Научная статья на тему 'Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования'

Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ART EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / PROFESSIONAL AND PERSONAL PERSPECTIVE / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS / ПОЛИЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / POLIESTETICHESKY APPROACH ART / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / CULTURE / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY EDUCATION'S TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев М. А., Ласкин А. А.

Анализируются вопросы толерантности в среде художественного образования, с помощью области развития личной культуры особенно художественно-эстетической. Авторы подробно разбирают данный феномен, и показывают, что посредством культурно-эстетической толерантности возможно создать гибкую почву для воспитания и широкого распространения идей уже заявившего о себе направления философской, педагогической, культурно-эстетической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарев М. А., Ласкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and aesthetic environment of tolerance in art education

This article analyzes the aspects of tolerance in an environment of art education by the development of personal culture especially the artistic and aesthetic. The authors examined in detail this phenomenon and show that through the cultural and aesthetic tolerance is possible to create a flexible stage for education and wider dissemination of ideas have already declared themselves the direction of philosophical, educational, cultural and aesthetic thought.

Текст научной работы на тему «Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования»

УДК 337 ББК 74

КУЛЬТУРНО — ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СРЕДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛАЗАРЕВ,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры педагогики и психологии Международной академии образования E-mail: [email protected] АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ЛАСКИН доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе; E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются вопросы толерантности в среде художественного образования, с помощью области развития личной культуры — особенно художественно-эстетической. Авторы подробно разбирают данный феномен, и показывают, что посредством культурно-эстетической толерантности возможно создать гибкую почву для воспитания и широкого распространения идей уже заявившего о себе направления философской, педагогической, культурно-эстетическокй мысли.

Ключевые слова: профессиональная культура, педагоги дополнительного образования, профессионально-личностная перспектива, диагностика, полиэстетический подход, искусство, культура, художественное образование.

Annotation. This article analyzes the aspects of tolerance in an environment of art education by the development of personal culture — especially the artistic and aesthetic. The authors examined in detail this phenomenon and show that through the cultural and aesthetic tolerance is possible to create a flexible stage for education and wider dissemination of ideas have already declared themselves the direction of philosophical, educational, cultural and aesthetic thought.

Keywords: professional culture, supplementary education's teacher, professional and personal perspective, diagnosis, poliestetichesky approach art, culture, art education.

В последние годы появилось довольно много публикаций по проблеме «толерантности» в межличностных отношениях представителей разных национальностей, народностей, этносов. В сфере образования идет обсуждение различных возможных форм воспитания этой способности или комплекса качеств личности. Существенные определения этого феномена предлагают философы, психологи и педагоги, акцентируя те или иные его особенности. И все согласны с необходимостью развития толерантности, особенно в процессе образования и воспитания подростков, юношества, молодежи.

В Новой философской энциклопедии толерантность понимается следующим образом: это «качество, характеризующее отношение к другому человеку, как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности», что относится уже к новому времени. В энциклопедии зафиксирована также трактовка толерантности с точки зрения политического утилитаризма как средства избежания большего зла — социальной нестабильности.

В XIX в. «толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения» В продолжение данной традиции современные сторонники толерантности видели в ней «предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов.... Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства

предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т.д.)»

Мы приводим столь подробные выдержки из словарных изданий с тем, чтобы далее обратиться к особой разновидности толерантности- культурно-эстетической, но это несколько позднее. Продолжим цитирование очень точных характеристик этого необходимого механизма социокультурного взаимодействия, представленных в НФЭ. «Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение). Толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением [2, С. 75-76].

В ядре концептуального конструкта, зафиксированного в Новой философской энциклопедиив начале XXI века, раскрывается общекультурный стержень феномена толерантности как такого формируемого качества личности (группы, нации и человечества в целом), установки или способности к взаимопониманию, диалогу, широкому взгляду, подходу к любому проявлению человека в сфере общения. Освоение и практическое применение норм общения, взаимодействия, оценок и их выражения в культурной и возможной приемлемой для другого лица форме может осуществляться и в системе образования, и в культурно-досуговой деятельности, и в свободной коммуникации,и в полной мере в профессиональной сфере.

