Научная статья на тему 'Методика формирования социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин'

Методика формирования социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саксонова Лариса Петровна

В статье представлено понимание особенностей методики формирования социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в которой ключевая роль принадлежит «занятию образу культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ...

УДК378.1; 378.4; 378.146

Саксонова Лариса Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Сызранского филиала Самарского государственного технического университета, saxon@artsfer.ru, Сызрань

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Saxonova Larisa Petrovna

Candidate ofpedagogical science, reader, reader of chair of humanitarian science of Syzran branch of Samara State Technical University, saxon@artsfer.ru, Syzran

METHODS OF FORMING OF SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS IN THE TEACHING HUMANITIES

Определяющей чертой современного развития человеческого общества являются противоречивые, но бесспорно приоритетные процессы глобализации, включающие в себя экономическую реструктуризацию, социальные перемены и культурные изменения.

Новые условия хозяйствования настойчиво ориентируются на культуру и цивилизованность взаимодействия между агентами рыночных отношений. От каждого участника производства требуется не просто сумма технических и гуманитарных знаний, но и наличие личной точки зрения, определенных убеждений, делающих его поведение ответственным и этичным. Наиболее существенной чертой труда становится его интеллектуализация и доминирующий в ней умственный компонент, основанный на знаниях и компетенциях, расширяющих креативный диапазон личности, развертывающийся в условиях нарастающего динамизма и неопределенности. Все более отчетливо вырисовывается еще одно требование к специалисту - его растущая социальная ответственность за возможные последствия ошибок и просчетов в производственных и общественных процессах, степень достижения которой характеризует результативность образования с позиций придания ему характера опережающего последствия в формировании личности.

Способности к прогностическому мышлению и к преобразующей деятельности не всегда реализуются в сторону возвышения человека, его духа и достоинства. Все тупики и разрушительные способы реализации созданных образов являются во многом результатом заблуждений людей в отношении самих себя вследствие неполноты знаний, невежества, переоценки своих

113

Л. П. Саксонова

возможностей, назначения и природы. Во многом это связано с их низким уровнем культуры, нравственно-смыслового развития и духовности.

Существо идеи о необходимости разработки и реализации культуро-сообразной системы формирования социально-профессиональной компетентности студентов высшей технической школы как проблемы заключается в том, что для всего непрерывного образования наступает новая эпоха, приоритетным вектором развития которого стало выдвижение культуры на первый план педагогического внимания. Культура постепенно становится ведущим компонентом текущих социальных трансформаций [1]. Все прогрессивные изменения в обществе обусловлены развитием культуры и реализуются через культуру. Не безудержное стремление к обладанию и потреблению, разрушающее личность, а гармония бытия, целостность личности, свобода и критичность мышления, стремление к постижению мира, пониманию людей, достижению единения и сохранение при этом своей индивидуальности - суть ценностной установки современных идей культуросообразной системы непрерывного образования. Для существенных преобразований окружающей действительности необходимо становление культурно-ориентированной педагогики, в которой формирование культуры на долгое время станет предметом ее исследования и практической деятельности работников образования.

Кроме этого, в последнее десятилетие во всем мире требования к результату общего и особенного высшего профессионального образования формулируются исключительно в категории компетенции/компетентности. При несомненно положительной оценке переориентации определения результата образования возникает вопрос, как формируемые компетентности соотносятся с общей культурой будущего специалиста. Отвечая на поставленный вопрос, И. А. Зимняя в своих исследованиях подчеркивает, что общая культура человека - это социально-детерминированный способ жизнедеятельности человека, социально-профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности [2]. Таким образом, социально-профессиональная компетентность - это сформированное на основе общей культуры человека его качество, обеспечивающее возможность решения социально-профессиональных задач, адекватно возникающим штатным и нештатным ситуациям [2].

В теоретическом плане проблема формирования целостной социально-профессиональной компетентности путем приобщения молодежи к отечественной и мировой культуре связана с выполнением требований и правил педагогического принципа культуросообразности, который «предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» [3, с. 47].

Формирование социально-профессиональной компетентности в культуросообразной подготовке будущего инженера определяет степень его знакомства с культурным опытом нации, нормами межчеловеческих отноше-

ний, оценочными иерархиями, уровнем знания языка общества проживания и позволяет усвоить комплекс обычаев, ритуалов, этикета и церемониала. При этом особую роль в процессе становления личности будущего инженера играет гуманитарное образование. Дадим характеристику ведущим идеям методики формирования социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения ими цикла гуманитарных дисциплин.

Для того чтобы будущий инженер стал личностью с высокой степенью культуры, осознавал принадлежность к окружающей культурной и природной среде, понимал меру своей ответственности за сохранение и приумножение природного, национального и мирового культурного достояния, необходимо в процессе преподавания осуществлять синтез гуманитарных дисциплин, искусства, знаний из разных областей целостного познания мира на основе образов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным смыслом и символом, учитывать включение регионального компонента.

