УДК 337 ББК 74
КУЛЬТУРНО — ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛАЗАРЕВ,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры педагогики и психологии Международной академии образования E-mail: [email protected] АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ЛАСКИН доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе; E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются вопросы толерантности в среде художественного образования, с помощью области развития личной культуры — особенно художественно-эстетической. Авторы подробно разбирают данный феномен, и показывают, что посредством культурно-эстетической толерантности возможно создать гибкую почву для воспитания и широкого распространения идей уже заявившего о себе направления философской, педагогической, культурно-эстетическокй мысли.
Ключевые слова: профессиональная культура, педагоги дополнительного образования, профессионально-личностная перспектива, диагностика, полиэстетический подход, искусство, культура, художественное образование.
Annotation. This article analyzes the aspects of tolerance in an environment of art education by the development of personal culture — especially the artistic and aesthetic. The authors examined in detail this phenomenon and show that through the cultural and aesthetic tolerance is possible to create a flexible stage for education and wider dissemination of ideas have already declared themselves the direction of philosophical, educational, cultural and aesthetic thought.
Keywords: professional culture, supplementary education's teacher, professional and personal perspective, diagnosis, poliestetichesky approach art, culture, art education.
В последние годы появилось довольно много публикаций по проблеме «толерантности» в межличностных отношениях представителей разных национальностей, народностей, этносов. В сфере образования идет обсуждение различных возможных форм воспитания этой способности или комплекса качеств личности. Существенные определения этого феномена предлагают философы, психологи и педагоги, акцентируя те или иные его особенности. И все согласны с необходимостью развития толерантности, особенно в процессе образования и воспитания подростков, юношества, молодежи.
В Новой философской энциклопедии толерантность понимается следующим образом: это «качество, характеризующее отношение к другому человеку, как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности», что относится уже к новому времени. В энциклопедии зафиксирована также трактовка толерантности с точки зрения политического утилитаризма как средства избежания большего зла — социальной нестабильности.
В XIX в. «толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения» В продолжение данной традиции современные сторонники толерантности видели в ней «предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов.... Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства
предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т.д.)»
Мы приводим столь подробные выдержки из словарных изданий с тем, чтобы далее обратиться к особой разновидности толерантности- культурно-эстетической, но это несколько позднее. Продолжим цитирование очень точных характеристик этого необходимого механизма социокультурного взаимодействия, представленных в НФЭ. «Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение). Толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением [2, С. 75-76].
В ядре концептуального конструкта, зафиксированного в Новой философской энциклопедиив начале XXI века, раскрывается общекультурный стержень феномена толерантности как такого формируемого качества личности (группы, нации и человечества в целом), установки или способности к взаимопониманию, диалогу, широкому взгляду, подходу к любому проявлению человека в сфере общения. Освоение и практическое применение норм общения, взаимодействия, оценок и их выражения в культурной и возможной приемлемой для другого лица форме может осуществляться и в системе образования, и в культурно-досуговой деятельности, и в свободной коммуникации,и в полной мере в профессиональной сфере.
Культурная доминанта феномена и механизма толерантности позволяет отнести эту способность каждой личности ко всей сфере культуры и к такой ее специфической части, как искусство. Восприятие, оценка, диалоги разной степени глубины о современных произведениях и о классике, об их содержании и формах — с точки зрения нашего времени, при различных уровнях эстетического сознания, вкусов и убеждений участников дискуссий и творцов искусства либо посредством простых высказываний зрителей и слушателей не предполагают агрессии и злости, поскольку их мотивация обычно не затрагивает личных жизненно-важных интересов. При этом корректируется, сглаживается в силу специфичности и назначения сферы культуры и искусства та «спонтанно-негативная составляющая», которая присутствует в восприятии, суждениях и оценках, предпочтениях вкуса, неприятии одних признаков и принципов и идеализации других, когда относится к реальным оценкам, ситуациям и поступкам.
