Научная статья на тему 'Культурная рецепция стиля Либерти в Италии: от забвения к ностальгии'

Культурная рецепция стиля Либерти в Италии: от забвения к ностальгии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1858
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРТИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЕВОЙ КОД / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРА НОСТАЛЬГИИ / "LIBERTY" / INTERNATIONAL STYLE CODE / CULTURAL MEMORY / NOSTALGIA CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пилюк Елена Васильевна

Стиль Либерти в Италии своеобразный культурный феномен, который, несмотря на то что являлся, по сути, трансляцией общеевропейской стилистики модерна, сформировал особый визуальный ряд и для культуры Италии стал больше, чем просто явлением художественного порядка. Либерти в Италии сформировался в результате серьезных социальных и политических изменений, и именно в лоне этого стиля совершился переход к современной итальянской культуре, в том смысле и контексте, в котором она существует в настоящий момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern style traditionally referred to as Floreal or Liberty, was at the peak of its popularity from 1890 to 1914. For a long time the style was not regarded to have any cultural importance. Meanwhile, this style represents an interesting cultural phenomenon a complete transformation from an easily recognizable international code, into something far more attached to one culture in this case Italian culture than the styles rules could have envisioned or permitted.

Текст научной работы на тему «Культурная рецепция стиля Либерти в Италии: от забвения к ностальгии»

тный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный - рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. - М., 1989.

2. Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность.

Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М., 2005.

3. Панофский Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. -СПб., 1999.

4. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии. - 1988. - .№12.

5. Эсколье Р. Матисс. - М., 1979.

6. Gombrich E.H. Art and Illusion; a Study in the Psychology of Pictorial Representation. -Princenton, 1989.

Пилюк Елена Васильевна

Российский государственный гуманитарный университет

КУЛЬТУРНАЯ РЕЦЕПЦИЯ СТИЛЯ ЛИБЕРТИ В ИТАЛИИ: ОТ ЗАБВЕНИЯ К НОСТАЛЬГИИ

Стиль Либерти в Италии — своеобразный культурный феномен, который, несмотря на то что являлся, по сути, трансляцией общеевропейской стилистики модерна, сформировал особый визуальный ряд и для культуры Италии стал больше, чем просто явлением художественного порядка. Либерти в Италии сформировался в результате серьезных социальных и политических изменений, и именно в лоне этого стиля совершился переход к современной итальянской культуре, в том смысле и контексте, в котором она существует в настоящий момент.

Ключевые слова: Либерти, интернациональный стилевой код, культурная память, культура ностальгии.

Либерти - стиль со странной и сложной судьбой. Желанный ребенок своего времени, за двадцать лет переживший все - от рождения до упадка, погибший (как казалось) на полях сражений Первой мировой войны. Это стиль, который для новой реальности, возникшей позже, становится предметом критики, если не сказать - презрения. Стиль упадка, стиль разлагающейся буржуазии, «вкусовщина» - какими только эпитетами не награждают его те, кто еще десять-двадцать лет назад находились под его влиянием. Формулировка «находились под его влиянием» позволительна, хотя нет ничего подтверждающего, казалось бы, стилевую со-принадлежность авангарда к нему. Однако так возможно говорить, памятуя о главном из принципов стиля - о его тотальности, если не сказать тоталитарности. Двадцать лет своей жизни он царил и властвовал - всюду - от архитектуры до конфетных оберток. И все будущие авангардисты, равно как и все критики его, были рождены и провели детство в лоне Либерти.

В общеевропейской традиции модерн имел как бы два сценария развития: первый - это пример таких стран, как Франция и Англия, где куль-

тура и стиль были генерированы из предыдущей, собственной национальной традиции. Он стал в определенном смысле логическим продолжением уже существовавших в культурной памяти явлений. Так, для Франции - модерн был своего рода формой перерождения рококо, для немецкоязычных стран - это была ре-версия эпохи Романтизма. То же справедливо и для Англии, если вспомниь, что английских прерафаэлитов относят чуть ли не к одному из первых примеров нового, «модернистского» искусства.

