Научная статья на тему 'Республика Фьюме: между эстетической кампанией и политическим произведением искусства'

Республика Фьюме: между эстетической кампанией и политическим произведением искусства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / АВАНГАРДНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РЕСПУБЛИКА ФЬЮМЕ / Г. Д'АННУНЦИО / ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ / POLICODE TEXT / AVANT-GARDE DISCOURSE / POLITICAL DISCOURSE / REPUBLIC OF FIUME / GABRIELLE D''ANNUNZIO / PERFORMATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Ольга Викторовна

Анализируется проект независимого государства Республика Фьюме (сентябрь 1919 декабрь 1920 г.), возглавляемого итальянским поэтом, драматургом и политическим деятелем Г. Д'Аннунцио, как поликодовый художественный текст, включающий вербальный (слоганы, лозунги, тексты речей), визуальный (герб, листовки, плакаты), аудиальный (музыкальные концерты) и кинетический (ритуальные жесты, выступления Д'Аннунцио с балкона) коды. Такой поликодовый художественный текст интерпретируется, с одной стороны, как реализация романтической идеи «тотального произведения искусства», а с другой как текст, преодолевающий романтическо-символистскую традицию и ориентированный на создание нового языка и новой семиотики, что обусловлено его междискурсивностью (взаимодействие художественного и политического дискурсов), постоянной сменой контекстов (художественного и эмпирического) и приводит к нарушению целостности структуры художественного произведения и невозможности конструирования устойчивого значения. Исследование поликодового текста «Республика Фьюме» проводится с учетом методов лингвопрагматики и анализа взаимодействия дискурсов и направлено на выявление специфики перформативности как особой действенности текста, способной трансформировать окружающую реальность, что стало причиной их адаптации Муссолини при формировании вербальной и невербальной семиотики фашистской партии. Среди основных особенностей перформативности текста «Республика Фьюме» выделяются: повышенный «политический потенциал» высказывания, определяемый доминированием неоднозначности над цитатностью; эксплицитное нарушение существующих конвенций и норм, а также особенности формирования субъекта, в структуре которого совмещаются индивидуалистические и коллективистские установки, а следование конвенциональным практикам совмещается с их нарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of fiume: between the aesthetic campaign and the political works of art

The article addresses the “project” of “The Free state of Fiume”, or “The Republic of Fiume”, which existed from September 1919 to December 1920 under the authority of Italian poet, playwright and politician Gabrielle D'Annunzio, as a polycode artistic-literary text comprising following models: verbal (slogans, mottos, speeches), visual (coat of arms, leaflets, posters), audial (musical concerts) and kinetic (ritual gestures, D'Annunzio's speeches from the balcony). Interpretation of such polycode text focuses on the realization of the “total work of art” romantic idea, as well as on the overcoming the romantic-symbolist tradition and on the orientation toward the creation of a new language and new semiotics. The latter is based on its interdiscursive text nature, such as the interaction of literary and political discourses, and on a constant shifting of literary and empirical contexts that leads to a violation of the structural text integrity and the inability to constructing sustainable meaning. Studying the polycode text “The Republic of Fiume” is conducted in respect with linguistic pragmatics and interaction of discourses analysis methods, including the analyses of the performativity features as a special text availability to transform reality. This performativity features caused their adaptation by Mussolini in the formation of the verbal and non-verbal semiotics of the fascist party. There are main features of the text “The Republic of Fiumeperformativity, such as the increased “political potential” of the utterance, determined by the dominance of ambiguity over citations; an explicit violation of existing conventions and norms, as well as the specific subject structure that is formed from individualistic and collectivistic identities, as well as from the adherence to conventional practices and their violation.

Текст научной работы на тему «Республика Фьюме: между эстетической кампанией и политическим произведением искусства»

УДК 81'42

Б0110.25513/2413-6182.2018.3.155-171

РЕСПУБЛИКА ФЬЮМЕ: МЕЖДУ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАМПАНИЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА*

О.В. Соколова

Институт языкознания РАН (Москва, Россия)

Аннотация: Анализируется проект независимого государства Республика Фью-ме (сентябрь 1919 - декабрь 1920 г.), возглавляемого итальянским поэтом, драматургом и политическим деятелем Г. Д'Аннунцио, как поликодовый художественный текст, включающий вербальный (слоганы, лозунги, тексты речей), визуальный (герб, листовки, плакаты), аудиальный (музыкальные концерты) и кинетический (ритуальные жесты, выступления Д'Аннун-цио с балкона) коды. Такой поликодовый художественный текст интерпретируется, с одной стороны, как реализация романтической идеи «тотального произведения искусства», а с другой - как текст, преодолевающий ро-мантическо-символистскую традицию и ориентированный на создание нового языка и новой семиотики, что обусловлено его междискурсивностью (взаимодействие художественного и политического дискурсов), постоянной сменой контекстов (художественного и эмпирического) и приводит к нарушению целостности структуры художественного произведения и невозможности конструирования устойчивого значения. Исследование поликодового текста «Республика Фьюме» проводится с учетом методов лин-гвопрагматики и анализа взаимодействия дискурсов и направлено на выявление специфики перформативности как особой действенности текста, способной трансформировать окружающую реальность, что стало причиной их адаптации Муссолини при формировании вербальной и невербальной семиотики фашистской партии. Среди основных особенностей перформативности текста «Республика Фьюме» выделяются: повышенный «политический потенциал» высказывания, определяемый доминированием неоднозначности над цитатностью; эксплицитное нарушение существующих конвенций и норм, а также особенности формирования субъекта, в структуре которого совмещаются индивидуалистические и коллективистские установки, а следование конвенциональным практикам совмещается с их нарушением.

