Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

КУЛЬТУРНО-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
эволюция / культурно-духовный потенциал / этнопедагогика / этногенетический потенциал / национальная школа / evolution / cultural and spiritual potential / ethnopedagogy / etnogeneticeskij potential / national school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А.Д.

В статье представлены результаты историко-педагогического исследования эволюции системы общего образования на примере национального региона России Якутии. Рассмотрен советский период в течение которого сохранялись и воспроизводились национальные основы образования, этнопедагогические начала, народная педагогика. Автор обосновывает, что культурно-духовный потенциал развития образования предыдущих периодов позволил в разные периоды советского времени успешно эволюционировать национальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND SPIRITUAL POTENTIAL OF DEVELOPMENT EDUCATION

The article presents the results of historical and pedagogical research the evolution of general education system on the example of the national region of Russia-Yakutia. Considered the Soviet period during which are conserved and reproduced the national basic education, etnopedagogical the beginning, folk pedagogy. The author proves that the cultural and spiritual potential of education development in the previous periods allowed in different periods of the Soviet time successfully evolve national school.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Николаева А.Д.

зав. кафедрой педагогики Северо-Восточного федерального университета, им. М.К. Аммосова,

профессор, г. Якутск, Россия

КУЛЬТУРНО-ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

CULTURAL AND SPIRITUAL POTENTIAL OF DEVELOPMENT EDUCATION

Nikolaeva A.D., chair of Pedagogics North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, professor, Yakutsk, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты историко-педагогического исследования эволюции системы общего образования на примере национального региона России - Якутии. Рассмотрен советский период в течение которого сохранялись и воспроизводились национальные основы образования, этнопедагогиче-ские начала, народная педагогика. Автор обосновывает, что культурно-духовный потенциал развития образования предыдущих периодов позволил в разные периоды советского времени успешно эволюционировать национальной школе.

ABSTRACT

The article presents the results of historical and pedagogical research the evolution of general education system on the example of the national region of Russia-Yakutia. Considered the Soviet period during which are conserved and reproduced the national basic education, etnopedagogical the beginning, folk pedagogy. The author proves that the cultural and spiritual potential of education development in the previous periods allowed in different periods of the Soviet time successfully evolve national school.

Ключевые слова: эволюция, культурно-духовный потенциал, этнопедагогика, этногенетический потенциал, национальная школа.

Keywords: evolution, cultural and spiritual potential, ethnopedagogy, etnogeneticeskij potential, national school.

При всей общности протекания политико-социальных процессов разные этносы и народности приходят, тем не менее, к разным историческим итогам, сосредотачивая в себе разный духовно-энергетический и культурно-образовательный потенциал. Это связано не только с исходными демографическими характеристиками этноса, пассио-нарностью, национальным типом характера, в котором проявляется степень сопротивляемости разрушительным переменам и способность находить гибкие решения в новых экстремальных условиях. Не меньшее, а может быть, решающее значение имеет культурный и духовный запас, который сосредоточен в опыте народа, его этнопедагогиче-ское сознание и поведение, помогающие ему прочерчивать собственную линию судьбы в переплетении исторических обстоятельств и выборов. Рассмотрим на примере одного из национальных регионов России - Якутии. Одним из подтверждений вышеозначенного вывода применительно к советскому периоду истории являются специфические характеристики эволюции системы образования в Якутской АССР: исходная мощность культурно-образовательного потенциала и степень инфраструктурной полноты системы образования; культурные средства, необходимые для выработки адекватных в данных условиях содержания и организации образования; соотношение консервативности и инновационности образовательных процессов.

Как показывает проведенное исследование, в сравнении с рядом других национальных районов, Якутия пришла к преобразованиям советского времени, имея уже в запасе, пусть скромную по мас-

штабам (в условиях массовой функциональной неграмотности), но достаточно развитую за почти двухвековую историю - государственную и общественную систему образования. Она имела почти полную образовательную инфраструктуру, все основные уровни образования (за исключением высшей школы) и типы учебных заведений, учебно-методическое (главным образом, русскоязычное) обеспечение, профессиональные педагогические кадры и институциональные механизмы их подготовки и переподготовки, немногочисленную, но все же творческую научную, художественную и педагогическую интеллигенцию. В сфере образования существовал достаточно мощный и продуктивный опыт общественной и частной инициативы (столетняя школа политссыльных, частные школы, образовательное меценатство) [1]. В основании же этой практики находилась живая корневая система многовекового, если не тысячелетнего опыта народного воспитания и образования.

