Научная статья на тему 'Культура здоровья студенческой молодежи Забайкалья в зеркале социологии'

Культура здоровья студенческой молодежи Забайкалья в зеркале социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / ЦЕННОСТИ / HEALTH / STUDENTS / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна

Статья посвящена анализу результатов социологического исследования отношения студентов и школьников Читинской области к своему здоровью, проведенного на кафедре социологии ЗабГГПУ. Несмотря на знакомство с проблематикой наркомании, в большинстве своем молодежь продемонстрировала негативное восприятие наркомании и алкоголизма, приверженность к традиционным ценностям семьи, любви, дружбы, карьерного роста, здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health standard of students in zabaikalie as reflected by sociology

The article contains the analysis of the results of a sociological study reflecting the attitude of university and high school students of Zabaikalie to their health. The study was done by the Department of Sociology of Zabaikalsky State Pedagogical and Humanitarian University. Although drug problems are familiar to the students, they showed a negative attitude to drugs and alcohol while traditional values like family, love, friendship, career growth and healthy life style are listed as basic values.

Текст научной работы на тему «Культура здоровья студенческой молодежи Забайкалья в зеркале социологии»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧЬЯ

УДК 301.085-053.7

ББК С55.55

Ю.В. Иванова

г. Чита

Культура здоровья студенческой молодежи Забайкалья в зеркале социологии

Статья посвящена анализу результатов социологического исследования отношения студентов и школьников Читинской области к своему здоровью, проведенного на кафедре социологии ЗабГГПУ. Несмотря на знакомство с проблематикой наркомании, в большинстве своем молодежь продемонстрировала негативное восприятие наркомании и алкоголизма, приверженность к традиционным ценностям семьи, любви, дружбы, карьерного роста, здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, студенты, наркомания, алкоголизм, ценности.

Yu.V. Ivanova

Chita

Health standard of students in zabaikalie as reflected by sociology

The article contains the analysis of the results of a sociological study reflecting the attitude of university and high school students of Zabaikalie to their health. The study was done by the Department of Sociology of Zabaikalsky State Pedagogical and Humanitarian University. Although drug problems are familiar to the students, they showed a negative attitude to drugs and alcohol while traditional values like family, love, friendship, career growth and healthy life style are listed as basic values.

Key words: health, students, drug addiction, alcoholism, values.

В конце 2006 г. Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Читинской области выступило инициатором проведения масштабного социологического исследования отношения учащейся молодежи к своему здоровью и наркоситуации в учебных заведениях г. Читы и Читинской области. Со-

циологическое исследование финансировалось Комитетом образования, науки и молодежной политики Читинской области. Программа со-цисследования и анкета для проведения опроса были разработаны учеными г. Новосибирска. Исследование проводилось силами студентов и преподавателей социального факультета Заб-ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского в 2007 г.

В ходе исследования было опрошено около 700 студентов вузов и иных учебных заведений (профессиональных училищ, медучилищ, пед-колледжей, техникума и ссуза) в 10 населенных пунктах Читинской области. В исследовании выявлялись следующие аспекты:

— отношение молодежи к собственному здоровью;

— отношение к здоровому образу жизни и информированность о нем;

— отношение молодежи к наркоситуации;

— информированность учащейся молодежи о наркотиках;

— факторы, способствующие употреблению наркотиков;

— распространенность наркотических и токсических веществ среди учащейся молодежи;

— оценка молодежью методов борьбы с распространением наркотиков.

Основной социологический метод исследования — анкетный опрос. Обработка анкет проводилась на компьютере с использованием программ MS Excel, SPSS. Открытые вопросы анкеты обрабатывались методом контент-анализа. Возраст студентов, участвовавших в опросе, — 17 — 30 лет. Среди них треть — юноши и 2 трети — девушки. Чуть больше половины — студенты вузов; около трети учатся в профессиональных училищах, остальные — в ссузах. Большинство опрошенных — горожане (70 %), каждый пятый живет в селе, каждый тридцатый — в деревне. Более половины живет с родителями (55%); не состоят в браке и живут отдельно от родителей — 36%; состоят в браке 6%; одиноки 5,3% (сумма ответов больше 100%, т.к. некоторые дали по 2 ответа).

Почти половина опрошенных студентов живет на грани бедности (получают менее 1500 рублей в месяц), и лишь шестая часть имеет доход выше 5000 руб. Остальные тратят среднюю сумму.