Терпимо относится публика к эстетически воспринимаемым выразительным чертам облика, поведения персонажей, их поступкам, что входит в содержательно-формальное воплощение замысла автора.
Однако в ином случае в психолого-педагогическом аспекте толерантность понимается как «терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздуействию. Существует также понимание... которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке людей и событий» [8, С. 790].
О развитии и становлении таких качеств на возрастных этапах детства, отрочества и юности размышляли выдающиеся писатели и философы. Подобного рода непредубежденность, широкая позиция в сфере культуры и искусства (если это действительно культура и объекты творчества, вызывающие интерес с точки зрения их возможности осуществлять функции художественного познания реальности) должны входить в цели современного культуроориентированного и художественного образования. Моменты «снижения чувствительности к воздействию фрустраторов и стрессоров» должны касаться ситуации неизбежно существующего «диалога» между современным искусством, часто непривычным по формам и акцентам содержания и его предшествующей питательной почвой многообразием классического искусства. Однако грамотные, корректные пояснения учителя будут постепенно вырабатывать культурно-эстетическую толерантность учеников среднего и старшего возраста и снижать острое неприятие неожиданных форм современного искусства (преимущественно постмодернистских направлений, обостряющих познавательный интерес к новому в мире человека).
Толерантность в качестве обычного термина фиксировалась в психологической науке. Так, Психологический словарь [составитель Карпенко Л.А., 1985] рассматривал толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию», а также при снижении эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию. Она выражалась внешне — «в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей» [Карпенко Л.А., 1985: С. 357]. Этот же словарь чувствительностью называет «повышенную готовность к аффективным реакциям», то есть эмоциональную взрывчатость, например, зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на
основании словесного отчета испытуемого [Карпенко Л.А., 1985: С. 393-394], то есть опосредованного выражения.
Из сопоставления представленных выше определений можно сделать выводы о многих позитивных признаках и проявлениях толерантности, являющейся особой способностью человека, а также и моделировать структуру ее конкретных вариаций. Вместе с тем нельзя не видеть определенной напряженности, противоречивости и даже драматичности в борьбе чувств, охватывающих иногда человека. Однако такая способность принадлежит, скорее всего, к разновидности отношений или установок, по мнению психологов, и может развиваться и воспитываться при определенных условиях.
Мы выделяем как одну из социально-ценных разновидностей этой личностной установки культурно-эстетическую толерантность, которая относится к восприятию, поведению и его мотивации, эмоциям и их выражению, оценкам культурно-эстетического плана, вкусовым предпочтениям, уровню готовности к диалогу, суждениям, высказываниям, действиям с объектами или субъектами, на которые направлено это отношение (или установка) и их переводу в сферу культуры, в рассмотрение ситуаций, ставших проблемой художественного выражения. Причем первоначально отношение может является негативным или безразлично-нейтральным, или же не устоявшимся .
Существует своего рода конфликт между исконной культурно- толерантной позицией- «о вкусах не спорят» и стремлением представителей противоположного взгляда утвердить свое, противоположное отношение к данному конкретному произведению, автору, жанру, национальному стилю или художественной традиции. Очевидно, здесь логично выделяется самостоятельный аспект толерантности в области развития личной культуры — особенно художественно-эстетической. Он позволяет увидеть специфичность толерантности именно в данной сфере и развить культуру толерантности через нее. Именно посредством культурно-эстетической толерантности возможно создать гибкую почву для воспитания и широкого распространения идей уже заявившего о себе направления философской, педагогической, культурно-эстетическокй мысли — «диалога культур» (М. М. Бахтин, В. С. Би-блер и другие авторы).