Ключевые слова: поликодовый текст, авангардный дискурс, политический дискурс, Республика Фьюме, Г. Д'Аннунцио, перформативность.

* Подготовлено при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МД-6378.2018.6) в Институте языкознания РАН.

© О.В. Соколова, 2018

Для цитирования:

Соколова О.В. Республика Фьюме: между эстетической кампанией и политическим произведением искусства // Коммуникативные исследования. 2018.

№ 3 (17). С. 155-171. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.155-171.

Сведения об авторе:

Соколова Ольга Викторовна, доктор филологических наук, старший научный сотрудник

Контактная информация:

Почтовый адрес: 125009, Россия, Москва, Большой Кисловский пер., 1/1

E-mail: faustus3000@gmail.com Дата поступления статьи: 01.06.2018

1. Введение

Г. Д'Аннунцио (1863-1938], вместе с Дж. Кардуччи и Дж. Пасколи составляющий триаду, чья эстетическая программа повлияла на всю итальянскую поэзию ХХ в., достиг всемирной известности благодаря не только вкладу в культуру, но и своей социально-политической деятельности. Популярность Д'Аннунцио в Италии была столь огромна, что его, единственного после Данте поэта, именуют с большой буквы и с определенным артиклем - Il Poeta. Биографии Д'Аннунцио, соединившего в формате одной человеческой жизни типы разных ролевых субъектов (поэт, драматург, летчик, революционер, политик и т. д.] и преодолевшего границу между художественной и эмпирической реальностью, реализовав в своих политических проектах сюжетные линии собственных более ранних драм и поэм, посвящены многочисленные работы (см., напр.: [Ledeen 1977; Salaris 2008; Franzinelli, Cavassini 2009]].

Обращаясь к особенностям эстетики и поэтики Д'Аннунцио, необходимо отметить сочетание в его творчестве влияний классической итальянской литературы (прежде всего язык «Божественной комедии» Данте Али-гьери, в которой высокая риторика и патетика переплетаются с бытовой лексикой], развитие романтическо-символистских и декадентских установок, а также разработку авангардной художественной программы. Синтез таких полярных эстетических установок реализовался в виде оригинального художественного языка Д'Аннунцио - так называемого «д'аннунциан-ского стиля», характеризующегося комбинацией торжественно-патетической лексики с поисками «освобожденного» итальянского языка, который проявился и в широчайшем метрическом диапазоне: от «варварской метрики» («Новая песня», 1882], средневековых и ренессансных метрических форм: баллады, мадригала и сестины - до свободного стиха (автобиографическая поэма «Майя», 1903; поэма в стихах «Ноктюрн» 1916, 1921] и экспериментальной метрики («Электра», «Алкион», 1903].

В основе эстетической программы Д'Аннунцио, ориентированной на синтез художественного и эмпирического, архаики и неологии и смешение стилей, была заложена прагматическая установка на создание «тотального произведения искусства»1, субъектом и референтом - в эмпирической действительности - которого является сам автор. Среди базовых эстетических компонентов романтической концепции «тотального произведения искусства» можно выделить, во-первых, установку на универсализм, реализуемую в формате синтеза различных видов искусства посредством преодоления границ между формами эстетической презентации, и, во-вторых, установку на междискурсивность, заявленную уже на генетическом уровне (термин Gesamtkunstwerk стал выражением рефлексии романтиками, и прежде всего Р. Вагнером, древнегреческих и римских философских концепций об идеальном политико-эстетическом единстве, подробнее об этом см.: [Shaw-Miller 2014]] и получившую мощный эстетический и политический резонанс в середине XIX в. Романтическая идея «тотального произведения искусства» вошла в широкий европейский контекст, оказав мощное влияние на культуру ХХ в., и получила многочисленные вектора развития в направлениях модернизма и авангарда (подробнее см.: [Heibach 2011]].

Учитывая различные аспекты влияния идей Вагнера на художественное творчество и жизнетворчество Д'Аннунцио, которые рассматривались в работе [Roberts 2011], в настоящем исследовании мы обратимся к анализу такого уникального примера тотального произведения искусства, как Республика Фьюме, получившая обозначения «Город Жизни», «Порт Любви» и «Республика Красоты» и впервые в истории возглавлявшаяся и управлявшаяся поэтом. Создание Республики Фьюме стало следствием недовольства итальянцев мирным договором, подписанным после Первой мировой войны, и возможности потери г. Фьюме, статус которого оказался спорным, поскольку на него претендовало также Королевство сербов, хорватов и словенцев. Не согласный с возможностью такого решения и одержимый гарибальдийскими идеями итальянского Рисорджи-менто, Д'Аннунцио с целью возрождения национального и территориального единства итальянской нации 12 сентября 1919 г. вместе с 2 500 солдатами въехал в Фьюме на красном «фиате», приветствуемый овациями местного населения. Это триумфальное мирное «взятие» города получило название «Святой Въезд». Ровно через год Д'Аннунцио объявил Фью-ме независимой республикой, «освобожденной» от власти итальянского государства и от иностранной интервенции. Республика просуществова-

1 «Тотальное произведение искусства» (от нем. Gesamtkunstwerk - «цельное художественное произведение»; в современной гуманитарной науке употребляется также как «универсальное произведение искусства», «идеальное произведение искусства», «синтетическое произведение искусства») - термин, введенный Р. Вагнером для обозначения универсального художественного произведения, представляющего собой синтез элементов различных видов искусства.

ла до 30 декабря 1920 г., - день, когда город был обстрелян итальянским флотом, был назван «Кровавым Рождеством».

