Научная статья на тему 'Когнитивный механизм серого цвета в культуре народов мира'

Когнитивный механизм серого цвета в культуре народов мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2145
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРАТИВ / СИМВОЛ / ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВРЕМЕННАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / COLOURATIVE / SYMBOL / COLOUR SYMBOLISM / NATIONAL CULTURAL PECULIARITIES / VALUE WORLD-OUTLOOK / COGNITIVE FEATURES / TEMPORARY CORRELATION / RELIGIOUS BELIEFS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барышева Яна Александровна

Целью данной статьи является выявление национально-культурной специфики символики колоратива «серый», обусловленной развитием общества в целом, становлением религиозных убеждений и формированием ценностной картины мира отдельного индивида. В статье рассматривается развитие «серого» символа от античности до современности, а также акцентируется внимание на выявлении универсальных и отличительных когнитивных особенностей исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Mechanism of grey colour in the Culture of the Nations

The article reveals the national cultural peculiarities of colourative "grey", caused by evolution of society in whole, and the formation of religious creeds and value world-outlook of an individual. The work deals with the development of "grey" symbol beginning from the antiquity to the modernity. The special attention is paid to the identification of universal and differential cognitive features of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Когнитивный механизм серого цвета в культуре народов мира»

УДК 81-22

Я А Барышева

Когнитивный механизм серого цвета в культуре народов мира

Целью данной статьи является выявление национально-культурной специфики символики колоратива «серый», обусловленной развитием общества в целом, становлением религиозных убеждений и формированием ценностной картины мира отдельного индивида. В статье рассматривается развитие «серого» символа от античности до современности, а также акцентируется внимание на выявлении универсальных и отличительных когнитивных особенностей исследуемого феномена.

Ключевые слова: колоратив, символ, цветовой символизм, национально-культурная специфика, ценностная картина мира, когнитивные особенности, временная соотнесенность, религиозные убеждения.

Ya.A. Barysheva

Cognitive Mechanism of grey colour in the Culture of the Nations

The article reveals the national cultural peculiarities of colourative "grey", caused by evolution of society in whole, and the formation of religious creeds and value world-outlook of an individual. The work deals with the development of "grey" symbol beginning from the antiquity to the modernity. The special attention is paid to the identification of universal and differential cognitive features of this phenomenon.

Key words: colourative, symbol, colour symbolism, national cultural peculiarities, value world-outlook, cognitive features, temporary correlation, religious beliefs.

В результате взаимодействия человека с окружающей действительностью, на основе его личного опыта и чувственного восприятия, путем познания, научения и осмысления различный явлений, в том числе норм, верований и взаимоотношений, складываются представления о культуре, в которой он живет, и о мире в целом.

В поисках оснований и смысла своего существования человечество обращается к религии, своему прошлому, культурным ценностям различных цивилизаций и вновь и вновь сталкивается с символами.

Человек в любую из эпох обладал способностью переводить окружающее в символы и строить из них мир символов, правильное истолкование которых помогает постичь божественный смысл, упорядочить и в полной мере осознать предназначение человеческого существования в таинственной вселенной. А.Я. Гуре-вич утверждает, что «путь к познанию мира лежит через постижение символов» [13, с. 266], отмечая, что символ обладает огромным значением и исполнен глубочайшего смысла. Учеными уже давно установлено, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах, которые играют первостепенную роль в формировании картины мира человека. Так, например, А. Белый понимает символ как «образ, как модель переживаемого содержания сознания» [2, с. 112, 118, 490]. Вслед за автором мы считаем, что символы наделены не одним, а «бесконечным множеством значений» [12], так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. По мнению Э. Кассирера, символ - это ключ к познанию природы человека и его

культуры, выступающий не только инструментом построения действительности, единства символических форм, но и средством разрешения жизненно важных проблем, которые ставит перед человеком история. Следует отметить, что под символической формой Э. Кассирер подразумевает «всю энергию духа, через которую духовное значение соотносимо с конкретным знаком и интимно усваиваемо этим знаком» [16, с.394]. Несмотря на различные подходы и определения символа, все исследователи единодушны во мнении, что «смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания» [5, с. 385-386].

Уникальная способность формировать символы и оперировать ими в рамках языка позволяет человеку думать и говорить об отсутствующих в данный момент вещах и событиях [25, с. 38]. Мир языковых символов в известной степени независим, автономен от мира реальных вещей. На наш взгляд, символ представляет собой некое отражение той или иной области действительности в сознании человека, а значит, содержит в себе смысл, выходящий за пределы этой действительности. Таким образом, рождается совершенно иной уровень развития человеческой мысли.

