Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ'

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
414
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE / ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL AND CULTURAL PROJECTING / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SOCIAL PRACTICE / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / CULTURE STUDYING / PRACTICAL CULTURE / PROGNOSING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются новые методологические подходы, цели, задачи и основные признаки прикладной культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL CULTURE STUDYING NATURE AND BASIC PRINCIPLES

The article considers new methodological approaches, aims, problems and basic principles of practical culture studying.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

УДК 008

А.С. Балакшин, доктор философских наук, профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Ключевые слова: культура, культурология, прикладная культурология, социальная практика, социокультурное проектирование, моделирование, прогнозирование, регулирование.

В статье рассматриваются новые методологические подходы, цели, задачи и основные признаки прикладной культурологии.

На протяжении двадцатого столетия продолжал развертываться процесс дифференциации наук, которые непрерывно дробились, создавая многочисленные обособленные научные сферы. В спектре наук серьезное место заняли науки социальные, заявившие о себе как о весьма плодотворной и перспективной отрасли научного знания. Социальная жизнь людей все более привлекала внимание ученых, представлявших различные направления познания. Ныне этот объект теоретического исследования становится центром научного притяжения и поиска, интегрирующим знания о жизненном мире людей и его закономерностях.

Интерес к философскому и научному знанию о культуре в России в значительной мере объясняется общей атмосферой, в которой развиваются социальные науки и философия. Они напрямую обращены к духовной жизни человека, его нравственным исканиям и психологическим переживаниям. Их сверхзадача - анализ ситуаций повседневной жизни, изучение соответствующих им систем культурных феноменов. Это отчетливо обнаруживается в отечественной культуре, остро реагирующей на общественные коллизии. Кризис культуры вызвал у многих людей желание постичь причины человеческих трагедий и дать на них необходимые ответы. Многие общественные явления пока еще слабо соотнесены с научным осмыслением культуры. Любой социальный анализ обычно ограничивается подведением под изучаемое явление экономических факторов или политических ситуаций: мол, только экономика и политика способны объяснить любую расстановку общественных сил и раскрыть объективные факторы социального развития.

Понятие культуры вошло в словарный состав со времен древнего Рима (Цицерон) и означало результат чего-то обработанного, возделанного человеком в отличие от естественного данного (природного). Это значение термина «культура» по существу осталось до сих пор: культура - искусственное, природа - естественное. Однако никто не задумывается до сих пор над двумя проблемами: 1) если культура - это все созданное человеком, то, как быть с фашизмом, наркоманией, преступностью, терроризмом и другими негативными явлениями общества, ибо они не культура, а антикультура; 2) место культуры как всего созданного человеком давно занято понятием общества. Конечно, нельзя забывать о третьей проблеме, которая и стала широко обсуждаться: различие культуры и цивилизации. Здесь много точек зрения, хотя преобладает понимание цивилизации как материального (технического, физического, вещного) тела культуры, а культуры как духовного содержания цивилизации. Здесь тоже не все так просто, ибо: а) цивилизация противостоит варварству и дикости как антикультурным явлениям, этапам развития человечества. Значит, цивилизация - это позитивное культурное явление при всей ее «материальности»; б) даже если культура - духовное содержание цивилизации, то все равно в ней есть позитивное и негативное, ценное и антиценное, ибо негативным, отрицательным значением обладают не только материальные явления, действия, поступки, но и духовные явления, мысли, идеи, учения, за-

блуждения и пр. В конечном счете, необходимо сказать главное', вся проблематика культурологии и, прежде всего, связанная с понятием культуры легко разрешается при введении в содержание анализа культуры понятия «человек», «мера человека», «мера человеческого рода», ибо именно человек является мерой, критерием всего в общественной, искусственной, социальной жизни.

Таким образом, термин «культура» можно использовать в двух смыслах, субстратном и атрибутивном, что мы и отмечаем в существующей языковой практике и в литературе [1]. Субстратный смысл фиксирует совокупность явлений (предметов, институтов, деятельностей), которые называются культурой. искусство, религия, музыка, живопись, кино, театр, музей, филармония и другие. Эти явления состоят из артефактов или культурем [2] - конкретных натурально-знаковых носителей, субстратов культуры. Когда говорят, что надо создавать культуру, беречь культуру, охранять культуру, распространять культуру и т.д., т.е. что-то делать с культурой, то имеют в виду именно этот субстратный смысл. культура - это существительное. Атрибутивный смысл фиксирует свойства, качества, признаки у различных явлений, которые дают основание называть их «культурными»: культурная политика, культурная деятельность, культурная речь, культурное поведение, культурный предмет и т.д. Этот смысл ближе к сущности культуры, потому что он предполагает, что есть и некультурные явления (предметы, действия и пр.). Субстратный смысл термина «культура» по существу охватывает все явления общества, все человекотворные явления. Расшифровка атрибутивного смысла термина «культура» позволяет понять и субстратный смысл этого термина.