2. Республика Фьюме как поликодовый текст

Представляется интересным рассмотреть особенности организации Республики Фьюме как поликодового текста, построенного по модели «тотального произведения искусства», в структуре которого, с одной стороны, реализуются принципы преодоления эстетических барьеров, проявляющиеся через синтез искусств, что связано с вектором развития романтической традиции в начале ХХ в. С другой стороны, проект Фьюме маркирует преодоление романтическо-символистской традиции, поскольку основной прагма-эстетической интенцией Д'Аннунцио является создание нового языка и новой семиотики, что связано с особой организацией текста, основанного на взаимодействии художественного и политического дискурсов и на постоянной смене художественного и эмпирического контекстов. Такие особенности обусловливают нарушение целостности структуры художественного произведения и невозможность конструирования устойчивого значения (подробнее об этом см.: [Бюргер 2014; Сироткин 2006; Фещенко 2009]].

Важно подчеркнуть, что такая значимость авангардных установок на создание нового языка, характерная для творчества Д'Аннунцио, не только реализовалась в художественных текстах поэта, но и получила теоретическую рефлексию в работах современников, в частности в статьях итальянских футуристов. Показательна в этом отношении поэма «Ноктюрн» (первая публикация - 1916 г., окончательное издание с редакциями автора - 1921 г.], вызвавшая большой резонанс среди читательской аудитории. Поэме была посвящена статья «Д'Аннунцио и слова на свободе» в журнале «Иль Футуризмо», содержавшая отзывы критиков об экспериментах поэта в области словообразования. Отдельное внимание уделялось окказионализмам, созданным по типу «слов на свободе», основному принципу создания слов нового поэтического языка, разработанному Ф.Т. Маринетти1 и оказавшему влияние на творчество Д'Аннунцио. По словам Б. Прателла, использование такого способа словообразования позволяет Д'Аннунцио создать те же эффекты, что и в «Битве при Адрианополе» Маринетти2, например: уатре уатре уатре - у Маринетии и УоШ уоШ уоШ - у Д'Аннун-

1 В новом поэтическом приеме parole in libertà (или paroliberto) Ф.Т. Маринетти совместились черты военного репортажа, речи возбужденного человека и рекламного объявления. Теоретическое осмысление parole in libertà получили в манифесте Distruzione della sintassi - Immaginazione senza fili - Parole in liberta (1913). Среди классических примеров «слов на свободе» можно назвать «Битва Вес + Запах» (Battaglia peso + odore, 1912), которая была добавлена к «Техническому манифесту футуристической литературы», и кульминационный сборник «Дзанг Тумб Тум» (Zang Tumb Tuuum: Adrianopoli Ottobre 1912: Parole in Libertà, 1914).

2 D'Annunzio e le parole // Il Futurismo. 1922. № 2. P. 1-2. Цит. по: Verdone M. Dram-maturgia e arte totale: l'avanguardia internazionale: autori, teorie, opere. Rubbettino Editore, 2005. P. 37.

цио: Vólti vólti vólti, tutte le passioni di tutti i vólti, scorrono attraverso il mio occhio piagato, innumerabilmente, come la sabbia calda attraverso il pugno. Nessuno s'arresta. Ma li riconosco1 / Лица лица лица, все страсти всех лиц, льются сквозь мой раненый глаз, бесчисленно, словно горячий песок просачивается сквозь кулак. Никто из них не остановится. Но я узнаю их (пер. мой. - О. С.).

3. Междискурсивность Республики Фьюме

Таким образом, учитывая междискурсивную природу Республики Фьюме, которая возникает на пересечении политического и художественного дискурсов, а также отмечая ориентацию на авангардную работу с языком, характерную для творчества Д'Аннунцио, можно рассмотреть Республику Фьюме как авангардный художественный текст, поликодовый формат которого позволил поэту реализовать идеи создания нового языка и новой семиотики. Учитывая особую роль языка в исследуемой «художественно-политической» системе, который выступает в роли не только пассивного орудия описания информации, но и активного участника, влияющего на ее формирование и изменение, необходимо подчеркнуть особую перформативность анализируемого текста, создаваемого на пересечении политического и авангардного дискурсов.

Понимание перформативности в настоящем исследовании восходит, с одной стороны, к традиции М.М. Бахтина и В.Н. Волошинова и сформированной в их трудах «парадигмальной» концепции диалога, включающей «продуктивную» модель языка как равноправного участника диалога, влияющего на формирование события2, а с другой стороны, к «теории речевых актов» Дж. Остина, который также акцентирует процессуаль-ность природы языка и его продуктивное влияние на формирование и развитие коммуникативной ситуации, выделяя констативы, описывающие факты окружающей действительности, и перформативы, оказывающие воздействие на действительность, не отражая, а меняя ее.

Вслед за Дж. Остином Х. Арендт и Г. Маркузе применяют концепцию перформативности при анализе политических текстов, для создания которых требуется организация публичного пространства и присутствие адресата. В дальнейшем понятие перформативности было переосмыслено М. Джеем в связи с категорией воображения, что позволило распространить его на художественные тексты. М. Джей развивает идею о перформа-тивном потенциале художественного текста, сопоставляя его с политическим и отмечая, что несмотря на заложенную в обоих типах текстов пер-фомативность, «художественная выдумка» отличается от «политической лживости» величиной последствий и влиянием на реальность [Jay 2010].

1 D'Annunzio G. Notturno. URL: http://www.classicitaliani.it/D'annunzio/prosa/Nottur-no.htm.

2 О сопоставлении концепций диалога М.М. Бахтина и В.Н. Волошинова подробнее см.: [Юрчак 2014].

В отличие от констатации фактов (в политических текстах] или подражания, мимесиса (в художественных текстах], тексты, обладающие «перфор-мативным потенциалом», представляют собой тексты-действия, меняющие сознание реципиента и трансформирующие окружающую реальность.