Процесс «творения» символов является неотъемлемой предпосылкой развития культуры. Многообразие культурных обычаев и традиций находит непосредственное отражение в символике. Однако в ходе развития человеческого общества символ претерпевает изменения, наполняясь новым, временами неожиданным содержанием, основанным в то же время на неком

качестве, изначально присущем предметам или существам.

Интересным представляется тот факт, что элементы, составляющие ядро символики, накапливались постепенно с давних пор, еще до развития нации. Доказательством вышесказанного может послужить утверждение Ю. М. Лотмана о том, что «символ никогда не принадлежит какому-нибудь одному синхронному срезу культуры - он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения» [22, с. 523].

Напрашивается вывод о том, что становление символизма, в частности колоратива «серый», предопределяется двумя взаимосвязанными параметрами: темпоральностью и национально-культурной спецификой, которые в рамках данной статьи являются предметом исследования.

Предвосхищая рассмотрение вопроса о национально-культурной специфике серого цвета, необходимо проследить пути становления исследуемого явления от античности до современности.

Символика серого цвета связана с тем предметом, которому цвет приписан. Археологи и этнографы считают, что серый цвет является цветом «смены времен» в связи с тем, что он вместе с красным предшествует возникновению каждой новой культуры [7, с. 181, 192, 194, 201; 41, с. 173-201].

У истоков культуры исследуемый цвет был равноценен слову, он служит символом различных вещей и понятий. Серый цвет и его всевозможные оттенки обладают собственными психологическими смыслами, символизируют изначальные, устойчивые ценности и создают свою многозначную среду [15, с. 27].

Человек в ходе своей жизни познает окружающий мир в различных его ипостасях, каждая из которых формирует ту или иную картину мира. Одной из разновидностей картин мира является ценностная, которая «обусловлена особенностями культуры и связана с реконструкцией определенной ценностной подсистемы знаний человека и включает в себя как коллективные, так и индивидуальные ценности» [24, с. 70]. Ценностная картина мира складывается у индивида в ходе его социализации, она продиктована обществом, в котором он живет, и имеющимися у этого общества ценностями.

В контексте данных рассуждений необходимо уточнить, что становление ценностной картины мира происходит градуально: если во времена античности сам человек с его мыслями, переживаниями, чувствами, эмоциями представ-

лял собой духовную ценность, то с развитием общества ценностные ориентации человека направлены на внешний мир.

В античности серый цвет был наделен значением траура по умершим. Выбор серого цвета обозначал отказ от ярких цветов. На Древнем Востоке также в знак скорби посыпали голову пеплом [23]. Так, серый пепел служил символом скорби и раскаяния в символике цвета.

Рассуждая о человеческой душе, Платон наделяет серым цветом ведущую ее часть, которая всю жизнь пытается совместить необузданность черного и социальность белого элементов души [30]. В связи с этим серый цвет одеяний Христа связан с такими символическими представлениями, как смирение и победа духа над телом. В христианских религиозных общинах серый цвет символизирует отречение [34, с. 332].

Серо-голубой цвет у древних римлян олицетворял зависть. Согласно мнению Л.Н. Мироновой, серый цвет символизирует бедность, скуку и тоску, городскую тесноту, гнилой туман. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга) [23]. Иногда серый цвет может ассоциироваться с паутиной, привидениями, пылью ветхих домов и другими пугающими вещами. Его символический смысл, особенно в раннем средневековье, был сугубо негативным. Он означал безнадежность, убогость, мерзость и т. д.

Вместе с тем средневековая Европа считала серый цвет атрибутом высшего света: она относила его к джентльменам. Впрочем, серый цвет встречается довольно часто в одежде для торжественных случаев. Й. Хейзинга, высказывая свои соображения по поводу серого цвета одежд эпохи Возрождения, отмечает, что он, вероятно, и трауру придавал некоторый элегический нюанс [35, с. 306].

В эпоху позднего Возрождения серый цвет приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти все поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» хроматических цветов. В ХУШ веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры - везде можно видеть множество оттенков серого [23].

Однако в Европе в эпоху Возрождения одежда серого цвета сочеталась с чувством смирения и самоотречения. Такая одежда была характерна для «подлого» народа [8, с. 14].

В Х1Х и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет» [23].

