Научная статья на тему 'Социально-гуманитарные дисциплины в вузе как средство формирования экологической культуры личности'

Социально-гуманитарные дисциплины в вузе как средство формирования экологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGICAL CULTURE (ECO-CULTURE) / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ КОМПОНЕНТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / OFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN ENGINEERS / PROFESSIONAL CULTURE / HUMANITIES IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Г. В.

Панина Г.В. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. Статья посвящена роли социально-гуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального образования для формирования экологической культуры как части профессиональной компетентности инженера в обществе высоких технологий. Раскрывается новое понимание экологической культуры, включающей рациональный, чувственно-эмоциональный и нравственный компоненты, составляющее основу современной концепции экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Panina G.V. HUMANITIES IN HIGHER EDUCATION AS A MEANS OF FORMING MODERN SPECIALIST'S ECO-CULTURE. The article is devoted to consideration of role of humanities education for ecological culture. Eco-culture is considered as a part of professional competence of modern engineers. The author analyses the new concept of eco-culture and basic principles of ecological education that incorporate rational, emotive, and moral components.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарные дисциплины в вузе как средство формирования экологической культуры личности»

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

экологической культуры личности

Г.В. ПАНИНА, доц. каф. социологии и культурологии Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, канд. филос. наук

Технические университеты составляют существенную часть образовательного пространства России. Инженерная деятельность играет важную роль в осуществлении программ экономического, технологического и социального трансформирования российского общества. Совершенно необходимо, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет современный этап цивилизационного развития к преобразовательной деятельности человека. Наиглавнейшим является предвидение не только технических и экономических, но и психологических, демографических, экологических, нравственных, т.е. социокультурных последствий своего труда. Таким образом, экологические и этические императивы превращаются в неотъемлемую часть современной инженерии. Социальное и гуманитарное образование в техническом университете является необходимым не только для общего развития специалиста, повышения его интеллектуальных и творческих возможностей, но становится необходимым компонентом формирования профессиональной компетентности и профессиональной культуры инженера.

Современному инженеру приходится действовать в социокультурном пространстве, целиком претерпевшем творчески преобразующее воздействие человека. Техника достигла таких масштабов распространения и такого влияния на жизнь человеческого общества, что можно говорить об особой оболочке земного шара, насыщенной техническими устройствами - техносфере. Рост количества и многообразия техники привел к изменению стиля, ритмов и содержания человеческой жизнедеятельности. К концу ХХ века стало ясно, что глобальное влияние техники носит не только положительный характер, ведет не только к облегчению труда и росту комфор-

gpanina@mail.ru; svdolina@mail.ru

та повседневной жизни, но и содержит в себе угрозы существованию человека на земле, загрязняя окружающую среду, воздействуя на психологические и физиологические параметры человеческого организма, порождает социальные, политические, демографические, социокультурные проблемы.

Понимание невозможности дальнейшего бесконтрольного и нерегулируемого развития техники приводит к формированию новой концепции инженерного образования, включающей изучение социокультурных оснований и смыслов техники и инженерной деятельности. Инженерия понимается сейчас не только как конструирование новых приборов, машин, механизмов, создание более совершенных технологий, но и как деятельность по изменению социокультурного пространства, в котором живет человек. Инженер поэтому не может быть безучастен к широким последствиям своей деятельности, включающим не только технико-технологические показатели, но и изменения природы, общества и человека. Не случайно специалисты, обсуждающие проблемы современной инженерии [4, S.111-112], подчеркивают необходимость комплексного социокультурного (экономического, экологического, социальнополитического) анализа любого технического проекта, ценность которого определяется не столько технологической новизной, но прежде всего «настоящей гуманностью» (термин А. Хунинга), то есть соразмерностью человеку и обществу, а также безопасностью по отношению к природной среде. А. Хунинг утверждает, что понятие «гуманность» на современном этапе развития цивилизации перестает быть достоянием только социогуманитарного знания, а становится категорией и технических наук [4, S.122]. Экологическая и гуманитарная экспертиза возможных пос-

180

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ледствий создания и применения технических устройств необходима не только на этапе разработки, но и в процессе производства и использования приборов и механизмов важно регулярно оценивать их экологическое и социальное влияние. Экологическая и социальная соразмерность техники становится элементом себестоимости изделий, критерием оценки экономической эффективности инженерной деятельности, фактором, определяющим популярность продукции у потребителей. Важность эколого-гуманитарной безопасности конечного продукта в глазах покупателей свидетельствует о формировании новой экологической культуры современного общества.

