Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ'

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЦЕННОСТИ / VALUE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются основные проблемы культурной политики России и поиски их решения для развития современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL POLICY OF MODERN RUSSIA: REALITIES AND TRENDS

The article deals with the problems of cultural policy as the important factor of modern society development.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 008

А.С. Балакшин, доктор философских наук, профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ

Ключевые слова: общество, человек, деятельность, культурная политика, управление, ценности, духовность, диалектика.

В статье рассматриваются основные проблемы культурной политики России и поиски их решения для развития современного общества.

Значение планомерного развития культуры подтверждено опытом отечественной истории и мировой цивилизации. Многомерный универсум культуры воспринимается современной наукой как всеобъемлющая сфера самореализации человека, а культурные ценности как базовые основания развития цивилизации. Именно культура объединяет общество, гармонизирует разновекторные устремления разных этносов, конфессий, классов, партий, групп, сообществ в едином культурном пространстве, где действуют общечеловеческие законы добра, справедливости, нравственности.

Следует отметить, что представление о структуре и функциях культуры в современном обществе в корне изменились благодаря стремительному распространению средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появлению экранной культуры (кино, телевидения, видео), радио и звукозаписи, компьютерных и сетевых технологий. Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями: 1) интеграцией, которая объединяет людей независимо от пола, возраста, вероисповедания, распространяемыми мелодиями, текстами, культурными стереотипами; 2) диверсификацией, т.е. увеличением многообразия культурных сообществ. Средства массовой коммуникации, информационные магистрали делают всемирное культурное пространство более многоплановым, создавая технологическую основу для формирования культурных сообществ разного типа.

Сегодня необходимо сформировать новую модель регулирования социокультурных процессов, в которой «вертикаль» управления учреждениями культуры опирается на систему «горизонтальных» связей и эффективного взаимодействия всех субъектов культуросозидательной деятельности. Управление сферой культуры и искусства в настоящее время означает, прежде всего, создание благоприятных условий для развития культуры на основе творческой инициативы, демократических прав и свобод. Современные социокультурные процессы разворачиваются в условиях рыночных отношений. Эти отношения неизбежно меняют многие базовые представления, в том числе в сфере культуры. В этих условиях культура постепенно утрачивает статус абсолютной ценности в обществе. Культурное наследие, материальные и духовные ценности приобретают статус товара, культурная деятельность - статус сферы услуг. Очевидно, что в современных условиях необходимо выработать некую стратегию взаимодействия власти, бизнеса и культуры. Подобная стратегия должна учитывать интересы всех субъектов социально-экономического пространства. Нам необходимо преодолеть узковедомственное понимание культуры и культурной политики, когда в сферу культуры и культурной политики относят исключительно учреждения культуры и искусства. Культура - это глобальный универсум человеческого бытия, культурная политика - это вся совокупность государственных управленческих практик.

Современное понимание ситуации в культуре характеризуется многообразием и открытой состязательностью разных направлений ее развития, поиском гибких децентрализованных форм управления в этой сфере, переходом от директивных к косвен-

97

А. С. Балакшин

Культурная политика современной России: реалии и тенденции

ным методам управления (например, путем создания условий для того или иного направления или вида деятельности). В этой ситуации действия многих ведомственных систем культуры начинают приобретать совсем иной смысл: они становятся самостоятельными субъектами культурной политики, Поэтому одним из основных препятствий на пути построения эффективной культурной политики является неадекватное осознание большинством представителей творческих, общественных и ведомственных организаций в сфере культуры своих задач и возможностей в современных условиях и их научная неинформированность в этой области.

В культурном движении всегда возможны подъемы и спады, коллизии и перерывы, причем часто весьма серьезные. Не случайны культурфилософские интуиции современных философов, выдвигающих требование радикальной критики негативных сторон современной цивилизации, несущих опасность нарастания деструктивных процессов в культуре. Многие причины и корни неустойчивости, хаоса, дезорганизации в социальных отношениях таятся в неопределенности современной культурной ситуации и вызваны драматическими последствиями развития тех или иных духовных областей, да и общества в целом. Культурные процессы в не меньшей мере, чем научные, порождают новые ценности и актуализируют те, которые не были востребованы прежде. Меняются социальные реалии, рождаются новые их культурные интерпретации. «Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов, писал немецкий философ Вильгельм Виндельбанд, - приводят в результате к возбужденному состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения [1]. Но для этого нужны новые ценностные ориентации, обусловливающие, как считает Виндельбанд, совершенно измененную структуру жизни.