Культурная доминанта феномена и механизма толерантности позволяет отнести эту способность каждой личности ко всей сфере культуры и к такой ее специфической части, как искусство. Восприятие, оценка, диалоги разной степени глубины о современных произведениях и о классике, об их содержании и формах — с точки зрения нашего времени, при различных уровнях эстетического сознания, вкусов и убеждений участников дискуссий и творцов искусства либо посредством простых высказываний зрителей и слушателей не предполагают агрессии и злости, поскольку их мотивация обычно не затрагивает личных жизненно-важных интересов. При этом корректируется, сглаживается в силу специфичности и назначения сферы культуры и искусства та «спонтанно-негативная составляющая», которая присутствует в восприятии, суждениях и оценках, предпочтениях вкуса, неприятии одних признаков и принципов и идеализации других, когда относится к реальным оценкам, ситуациям и поступкам.

Терпимо относится публика к эстетически воспринимаемым выразительным чертам облика, поведения персонажей, их поступкам, что входит в содержательно-формальное воплощение замысла автора.

Однако в ином случае в психолого-педагогическом аспекте толерантность понимается как «терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздуействию. Существует также понимание... которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке людей и событий» [8, С. 790].

О развитии и становлении таких качеств на возрастных этапах детства, отрочества и юности размышляли выдающиеся писатели и философы. Подобного рода непредубежденность, широкая позиция в сфере культуры и искусства (если это действительно культура и объекты творчества, вызывающие интерес с точки зрения их возможности осуществлять функции художественного познания реальности) должны входить в цели современного культуроориентированного и художественного образования. Моменты «снижения чувствительности к воздействию фрустраторов и стрессоров» должны касаться ситуации неизбежно существующего «диалога» между современным искусством, часто непривычным по формам и акцентам содержания и его предшествующей питательной почвой многообразием классического искусства. Однако грамотные, корректные пояснения учителя будут постепенно вырабатывать культурно-эстетическую толерантность учеников среднего и старшего возраста и снижать острое неприятие неожиданных форм современного искусства (преимущественно постмодернистских направлений, обостряющих познавательный интерес к новому в мире человека).

Толерантность в качестве обычного термина фиксировалась в психологической науке. Так, Психологический словарь [составитель Карпенко Л.А., 1985] рассматривал толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию», а также при снижении эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию. Она выражалась внешне — «в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей» [Карпенко Л.А., 1985: С. 357]. Этот же словарь чувствительностью называет «повышенную готовность к аффективным реакциям», то есть эмоциональную взрывчатость, например, зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на

основании словесного отчета испытуемого [Карпенко Л.А., 1985: С. 393-394], то есть опосредованного выражения.

Из сопоставления представленных выше определений можно сделать выводы о многих позитивных признаках и проявлениях толерантности, являющейся особой способностью человека, а также и моделировать структуру ее конкретных вариаций. Вместе с тем нельзя не видеть определенной напряженности, противоречивости и даже драматичности в борьбе чувств, охватывающих иногда человека. Однако такая способность принадлежит, скорее всего, к разновидности отношений или установок, по мнению психологов, и может развиваться и воспитываться при определенных условиях.

Мы выделяем как одну из социально-ценных разновидностей этой личностной установки культурно-эстетическую толерантность, которая относится к восприятию, поведению и его мотивации, эмоциям и их выражению, оценкам культурно-эстетического плана, вкусовым предпочтениям, уровню готовности к диалогу, суждениям, высказываниям, действиям с объектами или субъектами, на которые направлено это отношение (или установка) и их переводу в сферу культуры, в рассмотрение ситуаций, ставших проблемой художественного выражения. Причем первоначально отношение может является негативным или безразлично-нейтральным, или же не устоявшимся .