Прикладной уровень отечественной культурологии формировался благодаря исследованиям, которые осуществлялись в разных направлениях культурологического анализа (См. работы А.И. Арнольдова, И.М. Быховской, Б. Ерасова, В.Э. Орловой, В.В. Савельева, А.Я. Флиера и др.) [3]. Его развитие было ускорено внутрисоциальными процессами и потребностями российского общества. Среди множества объективных предпосылок, стимулирующих развитие прикладной культурологии, выделим наиболее важные. Культурологические знания широкого диапазона и инструментально-прикладного действия становятся актуальными в рамках тех связей, которые складываются между обществом и природой, в области труда, предпринимательства, в политической практике, в области межнациональных, а также межцивилизацион-ных отношений, в процессе воспитания молодежи. Сущностный характер и природа культурологического прикладного знания базируется на ряде практических и теоретических оснований [4]. Прикладная культурология, на наш взгляд, должна изучать, планировать и разрабатывать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями. Прикладной уровень культурологии должен быть ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях: 1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов; 2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики; 3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы. Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др.

Для того чтобы выявить методологические особенности прикладной культурологии обратимся к ряду отечественных исследователей данной проблемы. С точки зрения А.Я. Флиера ключевой проблемой прикладной культурологии является как раз решение комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании,

какие цели при этом должны преследоваться, какие методы и средства употребляться, какие типы объектов культуры и культурных процессов избираться в качестве управляемых, на каком уровне и на какой стадии должно осуществляться управление [4].

Арнольдов А.И. видит цели и задачи прикладной культурологии в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом; в понимании как своей, так и иной культуры; сохранении культуры и ее базисных оснований; обновлении культуры, передаче культурного опыта [5].

Быховская И.М. разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» [6].

Ариарский М.А. на первое место в культурологическом знании выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, а стремится «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности...» [7]. Он понимает прикладную культурологию как отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды. Прикладная культурология, таким образом, выступает как отдельная (в рамках современной культурологии) область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Исходя из вышеизложенного выделим следующие задачи прикладной культурологии. Во-первых, это изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности; во-вторых, выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи - определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества; в-четвертых, выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества; в-пятых, разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.); в-шестых, прикладная культурология должна быть ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, Целью же прикладной культурологии могут выступать следующие аспекты. Во-первых, социокультурная среда, т.е. создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом. Во-вторых, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни. В-третьих, сферы жизнедеятельности личности - образовательная, производственная, досугово-рекреационная и т.д.

В конкретных ситуациях прикладное знание культурологического характера может выступать фактором достижения широкого спектра конкретных функциональных целей: а) знакомить людей с сущностью культурных явлений в разных сферах социальной практики, просвещать их, способствовать развитию внутренней культуры личности и др.; б) содействовать нормальному функционированию межличностных, межгрупповых

коммуникаций (в повседневной практике, в межкультурных взаимодействиях, в семейных отношениях); в) образовывать людей, содействовать освоению более совершенных норм владения какими-либо видами культурной активности, навыками профессиональной деятельности в любой сфере практики; г) содействовать повышению эффективности управленческого труда (за счет его социокультурных компонентов) в разных сферах практики, включая социальную и культурную политику различного уровня.

Таким образом, прикладные культурологические знания нацелены на инструментально-практический эффект в широком диапазоне человеческой активности, начиная с повышения личной культуры человека и кончая выработкой рекомендаций, внедрением социокультурных технологий, новых способов деятельности в общественных отношениях. Главной же задачей является утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, а также обозначения ее границ, проблемного поля и методологических оснований.

Список литературы:

[1] См.: Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования / А.С. Балакшин. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2004.

[2] См.: Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973.

[3] См. в частности: Арнольдов, А.И. Введение в прикладную культурологию / А.И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2005; Ерасов, Б.С.Прикладная культурология / Б.С. Ерасов. - М.: Наука, 2004; Савельев, В.В. Очерки прикладной культурологии / В.В. Савельев. - М.:РАУ, 1992, ч. 1. - 70 с.; ч. 3, 1993. - 102 с.

[4] См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. -С. 75-76.

[5] Арнольдов А.И. Введение в прикладную культурологию / А.И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2005.

[6] Быховская И.М. Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / И.М.Быховская. - М.: Смысл, 2010. - C. 21.

[7] Ариарский М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский. - СПб: Эго, 2001. - С. 22.

PRACTICAL CULTURE STUDYING NATURE AND BASIC PRINCIPLES

A.S. Balakshin

Keywords: culture, culture studying, practical culture, social practice, social and cultural projecting, modeling, prognosing, regulation

The article considers new methodological approaches, aims, problems and basic principles of practical culture studying.

УДК 340.12

А.А. Владимиров, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В «ФИЛОСОФИИ ПРАВА»

Ключевые слова: философия, право, человек, государство, сферы социума, Конституция, естественное право.

В статье рассматриваются актуальные методологические проблемы прав человека в аспекте общей системы «философии права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.