Научная статья на тему 'Культурно-аксиологический аспект колоратива серый'

Культурно-аксиологический аспект колоратива серый Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ / КОЛОРАТИВ / ВОСПРИЯТИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / ВРЕМЕННАЯ СООТНЕСЁННОСТЬ / SYMBOL / COLOUR SYMBOLISM / COLOURATIVE / PERCEPTION / NATIONAL-CULTURAL SPECIFIC FEATURES / VALUE WORLD-IMAGE / TEMPORARY CORRELATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барышева Яна Александровна

Настоящая статья посвящена репрезентации национально-культурной специфики символики колоратива серый, обусловленной развитием общества в целом, становлением религиозных убеждений и формированием ценностной картины мира отдельного индивида. В статье рассматривается развитие серого символа от античности до современности с целью выявления универсальных и отличительных особенностей исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following article is aimed to reveal the national-cultural features of colourative grey, which is connected with the development of the society, formation of the religious beliefs and value world-image of the individual. The paper deals with the history of this phenomenon from the antiquity to the modernity to define its universal and distinguishing features.

Текст научной работы на тему «Культурно-аксиологический аспект колоратива серый»

возможности буквального перевода. В статье «О Мильтоне и Шатобриановом переводе “Потеряного рая”» (1836) А.С. Пушкин указывал: «Переводчик должен стараться передавать дух, а не букву» [Пушкин, 1981, 6, с. 302]. вот почему он был против буквального, дословного перевода - слово в слово. Он приводит в связи с этим такие примеры: «Подстрочный перевод никогда не может быть верен. Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои усвоенные выражения, которые не могут быть переведены на другой язык соответствующими словами. Возьмём первые фразы: Comment vous portez-vous; How do you do. Попробуйте перевести их слово в слово на русский язык» [Пушкин, 1981, 6, с. 309].

Имея в виду в первую очередь большую гибкость в изменении словопорядка, имеющуюся в русском языке по сравнению с французским, А.С. Пушкин писал: «Если уже русский язык, столь гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, столь переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам, не способен к переводу подстрочному, к преложению слово в слово, то каким образом язык французский, столь осторожный в своих привычках, столь пристрастный к своим преданиям, столь неприязненный к языкам, даже ему единоплеменным, выдержит таковой опыт, особенно в борьбе с языком мильтона сего поэта, всё вместе и изысканного и простодушного, тёмного, запутанного, выразительного, своенравного и смелого даже до бессмыслия?» [Там же]. Вот почему он выносит дословному шатобриановскому переводу су-

ровый приговор: «Перевод “Потерянного Рая” есть торговая спекуляция. Первый из современных французских писателей, учитель всего пишущего поколения, бывший некогда первым министром, несколько раз посланником, Шатобриан на старости лет перевёл Мильтона для куска хлеба» [Там же].

Итак, мы увидели в нашем поэтическом гении человека в высшей степени образованного в области лингвистической науки. Кажется, и здесь ему не было равных среди знаменитых художников слова. А.С. Пушкин рассматривал язык сквозь призму культуры. Вот почему в его лингвистических воззрениях господствует лингвокультурологизм. Последний позволил ему высказать идеи, по крайней мере, в пяти областях лингвокультурологии - линг-воэстетике, лингвоэтике, лингвистической политологии, лингвостилистике и переводоведе-нии. Эти идеи не утратили своей свежести до сих пор.

Библиографический список

1. Пушкин, А.С. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / А.С. Пушкин. - М.: Правда, 1981. - Т. 1.: Стихотворения 1813-1824 (Юг).

2. Пушкин, А.С. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / А.С. Пушкин. - М.: Правда, 1981. - Т. 4: Евгений Онегин. Роман в стихах.

3. Пушкин, А.С. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. / А.С. Пушкин. - М.: Правда, 1981. - Т. 6: Критика и публицистика.

4. Русские писатели о языке (ХУШ-ХХ вв.) [Текст] / Под ред. Б.В. Томашевского и Ю.Д. Левина. - Л.: Советский писатель, 1954.