Инженерная деятельность, таким образом, должна руководствоваться экологическими и этическими императивами. Среди экологических требований можно выделить следующие:

1. Анализ последствий применения технических устройств с целью недопущения загрязнения окружающей среды.

2. Умение предвидеть побочные эффекты техники, не прямое, а возможное при определенных условиях воздействие на природу, человеческое здоровье и социальное развитие и по возможности минимизация этих процессов.

3. Переориентация технического развития на ресурсосберегающие и природобезопасные технологии.

4. Учет достижений мировой науки в исследовании проблем преодоления экологического кризиса и устойчивого развития общества.

Инженерное образование в современном техническом университете должно использовать возможности социально-гуманитарных наук для формирования широкомасштабного инженерного мышления, знакомого со стратегиями выживания человечества.

В современной науке экологический императив инженерной деятельности нашел отражение в обсуждении проблемы понятия и критериев оценки техники (Technology Assessment). Под оценкой техники понимают системный анализ современного техни-

ческого развития, обязательный мониторинг функционирования технических устройств с целью выяснения реальных и возможных социальных, экономических, политических, экологических и демографических последствий для общественного развития. В США с 1972 г. действует правительственная комиссия по оценке техники, определяющая стратегию научно-технического развития и техническую политику, которая предъявляет экологические и этические требования к инженерному труду. В Западной Европе активно действуют объединения инженеров и технических специалистов, разрабатывающие и следящие за выполнением норм инженерной этики. В наше отечественное образование тоже должна внедриться инженерно-этическая проблематика, обсуждающая следующие проблемы:

1. Ответственность инженера за безопасное для природы и людей функционирование создаваемых технических устройств.

2. Информирование общества об опасных технических разработках.

3. Собственная этически ответственная позиция инженера по поводу профессиональной деятельности.

4. Участие в широком обсуждении перспектив развития техники с представителями естественных и гуманитарных наук, СМИ, широкой общественности.

Инженерная деятельность как проектирование и создание технических устройств направляется потребностями и интересами будущих пользователей этих устройств, отражает потребности общества в преобразовании внешнего мира, однако ограничена ресурсными, технологическими и интеллектуальными возможностями своей исторической эпохи. Современный этап цивилизационного развития предъявляет к инженерному творчеству экологические и этические императивы, которые через социально-гуманитарные науки должны стать доступными для инженера и получить дальнейшее развитие через обсуждение в системе высшего технического образования.

Представляя собой сложную и разветвленную систему общественных отно-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011

181

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

шений, образование выполняет важную культуросохраняющую функцию, передает и воссоздает общественные ценности и идеалы, транслирует «образ» ожидаемого и желаемого представителя социума. В структуре образовательных учреждений и содержании учебной деятельности находят отражение социокультурно значимые ориентиры, в соответствии с которыми строится процесс обучения и воспитания, формируются задачи, цели и перспективы образовательной практики. Тем самым образование выступает фактором, влияющим на развитие социума, определяющим тенденции его изменения. В системе образования всегда присутствует «образец» специалиста, который данная образовательная структура стремится реализовать. Будучи выраженным в понятиях, общих терминах, то есть языковыми средствами, «образ» специалиста выражает наиболее востребованные, желаемые, социально значимые качества обучающихся, предстающих в виде идеала, лишенного случайных, конкретных, привходящих свойств и отражающих самое существенное и важное. И как любой идеал, «образ» специалиста начинает выполнять социально формирующую функцию, определять процедуры и принципы образовательного процесса, причем, воплощая идеальные качества воображаемого и желаемого специалиста, этот образ имеет огромную привлекательность, воодушевляет людей на его исполнение, инспирирует идеи и инициирует активность по его реализации. Большую общественно значимую и культуроформирующую роль идеала отмечал И. Кант в «Критике чистого разума»: «Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» [1, с. 78]. Существуя в форме понятийно выраженных формулировок, идеально, выражаясь современным языком, виртуально, «образ» специалиста обладает подвижностью, гибкостью, пластичностью, то есть способен трансформироваться в за-

