Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРАВО / LAW / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LAW CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIENCE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЧЕЛОВЕК / MAN / НОРМА / NORM / СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются сущность, основные признаки правовой культуры как социального феномена, а также ее роль и значение в развитии современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE AS A SOCIAL PHENOMENON

In the article the culture essence, its main features as a social phenomenon and also its role and meaning for the modern Russia development are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

УДК 008:34

A.С. Балакшин, профессор, доктор философских наук, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Ключевые слова: право, культура, правовая культура, правосознание, ценности, человек, норма, закон, сознание, деятельность, общество.

В статье рассматриваются сущность, основные признаки правовой культуры как социального феномена, а также ее роль и значение в развитии современной России.

Современный этап развития российского общества характеризуется кардинальными преобразованиями всех сфер человеческой деятельности. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий социальных групп, политических сил, другие факторы объективно предполагают соответствующий уровень правовой культуры в обществе. Правовая культура любой группы самодеятельного населения, ее формирование и преобразование - трудно поддающийся управлению процесс и в силу этого нуждающийся в постоянном изучении и отслеживании. Без анализа состояния экономических, социальных и политических особенностей становления правовой культуры невозможно понять внутренние детерминанты, логику поведения населения, а, следовательно, прогнозировать его отношение к обществу, государству, процессам реформирования. Другой важной стороной данного анализа является осмысление проблем построения правового или гражданского общества. Право должно рассматриваться не только как инструмент государственной политики, «техническое средство» достижения определенных социальных целей, но и как духовный феномен, опирающийся на весь комплекс человеческих ценностей и ценности эти утверждающий. Правовая культура является объектом изучения многих наук гуманитарного цикла: социальной философии, политологии, социологии, теории государства и права, социальной психологии, культурологии и других. Каждая из них выделяет свой аспект, уровень изучения. Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие европейские философы как Д. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, М. Вебер, которые теоретически осмыслили и обосновали как основания правовой культуры Европы, так и векторы ее развитии.

В рамках западнической парадигмы рассматривали противоречия между западноевропейской и российской правовой культурой Б. Чичерин, К. Кавелин, Н. Новгородцев, В. Соловьев. Противоположность социокультурных и правовых оснований западноевропейской и российской цивилизации подчеркивалась и представителями славянофильства Н. Алексеевым, Л. Тихомировым, И. Ильиным. Между тем, в работах дореволюционных российских философов была заложена отечественная традиция исследования правосознания в связи с культуротворческой деятельностью человека.

Огромную роль в разработке данной проблемы составили работы, рассматривающие вопросы, связанные с определением понятий, сущности, классификаций, функций правовой культуры, правового сознания, которые остаются одними из центральных в общей теории государства и права. Эти фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение, рассмотрены в трудах С.С. Алексеева, М.И. Байтина,

B.М. Баранова, A.M. Васильева, А.Б. Венгерова, H.H. Вопленко, H.JI. Гранат, В.Д. Зорькина, Н.М. Кейзерова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчука, O.E. Кутафина, Р.З. Лившица, В.В. Лазарева, И.И. Лукашука, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, A.B. Мицкевича, Г.И. Муромцева, B.C. Нерсесянца,

В.Д. Перевалова, Т.Н. Радько, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Н.Я. Соколова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И. Цыбулевской, Л.С. Явича и др.

Вполне очевидно, что понять сущность и определить видовое понятие «правовая культура» без предварительного уяснения родовых понятий «культура» и «право» не представляется возможным. Основные параметры роли и функционирования правовой, культуры в обществе задаются фундаментальными характеристиками общей культуры, частью которой она является. Другими словами, правовая культура невозможна вне своего базиса - культуры.