УДК 81-22

ББК 81.001.2

Я.А. Барышева

культурно-АксиологичЕский аспект колордтивд «серый»

Настоящая статья посвящена репрезентации национально-культурной специфики символики колоратива «серый», обусловленной развитием общества в целом, становлением религиозных убеждений и формированием ценностной картины мира отдельного индивида. В статье рассматривается развитие «серого» символа от античности до современности с целью выявления универсальных и отличительных особенностей исследуемого феномена.

Ключевые слова: символ; цветовой символизм; колоратив; восприятие; национальнокультурная специфика; ценностная картина мира; временная соотнесённость

Ya. A. Barysheva

CULTURAL-AXIOLOGICAL ASPECT OF THE COLOURATIVE «GREY»

The following article is aimed to reveal the national-culturalfeatures of colourative «grey», which is connected with the development of the society, formation of the religious beliefs and value world-image of the individual. The paper deals with the history of this phenomenon from the antiquity to the modernity to define its universal and distinguishing features.

Key words: symbol; colour symbolism; colourative; perception; national-cultural specific features; value world-image; temporary correlation

Человек обладает способностью переводить окружающее в символы и строить из них мир символов, правильное истолкование которых помогает постичь божественную идею, упорядочить и в полной мере осознать предназначение человеческого существования в таинственной Вселенной. «Путь к познанию мира лежит через постижение символов» [Гуревич, 1972, с. 266], а символ обладает огромным значением и исполнен глубочайшего смысла. Учёными установлено, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах, играющих первостепенную роль в формировании картины мира человека. Понимая символ как «образ переживаемого содержания сознания» [Белый, 1994, с. 112, 118, 490], мы считаем, что он (данный феномен) наделён не одним, а множеством значений, так как заключает в себе идеи, несущие различную смысловую нагрузку. По мнению Э. Кассирера, символ - это ключ к познанию природы человека и его культуры, выступающий не только инструментом построения действительности, единства символических форм, но и средством разрешения жизненно важных проблем, которые ставит перед человеком история. Следует отметить, что под символической формой Э. Кассирер подразумевает «всю энергию духа, через которую духовное значение соотносимо с конкретным знаком и интимно усваиваемо этим знаком» [Кассирер, 2000, с. 394]. Несмотря на различные подходы и определения символа, все исследователи единодушны во мнении, что «смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания» [БСЭ, 1976, с. 385386].

Уникальная способность формировать символы и оперировать ими в рамках языка позволяет человеку думать и говорить об отсут-

ствующих в данный момент вещах и событиях. Мир языковых символов в известной степени независим (автономен) от мира реальных вещей. На наш взгляд, символ представляет собой некое отражение той или иной области действительности в сознании человека, значит, содержит в себе смысл, выходящий за пределы этой действительности. Таким образом, рождается совершенно иной уровень развития человеческой мысли.

Процесс «творения» символов является неотъемлемой предпосылкой развития цивилизаций. Многообразие культурных обычаев и традиций находит непосредственное отражение в символике, опирающейся на особенности психики, различные ассоциации, в основе которых лежит обыденный опыт человека. Символическое значение не является постоянной единицей: в ходе развития человеческого общества оно претерпевает изменения, наполняясь новым, временами неожиданным содержанием, основанным в то же время на неком качестве, изначально присущем предметам или существам. Очевидно, что в памяти представителей той или иной лингвокультурной общности наличествуют современные смыслы символов и лишь отголоски их предков.

На наш взгляд, интересным представляется тот факт, что элементы, составляющие ядро символики, накапливались постепенно с давних пор, ещё до развития нации. Доказательством вышесказанного может послужить утверждение Ю.М. Лотмана о том, что «символ никогда не принадлежит какому-нибудь одному синхронному срезу культуры - он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения» [Лот-ман, 1972, с. 5-23].

следовательно, становление символизма, в частности - колоратива «серый», предопределяется двумя взаимосвязанными параметрами: национально-культурной спецификой, подпитанной мифологическими, религиозными и эстетическими взглядами, и темпораль-ностью, которые в рамках данной статьи являются предметом исследования. Под темпо-ральностью мы понимаем временные особенности рассматриваемого явления.

Понятие цвета существует в каждой культуре, с ним связана важная социокультурная информация, накопленная этносом. Цвет -это одна из категорий познания мира, которая находится наравне с другими категориями, как пространство, время, движение и др. У каждого народа с древнейших времен цвет являлся одним из средств осмысления мира. Он служил обозначением наиболее важного в природе и наиболее ценного в человеке.