Среди главных жизненных ценностей студентов на первом месте стоят экзистенциаль-

ные: здоровье, любовь, дружба, семья. Их назвали более половины опрошенных (52 — 61%). Следующую группу составляют ценности, связанные с профессиональной деятельностью: работа или учеба, материальное благополучие, уверенность в себе, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках. Их отметило около трети опрошенных (от 25 — 37%). Чуть меньше 10% назвали психологические ценности — такие как чистая совесть, активная, деятельная жизнь, разнообразная веселая жизнь, времяпровождение без обязанностей (6,7 — 7,7%). На последнем месте среди ценностей оказалось общественное признание (меньше 4 %). В числе ценностей студенты назвали также: сохранение чистоты души, свободу, самореализацию, спорт, секс, пиво.

В свободное время каждый второй студент предпочитает гулять с друзьями. 30 — 40% смотрят телевизор, занимаются делами по дому, встречаются с любимыми, посещают кафе, бары, клубы, дискотеки. Каждый четвертый любит читать, столько же занимается спортом. Каждый пятый посещает культурные мероприятия (театр, кино, выставки) или сам увлекается творчеством (рисование, фото и т.п.). Остальные занятия менее распространены.

Подавляющее большинство студентов (70,7%) сказало, что здоровье для них важно и ценно. Более половины опрошенных (53,3%) считает, что здоровье — это самое важное в жизни; каждый десятый понимает, что оно необходимо ради будущих детей и семьи; несколько процентов (3,4) знают, как плохо болеть. Несколько человек подчеркивает, что здоровье важно для будущей работы, для спорта, для службы в армии.

35 человек (5%) не считают здоровье самой важной ценностью, о которой необходимо беспокоиться, так как его у них много, либо есть что-то важнее здоровья. Среди опрошенных несколько пессимистов («все равно умрем») и оптимистов («можно вылечиться»), есть занятые люди, которым некогда заботиться о здоровье. Были и нетипичные ответы: «я проспиртованный», «я врач», «здоровья и так нет», «умирать здоровым жалко».

Анализ отношения студентов к здоровому образу жизни начинался с вопроса о степени информированности о нем. Только 1 % опрошенных заявил, что ничего не знает о здоровом образе жизни. Три четверти респондентов достаточно много знают о здоровом образе жизни, остальные о нем наслышаны.Около трети всех студентов ведут, по их словам, здоровый образ жизни, около 60 % хотели бы вести здоровый образ жизни, но что-то все время мешает. Оставшиеся 8% (56 чел., в том числе 30 юно-

шей и 26 девушек) сказали, что им неинтересно вести здоровый образ жизни, т.к. есть гораздо более важные занятия в жизни. Среди этих 56 только 1 чел. имеет семью. 14 из них пробовали наркотики. Половина курит, каждый шестой употребляет спиртное. При этом 52 студента из этих 56 много знают о вредных последствиях употребления наркотиков и других токсических веществ, либо слышали о них.

Информацию о здоровье и здоровом образе жизни большинство получает из телепередач (60%) и из журналов (35%). Важное воздействие оказывают родители (40%) и учителя (25%). Друзья учат этому в несколько меньшей степени (14%). Среди иных источников информации названы книги, газеты, Интернет, СМИ, врачи, тренер и все вышеперечисленное.

В большинстве учебных заведений делается достаточно много для обучения здоровью и создания условий для здорового образа жизни. Каждый третий получает такую информацию через учебные дисциплины, каждый четвертый встречает ее в стенгазетах и на плакатах, столько же студентов участвует в досуговых мероприятиях на эту тему, каждый десятый участвовал в соответствующих конкурсах, викторинах. Ничего такого не видели в своих учебных заведениях лишь 3% опрошенных. Почти 60% опрошенных расценивают подобную деятельность в своих учебных заведениях как интересную и увлекательную. Каждому четвертому безразлично, есть это или нет, каждому двенадцатому бывает на таких мероприятиях скучно.

По степени участия студенты разделились почти на равные части — около трети активно участвует в этих мероприятиях, почти столько же не участвует; так же около трети хотели бы участвовать, но что-то мешает. Каждый двенадцатый участвует по принуждению. Большинство опрошенных слышало о наркотиках (94,6%); а не слышало, по их словам, около 4%. Почти 9 студентов из 10 считают наркоманию современной молодежной проблемой, остальные с ними не согласны, либо затрудняются с ответом.