Существует своего рода конфликт между исконной культурно- толерантной позицией- «о вкусах не спорят» и стремлением представителей противоположного взгляда утвердить свое, противоположное отношение к данному конкретному произведению, автору, жанру, национальному стилю или художественной традиции. Очевидно, здесь логично выделяется самостоятельный аспект толерантности в области развития личной культуры — особенно художественно-эстетической. Он позволяет увидеть специфичность толерантности именно в данной сфере и развить культуру толерантности через нее. Именно посредством культурно-эстетической толерантности возможно создать гибкую почву для воспитания и широкого распространения идей уже заявившего о себе направления философской, педагогической, культурно-эстетическокй мысли — «диалога культур» (М. М. Бахтин, В. С. Би-блер и другие авторы).

Понятие «толерантности» как необходимое в современном образовании молодежи присутствует в педагогических словарях (междисциплинарный «Словарь по педагогике» Г. М. и С. Ю. Коджаспировых, «Психолого-педагогический словарь», составленный Е. С. Рапацевичем). В них отмечаются, в частности, такие особенности проявления этого феномена, кото-

рые касаются не только опосредованных признаков межличностных отношений представителей разных народов и культур, но и непосредственно-чувственно выраженных их внешних черт, воспринимаемых, в частности, с эстетическим позитивным или негативным знаком. Анализ показывает, что в ядре культурно-эстетической толерантности как позитивно или уравновешенно направленного отношения лежат культурно-эстетические и собственно психологические механизмы и формы.

Первые содержат те компоненты, которые принято выделять в культурно- эстетическом чувственно-оценочном сознании: это восприятия, эмоции, вкусы, оценки, суждения, относимые к любому эстетическому, т.е. внешне воспринимаемому, объекту или живому существу, включая и человека. Именно это сознание обладает потенциалом гармонизации отношений. Вторые в наибольшей степени определяются подсознанием, мотивацией, личным и традиционным опытом общения и отношений между представителями различных групп этносов, типов объектов (но особенно людей).

В эпоху сложных социальных, исторических процессов, перемен возрастают конфронтации между представителями таких групп и типов, и задачи развития и укрепления общей толерантности каждой личности особенно обостряются, усиливаются значимость и возможности расширения воздействий на развитие взаимной культурно-эстетической толерантности у современных слоев молодежи.

Теоретической основой такого подхода являются концепции культуры, психологии искусства, эстетики, педагогики, гуманитарного воспитания и образования формирующейся личности. Особое значение в этом плане приобретают идеи Л. Н. Толстого, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Г. С. Батищева (еще ранее — античных мыслителей) о заражающем, очищающем, смягчающем воздействии искусства на психологические состояния, чувства, мышление человека. В основе концепции М. М. Бахтина лежит модель процесса превращения иного, чужого культурного объекта в чужое-свое, затем в свое-чужое, наконец, в свое. В этом процессе возникает постепенная адаптация к иному облику, поведению, образу жизни и постепенное углубление понимания своеобразия, выразительного смысла жестов, интонаций, речи, мотивов действий и их жизненного назначения. Не случайно стало столь популярным уже с ХУШ-Х1Х вв. творчество писателей-фантастов, а затем в XX веке художников и кинорежиссеров, которое не просто удовлетворяло любопытство публики, но и готовило современников к встрече с различными формами жизни и многообразием типов людей на разных континентах и в путешествиях.

В конце ХХ — начале XXI века еще больший размах получило производство фантастических фильмов и сериалов о космических путешествиях и возможных образах обитателей других миров. Достаточно, например, указать на знаменитый американский сериал «Вавилон», чье продолжение тянется многие годы. И доминирует в них принцип толерантного отношения между всеми носителями сознания и культуры своих сообществ, и представителями любой иной культуры, даже если они напоминают своим обликом земноводных или насекомых. Так зрители привыкают к широкой культурной установке. Этот принцип общечеловеческой толерантности, концентрированной фактически в любой культуре, которая не содержит «людоедских ориентаций». А значит, воссоздание культурно-эстетических отношений (установок) между людьми как традиций культуры и искусства заложено в этноэсте-тическом сознании, в нем зафиксированы эмоционально-чувственные и ценностно-смысловые начала постижения окружающего мира и человеческого бытия в целом. Вполне правомерно рассматривать культурно-эстетическую толерантность, как компонент современного художественного сознания личности и мировоззрения общества в целом. А значит, возникает задача ее трансляции новым поколениям.