Понятие «толерантности» как необходимое в современном образовании молодежи присутствует в педагогических словарях (междисциплинарный «Словарь по педагогике» Г. М. и С. Ю. Коджаспировых, «Психолого-педагогический словарь», составленный Е. С. Рапацевичем). В них отмечаются, в частности, такие особенности проявления этого феномена, кото-
рые касаются не только опосредованных признаков межличностных отношений представителей разных народов и культур, но и непосредственно-чувственно выраженных их внешних черт, воспринимаемых, в частности, с эстетическим позитивным или негативным знаком. Анализ показывает, что в ядре культурно-эстетической толерантности как позитивно или уравновешенно направленного отношения лежат культурно-эстетические и собственно психологические механизмы и формы.
Первые содержат те компоненты, которые принято выделять в культурно- эстетическом чувственно-оценочном сознании: это восприятия, эмоции, вкусы, оценки, суждения, относимые к любому эстетическому, т.е. внешне воспринимаемому, объекту или живому существу, включая и человека. Именно это сознание обладает потенциалом гармонизации отношений. Вторые в наибольшей степени определяются подсознанием, мотивацией, личным и традиционным опытом общения и отношений между представителями различных групп этносов, типов объектов (но особенно людей).
В эпоху сложных социальных, исторических процессов, перемен возрастают конфронтации между представителями таких групп и типов, и задачи развития и укрепления общей толерантности каждой личности особенно обостряются, усиливаются значимость и возможности расширения воздействий на развитие взаимной культурно-эстетической толерантности у современных слоев молодежи.
Теоретической основой такого подхода являются концепции культуры, психологии искусства, эстетики, педагогики, гуманитарного воспитания и образования формирующейся личности. Особое значение в этом плане приобретают идеи Л. Н. Толстого, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Г. С. Батищева (еще ранее — античных мыслителей) о заражающем, очищающем, смягчающем воздействии искусства на психологические состояния, чувства, мышление человека. В основе концепции М. М. Бахтина лежит модель процесса превращения иного, чужого культурного объекта в чужое-свое, затем в свое-чужое, наконец, в свое. В этом процессе возникает постепенная адаптация к иному облику, поведению, образу жизни и постепенное углубление понимания своеобразия, выразительного смысла жестов, интонаций, речи, мотивов действий и их жизненного назначения. Не случайно стало столь популярным уже с ХУШ-Х1Х вв. творчество писателей-фантастов, а затем в XX веке художников и кинорежиссеров, которое не просто удовлетворяло любопытство публики, но и готовило современников к встрече с различными формами жизни и многообразием типов людей на разных континентах и в путешествиях.
В конце ХХ — начале XXI века еще больший размах получило производство фантастических фильмов и сериалов о космических путешествиях и возможных образах обитателей других миров. Достаточно, например, указать на знаменитый американский сериал «Вавилон», чье продолжение тянется многие годы. И доминирует в них принцип толерантного отношения между всеми носителями сознания и культуры своих сообществ, и представителями любой иной культуры, даже если они напоминают своим обликом земноводных или насекомых. Так зрители привыкают к широкой культурной установке. Этот принцип общечеловеческой толерантности, концентрированной фактически в любой культуре, которая не содержит «людоедских ориентаций». А значит, воссоздание культурно-эстетических отношений (установок) между людьми как традиций культуры и искусства заложено в этноэсте-тическом сознании, в нем зафиксированы эмоционально-чувственные и ценностно-смысловые начала постижения окружающего мира и человеческого бытия в целом. Вполне правомерно рассматривать культурно-эстетическую толерантность, как компонент современного художественного сознания личности и мировоззрения общества в целом. А значит, возникает задача ее трансляции новым поколениям.
Перед зрителем, читателем, слушателем XXI века развертывается многообразие феноменов искусства и культуры — от примитивов, неклассических арт-объектов до канонических произведений, шедевров высокой классики. Даже обладатели «абсолютного слуха» в искусстве испытывают проблемы с восприятием, оценкой, переживанием драматических, порой дискомфортных ситуаций в определении своего отношения к произведению и суждения о нем, его художественной ценности. Конец II и начало III тысячелетия все более приучают к выработке позиций диалога, культурно-эстетической толерантности как компонента и признака готовности к взаимодействию личности с произведением, к общению с его «внутренней средой», формосодержательным своеобразием, с авторской смысловой устремленностью.
