3-й этап:
«Чучело» (1983 г., Р. Быков)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г., Э. Рязанов) «(Астенический синдром» (1989 г., К. Муратова) «Розыгрыш» (2008 г., А. Кудиненко)
«Школа» (2009 - 2010 гг., В. Гай Германика, Р. Маликов, Н. Мещанинова)
Image of a teacher in the Soviet and modern Russian cinematograph
There is analyzed the transformation of a teacher’s image in the Soviet (middle 1930s - 1980 years) and modern Russian (middle 1980 - 2010 years) cinematograph. There is proved the possibility of formation the negative and positive professional identity of a teacher, decrease or growth of social prestige of the profession in the mass consciousness by means of cinematograph.
Key words: teacher, culture, education, professional identity, stereotype, visual anthropology, image, ideal, representation, cinematograph.
Г.В. ПАНИНА (Москва)
культурная миссия гуманитарного образования в техническом университете
Обозначена роль гуманитарного образования в становлении профессиональной культуры современного инженера. Обосновывается мнение, что в информационном обществе социальногуманитарная составляющая становится неотъемлемой частью профессиональной культуры любого специалиста. Рассмотрены приемы развития социокультурной компетентности будущих инженеров в курсах социально-гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, социокультурная компетентность, профессиональная культура, гуманитарная составляющая высшего технического образования, профессиональная адаптация инженеров.
Образование играет важную роль в обществе, выступая транслятором знаний и социального опыта и являясь средой для реализации
научных исследований. Современное общество претендует называться обществом знания, поскольку во всех сферах своей жизнедеятельности манипулирует огромными массивами информации и может развиваться только за счет перманентных инноваций. Современное образование становится основополагающим социальным институтом и лидирующей отраслью экономики. Эффективность подготовки современного специалиста оценивают по наличию профессиональных компетенций (инструментальных, социальных, индивидуально-личностных), включающих способности обозначить социокультурный контекст своей деятельности, работать в команде, создавать благоприятную социальную среду и человеческие отношения, обращаться к различным источникам информации, повышать собственную квалификацию в течение всей жизни. Эти цели могут быть достигнуты только наличием в системе образования широкого круга социально-гуманитарных дисциплин на всех ступенях образовательной практики [1; 2].
Особую актуальность достижение широких социальных компетенций приобретает в высшем техническом образовании, готовящем специалистов, обслуживающих и развивающих технологические основы современной цивилизации. В нынешних условиях технический специалист не может быть состоятелен и успешен, если имеет только технические и технологические знания и не ориентируется в гуманитарных проблемах, коммуникативных стратегиях, не владеет социальными навыками и культурными компетенциями. Социогуманитарная составляющая является в информационном обществе неотъемлемой частью профессиональной культуры инженера, поскольку определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения [6].
Выделим основные задачи, решаемые гуманитарной составляющей технического образования:
1) Формирование социокультурной компетентности как части профессиональной культуры инженера, позволяющей не просто усвоить знания, приемы и навыки конкретной профессии, но и научиться видеть широкий социокультурный контекст деятельности, оценивать социальные перспективы и последствия своих трудовых усилий.
© Панина Г.В., 2010
2) Умение действовать в ситуации неопределенности и технологических рисков с учетом социогуманитарной экспертизы технических проектов.
3) Развитие личности, нравственных качеств будущего специалиста, формирование мировоззрения, морального и правового сознания.
4) Освоение коммуникативных навыков, умения вступать в контакт и поддерживать конструктивные взаимодействия с другими людьми.
5) Овладение социально-психологическими приемами общения, понимания других людей, лидерскими качествами и политическими компетенциями.
Социогуманитарное образование в технических университетах призвано решать множество задач, связанных с профессиональным становлением инженерных кадров. Остановимся лишь на некоторых наиболее очевидных аспектах значимости социальногуманитарных дисциплин для подготовки современных технических специалистов высшей квалификации. Технические университеты сегодня стремятся сохранить для обучения своих студентов такие дисциплины, как культурология, философия, политология, отечественная история, социология. Их цель - способствовать формированию социокультурной компетентности будущих инженеров, являющейся неотъемлемой частью профессиональной культуры современных специалистов. Понимание места и роли своей профессии в жизни общества, ответственность за реализацию проектов и процедур деятельности являются элементом профессионализма в любом деле, а в инженерном труде - особенно. Новые технологии позволяют глобально вмешиваться и пересоздавать облик современного мира. Перед техническим специалистом встает задача компетентной оценки последствий и перспектив своей профессиональной деятельности в целях безопасности людей, гармоничного взаимодействия с природной средой [3; 4].