В этом плане интересно выявить особенность перформативности Республики Фьюме как текста, сформированного на пересечении политического и авангардного дискурса и, таким образом, не только наделенного типологическими особенностями каждого из дискурсов одновременно, но и обладающего собственным «перформативным потенциалом».

Выделяя конститутивные признаки политического дискурса, исследователи отмечают, что его целью является «захват и удержание власти» [Шейгал 2000; Демьянков 2002; Иссерс 2008], что влияет на формирование особой коммуникативной ситуации, отличающейся обостренной полемичностью и обладающей чертами театрализованной агрессии. Сообщения политического дискурса не констатируют положение дел, а убеждают адресата совершить действия, выступая в роли перформативов. Таким образом, перформативный потенциал политического дискурса зависит от эффективности достижения обозначенной цели манипуляции сознанием адресата и - соответственно - трансформации окружающей реальности.

Говоря о дискурсивных чертах авангарда, необходимо отметить, что он занимает особое место в системе художественных дискурсов, позволяющее анализировать авангардные тексты в аспекте перформативности и «перформативного потенциала» (подробнее см.: [Соколова 2014]]. Это связано с активизацией прагматического компонента и ориентацией на преодоление границ между искусством и реальностью, замену органического, целостного произведения искусства на неорганическое, части которого «эмансипированы» от целого [Бюргер 2014: 124].

Перформативный потенциал авангардного дискурса позволяет обособить его по отношению к другим типам эстетического дискурса и сопоставить с политическим дискурсом, поскольку в авангарде «художественная выдумка» переходит в категорию «искусства-жизнестроительства», а среди дискурсивных целей авангарда выделяется преодоление границ между реальностью и искусством.

Целью авангардного дискурса является создание нового художественного языка и формирование новой реальности, что осуществляется посредством нарушения языковых конвенций и разрушения устойчивых референциальных связей между знаком и объектом в реальной действительности. Специфика коммуникативной ситуации в авангардном дискурсе (в отличие от других типов эстетического дискурса] проявляется в двойной адресации: характерный для поэзии в целом автокоммуникативный принцип взаимоотношения реципиентов сосуществует с активной направленностью текста на адресата. При этом в авангарде отмечается направленность на отрицательную реакцию получателя, а коммуникативной

целью является не постижение некоего абсолютного, целостного смысла сообщения, а акцентирование самого процесса его интерпретации.

4. Особенности перформативности поликодового текста «Республика Фьюме»

Среди ключевых типологических черт перформативности Республики Фьюме, пограничной по отношению к авангардной и политической перформативности, можно выделить следующие:

1] «политический потенциал» высказывания: доминирование неоднозначности над цитатностью;

2] эксплицитное нарушение существующих конвенций и норм, де-иерархизация системных отношений;

3] особенности формирования субъекта, в структуре которого совмещаются индивидуалистические и коллективистские установки, а также следование конвенциональным практикам и их нарушение.

Рассмотрим подробнее, как особенности перформативности Республики Фьюме реализуются посредством сочетания различных кодов (вербального, визуального и кинетического].

4.1. Повышение «политического потенциала» текста в конвенциональных речевых актах и ритуальных практиках

В концепции перформативности постулируется, что невозможность заранее однозначно определить смысл высказывания, который проявляется только в актуальной коммуникативной ситуации, играет решающую роль в процессе смыслообразования. При этом, согласно Дж. Остину, если высказывания-констативы могут быть истинными или ложными, то вы-сказывания-перформативы могут быть успешными или неуспешными. Говоря об успешности перформативного высказывания, Дж. Остин подчеркивал, что значимым при его реализации является не только намерение говорящего, но и те социальные условия, в которых оно произносится и которые должны соответствовать принятым «конвенциальным процедурам» и приводить к определенным «конвенциональным результатам» [Остин 1999: 35]. Развивая теорию Дж. Остина, Ж. Деррида выявляет следующие черты конвенционального высказывания, которое должно, с одной стороны, функционировать как цитата из предшествующих высказываний, т. е. обладать свойством воспроизводимости в разных контекстах, а с другой - не должно иметь однозначной интерпретации как в данном контексте, так и в том множестве контекстов, в котором оно может быть произнесено [Derrida 1977: 185-186]. Эти две черты конвенционального высказывания наделяют его особой потенциальностью, связанной с непредсказуемостью и возможностью бесконечного формирования новых смыслов в разных контекстах, что лежит в основе понятия «перформатив-ной силы» как способности высказывания воздействовать на реальность и формировать новые факты и объекты действительности языковыми средствами (подробнее об этом см.: [Culler 1981: 24-25; Юрчак 2014: 82]].

Дж. Батлер определяет заложенный в конвенциональных высказываниях потенциал формирования смысловой и контекстуальной неоднозначности, предопределяющей их способность имплицитно подрывать существующие нормы, как «политический потенциал» [Butler 1997: 161].

Если в традиционном политическом дискурсе «политический потенциал» проявляется имплицитно, то в перформативных высказываниях Республики Фьюме, при обязательном наличии цитатности, приоритет отдается отказу от определенности значения, приводящему к эксплицитному нарушению конвенций. Наиболее показательными перформативами в этом плане являются тексты, реализованные посредством вербального (слоганы, лозунги, речи], визуального (герб) и кинетического («римское приветствие» и жестикуляция] кодов.

Тексты-символы, относящиеся к области политического ритуала и являющиеся элементами стратегии формирования бренда (слоганы, лозунги, речи], которые Д'Аннунцио создавал для Республики Фьюме, не создавались им непосредственно в период существования государства - практически все политические высказывания поэта обладают интер- и мета-текстуальными связями, отсылая к его творчеству довоенного периода, и прежде всего - к ранним драмам.