Предвосхищая рассмотрение вопроса о национально-культурной специфике символики серого цвета, мы прослеживаем путь становления исследуемого явления от античности до современности.

символика серого цвета связана с тем предметом, которому цвет приписан. Археологи и этнографы считают, что серый цвет является цветом «смены времён» в связи с тем, что он вместе с красным предшествует возникновению каждой новой культуры [Spence, 1967, с. 173-201].

В результате взаимодействия человека с окружающей действительностью, на основе его личного опыта и чувственного восприятия, путём познания, научения и осмысления различных явлений, в том числе норм, верований и взаимоотношений, складываются представления о культуре, в которой он живёт, о мире в целом.

У истоков культуры исследуемый цвет был равноценен слову, он служил символом различных вещей и понятий. Серый цвет и его всевозможные оттенки обладают собственными психологическими смыслами, символизируют изначальные, устойчивые ценности и создают свою многозначную среду.

Человек в ходе своей жизни познает окружающий мир в различных его ипостасях, каждая из которых формирует ту или иную картину мира. Одной из разновидностей картин мира является ценностная, которая «обуслов-

лена особенностями культуры и связана с реконструкцией определённой ценностной подсистемы знаний человека и включает в себя как коллективные, так и индивидуальные ценности» [Мурясов, 2004, с. 70]. Ценностная картина мира складывается у индивида в ходе его социализации, она продиктована обществом, в котором он живёт, и имеющимися у этого общества ценностями.

В античности серый цвет был наделён значением траура по умершим. Выбор серого цвета обозначал отказ от ярких красок. На Древнем Востоке также в знак скорби и раскаяния посыпали голову пеплом.

Рассуждая о человеческой душе, Платон отдавал серому цвету ведущую её часть, которая всю жизнь пытается совместить необузданность чёрного и социальность белого элементов души [Серов, 1995]. В связи с этим серый цвет одеяний Христа связан с такими символическими представлениями, как смирение и победа духа над телом.

Серо-голубой цвет у древних римлян олицетворял зависть. Кроме того, он символизировал бедность, тоску, городскую тесноту и гнилой туман. В древности и средневековье этот цвет совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга). Иногда он мог ассоциироваться с паутиной, привидениями, пылью ветхих домов и другими пугающими вещами. Его символический смысл, особенно в раннем средневековье, был сугубо негативным. Серый цвет означал безнадёжность, убогость, мерзость и т.д.

Вместе с тем средневековая Европа считала серый цвет атрибутом высшего света: она относила его к джентльменам. Впрочем, серый цвет встречался довольно часто в одежде для торжественных случаев. Й. Хейзинга, высказывая свои соображения по поводу серого цвета одежд эпохи Возрождения, отмечает, что он даже трауру придавал некоторый «элегический нюанс» [Хейзинга, 1988, с. 306].

В эпоху позднего Возрождения серый цвет приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе. На полот-

нах Сальвиати все краски как бы выцветают и становятся более или менее серыми. У Эль Греко оттенки серого занимают почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» хроматических цветов. В XVIII веке серый «превращается» из элегантного в элегантнейший цвет. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры - везде можно видеть множество оттенков серого.

Однако в Европе в эпоху Возрождения одежда серого цвета сочеталась с чувством смирения и самоотречения. такая одежда была характерна для «подлого» народа.

В XIX и XX веках серый был принят как самый практичный в одежде и самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом роскоши, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет» [Миронова. URL: http:// mironovacolor.org/].

В современном мире серый цвет обозначает необразованность, неразвитость, неинте-ресность, отсутствие оригинальности (ср. такие выражения, как «серый человек, фильм» и «яркий человек, фильм» и т.д.). С серым цветом связывают не только покорность, печаль, равнодушие и скучную рассудительность, но и мудрость. кроме того, несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто символизирует бесцветность, неопреде-лённость.

Подводя итог, можно сказать, что становление символизма исследуемого феномена претерпевает цикличное развитие. На современном этапе на первый план выходит индивид с его моральными принципами, устоями, особенностями, характеристиками. Анализ исторического развития серого цвета показал, что в большинстве случаев он символизирует смирение, отречение, меланхолию, безразличие и пр.