Современное понимание профессионализма не ограничивается овладением комплексом научных сведений по своей специальности и основными навыками профессионального труда. В условиях бурно развивающихся технологий и активно меняющейся техносферы инженер должен уметь свободно ориентироваться в потоке информации, выбирать социально безопасные способы решения технических задач, уметь находить в проблемных ситуациях оптимальные общественно приемлемые варианты. Таким образом, социокультурная компетентность наряду с профессиональными знания-
ми и навыками составляет важнейший компонент профессиональной культуры современного специалиста [7].
Для студентов, еще в средней школе ориентированных на поступление в технический вуз и отдавших все свои силы и время изучению физики и математики, усвоение комплекса гуманитарных наук в университете представляет серьезную проблему. Непонимание специфики гуманитарного знания, неумение работать с социальной информацией характерны для большинства таких студентов. Сложность и информационно-терминологическая насыщенность социогуманитарных текстов служат препятствием для самостоятельного освоения. Необходимо общение с преподавателями на лекции и товарищами на семинарских занятиях. Большую помощь в освоении курсов гуманитарных дисциплин оказывает студентам курс русского языка и культуры речи. Занятия по русскому языку призваны закрепить полученные в школе навыки работы с различными словарями, умения получать из них информацию по написанию, произношению, пониманию значения новых слов. Важно научить студентов работать со сложными текстами, в том числе научными, и не упрощению содержания, а адекватному пониманию, используя при необходимости более простые способы восприятия текста. Студенты могут овладеть приемами грамотного структурирования незнакомого сложного текста, понимания контекста, анализа и сравнения, вычленения знакомой информации и приращения нового смысла. Чтобы понимать принципы создания научной лексики, ее функционирования в языке, студенты должны освоить способы образования слов, речи в целом. Очень важны работа над стилистическими особенностями языка, умение видеть основной смысл в разных по стилистике текстах. Студенты учатся видеть как номинальную, так и коммуникативную и когнитивную функции слова, тем самым развивают не только свои коммуникативные навыки, но и расширяют познавательные и творческие способности. В лекционной работе по гуманитарным дисциплинам в технических университетах очень необходимо наличие терминологических словарей по каждой учебной дисциплине, чтобы студент мог заранее освоить значения научных понятий, а на лекции включать их в собственный смыслопорождающий контекст. Это необходимо для адекватного понимания современных социокультурных концепций, овладения навыками анализа социальных процессов, способами изучения социальных тенденций.
Для формирования социокультурной компетентности будущих технических специалистов велика роль практических занятий по со-циогуманитарным дисциплинам. На семинарах преподаватель максимально использует устное общение со студентами, стимулируя их коммуникативную активность. Целью является овладение способами информативного общения: диспута, научной дискуссии, обмена мнения в форме диалога. В процессе выступления на семинарах преподавателю следует обращать внимание не только на содержание докладов, но и на форму речи - громкость, интонацию, ударение, а также на способы ведения диалога - вежливое обращение к партнеру, методы ведения дискуссии, прерывания чужой речи, высказывания своего мнения, сглаживания возникающих противоречий, преодоления непонимания. В дальнейшем кроме формы речи преподаватель начинает отрабатывать со студентами способы выступления, обращая внимание на раскрытие темы, логику изложения, выразительные средства. Письменная итоговая работа, в которой отрабатываются приемы письменной коммуникации, завершает изучение курсов социогу-манитаристики. Итогом может стать студенческая научная конференция, где студенты выступают с исследовательскими учебными работами, используя компьютерные презентации, и ведут дискуссию по существу обсуждаемых проблем.
Важной задачей, решаемой гуманитарным образованием в техническом университете, является обучение студентов социальнопсихологическим приемам общения, являющимся основой социальных компетенций: позитивного мировоззрения, моральной и правовой ответственности, политической активности, способности к лидерству. Чтобы освоить эти приемы не в форме психических реакций, а на уровне владения структурой человеческого взаимодействия, необходимо научиться способам понимания других людей.
Понимание является необычайно сложной проблемой. Оно подразумевает не только обмен значениями при общении людей, не только проникновение в смысл деятельности и постижение ее результатов. Понимание предполагает постижение мира вокруг, его тайн, перспектив развития, разгадывание явлений природы, означает не только проникновение в мир чужих смыслов, отождествление себя в определенной мере с другим человеком и повторение его творческого смыслообразующего акта, но и приписывание значений неодушевленным предметам, встраивание их в собствен-
ный смысловой ряд, наделение их ассоциативными связями своего внутреннего мира. Трактовка понимания как порождение новых значений в собственном смысловом ряду позволяет постичь внутренний мир другого человека, его творческих взлетов и озарений.
