principles of the legal culture of population in Ukraine: Research report. - K.: Institute of State and Law. V.M.Koretsky, National Academy of Sciences of Ukraine, 2011. - 69 p.
Soloviev SL Culture of citizenship. Towards a new paradigm / / Free Thought. - 1992. - № 7. - S. 61-71.
Shemshuchenko Y.S.The theoretical basis of the interaction of law and culture. / / Law and Culture: Theory and Practice: Proceedings of the International Scientific Conference, Kyiv, 15-16 May 1997 / edited .. Y.Shymshuchenko, V. Campo, M. Poplavskiy. - K., 1997. - P. 4-6.
Рецензия
на статью Зинченко Виктора Михайловича «Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел»
В современном правовом пространстве большая роль принадлежит правовой культуре, как явлению социальной действительности. Вопросы, связанные с внедрением норм правовой культуры во все сферы жизнедеятельности человека являются как никогда актуальными, а все публикации на эту тему как никогда своевременными. Одному из срезов данной проблематики принадлежит публикация В.М. Зинченко на тему: «Культурно-этнические нормы и поведение работников органов внутренних дел».
Автор подчеркивает, что вопросы влияние права на культуру, а культуры на право - не являются полностью исследованы и проанализированы. Так он предлагает свое научное видение многих проблем в заявленной сфере. Особое внимание посвящено не только феномену правовой культуры, деформациям и дисфункциям правового сознания таким как, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой реализм и т.д., но и качественному состоянию жизнедеятельности общества, то есть правовой культуре и ее значению в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека.
Отдельным вектором исследования означены направления в отношении совершенствования культурно-нравственного обеспечения поведения работников органов внутренних дел.
Статья представляет научный интерес, может быть полезна научным работникам, аспирантам, студентам, а также юристам практикам.
Заведующий отделом теории государства и права
Института государства и права
4Соловьев С.Л. Культура гражданственности. К новой парадигме / / Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 61-71 79
им. В.М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Украины,
член-корреспондент НАПрН Украины Н.Н. Онищенко