Рассмотрим кратко сущностные черты понятия «культура». Термин «культура» можно использовать в двух смыслах: субстратном и атрибутивном, что мы и отмечаем в существующей языковой практике и в литературе 1. Субстратный смысл фиксирует совокупность явлений (предметов, институтов, деятельностей), которые называются культурой: искусство, религия, музыка, живопись, кино, театр, музей, филармо-

2

ния и другие. Эти явления состоят из артефактов или культурем - конкретных натурально-знаковых носителей, субстратов культуры. Когда говорят, что надо создавать культуру, беречь культуру, охранять культуру, распространять культуру и т.д., т.е. что-то делать с культурой, то имеют в виду именно этот субстратный смысл: культура - это существительное. Атрибутивный смысл фиксирует свойства, качества, признаки у различных явлений, которые дают основание называть их «культурными»: культурная политика, культурная деятельность, культурная речь, культурное поведение, культурный предмет и т.д. Этот смысл ближе к сущности культуры, потому что он предполагает, что есть и некультурные явления (предметы, действия и пр.). Субстратный смысл термина «культура» по существу охватывает все явления общества, все человекотворные явления. Расшифровка атрибутивного смысла термина «культура» позволяет понять и субстратный смысл этого термина. Какое же явление (поступок, поведение, речь, действие и пр.) мы называем и можем назвать культурным? Прежде всего, то, которое соответствует определенной норме, образцу, идеалу, предписанию, правилу.

Важно также учитывать и специфическую диалектику культуры, смысл которой заключается в противоречивом единстве творчества, обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как и антикультуре. Все больше утверждается такая трактовка культуры, при которой она связывается с человеческой деятельностью, что является основополагающим моментом для ее научного толкования. В общественной деятельности человека заключается главный источник, причина существования и развития культуры, что не следует понимать так, что деятельность и культура тождественны, В культуре фиксируется не деятельность как таковая, которая может быть подчинена частным, случайным, а порой и произвольным мотивам, а деятельность, взятая со стороны ее общественного смысла и содержания. Или, иначе говоря, культура не тождественна феномену деятельности, а выступает как ее сущность, историческая направленность и смысл.

Анализируя понятие «право», следует отметить, что изучение специальной литературы позволяет констатировать, что вопрос о том, что следует понимать под правом, является дискуссионным. Можно говорить о двух основных подходах к пониманию права. Первый - широко распространенный, господствующий в литературе -фиксирует внимание на нормативной стороне права. Второй подход, число сторонников которого сравнительно невелико, акцентирует внимание на связи правовых норм

1 Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования / А.С. Балакшин. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2004.

2 Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М., 1973.

и правоотношений. Расхождения между ведущими дискуссию сторонами по существу, основаны на различном понимании формы проявления государственной воли. Согласно первой точке зрения, эта воля выражена в нормах права, согласно второй - в нормах и правоотношениях. Представляется, что вторая точка зрения способствует более полному и глубокому уяснению социальной сущности права. Анализируя право, отметим, что оно характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной, авторитетом, силой государства. Право закрепляется в официальных документах государства. Право, устанавливая всеобщую форму отношений, определяет меру свободы людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними, и гарантии этой, свободы.

Таким образом, правовая культура предстает как субъективная (личностная) и объективная (общественная) сфера. Базовой составляющей является правовой менталитет, который можно понимать как совокупность стереотипов и символов, складывающихся в процессе правовых отношений в рамках определенной исторической эпохи и обладающих национально-культурной спецификой. Правовая культура выступает регулятором поведения индивида и общества в целом, позволяя координировать общественные и личные интересы и мотивы. Речь идет о ценностно-нормативной ориентации, лежащей в основе правовой культуры. Она позволяет перевести теоретические знания права в реальные поведенческие паттерны. Эта же ориентация связана с ментальными установками, имеющими культурно-историческую специфику. По отношению к праву они могут иметь как позитивную, так и негативную окраску. В последнем случае складывается нигилистический тип правовой культуры, связанный с недоверием к власти, государству и его способности обеспечить функционирование системы прав и обязанностей своих граждан. Поэтому вопрос об инновациях правовой культуры превращается в вопрос о факторах, которые делают правовую культуру источником таких инноваций.

В числе реально действующих тенденций функционирования правовой культуры можно выделить ту, которая, выражая динамизм правовой культуры, связана с непрекращающимся процессом обновления всей системы права российского государства, по существу, с созданием новой ее системы. Создание новой правовой системы, разработка новых законов, правовых норм, законотворчество - это нормативное отражение социальной действительности, поскольку оно включает в себя переход от ее теоретического познания к правовому регламентированию. Речь идет, по существу, о нормативном моделировании. А такая действительность не может включать только познавательной, а должна включать в себя оценку, выбор и решение, т.е. аксиологический аспект.