Проблему понимания другого посредством восприятия и прочтения созданного этим другим произведения искусства поднимает э с т е т и к а , изучение которой в техническом университете оказывает огромное положительное воздействие на формирование духовного мира личности. Понимание произведения искусства предполагает при сохранении важнейших смысловых единиц автора множественность прочтения смысла произведения реципиентом в зависимости от индивидуального опыта и личного интереса. Как осуществляется процесс понимания чужого творчества?
В процессе прочтения (понимания) художественного произведения мы имеем дело с текстом, произведением искусства, конкретным поступком, а не с душой человека, сотворившего его. В этом случае интерпретация предполагает приписывание, наделение смыслом текста, который мы понимаем. В процессе понимания мы не открываем, не постигаем заложенный в нем смысл (это утопия), а создаем его для себя, т.е. вписываем предлагаемые обстоятельства в собственную картину мира, соотносим их со своими значимыми обстоятельствами. Таким образом, задача творческой личности - не просто самовыражение (рождение готовых смыслов), а нащупывание и отражение наибольшего количества затрагивающих всех других людей проблем - болевых точек, точек порождения новых смыслов. Этим привлекательны постмодернистские тексты, на этом принципе работают создатели гипертекстов. Наибольшей популярностью пользуются произведения, допускающие множество не противоречащих авторскому замыслу прочтений (интерпретаций), дающих ответ наибольшему количеству людей на наибольшее число интересующих их вопросов. В процессе понимания реципиент включает авторский текст (в широком значении слова - любую систему знаков, будь то произведение искусства, поступок или технологический прием) в свой внутренний индивидуальный смысловой контекст, с которым сопоставляет и сообразует смысловые единицы авторского текста. Подобное сопоставление и называется интерпретацией текста, т.е. приданием (приписыванием) ему смысла. Глубина смысла будет зависеть в таком случае не только от художествен-
ного мастерства автора, но и от богатства внутреннего духовного мира реципиента, разнообразия смысловых единиц его индивидуального миропонимания, тонкости мироощущения (степени восприимчивости окружающего мира), умения устанавливать новые смысловые связи с незнакомыми явлениями действительности, т.е. от культурного статуса (компетентности) интерпретатора. Культурная компетентность предполагает отказ от своеволия и произвола в толковании смысла, бережное отношение к замыслу автора, стремление воспринять текст в его полноте и целостности. Для реципиента, воспринимающего замысел творца, это означает необходимость согласования отдельных смысловых единиц с содержанием текста в целом, а его самого - с общей мировоззренческой позицией автора, его биографическими данными, содержанием других его произведений, а также событиями общественной и культурной жизни его эпохи. В таком случае становится ясно, почему легче понять творческие интенции человека своей или ближайшей эпохи, собственной или родственной культурной традиции, чем авторов удаленных эпох и культур. Понимание тем полнее (не точнее, а богаче, глубже, интереснее), чем больше совпадений между культурными традициями, выявленными в тексте, и духовными переживаниями воспринимающего субъекта.
Подобное толкование понимания и объясняет трудности восприятия текстов чужой культурной традиции: их смысловые единицы не соответствуют и потому не могут быть встроены в индивидуальные смысловые контексты реципиентов другой культуры. Они остаются непонятными. Каков выход? Необходимо познакомиться (изучить) с чужой культурой, т.е. найти соответствия смысловым единицам другой культуры в смысловом континууме своей культуры, дать им интерпретацию и тем самым понять. Понимание есть обогащение внутреннего мира воспринимающего субъекта за счет включения в него новых смысловых единиц, образования связей между старыми и новыми элементами, формирования более широкого смыслового континуума. Однако, если понимание - проблема развития индивидуального сознания, как появятся коммуникация, взаимное понимание? Как осуществляется взаимодействие индивидуальных смысловых контекстов?