Студенты называют около 60 разных наркотиков. Среди них не только научные названия (бензил, кофеин, промидон, гашиш, кокаин, марихуана и т.д.), но и жаргонные (болт, мала-канья, пыль, шмаль, лед, манага, кислота, ханка, хима, крэк, кокс, ганджубас, трава и т.д.), что свидетельствует о получении информации не только из научных и популярных источников, но и от представителей соответствующих субкультур. Наиболее упоминаемые наркотики — героин (384 упоминания на 700 человек), кокаин (326), конопля (281), марихуана (226),

гашиш (121), никотин (101), экстази (89), ЛСД (65), мак (54), алкоголь (46), опиаты (46). Встречаются и экзотические для нашей области наркотики (например, насвай).

Каждый шестой назвал 4 наркотика, каждый седьмой — 3, каждый десятый — 2 либо 5. Это говорит о большой эрудиции студентов в данной области, об их интересе к проблеме и о риске не только теоретического, но и практического знакомства с подобными веществами. На вопрос «какие наркотические вещества чаще всего употребляют молодые люди в Вашем учебном заведении?» ответили 287 респондентов. Было названо 30 веществ. Наиболее распространены: никотин (62 упоминания на 700 анкет), конопля (36), анаша (31), алкоголь (21), трава (17), марихуана (15), героин (8), химка (8), экстази (4); несколько человек сказали «много», «разные», «все».

Основной объем информации о наркотиках студенты получают из СМИ — телевидения (85%) и журналов (40%), далее следуют друзья (36%), учителя (30%) и родители (19%). Меньше десяти опрошенных назвали Интернет, лекции, книги, газеты, знакомых, врачей, заборные надписи (!), ночные клубы, друга в наркоконтроле и т.д.

На вопрос о том, сколько учащихся их учебного заведения употребляют наркотики, затрудняются дать ответ более 60%. 11% опрошенных уверены, что никто не употребляет. Остальные равномерно (2,5 — 5%) предложили различные версии — от «1—2» до «большинства». В сумме дают оценку от «трети» до «большинства» 14%, а от «1—2» до «10—15» — 10% опрошенных.

На вопрос «можно ли в Вашем учебном заведении приобрести наркотики?» затрудняется с ответом половина респондентов. Чуть больше трети уверены, что нельзя приобрести; каждый семнадцатый считает, что можно. Две трети студентов видели людей, употребляющих наркотики. Каждый шестой знаком с ними лично (приятели, друзья, родственники, соседи, однокурсники).

Основными причинами употребления наркотиков студенты считают поиск новых ощущений (23%), безделье или отсутствие причин (18%), стресс (16%), желание поддержать компанию (12%). Затрудняются ответить 21%. Среди других ответов 10 раз встречаются «трудности в жизни» («депрессия», «уйти от проблем», «влияние деградированного мира» и т.п.); 6 раз — негативная оценка личности наркомана («ума нет», «дурак», «слабые», «дебилы»); 4 раза — «разные причины». Один человек дерзко спрашивает: «А почему бы не употреблять?».

На вопрос о месте возможного приобретения наркотиков только двое из каждых пяти опрошенных (43%) не знают ответа, остальные имеют представление. Набольшее количество студентов говорит, что наркотик можно приобрести «у друзей, знакомых» (27%). Получается, что именно друзей и знакомых в первую очередь втягивают в употребление и торговлю наркотиками. 14 % респондентов думают, что наркотик можно изготовить самостоятельно. Каждый десятый (11%) полагает, что наркотик можно найти у продавца в розницу. Меньшее число опрошенных называет такие возможности приобретения, как аптека (4%) и медработники (2%). Другие ответы — «у подпольных или нелегальных торговцев» (барыги, цыгане, наркоторговцы, наркоманы и т.п. — 12 человек, или ок. 2%); «точки» (9 чел.); «в разных местах» (5); на улице, во дворе (5). Также называются конкретные районы: ЦРМ, Пожарку.

Большинство студентов (70%) думает, что употребление наркотиков — это признак слабости; 12% — что это признак недостаточной информации о вреде наркотиков; 5% — самостоятельности. 34 чел. считают употребление наркотиков признаком глупости. Эти цифры практически повторяют ответы школьников. Среди других ответов — «жизненные затруднения, болезнь, зависимость, самоопущение, самоубийство, безразличие к своей жизни и жизни своих близких, любопытство, новые ощущения, отсутствие смысла жизни, нечем заняться, переизбыток денег или свободы, стремление уйти от реальности, снятие напряжения, для понтов, кайф, каждый сам решает, что ему делать, смотря каких наркотиков, не могут отказать друзьям, бизнес».

Студенты (почти 90%) готовы принять более активное, нежели школьники (70%), участие в судьбе близких в случае употребления ими наркотиков: 46% посоветуют обратиться к специалисту; 43% намерены в такой ситуации действовать самостоятельно, например, уговаривать; и лишь 9% не собираются ничего не делать: «Захочет и перестанет сам».

