УДК 008 Гарагуля Н.С., Дмитриева А.В.
Гарагуля Н.С.
магистрант 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Дмитриева А.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в учреждениях социокультурной сферы. Автор описывает уровни формирования позитивного социального опыта в данном направлении.
Ключевые слова: социокультурная сфера, культура, патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь.
Президент РФ Владимир Путин в указе "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поручил к 2030 году создать условия для воспитания развитой патриотичной личности на основе российских культурных и духовных традиций. "Создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей", - говорится в документе.
Главной задачей деятельности учреждений культуры является удовлетворение потребностей населения в организации досуга. Однако в настоящее время учреждения культуры являются не только тем местом, где можно отдохнуть, пообщаться и т.п. Сейчас это место, где решаются важные проблемы, одна из которых, особенно актуальная в настоящее время -патриотическое воспитание, прививание любви к Родине, в первую очередь- у подрастающего поколения страны.
Понятие патриот - человек, любящий Родину, государство, в котором он проживает, который готов на подвиг и личные жертвы во имя Отчизны. Патриотизм можно рассматривать как движущую силу, обеспечивающую единство, величие и могущество государства, поступательное развитие общества и личности гражданина. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что патриотизм определяет характер политической культуры. Роль и значение патриотизма возрастают во время кризисных явлений, таких как войны, социальные конфликты, стихийные бедствия. В такие периоды проявляется особая жертвенность во имя своей Родины и ее народа. Сегодня проблема патриотизма рассматривается в контексте национальной безопасности России.
В учреждениях социокультурной сферы патриотическая работа осуществляется благодаря организации различных мероприятий, работы клубных формирований, реализации целенаправленных проектов. Основной аудиторией являются дети, подростки, молодежь.
Хотелось бы рассмотреть несколько ступеней формирования положительного опыта в данном направлении.
Познавательное знание является немаловажным в достижении положительного опыта в формировании патриотизма молодежи и достигается путем увеличения знаний подрастающего поколения об истории своей страны. Организация различных выставок, размещение афиш, раздача буклетов, проведение повсеместно по всей стране акции «Блокадный хлеб» и пр.
Эмоциональный опыт успешно показал себя в данном направлении. К примеру, проведение флэш-мобов, в рамках празднования Дня России. Они потрясают своей масштабностью и зрелищностью. Тысячи молодых жителей по всей стране одетые в цвета Российского Флага из разных точек сходятся на центральных площадях городов, затем выстраиваются в колонны по цветам флага Российской Федерации. И в заключении все вместе исполняют гимн страны.
Мотивационный опыт заключается в стимулировании подростков к активному включению в социальные процессы своей страны.
12 июня 2024 года в г. Новочеркасске Ростовской области проведена акция, посвященная Дню России. На ступенях Патриаршего Вознесенского войскового всеказачего собора- главного храма Донского казачества, где покоятся останки донских героев, военнослужащие растянули десятиметровый флаг России - патриотический символ неразрывной связи гражданина со своей страной, олицетворение системы государственных, социальных и духовных ценностей. На площади собрались жители и гости города. В заключении все вместе исполнили гимн России. Акция прошла с целью выражения национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Творческий опыт немаловажен в патриотическом воспитании. Проведение фотоконкурсов, фестивалей рисунков и поделок тематической направленности не только развивают творчески, но и расширяют исторические знания и представления молодежи.
Успешность использования социокультурной деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения обусловлена тем, что досуг основывается на принципе свободы, не навязывания и не обязывания к чему -либо, это безусловно влияет на формирование положительного опыта в сфере патриотического воспитания молодежи, что является особенно ценным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
2. Абрамов А. В. Проблема патриотизма в контексте национальной безопасности России. - Наука и образование. 2015;
3. Дмитриева А.В. Проектные технологии в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;
4. Жданова Л.А., Станоева Ю.П., Дмитриева А.В., Мякишева Н.М., Быструшкина В.В. Поликультурное воспитание молодежи в деятельности образовательного учреждения: из опыта работы КГИК;
5. Лапина И. Ю., Каргопольцев С. Ю. Массовый героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны как количественный признак патриотизма (исходные компоненты и общая проблематика). - Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1 (10);
6. Никитин В. Ю. Патриотизм в процессе формирования политической культуры. - Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1 (10);
7. Серебрянников В. В. О патриотизме как объекте науки. - Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба Ассоциации «Мегапир». М.: Книга и бизнес, 2003. 175 с. С. 74
Garagulya N.S., Dmitrieva A. V.
Garagulya N.S.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Dmitrieva A.V.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS IMPLEMENTATION TOOL PATRIOTIC EDUCATION
Abstract: the article deals with the issue of patriotic education of the younger generation in institutions of the socio-cultural sphere. The author describes the levels offormation of positive social experience in this direction.
Keywords: socio-cultural sphere, culture, patriotism, patriotic education, youth.