Здесь также востребуется особая культурно-эстетическая толерантность современного адресата произведения: чутко ощущающего индивидуальность автора, уникальность его хронотопа, этнонациональ-ный ореол культурно-эстетического мира и его художественных картин. Именно культурно-эстетической толерантности и диалогической готовности ждет автор от своего адресата. При всей очевидности эта приписанная искусству ситуация особенно глубоко раскрыта М. М. Бахтиным в исповедном самовыражении пафоса творчества писателя (прежде всего Достоевского) для Другого — читателя современного или отдаленного
во времени.
С полным, открытым доверием эта мысль звучит многократно в бахтинском философско-эстетическом диалоге с наследниками человеческой художественной культуры в его многих статьях и исследованиях, включенных в собрание сочинений Бахтина в 7 томах.
Способствовать осознанию и пробуждению культурно-эстетической толерантности каждого возможно, прежде всего, при обсуждении этого феномена и самоосознании своей причастности к этому общечеловеческому качеству личности. Эстетические предпочтения, пристрастия и отвержения, отрицания существенны для конкретного субъекта или социальной группы, либо этнического и религиозного сообщества. Они существуют в реальности, в культурных отношениях, в сфере искусства и жизнедеятельности.
В основе бытия каждой материальной формы, объекта, явления лежат все те же незыблемые закономерности существования физического мира, как основы и предмета чувственно-эстетического его познания человеком и всем человечеством. А они зиждутся на различении и сходстве этих объектов и форм выраженности в них родовидовых и индивидуальных проявлений, свойств. Именно это в интерпретации феноменов эстетического человечеством, его группами и отдельными субъектами определяется как «выразительность», т. е. согласно определению А. Ф. Лосева, как материальная выраженность внутренней сущности любого объекта или явления в его внешней, наружной форме, доступной восприятию, наблюдению человека, его чувственному, эмоциональному, оценочно-логическому реагированию и определению лично-смысловой значимости и эстетической ценности. Это позволяет выделить как особый и в то же время универсальный феномен культурно-эстетической толерантности, т.е. готовности сосуществовать рядом или даже сопереживать, сочувствовать другому человеку при необходимости, независимо от личной, субъективной реакции на его облик и действия.
В обращенности к человеческому миру, все это приобретает характер именно толерантности, т. е. жизненно важной, сущностной, личностно-смысло-вой значимости тех или иных объектов или субъектов, форм, явлений, признаков, как характеризующей приемлемость или неприемлемость этих объектов для конкретного человека. Полиэстетическая толерантность означает безграничное принятие реальности в целом, доверие и любовь к миру. Однако же при этом неизбежны и определенные исключения для отдельных людей, что обусловлено или органической, физической идиосинкразией, или ситуациями жизненного негативного опыта. Таковы, например, ситуации личных межэтнических отношений в силу конкретных
жизненных перипетий. Однако их предупреждение и изживание возможно лишь единственным путем — развития культурно-эстетической взаимной толерантности, т. к. оно пробуждает уважение, понимание, «нерв» ценностно-эстетической толерантности к многовековой культуре, эстетическому этнокультурному опыту разных национальных групп. И это связано и обусловлено именно возможностью и реальностью расширения эстетико-художественного опыта каждого человека и обогащением его эстетического вкуса и развитием эстетического сознания и личной культуры в целом.