Перед зрителем, читателем, слушателем XXI века развертывается многообразие феноменов искусства и культуры — от примитивов, неклассических арт-объектов до канонических произведений, шедевров высокой классики. Даже обладатели «абсолютного слуха» в искусстве испытывают проблемы с восприятием, оценкой, переживанием драматических, порой дискомфортных ситуаций в определении своего отношения к произведению и суждения о нем, его художественной ценности. Конец II и начало III тысячелетия все более приучают к выработке позиций диалога, культурно-эстетической толерантности как компонента и признака готовности к взаимодействию личности с произведением, к общению с его «внутренней средой», формосодержательным своеобразием, с авторской смысловой устремленностью.

Здесь также востребуется особая культурно-эстетическая толерантность современного адресата произведения: чутко ощущающего индивидуальность автора, уникальность его хронотопа, этнонациональ-ный ореол культурно-эстетического мира и его художественных картин. Именно культурно-эстетической толерантности и диалогической готовности ждет автор от своего адресата. При всей очевидности эта приписанная искусству ситуация особенно глубоко раскрыта М. М. Бахтиным в исповедном самовыражении пафоса творчества писателя (прежде всего Достоевского) для Другого — читателя современного или отдаленного

во времени.

С полным, открытым доверием эта мысль звучит многократно в бахтинском философско-эстетическом диалоге с наследниками человеческой художественной культуры в его многих статьях и исследованиях, включенных в собрание сочинений Бахтина в 7 томах.

Способствовать осознанию и пробуждению культурно-эстетической толерантности каждого возможно, прежде всего, при обсуждении этого феномена и самоосознании своей причастности к этому общечеловеческому качеству личности. Эстетические предпочтения, пристрастия и отвержения, отрицания существенны для конкретного субъекта или социальной группы, либо этнического и религиозного сообщества. Они существуют в реальности, в культурных отношениях, в сфере искусства и жизнедеятельности.

В основе бытия каждой материальной формы, объекта, явления лежат все те же незыблемые закономерности существования физического мира, как основы и предмета чувственно-эстетического его познания человеком и всем человечеством. А они зиждутся на различении и сходстве этих объектов и форм выраженности в них родовидовых и индивидуальных проявлений, свойств. Именно это в интерпретации феноменов эстетического человечеством, его группами и отдельными субъектами определяется как «выразительность», т. е. согласно определению А. Ф. Лосева, как материальная выраженность внутренней сущности любого объекта или явления в его внешней, наружной форме, доступной восприятию, наблюдению человека, его чувственному, эмоциональному, оценочно-логическому реагированию и определению лично-смысловой значимости и эстетической ценности. Это позволяет выделить как особый и в то же время универсальный феномен культурно-эстетической толерантности, т.е. готовности сосуществовать рядом или даже сопереживать, сочувствовать другому человеку при необходимости, независимо от личной, субъективной реакции на его облик и действия.

В обращенности к человеческому миру, все это приобретает характер именно толерантности, т. е. жизненно важной, сущностной, личностно-смысло-вой значимости тех или иных объектов или субъектов, форм, явлений, признаков, как характеризующей приемлемость или неприемлемость этих объектов для конкретного человека. Полиэстетическая толерантность означает безграничное принятие реальности в целом, доверие и любовь к миру. Однако же при этом неизбежны и определенные исключения для отдельных людей, что обусловлено или органической, физической идиосинкразией, или ситуациями жизненного негативного опыта. Таковы, например, ситуации личных межэтнических отношений в силу конкретных

жизненных перипетий. Однако их предупреждение и изживание возможно лишь единственным путем — развития культурно-эстетической взаимной толерантности, т. к. оно пробуждает уважение, понимание, «нерв» ценностно-эстетической толерантности к многовековой культуре, эстетическому этнокультурному опыту разных национальных групп. И это связано и обусловлено именно возможностью и реальностью расширения эстетико-художественного опыта каждого человека и обогащением его эстетического вкуса и развитием эстетического сознания и личной культуры в целом.