Но существовал и второй путь - путь восприятия. Мы помним, что модерн охватил на несколько лет все европейские страны, но, как уже отмечалось, природным он был только для единиц -остальные же воспринимали его уже комплексной формой с канонами и принципами. И это восприятие накладывалось на прежнюю, национальную традицию, где-то более удачно, где-то -менее.

Если задуматься, модерн - это полная противоположность природе итальянского искусства и итальянской культуре вообще. Модерн - с его подвижностью, асимметричностью, витиеватостью и перегруженностью, - казалось бы, анти-

природен логичной, устойчивой и очень земной концепции классического искусства и римского наследия. Действительно, в случае с Италией предыдущая собственная культура была настолько сильной, что новое модное веяние вряд ли могло поколебать ее. Именно поэтому, когда с простым обывателем говоришь о стиле модерн, первая реакция собеседника такова: в Италии его практически не было. Он как будто и не виден на лицах городов, кроме разве что отдельных программных кварталов (вроде квартала Копеде в Риме). Впрочем, все это только кажимость.

На самом деле, Либерти в Италии явление очень масштабное, и практически в каждом городе есть его примеры (если даже только говорить об архитектуре) Другое дело, что они настолько «вписаны» в общий городской контекст, что не особо выделяются. На первый взгляд -здесь явное противоречие: как пример стиля модерн может «не выделяться» из городской среды, если один из главных принципов стиля, одна из главных его целей - это именно выделиться, причем любой ценой? Как так получилось, что, приняв в свою орбиту пластически совершенно чужеродную культуру, итальянская культура сумела использовать ее и гармонично вписать в ход собственной истории?

Для понимания этого процесса стоить вспомнить некую общую тенденцию, которая свойственна восприятию у итальянцев. Наиболее выразительным будет пример языковой. Итальянцы в собственном языке очень интересно поступают с новыми иностранными словами. Они либо произносят их по правилам фонетики оригинала (и это дается им нелегко), либо - в девяноста процентах случаев - стараются подобрать в собственном языке логический первоисточник иностранного слова и уже тогда произносят его в полном соответствии с итальянскими речевыми нормами.

Для того чтобы воспринять Либерти, нужно было понять «логическое» его происхождение на итальянской почве. Так, если для Франции модерн это ре-интерпретация рококо, то для Италии - особенно для центральной - Либерти - это перерождение стиля барокко (второго по природной значимости стиля для Италии после римской античности).

Следует оговорить предпосылки и причины появления на территории Италии этого стиля, обратившись к одной из принципиальных осо-

бенностей итальянской культуры - к ее региональ-ности.

Италия, безусловно, стремилась к объединению. Физически этот процесс был оформлен в 1861 году, когда разрозненные прежде города-государства объединились и Италия стала Италией. На деле же все происходило гораздо медленнее. Собственно, процесс объединения не закончился в полной мере до сих пор - чего стоит только тот факт, что практически каждый город имеет свой диалект, а вернее - отдельный язык. Итальянцы до сих пор мыслят «малой родиной», областью, провинцией, городом, где родились, а не общим определением «я - итальянец». И эта «региональ-ность», безусловно, прочитывается и в искусстве.

Однако в конце XIX - начале XX века идея объединения приобрела программный характер. Именно идея, или, можно даже сказать, идеология, единства стимулировала во многом основные художественные, социальные и политические процессы.

Выбор стиля для Италии был продиктован несколькими причинами - прежде всего, требовалось подчеркнуть две тенденции - уже упоминавшееся единство нового государства и его современность. Избранный стиль как нельзя лучше отвечал данным требованиям. С одной стороны, в самой природе модерна заложена идея единства и своего рода унификации. В том смысле слова, что все художественные практики приводятся к общему знаменателю. Таким знаменателем стала идея всепроникновения искусства, которая в визуальном языке была выражена линией, линией модерна. Это была линия, если использовать определение журнала «Югент», извивающаяся, как сигаретный дым.

К концу XIX века Италия находится на своеобразной периферии. Раздираемая внутренними проблемами, она отступает на второй план как в политике, так и в художественной жизни и продолжает существовать как своеобразная культурная резервация, музей под открытым небом, необходимый пункт Гранд Тура для любого образованного, не говоря уже - художественно настроенного, человека. В этот период, когда Италия как бы отходит на второй план в истории искусства, для рождения нового и вновь - программного требуются силы, а главное - идеи и время. И это время для Италии - заимствованная мода на Либерти: этот стиль по всем параметрам отвечал поставленным задачам.