На основе обогащения опыта восприятий, оценочных реакций, мгновенных соотнесений с эталонными образами, нормами, предпочтениями как классическими, так и современными. При этом происходит отшлифовка и личных вкусовых пристрастий, включение новых, открываемых, обнаруживаемых ценностных ориентиров. И все это исходит не из подсознательно пульсирующей установки — подавление соперников (поскольку толерантно-эстетическая позиция снимает такой контекст), а из установки открытия нового, своеобразного впечатления и знания. В этом плане именно введение критерия «эстетически и художественно выразительного» выравнивает вкусовые предпочтения привычного за счет внесения оппозиции привычного-необычного в суждение вкуса. Эта оппозиция на самом деле присутствует в деятельности критиков-профессионалов, однако теперь еще не стала критерием в оценке произведения массовым зрителем, слушателем, читателем. Развитие их культурной активности требует широкой популяризации понимания представлений о культурно-эстетической толерантности в теле-и радиопрограммах и в показах обсуждений искусства с участниками шоу и т.п. Необходимо и включение в работу по этому направлению учителей школ, педагогов в системе профессионального образования.
На этой основе мотивации к негативным эмоциям, высказываниям, действиям, поступкам вытесняются позитивным процессом гармонизации, снижения агрессивности, принятием нового отношения к ранее не вполне приемлемым объектам или особенностям проявления другого человека. Складывается новый положительный опыт общения, взаимного уважения, обмена культурными приемами художественного творчества. Такое культурно-эстетическое общение облагораживает отношения, установки и совместном социокультурном и микроклимате, точнее атмосферы жизни общества. Однако наиболее существенным, определяющим условием развития такой атмосферы выступает реализация в системе образования и воспитания детей, молодежи, взрослых программы укрепления культурно-эстетических диалогических толерантных отно-
шений во всех возможных формах — основных и дополнительных. В педагогическом аспекте это означает чрезвычайную значимость и необходимость наведения «мостов» между культурами на основе приближения к пониманию культурных традиции и прежде всего художественных творений, к пониманию их общечеловеческого, межкультурного и этнонационального компонентов, к осуществлению перевода «чужого» (или точнее «другого», «иного» эстетико-чувствен-ного мироощущения) или его сближения со «своим», «родным», культурно-близким (однородным) культурно-эстетическим сознанием, особенно эмоционально-вкусовым его компонентом, как в позитивном, так и в негативном ключе. Неслучайно Р. Арнхейм утверждает, что ныне «человек вкуса — это мнимая личность, для которого якобы открыта предустановленная гармония в сочетании с высшим благом» [1, С.363].
Психологически и педагогически правомерно, что в преподавании гуманитарных предметов одной из сквозных задач должна присутствовать реализация культурно-эстетической толерантности и ее воспитание у школьников независимо от их национальной принадлежности. Убежденность Достоевского в том, что дух всеобщей отзывчивости принадлежит прежде всего русским, требует подтверждения и расширения этой идеи в границах школьного и вузовского образования. Тем более это существенно и для общего художественного образования в базовой и дополнительных формах, для развития духовных интересов и потребностей школьников. Преподавание каждой гуманитарной дисциплины, факультативных курсов, ведение кружковых занятий может содержать инонациональные компоненты творческих открытий и культур многих народов мира, и далеких, и близких.
Полиэстетический подход раскрывает свой потенциал в таком феномене, как культурно-эстетическая (или художественная) толерантность, т. е. качество личности, которое предполагает и проявляется расширением установок и мотивации в сфере культурных отношений и чувственного сознания. Особенно очевидно это применительно к каждой новой открывающейся области реальности, общения, искусства, не являющихся привычными, традиционными для данного человека. По новому активизируется и развивается при этом один из центральных компонентов эстетического сознания личности, который определяется как эстетический и художественных вкус. Его границы раздвигаются, в его сферу входят новые объекты эстетического отношения, которым вкус дает свою оценку, определяет их смысловую значимость для личности и для всей сферы конкретного хронотопа..
Область расширения границ художественного вкуса лежит рядом с областью искусства — это, вообще,
реальность, выступающая как эстетическое или, точнее, полиэстетическое пространство и время бытия и всей действительности. Здесь линии и феномены эстетического есть не что иное, как явления, процессы и объекты физического мира. Ведь, по определению А.Ф. Лосева, «в эстетическом предмете нет ничего, чего бы не было в физическом». И в соответствии с этим подходом широко понимаемая эстетическая толерантность есть принятие эстетического отношения ко всему и всем, существующим в мире, в чем нас убеждает историческая практика человечества.
