1Е.В. Пилюк
СТИЛЬ ЛИБЕРТИ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена итальянскому стилю Либерти как своеобразному феномену культуры, который долгое время оставался без должного внимания исследователей. Автор анализирует его отличия от общеевропейского стиля модерн и выделяет ключевые понятия - трансформация (национальных традиций) и ностальгия (по прошлому как образу детства). Рассматривается связь стиля Либерти с явлениями культуры и искусства Италии в ХХ в.
Ключевые слова: стиль Либерти, модерн, трансформация, ностальгия.
«Либерти» - это термин, обозначающий итальянскую версию стиля модерн. На рубеже Х1Х-ХХ вв. этот стиль искусства и культуры появился во всех странах Европы, но со своими нацио-нальнми особенностями. Примерно за 20 лет своей короткой жизни «модерн» успел родиться, расцвести и прийти в упадок, после чего этот стиль почти везде был заклеймен как «вкусовщина» или даже «дурновкусие», а потом надолго забыт. Только в 1970-е гг. модерн вновь вошел в поле научного интереса, но и сегодня возникает потребность заново осмыслить место этого стиля в истории европейской культуры. Особый интерес вызывает его специфика в тех странах, которые имеют мощную художественную традицию, - таких как Италия.
Во Франции, Германии и Англии стиль модерн оказался логическим продолжением явлений, присутствующих в культурной памяти их народов. Так, для Франции модерн явился своего рода формой перерождения стиля рококо, для немецкоязычных стран -ре-версией стилистики эпохи романтизма; английских прерафаэлитов иногда относят к одному из первых примеров модернистского искусства. В других европейских странах модерн воспринимался
© Пилюк Е.В., 2010 188
как чужой вполне сложившийся стиль, каноны и принципы которого накладывались на прежнюю национальную традицию более или менее удачно.
Может показаться, что этот «новый» стиль совершенно чужд итальянскому искусству и культуре. В самом деле, подвижность, ассиметричность, витиеватость и перегруженность модерна противоречат стройной концепции классического искусства, образу римского наследия Италии. Национальная культура страны имеет столь мощные корни, что новое модное веяние вряд ли могло ее поколебать1.
В архитектуре почти каждого итальянского города можно найти примеры влияния стиля Либерти, однако его элементы хорошо «вписаны» в городской пейзаж, не выделяются на его фоне. Возникает вопрос: как они могут не выделяться, если один из главных принципов стиля модерн - именно выделиться любой ценой? Как получилось, что итальянская культура, приняв в свою орбиту чужеродный пластический стиль, сумела гармонично вписать его в собственные художественные традиции?
Чтобы ответить на эти вопросы, стоит вспомнить некую общую тенденцию итальянской культуры, особенно ярко проявляющуюся в ее языковых принципах. Для новых иностранных слов итальянцы чаще всего (в 90% случаев) подбирают их эквиваленты в собственном языке или произносят такие слова в полном соответствии с итальянскими речевыми нормами2.
Для того чтобы воспринять стиль Либерти, итальянцам нужно было почувствовать естественность его произрастания на итальянской почве. Для жителей Италии, особенно центральной части страны, Либерти - это перерождение стиля барокко (второго по значимости после античных стилей). Италия, безусловно, долго стремилась к объединению, но юридически единое государство появилось только в 1861 г., и до сих пор отчетливо проявляются его региональные особенности. Жители говорят на разных диалектах итальянского языка и чаще всего идентифицируют себя с «малой родиной» (областью, провинцией, городом); слова «я итальянец» можно услышать довольно редко. Эта региональность, безусловно, проявляется и в стилистике архитектуры, изобразительного искусства Италии.
Однако в конце XIX - начале XX в. идеология единства приобрела в Италии программный характер и стимулировала развитие основных художественных, социальных и политических процессов. Переход к «модернистскому» стилю Либерти позволил подчеркивать и единство нового государства, и его современность. В самой природе модерна заложена идея унификации культур,
Е.В. Пилюк
приведения всех художественных практик к общему знаменателю. Всепроникающее искусство модерна визуально представлено специфической линией, «извивающейся как сигаретный дым» (по определению журнала «Югент»).