На основе обогащения опыта восприятий, оценочных реакций, мгновенных соотнесений с эталонными образами, нормами, предпочтениями как классическими, так и современными. При этом происходит отшлифовка и личных вкусовых пристрастий, включение новых, открываемых, обнаруживаемых ценностных ориентиров. И все это исходит не из подсознательно пульсирующей установки — подавление соперников (поскольку толерантно-эстетическая позиция снимает такой контекст), а из установки открытия нового, своеобразного впечатления и знания. В этом плане именно введение критерия «эстетически и художественно выразительного» выравнивает вкусовые предпочтения привычного за счет внесения оппозиции привычного-необычного в суждение вкуса. Эта оппозиция на самом деле присутствует в деятельности критиков-профессионалов, однако теперь еще не стала критерием в оценке произведения массовым зрителем, слушателем, читателем. Развитие их культурной активности требует широкой популяризации понимания представлений о культурно-эстетической толерантности в теле-и радиопрограммах и в показах обсуждений искусства с участниками шоу и т.п. Необходимо и включение в работу по этому направлению учителей школ, педагогов в системе профессионального образования.

На этой основе мотивации к негативным эмоциям, высказываниям, действиям, поступкам вытесняются позитивным процессом гармонизации, снижения агрессивности, принятием нового отношения к ранее не вполне приемлемым объектам или особенностям проявления другого человека. Складывается новый положительный опыт общения, взаимного уважения, обмена культурными приемами художественного творчества. Такое культурно-эстетическое общение облагораживает отношения, установки и совместном социокультурном и микроклимате, точнее атмосферы жизни общества. Однако наиболее существенным, определяющим условием развития такой атмосферы выступает реализация в системе образования и воспитания детей, молодежи, взрослых программы укрепления культурно-эстетических диалогических толерантных отно-

шений во всех возможных формах — основных и дополнительных. В педагогическом аспекте это означает чрезвычайную значимость и необходимость наведения «мостов» между культурами на основе приближения к пониманию культурных традиции и прежде всего художественных творений, к пониманию их общечеловеческого, межкультурного и этнонационального компонентов, к осуществлению перевода «чужого» (или точнее «другого», «иного» эстетико-чувствен-ного мироощущения) или его сближения со «своим», «родным», культурно-близким (однородным) культурно-эстетическим сознанием, особенно эмоционально-вкусовым его компонентом, как в позитивном, так и в негативном ключе. Неслучайно Р. Арнхейм утверждает, что ныне «человек вкуса — это мнимая личность, для которого якобы открыта предустановленная гармония в сочетании с высшим благом» [1, С.363].

Психологически и педагогически правомерно, что в преподавании гуманитарных предметов одной из сквозных задач должна присутствовать реализация культурно-эстетической толерантности и ее воспитание у школьников независимо от их национальной принадлежности. Убежденность Достоевского в том, что дух всеобщей отзывчивости принадлежит прежде всего русским, требует подтверждения и расширения этой идеи в границах школьного и вузовского образования. Тем более это существенно и для общего художественного образования в базовой и дополнительных формах, для развития духовных интересов и потребностей школьников. Преподавание каждой гуманитарной дисциплины, факультативных курсов, ведение кружковых занятий может содержать инонациональные компоненты творческих открытий и культур многих народов мира, и далеких, и близких.

Полиэстетический подход раскрывает свой потенциал в таком феномене, как культурно-эстетическая (или художественная) толерантность, т. е. качество личности, которое предполагает и проявляется расширением установок и мотивации в сфере культурных отношений и чувственного сознания. Особенно очевидно это применительно к каждой новой открывающейся области реальности, общения, искусства, не являющихся привычными, традиционными для данного человека. По новому активизируется и развивается при этом один из центральных компонентов эстетического сознания личности, который определяется как эстетический и художественных вкус. Его границы раздвигаются, в его сферу входят новые объекты эстетического отношения, которым вкус дает свою оценку, определяет их смысловую значимость для личности и для всей сферы конкретного хронотопа..