висимости от меняющихся общественных условий и социальных задач. Это особенно важно в сегодняшнем стремительно развивающемся обществе, которое постоянно выдвигает новые требования к специалистам, часто сочетающие старое и новое, традиционное и современное в понимании профессионализма. Трансформирующийся «идеальный образ» профессионала позволяет системе образования отслеживать общественные потребности («социальный заказ») и самой оказывать значительное влияние на социальные процессы. В постиндустриальном обществе все сферы общественной жизни развиваются за счет постоянных инноваций, формирующих новые общественные потребности и создающих условия для их реализации, а не довольствуются только удовлетворением уже сложившихся нужд. Образование в постиндустриальном мире становится частью инновационного проекта, выполняет функции по проектированию «идеального специалиста» и внедрению в общественное сознание важности и необходимости воплощения конкретного типа профессионализма. В каких же специалистах нуждается постиндустриальное общество и какие принципы профессиональной подготовки может предложить современная система образования?

В условиях инновационно развивающегося общества возрастают требования к уровню интеллектуального и нравственного развития работника, его готовности быстро и квалифицированно, что одновременно означает успешно и социально безопасно менять стратегии и траектории профессиональной деятельности, то есть адаптироваться к быстро меняющемуся и постоянно усложняющемуся миру. Профессиональная компетентность превращается в совокупность социально значимых интегративных качеств личности, позволяющих специалисту быстро и эффективно реагировать на меняющиеся условия социальной среды, формировать в себе качества, необходимые для выполнения той или иной профессиональной задачи, ориентируясь на общественную безопасность, экономическую эффективность и культурное развитие.

182

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Выделим основные качества современного высококвалифицированного специалиста, в формировании которых решающую роль должна сыграть система образования. Во-первых, ориентация на социальную безопасность любого профессионального проекта. Это подразумевает понимание специалистами особенностей функционирования современного общества, тенденций его изменения, многовариативности и неопределенности путей его развития. Критически важным данное качество является для инженеров, создающих технические устройства, способные изменить облик окружающего мира. Компетентный инженер решает проблему не просто эффективности проекта, а социальной эффективности: насколько проект соответствует потребительскому спросу при существующих экологических, природоохранных, маркетинговых ограничениях, минимальны ли возможные риски и другие нежелательные социальные последствия. Только такой подход приемлем для современного общества, и только подобные качества характеризуют компетентного специалиста.

Вторым важным качеством современного компетентного специалиста является способность предвидения перспектив, возможных направлений развития своей профессиональной области. Только в таких условиях может осуществляться успешная профессиональная деятельность в информационном обществе. Способность к прогнозированию предполагает понимание закономерностей социального развития, особенностей функционирования современной цивилизации, перспектив социокультурной динамики, что достигается изучением социогуманитарных дисциплин.

Третьей важнейшей характеристикой компетентного специалиста является не просто хорошее знание теории и технологии своей профессиональной деятельности, а умение применить их для решения конкретной задачи, практическая направленность профессиональных навыков и знаний, готовность использовать их для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом. Качество подготовки специалиста в та-

ких условиях будет определяться не объемом теоретических знаний, усвоенных им за годы обучения, а умением решать задачи потребителей, способностью приложить свои знания для удовлетворения их потребностей, готовностью и желанием оказывать профессиональные услуги. Это предполагает появление особых личностных свойств, новое понимание профессиональной состоятельности, заключающейся в способности решать проблемы потребителя наиболее эффективным и социально безопасным образом. Более того, новое понимание профессионализма предполагает умение формировать у клиентов социально перспективные потребности, фиксирует изменение направленности профессиональной деятельности от производства товаров, удовлетворяющих сложившиеся потребности, к производству услуг, предугадывающих и развивающих потребительский спрос. Воспитание подобных профессиональных качеств подразумевает фундаментальную экономическую, социологическую, культурологическую подготовку, овладение приемами межкультурной коммуникации и лингвистическую компетентность. В условиях глобализации современной экономики и общественной жизни в целом возрастает значение межкультурной компетентности, понимания особенностей межгрупповых взаимодействий, межличностного общения, что превращает социогуманитарную составляющую высшего профессионального образования не просто в необходимое дополнение, а в важнейшее условие профессиональной компетентности.