Следует отметить и то общее, что объединяет становление исследуемого колоратива во все времена. на каждом этапе развития общества серый цвет ассоциировали с временной отнесённостью, а в частности - с настоящим временем. В обычной жизни серость мы замечаем с трудом или совсем не замечаем; временной аспект серого цвета - незаметное настоящее, текущий момент. Серый цвет как бы

является «кратковременным мостиком» из прошлого в будущее. Этот переход призрачен, непродолжителен, стало быть, серый в данном случае и есть то настоящее, которое мы называем мигом. Для подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить строчку из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» (дербенев Л.). К тому же человек преимущественно пребывает в сером цвете собственного свечения сетчатки, которое так же незаметно и ненавязчиво, как и настоящее время или собственное подсознание [Серов, 2003].

Серый цвет характеризуется нулевой насыщенностью по определению, отсюда можно предполагать, что существование серого фона настоящего времени обеспечивает большую действенность всех остальных цветов. для представления настоящего без ежеминутной «цветастости» существует сугубо индивидуальное предназначение только у этого гениального цвета.

Кроме того, в чёрно-бело-серых тонах описывается и далёкое прошлое. Серый - это своего рода цвет памяти, цвет давно минувших лет; он стал классикой художественного портрета, кино и пр. За время своей эволюции серый цвет так и не был вытеснен цветными красками. Более того, в настоящее время он является синонимом к слову «ретро» в своём значении «обращённый к прошлому». Очевидно, что именно в силу глубокого прошлого, по сведениям К. Роу, эпический стиль поэм Гомера не допускал цветастости [Роу, 1996, с. 10], так как многоцветность определяет настоящее. Основная задача хроматических цветов на фоне сублимированного серого цвета

- расцветить настоящее, вынув его из «лап» бесцветного прошлого. но ведь и будущее тоже может быть серым. Ср. «die graue Zukunft

- беспросветное будущее». Но это, скорее, уже психология, которая берёт на себя право утверждать, что серый влечёт за собой только «осень жизни» и «вечное упокоение», которые, так или иначе, ожидают всё человечество в будущем.

итак, серый цвет символизирует не только настоящее, но также прошлое и будущее, обладая при этом характерными для него одного индивидуальными особенностями и свойствами.

Несмотря на то, что символика серого цвета отображается на всех этапах развития человеческого общества, специалисты зачастую игнорируют культурный опыт человека. Однако бесспорным остаётся тот факт, что традиции и обычаи народа находят своё отражение в символике цветообозначений в связи с рядом универсальных явлений, сопряжённых с общечеловеческой наивной картиной мира, к которым мы причисляем всю гамму цвето-наименований.

Рассуждая о наличии национальных особенностей, нельзя не учитывать влияние религии на отношение определённой культурной общности людей к символике серого цвета, так как, возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также «закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать всё более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования» [Васильев, 1998, с. 5]. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран. Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, материки: христианство, буддизм, ислам, индуизм и иудаизм стали мировыми религиями.

Цвет, являясь неотъемлемой частью религии, выступает как психоаналитическое средство, которое «позволяет высказать невысказанное». Оказывая определяющее воздействие на структуру мышления верующего человека, религиозная цветотерапия даёт человеку силы познать себя в обществе, освобождает его от отрицательной энергии и, соответственно, служит сохранению и укреплению здоровья.

Исходя из вышесказанного, целесообразно будет рассмотреть символику серого цвета, относящегося к религиозной сфере стран мира.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно видимый, только одна из ипостасей Царя Небесного. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны), а отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Таким образом, свет и цвет становятся лишь атрибутами, качествами и знаками Всевышнего и мистических сил. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью [Символика цвета в различных культурах ЦП: http://moy-bereg.ru/ru/ simvoHka-tsvetov/simvoHka-tsveta-v-razHchnyih-kulturah-2-3.html].

В христианской культуре серый цвет широко распространён, за ним закрепилось значение воскрешения из мёртвых - Вселенского Бессознательного. Человек идентифицировался с серым цветом как с исконным цветом Вселенной. В христианских канонах, согласно сведениям Дж. Купера, за серым цветом с античных времён сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия [Купер, 1995, с. 360]. Христиане пеплом посыпали голову в трауре. Интересным остаётся тот факт, что дерево, по представлениям христианства, символизирует укорененность грехов, пепел, в свою очередь, как сожжённое в очищающем страдании дерево, означает раскаяние и отречение [Порталь, 1995]. В раннем христианстве этот цвет также соотносился со странствующими монахами.