В конце XIX в. Италия находилась «на периферии» Европы, выполняя роль культурной резервации, музея под открытым небом, а также роль непременного пункта гранд тура для любого образованного любителя искусства. Для самой Италии это было время заимствованной моды на стиль Либерти, который позволял стране «шагать в ногу» со временем. Этот стиль был понятен и приятен всем европейцам, он становился «тоталитарным» - узнаваемым и всепоглощающим, способным управлять реальностью. Это был «мягкий» тоталитаризм, предполагающий визуальное и идеологическое равенство, однако он оказался родственным будущим жестким режимам ХХ века. Стиль Либерти с самого начала был политизирован, что проявилось, в частности, в выборе Италией его прототипа и первоисточника: это был не французский модерн (казалось бы, самый развитой в Европе), а его английский вариант, реже - австрийский. На рубеже XIX-XX вв. в Италии господствовала англомания - мода на все английское, в том числе на английский язык.
Об «английском» уклоне итальянского модерна говорит само его имя - Либерти (которое сначала употреблялось наряду с названием «флореаль»). Присвоение художественному стилю имени собственного (написания с большой буквы) необычно и несколько двусмысленно. В тексте Каталога выставки современного искусства в Нью-Йорке Итало Кремона утверждал, что «итальянцы, несомненно, прекрасно понимали двойное значение этого имени»3. Дело в том, что итальянское название стиля «модерн», созвучное со словом «свобода» (liberté), было связано с торговым домом Liberty, основанным в 1875 г. сэром Артуром Лесенби Либерти (Arthur Lasenby Liberty). Именно эта английская компания начала поставлять в Италию различные изделия в стиле модерн. Валентино Бросио отмечал, что далеко не все итальянцы знали о существовании компании Liberty, но для них это иностранное слово выражало экзотичный новый стиль. По мнению того же автора, если бы этот стиль «быстро пришел в упадок, траур по нему был бы недолгим, как по дальнему родственнику, рожденному в чужой стране»4.
Этот прогноз оправдался: сразу после того, как стиль Либерти вышел из моды, на протяжении нескольких десятилетий он подвергался беспощадной критике, и в этом отношении Италия не была исключением. Некоторые историки связывают негативное
отношение к стилю Либерти с представлением о его связи с фашистской идеологией. Конечно, это несправедливо (достаточно просто сравнить даты), но в культурной памяти итальянцев застрял тот факт, что в лагерь фашистов перешел один из главных протагонистов стиля Либерти - Д'Аннунцио.
К концу 1960-х годов ужасы Второй мировой войны уже уходят в прошлое, на улицах итальянских городов почти не остается развалин и следов бомбардировок. Однако послевоенный мир оказался не таким, как все ждали, и тогда пришло время ностальгии по прошлому - довоенной жизни и искусству в стиле модерн. Одна за другой рождаются восторженные статьи, монографии, выставки, посвященные той теме, о которой все усердно пытались забыть на протяжении полувека. В предисловии к своей книге В. Бросио говорит о себе: «Тот, кто пишет, а вместе с ним и большая часть итальянцев, родился в период, который у нас принято называть периодом Либерти»5. Этим объясняется похожесть послевоенных публикаций на автобиографии, на воспоминания о своем счастливом детстве, - впрочем, даже не отдельного автора, а всей нации. Итало Кремона пишет: «За сыновьями всегда стоят отцы... не желающие идти на компромисс ни с чем и ни с кем; они хранили в своих домах издания Бодлера, По, Уайльда»6.
Биография стиля модерн (даты его рождения и смерти) в работах итальянских исследователей несколько отличается от версии, принятой в большинстве других стран. Считается, что этот стиль появился в последнее десятилетие XIX в., но для итальянцев знаковым событием рождения идеи Либерти стала публикация в 1889 г. программного романа Габриэле д'Аннунцио «II Р1асеге» (в русском переводе - «Наслаждение»). Его автор попытался создать своеобразный «учебник жизни» для людей своего поколения, явно ориентируясь на английские и французские примеры (роман «Наоборот» Гюисманаса и «Портрет Дориана Грея» Уайльда). Главный тезис этого «учебника» вправе считаться эпиграфом ко всему стилю Либерти: «Ты должен творить свою жизнь так, будто творишь произведение искусства»7.