На современном этапе серый цвет обозначает необразованность, неразвитость, неинтерес-ность, отсутствие оригинальности [19, с. 133] (сравним такие выражения, как «серый человек, фильм» и «яркий человек, фильм» и т.д.). С серым цветом связывают не только покорность, печаль, равнодушие и скучную рассудительность, но и мудрость. Кроме того, несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто символизирует бесцветность, неопределенность [34, с. 332].

Подводя итог, мы приходим к выводу, что становление символизма исследуемого феномена претерпевает цикличное развитие. На современном этапе на первый план выходит индивид с его моральными принципами, устоями, особенностями, характеристиками. Анализ исторического развития серого цвета показал, что в большинстве случаев он символизирует смирение, отречение, меланхолию, безразличие и пр.

Следует отметить и то общее, что объединяет становление исследуемого колоратива во все времена. На каждом этапе развития общества серый цвет ассоциировали с временной отнесенностью, а в частности - с настоящим временем. Серый цвет как бы является «кратковременным мостиком» из прошлого в будущее. Этот переход призрачен, непродолжителен, стало быть, серый в данном случае и есть то настоящее, которое мы называем мигом. Об этом писал Андрей Белый, понимая под серым цветом «воплощение небытия в бытие». «Исходя из характера серого цвета», - продолжает мысль символист, - «мы постигаем реальное действие зла. Это действие заключается в возведении к сущности отношения без относящихся. Такое отношение - нуль, машина, созданная из вихрей пыли и пепла, крутящаяся неизвестно зачем и почему» [2, с. 201]. Человек преимущественно пребывает в сером цвете собственного свечения сетчатки, которое так же незаметно и ненавязчиво, как и настоящее время или собственное подсознание. Серый цвет характеризуется нулевой насыщенностью по определению, отсюда можно предполагать, что существование серого фона настоящего времени обеспечивает боль-

шую действенность всех остальных цветов. Для представления настоящего без ежеминутной «цветастости» существует сугубо индивидуальное предназначение только у этого гениального цвета.

Например, такое природное явление, как туман, тоже часто связывают с категорией настоящего времени, так как, по мнению психологов, монотонность и тусклость серых тонов, как правило, вызывает ассоциацию с дымом, туманом, сыростью [14, с. 66]. В подтверждение нашей мысли приведем слова Г.В.Ф. Гегеля, утверждавшего, что «у голландцев совершенство колорита может быть объяснено тем, что они при неизменно туманном горизонте постоянно имели перед собой представление серого фона и эта сумрачность побуждала их изучать цвета во всех их действиях и разнообразии освещения, отражения, бликов и т. д., выявлять их и находить в этом главную задачу своего искусства» [11, с. 230-231].

Кроме того, в черно-бело-серых тонах описывалось и далекое прошлое. Возможно, именно в силу глубокого прошлого, по сведениям Кристофера Роу, эпический стиль поэм Гомера не допускал цветастости [28, с. 10], так как многодетность определяет настоящее. Основная задача хроматических цветов на фоне сублимированного серого цвета - расцветить настоящее, вынув его из «лап» бесцветного прошлого. Но ведь и будущее тоже может быть серым. Ср. «die graue Zukunft - беспросветное будущее» [39].

Таким образом, мы приходим к выводу, что серый цвет символизирует не только настоящее, но также прошлое и будущее, обладая при этом характерными для него одного индивидуальными особенностями и свойствами.

Несмотря на то, что символика серого цвета находит свое отражение на всех этапах развития человеческого общества, специалисты зачастую игнорируют культурный опыт человека. Однако бесспорным остается тот факт, что традиции и обычаи народа находят свое отражение в символике цветообозначений, так как «есть ряд универсальных явлений, связанных с общечеловеческой наивной картиной мира» [9, с. 42], к которым мы причисляем всю гамму цветообозна-чений. Кроме того, это универсальное явление носит отчетливый национальный характер.

Так, например, у французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. Известный французский социолог и философ Ж. Бодрийяр напоминает, что в быту яркая красочность прямо выражает психические влечения человека. Поэтому черное, белое, серое составляет не только «нулевую степень красочности»,

но и парадигму социального достоинства. Серое, отмечает Бодрийяр, обладает значением изысканности, культурности и противостоит всей гамме вульгарных красок [4, с. 39]. Также во Франции серый цвет часто используется для характеристики выпившего человека. Французы называют серым того, кто много выпил, и у кого произошло «затемнение рассудка». «Его разум, его сознание (белое) затемнено пьянством», -подчеркивает Р. Л. Руссо [40, с. 160].