Пронаблюдаем, какое символическое значение принял исследуемый феномен в культуре христианских народов. Например, у французов пепельно-серый цвет выражает печаль и покаяние. Известный французский социолог и философ Ж. Бодрийяр полагает, что в быту яркая красочность прямо выражает психические влечения человека. Поэтому чёрное, белое, серое составляют не только «нулевую степень красочности», но и парадиг-

му социального достоинства. Серое, отмечает Ж. Бодрийяр, обладает значением изысканности, культурности и противостоит всей гамме вульгарных красок [Бодрийяр, 1995, с. 39]. Также во Франции серый цвет часто используется для характеристики выпившего человека. Французы называют серым того, кто много выпил, и у кого произошло «затемнение рассудка». «Его разум, его сознание (белое) затемнено пьянством», - подчеркивает Р.Л. Руссо [Rousseau, 1980, с. 160].

В России тоже существует поговорка: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». По всей вероятности, алкоголь (как и серый цвет) освобождает творческое подсознание от всяких запретов и условностей контролирующего его «белого» сознания.

Цветовой анализ современной коннотации понятия «серость» отражает такие черты русского характера, как непрерывное пребывание в беспорядке мыслей, угнетение и «поедание» себя изнутри. В русском языке серый цвет ассоциируется с заурядностью и будничностью (ср. «серые будни»; «такая серость»). для русских серый цвет больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность. Серый может быть хорош на благородных фактурах (шёлк, атлас, бархат, мех), оперении птиц, облаках, старой обветренной древесине (серые избы), мраморе и драгоценных камнях. А вот в городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет уже действует подавляюще, угнетающе и даже раздражающе на людей.

Серый цвет считается у русских цветом уныния, а у индейцев - цветом радости, приподнятого настроения, что связано, вероятно, с дождевыми тучами, которые в первом случае вызывают огорчение, а во втором - радость предвкушения долгожданной влаги [Рыжова, 200, с. 8].

В Англии серый цвет - это цвет благородства, элегантности, т.е. имеет совершенно другие коннотации. Пасмурная серая погода ничуть не омрачает жителей Туманного Альбиона. Наоборот, они славят английский климат, говоря, что «.. .нигде, кроме Англии, вообще нет погоды. Только в Англии вы будете видны в серейший из серых дней - вы заметите, что именно в такой день ваши любимые

краски особенно хороши, потому что на сером фоне они светятся собственным светом. Тем и прекрасен серый цвет, который называют бесцветным. Он сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в нём обещания и надежды. Неопределённо, неуверенно он что-то сулит нам. И когда наши холмы озаряет серебро серых трав, а наши виски -серебро седин, мы должны помнить, что выглянет солнце» [Честертон, 2000]. Такова, стало быть, и английская душа, где радость и печаль играют, как свет и тени, как солнце и туман. Душа без этой туманно-золотистой дымки полностью лишается очарования, являя нам англичанина со свинцовыми глазами.

Немцы ассоциируют этот цвет с безопасностью, скромностью, достоинством и завершённостью. К примеру, цвет немецкого автомобиля всегда очень сдержанный, чаще тёмносерый или серебристый. Здесь чётко проявляется немецкий консерватизм и умеренность во всём. К тому же машины самых престижных и дорогих марок не терпят яркости и всегда находятся в жёстких цветовых рамках. Серый также сообщает нам о практичности германоговорящего населения. Все такси во Франкфурте окрашены в серый цвет, чтобы показать эту самую практичность немцев.

Немецкий психолог Ульрих Бер пишет, что «серый костюм - самая популярная форма одежды. Он говорит об исполнительном, стремящемся к успеху и уверенности в завтрашнем дне, мужчине» [Бер, 1997, с. 141].

Следует упомянуть о том, что обычай придавать определённым цветам, а в рамках нашего исследования - серому цвету, символическое значение можно встретить не только у народов, исповедующих христианство.

