ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37:39
Этнокультурные подходы к образованию с использованием этнокультурных компонентов
А. А. Бороздин
Российская международная академия туризма (г. Химки)
Рассматривается значение этнокультурных компонентов в содержании образования. Подчеркивается их особая роль в стабилизации и гармонизации поликультурного образовательного пространства. Отмечается необходимость разработки единой федеральной программы по реализации этнокультурного образования. Даны рекомендации по внедрению его элементов в действующую систему образования. Приводится обзор моделей школ с этнокультурными компонентами, созданных и апробированных отечественными педагогами (на примере Томской области и Республики Саха (Якутия)).
Ключевые слова: этнокультура; этнопедагогика; этнокультурные компоненты; образование; этнокультурные подходы; народная педагогика.
Сегодня, в условиях кризиса межнациональных отношений, исключительно остро встает вопрос о поликультурном и этнокультурном образовании. Камнем преткновения является выбор методов и принципов построения межнационального диалога. Особая роль здесь отводится этнокультурному образованию. Каждая этнокультура развивалась под влиянием как внешних, так и внутренних факторов — это и социально-экономические условия, и особенности взаимодействия с другими народностями, а также фольклор, обычаи, традиции и т. д.
Институт образования, основываясь на этнокультурном принципе, становится тем самым инструментом по воспроизводству и развитию общенациональных принципов и взглядов на мир.
© Бороздин А. А.
Необходим, по мнению автора, индивидуальный, точечный подход к каждому ученику, к каждому представителю этноса с учетом всех факторов, отличающих его народность от других. Педагог должен знать, что можно использовать в образовательном процессе, а что абсолютно неприемлемо для представителей конкретной народности. Учебный процесс не должен быть оторван от этнической культуры, он должен быть основан на ней. При этом существенная роль должна быть отведена элементам наглядности.
К сожалению, мнения многих педагогов об этнокультурном и поликультурном образовании расходятся. На сегодня пока нет единого учебника, не разработана единая федеральная программа по реализации этнокультурного
образования. Долгое время концепция этнокультурного образования реали-зовывалась в национальных или этнокультурных школах. Существует три подхода к определению «национальное образование». Во-первых, «национальное» определяется как государственное, где реализуется общеобразовательный стандарт с ориентацией на зарубежный опыт, т. е. «один народ — одна нация» (что приемлемо для европейских стран, где идея «национализма» и «национализации» была распространена в начале XX в.). Этот подход определял многие методико-дидактические принципы в конкретизации учебного процесса и создании специалистов в той или иной области. Сегодня они полностью себя изжили, а миграционные волны окончательно поставили на этом крест.
Во-вторых, под национальным понимается образование для большинства населения страны или для представителей наиболее многочисленных народностей. Под это определение можно подвести республиканское или региональное образование, хотя вопрос этот весьма неоднозначен.
И в-третьих, национальное образование подразумевает образование для представителей коренных малочисленных народов, а также для народностей, которые не относятся к ним, но при этом испытывают потребность в образовании на основе своей культуры.
Совершенно очевидно, что все эти подходы устарели, поэтому нужен новый взгляд на решение проблемы этнокультурного образования. Необходимо ввести дисциплины по этнической этике общения, расширить тематический диапазон знаний о культурах многонациональной страны. Следует осуществлять этнокультурные и научно-экспедиционные поездки в места компактного проживания титульных народов
в отдаленных регионах страны. Без подобной этнокультурной и краеведческой просветительской деятельности, без обучения этике общения сохранить многонациональное общество в единстве будет крайне сложно.
На образовании лежит ответственность за формирование и развитие этнической идентичности, возрождение этнокультурной самобытности на основе этнокультурных компонентов. Идеальная модель этнокультурного образования должна базироваться прежде всего на принятии общекультурных ценностей.
Сторонником данной модели был Г. Н. Волков, придерживавшийся концепции реализации этнообразования через народное творчество, фольклор, традиции, этнокультуру. Подготовка профессионала, по его мнению, невозможна без упора на национальное сознание и этнокультуру. Волков сформулировал «золотое правило» этнопедагогики: «Без памяти исторической — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической личности» [1, с. 557].
Особенно ценил педагогический потенциал народной педагогики К. Д. Ушин-ский. Он считал, что опыт предков должен быть наследием потомков, а народная педагогика — это естественное эволюционное развитие народной философии. В основе его принципиального подхода в этнопедагогике лежит воспитание на базе народных традиций и родного языка. Именно эти компоненты и составляют специфику национального характера, определяющего особый тип человека для каждого этноса.
Следует также отметить огромную роль общеизвестного этнопедагогиче-ского опыта взаимодействия этносов. Так, С. И. Гессен в своих работах раскрыл
суть принципа единства в образовательной практике двух процессов — воспитания общечеловеческого в национальном и национального в общечеловеческом, подчеркивая исключительность этнона-ционального в общемировом.
Еще одна интересная точка зрения — Н. И. Пирогова, сторонника культурно-антропологического подхода в образовании, который утверждал, что для формирования единой гражданской идентичности следует делать акцент на воспитании нравственно свободного человека, исключив сословность, развивая этнические достоинства и ценности. Подобные суждения и взгляды крайне актуальны сегодня в свете массовой миграции и урбанизации нашего общества. Поэтому на современную систему образования ложится ответственность в воспитании морально и идеологически устойчивого общества, которое будет ценить и хранить свои этнокультурные традиции и общественные устои.