Создание послереволюционной массовой школы по неизбежности происходило с учетом и при прямом использовании этого «начального капитала». При этом, ломая (да и то, отчасти) и преобразуя сложившуюся в дореволюционной Якутии государственную систему образования, выстраивая общую для страны Советов школу, власти Якутской АССР - первая якутская интеллигенция форсированно формировала и развивала в первое десятилетие, когда это официально поддерживалось, школу на родном языке, «национальную школу». Анализ фактического материала свидетельствует о том, что действия местных органов управления, общественности, учителей были столь интенсивными

и продуктивными, что даже в 1930-е годы, в условиях изменения курса национальной политики, в Якутской АССР продолжали разворачиваться позитивные процессы развития национальной школы.

Как показывают материалы проведенного исследования, в основе фронтального перехода к новому уровню всеобщего образования (к семилетнему образованию на селе на рубеже 1940-1950-х годов, всеобщему среднему образованию - в конце 1960-х - начале 1970-х гг.) лежали не дидактические, а общекультурные задачи. Базисом их решения могла выступать национальная культура, которая уже сумела преодолеть отставание в предшествующем развитии по всем компонентам современной культуры, создать собственную развитую художественную культуру и науку. Однако этот процесс протекал неравномерно, и далеко не все народы располагали теми компонентами современной культуры (включая уровень развития языка), которые необходимы для выработки адекватного содержания неполного и полного среднего образования.

Исследование позволяет сделать вывод, что Якутская АССР относилась к тем национальным образованиям (а якуты - к тем этносам), которые необходимые компоненты культуры и опыт всеобщего образования уже частично имели, и поэтому смогла, при всех трудностях, осуществить переход к всеобщему семилетнему образованию на родном языке.

Точно также, при переходе к всеобщему среднему образованию в конце 1960-х - начале 1970-х гг. республике удалось, пусть частично, с большими издержками и потерями, сохранить национальную школу и культуру Саха.

Вместе с тем, материалы исследования подтверждают, что один из важнейших факторов, повлиявших на особенность эволюции национальной школы в Якутии, связан с русским языком. С одной стороны, русификация (а на самом деле, идеологи-

ческая советизация, принесшая русской школе никак не меньше ущерба и потерь, чем школам других этносов) вела к денационализации образования разных народов и народностей. В то же время, в отношении к культуре саха (якутов) русский язык оказывался ключевой социально-образовательной инновацией, обеспечивавшей цивилизационное развитие этноса - в этом состоит кардинальное значение русского языка в культурно-исторической практике развития образования в Якутии.

Таким образом, на протяжении длительного исторического времени в Якутии, по сути, не прерывалась духовная традиция, сохранялись и воспроизводились национальные основы образования, этнопедагогические начала, народная педагогика. Доминируя в период становления формальной, государственной школы в девятнадцатом веке, свертываясь, но сохраняясь в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков - рядом и внутри унифицированной системы образования в двадцатом - это неформальное этнопедагогическое образование в самые неблагополучные и тяжелые периоды истории школы Якутии обеспечивало «эт-ногенетический потенциал», сохраняло возможность качественных цивилизационных преобразований на национальной основе [2]. При этом эволюция системы образования периодически соединяла культуру и цивилизацию, этнопедагогику и современные, новейшие для того или иного периода образовательные идеи и технологии, приходившие в Якутию через передовую русскую и европейскую педагогику в условиях не столько миссионерства и русификаторства, сколько диалога, взаимовлияния и проникновения культур.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я). Ф.50. Оп. 1.Д. 5001.Л. 4-5

2. Николаева А.Д. Система общего образования в Якутии: историко-педагогический аспект. -М.: Изд-во «Русский журнал», 2010. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.