Так, в драме «Корабль» (1908] оказались переплетены религиозные мотивы, националистические и патриотические идеи, что позволило современникам воспринять ее как «предначертание судьбы», выражающее идею возрождения великой итальянской нации (подробнее об этом см.: [Choate 1997]]. Интересно проследить трансфер лозунга, впервые прозвучавшего в «Корабле», из художественного дискурса - в политический. В 1915 г., когда Италия вступила в Первую мировую войну, начав боевые действия против Австро-Венгрии, Д'Аннунцио принял в них участие как авиатор, и повторил лозунг своего героя Марко Гратико: A te verrá la gloria de' miei mari, / il lino il pino il róvero la pece/ e il ferro per le tue navi, la pietra / l'argento e l'oro per le tue basiliche. / Arma la prora e salpa verso il Mondo1 / К тебе приходит слава всех моих морей. / Сосна и дуб, и лен, и смолы, и железо / для кораблей твоих приходят; серебро / и золото, и камень для церквей приходят. Вооружи корабль и к Миру отплывай2. Впоследствии этот слоган становится частью политической риторики Республики Фьюме.

Еще б0льшим потенциалом возрождения римских традиций и единой итальянской нации наделяются латинские восклицания, характерные для трагедий и поэм Д'Аннунцио, которые становятся национальными лозунгами во время Первой мировой войны. Будучи офицером авиации, Д'Аннунцио приказывал отправляющимся в бой пилотам кричать для поднятия боевого духа: Эйя, эйя, алала! вместо «варварского» Ип! Ип! Ура!

1 D'Annunzio G. La Nave. Milano: Treves, 1908. P. 65.

2 Пер. В. Аносова. Цит. по: Д'Аннунцио Г. Корабль. СПб.: И.Б. Абрамович, 1908. С. 62.

Воодушевляющий возглас эйя является метатекстовым элементом, отсылающим к трагедии «Корабль», алала! - автоцитатой из пьесы «Федра»1. Выкрик Эйя, эйя, алала! становится настоящим лозунгом Республики Фью-ме, обладающим особым эмоционально-экспрессивным зарядом и перфор-мативным потенциалом благодаря приему ономатопеи, лежащему в его основе. Когда Д'Аннунцио входит в город Фьюме, публика ликует и отовсюду слышатся выкрики: Командиру Д'Аннунцио - Эйя, эйя, алала! 2

Можно отметить, что многие лозунги Д'Аннунцио, сформированные в его художественных текстах и использованные им впоследствии для поддержания духа Республики Фьюме, содержат латинизмы и отсылают к римской культуре: Memento audere semper, Iterum rudit leo 'Лев снова ревет', Donec ad metam 'Направляться к цели', Et ventis adversis 'Даже против встречных ветров', Hic manebimus optime 'Здесь нам будет отлично', Dant vulnera formam 'Раны придают форму' и т. д.

Помимо вербального кода передачи конвенционального прецедентного текста Д'Аннунцио использует и визуальный. Объявив Фьюме «освобожденным городом», Д'Аннунцио поднимает над ним эмблему новой «Республики Красоты» - флаг с изображением созвездия Большой Медведицы на пурпурном фоне, окольцованном уроборосом - змеей, кусающей собственный хвост (рис. 1). Все элементы флага оказываются семантически нагружены: по обеим сторонам ярко-красный фон обрамлен цветами триколоров - Фьюме (слева) и Италии (справа), изображение уробороса символизирует бессмертие, восходя к египетской традиции, семь звезд отсылают к образу семи легионеров, которые отказались подчиниться приказу итальянского правительства и остались на стороне Д'Аннунцио в бою под Ронки, поклявшись: «Фьюме или смерть!» Изображенный на флаге девиз Quis contra nos (Кто против нас?) отсылает к изречению святого Павла в послании к римлянам: «Если Бог с нами, кто против нас?»

Рис. 1. Флаг Республики Фьюме

1 D'Annunzio G. Fedra. Rome: L'Oleandro, 1937. 205 p.

2 Kochnitzky L. Fiume et son Prophète // Le Flambeau. 1921. № 1.

Учитывая, что эффективность социальных, политических или клерикальных ритуальных жестов в современной общественной и политической практике может быть весьма высокой [Крейдлин 2002: 58], Д'Аннун-цио помимо визуального и вербального кодов активно использует «язык тела» и разрабатывает специальную жестикуляцию во время произнесения речей. При этом в основе кинетического кода лежит установка на цитацию, позволяющая сформировать специальную ритуальную систему жестов. Например, такой ритуальный жест, как «римский салют» (рис. 2], используемый Д'Аннунцио в знак преемственности римской традиции и для повышения экспрессивности и перформативности сообщений, впервые был обозначен в довоенном художественном творчестве поэта (драмы «Слава», «Огонь»].

Рис. 2. «Римский салют» Г. Д'Аннунцио

Таким образом, можно говорить о высоком «политическом потенциале» Республики Фьюме Д'Аннунцио, в которой совмещаются базовые перформативные принципы цитатности и смысловой незавершенности, зависящей от контекста и обладающей возможностью подрыва существующего политического режима и порождения новых контекстов. Повышение «политического потенциала» происходит за счет наличия одновременно нескольких контекстуальных кругов, влияющих на передачу и интерпретацию высказывания. Во-первых, это интертекстовые связи, формирующиеся за счет отсылки сообщений к конвенциональным высказываниям и ритуалам, относящимся к историческим (древнеегипетским, античным и др.] текстам. Во-вторых, это метатекстовые связи сообщений с довоенным творчеством поэта - многие из лозунгов впервые возникают в ранних драмах Д'Аннунцио. Такая двойная контекстуальность определяет изначально заложенную отправителем многоуровневость интерпретации сообщений в зависимости от контекста и позволяет Д'Аннунцио

сформировать особую поликодовую систему символов и ритуалов в ситуации принципиальной нестабильности системы и направленности на порождение непредвиденных смыслов и последствий.