Люди хотя и обладают индивидуальными смысловыми контекстами и порой придают одним и тем же словам и предметам разные содержания, тем не менее могут понимать друг друга, договариваться между собой, дейст-
вовать совместно. Причина заключается в особенности формирования духовного мира личности, составляющего основу индивидуального смыслового континуума [5]. Индивидуальное сознание отражает единый для всех реальный мир. Еще более важно, что оно складывается под влиянием определенной культуры, наделяющей слова и предметы приблизительно одинаковым смыслом, тем, которым их принято наделять в данное время в данном обществе. Однако, кроме общих, определяемых исторической эпохой и культурной традицией элементов индивидуального сознания, в смысловой континуум личности включаются смысловые единицы, отражающие неповторимый индивидуальный жизненный опыт. Чем больше этих индивидуальных смысловых единиц, чем необычнее их взаимосвязи с другими элементами сознания, чем живее и разнообразнее их взаимодействия, тем большим творческим потенциалом обладает их носитель и тем сложнее понимание его со стороны других людей, которым для этой цели необходимо интерпретировать эти неизвестные смысловые единицы, встроить в собственный смысловой контекст, приписать им общепринятые непротиворечивые значения, согласовывая общекультурные, социально-групповые и индивидуальные смыслы; тем значительнее роль культуры в собирании и сохранении общих идеалов, ценностей, смыслов, способствующих общению и пониманию людьми друг друга, становлении новых идей и форм деятельности с учетом устоявшихся представлений и практик. Изучая культурологию в университете, студенты приобретают социокультурную компетентность, позволяющую понимать смыслы своей и чужой культуры, планировать свою деятельность в окружающем социокультурном пространстве.
литература
1. Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация : материалы Меж-дунар. конф. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
2. Проблемы и перспективы преподавания со-циогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях : материалы Всерос. науч.-метод. конф. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
3. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуа-нов Ф.С. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3 : Методы психологии. Ярославль : МАПН, 2005.
4. Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. М. : Смысл, 2006.
5. Никифоров А.Л. Философия науки. М. : Логос, 1998.
6. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
7. Современные социальные и гуманитарные знания: традиции, новации, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010.
Culture mission of liberal arts study in a technical university
There is marked the role of liberal arts study in forming the professional culture of a modern engineer. There is substantiated the view that social and humanist component becomes an integral part of the professional culture of any specialist. There are regarded the methods of sociocultural competence development of future engineers in the course of social and humanist disciplines.
Key words: social and humanist education, sociocultural competence, professional culture, humanist component of higher technical education, professional adaptation of engineers.
Т.В. ГАФАР (Волгоград)
художественный музей как субъект образовательного процесса
Определяется социальная значимость современного музея. Исследуются формы коммуникации художественного музея с социокультурной средой. Выделяются направления образовательной деятельности художественных музеев, а также условия реализации их образовательной и досуговой функций. Проводится сравнительный анализ условий и методов, обеспечивающих образовательный комплекс в музее и в образовательном учреждении.
Ключевые слова: социокультурный институт, художественный музей, образовательный комплекс, адаптационное, рекреационное, технологическое направления, эстетикогедонистическая функция.
Со второй половины ХХ в. тема взаимодействия музея и общества постоянно находится в сфере внимания, теоретического осмысления и практического опыта предста-
вителей философии, истории культуры, культурологии, музееведения, педагогики, социологии и музейных практиков. В последние десятилетия ХХ в. многие культурологи и историки стали напрямую связывать возможность функционального существования музея с признанием или непризнанием его в качестве социокультурного института.
Социальную значимость современного музея и его коммуникацию с социокультурной средой в первую очередь связывают с осуществлением им функций образования и воспитания, а также досуговой функцией, связанной с организацией свободного времени. Возможности осуществления музеем своих функций во многом предопределены его типом, условиями, необходимыми для обеспечения сохранности экспонатов, исторической традицией и сложившимися представлениями об осуществлении этих функций музеями различного профиля. И если исторические музеи (краеведческие, этнографические, музеи-заповедники) по количественным параметрам, (к началу XXI в. в России они составляли 60% профильного состава [5, с. 17]), содержательным и уже исторически выстроенным коммуникационным каналам более тесно связаны с обществом, то художественные музеи и развитие их деятельности в рамках социальных приоритетов имеют особые черты.
Социальная значимость художественного музея изначально детерминирована ценностью его фондов, уникальностью художественных произведений, составляющих их основу. Но ценность историко-культурного наследия, хранящегося в музеях данного типа, определяется также и полифункциональностью искусства как формы общественного сознания. Вклад искусства в формирование социальнонравственного облика человека составляет около пятидесяти процентов от всех иных культурных воздействий [3, с. 95]. А по мнению создателя научной школы педагогики художественного музея Б.А. Столярова, «художественный музей как данность не ориентирован ни на какой возраст - ни на пенсионера, ни на ребенка. Он существует в совершенстве своих вещей» [6, с. 20]. И если сегодня признать одним из приоритетных направлений взаимодействие музеев и общества, то художественные музеи имеют значительный потенциал для образовательной деятельности.
В образовательной деятельности художественных музеев исторически сложились два
© Гафар Т.В., 2010