В России тоже существует поговорка «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». По всей вероятности, алкоголь (как и серый цвет) освобождает творческое подсознание от всяких запретов и условностей контролирующего его белого сознания.

Цветовой анализ современной коннотации понятия «серость» отражает такие черты русского характера, как непрерывное пребывание в беспорядке мыслей, угнетение и «поедание себя изнутри». В русском языке серый цвет ассоциируется с заурядностью и будничностью (ср. «серые будни»; «такая серость»).

Для русских серый цвет больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность. Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, облаках, старой обветренной древесине (серые избы), мраморе и драгоценных камнях. В городской среде с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе [23].

Серый цвет считается у русских цветом уныния, а у индейцев - цветом радости, приподнятого настроения, что связано, вероятно, с дождевыми тучами, которые в первом случае вызывают огорчение, а во втором - радость предвкушения долгожданной влаги [29, с. 8].

В Англии серый цвет - это цвет благородства, элегантности, то есть имеет совершенно другие коннотации.

Немецкий психолог Ульрих Бер пишет, что «серый костюм - самая популярная форма одежды. Это говорит об исполнительном, стремящемся к успеху и уверенности в завтрашнем дне мужчине» [3, с. 141]. Этот цвет немцы ассоциируют с безопасностью, скромностью, достоинством, завершенностью и практичностью. Даже такси во Франкфурте окрашены в серый цвет, чтобы показать эту самую практичность немцев.

В китайской культуре серый цвет является символом самоотречения и депрессии. Жители Поднебесной с серым цветом ассоциируют разочарование [32]. Согласно традиции фэн-шуй серый цвет символизирует сосредоточение и

очищение.

В Китае серым цветом традиционно изображается лицо богини в экстремальной ситуации для устрашения противников. По сведениям Л. и В. Сычевых, серый является цветом траурных одежд для уроженцев Китая. Жители западноевропейской культуры до настоящего времени полагают (вероятно, в силу особенностей цвето-восприятия), что белый цвет считается у китайцев погребальным. Хотя на самом деле жители Китая в период погребения облачены в одежду из неокрашенных, неотбеленных светло-серых тканей (т.е. вовсе не белых) [33].

Интересно также заметить, что в Пекине почти все дома серого цвета. Это объясняется тем, что в эпоху правления императорских династий императоры и их приближенные жили во дворцах под золотыми крышами. Китайская знать жила в домах под красными и голубыми крышами, а серый цвет был уделом простолюдинов. Императоры давно вымерли, остался простой народ, который живет и работает в серых зданиях под серыми крышами. Хотя, возможно, в Китае просто много залежей серого гранита и мрамора, которым отделывают дома [18].

В Стране восходящего солнца, где культивируется красота многообразия цветов и оттенков, под влиянием философии дзэн-буддизма наблюдается интересный феномен - в художественном отражении окружающего мира цвет упраздняется, что понимается как высшее эстетическое достижение. Японцы - народ очень чувствительный, они во всем видят какой-то особенный смысл. Цвета для них также символичны. Для них это не просто радужные краски, это символы. Для японцев важен не сам цвет как таковой, как данность, а способности этого цвета. Серый цвет - самый популярный при составлении композиции и при этом имеет совершенно другое значение, нежели в российской культуре: он считается самым глубоким, его энергия притягивает взгляд, он не воспринимается как символ старости и увядающей природы [38].

Жители Кореи также предпочитают нежные серые тона, напоминающие им белый цвет. Видимо, именно поэтому корейцев называют «людьми в белых одеждах». Серый цвет по аналогии с белым символизирует у корейского населения свободу, естественность, элегантность и глубину. Отметим, что серый цвет, являясь цветом традиционных каменных оград и черепицы на крышах корейских домов, лег в основу цветовой гаммы города Сеула [31].

Исследователями в области мифологии традиционных культур доказано, что человек создан из пепла, грязи и праха земного. Об этом говорится и в Бытии «И создал Господь Бог че-

ловека из праха земного» [6, с. 7]. Так, серый пепел у евреев является пищей горюющих. В «черный пост» они рассыпают повсюду пылевидную серую массу, лежат на ней, а также рисуют ею на лице [26]. Серый цвет означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Часто это связано с повышенным уровнем тревоги.

У арабов белый, черный и фиолетовый цвета считались траурными. Серый же цвет ими вообще презирался [1, с. 29].