Многообразие, взаимопроникновение, а зачастую и противоречивость выявленных интересов и выражающих их ценностей очень часто ставит законодателя в положение, когда он должен выбирать между ними. Конечно, в той мере, в какой их гармоническое сочетание возможно, законодатель призван стремиться выработать решения, способные обеспечить такое сочетание. Зачастую, однако, он вынужден отдавать предпочтение определенным интересам и ценностям в ущерб другим, руководствуясь принципами и целями научно-разработанной законодательной политики государства. При этом законодатель должен учесть возможные отрицательные последствия такого решения и предусмотреть меры их предупреждения или нейтрализации Юридические нормы - это фиксированные, относительно устойчивые правила поведения, определяющие меру должного и возможного, дозволенного и запретного, адресованные к гражданам, должностным лицам, общественный организациям и государственным органам. С социальной точки зрения они представляют собой выражение общего, интегрированного интереса и волн большинства граждан, именно поэтому, прежде всего, а не в силу защиты требований юридических норм принудительной силой госу-

дарства, оптимальная система этих норм способна вносить стабильность, организованность и порядок в общественные отношения. Она отнюдь не препятствует развитию в обществе демократического политического процесса, но придает столкновению политических идей и взглядов выяснению и сравнению политических позиций и программ правовой, цивилизованный! характер, открывает простор для пропаганды и привлечения на свою сторону граждан.

Необходимо отметить, что правовая культура представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. Что же касается деструктивных явлений, то их следует определять категорией «правовая антикультура», которая представляет собой антипод правовой культуры, объединяющий разнообразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления, технико-юридические дефекты законодательства, юридические ошибки и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка. Поэтому включение перечисленных негативных явлений в понятие «правовая культура» не способствует сохранению и защите подлинной, а не мнимой правовой культуры.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления;

б) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

в) правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

г) правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное. К этому перечню, несмотря на его широту необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку. Очевидно, что правовая культура представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоиспол-нительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности

В зависимости от носителя правовой культуры различают следующие виды правовой культуры. 1) Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др. Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. 2) Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовую культуру личности составляют: а) правосознание и правовое мышление; б) правомерное поведение; в) результаты правомерного поведения и правового мышления. Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от: степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества; специфики профессиональной деятельности; индивидуальной неповторимости творчества каждой личности. Право-

вая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. 3) Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д. Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Исходя из сказанного следует отметить следующее. Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической и т д. Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Уникальной для мировой правовой традиции является российская правовая культура, которая базируется на представлениях и ценностях, находящихся за пределами римского права. Российской культуре было чуждо рассудочное отношение к праву и законам. Как указывают российские историки, Древняя Русь обладала самобытной и яркой правовой культурой. Обращаясь к истории права в России, необходимо обратить внимание на прецедент Великого Новгорода эпохи средних веков. Речь идет, в частности, о том, что князь имел право действовать только в границах, определенных вече. История русского права обычно связывается с Русской Правдой. Специфичность национальной правовой культуры подчеркивается названием этого документа. Правда означает не только правовой и процессуальный, но и нравственный аспект. Формальному, юридическому закону в русском правовом сознании противостоит правда -внутренняя справедливость, ощущаемая как голос совести. В России индивидуальные представления о законе носят императивный и репрессивный характер и являются отражением концепции вины, характерной для воспитательной модели. Эта модель способствует принижению роли закона в качестве регулятора социальных отношений. Важно отметить в настоящий момент наличие у россиян правосознания трансформационного типа, характеризующегося наличием базовых правовых ценностей советского периода и появлением новых установок, связанных со вступлением России в стадию информационного общества.