4.2. Эксплицитное нарушение существующих конвенций и норм, деиерархизация системных отношений

Отмеченная установка на нарушение стабильности системы и стремление к деиерархизации системных отношений как таковых является базовой особенностью Республики Фьюме. В противовес перформативности сообщений политического дискурса, осуществляющего скрытый подрыв норм и ценностей, текст «Республика Фьюме» ориентирован на эксплицитный отказ от любых существующих конвенций, что реализуется посредством как имеющихся кодов (например, вербального кода, реализуемого в разработке нового формата Конституции, написанной в стихах], так и в особом «монтаже» имеющихся кодов, и в использовании новых медиа-каналов.

Среди новых форматов поликодовых текстов, создаваемых посредством «монтажа» разных кодов, можно назвать сочетание музыкального выступления и военного сражения. По приглашению Д'Аннунцио дирижер А. Тосканини, разделявший его политические убеждения, выступил с концертом во Фьюме в 1919 г. во время реального боевого сражения, в котором участвовало около четырех тысяч солдат. Это выступление отразило стремление поэта и дирижера концептуализировать музыку как значимую составляющую политического и социального дискурсов.

Также можно отметить новые медиаканалы, разрабатываемые Д'Аннунцио еще во время его службы в войсках во время Первой мировой войны, которые он продолжал активно использовать во Фьюме. Интерес к авиации, характерный для искусства начала ХХ в. в целом (ср. концепции высокотехнологичного «аэроискусства» и высокоскоростной «аэрожизни» итальянский футуристов], особенно ярко выразился в творчестве Д'Аннунцио - не только в его художественных текстах (роман «Может быть, да, может быть, нет», 1910] и биографии, но и стал источником инспирации в поисках в области новых медиа. В 1918 г. Д'Аннунцио совершил авиаоперацию, получившую название «Полет над Веной», возглавив итальянскую эскадрилью, отправившуюся из Венеции с целью разбрасывания над столицей Австро-Венгрии пропагандистских листовок, окрашенных в цвета итальянского флага. Подобного рода рейды Д'Аннунцио проводил и позже, в том числе во времена Республики Фьюме.

4.3. Особенности формирования субъекта, в структуре которого совмещаются индивидуалистические и коллективистские установки, а также следование конвенциональным практикам и одновременное их нарушение

В авангардном дискурсе индивидуалистические установки всегда доминируют над коллективистскими, что определяется и структурой субъ-

екта, который, в зависимости от авангардного направления, может подвергаться деперсонализации (в концепции беспредметности] либо выступать в качестве репрезентанта социальной действительности (эгофутуризм, творчество В. Mаяковского). Как отмечает M. Джей, перформативный потенциал политического дискурса реализуется в способности преобразовывать индивидуалистические установки и цели в коллективистские.

Учитывая, что «имидж [политика] складывается из многих составляющих: манер, внешности, поступков и, конечно, особенностей речи» [Иссерс 2008: 198], - обратимся к анализу языковых особенностей речей Д'Аннунцио.

В Республики Фьюме структура субъекта формируется за счет сочетания индивидуалистических и коллективистских установок, что реализуется посредством дейктического сдвига от первого лица единственного числа (я; со мной] ко множественному числу (мы; наше], где инклюзивное «мы» маркирует пресуппозицию выражения сообщения говорящим от имени других, включающего и самого адресанта, и адресатов - группу солдат-единомышленников.

Ярким примером номинации субъекта с помощью формы первого лица единственного числа является манифест «Со мной!» (1920], произнесенный Д'Аннунцио как речь с балкона здания правительства Фьюме, в котором он предлагает своему народу восстать против Лиги Наций, создав «Лигу Фьюме»: Tutti quelli che oggi patiscono l'oppressione e la mutilazione, tutti guardano a questo segno. L'ho detto <...> Alla Lega delle Nazioni noi oppor-remo la Lega di Fiume; a un complotto di ladroni e di truffatori privilegiati op-porremo il fascio delle energie pure. Questa è la nostra fede. Questa è la nostra causa... Chi non è con me è contro di me. Chi non è con noi è contro di noi... D'un solo cuore, d'un solo fegato, d'un solo patto, con me, spalla contro spalla, gomito contro gomito, braccio sotto braccio, come quando voi fate la catena per gettare al sole o alle stelle le vostre canzoni vermiglie, con me, compagni con me com-pagno, fedeli a me fedele, con me, fino alla meta e di là dalla meta, fino alla morte e oltre!1/ Все те, кто сегодня страдает от угнетений и увечий, все увидят этот знак. Я говорю... Наша Лига Фьюме будет противостоять Лиге Наций; наш луч чистой энергии будет противостоять заговору воров и привилегированных мошенников. Это наша вера. Это наше дело... Кто не со мной, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас... У нас только одно сердце, одно мужество, один завет, со мной, плечом к плечу, локтем к локтю, так, словно вы соединились в цепь, чтобы вознести ваши ослепляющие песни до самого солнца и до звезд, со мной, товарищи, со мной, товарищ, верные мне, со мной, до последней цели, до смерти и дальше! (пер. мой. - О. С.].

Включение в текст коллективистских установок также реализуется через прямую апелляцию к адресатам (товарищи, товарищ], противопос-

1 D'Annunzio G. Con me! // Fiume. 1920. 30 marzo. P. 2.

тавлений, маркирующих оппозицию «свой / чужой» (Кто не со мной, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас], метафорических и сравнительных оборотов, обозначающих единство коммуникантов (У нас только одно сердце, одно мужество, один завет, со мной, плечом к плечу, локтем к локтю, так, словно вы соединились в цепь].