Отвечая на вопрос «какими словами можно описать состояние человека, употребившего наркотик?», наибольшее количество студентов, а именно более трети, применяют негативные и бранные слова («тупой взгляд, бешеные глаза, даун, отморозок»...). Это отчасти свидетельствует о негативном опыте коммуникации с такими людьми.

Позитивную оценку («эйфория, блаженство, кайф, я летаю, я в раю.») дают 14%. Эмоционально нейтральную оценку («невменяемость, заторможенность, энцефалопатия») дают около

7% опрошенных. Около 5% оценивают состояние человека, употребившего наркотик, двояко («кайф, а потом ломка»). Другие ответы — «не знаю» (11%), «это необъяснимо словами» (0,4%).

Больше половины студентов (54%) отметило в анкете, что у них нет собственного опыта встречи с наркотиком. Более 15% (6% из них юноши и 9% девушки) пробовали наркотики, почти столько же отказались от предложения попробовать, хотя им предлагали (15%, в том числе 5% юноши и 10% девушки).

Несмотря на отличающиеся цифры, юноши и девушки почти одинаково отвечают на данный вопрос, т.к. среди всех опрошенных треть

— юноши и две трети — девушки. И все же юноши немного чаще пробуют наркотики, а девушки отказываются от подобного предложения.

Из тех, кто не пробовал наркотики, курят менее трети. Из тех, кому предлагали, курит почти половина. Из тех, кто пробовал наркотики, курят почти две трети. Иными словами, курение — это фактор, создающий предрасположенность к употреблению наркотиков.

Наибольшее количество пробовавших наркотики имеет высокий доход (каждый пятый из богатых). На втором месте — более бедные (каждый шестой из бедных). Промежуточное положение занимают лица со средними доходами (каждый седьмой — восьмой).

Среди студентов, пробовавших наркотическое или токсическое вещество, 70% впервые попробовали его в возрасте 15—17 лет; 16% — в 11 — 14 лет (данные практически аналогичны школьным). Среди тех, кто пробовал наркотики, большинство (60%) сделало это со знакомыми, треть — с близким другом (подругой). Студенческие данные совпадают со школьными.

При ответе на вопрос «какие наркотики, токсические вещества Вы употребляли?» студенты указали 24 вещества, среди которых лидируют (в порядке значимости) конопля, табак, марихуана, алкоголь, химка (отвар опия на ацетоне), и трава (под которой, как говорят специалисты, понимается марихуана, либо слабая махорка, либо любой наркотик для курения). 2 — 3 раза упоминается героин, гашиш, семена розы, раствор на основе молока и конопли, тарен, опиум. Однократно были названы барбитураты, ганджубас, драп, клей, кокаин, насвай, опиаты, первентил, фумитокс, чифир, экстази. Как и у школьников, среди упоминаемых наркотиков лидирует конопля (количественно втрое превышая следующее за ней вещество).

На следующий вопрос «сколько раз в жизни Вы употребляли в какой-либо форме наркотики без назначения врача?» студенты чаще всего отвечали «один раз» (6% от числа опрошенных);

«2 — 3 раза» (около 5%). Следующий по распространенности ответ — «более 10 раз»; его дали 23 чел., или 3% всех опрошенных. Остальные ответы более редки.

На вопрос «употребляете ли Вы сейчас наркотики (независимо от частоты приема)?» ответили мало респондентов — всего пятая часть опрошенных. Возможная причина этого — усталость респондентов после ответов на предыдущие вопросы, либо боязнь дать искренний ответ. Из ответивших на данный вопрос утвердительно ответил каждый седьмой (16 чел.), среди них — 10 юношей и 6 девушек.

На вопрос «есть ли у Вас привычка к употреблению наркотических, токсических веществ?» дали какой-либо ответ около 20% студентов. Из них 19 чел. имеют такую привычку, три четверти хотят от нее избавиться. Остальные 118 сказали, что у них нет привычки.

Сопоставлялись ответы на вопросы: «был ли опыт встречи с наркотиками?» и «есть ли привычка к ним?». 88 опрошенных сказали, что они пробовали наркотики, но привычка у них отсутствует. 13 чел. пробовали и хотят избавиться от имеющейся привычки к наркотикам. 2 чел. пробовали и имеют привычку.

На вопрос «как вы считаете, через какое время может возникнуть наркотическая зависимость?» самый распространенный ответ, который дали почти 60% опрошенных, — «достаточно попробовать 1—2 раза». 15% считают, что для этого нужно 2 — 3 месяца. Только 8% полагают, что если употреблять редко, то зависимость не возникнет. Ответы студентов на данный вопрос снова очень похожи на ответы школьников. Единственное отличие — студенты на 8% чаще дают ответ «Достаточно попробовать 1—2 раза». Видимо, у них больше жизненный опыт.