Качественное обновление российского общества осуществляется в форме социальной модернизации, которая охватывает все сферы общества. В условиях модернизации решается, как правило, целый комплекс взаимосвязанных проблем реформиро-

вания правовой системы, чтобы она соответствовала новым экономическим, социальным, общественно-политическим, культурным и другим потребностям. В постсоветский период в российском обществе произошли фундаментальные изменения в идеологии, ценностных ориентирах, во взаимоотношениях людей, в правовом регулировании изменившихся общественных отношений, что и послужило основой качественной характеристики правового сознания и правовой культуры современных российских граждан. Важнейшей проблемой модернизации, как сложного, моновариантного способа преобразования общества, в котором взаимодействуют внутренние и внешние, самобытные и заимствованные факторы, является проблема изменения (выбора) идентичности, от правильного решения которой зависит будущее России. Потребности адаптации к реалиям постсоветского существования и к новому геополитическому статусу способствовали стремительному изменению прежней и появлению новой идентичности, процесс формирования которой еще не завершился. Социально-экономические и политические изменения, которые происходят в российском обществе, позволяют определить современный этап его развития как переходный. С нашей точки зрения, правовая культура современного общества есть культура общества переходного типа, которую можно характеризовать как многомерное, многоплановое, социально-экономическое, политическое, культурное явление, включающее ценностные мотивации и ориентации разновекторного направления, порой взаимоисключающего характера.

Современная Россия идет по пути построения правового государства и гражданского общества, что нашло официальное закрепление в недавно принятых Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов»1. Правовая культура, являясь неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, прямо или косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жизни, особенно в правовой. Очевидно, что значительное большинство проблем развития нашего общества, с которыми мы сталкиваемся в современных условиях, связано с необходимостью повышения правовой культуры в целом.

Правовая культура, являясь неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, прямо или косвенно влияет на формирование сознания и деятельность людей в различных сферах жизни, особенно в правовой. Очевидно, что значительное большинство проблем развития нашего общества, с которыми мы сталкиваемся в современных условиях, связано с необходимостью повышения правовой культуры в целом. Для определения своего места и роли в обществе, осознанного правового поведения человеку необходимо понимание вектора собственного развития и развития общества. Частая смена декларируемых проектов, которые явно не соответствуют исторической миссии России, учитывая ее прошлое, настоящее и будущее, не способствуют этому. Сегодня в России требуется создать новые механизмы социального движения к общей цели, гуманизировать право, приблизив его к человеку и наполнить этическим содержанием, так необходимым российскому гражданину. При наличии социально-экономической стабильности в стране, улучшение условий жизни людей, эффективности работы государственных структур и общественных институтов, подлинная реализация принципа верховенства права создадут необходимые предпосылки для повышения правосознания россиян. Реформы в правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой информированности общества и личности, а как

1 Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. 28 апреля 2011 года. - Режим доступа: http://www.president-rf.ch/. 222

следствие этого - и их социально-правовой активности, формировании новой правовой культуры. Правовая культура, как и культура в целом, тесно связана с образованием. Именно образование является ориентированной в будущее детерминантой, от которой зависит перспективное состояние общества, его потенциал развития. Без усвоения культурных ценностей своего народа, его традиций, морально-нравственных качеств, без воспитания патриотизма и чувства национального достоинства невозможно уважения современного человека к закону, Формирование прочной правовой культуры населения возможно лишь при единстве усилий сверху и снизу - т.е. при условии демократизации всей общественной жизни и государственной власти, при активной поддержке государства и при определенной активности самого населения, его желания и способности жить по-новому. Представляется, что заметные позитивные изменения в правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность осмысленного, эффективного, прогрессивного развития, которое будет гармонировать с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, социальной защищенностью, сопричастностью частного к общему. В заключение отметим, что недооценка культурно-исторической специфики отечественной правовой культуры в практике современных преобразований препятствует прогрессивному развитию страны. Признание своеобразия отечественной правовой культуры - путь к ее познанию и развитию.

Список литературы:

[1] Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования / А.С. Балакшин. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2004.

[2] Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М., 1973.

[3] Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. 28 апреля 2011 года. - Режим доступа: http://www.president-rf.ch/.

LEGAL CULTURE AS A SOCIAL PHENOMENON

A.S. Balacshin

Key words: law, culture, law culture, legal conscience, values, man, norm, law, conscience, activity, society.

In the article the culture essence, its main features as a social phenomenon and also its role and meaning for the modern Russia development are considered.

УДК 93

Л.Ю. Гарник, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: процесс толкования, суд высшей инстанции, конституционное толкование, приемы, способы, правовой акт, судебная практика.

Автор данной статьи считает, что судебное толкование является наиболее интересной и привлекательной в научном отношении темой. Традиционно юридическая наука акцентировала внимание на изучении актов судебного толкования и, надо отме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.