Область расширения границ художественного вкуса лежит рядом с областью искусства — это, вообще,

реальность, выступающая как эстетическое или, точнее, полиэстетическое пространство и время бытия и всей действительности. Здесь линии и феномены эстетического есть не что иное, как явления, процессы и объекты физического мира. Ведь, по определению А.Ф. Лосева, «в эстетическом предмете нет ничего, чего бы не было в физическом». И в соответствии с этим подходом широко понимаемая эстетическая толерантность есть принятие эстетического отношения ко всему и всем, существующим в мире, в чем нас убеждает историческая практика человечества.

Трансляция этого подхода в педагогику художественно-гуманитарного профильного и общего обучения и воспитания должны быть разработаны новые программы для базового и дополнительного образования, для центров детского творчества, ориентированные на освоение культурных традиций и искусства разных народов, их художественно-эстетических открытий и духовных ценностей.

Здесь осознанию родственности всего человечества, доказанной современной наукой на основе открытия единства ДНК в организме всех людей, что обусловлено их происхождением от одной праматери, поможет высказывание Достоевского о чувстве все-человечности, особенно отличающем русскую культурную традицию. В речи, посвященной памяти А. С. Пушкина, им было сказано, что особенно заметна именно в России «почти братская любовь наша к другим народам. Эта потребность наша всеслужения человечеству, даже в ущерб иногда собственным крупным ближайшим интересам, это примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов. Хотя бы они и не ладили с нашими, это нажитая нами способность в каждой из европейских личностей открывать и находить заключающуюся в ней истину, несмотря даже на многое, с чем нельзя согласиться. Это, наконец, потребность быть прежде всего справедливыми и искать лишь истины» [7, С. 237].

Но ведь это относится не только к европейским народам, а ко всему многообразию человечества, которое в XXI веке разделяет как справедливую позицию избрания президентом крупнейшей державы не вполне белого кандидата. Искусство формирует у современного человека действительно широкую нравственно-эстетическую позицию, где совмещаются уважение и принятие в качестве объектов переживания и эстетического восприятия в сочетании произведений Рембрандта и Сальвадора Дали, Чайковского, Прокофьева, Xачатуряна и Пьяццолы, Чехова и Маркеса. Культурно-эстетическая толерантность предстает как разно-

видность диалога культур и на уровне искусства, и в сложных ситуациях современного образования, отражая социокультурное бытие человечества, стремящегося себя осознать и понять свое единство через искусство уже более десяти тысяч лет.

Литература

1. Арнхейм Р. Заметки о психологии искусства и прочем: Параболы солнечного света. // Теория художественной культуры. Вып. 11. М., 2007.

2. Валитова Р.Р. Толерантность. // НФЭ: в 4-х тт. Т. 4. М.:Мысль, 2001.

3. Лазарев М.А. Языковая картина мира: анализ теоретических подходов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 3. №. 3. 2014.

4. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4. 2013.

5. Ласкин А.А. Педагогические методики в области развития физического воспитания молодежи и школьников // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 3. №. 3. 2014.

6. Ласкин А.А. Развитие личностного и экономического мышления у специалистов социально-культурной деятельности и студентов ВУЗов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4. 2013.

7. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007.

8. Психолого-педагогический словарь. Сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2006.

Reference

1. Arnkheym R. Notes about psychology of art and other: Sunlight parabolas.//Theory of art culture. Vyp. 11. M,2007.

2. Valitova R. R. Tolerantnost.//NFE: in 4 vol. T. 4. М.:Мысль, 2001.

3. Lazarev M. A. Language picture of the world: analysis of theoretical approaches//Humanitarian space. International almanac. T. 3. No. 3. 2014.

4. Lazarev M. A. To a question of a ratio of philosophical and figurative knowledge of the world//Humanitarian space. International almanac. T. 2. No. 4. 2013.

5. Laskin A.A. Pedagogical techniques in the field of development of physical training of youth and school students//Humanitarian space. International almanac. T. 3. No. 3. 2014.

6. Laskin A.A. Development of personal and economic thinking in experts of welfare activity and students of HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS//Humanitarian space. International almanac. T. 2. No. 4. 2013.

7. Nemensky B. M. Pedagogika of art. M, 2007.

8. Psychology and pedagogical dictionary. Сост. E. S. Rapatsevich. Minsk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.