Перформативная структура субъекта Д'Аннунцио строится, с одной стороны, на сочетании индивидуалистической и коллективистской установок, а с другой - на одновременном следовании конвенциональным практикам и их нарушении. «Цитируя» конвенциональные акты, созданные им самим и перенося их в разные дискурсы и социальные контексты (художественный и политический, довоенного периода и времени Республики Фьюме], Д'Аннунцио формирует особый формат субъекта, в структуре которого совмещаются обыденные конвенциональные практики (бытовые жесты], цитаты, отсылающие к классической истории (римское приветствие] и к собственным текстам (лозунги из драм Д'Аннунцио]. Постоянная смена контекста приводит как к невозможности формирования сообщением определенного значения, так и к незавершенности, внутренней динамичности субъектной структуры, выявление которой возможно только в каждой конкретной коммуникативной ситуации.

5. Заключение

Говоря о взаимодействии дискурсов не только на уровне их пересечения в границах текста, но и в аспекте взаимного влияния художественного и политического дискурсов, можно отметить, что политические жесты, тексты и ритуальные практики, разработанные Д'Аннунцио, были впоследствии заимствованы Муссолини при формировании языка и семиотики фашистской партии для более активного воздействия на массы (подробнее см.: [Roberts 2011]]. Тем не менее важно подчеркнуть различие прагматических установок и эстетических позиций Д'Аннунцио и Муссолини, которое стало очевидным с приходом последнего к власти. Если в основе политической позиции Д'Аннунцио, одержимого идеями национального итальянского единения, лежала концепция эстетической революции -сознания, культуры и языка, по отношению к которой политическая революция была вторичной, то Муссолини, напротив, был ориентирован на достижение собственных диктаторских амбиций.

Таким образом, анализ Республики Фьюме как поликодового текста, сформированного в ситуации взаимодействия авангардного и политического дискурсов, позволил выявить такие особенности его перфор-мативности, как повышенный «политический потенциал» высказывания, определяемый доминированием неоднозначности над цитатностью, эксплицитное нарушение существующих конвенций и норм, а также особенности формирования субъекта, в структуре которого совмещаются индивидуалистические и коллективистские установки, а следование конвенциональным практикам совмещается с их нарушением.

Список литературы

Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C press, 2014. 196 с.

Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования: сборник научных трудов / отв. ред. и сост. В.И. Герасимов, М.В. Ильин. № 3. М.: ИНИОН РАН: Ин-т сравн. политологии: Рос. ассоц. полит. науки, 2002. С. 32-43.

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2008. 284 с.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 581 с.

Остин Дж. Как производить действия с помощью слов. М.: Идея-Пресс, 1999. 332 с.

Сироткин Н.С. О методологии исследования авангардизма, или Семиотические отношения авангардизма к действительности // Семиотика и авангард / ред.-сост. Ю.С. Степанов и др. М.: Академический проект: Культура, 2006. С. 33-43.

Соколова О.В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М.: Гнозис, 2014. 304 с.

Фещенко В.В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М.: Языки славянских культур, 2009. 391 с.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.; Волгоград: Перемена, 2000. 367 с.

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 664 с.

Butler J. Excitable Speech: A Politics of the Performative. New York: Routledge, 1997. 185 p.

Choate M. D'Annunzio's Political Dramas and his Idea-State of Fiume // Forum Itali-cum. 1997. Vol. 31. № 2. P. 367-388.

Culler J. Convention and Meaning: Derrida and Austin // New Literary History. 1981. № 13. P. 15-30.

Derrida J. Signature Event Context // Glyph. 1977. № 1. P. 172-197.

Franzinelli M., Cavassini P. Fiume. L'ultima impresa di D'Annunzio. Milano: Monda-dori, 2009. 237 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Heibach Ch. Avant-Garde Theater as Total Artwork? Media-Theoretical Reflections on the historical Development of Performing Art Forms // The Aesthetics of the Total Artwork: On Borders and Fragments / Ed. by A.K. Finger, D. Follett. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2011. P. 209-226.

Jay M. The virtues of mendacity: on lying in politics. Charlottesville; London: University of Virginia Press, 2010. 241 p.

LedeenM.A. The First Duce: D'Annunzio at Fiume. Baltimore; London, 1977. 225 p.

Roberts D. The Total Work of Art in European Modernism. Cornell University Press, 2011. 304 p.

Salaris C. Alla festa della Rivoluzione. Artisti e libertari con D'Annunzio a Fiume. Bologna: Il Mulino, 2008. 249 p.

Shaw-Miller S. Opsis Melos Lexis: Before and Around the Total Work of Art // Rival Sisters, Art and Music at the Birth of Modernism, 1815-1915 / Ed. by J.H. Rubin, O. Mattis. Farnham, 2014. P. 37-51.

References

Austin, J. (1999), How to Do Things with Words, Moscow, Ideya-Press Publ., 332 p. (in Russian)

Burger, P. (2014), Theory Of the Avant-Garde, Moscow, V-A-C press, 196 p. (in Russian)

Butler, J. (1997), Excitable Speech: A Politics of the Performative, New York, Rout-ledge Publ., 185 p.

Choate, M. (1997), D'Annunzio's Political Dramas and his Idea-State of Fiume. Forum Italicum, Vol. 31, No. 2, pp. 367-388.

Culler, J. (1981), Convention and Meaning: Derrida and Austin. New Literary History, No. 13, pp. 15-30.