Во-первых, безусловно, современный, что позволяет «шагать в ногу». Во-вторых, понятный и приятный всем, и, наконец, это стиль, который очень идеологичен и вполне тоталитарен. Линия модерна - его идея - проникает везде и всюду и делает его безусловно узнаваемым, а значит, всепоглощающим и управляющим реальностью. Эта мягкая унификация, по природе своей, родная сестра будущим режимам ХХ века - то есть визуальное и идеологическое равенство. Мягкий тоталитаризм, уроки которого будут поняты и приняты. К тому же, несмотря на свою универсальность, этот стиль очень политизирован: поддержание той или иной линии стиля волей-неволей выявляет политическое ориентирование страны. А ориентиры для Италии вполне внятные. В качестве прототипа и первоисточника идеи выбирается отнюдь не французская линия, которая, казалось бы, к тому времени самая развитая и популярная. А прежде всего - Англия, и только затем (да и то не во всех регионах) - Австрия.

Об «английском уклоне» итальянского Либерти говорит в первую очередь само название -Либерти, появившееся одновременно с определением «флореаль» и постепенно занявшее ведущие позиции.

Либерти с большой буквы было именем собственным и обладало определенной двусмысленностью - вольной или невольной. Как пишет Кремона, в каталоге выставки, проведенной в начале 60-х годов в музее современного искусства в Нью-Иорке, сказано, что «итальянцы, несомненно, прекрасно понимали двойное значение этого имени» [2, р. 19]. В действительности, оно столь созвучно даже итальянскому слову liberta - «свобода». Это имя было связано с торговым домом Liberty, который был основан 1875 году сэром Артуром Лесенби Либерти(АгШиг Lasenby Liberty). В Италию основная масса предметов в новом вкусе экспортируется именно домом Liberty. Стоит ли удивляться, что именно это имя станет для итальянцев символов нового направления в искусстве. И это второе - англоязычное название - приживается лучше и используется чаще, чем второй вариант - «флореаль».

Происходит это по ряду причин. Бросио выделяет две основные. Во-первых, уже отмеченная выше двуликость и двоякость этого имени. А во-вторых, несмотря на то что итальянцы знали, что Liberty означает «свобода», далеко не все из них ведали о существовании компании Liberty,

поэтому иностранное слово выражало гораздо более ярко экзотичный стиль и лучше подчеркивало контекст новшества.

Кроме того, давая стилю иностранное имя, его как бы отдаляли от общего антиклассицизма и антиисторизма с той целью, что, если «стиль быстро бы пришел в упадок, траур по нему был бы недолгим. Как по дальнему родственнику, рожденному в чужой стране» [1, р. 14].

К вышесказанному следует добавить, что на рубеже XIX-XX веков в Италии господствует ос-тровыраженная англомания - мода на все английское, в том числе и на английский язык. К тому же, если рассматривать то, что условно можно определить как политические приоритеты, то Англия - это сложившееся сильное государство, которое представляло собой оплот стабильности, английская модель как нельзя лучше отвечала стремлению к единству С другой стороны, именно английская версия нового стиля была лучше всего разработана теоретически, имела самую длительную историю - начиная с середины XIX века, включающую в себя теоретические труды Рескина и Морриса, хорошо известные в Италии, и братство Прерафаэлитов. Показательно, что первая группа художников, работавших в новом стиле, In Arte Libertas, основанная Нино Коста и существовавшая в период с 1885 по 1887 в Риме, была принципиально ориентирована на английское братство Прерафаэлитов.

Теперь хотелось бы сказать о судьбе восприятия этого стиля критиками, современниками и общественным сознанием. Как уже отмечалось в начале статьи, практически сразу после того, как стиль выходит из моды, и на протяжении долгих десятилетий он нещадно подвергается критике. Это общая тенденция для всех европейски стран, в том числе и для России. Период тотального забвения и неприятия заканчивается примерно через полвека после угасания стиля.