Так, например, в буддизме серый цвет причисляется к шести цветам тела, которые выражают заслугу или вину души. Являясь цветом проклятых, он характеризуют жителей ада [Элиаде, 2002, с. 441]. Кроме того, символика серого цвета для буддистов - это символика священного камня и нержавеющей стали, символика прочности и неподверженности коррозии. Интересно отметить, что в ман-далах - сакральных символах, используемых при медитациях, серый цвет означает священное место, где человек приобретает свободу от изменчивых переживаний, внутренний покой.

В китайской культуре серый цвет является символом самоотречения и депрессий. Жители Поднебесной с серым цветом ассоциируют разочарование [Символы, знаки, логотипы: значения цвета в странах мира, 2009. ЦП: http://www.1000symbols.ru/]. Согласно традиции «фен-шуй», серый цвет символизирует сосредоточение и очищение.

В Китае серым цветом традиционно изображается лицо богини в экстремальной ситуации для устрашения противников. По сведениям Л. и В. Сычёвых, серый является цветом траурных одежд для уроженцев Китая. Жители западно-европейской культуры до настоящего времени полагают (вероятно, в силу особенностей цветовосприятия), что белый цвет считается у китайцев погребальным. Хотя, на самом деле, жители Китая в период погребения облачены в одежду из неокрашенных, неотбеленных, светло-серых тканей (т.е. вовсе не белых) [Сычёв, 1975]. Отсюда ведут своё происхождение и восточные траурные одежды из неотбеленного холста.

Интересно также заметить, что в Пекине почти все дома серого цвета. Это объясняется тем, что в эпоху правления императорских династий, императоры и их приближённые жили во дворцах под золотыми крышами. Китайская знать жила в домах под красными и голубыми крышами, а серый цвет был уделом простолюдинов. Императоры давно вымерли, остался простой народ, который живёт и работает в серых зданиях под серыми крышами. Хотя, возможно, в Китае просто много залежей серого гранита и мрамора, которым отделывают дома.

В Стране восходящего солнца, где культивируется красота многообразия цветов и оттенков, под влиянием философии дзен-буддизма наблюдается интересный феномен

- в художественном отражении окружающего мира цвет упраздняется, что понимается как высшее эстетическое достижение. Японцы народ очень чувствительный, они во всем видят какой-то особенный смысл. Цвета для них также символичны. Для них - это не просто радужные краски, это символы. Для японцев важен не сам цвет как таковой, как данность, а способности этого цвета. Серый цвет является одним из самых популярных при составлении композиции и при этом имеет совершенно другое значение, нежели в россий-

ской культуре: он считается самым глубоким, его энергия притягивает взгляд, он не воспринимается как символ старости и увядающей природы [Fushigi Nippon - Загадочная Япония. URL: http://leit.ru/].

Кроме того, вагоны японского метрополитена, несмотря на то, что выкрашены в разные цвета в зависимости от линии, имеют особые места серого цвета («silver seats») для стариков и инвалидов.

жители Кореи также предпочитают нежные серые тона, напоминающие им белый цвет. Видимо, именно поэтому корейцев называют «людьми в белых одеждах». Серый цвет по аналогии с белым символизирует у корейского населения свободу, естественность, элегантность и глубину. Напомним, что серый цвет, являясь цветом традиционных каменных оград и черепицы на крышах корейских домов, лёг в основу цветовой гаммы города Сеула.

В странах ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несёт на себе отпечаток влияния как древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем в цветовой символике ислама много оригинального. В мусульманской культуре серый причисляется к плохим цветам, так как он затемняет белый. В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом [Базыма, 2001, с. 28]. Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнён, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому цвету - цвету несчастья и нищеты, пыли и праха, противоположности яркого, разноцветного мира, напоминающего смертным о бренности их существования. Более того, исламом серый цвет воспринимается как цвет злодеяний, подлости, отгороженности, бедствий, сил, враждебных человеку, рутины и т.д. Наряду с этим это цвет скрытности, важничания, усталости. Если белый, чёрный и фиолетовый цвета у арабов считались траурными, то серый цвет ими вообще презирался.

По данным словаря символов Дж. Тресид-дера, только в иудейской традиции серый связывали с мудростью зрелого и жизненным опытом (по ассоциации с сединой) [Тресид-дер, 1999, с. 332]. «Серый цвет говорит об уме, усиленном серой сединой мудрости», -утверждают учёные [Forman, 1993, с. 178]. жизнь полна красок, и только мудрость, по мнению Людвига Витгенштейна, сера [Витгенштейн, 1994, с. 469].