Dem'yankov, V.Z. (2002), Politicheskii diskurs kak predmet politicheskoi filologii [Political discourse as a subject of political philology]. Gerasimov, V.I., Il'in, M.V. (Eds.) Politicheskaya nauka. Politicheskii diskurs: Istoriya i sovremennye issle-dovaniya [Political science. Political Discourse: History and Modern Studies], collection of scientific works, No. 3, Moscow, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Publ., Institute of Comparative Political Science Publ., Russian Political Science Association Publ., pp. 32-43. (in Russian)

Derrida, J. (1977), Signature Event Context. Glyph, No. 1, pp. 172-197.

Feshchenko, V.V. (2009), Laboratoriya logosa. Yazykovoi eksperiment v avangardnom tvorchestve [Laboratory of the Logos. Language experiment in avant-garde art], Moscow, Yazyki slavyanskikh kul'tur publ., 391 p. (in Russian)

Franzinelli, M., Cavassini, P, (2009), Fiume. The last enterprise of D'annunzio, Milan, Mondadori Publ., 237 p. (in Italian)

Heibach, Ch. (2011), Avant-garde theater as total artwork? Media-theoretical reflections on the historical development of performing art forms. Finger, A.K., Follett, D. (Eds.) The aesthetics of the total artwork: on borders and fragments, Baltimore, Johns Hopkins University Press, pp. 209-226.

Issers, O.S. (2008), Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech], Moscow, Editorial URSS Publ., 284 p. (in Russian)

Jay, M. (2010), The virtues of mendacity: on lying in politics, Charlottesville, London, University of Virginia Press, 241 p.

Kreidlin, G.E. (2002), Neverbal'naya semiotika: Yazyk tela i estestvennyi yazyk [Nonverbal semiotics: Body language and natural language], Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 581 p. (in Russian)

Ledeen, M.A. (1977), The First Duce: D'Annunzio at Fiume, Baltimore, London, 225 p.

Roberts, D. (2011), The Total Work of Art in European Modernism, Cornell University Press, 304 p.

Salaris, C. (2008), The party of the Revolution. Artists and libertarians, with D'annunzio at Fiume, Bologna, Il Mulino Publ., 249 p. (in Italian)

Shaw-Miller, S. (2014), Opsis Melos Lexis: Before and Around the Total Work of Art. Rubin, J.H., Mattis O. (Eds.) Rival Sisters, Art and Music at the Birth of Modernism, 1815-1915, Farnham, pp. 37-51. Sheigal, E.I. (2000), Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of political discourse], Moscow, Volgograd, Peremena Publ., 367 p. (in Russian) Sirotkin, N.S. (2006), O metodologii issledovaniya avangardizma, ili Semioticheskie otnosheniya avangardizma k deistvitel'nosti [About the methodology of avantgarde research, or Semiotic relations of avant-gardism to reality]. Stepanov, Yu.S. et al. (Eds.) Semiotika i avangard [Semiotics and Avant-garde], Moscow, Akade-micheskii proekt Publ., Kul'tura Publ., pp. 33-43. (in Russian) Sokolova, O.V. (2014), Tipologiya diskursov aktivnogo vozdeistviya: poeticheskii avangard, reklama i PR [Typology of active influence discourses: poetic avant-garde, advertising and PR], Moscow, Gnozis Publ., 304 p. (in Russian) Yurchak, A. (2014), Eto bylo navsegda, poka ne konchilos' [It was forever, until it was over], Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 664 p. (in Russian)

REPUBLIC OF FIUME: BETWEEN THE AESTHETIC CAMPAIGN AND THE POLITICAL WORKS OF ART

O.V. Sokolova

Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

Abstract: The article addresses the "project" of "The Free state of Fiume", or "The Republic of Fiume", which existed from September 1919 to December 1920 under the authority of Italian poet, playwright and politician Gabrielle D'Annunzio, as a polycode artistic-literary text comprising following models: verbal (slogans, mottos, speeches), visual (coat of arms, leaflets, posters), audial (musical concerts) and kinetic (ritual gestures, D'Annunzio's speeches from the balcony). Interpretation of such polycode text focuses on the realization of the "total work of art" romantic idea, as well as on the overcoming the romantic-symbolist tradition and on the orientation toward the creation of a new language and new semiotics. The latter is based on its interdiscursive text nature, such as the interaction of literary and political discourses, and on a constant shifting of literary and empirical contexts that leads to a violation of the structural text integrity and the inability to constructing sustainable meaning. Studying the polycode text "The Republic of Fiume" is conducted in respect with linguistic pragmatics and interaction of discourses analysis methods, including the analyses of the performativity features as a special text availability to transform reality. This performativity features caused their adaptation by Mussolini in the formation of the verbal and non-verbal semiotics of the fascist party. There are main features of the text "The Republic of Fiume" performativity, such as the increased "political potential" of the utterance, determined by the dominance of ambiguity over citations; an explicit violation of existing conventions and norms, as well as the specific subject structure that is formed from individualistic and collectivistic identities, as well as from the adherence to conventional practices and their violation.

Key words: policode text, avant-garde discourse, political discourse, Republic of Fiume, Gabrielle D'Annunzio, performativity.

For citation:

Sokolova, O.V. (2018), Republic of Fiume: between the aesthetic campaign and the political works of art. Communication Studies, No. 3 (17), pp. 155-171. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.155-171. (in Russian)

About the author:

Sokolova Olga Viktorovna, Prof., senior research fellow

Corresponding author:

Postal address: 1/1, Bol'shoi Kislovskii per., Moscow, 125009, Russia

E-mail: faustus3000@gmail.com

Acknowledgements:

Prepared with the financial support of grant of the President of the Russian Federation (M^-6378.2018.6) at Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences

Received: June 1, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.