К концу 60-х - в начале 70-х весь мир как будто бы заново вспоминает о том, что это явление было. С чем же связано прежнее забвение Либерти? Сами итальянцы во многом связывают это с тесной ментальной, как казалось, близостью Либерти фашизму (что само по себе, конечно, не так, даже если просто сравнить даты). Однако фигура одного из главных протагонистов стиля -Д’Аннунцио, перешедшего (триумфально, заметим) в лагерь фашистов, навлекла проклятие на кудрявую голову всего Либерти в целом.

Но к концу 60-х, когда ужасы Второй мировой войны постепенно становятся памятью и все меньше развалин и следов бомбардировок на лицах городов, наступает Новое время - время воспоминаний и ностальгии. Отстроенный заново послевоенный мир не то что бы разочаровывает, но оказывается просто не-таким, каким мыслился мир новый.

И вот одна за другой с невероятной скоростью и страстью рождаются книги, монографии, устраиваются выставки, посвященные тому, что на протяжении полувека усердно пытались забыть, - миру и стилю модерн.

И в широком смысле все эти книги есть суть ностальгия по собственному прошлому, по собственному детству. Ведь все исследователи - ровесники века, для которых история стиля - это и личная история. Причем во многих случаях это тот кусочек личной истории, который, если оглянуться назад, кажется самым счастливым. Потому что так уж устроено человеческое сознание: детство в его непосредственности и наполненности надеждой почти всегда воспринимается как период наибольшего счастья.«Тот, кто пишет, -как говорит в предисловии к своей книге о Либерти Валентино Бросио, - а вместе с ним и большая часть итальянцев (речь на тот момент идет о 60-х годах. - Е.П.) - родился в период, который у нас принято называть периодом Либерти» [1, р. 5]. Поэтому первые публикации о Либерти во многом походят на автобиографию, впрочем, даже не отдельного автора , а нации в целом.

Итало Кремона, один из наиболее лирических биографов стиля в Италии и автор прекрасной, одной из первых книг, посвященных истории Либерти, отмечал: «За сыновьями всегда стоят отцы: они, ...не желающие идти на компромисс ни с чем и ни с кем, хранили в своих домах издания, ... конечно же, Бодлера, По, Уайльда» [2, р. 10].

Биография стиля, его даты рождения и смерти в историографии итальянских исследователей несколько отличаются от общеевропейских. В общих чертах картина Либерти в Италии, следуя итальянской традиции, выглядит следующим образом: рождение стиля относят к последнему десятилетию XIX века. В плане знаковых событий можно выделить публикацию программного романа Г абриэле Д’Аннунцио «II Piacere» («Наслаждение» в русском переводе) - 1889 год. Тут следует оговориться, что такой подход неоднозначен -

поскольку дата, указанная выше, это скорее точка рождения идеи. Эта книга симптоматична и показательна, поскольку в ней итальянский автор (ориентируясь, безусловно, на английские и французские примеры - то есть на «Наоборот» Гюисманаса и «Портрет Дориана Грея» Уайльда) делает попытку создать своеобразный «учебник жизни» для нового поколения, к которому сам принадлежит. И главный постулат этого «учебника» вправе считаться эпиграфом ко всему новому стилю: «Ты должен творить свою жизнь так - будто творишь произведение искусства» [3, р. 24].

В художественной сфере процессы происходят чуть медленнее, и есть авторы, которые, как, например, уже упоминавшийся Борсио, связывают начало стиля с 1902 годом - годом Всемирной выставки, которая в тот год проходила в Турине [1, р. 25].

Дата 1902 год показательна, поскольку у классиков «модерна», таких, например, как Медсен, которому принадлежит одна из наиболее фундаментальных и ранних работ по истории всего Арт Нуово вообще, 1902 год обозначает как дату -уже - угасания стиля [4, р. 29]. Однако все итальянские авторы сходятся в одном - окончательная гибель Либерти приходит с началом Первой мировой войны, «после Первой мировой войны Либерти становится стилем и вкусом, которые кажутся доисторическими» [1, р. 12].