Очевидно, что для формирования социально-профессиональной компетентности будущего инженера приоритетным в содержании преподавания предметов гуманитарного цикла следует считать преобразование мыслей, чувств, отношения к жизни и культуре, которые в комплексе с освоением понятий и умений должны стать интегральным конечным продуктом его подготовки [4]. В связи с чем, программы по гуманитарным предметам необходимо нацелить на новые возможности эстетических способов познания, творческого развития, профессиональной подготовки будущего инженера, благодаря которым он приобретает свободу ориентации в обширном культурно-информационном пространстве, усваивает опыт эстетической и культурной деятельности. Поэтому структура и содержание методики преподавания гуманитарных дисциплин составляют единое целое, отражают исходные положения моделирования образовательной системы и отличаются не только постановкой задач обучения, но и принципиально иной конструкцией. Большинство гуманитарных предметов строятся на поэлементном принципе, в котором отдельно существует методика преподавания истории, методика преподавания философии и т. д. (рис. 1). При традиционном обучении эти элементы не связываются между собой, что отнюдь не способствует целостному освоению гуманитарных предметов студентами. Кроме того, в такой модели преподавания невозможно определить уровни знаний, навыков творческого и социокультурного развития выпускника технического университета.

Методика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Методика преподавания истории Методика преподавания философии Методика преподавания культурологии Методика преподавания социологии Методика преподавания правоведения Методика преподавания политологии

Рис. 1. Плэлементное построение методики преподавания гуманитарных дисциплин и техническом вузе

Л. П. Сакс он о в а

В представленном исследовании основу конструкции экспериментальной методики преподавания представляет диалог культур по «горизонтали» как приобщение к мировой духовной культуре и взаимопроникновение «вертикалей», которые отражают знания, навыки по специфичным вопросам гуманитарных дисциплин. «Социально-профессиональные знания, умения, навыки» будущего инженера не исключаются, а входят в конструкцию методики преподавания гуманитарных предметов в качестве одной из подсистем.

Таким образом, важнейшим отличием разработанной методики но циклу преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе становится целостное блоко-тематическое построение единых кругов познания при разнообразии теоретической и практической деятельности студентов (рис. 2).

Методика преподавания

гуманитарных дисциплин Приобщение к мировой культуре в техническом вузе___

--I , -1 г

фило- ' культуро социо-

, история право

софия г логия логия гия

Рис. 2. Блоко-тематическое построение экспериментальной методики преподавания гуманитарного цикла в техническом вузе

В структуре экспериментальных программ по гуманитарным предметам выделена система доминант на каждом этапе обучения:

- первый этап - закрепление основы представлений и содержания, единство восприятия и практической деятельности на каждом занятии;

- второй этап - закрепление и развитие основы знаний (гуманитарного мышления), состоящей из единства восприятия и практической работы в каждой изучаемой теме;

- третий этап - формирование и развитие социально-профессиональной компетентности студентов с разделением практической работы и восприятия на параллельные курсы (теоретический и практический) и их базирование на основах исторической, философской, правовой и культурологической грамотности.

Следовательно, появляется последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного занятия к другому. Связь лекций и семинаров становится прочной. Такой принцип построения методики преподавания помогает преподавателю легче отделить главное от второстепенного, случай от закономерности, дает возможность представить критерии успеха студентов в формировании и развитии их социально-профессиональной компетентности.

Традиционные программы делают акцент на том, что и как нужно изучать, потому что в культуре всегда что-то и как-то изображено (предметы, люди, явления, события). Экспериментальные программы обращают внимание на то, зачем это нужно познать и понять, т. е. подчеркивают социальную цель познания культуры человечества (рис. 3). 116

Направленность традиционных

программ по гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

Направленность экспериментальных программ по гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

Рис. 3. Сравнение направленности традиционных и экспериментальных программ по гуманитарным предметам в техническом вузе

В экспериментальном обучении занятия (лекция, семинар) становятся образом культуры, поэтому их можно рассматривать как особый тип, структура которых должна подчиняться законам искусства. По этому поводу Б. М. Неменский писал: «Две стороны необходимы в дидактике: научная дидактика и дидактика художественная, причем основой последней является именно переживание, которое - суть единственно адекватная содержанию форма обучения, уникальный способ освоения заложенного сюда человеческого опыта» [5, с. 45].