Формирование духовных ценностей личности протекает на различных этапах, в различных сферах их жизнедеятельности. Поэтому важно осуществлять культурную политику с соблюдением преемственности, учитывающей то положительное, что было достигнуто в духовном развитии человека. Необходимо также знать, какие культурные ценности не получили развития или своего проявления, и что, следовательно, необходимо формировать, исходя из интересов общества. Освоение культурных ценностей имеет разносторонний, неоднозначный, многоуровневый характер, следовательно, к их формированию в ходе проведения культурной политики следует относиться избирательно, и в то же время комплексно, учитывая особенности восприятия человеком духовных ценностей. Это достигается, как показывает практика, соблюдением единства: во-первых, целей и средств при осуществлении культурной политики, во-вторых, всех форм и методов культурного влияния на человека, в-третьих, основных направлений данного культурного процесса.

Чрезвычайно важным обстоятельством для обновления содержания культурной политики является понимание также того, что она изменяется посредством самой же деятельности. Объяснение механизма изменения этого содержание находится в раскрытии диалектики деятельности ее условий. По мысли К. Маркса и Ф. Энгельса она такова: изменение условий приводит к изменению деятельности, и наоборот измененная деятельность видоизменяет старые условия. Меняется, следовательно, и сама культурная политика, как одна из видов деятельности. Принципиально важно заметить, что первоначальным моментом, этого движения является определенный результат деятельности, благодаря которому изменяются условия деятельности, сама деятельность и, стало быть, культурная политика, Однако это не означает, что развитие культурной политики зависит исключительно от самой деятельности.

Таким образом, развитие культурной политики является результатом взаимопроникновения объективного и субъективного, опредмеченной деятельности (создание ранее и наследуемых условий) и живой деятельности людей. Ведущая роль - объективного и субъективного - при данном взаимодействии проявляется при этом только в исследовании конкретной культурной ситуации. Именно в ее противоречиях содержится ответ на вопрос: что именно мешает движению вперед: старые условия или

неизменная деятельность? Глубинное раскрытие и понимание диалектики деятельности и ее условий - один из основных путей к обновлению культурной политики. И наоборот, игнорирование этой взаимосвязи порождает массу проблем во всех областях общественной жизни. Поэтому России нужна последовательная культурная политика. Она не может опираться на механическое заимствование даже самых у дачных образцов из развитых и развивающихся стран. Для успешной реализации культурной политики необходимо глубокое понимание культурных особенностей современной России и всех проблем в ее внутренней и международной обусловленности. В настоящее время российская культурная политика находится в стадии динамического развития. Ее объектом являются преимущественно культуропроизводящие и культу-росохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо, чтобы объектом культурной политики стало все общество в целом, а субъектом культурной политики - гражданское общество и его институты. Это перспективная задача развития культурной политики, как на общероссийском, так и на региональном уровне.

Сущность культурной политики предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно многозначностью, многоуровневостью смыслов содержания культуры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т.д.). Именно природа культуры обусловливает требование единства норм и принципов функционирования любого субъекта в этой деятельности, прежде всего государства. Естественно, что культурная политика - это не застывший социальный феномен, установленный на все времена. Ее характеризует гибкий реалистический подход, постоянные качественные изменения, учитывающие, что процесс культурного движения никогда не может быть однородным и неизменным, а отличается в каждом конкретном случае и позитивным опытом, накопленным в обществе, и принципиальными социально-духовными изменениями, и новой системой государственных мер, направленных на стимулирование духовной жизни общества. Это процесс сложный и многогранный, реагирующий на все важнейшие факты жизнедеятельности общества, накладывающий отпечаток не только на общественное сознание в целом, но и на сознание индивидуальное, личностное.

Культурная политика обеспечивает преемственность культурного развития, исключает революционные сломы традиций, норм культуры, нравственности, учитывает многосубъектность и многообъектность культурного процесса при регулирующей роли государства, стремится к согласованию интересов культурной самобытности народов страны в рамках единого культурного пространства, содействует демократизму и открытости, при которых достигаются общедоступность культурных ценностей и благ, ликвидирует дискриминацию граждан в отношении культуры на почве социального происхождения, места проживания. А также обеспечивает право гражданина на пользование национальной сокровищницей формировавшейся в течение веков, реализует принцип соблюдения государства правовых, экономических гарантий в сфере культуры. Культурная политика должна быть нацелена на достижение гармоничного развития страны на основе правильной научной организации и управления обществом, путем координации и регулирования способствовать устранению неравномерности культурного развития человека и общества, снижению уровня невосприимчивости к культуре и культурного дилентантизма масс. Она должна выражать интересы каждой личности и всего народа, обеспечить права человека на свободное, независимое развитие, правильный баланс интересов различных социальных групп общества.

Культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках социально-синер-гетических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт показывает,

А.С. Балакшин

Культурная политика современной России: реалии и тенденции

что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим не кончались. Оптимальная культурная политика ставит в центр человека, его потребности и интересы, содействует осуществлению в полном объеме его родовой сущности. Решение такой задачи обеспечивается опорой на науку, реальную оценку происходящего, профессионализм, компетентность тех, кто ее разрабатывает и осуществляет. Таким образом, культурная политика - это динамичный процесс отражающий неразрывную цель культурного развития и общесоциального развития, пронизанный обратными связями.

Культурная политика должна, по-прежнему, представлять собой комплекс действий по решению проблем в ряде институтов специализированной сферы культуры. Это развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержка театральных коллективов и концертных учреждений, работа библиотек и музеев, деятельность по охране исторических комплексов и мемориалов, содействие в профессиональной подготовки специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг. Данные институты культуры призваны обеспечить воспроизводство ряда актуальных форм культурной активности в пределах ведомственной компетенции, финансовых средств, кадрового инструментария и технологии, имеющихся на сегодняшний день. Специфика культурной политики в немалой степени сопряжена с наличием ряда институциональных направлений управленческого воздействия.

Очевидно, что культурная политика России должна стать социально ориентированной, что подразумевает проведение следующих мероприятий: во-первых, разработать специальные технологии социального участия, которые позволят повысит качество жизни членов общества собственными силами, и во-вторых, создать и обновить программы образования, просвещения, приобретения практических навыков, помогающих решать сегодняшние личные проблемы социально приемлемыми способами. Она также должна обеспечивать в обществе осуществление социального контроля за соблюдением императивов и соответствием направленности, темпов и приоритетов социально-культурного развития страны, жизненным интересам общества и целям государства.

Направления культурной политики, которые не закреплены за Министерством культуры Российской Федерации, а входят в круг ответственности других министерств и ведомств требуют разработки общих межведомственных программ. Речь идет о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающих за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании культурно-досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию.

Основными же стратегическими направлениями культурной политики России должны стать следующие: 1) защита национальной картины мира в условиях расширяющихся международных информационных коммуникаций; 2) выстраивание системы общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориента-ций; 3) создание благоприятных условий для развития разнообразных субкультур внутри общества; согласование интересов субкультур, что способствует понижению социальной энтропии и повышению культурного разнообразия; 4) поддержка деятельности общественных структур, способствующих созданию механизмов саморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ от прямого участия государства в освоении этими структурами сферах деятельности; 5) оптимальное соотношение рыночных и нерыночных принципов функционирования культуры.

В заключении отметим, что понятие «культурная политика, с нашей точки зрения, постоянно находится в движении, ибо она есть сама жизнь. В XXI веке всем придется решать трудные задачи культуры, и лицам, принимающие решения в правительстве, и некоммерческому сектору и коммерческим организациям. Для понимания непростых

отношений между культурой и политикой нужен новый взгляд и инструментарий. Нужно изучать, таким образом, новые технологии, демографические изменения и «глобальные» силы в мире, которые могут изменить политический ландшафт, как в России, так и во всем мире.

Список литературы:

[1] Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. -М., 1993. - С. 83.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 18,45, 72.

THE CULTURAL POLICY OF MODERN RUSSIA: REALITIES AND TRENDS

A.S. Balacshin

Key words: culture, society, person, activity, cultural policy, management, value, spirituality, dialectics.

The article deals with the problems of cultural policy as the important factor of modern society development.

УДК 1:32

А.А. Владимиров, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Л.А. Зеленое, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВПО «НГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Ключевые слова: модернизация, конфликтология, новация, инновация, инвестиции

В статье в системном виде рассматривается типология конфликтов в основных аспектах процесса модернизации в современной России. Авторы выделяют по четыре вида конфликтов в каждом из аспектов: модернизации, новации, инновации, инвестиции с обозначением типов социальных субъектов этих конфликтов. В каждом случае указаны способы разрешения конфликтов.

За 15 лет своего существования российская конфликтология во всех своих аспектах (теоретическом, методологическом и технологическом) содержательно обогатилась, о чем свидетельствуют, например, статьи об актуальных проблемах конфликтологии в регулярно издаваемом журнале «Конфликтология» В теоретическом отношении обогащение происходило за счет реализации субъектно-деятельностного подхода в анализе конфликтов всех типов и видов. В методологическом отношении достигнуты позитивные завоевания за счет использования типологической методологии, преодолевающей опасность «дурной бесконечности» перечисления видов конфликтов. В технологическом отношении конфликтология обогатилась за счет исследования проблем медиации как практики разрешения конфликтов.

Обогащение конфликтологии как науки происходило и за счет расширения проблем ее исследования, а также возникновения таких новых проблем, которые были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.