Исследователями в области мифологии традиционных культур доказано, что человек создан из пепла, грязи и праха земного. Об этом говорится и в Бытии «И создал Господь Бог человека из праха земного» [Бытие 2, с. 7]. И Авраам говорил «я, прах и пепел» [Бытие 18, с. 27]. А ведь до сих пор человек во многих языках - это мужчина. И одежды современного мужчины - серые, из пепла и праха... Так, серый пепел у евреев является пищей горюющих. В «чёрный» пост они рассыпают повсюду пылевидную серую массу, лежат на ней, а также рисуют ею на лице.

В израильтянских общинах серый цвет означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Часто это связано с повышенным уровнем тревоги.

У индийских йогов - индусов (уточнение наше - Я.Б.) - имеется три основных оттенка серого цвета, каждый из которых обладает определённой, присущей только ему семантикой: серый светлого оттенка знаменует эгоизм; серый особого (трупного) оттенка служит символом страха и ужаса; серый тёмного оттенка свидетельствует о подавленности и меланхолии человека [Рамачарака, 1913, с. 45].

Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что религия, несомненно, оказала сильное влияние на формирование взглядов представителей того или иного народа в отношении символики серого цвета. Поскольку основное население планеты исповедует христианскую, буддистскую, мусульманскую, иудейскую и индусскую (индуистскую) веру, то нами были обнаружены некоторые расхождения в символике исследуемого колоратива. Это связано с тем, что различные религии, их направления и течения, деноминации, секты, племенные культы сильно отличаются друг от друга: по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим,

культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. В пределах каждой из этих мировоззренческих картин религиозному сознанию ведомы своя цель и свой смысл существования мира и человека в нём.

Итак, сведём воедино всё вышесказанное. Исследуемый нами феномен имеет древнюю историю. Символика серого цвета обширна и разнообразна. Серые символы имеют более глубокие и привлекательные значения и ассоциации, которые тяжело представить с первого взгляда. Обратившись к цвету, видим, что обычно серый цвет символизирует смирение, отречение, меланхолию, безразличие и т.д. Семантика серости воплотила в себе сублиматы седины и серого вещества мозга, которое непосредственно связано с подсознанием. Не случайно на многие языки серый и седой переводятся одинаково. Ведь седина - это и мудрость, и достоинство, и особый взгляд на мир.

Изучение серого цвета позволило представить его семантику как цвета смены времен, траура, скорби, раскаяния, бедности, настоящего, прошедшего и будущего времени.

Семантическая связь представлений о тумане и метафорических образах, состояниях человека выявила такую сему серого цвета, как пьянство. Рассмотренный нами колора-тив очень многогранен. Он несёт в себе значения, временами противоречащие друг другу, например, серый, с одной стороны, выступает как благородный цвет, с другой стороны, -как мрачный, навевающий грусть, скуку и печаль. Вследствие этого можно заключить, что сущностным и уникальным качеством данной реалии является уравновешенность её оппозиционных свойств.

Библиографический список

1. Базыма, Б.А. Цвет и психика [Текст]: монография / Б.А. Базыма. - Харьков: ХГАК, 2001.

2. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А.Белый. - М.: Республика, 1994.

3. Бер, У. Что означают цвета? [Текст] / У Бер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

4. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрий-яр. - М.: Рудомино, 1995.

5. Большая Советская энциклопедия [Текст]: в 30 т./ Под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 23.

6. Библия. Бытие. Глава 2, стих 7 (Бытие 2:7) / Глава 18, стих 27 (Бытие 18:27) [Электронный ресурс]

I URL: http:lljesuschrist.rulbiblel (дата обращения: 13.02.2010).

7. Васильев, Л.С. История религий Востока [Текст]: учеб. пособие для вузов I Л.С. Васильев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Университет, 1998. - URL: http:llfb2lib.net.rulread_onlinel1071б (дата обращения: 27.04.2009).

8. Витгенштейн, Л. Культура и ценность [Текст] I Л. Витгенштейн II Философские работы. - М.: Гно-зис, 1994. - Ч. 1. - С. 407-492.

9. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] I A^. Гуревич. - 1-е изд. - М.: Искусство, 1972.

10. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] I A^. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984.

11. Кассирер, Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе [Текст] I Э. Кассирер II Избранное: Индивид и космос; пер. с нем. М.Б. Позднякова по изданию: Cass'irer, Е. Der Begriff der sym-bolischen Form im Aufbau der Geisteswissenschaften [Text] I Е. Cassirerll Wesen und Wirkung des Symbol-begriffs. Darmstadt, 1956). - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 391-413.

12. Купер, Дж. Энциклопедия символов [Текст] I Дж. Купер. - М.: Золотой Век, 1995.

13. Лотман, Ю.М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях [Текст]: вступительная статья I Ю.М. Лотман

II Семиотика и искусствометрия: Культура как система. Искусство и моделирование. Исследования эстетического восприятия. Современные зарубежные исследования: сб. переводов. - М.: Мир, 1972.

- С. 5-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Миронова, Л.Н. Цвет - это что? Краткий курс теории цвета. Статьи. Практические упражнения [Электронный ресурс]: учеб. пособие I Л. Н. Миронова, Д.Г. Иванов. - 2004-2008. - URL: http:llmironovacolor. orgl (дата обращения: 12.10.2009).

15. Мурясов, Р.З. Опыт анализа оценочного высказывания [Текст] I Р.З. Мурясов, A.Q Самигуллина, A^. Федорова II Вопросы языкознания. - 2004. -№ 5. - С. 68-78.

16. Порталь, Ф. Символика цвета от Am^TOd'H до Нового времени [Текст]: приложение II !Ф.Порталь; под ред. Н.В. Серова II Amm^m хроматизм. -СПб., 1995.

17. Рамачарака, йог ^ткнисо^ В.У) Основы миросозерцания индийских йогов [Текст] I В.У Aткинсон.

- СПб.: Тов-во худ. печати, 1913.

18. Роу, К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире [Текст] I К. Роу; под ред. С.Л. Удови-ка II Психология цвета. - М.: Рефл-бук; Киев: Ва-клер, 199б. - С. 7-46.

19. Рыжова, Л.П. Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам в школе и вузе [Текст]: кол. монография I Л.П. Рыжова. - М., 2009.

20. Серов, Н.В. Arn^^m хроматизм [Текст]: монография I Н.В. Серов. - СПб.: Лисс [Российский институт цвета], 1995.

21. Символика цвета в различных культурах [Электронный ресурс] / URL: http://moy-bereg.ru/ru/ simvolika-tsvetov/simvolika-tsveta-v-razlichnyih-kulturah-2-3.html (дата обращения: 18.04.2010).

22. Символы, знаки, логотипы: значения цвета в странах мира [Электронный ресурс] / URL: http://www.1000symbols.ru/ (дата обращения: 27.08.2009).

23. Сычёв, Л.П. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве [Текст] / Л.П. Сычёв, В.Л. Сычёв. - М.: Наука, 1975.

24. Тресиддер, Дж. Словарь символов [Текст] / Дж. Тресиддер; пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

25. Хейзинга, Й. Осень средневековья: Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах [Текст] / й. Xейзинга. - М.: Наука, 1988.

26. Честертон, ГК. Вечный Человек. Эссе [Текст] / Г.К. Честертон; пер. с англ.; сост. и общ. ред. Н.Л. Трауберг. - СПб.: Амфора, 2000. - Т. 5.

27. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства [Текст] / М. Элиаде: пер. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н. Кулаковой, А. А. Старостиной.- М.: Критери-он, 2002. - Т. 2.

28. Forman, Y. Red [Texte] / Y. Forman // La Couleur: Nature, histoire et dеcoration / editeur Helen Varley. -[Paris]: Le Temps Apprivoise, 1993.

29. Fushigi Nippon - Загадочная Япония. Японский сад. Цветовая гамма японского сада // Статьи о Японии [Электронный ресурс] / URL: http://leit.ru/ (дата обращения: 17.03.2009).

30. Rousseau, R.-L. Le langage des couleurs [Text] / R.-L. Rousseau. - St. Jean de Braye, Dangles, 1980.

31. Spence, D. P. Subliminal perception and peceptual defence: two sides of a single problem [Text] / D.P Spence // Behavioral Science. - Volume 12. - No. 3. -1967. - Р 173-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.