При проектировании занятия как образа культуры необходимо учесть передачу социального (художественно-эмоционального) опыта от одного субъекта (преподавателя) к другому субъекту (студенту) через эстетическое переживание, эмоциональное напряжение, сопровождающееся увлечением, самоопределением, самоуважением будущего инженера. Поэтому «занятию-образу» близки понятия «драматургия», «сюжет», «замысел», «завязка», «кульминация» и в котором:

- «действительность» - это создание преподавателем программы как прошлой, настоящей и будущей реальности;

- «драматическое действие», «сценическая игра» - это диалог, общение, взаимодействие преподавателя и студента в условиях, обстоятельствах места и времени, заданных сценарием занятия;

- «участники спектакля» и «зрители» - это студенты и преподаватели в их совместной деятельности, где педагог - режиссер-постановщик, а обучаемые - исполнители и зрители в одном лице.

«Образ художественный» {«занятие-образ») - специфический способ отражения действительности, выражения мысли и чувств, который рождается в воображении художника (преподавателя), воплощается в создаваемом им произведении (занятии) в пластической, звуковой, жестомимической, словесной форме и воссоздается воображением зрителя, читателя, слушателя (студента). В отличие от других, «занятие-образ» несет в себе целос-тно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника (преподавателя) к миру, поэтому

Л. П. Саксонова

будет уникальным (авторским) с присущими принципами построения (проектирования) [4, с. 206-210, 239].

Отказ от авторитарно-догматической и переход к гуманно-демокра-тической модели с учетом приоритета ценности инженера и его дальнейшего развития как самоценного субъекта; возрастных, семейных, национальных, региональных, религиозных особенностей окружающей среды технического вуза; знания индивидуальных особенностей студентов-инженеров; оценки и самооценки личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию будущих инженеров в данной сфере деятельности.

Приоритет формирования эмоционально-ценностных отношений через освоение, преобразование собственного «Я» студента, коллектива, среды на основе формирования социально-профессиональной компетентности будущих инженеров как части духовной и профессиональной культуры; интерес и увлеченность деятельностью на занятиях по циклу гуманитарных дисциплин; переживание образа в процессе его восприятия и практического создания.

Принцип авторской свободы проектирования содержится в сценарии занятия и создании необходимых условий для участия преподавателей и студентов в сотворчестве и проведении занятия.

Принцип педагогической драматургии представляет требования к сценарию как реализации замысла; замыслу - основной цели занятия; сюжету -драматургии процесса занятия; наличию эмоционально-образных акцентов сюжета (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на ролевой, деловой, имитационной игре студентов технического вуза.

Принцип вариативности структуры «занятия-образа» зависит от педагогической цели; режиссерской и исполнительской функции его участников - студентов и преподавателя («занятие-поиск», «занятие-исследование», «занятие-мастерская», «занятие-сказка», «занятие-цитата» и т. д.); динамичной структуры занятия с его подвижными элементами.

Принцип свободной интеграции и диалог с другими видами культурно-эстетической деятельности реализуется через использование опыта мировой художественной культуры (диалог культур «по горизонтали») и связь времен в различных видах искусства («по вертикали»); интегрирование занятий с другими видами культурно-эстетической деятельности (музыка, театр и др.).

Принцип открытости занятия предполагает привлечение к работе со студентами родителей, работодателей, деятелей различных видов искусств, других преподавателей, ученых; сотрудничество студентов разных групп и возрастов; проведение занятий в мастерских художников, выставочных залах и т. д.

Принцип оценки, самооценки процесса и результатов педагогической деятельности на занятии включает критику через диалог, анализ и сравнение; оценку и самооценку результатов деятельности преподавателя и обучаемых; их совместное определение критериев оценки деятельности: эмо-

ционально-ценностных и нравственных, творческих (новизна), технических (грамотность); проведение «смотра знаний», презентаций.

Таким образом, авторское занятие по гуманитарным предметам можно представить как конструируемую и целостную модель самореализации личностных, творческих возможностей преподавателя и студента в их взаимодействии по передаче и усвоению определенной части содержания образования, как форму реализации педагогического замысла средствами, адекватными самому процессу создания художественного образа.

В ходе обмена мнениями в форме «круглого стола» с представителями работодателей, муниципальных органов департаментов образования, культуры, фонда занятости населения, отдела по делам молодежи, комитета по делам семьи, материнства и детства были учтены рекомендации по совершенствованию подготовки студентов технических вузов и формированию их социально-профессиональной компетентности.

Поэтому разработанные программы по философии и культурологии -это открытые, вариативные, образовательные программы для технических вузов, основанные на приобщении студентов к мировой философской и художественной культуре как части духовной культуры.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. Кн. 1, 2. - Казань, 1998. - 566 с. - ISBN - 5-691-00112-4.

2. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. -№ И.-С. 14-20.

3. Безрукова, В. С. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Екатер. обл. ин-т развития образования, 1994. - 312 с. - ISBN - 5-230-06616-4.

4. Неменский, Б. М. Культура - Искусство - Образование: цикл бесед [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Центр ХКО, 1994. - 79 с.

5. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания [Текст] / Б. М. Неменский // Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. -225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.