В сфере художественной культуры влияние нового стиля проявилось в Италии позже: некоторые авторы датируют его рождение 1902 г., когда в Турине проходила Всемирная выставка. Однако Т. Медсен, фундаментальная работа которого по истории искусства Арт Нуво считается классической, связывает 1902 год с началом угасания этого стиля8. Большинство исследователей согласны с В. Бросио в том, что «после первой мировой войны Либерти становится стилем и вкусом, который кажется доисторическим»9. Тот же автор замечает:
Е.В. Пилюк
Однако не все приметы этой моды исчезли безвозвратно. <...> Кто-то сохранил столовую, кто-то родительскую спальню... многие вазы, многие рамы были выброшены или проданы старьевщикам, некоторые стулья, покрытые белыми чехлами, помещались в ванных комнатах и на кухнях, антресоли и кладовые приняли в себя упадок Либерти10.
Либерти отличается от других европейских вариантов стиля модерн особенностями, которые можно обозначить двумя ключевыми понятиями - трансформация и ностальгия. О первом из них мы уже говорили как о перерождении стиля барокко, а ностальгия о том, что было «до всего плохого», весьма характерна для всей итальянской культуры. Образ такой ушедшей эпохи, как эмблема детства и синоним счастья, встречается в разных жанрах итальянского искусства и особенно узнаваем в его кинематографе (вспомним, например, «Амаркорд» Феллини). В подтверждение этого тезиса приведем еще одну цитату из книги В. Бросио:
Говоря о Либерти, мы призываем тех, кто рожден до первой мировой войны, вспомнить свое детство, тех, кто был рожден между двумя войнами, - вспомнить окружение своих родителей, а для тех, кто был рожден после последней войны, мы восстановим притягательный в своем очаровании каменный век11.
В самом деле, в «Амаркорде» все кинематографические декорации представлены именно в ностальгическом ключе - такова стилистика рекламы, вывесок и других «узнаваемых» вещей; тот же подход намечен и в «Малене» Торнаторе. Одним словом, каждый итальянский мастер, испытывающий ностальгию, неизбежно обращается именно к стилю Либерти.
Хочется сказать, что современное итальянское искусство во многом взращивает всходы тех семян, которые были посеяны в короткий период цветения стиля Либерти. Именно он расчистил дорогу для футуризма, обозначив окончательный разрыв с Академией и открыв новую страницу в принципах жизнеустройства. Итальянцам всегда хорошо удавались программные заявления, и в ХХ в. они перехватили у французов эстафету в деле создания манифестов искусства, ведущих в будущее. В итоге современная массовая культура уже несколько десятилетий пытается навязать всему миру дизайн «made in Italy».
Примечания
1 Многие итальянцы убеждены, что никакого стиля модерн в их стране не было. В самом деле, он практически не отразился в облике итальянских городов, за исключением отдельных «программных» конструкций (вроде квартала Копеде в Риме).
2 Характерный пример: итальянцы произносят английское слово manager как «манеджер», связывая его с итальянским la mano («рука»): ведь манеджер -это человек, кто руководит. Эта особенность восприятия всего чужого выходит за границы филологии и распространяется на всю итальянскую культуру.
3 Cremona I. Il tempo dell'Art Nouveu // Italo Cremona. Firenze: Adelfi, 1964. P. 19.
4 Brosio V. Lo stile Liberty in Italia // Vlentino Brosio. Milano: Enaudi, 1967. Р. 14.
5 Ibid. Р. 5.
6 Cremona I. Op. cit. P. 10. D'Annunzio G. Il Piacere // D'annunzio Gabriele. Roma, Mondadori, 2004. Р. 24.
8 Medsen Stephan T. Sources of Art Nouveau // Stephan T. Mеdsen. N.Y.: Da Capo Press, 1989. Р. 29.
9 Brosio V. Op. cit. Р. 12.
10 Ibid. Р. 6.
11 Ibid. Р. 10.
7