Во многих культурах серость представляет собой, с одной стороны, нечто бесцветное, непонятное, не побуждающее ни к чему, кроме скуки, уныния и апатии, а с другой стороны, с серым цветом связывают мудрость, старшинство, преклонный возраст, жизненный опыт (по ассоциации с сединой). «Серый цвет говорит об уме, усиленном серой сединой мудрости», - утверждают ученые [37, с. 178]. Жизнь полна красок и только мудрость, по мнению Людвига Витгенштейна, сера [10, с. 469].

Семантика серости воплотила в себе сублиматы седины и серого вещества мозга, которое непосредственно связано с подсознанием. Не случайно на многие языки «серый» и «седой» переводятся одинаково. Ведь седина - это и мудрость, и достоинство, и особый взгляд на мир.

Итак, мы видим, что восприятие символов является процессом сугубо индивидуальным, даже несмотря на устоявшиеся правила их трактовки. Однако, рассуждая о наличии национальных особенностей, нельзя не учитывать влияние религии на отношение определенной культурной общности людей к смыслу серого цвета.

В христианской культуре серый цвет широко распространен, за ним закрепилось значение воскрешения из мертвых - Вселенского Бессознательного. Человек идентифицировался с серым цветом как с исконным цветом Вселенной. В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия [20, с. 360]. Христиане пеплом посыпали голову в трауре. Интересным остается тот факт, что дерево, по представлениям христианства, символизирует укорененность грехов, пепел, в свою очередь, как сожженное в очищающем страдании дерево, означает раскаяние [26]. В раннем христианстве этот цвет также соотносился со странствующими монахами.

У индийских йогов имеется три основных оттенка серого цвета, каждый из которых обладает определенной, присущей только ему семантикой: серый светлого оттенка знаменует эгоизм; серый особого (трупного) оттенка служит сим-

волом страха и ужаса; серый темного оттенка свидетельствует о подавленности и меланхолии человека [27, с. 45; 17, с. 5].

По данным словаря символов Дж.Тресиддера, только в иудейской традиции серый связывали с мудростью зрелого возраста [34, с. 332].

В странах ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем в цветовой символике ислама много оригинального. В мусульманской культуре серый причисляется к плохим цветам, так как он затемняет белый. В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но если цвет замутнен, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому цвету - цвету несчастья и нищеты, пыли и праха, противоположности яркого, разноцветного мира, напоминающего смертным о бренности их существования [1, с. 28]. Более того, исламом серый цвет воспринимается как цвет злодеяний, несчастий, подлости, отгороженности и рутины. Одновременно это цвет скрытности, важничания, усталости.

Каббала воспринимает серый цвет как цвет мудрости. У масонов серые одежды носят те члены братства, которые посвящены в высшие степени [30]. Конфуцианство также усмотрело в сером цвете символику мудрости и знания. В буддизме серый цвет причисляется к шести цветам тела, которые выражают заслугу или вину души. Являясь цветом проклятых, он характеризуют жителей ада [36, с.441]. Кроме того, символика серого цвета для буддистов - это символика священного камня и нержавеющей стали, символика прочности и неподверженности коррозии. Интересно отметить, что в мандалах -сакральных символах, используемых при медитациях в буддизме, серый цвет означает священное место, где человек приобретает свободу от изменчивых переживаний, внутренний покой.

Суммируя вышесказанное, следует сказать, что религия, несомненно, оказала сильное влияние на формирование взглядов представителей того или иного народа в отношении символики серого цвета. Кроме того, специфические характеристики рассмотренного нами колоратива проявляются в следующих факторах: антропо-

центризме, подразумевающем человека в качестве отправной точки при категоризации мира; древней истории данного феномена, отражающего становление ценностной картины мира; временной соотнесенности; ярко выраженном национальном характере, обусловленном исповедуемой религией.

Литература

1. Базыма Б.А. Цвет и психика. -Харьков: Изд-во ХГАК, 2001. - 172 с.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

3. Бер У. Что означают цвета?. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 153 с.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей . - М.: Рудомино, 1995.

- 172 с.

5. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд.- М.: Сов. энцикл., 1976. - Т.23.

- 640 с.

6. Библия. Бытие. Гл. 2, стих 7 (Бытие 2:7) // URL: http://iesuschrist.ru/bible/ (дата обращения: 13.02.2010).

7. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М.: Наука, 1976. - 359 с.

8. Василевич А.П. Этимология цветонаименований как зеркало национально-культурного сознания // Наименования цвета в индоевропейских языках: системный и исторический анализ. - М.: КомКнига, 2007. - С. 9-28.

9. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке / под общ. ред. А.П. Василевича. - М.: КомКнига, 2005. - 216 с.

10. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. - Ч. 1. - М.: Гнозис, 1994. - С. 407-492.

11. Гегель Г. Эстетика // Соч.: в 4 т. - М.: Искусство, 1971. - Т. 3. - 624 с.

12. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. - М., 1937. - Т. 27-28. - С. 54-105.

13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры . 1-е изд. - М.: Искусство, 1972. - 318 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984.- 350 с.

14. Дерибере М. Цвет в деятельности человека / пер. с фр. А. М. Григорьева. - М.: Стройиздат, 1964. - 182 с.

15. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор : учеб. пособие для студентов вузов кинематографии. - М.: Изд-во ВГИК, 2001. - 234 с.

16. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе // Избранное: Индивид и космос / пер. с нем. М.Б. Позднякова по изд.: Cass'irer, E. Der Begriff der symbolischen Form im Aufbau der Geisteswissenschaften // Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Darmstadt, 1956. -М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 391-413.

17. Кейс Э. Ауры. - М.: Вита-Пресс, 1994. - 215 с.

18. Коротченкова И. В. Письма издалека. Ч. 3: Путешествие в Китай // URL:

http://world.lib.ru/k/korotchenkowa_i_w/ (дата обращения: 14.10. 2009).

19. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения : учеб. пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2006. - 240 с.

20. Купер Дж. Энциклопедия символов. - М.: Золотой век, 1995. - 397 с.

21. Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. - Тель-Авив: Ахиасаф, 1991. - 270 с.

22. Лотман Ю. М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия: культура как система. Искусство и моде-

лирование. Исследования эстетического восприятия. Современные зарубежные исследования: сб. переводов / сост. и ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. - М.: Мир, 1972. - С. 523.

23. Миронова Л.Н., Иванов Д.Г. Цвет - это что? Краткий курс теории цвета. Статьи. Практические упражнения: учеб. пособие // URL: http://mironovacolor.org/ (дата обращения: 12.10.2009).

24. Мурясов Р.З., Самигуллина А.С., Федорова А.Л. Опыт анализа оценочного высказывания // Вопросы языкознания. - 2004. - № 5. - С. 68-78.

25. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. - М.: Знание, 1983. - 248 с.

26. Порталь Ф. Символика цвета от античности до Нового времени // Античный хроматизм. - СПб., 1995. - С. 371.

27. Рамачарака (Аткинсон, В.У.). Основы миросозерцания индийских йогов. - СПб.: Тов-во худож. печати, 1913. - 236 с.

28. Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996. - С. 7-46.

29. Рыжова Л. П. Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам в школе и вузе / сост. и общ. ред. Л.П. Рыжова. - М., 2009. - 124 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Серов Н.В. Античный хроматизм. - СПб.: Лисс [Российский институт цвета], 1995. - 477 с.

31. Сеул получил свой цвет // Сеульский вестник. -URL: http://vestnik.kr/ (дата обращения: 19.12. 2009).

32. Символы, знаки, логотипы: значения цвета в странах мира // URL: http://www.1000symbols.ru/ (дата обращения: 27.08.2009).

33. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. - М.: Наука, 1975. - 132 с.

34. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

35. Хейзинга Й. Осень средневековья: исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. - М.: Наука, 1988. - 540 с.

36. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства / пер. Н.Б. Аба-лаковой, С.Г. Балашовой, H.H. Кулаковой, A.A. Старостиной.- М.: Критерион, 2002. - Т. 2. - 512 с.

37. Forman Y. Red // La Couleur: Nature, histoire et dеcoration / ed. Helen Varley. - [Paris]: Le Temps Apprivoisé, 1993. - 256 p.

38. Fushigi Nippon - Загадочная Япония. Японский сад. Цветовая гамма японского сада // URL: http://leit.ru/ (дата обращения: 17.03.2009).

39. Lingvo-Abbyy Lingvo x 3. LingvoUniversal (Ge-Ru) [Electronic resource] Abbyy Software, ltd. - 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

40. Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. - St. Jean de Braye, Dangles, 1980. - 270 p.

41. Spence D. P. Subliminal perception and peceptual defence: two sides of a single problem // Behavioral Science. -1967. - Vol. 12, No. 3. - Р. 173- 201.

Барышева Яна Александровна, аспирант кафедры перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации Иркутского государственного лингвистического университета.

Barysheva Yana Alexandrovna, a post-graduate student of the Irkutsk State Linguistic University

Tel: 8-983-419-63-30; 8-914-969-06-25; e-mail: yanabarysheva85@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.