Важнейшей задачей социально-гуманитарных дисциплин в вузе является формирование экологической культуры личности, то есть принципов коэволюционного взаимодействия с окружающей средой. Умение прогнозировать экологические последствия своей деятельности является необъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста в условиях техносферы. В сложном мире любой технический проект может быть осуществлен только после экологической экспертизы, предусматривающей анализ всех возможных последствий реализуемого

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

183

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

решения. Экологическое обоснование есть условие социальной безопасности и эффективности любого технологического решения.

Экологическая культура подразумевает не только рациональное мышление. Большинство современных исследователей (например, Н.М. Мамедов, Л.В. Моисеева, Н.Г. Васильев, А.М. Гаврилова и др.) [3] под экологической культурой понимают широкое интегративное свойство личности, включающее ряд компонентов. Это, прежде всего, доводы рассудка и эмоционально-ценностное переживание природы как среды обитания и источника вдохновения и развития, то есть экологическое сознание, а также способы бережного взаимодействия с природой - экологические отношения и экологическую деятельность. Л.В. Моисеева [2, с. 32] говорит о новой важной функции образования в высокотехнологичном обществе - функции формирования экологической культуры личности. Достигается это не просто экологическим просвещением, а представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развитиия экологической личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственных и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [2, с. 32]. Экологическое развитие личности не может быть достигнуто только знакомством с биологическими дисциплинами, дающими знания о принципах взаимодействия человека и природной среды. Представляя собой процесс складывания новой картины мира, мировоззренческий сдвиг в восприятии себя, своей деятельности в социокультурном пространстве, оно может осуществляться только в рамках изучения социогуманитарных дисциплин, позволяющих осознать и обсудить новые смыслы, цели, ценности человечества. Знакомство с принципами глобального эволюционизма, условиями устойчивого развития, коэволюции человека и природы будут способствовать формированию нового экологического мировоззрения, требующего не только бережного отношения к окружающему миру, но и превращающего природу в нравственную ценность, воспиты-

вающему новый тип взаимодействия с природой, потребность в эстетическом и ценностном отношении к окружающему миру.

В условиях информационного общества, ориентирующегося на постоянно развивающиеся технологии во всех сферах жизни, мы приходим к необходимости средствами социогуманитарных дисциплин обеспечить новый тип экологического образования. Первая модель экологического воспитания, появившаяся в развитом индустриальном обществе, обсуждала проблему эффективного, природосберегающего, но использования окружающей среды. Она позволяла рационально соизмерить преобразующую деятельность человека с последствиями для природы, активизировала умение ориентироваться в конкретно сложившейся экологической ситуации, учила находить экологически оправданные пути преодоления кризисных ситуаций, обусловленных потребительной направленностью интересов человека по отношению к природе. От такой антропоцентрической модели экологического просвещения сегодня мы должны перейти к биоцентрической [2, с. 28]. В рамках этой модели само отношение к природе будет мыслиться не в категориях полезности, наиболее полного удовлетворения потребностей, а с позиций коэволюционно-ценностной парадигмы. Последняя состоит в понимании природы и жизни на Земле как высшей ценности, несоизмеримой с какими-либо инструментальными целями и потребностями человека, воспитывающей этическое и эстетическое отношение к природе, подразумевающей природосоразмерные критерии оценки эффективности деятельности человека.

Современный специалист, разрабатывающий стратегии экономического и социального развития общества, должен четко осознавать, что в высокотехнологичном обществе удовлетворение человеческих потребностей перестает быть самоцелью, оправдывающей любой путь развития цивилизации, а стратегически оправданным жизненным принципом становится принцип самоограничения человечества во имя сохранения жизни на Земле. Особенно важно в ходе экологического воспитания развивать эмоционально насыщенные

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.