Более половины студентов знает, что употребление наркотиков значительно укорачивает человеческую жизнь. Каждый третий студент уверен, что, став наркоманом, не проживешь и пяти лет, около сорока процентов предполагают, что наркотики не дадут прожить более пятнадцати лет.

Говоря о вреде наркотиков, лишь 8% студентов считают, что существуют наркотические вещества, не приносящие вреда. Более 40% опрошенных справедливо полагают, что все наркотики опасны в равной степени; столько же уверены, что есть наркотики более опасные и менее опасные.

65% опрошенных, то есть подавляющее большинство, уверены, что курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков не облегчает жизнь и не избавляет от проблем. Противоположного мнения придерживаются около

12% респондентов, остальные 17% затрудняются с ответом.

Отвечая на вопрос о возможных мерах для решения проблем наркотизма, студенты предпочитают репрессивные методы гуманным. Так, на первом месте по распространенности упоминания стоит «принудительное лечение наркоманов», которое одобряет 37 % из опрошенных, и на втором — «ужесточение ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков», отмеченное каждым третьим студентом. Среди самостоятельно сформулированных предложений есть еще более суровые — от «полного контроля и запрета государства» (3 ответа), до «убивать наркоманов и распространителей» (13 ответов).

Каждый четвертый верит в действенность внимания со стороны родителей; каждый пятый надеется на встречи с наркологами и юристами, которые могут дать достоверную информацию о вредных медицинских и юридических последствиях употребления наркотиков; а каждый шестой говорит о необходимости помощи в адаптации к сложным социально-экономическим условиям.

На просьбу оценить свои знания вредных последствий употребления наркотиков и других токсических веществ только 4% студентов ответили, что они ничего об этом не знают, остальные знают достаточно много (54%) либо слышали об этих вредных последствиях (почти 40%). Около половины опрошенных считают, что у них нет вредных привычек, около 40% курят, 9% злоупотребляют алкоголем. Остальные вредные привычки менее распространены и не столь вредоносны.

Итак, в большинстве своем учащиеся и студенты Читинской области считают здоровье самой важной ценностью, наряду с любовью, дружбой, семьей, работой или учебой. Они получают достаточно информации о здоровом образе жизни из самых разных источников. Подавляющее большинство опрошенных ведет или хотело бы вести здоровый образ жизни.

Учащаяся молодежь области в высокой степени информирована о наркотиках и о вреде их употребления. Большинство относится к наркотикам отрицательно, негативно оценивает людей, склонных к употреблению наркотических веществ, считая употребление наркотиков

признаком слабости. Причины употребления наркотиков, по мнению учащихся и студентов,

— поиск новых ощущений, безделье, скука, желание снять стресс или поддержать компанию. Это создает повышенный риск втягивания в наркоманию молодежи и студентов, для которых ведущие формы деятельности — общение и получение новой информации.

Хотя юноши в силу природной склонности к риску немного ближе к наркотикам, чем девушки, вызывает тревогу факт значительного распространения среди девушек курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Многие из опрошенных знакомы с проблемой наркомании не понаслышке: встречали наркоманов на улице и в общественных местах. Каждому третьему студенту предлагали попробовать наркотики и половина из них согласились. Чаще всего это происходит в возрасте 15—17 лет в компании знакомых. Каждый двадцатый говорит, что наркотики можно купить в его учебном заведении.

Фактором риска является курение и употребление алкоголя, поскольку прослеживается прямая зависимость между ними и употреблением наркотиков. Чаще пробуют наркотики студенты из состоятельных семей, реже — из средних по достатку. Бедные занимают промежуточное положение. Проблема стоит в равной мере остро для городского и сельского населения.

Подавляющее большинство опрошенных (87,3%) считает наркоманию современной молодежной проблемой. Решение этой проблемы, по их мнению, могут дать такие меры как: принудительное лечение наркоманов, ужесточение ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков, повышение внимания со стороны родителей, доступность помощи психологов, психотерапевтов, встречи с наркологами и юристами, которые могут дать достоверную информацию о вредных медицинских и юридических последствиях употребления наркотиков, обучение и помощь в адаптации к сложным социально-экономическим условиям (выбор профессии, поиск работы, продолжение образования, информирование о правах на социальный «пакет» — получение медицинской помощи, социальных льгот для молодых семей и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.