Интересным кажется и следующее рассуждение: «Период Первой мировой войны продлился чуть более трех лет в реальном времени и около пяти для истории искусства, поскольку это был период объединения искусства. Либерти было в 1914 году, Либерти мы находим и в 1920. Но это уже уставший и лишенный естественности стиль. Настоящий стиль - первый блеск двадцатого века - уже вышел из моды. И все мы знаем, как жесток человек с уходящей модой, которая только-только пришла в упадок» [1, р. 5]. И, несмотря на такое определение, как «мода», тот же автор буквально в следующих строках признает то, что Либерти, по сути, из итальянской культуры и действительности никуда и никогда насовсем не уходило: «Не все приметы этой моды исчезли безвозвратно .кто-то сохранил столовую, кто-то родительскую спальню ...многие вазы, многие рамы были выброшены или проданы старьевщикам, некоторые стулья, покрытые белыми чехлами, помещались

в ванных комнатах и на кухнях, антресоли и кладовые приняли в себя упадок Либерти» [1, р. 6].

Ностальгия и трансформация уже привычных форм во что-то новое - эти понятия могут рассматриваться как ключевые для описания стиля Либерти. И именно они отличают итальянский вариант модерна от других европейских примеров. Рассмотрим подробнее саму природу этого явления на итальянской почве. И если о понятии трансформации мы уже говорили выше - как о примере восприятия Либерти как формы перерождения Барокко (речь, повторюсь, идет в основном о центральной Италии), то о ностальгической природе рецепции Либерти стоит сказать отдельно.

Для итальянской культуры в целом этот узнаваемый образ настолько прочно закрепляется в общественном сознании как практически синоним счастья или какой-то эпохи «до всего плохого», что мы регулярно встречаем его, например, в качестве эмблемы детства в разных жанрах искусства, и особенно он узнаваем в кинематографе. К примеру, если пересмотреть «Амаркорд» Феллини, то следующая «цитата» бросается в глаза, так как во многом это история «о детстве», а, «говоря о Либерти, мы призываем тех, кто рожден до Первой мировой войны - вспомнить свое детство, для тех, кто был рожден между двумя войнами - вспомнить окружение своих родителей, для тех, кто был рожден после последней войны - мы восстановим притягательный в своем очаровании каменный век (век камня)» [1, р. 6]. Так вот, в этом кинематографическом полотне все декорации - то есть надписи, стилистика реклам и вывесок и другие «узнаваемые» вещи - существуют именно в указанном стилевом ключе. Такая же ситуация, немного более отдаленно, намечена в «Малене» Торнаторе. Одним словом, «включая» ностальгию, итальянский автор неизбежно обращается именно к Либерти.

Хочется еще сказать и про то, что современное искусство во многом представляет собой ростки семян, рассеянных еще в период Белль Эпок. По существу, Либерти открыл дорогу для футуризма, поскольку ознаменовал своим появлением однозначный разрыв с Академией. Либерти как принцип жизнеустроения открыл новую концепцию стиля в искусстве как такового -идею тоталитарного стиля, идею, которая получит большое будущее. Итальянцам всегда хорошо удавались программные заявления, в двадцатом веке они перехватят у французов эстафету создания манифестов. Лозунги и четкое, программное строительство новой реальности станет для Италии приоритетом на весь ХХ век: от стиля Либерти - к футуризму, фашизму и, наконец, во многом тоталитарному итальянскому дизайну, вот уже не одно десятилетие видоизменяющему весь мир по принципу «made in Italy».

Наконец, именно в лоне Либерти были сформированы новые принципы мира, культуры и отношения к нему, этот стиль по праву можно назвать во многих отношениях стилем, открывшим дорогу тому, что в современном языке называется культурой массовой. И таких параметров новаторства Либерти много. Главным и уникальным остается его удивительная способность ассимилировать, притягивать к себе и вбирать в себя все новые и новые сферы, все новые и новые поколения, оставаясь для одних - ностальгией, для других - новой реальностью.

Библиографический список

1. Brosio V. Lo stile Liberty in Italia. - Milano, 1967. - P 14.

2. Cremona I. Il tempo delF’Art Nouveu. -Firenze, 1964.

3. D ’Annunzio G. Il Piacere. - Roma: Mondadori, 2004.

4. Medsen T. Art nouveau. - London, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.