Система образования должна создать условия для развития человеческой личности, давая необходимые профессиональные навыки. Только в этом случае можно воспитать полноценное и развитое гражданское общество. Огромное значение в этом процессе имеет культура, которая, по мнению К. Янга [2], служит общепринятым способом мышления и действия. Особой значимостью обладает каждый из компонентов культуры; они представляют собой вектор, ориентирующий носителя культуры, в каком направлении развития ему двигаться и как обозначать себя.
Для реализации этнопедагогиче-ской направленности образовательного процесса необходимы подготовленные педагогические кадры, обладающие глубокими этнопедагогическими знаниями, интуицией, способные корректно и эстетично решать этнопедагогические задачи.
Говоря о проблеме образования коренных малочисленных народов Сибири, следует отметить концепцию национально-политического, экономического и культурного развития малочисленных народов севера Томской области, предложенную В. И. Васильевым и С. М. Малиновской [3]. В данной концепции делается упор на создание национально-профильной школы с изучением родного языка (диалекта) и трудовым воспитанием учащихся в целях подготовки к хозяйственно-промысловой деятельности в сфере охоты и рыболовства. Разработанные для этих школ специализированные национально-профилированные программы [4] предполагают:
— целенаправленное ознакомление учащихся с основными дикоросами, повадками таежных животных, птиц и рыб, местами их сосредоточения, выработку умения читать следы на земле и снегу;
— овладение приемами и навыками изготовления простейших охотничьих и рыболовных ловушек, изделий из бересты, выделки шкур промысловых зверей, оленьего меха, формирование знаний об употребляемых в пищу ди-коросах, овладение приемами их сбора и способами приготовления;
— выработку навыков ходьбы по тайге на длительные расстояния, бега по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лесные завалы, ручьи и т. д.), ходьбы на охотничьих лыжах, гребли на рыбацких лодках и об-ласках;
— изучение промысловых обычаев, а также родильной, свадебной и похоронной обрядности.
Огромная роль в обеспечении связи школы с жизнью отводится экскурсиям по окрестностям поселков, работе в каникулярное время в промысловых бригадах, участию в археологических
и этнографических экспедициях, а также в сборе подъемного археологического материала.
И в заключение обратимся к концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия), предусматривающей возрождение коренных народов Севера. Основная идея этой концепции — получение каждым коренным жителем современного образования с сохранением самобытной культуры [5].
По мнению В. А. Роббека — одного из основателей Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, — на базе кочевых родовых общин необходимо развивать систему общинного образования кочующих народов Севера. И связующим звеном здесь должна служить организация различных типов кочевых школ, чтобы родители могли выбирать любую модель школ и форму обучения в них. А для подготовки профессиональных кадров предлагается восстановить опыт квотирования мест в вузах и среднеспециальных училищах.
Вопрос о развитии образования для коренных малочисленных народов посредством не отчуждения, а нахождения в этнической культурной среде — на сегодня самый актуальный, поскольку совершенствование образовательной системы для коренных малочисленных народов имеет огромное значение для государственной целостности России.
На сегодня выработано и опробовано несколько моделей школ с этнокультурным компонентом [6]. Это школы с учениками одной этнической группы, а также учителями — носителями языка и культуры этого этноса и русскими педагогами; со смешанным составом учащихся, включающим представителей
малой этнической группы и русских детей; с организацией занятий, когда в первой половине дня русскоязычные дети и не владеющие русским языком учатся раздельно, а во второй — вместе (через систему факультативов); с языковой дифференциацией представителей одного малого этноса, которые говорят на разных языках; с детьми — представителями многих национальностей при обширной системе дополнительного образования; исключительно с дополнительным образованием; с преподаванием этнокультурного блока в отдельных классах и группах общеобразовательной школы.
Таким образом, для последовательного развития демократического государства и полноценного формирования сплоченного гражданского общества необходимо взять курс на укрепление общенациональных традиций нашей многонациональной страны. При этом основные усилия следует направить на воспитание молодого поколения, умеющего ценить обычаи и традиции предков, сохраняющего этнокультурную связь с национальными корнями. Без использования в образовании принципа «одно — это все, всё — единое, общее» невозможно ни дальнейшее развитие общенационального самосознания, ни построение нового общества.
Литература
1. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансо-фия: монография. Элиста: КалмГУ, 2009. 575 с. (Современный классический университет).
2. Young K. An Introductory Sociology. N.Y.: American Book Company, 1934. XIII, 616 p. (American Sociology Series / Gen. ed.: K. Young).
3. Васильев В. И., Малиновская С. М. Концепция национально-политического, экономического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской области. М.: ИЭА РАН, 1994. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии; № 54) // Электронная библиотека
Ин-та этнологии и антропологии РАН. URL: http://old.iea.ras.ru/lib/neotl/07112002035418.htm (дата обращения: 18.05.2016).
4. Образование для коренных народов Сибири: социокультурная роль Новосибирского государственного университета / Н. С. Дикан-ский, Ю. В. Попков, В. В. Радченко и др. Новосибирск: Нонпарель, 2005. 361 с.
5. Роббек В. А. Концепция совершенствования системы образования и воспитания детей малочисленных народов Севера Республики Саха
(Якутия): препринт. Якутск: Ин-т проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2002. 20 с.
6. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 257 с. (Бакалавр и магистр. Академический курс).
Бороздин Артем Алексеевич — аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма. E-mail: [email protected]