Трансляция этого подхода в педагогику художественно-гуманитарного профильного и общего обучения и воспитания должны быть разработаны новые программы для базового и дополнительного образования, для центров детского творчества, ориентированные на освоение культурных традиций и искусства разных народов, их художественно-эстетических открытий и духовных ценностей.
Здесь осознанию родственности всего человечества, доказанной современной наукой на основе открытия единства ДНК в организме всех людей, что обусловлено их происхождением от одной праматери, поможет высказывание Достоевского о чувстве все-человечности, особенно отличающем русскую культурную традицию. В речи, посвященной памяти А. С. Пушкина, им было сказано, что особенно заметна именно в России «почти братская любовь наша к другим народам. Эта потребность наша всеслужения человечеству, даже в ущерб иногда собственным крупным ближайшим интересам, это примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов. Хотя бы они и не ладили с нашими, это нажитая нами способность в каждой из европейских личностей открывать и находить заключающуюся в ней истину, несмотря даже на многое, с чем нельзя согласиться. Это, наконец, потребность быть прежде всего справедливыми и искать лишь истины» [7, С. 237].
Но ведь это относится не только к европейским народам, а ко всему многообразию человечества, которое в XXI веке разделяет как справедливую позицию избрания президентом крупнейшей державы не вполне белого кандидата. Искусство формирует у современного человека действительно широкую нравственно-эстетическую позицию, где совмещаются уважение и принятие в качестве объектов переживания и эстетического восприятия в сочетании произведений Рембрандта и Сальвадора Дали, Чайковского, Прокофьева, Xачатуряна и Пьяццолы, Чехова и Маркеса. Культурно-эстетическая толерантность предстает как разно-
видность диалога культур и на уровне искусства, и в сложных ситуациях современного образования, отражая социокультурное бытие человечества, стремящегося себя осознать и понять свое единство через искусство уже более десяти тысяч лет.
Литература
1. Арнхейм Р. Заметки о психологии искусства и прочем: Параболы солнечного света. // Теория художественной культуры. Вып. 11. М., 2007.
2. Валитова Р.Р. Толерантность. // НФЭ: в 4-х тт. Т. 4. М.:Мысль, 2001.
3. Лазарев М.А. Языковая картина мира: анализ теоретических подходов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 3. №. 3. 2014.
4. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4. 2013.
5. Ласкин А.А. Педагогические методики в области развития физического воспитания молодежи и школьников // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 3. №. 3. 2014.
6. Ласкин А.А. Развитие личностного и экономического мышления у специалистов социально-культурной деятельности и студентов ВУЗов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4. 2013.
7. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007.
8. Психолого-педагогический словарь. Сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2006.
Reference
1. Arnkheym R. Notes about psychology of art and other: Sunlight parabolas.//Theory of art culture. Vyp. 11. M,2007.
2. Valitova R. R. Tolerantnost.//NFE: in 4 vol. T. 4. М.:Мысль, 2001.
3. Lazarev M. A. Language picture of the world: analysis of theoretical approaches//Humanitarian space. International almanac. T. 3. No. 3. 2014.
4. Lazarev M. A. To a question of a ratio of philosophical and figurative knowledge of the world//Humanitarian space. International almanac. T. 2. No. 4. 2013.
5. Laskin A.A. Pedagogical techniques in the field of development of physical training of youth and school students//Humanitarian space. International almanac. T. 3. No. 3. 2014.
6. Laskin A.A. Development of personal and economic thinking in experts of welfare activity and students of HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS//Humanitarian space. International almanac. T. 2. No. 4. 2013.
7. Nemensky B. M. Pedagogika of art. M, 2007.
8. Psychology and pedagogical dictionary. Сост. E. S. Rapatsevich. Minsk, 2006.